Общие правила анализа техники гимнастических упражнений. Аналитическая гимнастика


1.4 Физическая реабилитация при позвоночно-спинномозговой травме

1.4.1 Двигательная реабилитация

Учитывая особую значимость моторных нарушений, восстановлению двигательный функций должно быть уделено основное внимание. На первый план здесь выступают средства двигательной реабилитации (ДР)-физические упражнения. Выделяют 4 главных механизма действия физических упражнений: 1)тонизирующее; 2)трофическое; 3)формирование функциональных компенсаций; 4)нормализация функций и целостной деятельности организма [19,21,27,42,67].

Поскольку ДР повышает жизнеспособность организма в неблагоприятных условиях, всем больным с травмой спинного мозга необходим комплекс общеукрепляющих и мобилизующих мероприятий, снимающих отрицательные влияния гиподинамии. Столь же необходима рациональная укладка. Функционально-физиологическое положение с учетом кордантности поражений мышц и деформаций обеспечивает оптимальные условия для лечения. При повреждении спинокортикальных связей поток импульсов от проприорецепторов, расположенных каудальнее травмы, уменьшается. В то же время из зоны повреждения резко возрастает, образуя в коре головного мозга патологическую доминанту, подавляющую активность корковых структур. Указанные обстоятельства ведут к ослаблению регулирующего влияния коры на функции организма. Тонизирующие физические упражнения позволяют уменьшить это торможение. Регулярное систематическое многократное повторение упражнений возбуждает соответствующие двигательные клетки коры и удерживает их в состоянии функциональной активности. Физические упражнения выводят на новый уровень обменно-энергетические процессы в мышцах, способствуют усилению кровообращения.

Таким образом, задачами ДР в клинике повреждений спинного мозга являются общеукрепляющие мероприятия, обеспечение функционально-физиологических положений, активация двигательных центров коры, улучшение кровообращения в зоне с нарушенной иннервацией.

Исходя из клиники двигательных расстройств у больных с повреждением спинного мозга, очевидно, особое внимание должно уделяться дыхательным упражнениям, ортостатическим тренировкам, упражнениям на координацию. Важное значение имеют специальные занятия для улучшения кишечной моторики, при рефлюксе и уролитиазе, для усиления кровоснабжения спинного мозга. При составлении плана лечения учитывают специфическую пластичность, а также способность опорно-двигательного аппарата реализовать функции хватания, стояния и ходьбы в условиях патологии.

Приемы ДР разнонаправлены в зависимости от вида паралича вялого или спастического. При вялом параличе подбор упражнений проводится таким образом, чтобы увеличился поток импульсов от проприорецепторов паретичных конечностей. При спастическом параличе усилия направлены на расслабление и растяжение мышц. И в том и в другом случае объектом для занятий являются дефектные мышцы. При грубых повреждениях (неустраненная компрессия, размозжение структур, анатомический перерыв), когда восстановление невозможно, ДР решает задачи замещения функций (компенсацию), нейромоторного перевоспитания мышц, в норме не дучаствующих в данном двигательном акте, и приспособления у дефекту. В каждом периоде травматической болезни спинного мозга ДР имеет свои особенности. Они касаются как цели, так и выбора комплекса движений, темпа, объема и силы их, а также количества частной и общей нагрузки.

Существует мнение, что в ранний период спинальной травмы ДР не следует проводить, ее считают даже противопоказанной [69]. Между тем начало занятий ДР сразу же после проведения комплекса срочных жизнесохраняющих мероприятий целесообразно. Занятия при этом имеют профилактическую напраленность и ориентированы на раннее предупреждение пролежней, контрактур и застойных явлений в легких. Больному обеспечивают физиологически рациональную укладку, проводят дыхательную гимнастику (если он не интубирован), пассивные движения в суставах конечностей. Применение ДР в критический для больных период позволяет значительно уменьшить послеоперационные осложнения и летальность. ДР в период дебюта положительно сказывается и на манифестации основных синдромов формирующийся травматической болезни спинного мозга, и на функциональном прогнозе. Конечно же, речь идет о физических упражнениях, адекватных состоянию больных. Перегрузки вообще вызывают асинхронизацию ритмов разных систем организма. Известно, что интенсивное истощающее возбуждение ведет к изменению обмена белков в сторону катаболизма, вызывает структурные изменения белковых молекул, снижение гликогена в тканях мозга, отложение аммиака в нервной ткани, снижение АТФ в мозговых структурах, что приводит к снижению возбудимости и усилению торможения. Поэтому важно в острой стадии травмы проводить мобилизующие мероприятия, статистические и пассивные упражнения, дыхательную гимнастику, ограничив двигательную активность в объеме и нагрузках.

В подострой стадии раннего периода травматической болезни ДР ориентирована на функциональную реституцию. Занятия усложняются, увеличиваются параметрические показатели - сила, амплитуда и скорость упражнений. Усиление афферентной сигнализации с периферии способствует перестройке интегративной деятельности спинного мозга. Повышение активности центров различной модальности в процессе реинтеграции ведет к увеличению потока эфферентных импульсов.

Хроническая стадия позднего периода травматической болезни спинного мозга требует сложной коррекции стимулирующих, перестраивающих и нормализующих афферентную импульсацию воздействий, направленных на викарное замещение. Наиболее адекватными терапевтическими мероприятиями при этом будет те, которые усиливают поступление возбудительных импульсов и блокируют тормозные. При спастических параличах и парезах первоочередными являются приемы, устраняющие или уменьшающие дисбаланс мышц-антагонистов. При вялых парезах ведущее значение будут иметь усиление афферентации с проприорецепроров, стимулирующие занятия, регуляция позы[6].

Установлено, что при использовании движений в качестве лечебного фактора в мышцах усиливаются ресинтез гликогена, утилизация безбелкового азота, повышается ситез белков и потребление кислорода. Это обстоятельство имеет принципиальное значение. В условиях снижения двигательной активности нарушается метаболизм РНК и белков, при этом атрофия мышц опережает атрофию соответствующих мотонейронов. В денервированных мышцах отмечается еще более глубокая перестройка. Поэтому нормализация обменных процессов в мышцах играет важную роль в процессе восстановления. Под действием ДР происходят выраженные гуморальные сдвиги, сопровождающиеся активацией гормонов, ферментов, ионов калия и кальция. Главную трудность в восстановительной терапии больных с последствиями позвоночно -спинальной травмы представляет передача возбуждения из проксимального отрезка спинного мозга в дистальный. Тренировки пассивными и активными движениями, сопровождающимися афферентными и эфферентными импульсами, способствуют регенерации тканей в очаге повреждения, растормаживанию морфологически сохранных, но функционально бездеятельных нейронов в зоне функциональной асинапсии и развитию новых путей импульсной передачи. Афферентный разряд многосегментарен, физиологами широко обсуждается вопрос о «мультисенсорной конвергенции на афферентных нейронов», что считается одним из главных факторов в деятельности сенсорных систем в патологических условиях.

При частичных повреждениях спинного мозга, когда некоторые проводники сохранены, включение дополнительных интернейронов при образовании новых рефлекторных реакций взамен утраченных обеспечивает развитие движений в объеме, достаточном для функционального восстановления. При разрыве мозгового шнура импульсная передача от центра на периферию осуществляется по экстрамедуллярным коннективам, что приводит к включению приспособительных механизмов и компенсации сформировавшегося дефекта, «к развитию двигательных функций даже в условиях анатомического перерыва спинного мозга» [17].

В резидуальной стадии травматической болезни лечебная физическая культура (ЛФК) каправлена на закрепление достигнутого уровня двигательной активности и приспособление больного к имеющемуся дефекту. Тем не менее, и в этой стадии в литературе отмечаются случаи функционального восстановления.

После травмы спинного мозга возможность самостоятельного передвижения утрачена или ходьба специфически обезображена: аритмична, сопровождается нарушением опорной функции, временной и пространственной асимметрией, изменением структуры движения, вертикальным или боковым раскачиванием тела, напряженностью, изменением позовой характеристике ног и чаще всего возможно сподручными средствами. Ходьба представляет собой движение с переносом общего центра тяжести тела, при этом попеременно и последовательно конечности и совершает опору и перенос ноги. Фаза опоры формируется такими составляющими, как передний толчок, перекат стопы и задний толчок. В фазе переноса ведущими будут момент разгибания и момент вертикали. Смещение общего центра тяжести тела происходит при ходьбе в вертикальном, переднем и боковом направлениях, вызывая определенные отклонения( колебания) тела.

В процессе поэтапных занятий по обучению больных ходьбе усилия должны быть сосредоточены на улучшении кинематических характеристик- выпрямлении ноги в опорный период шага, увеличении амплитуды движений в фазе переноса. Это обеспечивает выработку правильного динамического стереотипа передвижения. При этом улучшаются временные показатели шага, нормализуется поза ноги, улучшается рисунок ходьбы.

Этапность занятий предусматривает последовательность силовых и временных нагрузок, динамических усложнений и включения разных мышечных групп в произвольную двигательную активность. Все это в конечном итоге ведет к освобождению больного от подручных средств опоры. Отработка вертикальной позы и передвижения важны еще и потому, что способствуют восстановлению функции тазовых органов, улучшают деятельность всех жизненно важных систем организма. Поэтому тренировки в передвижении необходимы и в резидуальной стадии даже при грубых и функционально необратимых изменениях. В этих случаях усилия направляют на устранения патологических взаимоотношений мышц конечностей, дискордантных контрактур, восстановление опороспособности, включение в движение мышц, в обычных условиях не участвующих в нем, обеспечение возможности ортоградного передвижения. Создается новый стереотип ходьбы, требующий дополнительной работы мышц [26].

Во время тренировок и переобучения больного широкое применение имеют ортопедические средства- протезные аппараты и опорные приспособления. Рациональное протезирование улучшает условия опороспособности конечностей, способствует уменьшению асимметрии по всем параметрам. Дополнительная опора на вспомогательные подручные приспособления уменьшает фронтальную составляющую, боковые раскачивания туловища и разворот стоп, облегчает удержание тела в равновесии. Таким образом, применение ДР как дифференцированной системы использования движений в лечебных целях, применяемых в соответствующих сочетаниях и определенной последовательности, позволяет избирательно воздействовать на денервированные и измененные мышцы. Эффект обеспечивается восстановлением или реконструкцией утраченных функций, замещением их другими или формированием новых с помощью ортотехники.

Проведенный нами анализ научно- методической литературы позволил выявить ряд наиболее эффективных методик двигательной реабилитации [26,27,28,29,30,31,39,69].

Общеукрепляющая лечебная гимнастика. Основная цель упражнений данного вида - общестимулирующее воздействие. Такие упражнения включают во все гимнастические комплексы в чередовании с целевыми мероприятиями. Общеукрепляющая гимнастика в форме неспецифических элементарных гимнастических упражнений общего характера направлена на активацию сердечно – сосудистой системы, дыхания, улучшение обменно – элементарных и вегетативных функций. Постепенно в ходе занятий общеукрепляющие упражнения затеняют специальными. Однако такая замена в лечебных комплексах не должна быть полной: впоследствии упражнения чередуются с большей или меньшей периодичностью. Технические приемы выполнения общеукрепляющих упражнений изложены выше, при рассмотрении упражнений мобилизующей гимнастики. Следует отметить, что направленные гимнастические мероприятия по моторно – висцеральным рефлексам стимулируют деятельность внутренних органов. И все же в ряде случаев возникает необходимость специальных органно – функциональных стимуляций, чему могут способствовать специально подобранные упражнения [28,10].

Дыхательная гимнастика. Ее цель – способствовать уменьшению застойных явлений в легких путем освобождения бронхов от скопившегося секрета и повышения легочной вентиляции. Застойные легкие часто осложняют течение травматической болезни спинного мозга. Гиподинамия, уменьшение экскурсии легких из-за слабости межреберных мышц, снижения подвижности диафрагмы создают условия для обтурации слизью бронхиального дерева, расстраивается ритм дыхания, возникает гипоксия. Дыхательные нарушения особенно часто возникают у больных с травмой шейного отдела позвоночника и спинного мозга. Поэтому дыхательную гимнастику следует включать в лечебные комплексы у всех больных с высокой локализацией повреждения.

Исходя из поставленной задачи, а также методических приемов, у лиц, перенесших спинальную травму, наиболее целесообразно сочетание элементарных гимнастических упражнений (динамические занятия) со специальными исходными положениями (статические занятия). Эти упражнения могут быть усилены рукой методиста – поколачиванием, вибрацией, сдавлением. Оказывая локальное воздействие на верхнюю или нижнюю часть грудной клетки попеременно методист может включать тот или иной сегмент легкого в активную деятельность. Дополнительными приемами являются дыхание через трубку, надувание резиновых камер, дыхание через сомкнутый рот и т.д. Это увеличивает глубину дыхания и стимулирует дыхательные мышцы и дополнительное сопротивление. В процессе занятия следует практиковать частую смену дренажных положений. Занятия дыхательной гимнастикой проводятся 3-4 раза в день по 15-20 мин, перед этим целесообразно выполнить несколько общеукрепляющих упражнений (приложение Б).

У больных с повреждением спинного мозга физические нагрузки вызывают избыточное повышение минутного объема дыхания, что ухудшает газообмен и значительно снижает физическую работоспособность. Проводятся специальные тренировки, направленные на восстановление оптимального уровня минутного объема дыхания. Упражнения заключаются в удлиненном (от 5-8 до 15-20 с) вдохе через нос с непроизвольной длительностью выдоха через рот. Это способствует усилению мощности выдоха возможности выдыхать большие объемы воздуха, улучшает газообмен и создает благоприятные условия для снижения патологической напряженности вдоха. Минутный объем дыхания при этом все больше приближается к должной величине. Упражнения будут более эффективными, если их комбинировать с движениями – наклонами туловища в стороны (если занятия проводятся в положении сидя) или со сжиманием и разжиманием кистей рук (если занятия проводятся в положении лежа).

Лечебная гимнастика при нейрогенных расстройствах мочеиспускания. Основная цель гимнастических упражнений при спинальных нарушениях мочеиспускания – способность нормализации функций сфинктерного аппарата мочевого пузыря. В лечебный комплекс входят упражнения для мышц брюшного пресса, спины, промежности, а также упражнения с брюшным дыханием, напряжением мышц живота, разнообразными движениями ног (отведение и приведение, сгибание и разгибание) и таза. Под влиянием этих упражнений происходит попеременный перепад внутрибрюшного давления, а также улучшатся гемодинамика органов малого таза [46]. В острой стадии раннего периода травматической болезни спинного мозга, когда пассаж мочи, как правило, затруднен, лечебный комплекс включает упражнения для напряжения мышц живота, брюшного дыхания, усилия на подтягивание промежности. Постепенно нагрузки увеличивают, дополнительно вводят пассивные движения ног, повороты на бок. К концу этого периода могут осуществляться сгибания ног, движения таза, осторожные прогибы позвоночника в поясничном отделе. Свободному мочеотделению способствуют перевод в вертикальное положение. Это разрешается на короткий срок и только при надежной иммобилизации позвоночного столба. В положении стоя с фиксацией за коленоупором рекомендуются наклоны, прогибы, точкообразные напряжения брюшной стенки (приложение В).

При пузырно – мочеточниковом рефлюксе применяется постуральное лечение. Для этого головной конец кровати поднимают на 40-50 см. Пассивные движения ног выполняют в виде приведения-отведения, внутренней и наружной ротации стоп. Больному можно придать возвышенное положение на 30-40 мин на ортостенде (или столе Гракха), установленном под углом 45-60°. Еще больший эффект отмечается при переводе больного в положение стоя. Это дополняют боковыми девиациями. Больного в это время переводить на грудное дыхание, все упражнения с напряжением мышц брюшного пресса должны быть исключены. Хороший результат дают встряхивания.

При уролитиазе (у таких больных, как правило, он протекает без характерного болевого синдрома, если только не возникла обтурация камня) проводится гимнастика, как при рефлюксе. В ряде случаев при мелких камнях это способствует их отхождению. При крупных конкрементах и коралловидных камнях эти упражнения и постуральное лечение способствует оттоку мочи [29].

Мобилизующая гимнастика. Мобилизующие упражнения проводятся обычно в форме утренней гигиенической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и силовых упражнений. Они имеют профилактическую направленность, оказывают общеукрепляющее и тонизирующее действие, улучшают кровообращение, дыхание, способствуют нормализации обменных процессов и тканевого метаболизма. Они как бы готовят больного к основным занятиям в течение дня. Упражнения просты, однотипны, доступны, охватывают различные мышечные группы, то есть отвечают принципу рассеянности нагрузки. Основные физические усилия при этом приходятся на здоровые мышцы, денервированные мышцы включаются в работу пассивно – самим больным или с помощью инструктора.

В ранний период травматической болезни занятия проводятся инструктором, в хронической и резидуальной стадиях больной должен работать сам. Пациенты с повреждением шейного уровня спинного мозга нуждаются в постоянной помощи инструктора. Поскольку мобилизующая гимнастика способствует улучшению общефизиологических процессов, мы считаем, что у больных с травмой спинного мозга противопоказаний для нее не должно быть. Мобилизующая гимнастика необходима на всех этапах реабилитации. Занятия следует начинать уже в острой стадии, на 2-3-й день после травмы и проводить регулярно вне зависимости от изменений в общем состоянии больного. При плохом самочувствии, повышении температуры и т.д. необходимо только снижать процедурную дозировку. Во время занятий могут быть использованы облегченные положения. Для выполнения пассивных упражнений больной может использовать блоки, гамачки, петли. Силовые упражнения выполняют, используя гантели, эспандр, булаву. Упражнения совершаются в медленном темпе. Продолжительность занятий 15-20 мин. У ослабленных больных время занятий сокращается до 10-12 мин. (приложение Г).

Аналитическая гимнастика. Основу аналитической гимнастики составляют разработка произвольных движений в отдельных суставах конечности путем воспитания активного регулирования мышечного напряжения, расслабления и реципрокных сокращений мышц – антагонистов данного сегмента конечности. Поэтому ее еще именуют сегментарной гимнастикой [29]. Перед аналитической гимнастикой стоят локальные задачи-увеличить объем и силу в определенной мышце или группе мышц, стимулировать восстановление движений в них. Однако формирование изолированных реципрокных движений в отдельных суставах впоследствии обеспечивает отработку комплексных двигательных актов. Такая регуляция мышц может быть статической и динамической.

Аналитическая гимнастика. Основу аналитической гимнастики составляют разработка произвольных движений в отдельных суставах конечности путем воспитания активного регулирования мышечного напряжения, расслабления и реципрокных сокращений мышц-антагонистов данного сегмента конечности. Поэтому ее еще именуют сегментарной гимнастикой [29]. Перед аналитической гимнастикой стоят локальные задачи – увеличить объем и силу в определенной мышце или группе мышц, стимулировать восстановление движений в них. Однако формирование изолированных реципрокных движений в отдельных суставах впоследствии обеспечивает отработку комплексных двигательных актов. Такая регуляция мышц может быть статической и динамической.

Статическая гимнастика. Под общим названием “статическая гимнастика“ подразумеваются два понятия: 1) мысленное воображение какого-либо движения - идеомоторное упражнение; 2) ритмическое изометрическое напряжение мышц.

Идеомоторная гимнастика. В литературе можно встретить рекомендации “волевых напряжений“, “импульсной гимнастики“ мышц, находящихся в бездеятельном состоянии, “посылки импульсов к движению“ иммобилизованной или денервированной конечности, что воображаемые движения сопровождаются минимальными мышечными сокращениями, поддающимися объективной регистрации. Поскольку во время идеомоторного упражнения видимого укорочения мышцы не происходит, такое движение следует относить к позному, а саму тренировку –к статической . Как указывает 3.М. Атаев (1973), «…воображаемые движения также по существу являются изометрическими» [4]. Тем не менее, физиологические механизмы идеомоторного акта существенно отличаются от механизмов, лежащих в основе изометрических″. При мысленном воспроизведении движения биоэлектрические характеристики мышц идентичны таковым при реальном движении, они лишь снижены по амплитуде и частоте осцилляции, что дает основание рассматривать воображаемое движение как истинный моторный акт с резко сниженной интенсивностью процессов возбуждения в мышцах [30]. При мысленном воспроизведении движений отмечено усиление утомления и вегетативных реакций. 3.М. Атаев установил, что это связано с задержкой дыхания больным в момент тренировки и предложил систему занятий с регулируемым дыханием [4].

Изометрическая гимнастика. Волевое возбуждение импульсов активного движения, при котором тонус мышцы увеличивается, но без ее укорочения, принято относить к изометрическому напряжению. Идея применения изометрической болезнью спинного мозга заманчива тем, что при тренировках такого вида происходит увеличение мышечной массы и силы. З.М.Атаев установили, что при изометрическом напряжении эфферентный разряд усиливается против обычного за счет импульсации мышечных веретен, не подавляемой мышечными волокнами, поскольку отсутствует момент сокращения мышцы [4]. Такое усиление способствует распространению биоэлектрического влияния полей активности задействованных мотонейронов на соседние, исходно невозбужденные, клетки и рекрутирует их. А поскольку на сокращаемое мышечное волокно, кроме силы напряжения, одновременно будет действовать обратно направленная сила растяжения, происходит перестройка сократительных белков, стимулируются пластические процессы в мышце. Гипертрофия же мышцы обеспечивает ее силовых показателей. Метод изометрической гимнастики пригоден как в ранний, так и в поздний периоды травматической болезни спинного мозга. Его можно использовать и при вялых, и при спастических парезах, и при плегиях (приложение Д).

Если при идеомоторной гимнастике больной мысленно конструирует движение и воспроизводит его в воображении, то изометрическое упражнение – это реально совершаемый моторный акт, воспроизводящийся в режиме статического напряжения. При спастических парезах и параличах изометрическая гимнастика способствует воспитанию сознательного регулирования степени мышечного напряжения, активному расслаблению и репипрокным сокращениям мышц – антагонистов. Выработка у больного способности к произвольному расслаблению спастичных мышц возможна только после воспитания способности к их максимальному напряжению. Формирующиеся мышечные гипертрофии способствуют повышению работоспособности мышц по выполнению преодолевающей, удерживающей и фиксирующей работы. Преодоление гипертонуса делает движение свободнее, объемнее, а мышцы пластичнее. В случае вялых параличей и парезов изометрические тренировки являются эффективным средством борьбы с мышечными атрофиями, а силовой прирост в мышцах способствует преодолению двигательного дефекта. Методика применения дополнительной афферентации у больных с повреждением спинного мозга проста и легко осуществима [2].

Подобные упражнения усложняют, применяя блоки с уравновешивающим сопротивлением. Таким образом можно тренировать любую мышцу. Во время занятий очень важно избегать задержки больным дыхания. Согласно исследованиям З.М.Атаева оптимальным режимом являются временные нагрузки в течение 5-7 с. Большие экспозиции, не обеспечивая эффекта развития мышечной силы, приводят к выраженным и стойким вегетативным сдвигам. Тренировки следует выполнять 2 раза в день, занятия проводятся во все периоды травматической болезни спинного мозга [4].

Кинетическая гимнастика. Сюда относятся динамические тренировки отдельных мышц в изотоническом режиме. Цель тренировок – укрепление мышечной системы, улучшение пластичности и тонуса, увеличение подвижности суставов, воспитание и стимуляция произвольных движений, подготовка больного к выполнению сложных комплексных движений. По своему назначению это специальные упражнения, так как они специально направлены на изолированное включение определенных мышц, избегая замещений и сложных сочетаний [28,29]. По способу выполнения упражнения данного вида гимнастики могут быть пассивными, пассивно – активными и активными. В целом они направлены на выработку простых двигательных актов (сгибание, разгибание, отведение, приведение, ротация). Занятия начинают с упражнений для сохранны мышечных групп в целях реперкуссивного воздействия на паретичные мышцы. Особое внимание уделяется упражнениям для укрепления мышц, обеспечивающих функцию хватания и устойчивость при ходьбе. Программы занятий у больных с различными формами двигательных расстройств должны строиться по разному. Методы избирательной тренировки при вялых формах парезов носят стимулирующий характер и направлены на обеспечение повышения мышечного тонуса и максимальное включение неработающих и ослабленных мышц в произвольную двигательную активность. Методы стимуляции неработающих и укрепление ослабленных мышц заключаются в активизации синергистов, использовании облегчающих положений; упражнения при спастических парезах носят расслабляющий характер с обучением управлению спастичными [31]. Методы расслабления заключаются в применении таких стимулов мышечной активности, которые бы преодолели функциональное нарушение и компенсировали его: элонгации, включения антагонистов в противодействие спазмированной мышце и их реверсии; нагрузка должна быть рассеянной с чередованием активности пораженных и сохранных сегментов. Мышечную нагрузку в процессе занятий увеличивают постепенно за счет исходного положения, сопротивлений, количества повторений; занятия проводят индивидуально 2 раза в день ежедневно. Тренировки начинают с проксимальных суставов, упражнения в дистальных отделах конечностей повторяют 20-25 раз, в проксимальных – 10-15 раз. При вялых параличах и парезах упражнения совершаются ритмично в быстром темпе, при спастических –в спокойном, медленном; вначале упражнения про водятся под контролем зрения 3-4 раза, затем – при закрытых глазах (как бы внутреннее переживание движения) 5-6 раз, затем вновь под контролем зрения (приложение Е).

Механотерапия. Под механотерапией подразумевается выполнение гимнастических упражнений для развития движения в отдельных суставах с помощью различных аппаратов [17]. Доказано, что локальные воздействия аппаратами механотерапии через возбуждение проприоцепторов и центральных зон моторного анализатора оказывают широкое влияние на организм в целом. Активация проприоцепторов вызывает рефлекторные сдвиги в вегетативной нервной системе. По механизму моторно -висцеральных и моторно – кожных рефлексов усиливается кровообращение в тренируемой конечности. Подвижность в суставе повышается под влиянием инерционных сил, продуцируемых движением маятника. Слабые ритмические раздражения суммарно обеспечивают концентрацию возбуждения в нервных центрах, что, через иррадиацию и индукцию, ведет к появлению или усилению рефлекторных двигательных разрядов. Цикличность мышечной деятельности во время занятий совершенствует произвольную регуляцию сокращения и расслабления мышц, изменяет мышечную силу.

В восстановительном лечении больных с травмой спинного мозга, где требуется длительное многократное повторение однотипных движений, механотерапия необходима в качестве обязательной составляющей. Механотерапевтические тренировки обеспечивают возможность механического растяжения мягких тканей при мышечной спастичности. Аппаратная гимнастика способствует разработке суставных контрактур, повышает проприоцепцию, что приятно считать наиболее перспективным направлением в лечебной гимнастике. Механотерапия позволяет ограничить рассеивание силовой направленности и применять тренировки в желательном направлении. Улучшение местной и общей гемодинамики и трофики тканей, увеличение мышечной силы делают механотерапию незаменимым методом функционального восстановления кисти и пальцев. Локальность воздействия, возможность дозировать сопротивление, определенная ритмичность – все это делает аппаратные тренировки особо ценным лечебным средством.

Можно выделить несколько основных видов механотерапевтических аппаратов, разнящихся по принципам использования законов механики:

  1. Рычажные аппараты. К таким конструкциям относятся аппараты Цандера. Их работа основана на принципе двуплечевого рычага.

  2. Маятниковые аппараты. К ним относятся аппараты Каро, Крукенберга, Степанова, работающие по принципу маятника.

  3. Блочные аппараты. Примером могут служить блочные установки Тило.

  4. Аппараты с преодолением эластичного или пружинного сопротивления по типу аппаратов Герца.

Задачи механотерапии: 1) активно воздействовать на контрактильный и пластический тонус мышц; 2)увеличить силу и выносливость гипотрофированныйх мышц; 3)воздействовать на подвижность суставов; 4) повысить афферентную импульсацию в дефектных мышцах. Занятия следует программировать по фазам генерализации, концентрации и автоматизма движений. Упражнения проводятся в определенной последовательности – вначале динамические, циклические и силовые, затем упражнения со строгой детализацией. При спастических парезах и контрактурах процедурные методики строятся с упражнениями на растяжение, при вялых парезах назначают упражнения на усиление. Ряд конструкций позволяет установить аппарат на преимущественное разгибание или сгибание сустава. При назначении механотерапии больным с вялыми парезами следует соблюдать особую осторожность, чтобы не усугубить разболтанность суставов. Способствует этому постепенное увеличение амплитуды в чередовании с силовыми упражнениями.

Эффективность механотерапии обеспечивается системой и последовательностью занятий. Аппаратные тренировки следует начинать, как только больной сможет самостоятельно сидеть. У лиц, перенесших спинальную травму, многие авторы считают наиболее рациональным применение механотерапии перед лечебной гимнастикой. Занятия начинают с минимальных дозировок. Нагрузки на сустав и мышечные группы дозируют изменением массы груза, длины и угла маятника, частоты его колебаний и длительности сеанса.

studfiles.net

Общие правила анализа техники гимнастических упражнений

В технике любого гимнастического упражнения име­ются главное звено и детали. Главное звено – ведущее действие, влияющее на технику выполнения элемента. Вы­деляется три группы действий – подготовительные, основ­ные и завершающие. В каждой группе условно определя­ются фазы, количество которых зависит от сложности и структуры элементов.

Все действия и фазы важны для выполнения упражне­ния. От того, насколько правильно обучаемый понимает двигательную задачу, насколько четко представляет част­ные моменты ее решения, настолько он потенциально го­тов к решению задачи и сумеет реализовать свои способ­ности, зависит качество выполнения эле­мента.

Подготовительные действия позволяют ре­шать задачу подготовки к эффективному выполнению ос­новной части движения, обеспечивать наиболее целесооб­разное исходное взаимное расположение звеньев тела и его положение относительно снаряда для выполнения решающих действий. Подготовительные действия в первую очередь обеспечивают принятие рационального исходного положения, из которого удобно выполнить упражнение и в котором тело гимнаста имеет наибольший запас потен­циальной энергии или наименьший момент инерции. Кро­ме того, они направлены на приобретение возможно боль­шего запаса кинетической энергии. Например, при выпол­нении соскоков махом назад на перекладине во время ма­ха дугой гимнаст старается как можно дальше удалить от оси вращения ОЦТ тела, оттянуться от опоры с тем, что­бы усилить мах. Сгибание тела в тазобедренных суставах позволяет увеличить количество движений ног, а если затем сделать разгибательное движение, то туловище получит дополнительное ускорение.

За последние годы подобные действия широко исполь­зуются при выполнении многих маховых элементов – со­скоков и перелетов на перекладине, спадов на брусьях и на кольцах, акробатических прыжков и т.д. Это проис­ходит за счет хлестообразных махов, существенно влияю­щих на амплитуду движений.

Совершенствование подготовительных действий – один из основных путей модернизации техники гимнастических упражнений.

Основные действия – наиболее важная часть в цепи движений. Они носят энергообразующий характер и сообщают необходимое количество движений, придают нужные формы и ритм. От этих действий зависит возмож­ность выполнения элемента в целом, в связи с чем их принято считать технической основой упражне­ния. Если подготовительные действия могут быть не сов­сем точными, то основные должны выполняться строго последовательно и четко.

Торможение движения ног, выполняемое в разные мо­менты движения на снаряде, с разной амплитудой, но всегда с максимальной скоростью, относится к основным действиям, при помощи которых достигается рациональное перераспределение количества движения между звеньями тела, изменяется скорость перемещения, что определяет успешность выполнения гимнастического упражнения.

Завершающие действия – заключительная часть упражнения, благодаря которой элемент считается закон­ченным. В процессе завершающих действий тело движется по инерции и постепенно останавливается. Однако на практике гимнаст выполняет соединение или целую ком­бинацию, состоящую из множества элементов, поэтому пе­реход от завершающих действий предыдущего элемента к подготовительным действиям последующего осуществ­ляется безостановочно. Например, после подъема разгибом на перекладине или брусьях необходим хороший мах назад, перемах, оборот и т.п. Даже после самого сложного действия надо продолжать комбинацию. Лишь в соскоках и прыжках завершающаяся часть связана с приземлением. При проведении анализа гимнастических упражнений можно ориентироваться на такой примерный план:

1. Определить, к какой группе относится элемент (ста­тический, динамический).

2. Выделить подготовительные, основные и завершаю­щие действия.

3. Разобрать подготовительные действия и фазы в этой части.

4. Определить основные действия, техническую основу элемента, раскрыть временные, пространственные, сило­вые и ритмические характеристики решающего усилия, ощущения, возникающие при этом.

5. Уточнить завершающие действия.

Анализ сопровождается просмотром кинограмм и за­вершается сведениями о биомеханической основе сущно­сти элемента, вариантах обучения, дополняется идеомоторной тренировкой, во время которой обучаемые мысленно проделывают элемент, что способствует закреплению представления о движении.

Ниже приводятся примеры анализа техники выполне­ния некоторых элементов.

Подъем разгибом на перекладине. Он относится к группе ма­ховых элементов. Подготовительные действия включают: первую фазу – размахивание в висе; вторую – небольшое сгибание тела в тазобедренных суставах на махе сзади; третью – полное проги­бание в вертикальном положении; четвертую – сгибание на махе вперед до положения виса согнувшись. В этой части важно тело в висе максимально оттянуть, а затем ОЦТ переместить к перекла­дине, уменьшить момент инерции.

Основные действия делятся на две фазы – разгибание в тазо­бедренных суставах с направлением ног вперед-вверх без отведе­ния их от перекладины и приближение живота к грифу за счет активного движения руками. При разгибании тела происходит быстрое приближение ОЦТ к оси вращения, т.е. к перекладине. Скорость движения при этом быстро нарастает, и тело как бы накручивается на ось снаряда. В момент пересечения горизонтали тело несколько согнуто, ОЦТ находится на уровне или даже несколько выше перекладины. Центробежная сила при этом не отрывает тело от перекладины, при выходе плеч в упор тело несколько согнуто, что способствует последующему мощному маху назад.

Завершающее действие после выхода в упор – мах назад.

Подъем разгибом на брусьях. Подготовительные действия этого махового элемента включают: первую фазу – размахивание в упо­ре на руках; вторую – махом вперед через прогнутое тело упор на руках согнувшись; третью – акцентированное сгибание тела до предела (создание «пружины»). Основные действия: в первой фа­зе – ускоренное разгибание в тазобедренных суставах с направ­лением ног вперед-вверх; во второй – активное отталкивание пле­чами и руками от брусьев и торможение движения ног, позволяю­щее устойчиво выполнить упор; в третьей – выход в упор. При этом имеет место реактивный характер взаимодействия ног и ту­ловища, а торможение движения ног ускоряет движение плеч в упор.

Завершающие действия включают выход гимнаста в упор и активный мах назад.

Прыжок ноги врозь через коня в длину. Подготовительные дей­ствия включают разбег, наскок на мостик и толчок ногами от мостика; основные – полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками; завершающие – приземление.

Разбег. Его скорость и длина зависят от сложности прыжка, высоты снаряда. В процессе разбега, который выполняется с по­степенным наращиванием скорости, обучаемый готовится к наско­ку ногами на мостик. Перед ним длина шагов несколько умень­шается.

Наскок на мостик. Он выполняется, как правило, толчко­вой ногой с движением руками назад и вынесением их вперед. После последнего шага гимнаст пролетает до мостика примерно 1,5–2,0 м, туловище сначала наклоняется вперед, ноги обгоняют туловище, происходит подготовка к стопорящему движению.

Толчок ногами – наиболее важная энергообразующая фа­за прыжка. Гимнасты в этот момент активно толкаются, разгибая слегка согнутые ноги и опираясь на переднюю часть стопы. Эф­фективность толчка увеличивается за счет взмаха руками вперед-вверх.

Полет до толчка руками. Он длится 0,3–0,4 с. В этой фазе ноги и тело гимнаста должны находиться под углом 45° и бо­лее по отношению к горизонтали коня, тело – прямое. Такой замах важен для того, чтобы увеличить скорость движения ног и подготовить условия для небольшого сгибания тела в тазо­бедренных суставах.

Толчок руками о коня. Здесь также имеет место сто­порящее движение руками. Это осуществляется постановкой пря­мых рук на дальнюю часть коня, активным движением в плече­вых суставах (плечи находятся сзади по отношению к кистям рук). В этот момент гимнаст развивает значительные усилия (до 3–4 кг на 1 кг веса тела), а удержать тело в прямом положении так, чтобы ноги и тело были выше плеч, достаточно сложно. Толчок производится очень быстро и энергично, тело слегка сгибается в тазобедренных суставах. Заканчивается толчок, когда плечи дой­дут до вертикали.

Полет после толчка руками. После очень сильного толчка руками внимание гимнаста устремлено на выполнение разгибания, поднимание рук вперед-вверх и максимальный полет. ОЦТ тела в этой фазе должен подняться на 2–2,5 м от уровня пола, время до приземления – 0,7–0,9 с. Чем дольше сохраняется прогнутое положение, тем прыжок лучше.

Приземление. Четкое приземление на слегка согнутые ноги – свидетельство правильной техники выполнения прыжка. Тело сразу после приземления должно возвратиться в основную стойку.

В заключение необходимо отметить, что совершенство­вание технического мастерства зависит от умения препо­давателя понимать суть движений, закономерности их выполнения. В двигательном акте все характеристики (динамические, кинематические и ритмические) взаимо­связаны. Преподаватель и ученик в процессе овладения техникой должны учитывать биомеханические основы и широко использовать их в практической работе.

 

ГЛАВА 7.

Похожие статьи:

poznayka.org

История лечебной гимнастики : Заметки специалиста

Январь 21, 2009 | Категория: Факты о здоровье

Человек стареет тем медленнее, чем интенсивнее работа его души. А ещё говорят: «Чем больше человек потеет».

Человек всегда стремился жить долго, но никогда не хотел быть старым.

Можно ли с помощью гимнастики лечить болезни и дольше оставаться молодым?

Принято считать, что первыми на этот вопрос дали ответ древние китайцы в энциклопедических книгах «Конг-фу» (3000 лет до н. э.) и древние индусы в своих священных книгах Аюрведы (около 2000 лет до н. э.). Знания, изложенные в этих источниках, считались настолько полными и совершенными, что, например, в изданном в 1857 году в Париже труде Н. Дейли указывалось, что возникшая в начале 19 века шведская гимнастика не более чем заимствование у древних китайцев.

Но все учёные как один решительны в своём заключении о том, что истинными учителями человечества в понятии роли гимнастики для здоровья и лечения болезней были древние греки.

Этимология слова «гимнастика» безусловно указывает на место своего происхождения — Древнюю Грецию в эпоху расцвета здесь гимнасий и палестр.

Повсеместное внедрение физического воспитания и превращение занятий гимнастикой  в одно из важнейших государственных дел потребовало  внедрения каких-то форм врачебного контроля.

Так в гимнасиях появились штатные врачи-гимнасты, или иатролипты. Вот из них, из иатролиптов, впоследствии «вышел» врач, который решил доказать потомкам Асклепия, что с помощью гимнастических упражнений можно лечить болезни.

Нет случайности и в том, что таким врачом оказался Геродик.

Тот ли это Геродик, которого за слишком активное применение бега, борьбы и массажа у лихорадящих больных осуждал Гипократ? Да, речь идёт именно о нём — Геродике из Саламбрии.

В одном из своих самых знаменитых сочинений диалог «Государство» Платон (427-347 гг. до н. э.) пишет: » До появления Геродика, асклепиады, как утверждают, не умели направлять течение болезни, то есть не применяли нынешнего способа лечения. Геродик же был учителем гимнастики; когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приёмы; сперва он терзал этим главным образом самого себя, а затем впоследствии и многих других».

Чтобы до конца понять содеянное Геродиком, надо представить себе всесилие и непокалебимость в те времена заветов Асклепия, возведённого в ранг бога медицины.

Вот что пишет обо всём этом Платон : «Асклепий не по неведению или неопытности ничего не сообщил своим потомкам об этом виде лечения. Асклепий знал, что у тех, кто придерживается законного порядка, каждому назначено какое-либо дело в обществе, и он его обязан выполнять, а не заниматься всю жизнь праздным лечением своих болезней…

Асклепий указал, как нужно лечиться: лекарствами и разрезами надо изгонять болезни, сохраняя, однако, обычный образ жизни, чтобы не пострадали общественные дела. Кто в положенный человеку срок не способен жить, того, считал Асклепий, не нужно лечить, потому что такой человек бесполезен и для себя и для общества».

Платон явно не одобряет нового способа лечения болезней, предложенного Геродиком. Основная тема сочинения Платона — определение понятия справедливости.

Как видно, философ с позиции пользы для общества считает разумным бессердечный подход к больным, имеющим какие-либо хронические болезни.

Такова мера платоновской справедливости. В свете подобного отношения к больному человеку как-то по-иному выглядит «жестокость» Геродика, за которую его впоследствии критиковал Гипократ.

Геродик, учитель гимнасии, применял при лечении больных, на которых, по всей видимости, как на обречённых смотрели другие врачи, то,чему учил здоровых людей, т.е. бег, борьбу, прогулки, массаж, ванны. Очень важно, что этот способ лечения явился результатом опыта, поставленного на себе.

Геродик ошибался, применяя не всегда посильные для больных нагрузки, но он был более гуманен, чем Платон, так как пытался таким путём вырвать людей из рук болезни и вернуть их обществу.

В «Макробиотике» Х. В. Гуфеланда прямо говорится, что Геродик «советовал своим больным чаще  прогуливаться и тереться; чем больше болезнь усиливалась, тем более он приказывал делать сего рода движения, чтоб превозмогать ослабление. Этою методою ему удалось продлить жизнь многим людям слабого и нежного телосложения».

И всё-таки судьба нового метода лечения была бы очень неопределённой, не обрати на него внимания Гиппократ.

Аналитический ум Гиппократа вбирал в себя всё, что решительно могло изменить устоявшиеся в медицине каноны. «Лечить больного человека, а не болезнь», » не вредить», «соблюление диетического режима» — эти и многие другие принципы лечения, выдвинутые Гиппократом, принципиально отличаются от установок Асклепия.

Установленные Гиппократом закономерности в течении болезни позволили ему создать стройную систему лечения и режима больных. При многих заболеваниях в период выздоровления больных Гиппократ предписывал физические упражнения, прогулки и массаж.

Гиппократа по праву называют отцом медицины.

Он же своим авторитетом сумел возвести в ранг признанных лечебных методов и лечебную гимнастику. Диапазон применения физических упражнений при лечении больных был у Гиппократа весьма широким: он лечил больных после травм, вывихов, после проколов плевры, с заболеваниями обмена веществ, органов пищеварения и др.

Ещё более активным сторонником применения лечебной гимнастики при лечении больных был другой выдающийся древнегреческий врач — Асклепиад из Вифнии( около 128-56 гг. до н. э.).

Значительную часть его лечебных предписаний занимают на ряду с водолечением гимнастические способы.

Асклепиад назначал больным движения практически во всех видах: ходьба, бег, езда верхом, катание на лодке, гимнастические упражнения.

Положительный ответ на вопрос: «Можно ли с помощью гимнастики лечить болезни ?», даёт древнеримский врач А. К. Цельз.

Причём в отличие от своих знаменитых предшественников он пытался использовать лечение гимнастикой не только с учётом тяжести состояния больных, но и с особенностью действия того или иного упражнения.

У другого врача — Руфа Эфесского, современника Галена, имеются рекомендации по использованию массажа и гимнастических упражнений при различных заболеваниях почек.

Гален — древнеримский врач, не менее легендарный, чем Гиппократ.

И столь же высоко почитавший физические упражнения как средство лечения многих болезней. В своих трудах он нередко приводит описание различных случаев успешного лечения больных с помощью лечебной гимнастики.

После Галена лечебная гимнастика ещё некоторое время занимала заметное место в терапии больных у ряда довольно видных древнеримских и византийских врачей Орибазий, Павел Эгинский и др., но период античной медицины закончился.

Для возрождения гимнастики древних очень много сделал шведский учёный Петер Линг.

Существо шведской гимнастики Петера Линга заключалось в создании комплексов строго продуманных упражнений, с помощью которых можно было бы воздействовать на определённые мышечные группы и суставы, внутренние органы и тем самым вырабатывать физическую гармонию.

П. Линг, может быть впервые после А. К. Цельза, включает в свою систему много упражнений для рук, ног, туловища, так сказать искуственного типа, и относительно мало таких, которые являются естественными для человека (ходьба, бег, прыжки, метание, верховая езда и пр.).

Ценность шведской гимнастики, вне всяких сомнений, заключалась в том, что занятия превратились в своеобразный урок, где имелись определённые его части, со своими задачами, подбором упражнений и их дозировкой.

Надо сказать, что усилиями П. Линга созданы методики корригирующей гимнастики для лечения больных с искревлениями позвоночника и деформациями различных частей тела, дыхательной гимнастики для лечения заболеваний внутренних органов и пр.

Шведская гимнастика, базировавшаяся на общем для медицины того времени принципе локального воздействия, вызвала к жизни способы, которые усиливали влияние упражнений на соответствующие мышечные группы, суставы, части тела.

Так появились и продолжают быть полезными в нашем веке гимнастические скамейка, стенка, палка.

В 1889 году появляется гимнастика Шотта, в основе которой лежали упражнения с сопротивлением, и предлагались они для лечения «сердечных» больных.

Примерно в это же время русский хирург Н. Воскресенский впервые применяет корригирующие и дыхательные упражнения для исправления деформаций после операции на грудной клетке.

С. П. Боткин и вслед за ним  Г.А. Захарьин указывают на важную роль лечебной гимнастики и массажа в профилактике заболеваний желудка и кишечника.

В 1926 году в предисловии к руководству для врачей «Физическая культура как лечебный метод», явившемся отражением накопленного к этому времени в стране опыта, Н. А. Семашко пишет: «Одно несомненно: физкультуре как лечебному фактору предстоит блестящее будущее, медицинской науке надо серьёзно этим заняться».

Ещё не было чёткой организационной структуры этого лечебного метода. Но уже были врачи-энтузиасты, которые своим беззаветным трудом приближали рождение лечебной физической культуры. Вот имена некоторых из них: И.А. Богашев, И.М. Саркизов-Серазини, В.В. Гориневский, Б.А. Ивановский, Л.А. Клочков, В.Н. Мошков, Е.М. Брусиловский, А.К. Шенк, В.А. Блях, М.А. Романов и многие другие. В 21 веке  этой проблемой занимаются такие видные учёные как: С.Н.Попова, А.А. Шарафанов, В.И. Ульянов, Л.Л. Семёнова и др.

Опыт медицины в несколько тысяч лет позволяет без колебаний дать положительный ответ  на вопрос: «можно ли с помощью гимнастики лечить болезни?».

Конечно, было бы намного лучше, если бы гимнастика приходила в жизнь каждого не после болезни, а с детских лет, ведь если она помогает возвращать силу, здоровье, молодость больным людям, то ещё больше возможностей у неё в способности помочь организму здоровых противостоять болезням.

Гимнастика таит в себе огромный, пока ещё до конца не использованный людьми потенциал здоровья.

И можно решительно согласиться с академиком Н.М. Амосовым, в том, что будущее медицины он видит в привитии людям навыков режима здоровья и в широком использовании физических упражнений.

Комментарии

www.lfkrostov.com


Смотрите также