3. Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии. Архипова артикуляционная гимнастика


Архипова е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) дыхательные упражнения

Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми I уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Учитывая то, что у детей с церебральной патологией с первых дней отмечается нарушение дыхания, проводят дыхательную гимнастику. После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка логопед берет его кисти и, слегка потряхивая ими, разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку — вдох, затем, прижимая руки к туловищу, легко надавливает на грудную клетку — выдох. Упражнение проводится в течение 1 — 1,5 мин, по 2—3 раза ежедневно.

Дыхательные упражнения с детьми II уровня доречевого развития также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией.

В этот период проводят пассивную дыхательную гимнастику с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. С ребенком старше 5 месяцев проводят следующие дыхательные движения:

1.              Поместив ребенка в положение «рефлекс запрещающие позиции», с легким потряхиванием разводят руки в стороны и поднимают их вверх (рис. 31), при этом происходит вдох, а при опускании рук и прижимании их к грудной клетке осуществляется выдох (рис. 32).

2.              Одновременно с поворотом головы ребенка в одну из сторон отводится в соответствующую сторону и его рука (вдох) (рис. 33). Слегка потряхивая руку и голову, возвращают их в исходное положение (выдох) (рис. 34). Эти движения способствуют выработке ритмичности движения и дыхания.

3.      Ребенок укладывается на спину в «рефлекс запрещающие позиции». Осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают, при этом происходит вдох, а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает выдох. Если ребенок не сопротивляется и у него есть возможность поднять руки вверх, то это упражнение проводится при заведении рук под голову, так как фиксация рук под головой во время сгибания и разгибания ног активизирует работу диафрагмы.

4.      Ребенка кладут на живот, руки его опираются на стол. Поднимая голову и плечи, при опоре на руки, способствуют осуществлению вдоха, а опуская голову и плечи, усиливают выдох.

Все эти упражнения тренируют глубину дыхания и ритмичность. Движения 1,2,3,4 проводятся по 3—4 раза ежедневно.

Дыхательные упражнения, проводимые с детьми III уровня доречевого развития, направлены на выработку ритмичности дыхания и пассивно-активных движений ребенка.

Рис. 31. Дыхательное упражнение: поднять руки вверх.   

Рис. 32. Возвращение рук в исходное положение.   

 

Рис. 33. Дыхательное упражнение: отвести руку в сторону одновременно с поворотом головы.   

Рис. 34. Возвращение руки и головы в исходное положение.   

Рис. 35. Дыхательное упражнение: отвести руку в сторону одновременно с поворотом головы.   

Рис. 36. Возвращение руки и головы в исходное положение.   

Важным фактором, а в ряде случаев и решающим для развития произвольной вокализации является правильно, поставленное дыхание ребенка. С этой целью с детьми III уровня доречевого развития проводятся более сложные дыхательные упражнения по сравнению с упражнениями предыдущих уровней, которые направлены на становление ритмичности движений и дыхания.

После расслабления рук ребенка добиваются правильного захвата игрушки (подбираются игрушки, которые легко держать). Затем проводят непосредственно дыхательные упражнения. Руку с вложенной в нее игрушкой пассивно отводят вправо или влево, в ту же сторону поворачивают голову ребенка так, чтобы он все время «держал» игрушку в поле зрения (рис. 35). Погремев погремушкой в этом положении с целью стимулирования работы органов слуха, медленно возвращают голову и руку в исходное положение (рис. 36). Игрушку подносят к глазам ребенка или к губам. Так поочередно проводят повороты влево и вправо (3—4 раза). Проводится ежедневно.

При наиболее тяжелых формах церебрального паралича, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, часто наблюдается врожденный стридор — шумное, хриплое дыхание, связанное с искривлением дыхательных путей. Снятию или хотя бы уменьшению стридородного дыхания способствуют сугубо индивидуальные позы тела (эмбриональная поза, положение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и другие).

Дети с церебральным параличом охотно выполняют дыхательные упражнения, во время которых часто издают звуки гуления, улыбаются и даже смеются.

Дыхательные упражнения с детьми IV уровня доречевого развития направлены на увеличение силы и длительности выдоха.

Рис. 37. Дыхательное упражнение: ребенок дует на бумажную бабочку.   

Рис. 38. Дыхательное упражнение: ребенок дует на бумажную бабочку.   

Кроме пассивных дыхательных упражнений, описанных выше, проводят упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Во-первых, ребенка учат дуть на ватные «шарики», в дудочку, на разноцветные бумажные бабочки и т. д. (рис. 37, 38). При этом пассивно удерживают определенную позу губ — «хоботок». Во-вторых, дети учатся игре на губах. При выдохе у ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий при этом звук 6-6-6 или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его, стараясь удлинить. Упражнение выполняется через день по 3 минуты.

studfiles.net

7.5. Развитие артикуляционной моторики

Нарушение тонуса мышц у детей с дизартрией не позволяет начинать развитие артикуляционной моторики с активных упражнений.

Целью пассивной артикуляционной гимнастики является включение в процесс артикулирования новых групп мышц до этого бездействовавших или увеличение подвижности мышц. Пассивная гимнастика создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Гимнастика совершается под зрительным контролем. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 движений. Зрительный контроль развивается постепенно. Постепенно возникает ощущение и запоминание движений, его оценка (кинестезический контроль).

Пассивная гимнастика языка

  1. Выведение языка из ротовой полости вперед.

  2. Втягивание языка назад.

  3. Выведение языка вниз.

  4. Поднимание языка вверх (к верхней губе).

  5. Боковые отведения языка влево и вправо.

  6. Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости.

  7. Поднимание кончика языка к твердому нёбу.

  8. Плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ

  1. Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ делают движение ими к средней линии).

  2. Собирание нижней губы (тем же приемом).

  3. Собирание губ в трубочку - хоботок.

  4. Растягивание губ в улыбку и фиксация пальцами углов рта.

  5. Поднимание верхней губы.

  6. Опускание нижней губы.

  7. Смыкание губ для выработки кинестетических ощущений закрытого рта.

  8. Создание различных укладов губ необходимых для произнесения гласных звуков («а», «о», «у», «и», «ы», «э»).

Активная гимнастика выполняется пациентом самостоятельно после того, как восстановлены или развиты движения при пассивном их выполнении. Целью активной гимнастики является увеличение объема движений, их точности, переключаемости, скорости.

Упражнения для развития мимических мышц лица

  1. Закрывание и открывание глаз.

  2. Нахмуривание бровей.

  3. Поднимание бровей и образование продольных морщин на лбу.

  4. Надувание щек.

  5. Проглатывание слюны.

  6. Открывание и закрывание рта.

  7. Жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры

  1. Вытягивание губ трубочкой - « хоботок ».

  2. Ратягивание губ в стороны - улыбка.

  3. Чередование движений «хоботок» - «оскал».

  4. Смыкание губ при сомкнутых и разомкнутых челюстях.

  5. Быстрое смыкание губ и быстрое размыкание.

  6. «Поцелуй».

  7. Губной выдох, при котором щеки надуваются не напряженно.

  8. Губной выдох в определенном направлении (вверх, вниз, влево, вправо) с напряженными и расслабленными щеками.

  9. Поднимание верхней губы с обнажением зубов.

Упражнения для увеличения объема и силы артикуляционных движений

  1. Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку попеременно слева и справа.

  2. Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики).

  3. Удержание губами различных предметов (пробка, марля, пуговицы и пр.).

Последние два упражнения требуют пристального внимания логопеда, во избежании проглатывания предметов!

Упражнения для развития более тонких движений языка и создание возможности перехода к артикуляционным движениям

  1. Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.

  2. Выдвигание языка вперед.

  3. Втягивание языка внутрь.

  1. Опускание выдвинутого языка вниз.

  2. Приподнимание выдвинутого языка вверх.

  3. Боковые отведения вправо-влево.

  4. Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к твердому нёбу («горочка»).

  5. Приподнимание средней части языка вверх и прижимание боковых краев языка к зубам верхней челюсти («седло»).

  6. Суживание языка и заострение его («жало», «иголочка»).

  7. Переключение различных позиций.

Усвоение этих упражнений позволяет перейти к артикуляционной гимнастике.

Все виды гимнастики имеют особое значение для постановки артикуляционных поз, их удержания и постановки звуков.

Поскольку при дизартрии страдает сила, объем, точность и координация движений, их автоматизация, то период введение звуков в речь является длительным и постепенным.

Все виды артикуляционной гимнастики достаточно широко представлены в логопедической литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990; Е.Ф. Архипова, 1977; Л.В. Лопатина, 2004 и др.).

studfiles.net

3. Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии

Основной целью индивидуальных логопедических заняти с детьми с ринолалией и дизартрией является устранение на рушений произносительной стороны речи. На индивидуальны занятиях проводится комплекс артикуляционных, дыхатель­ных, голосовых упражнений, направленных на преодоление специфических нарушений произношения. Взаимосвязанным направлениями логопедической работы в системе коррекци ринолалии и дизартрии являются развитие орального праксиса, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекция наруше­ний звукопроизношения. При наличии специфики реализации этих направлений при устранении ринолалии, дизартрии можно выделить общие методические рекомендации к проведению за­нятий с дошкольниками, имеющими данные нарушения речи.

I. Формирование основных движений органов артикуля­ции, выработка их определённых положений проводится по­средством артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, не менее 2—3 раз в день. На первых этапах работы не следует предлагать детям больше 2—3 упражнений. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок вы­полняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый мате­риал с использованием новых игровых приёмов. Количество повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуальным как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упраж­нений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10—15, а при условии коротких перерывов — и более.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не на-

40

пряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 1'ебёнок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и своё, чтобы самостоятельно контролировать правильность ныполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во иремя проведения артикуляционной гимнастики должны на­ходиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может носпользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Учитель-логопед должен следить за качеством выполняе­мых ребёнком движений: точностью, правильностью, плав­костью, объёмом, темпом выполнения, устойчивостью, пере­ходом от одного движения к другому. Также важно, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись сим­метрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

Отработка каждого упражнения идёт в определённой по­следовательности:

  1. Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов, что способствует появлению у дошкольника интереса к занятиям. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название, к нему подби­рается картинка-образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать по­следовательность действий.

  2. Показ учителем-логопед ом упражнения.

  3. Выполнение ребёнком упражнения перед зеркалом4.

Выполнение упражнений может носить пассивный харак­тер (движения осуществляются с помощью учителя-логопеда, если ребёнок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется не в полном объёме), пассивно-

4 Следует помнить, что зрительный контроль (с помощью зеркала) при пополнении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией использу­ется выборочно, с учётом формы и степени дизартрии, этапа работы.

41

активный и активный (самостоятельный) при зрительно! самоконтроле перед зеркалом. При коррекции ринолалии дизартрии для развития орального праксиса используются не­произвольные движения (например, облизывание внутренней,| вогнутой стороны ложки).

4. Выполнение ребёнком упражнения без зеркала (есл! это возможно). В начале работы может быть напряжённост* движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, движения станут свободными и координированными.

В любом упражнении все движения органов артикуляци­онного аппарата осуществляются последовательно, с паузам! перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог кон­тролировать качество движения, а ребёнок — ощущать, осо­знавать, контролировать и запоминать свои действия. Темп движения отрабатывается постепенно, его регуляция (от за­медленного на начальных этапах работы до более ускорен­ного) производится учителем-логопедом при помощи счёта вслух.

Упражнения артикуляционной гимнастики ребёнок дол­жен делать без напряжения, легко, так как напряжение мо­жет распространяться на другие группы мышц, что может привести к синкинезиям. Следует избегать грубых артику­ляционных упражнений, которые не являются основой арти­куляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и др.).

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о соз­дании у ребёнка положительного эмоционального настроя. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу от выполнения движения. Луч­ше показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Закрепление любого навыка требует систематического по­вторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Для этого лучше всего использовать игру как основную деятельность дошкольников, естественную и привлекательную для них форму занятий.

42

Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляет­ся учителем-логопедом индивидуально с учётом характера нарушения произношения и целесообразности рекомендуе­мых движений для правильного произнесения данного зву­ка. Описание разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, в том числе — используемых в работе с детьми с ринолалией и дизартрией, широко представлено в логопе­дической литературе [2, с. 91—99; 3; 5, с. 97—98, 195—199, 257—260, 275—281; 7, с. 70—76].

П. Артикуляционная и мимическая гимнастика при рино­лалии и дизартрии проводится в сочетании с логопедическим массажем.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, направленный на улучшение трофической функ­ции мышечной системы, нормализацию мышц артикуляци­онного аппарата, стимуляцию проприоцептивных ощущений. 1 Год влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объём их сократительной функции, рабо­тоспособность мышц, что опосредованно способствует улуч­шению произносительной стороны речи. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде по­глаживания, пощипывания, растирания, разминания, поко-лачивания и вибрации. Дифференцированное применение раз­личных приёмов массажа является эффективным средством коррекции артикуляторных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу (в том числе при ринолалии, ди­зартрии). Массаж неэффективен при устранении нарушений, имеющих языковую природу (например, при алалии).

Логопедический массаж может использоваться на всех :>тапах логопедической работы при ринолалии и дизартрии, но особенно значимо его использование на подготовительном :>тапе, когда у детей формируются умения выполнять опреде­лённые артикуляционные движения. Массаж при всей его действенности не может считаться универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в ком­плексную систему логопедической работы и всегда сочета­ется с проведением логопедической гимнастики (пассивной,

43

активной артикуляционной и миогимнастикой), а также при необходимости — с другими методами, например, искусствен­ной локальной контрастотермией (сочетанием гипо- и гипер­термии) [7, с. 75—76].

Дифференцированный логопедический массаж может осу­ществлять учите ль-логопед, который должен хорошо знать анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, показания и противопоказания к выполнению логопедического массажа, физиологическое действие отдель­ных приёмов массажа, а также обладать хорошим осязатель­ным чувством кожи. Некоторые виды массажа (например, с применением специальных логопедических зондов, вибромас­сажёров и т. п.) требуют специальной курсовой подготовки. Вместе с тем в практике работы дошкольного учреждения специалисты, имеющие квалификацию «учитель-логопед», могут использовать приёмы классического укрепляющего или расслабляющего массажа органов артикуляции (губ, языка, нёба), а также лица, шеи детей с ТНР.

Логопедический массаж применяется с учётом медицинского заключения. Учитель-логопед планирует комплекс массажных приёмов на основе данных логопедического обследования, кото­рое обязательно включает характеристику состояния артикуля­ционных и мимических мышц. Характеристика состояния мы­шечного тонуса в артикуляционном аппарате устанавливается путём наблюдения за выполнением ребёнком традиционных для логопедического обследования двигательных проб — общих и артикуляционных статических и динамических упражнений.

По возможности учитель-логопед может обучить родите­лей ребёнка элементарным .приёмам массажа (также как и приёмам пассивной артикуляционной гимнастики), предва­рительно объяснив родителям необходимость такой работы и правила её проведения:

  1. Массаж проводится в тёплом, хорошо проветренном по­мещении, с соблюдением всех гигиенических требований. Ру­ки учителя-логопеда должны быть чистыми, тёплыми, без вос­палительных процессов, с коротко остриженными ногтями.

  2. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приёма пищи.

  1. Во время массажа ребёнок не должен испытывать боли.

  2. Противопоказанием к применению массажа являются любые соматические и инфекционные заболевания в остром периоде, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъ­юнктивит, эписиндром.

  3. Лучшими положениями ребёнка для проведения логопе­дического массажа (способствующими нормализации мышеч­ного тонуса) являются:

  • положение «лёжа на спине», когда ребёнку под шею подкладывают небольшой валик, который позволяет несколь­ко приподнять плечи и откинуть голову назад;

  • положение «полусидя» в кресле с высоким подголовни­ком.

Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10—15—20 сеансов (каждый день или через день), которые повторяются после перерыва на 1—2 месяца. Длительность проведения массажа на одном занятии может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, тяжести речевого нару­шения, индивидуальных особенностей. Начальная продолжи­тельность составляет от 1—2 до 5—6 минут, конечная — до 15—20 минут.

Методика проведения дифференцированного логопедиче­ского массажа представлена в специальных пособиях [2; 4; 7]. Е. А. Дьяковой описаны приёмы самомассажа, которым можно обучить старших дошкольников. Самомассаж допол­няет действие основного массажа, выполняемого учителем-логопедом; его можно проводить многократно в течение дня не только индивидуально, но и с группой детей, включая его и различные режимные моменты дошкольного учреждения [4, с. 84—91].

studfiles.net

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией.

Каждое упражнение нужно делать 8–16 раз.

Артикуляционная гимнастика для губ

1. Упражнение «Улыбка»

На счет «раз» – губы вытянуть как для поцелуя.

На счет «два» – растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

2. Упражнение «Уголки»

Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).

На счет «раз» – «пятачок» двигается вправо.

На счет «два» – «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к левому уголкам губ.

3. Упражнение «Вертикаль»

На счет «раз» – «пятачок» двигается вверх, к носу.

На счет «два» – пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.

4. Упражнение «Крест»

На счет «раз» – «пятачок» двигается вверх.

На счет «два» – пятачок двигается вниз.

На счет «три» – «пятачок» двигается влево.

На счет «четыре» – «пятачок» двигается вправо.

5. Упражнение «Круги»

Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

6. Упражнение «Шторки»

На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.

На счет «два» – губа возвращается на место.

На счет «три» – нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.

На счет «четыре» – губа возвращается на место.

Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.

7. Упражнение «Почесывание»

На счет «раз» – нижние зубы почесывают верхнюю губу.

На счет «два» – верхние зубы почесывают нижнюю губу.

Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.

8. Упражнение «Жвачка»

На счет «раз» – губы вытягиваются вперед.

На счет «два» – растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются.

Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

9. Упражнение «Вибрация»

Губы слегка сомкнуты и расслаблены.

Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у.

На каждый счет – выдох с вибрацией.

Артикуляционная гимнастика для языка

Упражнения помогут вам выработать полноценные движения языка, необходимые для правильного произношения звуков.

1. Упражнение «Часовая стрелка»

Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти разомкнуты. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны. Вращать языком за губами против часовой стрелки.

2. Упражнение «Жало»

Узкий язык высунуть как можно дальше изо рта. Кончик языка должен быть острым.

На счет «раз» – острым языком «ужалить» противника.

На счет «два» – язык убрать в глубь рта.

3. Упражнение «Шпага»

Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны.

На счет «раз» – «укол» в правую Щеку.

На счет «два» – «укол» в левую щеку.

4. Упражнение «Чашечка»

Рот раскрыть. Широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать язык в таком положении 8-10 секунд и убрать в рот.

На счет «раз» – высунуть язык, загнув кверху.

На счет «два» – убрать, расслабив.

5. Упражнение «Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

На счет «раз» – язык тянется к носу.

На счет «два» – язык тянется к подбородку.

6. Упражнение «Горка»

Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык (или спинку языка) «выкатывать» вперед горкой и убирать в глубь рта.

На счет «раз» – спинка языка выкатывается.

На счет «два» – спинка языка убирается назад.

Рот открыт и зафиксирован в одном положении.

7. Упражнение «Цоканье»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку. «Поцокать», убыстряя темп.

8. Упражнение «Поглаживание»

Рот приоткрыт. Язык начинает поглаживающее движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому нёбу и, загибаясь вовнутрь, гладит мягкое нёбо. Возвращается по нёбу к зубам.

На счет «раз» – язык двигается от зубов к мягкому нёбу.

На счет «два» – язык двигается от мягкого нёба к зубам.

Упражнение способствует хорошей растяжке подъязычной связки.

9. Упражнение «Пулемет»

Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Строчить языком как из пулемета со звуками т-т-т-т-т-т, затем со звуками д-д-д-д-д-д.

Освобождение челюстей от зажима

Нижняя челюсть прикрепляется к верхней челюсти очень сильными мышцами. Эти мышцы находятся около ушей, и их движение можно проконтролировать с помощью указательных пальцев.

Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе говорения. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, то человек говорит сквозь зубы, как будто «цедит» слова, и производит неприятное впечатление на собеседников.

Чтобы освободить нижнюю челюсть от зажимов, полезно делать следующие упражнения:

1. Упражнение «Ямки»

Мягко опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока указательные пальцы рук не ощутят околоушные впадины или ямки, которые образуются перед козелком (небольшим отростком, находящимся перед входом в ухо). При хорошем расслаблении мышц пальцы легко попадают в ямки.

На счет «раз» – медленно опускать челюсть, погружая кончики указательных пальцев в образовавшиеся ямки.

На счет «два» – поднять челюсть, убрав указательные пальцы из ямок.

2. Упражнение «Ленивый алфавит»

Мягко, лениво опускать нижнюю челюсть, контролируя указательными пальцами появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в алфавитном порядке с добавлением гласного «а».

Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко.

Ба-а-а Ва-а-а Га-а-а Да-а-а

Жа-а-а За-а-а Ка-а-а Ла-а-а

Ма-а-а На-а-а Па-а-а Ра-а-а

Са-а-а Та-а-а Фа-а-а Ха-а-а

Ца-а-а Ча-а-а Ша-а-а Ща-а-а

3. Упражнение «Кивающая голова»

Мягко наклоняем голову вперед. Пальцы рук сплетены за головой, ладони обхватывают шею сзади. Медленно откидывая голову назад, расцепляем пальцы и поглаживающим движением задней и боковых частей шеи снимаем руки. Затем – кивок вперед.

При каждом откидывании головы назад произносим звуки ленивого алфавита:

Ба-о, Ва-о, Га-о, Да-о, Жа-о, За-о, Ка-о, Ла-о, Ма-о, На-о,

Па-о, Ра-о, Са-о, Та-о, Фа-о, Ха-о, Ца-о, Ча-о, Ша-о, Ща-о

Упражнение снимает зажимы с затылочных мышц и мышц, держащих нижнюю челюсть.

studfiles.net