Материал из опыта работы педагога "Антистрессовая пластическая гимнастика". Антистрессовая гимнастика


Методика антистрессовая гимнастика для детей

Антистрессовая гимнастика для детей

Введение

Жизнь современного человека все больше и больше наполняется стрессовыми ситуациями. Избежать их невозможно, ибо тогда придется спрятаться от жизни. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и педагоги, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения и тем более развития.

Как быть, когда замечаешь, что ребенок, пережив эмоциональное потрясение, плохо спит и ест, испытывает трудности в общении, с трудом усваивает учебный материал? Как уберечь его от пагубного влияния стресса? И возможно ли «уберечь»?

На наш взгляд, важнее научить ребенка управлять своим состоянием, своими эмоциями. Дать каждому ребенку в руки «ключ», основу саморегуляции. Лучше быть готовым к преодолению любых стрессов, преобразуя их энергию во внутреннюю энергию жизненной силы, а не ждать, когда в зрелом возрасте застрессованный человек начинает искать выход из гнетущих его обстоятельств.

«Чему бы люди ни научились в детстве: иностранному языку, правилам игры в волейбол или медитации - они проносят это через всю жизнь», -утверждает доктор Дик Орниш. директор Института Медицины США. Его исследования показали, что программа управления стрессом помогает вылечить многие заболевания.

Сам по себе стресс - это интереснейший феномен духа и тела. Он вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Чтобы понять, как стресс влияет на здоровье наших детей (равно, как и на наше) и почему эффективны методы «тело - дух», необходимо знать, как реагирует на стресс наш организм.

Постоянно вырабатывая гормоны стресса (адреналин и норадреналин) и не расходуя их, организм устает: поднимается давление, увеличивается частота сердечных сокращений, учащается дыхание, сужаются кровеносные сосуды и напрягаются мышцы. Ученые называют это состояние «гиперактивностью». А в результате - гипертония, головная боль, желудочные спазмы, остеохондроз.

Таким же образом стресс влияет и на детский организм. Дети, неоднократно испытавшие стресс, хуже себя ведут, у них нарушается

сон, их мучают ночные кошмары или энурез, возможны кожные заболевания, инфекции и несчастные случаи.

Например, было установлено, что стресс часто становится первоисточником бактериальных заболеваний горла у детей. Более того, наследственные соматические болезни: астма, аллергии и диабетмогут проявиться под влиянием испытанного в детстве стресса, поскольку стресс нарушает течение химических реакций организма, разрушает клетки, приводит к сбою в работе гормональной, иммунной и всех функциональных систем человека.

Ежедневно перед ребенком возникают преграды, которые ему необходимо преодолеть. Как правило, преграда не воспринимается как благо. А значит, возникает стресс, столкновение, конфликт. Энергия конфликта разрушает нейрофизиологическуюсаморегуляцию ребенка, т.е. нарушается управление жизненно важными процессами организма.

Поэтому так важно с раннего возраста обучать ребенка умению регулировать свое состояние, правильно преодолевать преграды жизненных обстоятельств. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью маленького человека. Напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект.

Ученые утверждают, что не сами стрессы, а то, как мы с ними справляемся, является жизнеутверждающим или разрушительным началом (ШелдонЛевис, ШейлаЛевис «Ребенок и стресс», С-Петербург, 1997г.)

Детей часто поощряют зато, что они не жалуются и не показывают своих настоящих «отрицательных» эмоций. Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети тоже страдают от стрессов. Для них намного полезнее выражать свои чувства, зная, что за это не поругают, а не прятать их внутрь.

Защищенный от стресса ребенок иногда должен демонстрировать и отрицательные эмоции. Это даже необходимо. Главное, научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Способность испытывать чувство, регулировать его и жить с ним дальше является жизнеутверждающей и укрепляющей здоровье.

Таким образом, «защищенный от стресса» ребенок осознает свои неприятности, напряжение или то, что он просто «встал не с той ноги».

Он учится обращаться за помощью и находить её в себе самом.

Вот почему первый шаг наших действий - это антистрессовая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предлагаемая методика построена в виде игровых комплексов, насыщенных образными представлениями, которые легко воспринимаются и с удовольствием осваиваются детьми. Эти методики очень просты (они не требуют разучивания), безопасны и эффективны. «Игры для здоровья», предложенные в этой книге, позволят детям управлять стрессом и справляться с жизненными событиями, выходящими из-под контроля.

В основе предлагаемой методики лежат несколько аспектов.

Первый аспект-это упражнения, позволяющие развивать в детях более тонкое восприятие и чувствование самих себя, своего состояния, ощущений тела.

Из теории адаптивных систем Н.А.Анохина известно, что чем меньше активизирована внутренняя энергетика человека, тем "уже интервал устойчивости и наоборот, чем выше внутренняя энергетика человека, тем шире интервал устойчивости человека к различным влияниям окружающей среды.

Поворот внимания ребенка на самого себя - путь активизации внутренних ресурсов.

Осваивая техники «целительных рук», дети учатся управлять своим вниманием, сосредотачивать внимание на тех зонах собственного тела, где находятся руки, учатся чувствовать себя, свое тело, ощущать внутренние процессы - всё это относится к внутренним возможностям саморегуляции.

Второй аспект методики - это освоение детьми навыков самомассажа и «коллективного» массажа стрессозависимых зон тела.

Стрессозависимые зоны - это:

§ голова, задняя поверхность шеи;

§ плечи и воротниковая зона;

§ ягодицы;

§ пятки.

Исследования показывают (В.Атлантов, В.Тян «Детский массаж»), что в этих зонах наиболее часто встречаются нарушения, возникающие как отклик на воздействие неблагоприятных факторов стресса, что в свою очередь ведет к нарушению функций внутренних органов, снижению адаптивных возможностей организма. Прямым следствием подобного неблагополучия является снижение работоспособности, отклонения в поведении, проблемы роста и развития ребенка.

Дети с помощью элементарного массажа учатся снимать мышечные напряжения себе и друг другу, помогая тем самым избежать пагубных последствий стрессов.

Третий аспект предлагаемой методики - вибрационные упражнения (виброгимнастика, вибротанец, звуковибрация).

В основе вибрационных упражнений, используемых в данной методике, лежат естественные движения детей и ритм.

Если мы посмотрим на природу вокруг нас, то заметим, что всё находится в постоянном движении, колышется, вибрирует Затянувшийся застой и неподвижность приводят к блокированию энергии и расстройству здоровья. Постоянный ритм, который мы задаем телу во время вибрационных упражнений, стимулирует течение жидкостей в теле. Вибрационное движение запускает колебательный процесс молекул воды внутри каждой клетки организма, что, в свою очередь, способствует выводу токсинов из клеток.

На основе научных открытий последнего времени разрабатываются и внедряются в спорте, медицине, физической культуре методики и аппаратура, использующая эффект биомеханического резонанса, возникающего в организме человека и животного под воздействием принудительной мягкой вибрации. Суть этого эффекта заключается в резком повышении работоспособности кровеносных сосудов и функции мышц, вошедших в резонанс с принудительным мягким воздействием вибрации. В результате увеличивается суставная подвижность, снимается усталость. Главный же эффект заключается в том, что растет уровень периферического кровообращения, что благотворно влияет на повышение физической активности тканей и органов (Ю.Иванов «Прикладнаявалеология», 1998 г.).

Каждый человек может создавать вибрационную волну в теле самостоятельно, без использования приборов биомеханической стимуляции. Достаточно вспомнить русские пляски, шаманские танцы, танцы африканских народов и т.д. В определенный момент тело человека входит в состояние биорезонанса, и он выделывает такие «коленца», которые в" обычном состоянии повторить не может. Интересен факт последствия вибрационных упражнений - это состояние радости, счастья, активности, уверенности.

Таким образом, предлагаемая антистрессовая методика для дошкольников и младших школьников представляет собой гармонично связанные между собой игровые оздоровительные тренинги. Следует особо подчеркнуть важность применения антистрессовой гимнастики в условиях дошкольного воспитания. Это позволит укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу.

Комплексы разработаны на основе методического пособия академика ТФ.Акбашева «Антистрессовая программа» (г.Казань, 2000 г.)

Мы надеемся, что Вы и Ваши дети воспользуетесь и порадуетесь этим играм. Они принесут Вам долгие годы здоровья и счастья.

Старший преподаватель кафедры валеологии

Самарского государственного педагогического университета

Елена Николаевна Бакулпна

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и родителей к пособию «Антистрессовая гимнастика для детей».

Пособие «Антистрессовая гимнастика, для детей», является методическим руководством для практической оздоровительной работы с детьми, основанной на технологии , академика, Т.3.Акбашева («Антистрессовая программа», г. Казань, 2001 г.), Данное.пособие может быть использовано для работы с детьми от: 3 до 9 лет в дошкольном учреждении, в школьной группе продленного дня, в семье.

В целом технология антистрессовой гимнастики направлена на повышение защитных сил организма, снятие стрессов, которые сопровождают жизнь человека с самого раннего детства.

В «Антистрессовой программе» академика Т.Ф.Акбашева описаны оздоровительные технологии: «Целительные руки», «Умение быть рядом» и техники, основанные на принципе резонанса и вибраций. Эти технологии просты, безопасны, универсальны. Их можно применять и для взрослых, и для детей. По словам академика, некоторые техники он «подсмотрел» у детей -во. время их игр. Ведь дети более открыты Миру, Природе. Они инстинктивно выбирают игровые приемы, которые позволяют реализовать их энергетический потенциал, защищают от неблагоприятных внешних воздействий, Маленькие дети не любят сидеть на месте. Топанье ногами, подпрыгивание, размахивание руками - эти действия доставляют детям массу удовольствия, поэтому они включают подобные действия во все свои игры. Если ребенок сидит на полу или на стуле, уже через несколько минут он начинает подпрыгивать, покачиваться из стороны в сторону. Это доставляет малышу радость, прибавляет силы, помогает справиться со многими болезнями.

Но по мере взросления человек все реже использует данные движения. Все чаще взрослые люди подолгу сидят на стуле, за партой или стоят без движения. Такой малоподвижный образ жизни, стрессы, конфликты приводят к накапливанию массы заболеваний, порой трудноизлечимых.

По мнению академика Акбашева, этих трудностей можно легко избежать, если систематически возвращаться к тем забытым детским игровым движениям.

В современной медицине прочно занял свое место массаж. Массаж используется для профилактики и лечения многих заболеваний - это бесспорно. Но качество массажа зависит от профессионализма, опыта и даже настроения массажиста. Массаж требует определенных материальных и временных затрат. Обычно назначаются 7-10 сеансов массажа. А после этого человек опять накапливает стрессы, болезни, и ему опять требуется помощь медицины. ТолгатФуатовичАкбашсв предлагает очень простой и вместе с тем эффективный способ решения данной проблемы. Надо систематически выполнять техники, основанные на принципе резонанса и вибраций, активизирующие работу всех систем организма. Такой массаж можно делать в семье, в школе, в детском саду. Для этого массажа не требуется квалифицированный массажист, а эффект от таких техник не меньший.

Эти техники понятны и доступны любому человеку. Но если для взрослого человека не нужна специальная мотивация к занятиям по этим техникам, (он готов заниматься ради собственного здоровья), то детей такими занятиями надо заинтересовать. Основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является игра и связанные с нею формы активности. Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации оздоровительного процесса в дошкольном учреждении, школе и семье.

Взрослый, включаясь в игровую детскую деятельность, принимает позицию играющего партнера и одновременно носителя специфического «языка» игры. Тем самым создаются условия, для развития сотрудничества, доверия ребенка к миру, чувства радости существования. Важно, чтобы взрослый не относился к игровым действиям формально, тогда он сможет помочь ребенку включиться в процесс самопознания, саморегулирования.

Программа «Антистрессовая гимнастика для детей дошкольного и, младшего школьного возраста» разработана в виде оздоровительно-познавательных игровых комплексов.

Цель программы - раскрытие глубинного природного потенциала личности каждого ребенка.

Основные задачи каждого комплекса:

§ помочь детям овладеть эффективными приемами снятия стрессов,

§ повысить защитные силы детского организма,

§ формировать нравственное здоровье ребенка.

В процессе реализации всех вышеперечисленных задач основной акцент в работе с детьми ставится на развитие внимания каждого ребенка к самому себе, а также на гуманизацию отношений и между взрослыми и детьми, и между сверстниками.

Большое значение имеет качество выполнения упражнений по технологии «Целительные руки». Дети учатся обращать свое внимание вовнутрь себя, отслеживать процессы которые там происходят, чувствовать изменения в собственном организме.

Не стоит торопить ребенка с ответом и требовать ответа на вопрос: «Что ты почувствовал?» Пусть он заговорит только тогда, когда захочет, когда ему будет что сказать. Нужно избежать формальных ответов.

Особое внимание следует обратить на работу с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). Не стоит перегружать занятие лишней, трудной для понимания информацией (например, о строении организма). Можно заменить вопросы1 репродуктивного характера, направленные на воспоминание чего-либо (например, вопрос о скафандре), просто сообщением данной информации на первых занятиях. На последующих занятиях дети смогут сами ответить на данные вопросы. Таким образом, взрослый может воздействовать на развитие словарного запаса ребенка, на развитие его речи.

Воспитателю, учителю/маме или папе важно наблюдать за ребенком в процессе выполнения упражнений: не устал ли он, интересно ли ему, не слишком ли затянута пауза при выполнении техник «Целительные руки». Надо помнить, что многие дети в младшем дошкольном возрасте не любят (даже боятся) долго находиться с закрытыми глазами. В таком случае глаза можно не закрывать. Заканчивать комплекс надо в то время, когда ребенку хочется еще поиграть. Тогда каждый следующий раз он играть будет с желанием. Желательно придерживаться определенной структуры занятий:

1. Подготовительный этап. Мотивация к игровой деятельности.

2. Техники «Целительные руки».

3. Техники на принципе резонанса, вибраций.

4. Заключительный этап. Выход из игровой ситуации. Акт внимания и благодарения.

Занятия антистрессовой гимнастикой следует проводить босиком или в тонких носочках. Упражнения в положении сидя проводятся на паласе, коврике. Летом комплексы желательно проводить на свежем воздухе, стоя на песке или траве. В холодное время года занятия проводятся в помещении, которое следует предварительно тщательно проветрить.

Рекомендуется заниматься антистрессовой гимнастикой 2-3 раза в неделю. При желании можно заниматься ежедневно.

ВНИМАНИЕ! Если у ребенка выявлено плоскостопие, то упражнение «частое топанье ступнями ног по полу» следует заменить на упражнение «частое топанье пятками по полу».

Игровые оздоровительные комплексы следует регулярно менять согласно таблице.

Хотелось бы выразить пожелание к качеству речи взрослого играющего (воспитателя, учителя, родителя). Речь должна быть доброжелательной, правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной. Она должна увлекать мысли ребенка в нужное направление.

Желательно избегать в речи таких слов, как «представьте», «вспомните». Эти слова активизируют мыслительный процесс. Для оздоровительной антистрессовой работы этот процесс не важен. Важно обращение к эволюционной врожденной памяти ребенка. Поэтому чаще следует употреблять слова: «давайте увидим», «посмотрите», «почувствуйте».

В комплексах № 2 и № 3 описаны воображаемые ситуации, в которых дети «промокли до нитки» от дождя, снега, росы. Очень важно взрослому подчеркнуть в данной ситуации, что это просто здорово и очень полезно.

Во время проведения занятия может звучать спокойная, тихая классическая музыка. Упражнение «похлопывание по спине, плечам, голове» и виброупражнения может сопровождать более ритмичная музыка.

План действий при использовании одного и того же комплекса

Содержание и технология оздоровительной работы «Антистрессовая гимнастика» разрабатывается и апробируется на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - Центра развития ребенка детского сада № 75 Кировского района города Самары. О результатах деятельности педагогического коллектива можно судить, по отзывам родителей дошкольников.

«То, что дети, благодаря антистрессовой гимнастике, становятся добрее, наша семья уже почувствовала. Надеюсь, что здоровья тоже прибавится. Спасибо за очень нужное и полезное начинание». (Мама Тихоновой Насти, 6 лет, и Тихонова Вовы, 3 года)

«Ребенок уже демонстрировал гимнастику дома. Но я не думала, что она настолько интересна и эффективна. Обязательно будем делать гимнастику дома покажем ее другим родственникам». (Мама Кузнецова Саши, 5 лет)

«Занятие антистрессовой гимнастикой очень понравилось. Считаю его очень важным и полезным. Дети учатся лучше понимать себя, свое тело. Это необычно, весело». (Мама Солдусовой Лены, 5 лет)

«Мне очень понравилось занятие антистрессовой гимнастикой. Я с удовольствием приняла участие в процессе. Наблюдая за детьми и родителями, я видела восторженные глаза. Такие занятия нужно проводить каждый день. Они пойдут на пользу». (Мама Кошелева Андрея, 6 лет)

Авторы пособия желают воспитателям, учителям и родителям здоровья, радости, творческих успехов, полногоблагополучия в жизни, а детям - веселого и увлекательного путешествия по дороге к Здоровью, Счастью, Жизни без конфликтов и стрессов.

Начало формы

Конец формы

infourok.ru

Антистрессовая гимнастика: избавляемся от отрицательных эмоций | Секреты красоты | Здоровье

Герой этого материала утверждает: чтобы прийти в себя, необязательно пить успокоительные таблетки. Стресс можно снять руками.

Наш эксперт – психолог, специалист по телесно-ориентированной терапии Андрей Минченков.

Пока мы молоды, организм сравнительно легко справляется с различными потрясениями, но с возрастом начинаешь замечать: понервничал – и сразу ухудшилось самочувствие. Слабые места у каждого, конечно, свои: у одного стресс провоцирует сердечный приступ, у другого – головную боль, у третьего на любое волнение сразу реагирует желудок. Если же стрессовых ситуаций становится слишком много и организм просто не успевает оправиться, болезни не заставят себя ждать.

Первым из европейских ученых, кто задумался о связи психических и телесных явлений, был немецкий психоаналитик, последователь Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Работая со своими клиентами, он заметил, что люди с близкими психологическими проблемами имеют близкую структуру тела и схожие проблемы со здоровьем. Это связано с тем, что при схожих стрессовых ситуациях у них напрягаются одни и те же мышцы.

Защищаясь от стрессов, человек, сам того не замечая, формирует так называемый «мышечный панцирь». Казалось бы, с одной стороны – это хорошо, он чувствует себя более «толстокожим», защищенным от стрессов и психологических травм, но одновременно становится менее чувствителен и к приятному, теряет способность радоваться жизни, а со временем напряжение с мышц переходит на внутренние органы и кости, что приводит к целому «букету» заболеваний, которые принято называть психосоматическими.

Но болеть никому не хочется. Именно поэтому в последние годы стали столь популярны телесно-ориентированные методы, успешно сочетающиеся с любым видом психотерапии и позволяющие быстро «вытащить» из тела «застрявшие» в нем отрицательные эмоции.

В сложных случаях, конечно, без помощи специалиста не обойтись. Однако в повседневной жизни каждый может самостоятельно оказать себе помощь, дабы только что пережитый стресс не отложился в теле. Антистрессовая гимнастика незаменима сразу после того, как вы пережили стрессовую ситуацию. Помогают описанные упражнения также при головной боли и умственном переутомлении.

1. Начинать антистрессовую гимнастику лучше всего с упражнения под названием «Заземление». Встаньте устойчиво, ноги немного шире плеч. Слегка согните ноги в коленях и хорошо почувствуйте почву под ногами. Теперь начинайте трястись, совершая колебательные движения туловищем вверх-вниз и пружиня ногами. Позвольте полностью расслабиться мышцам плечевого пояса и кистей так, чтобы руки свободно болтались; расслабьте мышцы нижней челюсти. Продолжайте колебания 1–2 минуты.

2. Так как еще Аристотель назвал кисть руки «вынесенным наружу головным мозгом», огромную роль в антистрессовой гимнастике отводится работе с кистями. Кисть левой руки плотно обхватите кистью правой руки. Делайте активные круговые «умывающие» движения в вертикальной плоскости. Поменяйте руки.

3. Интенсивно потрите ладони друг об друга до ощущения тепла.

4. Захватите мизинец левой руки (у основания пальца) в кулак правой руки. Медленно, выкручивающим движением (словно снимаете кольцо с пальца), стяните кулак с пальца. Проделайте упражнение со всеми пальцами по очереди. Затем поменяйте руки.

5. Указательный и средний палец правой руки поместите в основание мизинца левой руки. Плавно растягивайте мизинец вверх в вертикальной плоскости. Проделайте упражнение со всеми пальцами по очереди. Затем поменяйте руки.

6. Обхватите запястье левой руки кистью правой руки и сделайте несколько круговых растирающих движений. Потом поменяйте руки.

7. Обхватите запястье левой руки кистью правой руки и поворачивайте кисть по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Поменяйте руки.

8. Массируйте в течение 1,5–2 минут средним пальцем против часовой стрелки точку «нэй-гуань» (антистрессовая точка), расположенную на три пальца выше лучезапястного сустава по центральной линии предплечья. Обеими руками по очереди.

9. Установите руки, как на фото, и давите ими навстречу друг другу. Сожмите руки в кулаки, сохраняя напряжение в руках. Резко на выдохе опустите туловище вниз, сбросьте напряжение, расслабьте руки. Максимально расслабьтесь.

10. Разотрите подушечками пальцев снизу вверх и в стороны воротниковую зону, как показано на фото.

11. Движением снизу вверх руками, сцепленными в замок, «снимите» с шеи и головы воображаемую «каску неврастеника». Голова сразу почув­ствует облегчение!

12. В течение минуты растирайте подушечками пальцев точки, как показано на фото.

13. Смещайте кожу лба средним пальцем (с обеих сторон по очереди).

14. Проглаживайте большим пальцем надбровные дуги, как показано на фото.

15. Промассируйте области над верхней губой.

16. Захватите кожу в области щек указательным и большим пальцем и растяните ее.

17. Разомните большим и указательным пальцем ушную раковину левого и правого уха.

18. Промассируйте пальцем область «третьего глаза».

Все упражнения первый раз нужно делать мягко, потом – более энергично. Интенсивность воздействия должна быть такой, чтобы возникало ощущение «приятной боли».

Смотрите также:

www.aif.ru

Материал из опыта работы педагога "Антистрессовая пластическая гимнастика"

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) – система упражнений, направленная на развитие у людей способности чувствовать и улучшать собственное состояние.

…Знание, рождаемое чувством, называют творчеством. …Творчество, или постоянное обновление восприятия, базирующееся на умении испытывать удовольствие от жизни в ее естественности и полноте, – основа восстановления внутренней целостности и, соответственно, роста жизненного тонуса. Этот процесс восстановления и есть то движение, которое заменяет любое лекарство. В согласовании физического движения и нервно-психического аппарата для освоения данного процесса восстановления и заключается суть того, что называется культурой движения, или антистрессовой пластической гимнастикой. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) представляет собой метод психофизической тренировки, специально разработанный для его использования в ситуациях повышенных нагрузок стрессорного характера как средство защиты от их негативного воздействия на психику.

…Метод АПГ является не только профилактическим, но и способствует улучшению состояния при заболеваниях костно-суставной, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, дыхательных путей, органов зрения и др. Как вариант лечебной физкультуры метод может быть с успехом использован как на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования.

Описание упражнений

Вводный раздел

1. И.п.: ноги на ширине плеч, носки повернуты слегка внутрь, колени прямые.Представить. Легкое покачивание на волнах.Выполнение. Колени слегка согнуть, подав бедра вперед, вес тела при этом перемещается к носкам. Возвратиться в и.п. Так покачаться 5–6 раз.

2. И.п.: ноги на ширине плеч и чуть согнуты в коленях. Носки повернуты слегка внутрь. Вес перемещен к носкам. Бедра подать вперед. Осанка прямая. Руки свободно опущены вдоль тела. Взгляд «вперед смотрящий».П. Легкие, как пушинка, руки всплывают и тонут в воде.В. Расслабленные кисти рук поднять до уровня лица за счет преимущественного сгибания в локтях и опустить вниз. Повторить до 3 раз.

3. И.п.: из и.п. упр. 2 вес «перелить» на левую ногу и слегка согнуть ее в колене. Корпус повернуть вправо, поворачивая правую стопу на пятке также вправо, а левую стопу оставляя неподвижной. Правую ногу выпрямить в колене. Руки свободно опущены вдоль тела. Смотреть в направлении правой ноги.П. Руки вращают ручку колодезного ворота.В. Расслабленные руки поднимаются до уровня лица (как в упр. 2), при этом вес «переливается» на согнутую в колене правую ногу. Затем ладони скрещиваются на уровне груди (не касаясь друг друга), и руки опускаются вдоль тела вниз. Вес тела при этом «переливается» назад, на согнутую в колене левую ногу.Выполнить то же самое, повернувшись в левую сторону.Повторить до 3 раз в каждую сторону.

4. И.п., как в упр. 2.П. Руки всплывают, принимая округлое положение, и остаются на поверхности воды.В. а) Расслабленные руки в форме кольца поднять до уровня груди, развернув ладони к себе. Локти согнуты и приподняты, кисти расслаблены, пальцы «смотрят» друг на друга, плечи опущены. Сохраняя руки в таком положении, поворачивать их вместе с корпусом вправо и влево. Стопы неподвижны.б) Когда руки «плывут» вправо, вес «переливается» на согнутую в колене левую ногу, а правая нога выпрямляется в колене и поворачивается на пятке вправо. Левая стопа остается неподвижной. То же самое выполнить при повороте влево.Повторить а) и б) 2–3 раза в каждую сторону.

5. И.п. то же, что в упр. 2. Пальцы рук слегка согнуты.П. На плечи наматываете паутинку.В. Вращение плеч в обе стороны. Особенно внимательно следить за отсутствием «заеданий» и рывков. Повторить до 3 раз в каждую сторону.

6. И.п. то же, что в упр. 2.П. Представить себя на месте ребенка, впервые осматривающего незнакомое помещение.В. Медленное вращение глаз по часовой стрелке и против нее. Вслед за глазами поворачивается голова. Следить, чтобы взгляд скользил плавно, без рывков.Выполнить до 3 вращений в каждую сторону.

7. И.п. то же, что в упр. 2.П. Представить себя ложащимся плашмя на поверхность воды.а) Наклониться вперед, сохраняя спину прямой. Голову не опускать. Во время наклона ноги выпрямляются в коленях. Руки свободно опущены вниз. Не задерживаясь внизу, подняться в и.п.б) Принять и.п., как в упр. 3, и наклониться к правой ноге. Затем, повернувшись влево, наклониться к левой ноге.в) Принять и.п., как в упр. 2, и наклониться вперед (так же, как в упр. 7. а).

8. И.п. то же, что в упр. 2.П. Представить себя сидящим на вращающемся стуле.В. Вращение корпуса с сохранением его фронтального положения по часовой стрелке и против нее. (При коллективных занятиях лицом в круг.)Выполнить до 3 раз в каждую сторону.

hello_html_707e85bf.png

9. И.п. то же, что в упр. 3. Руки отвести за спину и скрестить ладони на уровне копчика. Ладони развернуты наружу и не касаются друг друга и тела. Спина прямая. Смотреть вдоль правой ноги.П. Большая волна толкает в спину, а затем в грудь.В. Мягко оттолкнуться левой ногой и «перелить» вес вперед на правую ногу. При этом правая нога сгибается в колене, а левая освобождается от веса и выпрямляется. Затем «перелить» вес назад, на левую ногу.Выполнить то же самое, повернувшись в левую сторону.Следить за прямым положением корпуса.Повторить до 3 раз в каждую сторону.

10. И.п. то же, что в упр. 2. Вес «перелить» на левую ногу, слегка согнутую в колене. Руки, сгибая в локтях, поднять до уровня лица, ладони развернуть от себя, плечи опустить.П. Сидите на стуле, а свободная от веса нога слегка покачивается, притормаживаемая водой. Руки ладонями упираются в невидимую стену перед собой.В. Поднять слегка правую ногу. Покачивать правой стопой вперед и назад. Движение от кончиков пальцев последовательно передается в голеностопный и коленный суставы.Так же покачать левой стопой, «перелив» вес на правую ногу. (Положение опоры для рук выбирать произвольно.)Выполнить 1–3 покачивания каждой ногой.

11. И.п. то же, что в упр. 10. (Положение опоры для рук выбрать произвольно.)П. Слегка разминаете затекшую стопу.В. То же, что в упр. 10, только правая, а затем левая стопа выполняет вращение по и против часовой стрелки.Выполнить 1–3 вращения в каждую сторону для каждой стопы. 2-й, 3-й разделы – основные.

Суставный массаж и упражнения на растяжку (в положении сидя)

Массаж суставов ног

Подготовительное упражнение.И.п.: сидя на полу. Ноги в стороны, выпрямлены в коленях, стопы – вертикально.В. Потянуться и на выдохе сделать наклон к правой ноге. Повторить наклон к левой ноге и вперед.

1. И.п.: сидя на полу. Левая нога вытянута вперед, выпрямлена в колене, стопа – вертикально. Правая нога согнута в колене, стопа лежит на левом бедре (или возле левого бедра на полу), левая рука держит пятку правой ноги, правая рука обхватом держит правую стопу за пальцы.В. Вращать стопу, помогая себе левой рукой, и одновременно массировать суставы пальцев ног, сгибая и разгибая их правой рукой. Корпус покачивается в такт вращению стопы так, чтобы момент сгибания пальцев совпадал с наклоном корпуса. Вращать стопу по часовой стрелке и против нее от 3 до 5 раз в каждую сторону.

2. И.п. то же, что в упр. 19. Большие пальцы рук упираются в середину верхней части подошвы (между подушечками пальцев ног), остальные пальцы обхватывают стопу с внешней стороны.В. а) Скрутка стопы подошвой вверх с одновременным наклоном и выдохом. Наклон корпуса совпадает с моментом максимальной скрутки стопы (подошвой вверх) и сопровождается выдохом.Повторить скрутку 2–3 раза.б) Аналогично выполняется скрутка стопы подошвой вниз.Повторить скрутку 2–3 раза.

3. И.п.: то же, что в упр. 19. Кисть правой руки лежит на левом бедре ладонью вверх, кисть левой руки – тыльной стороной на правой ладони. Пятка правой ноги – на левой ладони. Таким образом, обе руки подхватом держат стопу правой ноги так, что локти прижаты к бокам.В. а) На выдохе наклониться, как бы желая лечь на вытянутую ногу. Выпрямиться, отвести плечи назад, как бы желая потянуться, при этом пятка правой ноги подтягивается к животу.б) То же, что в а), но на выдохе стопа движется вдоль тела вверх, от себя и вниз, в и.п., описывая окружность.Повторить 1–3 раза с постепенным увеличением радиуса описываемой стопой окружности.

4. И.п. то же, что в упр. 19. Пятка правой ноги упирается в локтевой сгиб левой руки, ладонь и предплечье которой поддерживают голень. Правая рука обхватывает правую ногу снаружи так, чтобы стопа поддерживалась ладонью.В. На выдохе наклониться, желая лечь на вытянутую ногу. Выпрямиться, не разгибая рук в локтях, и на выдохе мягко подтягивать пятку к левому плечу. Затем руки начинают распрямляться в локтях, при этом принимается и.п.Повторить упражнение 1–3 раза в зависимости от общей подготовленности занимающихся.

5. И.п. то же, что в упр. 19. Обеими руками оттянуть правую стопу на себя, пытаясь по возможности выпрямить ногу в колене.В. Стараясь не сгибать в колене, поднимать и опускать ее с одновременным покачиванием корпуса вверх и вниз. Выполнить покачивание 2–3 раза.

6. И.п. то же, что в упр. 19. Согнутую в колене правую ногу подтянуть к груди, обеими руками оттягивая стопу на себя так, чтобы колено оказалось между предплечьями обеих рук.В. Стараясь не отрывать правую ногу от груди, разгибать и сгибать ее в колене.Повторить упражнение 2–3 раза.

7. И.п. то же, что в упр. 19. Правая нога согнута в колене. Правая рука держит стопу за пятку изнутри так, чтобы колено было расположено справа от локтя.В. Потянуться левой рукой и на выдохе стараться выпрямить ногу в колене, одновременно отводя стопу вправо. Выполнить упражнение 2–3 раза.

8. И.п.: положение ног как в упр. 19 (если трудно, можно стопу правой ноги опустить на пол). Руки – произвольно.В. а) Потянуться и, упираясь локтем правой руки в правое колено, прижимать его к полу.б) Опуститься дальше вниз, как бы пытаясь лечь грудью на согнутую в колене ногу, прижимая колено к полу.

9. И.п. то же, что в упр. 19.В. Потянуться и на выдохе лечь грудью на вытянутую ногу, обеими руками оттянув стопу на себя.

10. И.п. то же, что в упр. 19.В. Потянуться, откинуться назад, опираясь на руки, выпрямленные в локтях. Снять правую стопу с бедра и, стараясь расслабить ее, несколько раз согнуть и разогнуть ногу в колене.Упражнения №№ 19–28 симметрично проделать для левой ноги.

hello_html_mcab6396.png

Массаж суставов рук

11. И.п.: сесть, как удобно. Правая рука, согнутая в локте, на уровне головы ладонью к лицу на расстоянии 25–30 см. Пальцы выпрямлены и «смотрят» вверх. Большой палец левой руки опирается в нижнеперстный сустав мизинца правой кисти, остальные пальцы охватывают запястье.В. Надавливая большим пальцем на нижнеперстный сустав мизинца, скручивать кисть правой руки по часовой стрелке, помогая пальцами, охватывающими запястье. При скручивании кисть скользит вдоль тела вниз (вплотную к нему), сохраняя вертикальное положение. Пальцы не сгибать. Скольжение кисти вдоль тела вниз сопровождается выдохом и максимальным расслаблением. Возвратившись в и.п., повторить скрутку 2–3 раза.

12. И.п.: сидеть, как удобно. Скрещенные руки вытянуты, ладони прижаты друг к другу, пальцы сплетены в замок, правая рука сверху.В. Сгибая руки в локтях, подтянуть кисти к себе и выворачивающим движением стараться выпрямить их, не расплетая пальцев. Затем возвратить руки в и.п., также не расплетая пальцев.

13. И.п.: сидеть, как удобно. Правая рука вытянута вперед ладонью вправо, пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.В. Правую руку согнуть в запястье, не сгибая пальцев. Не разгибая руки в запястье, согнуть ее так, чтобы запястье приблизилось к правому плечу. Теперь ладонь левой руки положить на тыльную сторону правой кисти так, чтобы пальцы «смотрели» в одну сторону. Надавливая ладонью левой руки на кисть правой, пытаясь сильнее согнуть кисть правой руки в запястье, прижимать поочередно к правому плечу, к середине груди, к левому плечу.

14. И.п.: сидеть, как удобно. Правая рука произвольно вытянута вперед.В. Расслабить правую руку и сначала тыльной стороной, а затем ладонью уронить вниз до контакта с полом.

15. И.п.: сесть в положение ноги в стороны. Локоть правой руки поместить в локтевой сгиб левой руки, ладонь правой руки «смотрит» вверх. Пальцами левой руки обхватить большой палец правой руки.В. Потянуть себя за большой палец в сторону вытянутой правой ноги, при этом корпус также наклоняется в ту же сторону. Аналогично выполнить наклоны к левой ноге и вперед, поочередно меняя пальцы правой руки.

Упражнения №№ 29–33 аналогично выполнить для левой руки.Массаж суставов рук можно выполнять сидя на стуле.

Суставный массаж в сочетании с упражнениями на растяжку

16. И.п.: сесть, скрестив ноги.В. а) Выпрямить руки, взяв с пола за концы воображаемую палку. Медленно, стараясь не сгибать руки в локтях, перенести ее за спину и обратно вперед, не прерывая движения.б) Выполнить то же самое, что в а), но с силой сжимая палку, одновременно стараясь потянуться с максимальным удовольствием (утренние «потягушки»).

17. И.п.: сесть, скрестив ноги. Руки вытянуть перед собой, ладони от себя пальцами вверх.В. Сжав пальцы в кулаки, как бы взяться за поручень перед собой и, начиная подтягиваться на нем, перекатиться и сесть ягодицами на пятки.

18. И.п.: сидя ягодицами на пятках, откинуться назад на руки, прямые в локтях.В. Оторвать правую руку от пола и потянуться ею, перенести руку влево, поставив ладонь на пол рядом с ладонью левой руки. Не отрывая ладоней от пола, стараться выпрямить обе руки в локтях. Возвратиться в и.п. и аналогично выполнить все для левой руки.

19. И.п.: сидя ягодицами на пятках, положить руки ладонями на пол перед собой.В. Перенести вес на руки, развести колени в стороны.а) Слегка подавать бедра вперед и назад.б) Бедрами выполнять движение по кругу (по часовой стрелке и против нее).Все движения бедрами выполнять очень мягко, начиная с минимальной амплитуды, лишь постепенно увеличивая ее по мере закрепления ощущения удовольствия.в) Поставить ладони пальцами внутрь. Стараться левым (затем правым) плечом на выдохе коснуться пола, глядя при этом через правое (левое) плечо вверх.

20. И.п.: сидя на корточках, перенести вес на левую ногу, правую отставить в сторону и поставить на пятку. Руки ладонями на полу перед собой.В. а) Расслабить правую ногу, покачивая стопой из стороны в сторону. Затем, перенося вес на руки, «перелить» вес на правую ногу и аналогично расслабить левую ногу.б) Сидя на правой ноге, перенести руки вправо по обе стороны от правого колена. При этом корпус также разворачивается вправо. В таком положении, не касаясь коленом пола, посмотреть вверх, запрокинув голову. Проделать аналогично, перенеся вес на левую ногу.

21. И.п.: сидя на корточках. Руки – ладонями на полу перед собой.В. Покачиваться, перенося вес на руки и вставая на кончики пальцев ног, а затем обратно садясь на корточки. По возможности стараться перекатиться на внешнюю сторону пальцев ног.Так покачаться 2–3 раза.

hello_html_m4580802d.png

infourok.ru

Антистрессовая гимнастика

Антистрессовая гимнастика помогает противостоять стрессам, которые являются причиной многих заболеваний. Цель этой гимнастики - улучшить кровообращение в воротниковой рефлексогенной зоне. Эта зона является своеобразным переходником в  регуляции работы органов и систем нашего тела. Различные психические и эмоциональные проблемы складируются здесь как в энергетический рюкзак. И эта ноша с годами становится все тяжелее. Что сказывается на осанке, общем физическом состоянии и жизненном тонусе.  

Антистрессовая гимнастика – одна из разновидностей твист гимнастики и состоит из четырех этапов. Для выполнения этого комплекса вам потребуется полотенце, либо пояс, ремень, веревка. Этот «снаряд» необходим для проработки глубоко лежащих мышц межлопаточной области. Поначалу кому-то потребуется более длинное полотенце, но со временем старайтесь применять более короткое полотенце, сокращать расстояние между руками. Чем меньше расстояние между руками, тем больше лечебный эффект. Выполняйте это упражнение в достаточно комфортном варианте, не стоит делать какие-то движения преодолевая боль, сопротивление.

Итак. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Захватите полотенце с ин твистом кистей рук, большие пальцы находятся ближе к телу и удерживают основную длину полотенца, мизинцы снаружи. В процессе выполнения комплекса старайтесь держать полотенце горизонтально, параллельно полу.

Первый этап – вертикальные движения. Удерживая полотенце в горизонтальной плоскости, поднимите прямые руки наверх. Затем, сгибая руки в локтевых суставах, опустите их вниз за спиной. Снова поднимите наверх и опустите вниз. Повторите упражнение 2 или 4 раза.

Второй этап – горизонтальные движения. Удерживая полотенце сзади, согнув руки в локтевых суставах, поднимите их на средний уровень, на уровень лопаток. Сначала сдвигайте полотенце налево, выпрямляя левую руку, правая рука пассивно сдвинется к позвоночнику, смещая правую лопатку. Затем выпрямляя правую руку, сдвигайте полотенце направо, левая рука пассивно сдвинется к позвоночнику, смещая левую лопатку. Повторите упражнение 2 или 4 раза.

Третий этап – диагональные движения. Переместите прямые руки в лево- верхнее направление. Сгибая руки в локтевых суставах и удерживая полотенце горизонтально за спиной, переместите его в право-нижнее направление. Затем снова поднимите в лево-верхнее направление. Повторите упражнение 2 или 4 раза.

Теперь переместите прямые руки в право- верхнее направление. Сгибая руки в локтевых суставах и удерживая полотенце горизонтально за спиной, переместите его в лево-нижнее направление. Затем снова поднимите в право-верхнее направление. Повторите упражнение 2 или 4 раза.

Четвертый этап – круговые движения. Переместите прямые руки наверх опускайте прямую левую руку вниз, а правая рука сгибается, удерживая полотенце в горизонтальной плоскости за спиной. Когда обе руки окажутся прямыми внизу за спиной, прямая правая рука поднимается наверх, а левая рука сгибается, удерживая полотенце в горизонтальной плоскости за спиной. В итоге обе прямые руки держат полотенце наверху над головой. Повторите упражнение 2 или 4 раза.

Теперь из верхнего положения опускайте прямую правую руку вниз, а левая рука сгибается, удерживая полотенце в горизонтальной плоскости за спиной. Когда обе руки окажутся прямыми снизу, прямая левая рука поднимается наверх, а правая рука сгибается, удерживая полотенце в горизонтальной плоскости за спиной. В итоге обе прямые руки держат полотенце наверху над головой. Повторите упражнение 2 или 4 раза.

Эта простая на первый взгляд гимнастика дает удивительные результаты. Уходит напряжение физическое и эмоциональное, выпрямляется спина, улучшается осанка, в теле появляется легкость. Также улучшается сон, нормализуется давление, уходят головные боли, боли в сердце. Улучшается память, работа сердца, легких и всех внутренних органов.

Антистрессовая гимнастика намного эффективнее массажа воротниковой зоны, к тому же вы можете делать ее сколько хотите и совершенно бесплатно.

Будьте спокойны и здоровы!

stupenizdo.blogspot.ru

Урок антистрессовой пластической гимнастики как элемент технологии оздоровления.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

На современном этапе развития российского образования одним из приоритетных направлений является сохранение здоровья учащихся.

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами и отсутствием четких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Состояние здоровья учащихся явно неблагополучно. Ранимая и неустойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется в агрессивности их поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни. Растет число детей с различными формами психических заболеваний. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья резко сужаются, и такие факторы, как полноценное питание, чистый воздух, физическая разрядка занимают все меньшее место на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузок.

Нарастающая напряженность ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что нравственное здоровье лежит в основе психического, а следовательно, и общего здоровья человека.

Цель здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональном уровне, тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. Все сказанное приводит к мысли о необходимости единого подхода, как к физическому, так и к нравственному здоровью. Один из таких подходов предлагает антистрессовая пластическая гимнастика.

Цель программы: формирование ответственного отношения к своему здоровью, привитие навыков здорового образа жизни.

Программа по антистрессовой пластической гимнастике составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов» (Москва, Просвещение, 1996год).

Программа по антистрессовой пластической гимнастике позволяет последовательно решать задачи физического и нравственного воспитания детей, формируя целостный подход учащихся к физической культуре, как психофизической основе воспитания нравственности, выявления высших возможностей нравственной природы, а именно:
  • воспитание у детей доброжелательности, терпимости, стремления к самосовершенствованию во всех сферах жизнедеятельности;
  • формирование представления о своем нравственном и физическом здоровье как личном и общем достоянии;
  • овладение упражнениями, способствующими профилактике различных заболеваний, в том числе самых распространенных, таких как: нарушение осанки и плоскостопие, нарушение зрения, простудные заболевания;
  • развитие основных двигательных способностей: быстроты движений, координации, общей выносливости, мышечной силы и гибкости;
  • обучение важнейшим двигательным умениям и навыкам;
  • овладение навыками организации и проведения игр и упражнений в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

Материал программы адаптирован к условиям школы и дается в трех разделах: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки. Основной формой работы остается урок. Уроки дают детям представление о различных оздоровительных методах. Наиболее ценным считаю возможность привлечения внимания детей к собственному здоровью, формирования ответственности за свое здоровье. Рекомендуется создать специальные благоприятные условия для занятий босиком, со специальными ковриками для упражнений в положении лежа на полу. Необходимо наличие разнообразного мелкого инвентаря, возможно использование нестандартного оборудования.

Подробнее хочу остановиться на разделе программы «Элементы антистрессовой пластической гимнастики».

1. Упражнения с предметами – способствуют совершенствованию координационных способностей школьников, и, в первую очередь умению выполнять согласованные движения руками. Учащиеся приучаются к действиям с предметами различного объема, веса, формы, что имеет большое значение в повседневной деятельности. Добиваться плавности движений. Упражнения с мячами, гимнастической палкой, скакалкой (длинной и короткой).

2. Упражнения для профилактики заболеваний.

Необходимо обучать школьников элементарным упражнениям, способствующим профилактике нарушений осанки и плоскостопия, профилактике нарушений зрения, сердечно-сосудистой систем, а также профилактике простудных заболеваний.

Учащиеся осваивают комплексы упражнений для формирования правильной осанки, для укрепления мышечного корсета, для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы.

Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы используем следующие упражнения: выполняются ритмичные дыхания – на три счета вдох, на один счет задержка дыхания, на три счета выдох; на шесть счетов вдох, на три счета задержка дыхания, на шесть счетов выдох, на три счета задержка дыхания. Это упражнение выполняется в зависимости от подготовленности школьников от одной до пяти минут. Второе упражнение состоит в выполнении упражнения «березка» (стойка на лопатках), которую статически держат от половины до трех минут. Третье упражнение выполняется из положения основной стойки. Сделать максимальный вдох и, наклоняясь вперед, выдох, после чего задержать дыхание максимально возможное время. Выполняется 2-5 раз за занятие.

Для профилактики нарушений в системе дыхания применяем максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки между ними. Темп при этом замедленный, мышцы живота активно участвуют в дыхательных движениях: на вдохах живот максимально выдвигается вперед («надувается»), а на выдохах максимально втягивается. Второе упражнение состоит в медленном вдохе и быстром выдохе через нос. Выполнять такие циклы 7-12 раз. Вдох делается примерно на три счета, а выдох на один счет. Третье упражнение это отжимание от гимнастической скамейки (или любого аналогичного снаряда), сделав предварительно максимальный вдох и задержав дыхание на время выполнения упражнения.

Для профилактики простудных заболеваний необходимо, прежде всего вести здоровый образ жизни, соблюдая гигиенические требования: высыпаться, выполнять умеренную физическую работу и осуществлять закаливающие процедуры (контрастный душ, обтирание, купание в летнее время). Дополнительно считаю важным научить детей выполнять точечный массаж и следующие упражнения. Первое – выполнение максимально глубоких и максимально быстрых вдохов и выдохов в течение 10-40 секунд. Второе – выполнять упражнение «мост» сидя на пятках. Опора при этом осуществляется затылком и передней поверхностью голеней, руки за головой. Выполнять указанную позу 15-40 секунд, 2-3 раза за занятие.

Третье упражнение – из положения лежа на спине, поднять прямые ноги вверх, затем согнуть туловище и опустить ноги за голову, касаясь пальцами пола (выполнять на мягкой поверхности, например, коврике), руки свободно опустить на пол. Выполнять 1-2 минуты.

3. Элементы суставного массажа.

Подготовительное упражнение к суставному массажу – потягивание в плечевом поясе потягушки в сочетании с наклонами (сидя).

Массаж суставов ног – вращение стопы, скрутка стопы, упражнение для коленного сустава, для тазобедренного сустава.

Массаж суставов рук – скрутка кистей в запястном суставе, сгибание рук в запястном суставе, скрутка кистей, сплетенных в «замки» рук, упражнение для локтевых суставов, упражнение для плечевых суставов

4. Медленные танцевальные шаги, ритмизованные танцевальные шаги, элементы аэробики.

Реализация данной программы позволяет обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Примерный конспект урока антистрессовой пластической гимнастики (урок-прогулка)

Особенностью данного урока является то, что он проводится в виде прогулки в лес, по заранее подготовленному маршруту. Особенно актуальна данная форма проведения урока в адаптационный период после продолжительных летних каникул, когда дети имеют возможность наблюдать красоту осенней природы. Количество станций и содержание может меняться в зависимости от условий проведения урока (возраста учащихся, времени года, поставленных задач).

Цель: формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Обучение учащихся элементарным приемам снятия стрессовых состояний, усталости; разучивание комплекса дыхательных упражнений;
  2. Повышение физической и умственной работоспособности;
  3. Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
  4. Воспитание чувства любви к родной природе, воспитание организационных навыков.

Ход урока

1. Вводная часть.

Построение. Напомнить учащимся о правилах поведения и правилах безопасности. Переход от школы до лесного массива.

2. Основная часть.

Станция 1. «Лесная терапия»

Девиз: «Ты приболел, устал или просто загрустил? Отправляйся в лес! Прогулка на природе порой не хуже, чем поход к врачу! Целебная сила природы поможет и телу и душе!»

- Какие лиственные и хвойные деревья растут на Урале?

- Деревья оказывают на человеческий организм благотворное влияние. Они очищают воздух от ядовитых примесей и выделяют необходимый для жизни кислород. Но и это еще не все, что могут дать нам деревья.

Я вам расскажу о деревьях, которые мы с вами чаще всего встречаем в нашем уральском лесу.

Береза. «Общение» с этим деревом успокаивает, улучшает работу почек. Не случайно в бане используют именно березовые веники. Отвар из листьев березы очищает организм. А любимый нами березовый сок обогащает организм витаминами.

Рябина. Рядом с такими деревьями лучше всего гулять…лентяям. Рябина тонизирует и мобилизирует. В ягодах содержится большое количество витамина С, пектинов и минералов. Рябина смягчает мышечные боли.

Сосна. Она возвращает душевное равновесие. Прогулка по сосновому бору снимает стресс и усталость, стимулирует работу сердца. Масло из сосновых почек помогает вылечить кашель. Если ты в течение нескольких дней будешь прикасаться к стволу сосны, то укрепишь иммунитет, напитаешься положительной энергией.

Станция 2. «Будь здоров».

Девиз: «Стресс – эмоциональное напряжение – причина многих заболеваний».

По мнению психологов и медиков, эмоциональное напряжение, распространяясь на мышцы, как правило, становятся причиной многих заболеваний. Например, постоянное нервное раздражение вредит желудку, тревога нарушает сердечный ритм, гнев расстраивает работу печени, вынужденное общение с неприятными людьми приводит к хроническому насморку, и т.д.

Избавиться от негативных чувств и запрограммированных ими болезней помогут правила эмоциональной самозащиты. Мы познакомимся с самыми простыми, но эффективными правилами самозащиты.

1. Не скупитесь на улыбки.

В организме все взаимосвязано – стоит чуть приподнять уголки губ, и в головной мозг сразу же поступает рефлекторный сигнал: жить здорово! После этого места для стресса в нем уже не остается.

Сейчас мы с вами сделаем самое простое антистрессовое упражнение: встаньте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и растягивайте губы в улыбке (дома можно сидя и несколько минут), повторяя магическую фразу: «Все будет хорошо!» И вправду будет!

2. Плачьте на здоровье.

Ученые обнаружили: наши слезы – надежное лекарство от стресса. Вы не в состоянии выдавить из себя ни слезинки? Тогда можно покричать как можно громче, пока не сбросите накопившееся напряжение. Громоподобный крик – не средство устрашения. А всего лишь психологическая замена слезам.

3. Смывайте стресс водой из крана.

Ничто не может так быстро «смыть» стресс, как вода. Встаньте под душ, и буквально через несколько минут струйки воды унесут все напряжение дня.

Станция 3. Правильное дыхание.

Девиз: «Будь здоров – не кашляй!»

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли, сухой воздух увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий физическими упражнениями может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь простудные заболевания.

Кроме того, дыхание через рот является поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

Итак, необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Каждый человек должен научиться правильно дышать и овладеть дыхательной гимнастикой. Необходимо дышать всеми легкими, а не только диафрагмой (брюшное дыхание), грудью (грудное дыхание) или только верхушками легких.

Основные упражнения дыхательной гимнастики:

  1. Брюшное дыхание. Спокойный глубокий вдох: рука на животе поднимается, а на груди остается неподвижной. Во время выдоха живот постепенно втягивается.
  2. Грудное дыхание. Во время вдоха и выдоха движется рука, которая лежит на груди.
  3. Полное дыхание. Вдох происходит волнообразно, т.е. начинается брюшным дыханием и плавно переходит в грудное. При выдохе живот втягивается, а заканчивается выдох опусканием грудной клетки.
  4. Спокойное дыхание. После двух-трех глубоких вдохов и выдохов делаются два спокойных вдоха и выдоха, но обязательно волнообразно.

Дыхание состоит из вдоха и выдоха, которые по длительности одинаковы. Давайте это проверим: на счет «раз, два» - делаем вдох, а на счет «три, четыре» - делаем выдох.

Станция 4. «Общеразвивающие упражнения»

Девиз: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Ничего так не активизирует дыхание и не тонизирует работу организма, как физические упражнения.

Выполняем комплекс О.Р.У.

Станция 5. «Подвижные игры»

Девиз:

«Мы здоровые ребята, Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать!

Играем в подвижные игры: «Салки», «Удочка»…

3. Заключительная часть.

На этом, ребята, наша прогулка заканчивается. Будьте здоровы!

Построение. Дорога в школу. По дороге дети успокаиваются.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также