4. Гимнастика в Эпоху Возрождения. 4 гимнастика


4. Гимнастика в Эпоху Возрождения

Возрождение - это целая эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Приняты следующие хронологические рамки эпохи: Италия - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVII вв.

С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения замечательна тем, что в ее условиях оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла.

Созвучные идеи об элементах физической культуры высказывали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус.

Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:

а) они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;

б) в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;

в) они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;

г) под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;

д) они пришли к пониманию необходимости использования в физической

подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

е) они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;

ж) …они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий».

Также Л. Кун определяет общие недостатки их идей:

- они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан,

исходя не из действия этих игр, а из традиций;

- они пренебрежительно относились к физической культуре женщин;

- большинство из них считали грехом состязания между детьми.

В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.

5. Гимнастика в Новое время

Новое время (XVIII - начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике…», - писал К. Маркс.

Гуманисты предлагали установить новую систему всестороннего воспитания юношества, чтобы освободить его от старых феодальных традиций и догм. Большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я.А. Коменского и Д. Локка о соотношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.

Жан Жак Руссо (1712-1778), идеолог революционной мелкобуржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость развития функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей Двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта. Руссо писал: «Итак, если вы хотите воспитать ум вашего ученика,

воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Крайне плачевное заблуждение воображать, что телесные упражнения вредят работе ума: как будто эти две деятельности не должны идти рука об руку и как будто одна не должна направлять другую»1.

Физическое воспитание, по убеждению Руссо, является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал использовать соревновательный метод.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные (человеческое достоинство, трудолюбие, добросовестность, волю и др.) способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно начиналось с «естественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных играх, забавах, в занятиях элементарной (суставной) гимнастикой и завершается овладением трудовыми процессами.

Чтобы обучение детей сделать доступным и понятным, Песталоцци предлагал все отрасли знания свести к основным, простым и ясным элементам. Важным элементом человеческого тела он считал сустав. Поэтому, рассуждал Песталоцци, детей надо начинать учить движениям, развивающим пластичность и гибкость каждого отдельного сустава, далее постепенно усложнять упражнения движениями, при которых задействованы одновременно два-три сустава и более, и завершать обучение, предлагая ребенку выполнить сложный комплекс упражнений. Фактически это была система развития координации движений. Гимнастические упражнения должны были выполняться сознательно, а не подражательно. На базе элементарной гимнастики рекомендовалось проводить особую «индустриальную гимнастику».

Во взглядах Песталоцци на нравственное и физическое воспитание заложены основы системы физической подготовки с профессиональной направленностью. В то же время его взгляды следует считать ограниченными в силу того, что человека, его организм, окружающую действительность он представлял как сумму независимых друг от друга явлений, не видя между ними тесной диалектической связи.

Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного капиталистического способа производства, развития наук (в том числе и наук о человеке), культуры, повышения боеспособности армий в связи с необходимостью ведения войн.

studfiles.net

3.4. Гимнастика в дореволюционной россии

Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Празд­ничные развлечения включали выступления скоморохов, акроба­тов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канато­ходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и воль­тижировка.

Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардей­скими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Пет­ром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным на­выкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершен­ствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адми­рал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730—1800 гг.) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применя­лись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предме­тов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Ку­тузов.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в

22

23

русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915 гг.). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В спе­циальном наставлении по физической подготовке для армии и флота принимал участие П. Ф. Лесгафт, что сыграло положительную роль в научном обосновании направления и в том, что оно просу­ществовало длительное время без изменения. Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнас­тических снарядах, и с 1910 г. в основу физической подготовки была положена Сокольская система гимнастики.

В учебных заведениях вплоть до Великой Октябрьской социа­листической революции преподавалась гимнастика, заимствован­ная из различных систем.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с поста­новкой физического воспитания. В 1880 г. вышла его книга «При­готовление учителей гимнастики в странах Западной Европы», в которой давалась характеристика систем гимнастики и указыва­лось на отсутствие в них научного обоснования. Лесгафт разрабо­тал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе, причем он исходил не из гигиенических а из педагогических задач. Лесгафт считал, что важно как можно быстрее с наименьшей затратой сил научить ребенка и подростка владеть своим телом. Для этого нужно осознавать все свои движе­ния, а не просто подражать руководителю.

Лесгафт был противником изучения «частных приемов», т. е. специализированного обучения искусству движения. На этом осно­вании он отвергал упражнения на снарядах, акробатические как «малополезные для физического образования». Эти крайние взгля­ды Лесгафта во многом объясняются содержанием и несовершен­ной методикой спортивной гимнастики того времени.

Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разрабо­тал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.

В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно свя­зано с развитием спорта и международных спортивных связей, образованием в 1881 г. Международной федерации гимнастики (ФИЖ).

studfiles.net

Гимнастика для детей 4 лет

Гимнастика для детей 4 летЕще не так давно ваш новорожденный малыш лежал в своей детской кроватке. Такое беспомощное и беззащитное создание хаотично шевелило ручками и ножками, и улыбалось маме самой искренней в мире беззубой улыбкой. Однако, время быстротечно, и уже спустя каких-то четыре годика ваш крошка - уже ребенок со своим характером, нравом, со своими предпочтениями, ну просто настоящий человечек!

Детки в возрасте 4-х лет уже достаточно самостоятельны, активны и любознательны, хорошо координируют движение, умеют играть в компании сверстников, выбирать занятия по душе. Но больше прежнего они нуждаются в маминой заботе и внимании, а также в физической активности.

Совместить приятное с полезным, мамам поможет гимнастика для детей 4 лет.

Утренняя гимнастика для детей 4-х лет

Совместные утренние упражнения окажут неоценимый вклад в умственное и физическое развитие ребенка:

  • помогут получить заряд бодрости и хорошего настроения;
  • укрепят иммунитет;
  • поспособствуют становлению тесной взаимосвязи между родителем и малышом.

Утренняя гимнастика для малышей в 3-4 года выполняется в игровой форме. Благо, выбор упражнений позволяет подобрать оптимальный комплекс занятий для развития дыхательной системы, ловкости и координации движений, укрепления мышечной мускулатуры. Очень важно, чтоб физкультура проходила в веселой атмосфере. Для этого можно включить ритмичную музыку и предложить в крохе поиграть в зоопарк, наглядно демонстрируя на своем примере все виды упражнений, например:

  1. Начнем с разминки и покажем малышу, как прыгают зайчики: сначала на обеих ножках, затем можно на одной;
  2. Вспомним, как ходит косолапый мишка: становимся на четвереньки и устраиваем соревнование, чей медведь окажется самым сильным и быстрым.
  3. Поиграем в кошки-мышки. Предложите ребенку вообразить себя мышкой, которая по команде «кошка» приседает и прячется, закрывая головку ручками.
  4. Далее развиваем равновесие, зрительную и двигательную координацию. Для этого малышу необходимо представить себя жирафом, который изо всех сил, стоя на носочках, пытается дотянуться до лакомства.
  5. Деткам очень нравиться прыгать, так пускай вдоволь насладится любимым занятием, подпрыгивая с подскоками, как козленочек, сначала на одной, потом на другой ноге.

Таким образом, утренняя гимнастика для маленьких девочек и мальчиков в возрасте 3-4 года, а то и в 5 лет станет полезным и увлекательным занятием.

пальчиковая гимнастика 4 5 летПальчиковая гимнастика 4-5 лет

Кроме обычной утренней гимнастики, малыша можно увлечь развлечениями с пальчиками рук. По своей сути пальчиковая гимнастика – это игры и массаж одновременно. Проводятся упражнения в перерывах между занятиями в детском саду или дома с мамой, при этом любые движения сопровождаются стихотворением или веселой потешкой. Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет направлена на улучшение мелкой моторики и координации ручек, что способствует развитию речевого аппарата и улучшению памяти.

Вот несколько упражнений для пальчиковой гимнастики ребятишек 4-5 лет:

"Кораблик"

По реке плывет кораблик, (соединяем ладошки лодочкой и качаем из стороны в сторону),

Он плывет издалека (двигаем ручками, изображая волны).

На кораблике четыре (показываем по 2 пальчика на каждой ручке)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке (складываем ладошки на макушке и шевелим, изображая ушки),

У них длинные хвосты (пальцы сложить в щепотку и развести в стороны).

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.(растопыренными пальцам рук совершать царапающие движения).

"Алые цветочки"

Наши алые цветки (складываем руки ладошка к ладошке, держим перед собой)

Распускают лепестки (поочередно развести все пальцы руки в сторону, начиная с большого, при этом запястья должны оставаться прижатыми друг к другу),

Ветерок чуть дышит (подуть на руки),

Лепестки колышет (двигаем пальцами, будто ветерок колышет лепесточки)

Наши алые листки

Закрывают лепестки (поочередно складываем пальчики обратно, соединяя ладошки),

Головой качают (качаем ладони из стороны в сторону)

Тихо засыпают. (Склонить голову на ладошки).

"Малыши-крепыши"

Дружно пальцы встали в ряд (показываем пальцы, направив вверх и вытянув руки вперед)

Десять крепеньких ребят (сжимаем-разжимаем кулачки)

Эти два – всему указки (шевелим и показываем указательные пальцы на обеих руках)

Все покажут без подсказки.

Эти – два середнячка (шевелим и показываем средние пальцы на обеих руках)

Два здоровых бодрячка

Ну, а эти безымянны (шевелим и показываем безымянные пальцы на обеих руках)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (шевелим и показываем мизинчики на обеих руках)

Непоседы и плутишки

Пальцы главные средь них (шевелим большими пальцами, остальные сжимаем в кулачке)

Два больших и удалых.

Учим названия пальцев

Большой пальчик хочет спать,

Указательный - играть,

Средний пальчик задремал,

Безымянный уж устал.

Мизинчик всем кричит - "Ура!"

В детский сад идти пора!(Выполняем гимнастику поочередно, сначала с одной рукой, потом с другой. Ладошка раскрыта, зажимаем в кулачок, по очереди, соответствующие стишку, пальчики).

 

womanadvice.ru


Смотрите также