Консультация на тему: «Методы и приемы при организации утренней гимнастики». Алгоритм утренней гимнастики


Утренняя зарядка

Примерный комплекс упражнений зарядки для мужчин 1. ходьба на месте (20-30 сек.) 2. из исходного положения ноги вместе, руки опущены поднимают руки, одновременно отводя назад ногу, и возвращаются в исходное положение, зятем то же, отводя назад ногу (3- 4 раза) 3. руки в стороны, ноги на ширине плеч, приподнимаясь на носках, делают взмах правой ногой в левую сторону, одновременно отводя левую руку в противоположную сторону, возвращаются в исходное положение, затем то же левой ногой в правую сторону и т. д. (6-8 раз в каждую сторону) 4. из исходного положения ноги вместе, руки опущены поднимают руки вверх, затем приседают, отводя руки назад, и возвращаются в исходное положение (4-6 раз) 5. из исходного положения ноги вместе, руки опущены наклоняют туловище в сторону, одновременно отводя ногу в сторону наклона и поднимая вверх противоположную руку. Другую руку заводят за спину, затем возвращаются в исходное положение (3- 6 раз в каждую сторону) 6. из исходного положения ноги широко расставлены, руки опущены вдоль тела наклоняют туловище вперед, одновременно разводя руки в стороны, затем возвращаются в исходное положение (4-6 раз) 7. из исходного положения руки в стороны, ноги вместе приседают отводя ногу в сторону, затем возвращаются в исходное положение (4-6 раз в каждую сторону) 8. из исходного положения ноги вместе, руки на поясе поворачивают туловище в сторону, одновременно поднимая руки вверх, затем возвращаются и исходное положение (4-6 раз в каждую сторону) 9. из исходного положения ноги в стороны, руки опущены вдоль тела отводят ногу в сторону, одновременно поднимая руки в стороны-вверх, затем возвращаются в исходное положение (4-6 раз в каждую сторону) 10. приседают, положив руки на колени, затем, выпрямив ноги, стараются коснуться руками пола (6-8 раз) 11. из исходного положения ноги вместе, руки опущены поднимают руки вверх, одновременно отводя ногу назад, затем, опуская руки и отводя их назад, выносят вперед ногу (4-6 раз каждой ногой) 12. из исходного положения ноги в сторона руки опущены приподнимаются на носках, руки поднимают вверх, затем, наклонившись вперед, стараются коснуться рукой носка противоположной ноги, другая рука заводится за спину (6-8 раз каждой рукой) 13. из исходного положения ноги врозь, руки опушены вдоль тела производят отводящие движения руками: одной рукой — вверх и назад, другой — вниз и назад, затем меняют положение рук (6-8 раз) 14. прыжки на месте (20-30 сек.), постепенно переходящие в ходьбу (10-20 сек.) 15. приподнявшись на носки и разведя руки и стороны, наклоняются вперед, одновременно согнув колени и скрестив руки (3-4 раза)

opennotes.ru

«Современные подходы к организации физического воспитания в доу формы и методы утренней гимнастики»

Номинация : «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование».

Работа с дошкольниками.

Тема:

«Современные подходы к организации физического воспитания в ДОУ – формы и методы утренней гимнастики»

Сайфуллина Лидия Альбертовна

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №68»

Матюхина Наталья Валерьевн

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Дектский сад №68»

Современное образование: проблемы, задачи, перспективы.

«Современные подходы к организации физического воспитания в ДОУ – формы и методы утренней гимнастики».

«Движение как таковое может по своему

действию заменить любое средство,

но все лечебные средства мира

не могут заменить действия движения».

Ж. Тиссо

(французский клиницист)

Проблемы

Здоровье детей – богатство нации, этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он просто самый главный!

Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. Ожегова: правильная, нормальная деятельность организма.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Во времена глобальных перемен и потрясений достойно выжить могут только эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют», уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдают какими – либо хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность. Как показывает практика, одно из ведущих мест в структуре заболеваемости занимает ортопедическая патология. У многих детей отмечаются нарушения осанки и стоп, что может в дальнейшем привести к искривлению позвоночника, деформации грудной клетки и нижних конечностей. Если начавшиеся патологический процесс не выявляется вовремя и запущен, это может привести к серьезным отклонениям в состояние здоровья; к снижению общей работоспособности, физической выносливости, к отклонениям в работе сердечно – сосудистой и дыхательной системе, к заболеваниям нервной системы.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими его людьми, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные формы и средства физического воспитания детей; упражнения музыкально – ритмической гимнастики, игрового стречинга, гимнастика с элементами йоги и др.

Изучив методическую литературу, где были представлены оздоровительно – развивающие программы, ознакомившись с методическими пособиями Е. С. Крючек «Аэробика – содержание и методика оздоровительных занятий», «Аэробика для малышей», авторы Е. Герасимова и И. Романенко с учебным пособием «Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно – оздоровительной работе», авторы Крючек, Кудашева, Саленин, Малышева, «Са-фи-Дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей, «Фитнес - Данс» авторы Ж. Е Фирилева., Е. Г. Сайкина, «Игровой стречин» Л. И. Константиновой. Мы решили разнообразить формы проведения утренней гимнастики, так как утренняя гимнастика является неотъемлемой частью НОД детей в дошкольном учреждении.

Утренняя гимнастика
Традиционная форма нетрадиционная форма
Построенная

На О.Р.У.

Сюжетная по сказкам и.т.д. Музыкально- ритмическая гимнастика Гимнастика из подвижных игриз подвижных Игровой стречинг Утренняя пробежка Специальные задание
Полоса препятствий
нетрадиционные виды упражнений в течении года
Игровой самомассаж Игровые упражнения на дыхание лого ритмика Пальчиковая гимнастика игропластика Элементы корригирующих упражнений для профилактики нарушения осанки Гимнастика для глаз
Все комплексы утренней гимнастики выполняются под музыкальное сопровождение (это живой звук фортепьяно, музыкальные фонограммы).

^ Назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы пробудить организм ото сна. Гимнастика же в детском саду проводиться перед завтраком, чтобы для отдельных детей бывает через 1-1,5 ч. после пробуждения. Возникает вопрос, какой смысл в такой гимнастике? Утренняя гимнастика в детском саду важна не только как средство пробуждения, сколько особым образом организованные общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, является результатом «мышечной радости от движения в коллективе сверстников, снимает психологическое напряжение от расставания с родителями, собирает внимание, дисциплинирует поведение».

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима и в основном решает оздоровительные.

Исходя из целей утренней гимнастики мы можем решать следующие задачи.

^

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия;

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.

^

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

- развивать ручную умелость и мелкую моторику.

^

- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Возможности утренней гимнастики неограниченны. Только обычную традиционную форму, можно разнообразить введя в нее пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения для тренировки зрения, игровой самомассаж, дыхательную гимнастику и др., при этом важно соблюдать принципы обучения детей движениям:

Принцип развивающего обучения.

Принцип воспитательного обучения.

Принцип сознательности.

Принцип систематичности.

Принцип наглядности.

Принцип доступности.

Принцип индивидуализации.

Принцип оздоровительной направленности.

^

Классификация методов

Наглядный метод
Наглядно-зрительный приемы:
  • Показ физических упражнений
  • Использование наглядных пособий
  • Имитация
  • Зрительные ориентации
Словесный метод
  • Объяснения
  • Пояснения
  • Указания
  • Подача команд, распоряжений, сигналов
  • Вопросы к детям
  • Образный сюжетный рассказ
  • Словесная инструкция
Наглядно-слуховые приемы:

Музыка, песни

Тактильно-мышечные приемы:

Непосредственная помощь взрослого

Цель: обращение к созданию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения
цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка

цель: закрепляет на практике знания, умения и навыки движений, способствует созданию мышечных представлений о движении
^
  • Повторение упражнений без изменения и с изменениями
  • Проведений упражнений в игровой форме
  • Проведение упражнений в соревновательной форме

Перспективы

В нашем МБДОУ «Детский сад №68» реализуется комплексная программа «Детство», разработанная авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гуревич, базисным компонентом которой является раздел «Приобщаемся к двигательной культуре» в дальнейшем определена в соответствии с ФГТ, как образовательная область «Физическая культура», «Здоровье».

Годовая задача: приобщение детей к двигательной культуре на 2010-2011 учебный год заключалась в создании системы образовательного мониторинга по физическому развитию детей и рационального использования этих данных в организации индивидуально - дифференцированного подхода к детям. В 2011- 2012 году мы продолжили работу над этой задачей.

Мониторинг освоения детьми образовательной области «физическая культура» проводился в следующем направлении.

Характеристика физических качеств (извлечения из ФГТ)

Методы диагностики:

  1. Тестовые задания для выявления быстроты.
  2. Тестовые задания для выявления силы.
  3. Тестовые задания для выявления ловкости.
  4. Тестовые задания для выявления выносливости.
  5. Тестовые задания для выявления гибкости.
  6. Тестовые задания для выявления двигательной активности.
  7. Беседа «Незаконченное предложение» по выявлению готовности соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
^

за 2011-2012 учебный год.

на 1 октября 2011г.

норма – 54% всех детей

выше нормы – 35% всех детей

ниже среднего – 11% всех

на 1 мая 2012 г.

норма – 53 всех детей

выше нормы – 38% всех детей

ниже среднего – 9% всех

Анализируя работу по физической культуре и оздоровлению детей, мы добились значительных результатов; снизилась заболеваемость детей.

Выводы:

На следующей год мы планируем работу по следующим годовым задачам:

Приоритетное направление: физическое развитие

Задача: оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

  1. Оптимально использовать современные подходы к организации и проведения утренней гимнастики.
  2. Сформировать и конкретизировать систему подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС к результатам освоения выпускниками образовательной программы ДОУ.
  3. Внедрение формирующих психолого-педагогических технологий работы с детьми с учетом их гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи.
  4. Повысить эффективность здоровье сбережения детей в МБДОУ на основе взаимодействий детского сада с семьей, учреждениями образования, культуры и спорта.

^

Цель:

- снимает психологическое напряжение от расставаний с родителями;

- Повышает эмоциональный тонус;

- повышает уровень жизнедеятельности организма;

- растормаживает нервную систему;

- восстанавливает работоспособность и восприимчивость к внешним воздействиям;

- развивает силу, гибкость, влияет на развитие правильной осанки;

- улучшает обменные процессы в организме.

Место проведение физкультурный зал.

Спортивный инвентарь и оборудовании:

Коврики для каждого ребенка.

Музыкальное сопровождение:

Эстрадная музыка

«Физкультура» музыка Тимофеевой

«Я пушистый беленький котенок » венгерская народная музыка

Музыкально-ритмическая разминка

^ . Ходьба в колонне друг за другом. Ходьба на носках, руки к плечам. Бег змейкой между ковриками. Ходьба с высоким подниманием колен. Обычная ходьба. Ходьба «Чарли-Чаплин». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, руки на поясе. Ходьба с перестроением в 4 колонны.

II.О.Р.У. Музыкально-ритмические движения

  1. «Бег на месте»
^ о.с., руки согнуты в локтях.

Выполнение: Бег на месте, высоко поднимая колени. 20 сек.

  1. «Ушки»
И.п. ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на уровне головы «имитация ушек».

Выполнение: 1. Наклон головы с «ушками» вправо.

2.И.п.

3.Наклон головы с «ушками» влево.

4.И.п. 4 раза

3. «Котёнок умывается»

И.п. о.с., руки согнуть в локтях, «полочкой» на уровне груди.

Выполнение: 1. Отвести согнутую в локте правую руку за голову.

2.И.п.

3.Отвести согнутую руку (левую) за голову.

4.И.п. 4 раза

4. «Котёнок лезет в трубку печную»

И.п. ноги на ширине плеч, руки перед грудью, согнуты в локтях.

Выполнение: 1. Плавные наклоны вперед-вниз, выполняя вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.

2. И.п. 3 раза

5. «Котёнок машет лапками»

И.п. сидя на ковре, руки в упоре на предплечья, ноги согнуты в коленях.

Выполнение: 1.Махи согнутыми в коленях ногами (поочерёдно правая, левая) 20 сек

2. И.п.

6. «Котёнок прячется»

И.п. сидя «по-турецки», руки на поясе.

Выполнение: 1. Наклон к правому колену, коснуться его лбом.

2.И.п.

3.Наклон к левому колену.

4.И.п.

7. «Уголок»

И.п. сидя: ноги согнутые в коленях, стопы на полу, упор руками в пол за спиной.

Выполнение: 1. Наклон колен вправо на бедро.

2.И.п.

3.То же влево.

4.И.п. 4 раза

8. «Отдыхаем»

И.п. стоя: ноги вместе, руки в стороны.

Выполнение: вращение бедер вправо, влево. 20 сек.

9. «Лапу в сторону»

И.п. упор руками в пол, перед собой, глубокий присед.

Выполнение: поочередно выставлять правую, левую ногу (1 вправо, 2 влево) и.п. 4 раза

10. «Ракета»

Выполнение: И.п. стоя ноги вместе, руки опущены.

  1. Руки вверх соединить ладони правую ногу в право на носок.
  2. И.п.
  3. Тоже с левой ноги.
  4. И.п.
11. «Твист»

И.п. ноги узкая стойка, руки согнуты в локтях.

Выполнение: твист (проигрыш).

12. «Сед на ковёр, погладив себя по голове»

Упражнение на дыхание:

«Назови цветок» (на развитие воображения).

shkolnie.ru

Утренняя гимнастика | Что такое утренняя гимнастика

eto-neobxodimo-primenit В одной из статей я писал про важность утренних разминок. Теперь я представляю вам подробный перечень и алгоритм утренних упражнений. Применяйте.

  1. Для начала надо проснуться. Любое просыпание необходимо делать плавно (не как в армии). Поскольку организм еще спит, резкий подъём может стать стрессом для организма. И в этом состоянии вы будет делать зарядку? Мы все грамотные люди и будет делать всё правильно.
  2. После щадящего подъема необходимо организовать соответствующие утренние мероприятия. Туалет и умывания.
  3. Итак, встали, умылись и начинаем заниматься.
  4. Интереснее будет использовать какой-нибудь фон (ТВ, радио и т.п.)
  5. Положение стоя, ноги шире плеч, выполняем наклоны влево (левая рука на поясе, правая над головой) раз-два. Наклоны вправо (правая рука на поясе, левая над головой) раз и два (10 повторений для каждой стороны).
  6. Положение стоя, ноги на ширине плеч, руки зафиксируйте на талии. Поскольку вращения головой по мнениям экспертов далеко не полезны для позвонков, мы будем выполнять плавные наклоны головы вперед-назад-влево-вправо (всего 10 таких повторений).
  7. Положение стоя, ноги в месте, руки опущены. Начинаем подъем рук вверх над головой. Раз и полностью вытянулись. Два – опустили руки (10 повторений).
  8. Повороты тела с выпрямленными руками. Ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне с плечами. Начинаем плавные повороты в левую сторону до упора и затем в правую сторону. И так по 5 раз в каждую сторону.
  9. Вращение прямыми руками. Ноги на ширине плеч. Руки вытянуты вверх над головой. Начинаем одновременные медленные вертикальные вращения руками вниз-вверх (15 вращений).
  10. Наклоны стоя. Ноги на ширине плеч. Руки вытянуты вверх над        головой. Начинаем плавные наклоны вниз. Стараемся дотянуться руками до стоп (10 наклонов).
  11. Наклоны сидя. Положение сидя на полу, ноги шире плеч. Обеими  руками тянемся сначала к правому носку, за тем к левому (10 наклонов к каждому носку).
  12. Отжимание от пола. Принимаем упор лежа, сгибаем руки в локтях и касаемся грудью пола. Возвращаемся в упор лежа разгибая руки (примерно 7-15 повторений, количество зависит от вашей подготовки,).eto-neobxodimo-primenit2Женщины могут отжиматься, используя колени.
  13. Приседания. Положение стоя, ноги на ширине плеч, руки вытягиваем перед собой. Начинаем приседать (не до конца). В нижнем положении  бедра должны быть параллельны полу? Возвращаемся в исходное положение стоя (10-15 повторов).
  14. Заканчивая зарядку необходимо восстановить дыхание и вернуть нормальный пульс. Поэтому принимаем положение стоя, ноги на ширине плеч, руки по бокам. Начинаем плавно на вдохе поднимать руки через стороны к голове и затем на выдохе плавно опускаем (количество повторов зависит от ваших ощущений спокойствия).
  15. Всем известно, чем завершают тренировки и утренние зарядки. Правильно, водными процедурами. Удачного дня!

 Да, и ещё немного об утренней зарядке для похудения. Разница только в том, что упражнения необходимо будет делать с акцентом на те части тела, которыми вы не довольны. Применять упражнения на растяжку тела и соблюдать правильный подход к питанию. Все утренние упражнения должны быть легкими и нести заряд энергии. Вот и всё.

Рубрика: Фитнес и здоровье | Метки: упражнения |

bodykeeper.ru

«Методы и приемы при организации утренней гимнастики». страница 4

 

Утренняя гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10-12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега

(иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.

Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе), так как статистическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

1. упражнения на восстановление дыхания.

2. Пальчиковые гимнастики.

3. Упражнения для глаз.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и другие.

 

Утренняя гимнастика пройдет эффективнее и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.

Значение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность. Теория и методика утренней гимнастики разработаны Н. Метловым, В. Невским и др.

Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.

После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, - вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье и учреждении интернатного типа. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение.

infourok.ru

Утренняя гимнастика в детском саду, ГБОУ Школа № 183, Москва

Сегодня я расскажу Вам об особенностях проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.

Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и т.д.), подготавливают организм к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание, общеразвивающие упражнения для разных мышечных групп, а также подвижные игры, полосы препятствий с использованием различного спортивного инвентаря.

Методика проведения утренней гимнастики во второй младшей группе.

Продолжительность гимнастики составляет 5-6 мин. и состоит из 3-4 упражнений, которые повторяются 4-6 раз. После ходьбы и непродолжительного бега (за первым, за последним, врассыпную), проводятся общеразвивающие упражнения. Для выполнения упражнений дети строятся в круг. Амплитуда движения рук определяется самим ребёнком. Каждый выполняет это в меру своих сил. Амплитуда туловища незначительна, в связи с неустойчивостью ребёнка и слабостью мышц. Большинство упражнений выполняется из исходного положения стоя. Амплитуда движения ног мала, дети невысоко поднимают колени. Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения, каждое упражнение выполняется целиком, в неизменном виде. Обычно упражнения состоят из двух частей (показали - спрятали; сели – встали). После упражнений вместо бега в заключительной части можно дать прыжки (6-8 раз) на двух ногах, затем следует непродолжительная ходьба на месте и вновь повторяются прыжки.

В начале зарядки воспитатель предлагает детям построиться друг за другом. Дети по удару в бубен или по сигналу «пошли» идут в колонне друг за другом по периметру зала. Во время ходьбы воспитатель ритмично ударяет в бубен, напоминая детям, чтобы они не наталкивались друг на друга, сохраняли окошечки. Если ведущий плохо справляется со своими обязанностями, воспитатель сам встаёт на место ведущего. По ускорению ритма ударов в бубен, дети переходят на непродолжительный бег (10 сек.). После бега воспитатель переводит детей на ходьбу, затем останавливает их, предлагает повернуться к нему, взяться за руки, берёт первого и последнего ребёнка за руки и предлагает сделать большой ровный круг. Если упражнения проводятся с пособиями, воспитатель сам раздаёт пособия, оставляя для себя, также пособия можно подготовить заранее, положить их на пол, по кругу, а затем встаёт в круг с детьми. Перед тем, как выполнить упражнение, воспитатель даёт краткую характеристику движения, которое будут выполнять дети (например, «Будем флажок за спину»). Сначала воспитатель говорит детям, что нужно сделать в данном упражнении («Сейчас мы с вами помашем флажком»), а потом проговаривает содержание упражнения, одновременно выполняя его («Поднимите флажок, помашите, посмотрите на него, опустите»). После сбора пособий воспитатель предлагает детям повернуться и идти за ведущим.

Методика проведения утренней гимнастики в средней группе

Продолжительность гимнастики составляет 6-8 мин. и включает 4-5 общеразвивающих упражнений, которые повторяются 5-6 раз. Продолжительность бега не мене 20 секунд. В этом возрасте рекомендуются более разнообразные виды ходьбы: на носках, на пятках, парами, взявшись за руки, со сменой направления, со сменой ведущих. Для ходьбы на носках, на пятках ритм ударов в бубен должен быть медленным, так как эти виды ходьбы требуют большого напряжения. Перестроения (из колонны в пары и обратно) и другие перестроения, а также ходьба со сменой ведущего проводятся на месте, а уже потом можно продолжать ходьбу. Бегают дети в колонне, парами, держась за руки, врассыпную. Бег врассыпную – сложный вид бега, поэтому он проводится вначале, перед общеразвивающими упражнениями. Во время ходьбы, бега воспитатель уже не идёт впереди или рядом с детьми, а идёт навстречу, противоходом, смотрит, как дети соблюдают расстояние между собой. Прыжки на двух ногах дети могут выполнять не только на месте, но и продвигаясь вперёд. Исходные положения более разнообразны – стоя, сидя, лёжа на спине. Упражнения для мышц плечевого пояса уже состоят как бы из трёх частей (поднять руки вперёд, вверх, опустить), а иногда из четырёх.

Перед выполнением упражнений дети сами берут заранее подготовленные пособия, такие как флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи, мешочки, косички, обручи. Перед разучиванием упражнения воспитатель называет его, затем показывает, как правильно выполнить движения. При обучении новому упражнению показ должен быть выполнен технически грамотно, выразительно, без остановки, с чётким исходным положением. Показ упражнения без объяснения воспитатель даёт 1-2 раза, затем с замедлением отдельных частей упражнения и соответствующим объяснением. Необходимо проверить точность исходного положения, напомнить, что упражнение надо начинать и заканчивать одновременно. Упражнение сопровождается краткими командами-указаниями (Присесть-встать, поднять – опустить). Во время выдоха в некоторых упражнениях дети могут проговаривать вместе с воспитателем немногосложные слова («вни-и-и-з»). По окончании упражнения воспитатель даёт краткую положительную оценку. Когда детям упражнения знакомы, осуществляется их углублённое разучивание. Упражнение называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию исходного положения и его проверка у детей, команда к началу упражнения, распоряжения по ходу упражнения («Присесть – встать») и указания к качеству выполнения («Руки не сгибать», «Колени не сгибать»). В зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, можно давать только краткое описание движения без показа или только его название. К концу учебного года можно поставить перед детьми задачу вспомнить порядок, способ выполнения упражнения, но дав предварительно установку – заметить и запомнить последовательность движений. Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается словесными указаниями воспитателя.

Методика проведения утренней гимнастики в старшей группе.

Продолжительность гимнастики составляет 8-10 мин. и включает 5-6 общеразвивающих упражнений, которые повторяются 6-8 раз. Для детей применяются различные виды ходьбы в колонне, парами, не держась за руки, врассыпную, по диагонали, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Это требует медленного выполнения, внимания к осанке детей. Темп ходьбы может меняться. Продолжительность бега увеличивается не менее 30 секунд. Бег широкий, размашистый. Бег в колонне, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются вначале гимнастики, в конце проводится обычный бег. Дети могут выполнять поочередные подскоки на правой и на левой ноге.

Во время выполнения упражнений воспитатель обращает внимание на амплитуду движений частей тела. Она увеличивается. Так же обращается внимание на фиксированное положение (полностью выпрямлять руки и ноги, оттягивать носки и т.д.), на чёткое сохранение исходных положений (не сдвигать ступни во время поворотов туловища в стороны). Повышаются требования к точности выполнения, к согласованности движений. При выполнении упражнений все меньше используется показ движений воспитателем, он больше напоминает детям, как выполнить то или иное упражнение. Дети способны самостоятельно после четкого объяснения правильно выполнить упражнение.

Методика проведения утренней гимнастики в подготовительной к школе группе.

Утренняя гимнастика проводится 10-12 мин, состоит из 6-7 упражнений, которые повторяются 8-10 раз. Длительность бега 40 сек.

Виды ходьбы в колонне разнообразны: врассыпную, через центр, по диагонали, змейкой, со сменой направления, а также ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. В гимнастику включаются всевозможные виды подскоков: на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперёд, поочерёдно на правой, на левой ноге. Воспитатель в основном использует слово (напоминание, указание, объяснение), так как большая часть программы повторяет программу старшей группы с некоторыми усложнениями. Пособия для упражнений дети берут сами, которые заранее разложены на скамейки.

Проговаривание воспитателем слов, помогающих осмыслить пространственные ориентировки, даётся лишь на первом этапе обучения. В дальнейшем упражнения выполняются в сопровождении подсчёта. Оценка выполнения упражнений должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок («Шире разведи колени!», «Держи спину прямо!»).

Когда даётся новое упражнение целесообразно показать и объяснить его. Учитывая двигательный опыт детей, можно показ совместить с объяснением. Отдельные части упражнения, хорошо знакомые детям, не объясняются, а только называются. Хорошо знакомые упражнения дети выполняют самостоятельно по команде, распоряжению.

sch183.mskobr.ru