Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком. Арт гимнастика


Артикуляционная гимнастика в стихах игры с язычком

УлыбкаХоботок

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть!

Заборчик

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд.

Лопаточка

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи И лопатку подержи.

Часики

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз – два»

Качели

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.

Змейка

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ: Змея в пещере живёт. Кто её не хвалит, Того она ужалит.

Чашечка

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.

Вкусное варенье

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.

Трубочка-желобок

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок. Щёки ты не надувай, Губками прижимай! Плавно воздух выпускается Желобок не разрушается.

Горка

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!

Маляр

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала.

Лошадка

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!

Грибок

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!

Гармошка

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок Делает вот так – молчок! Челюсть нижняя вниз Это вовсе не каприз. Гармошку делать продолжаем! Рот закрываем, открываем.

Пароход

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы

 Болтушка – индюк

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил Бл-Бл-Бл Хвост, как веер, распустил. Бл-Бл-Бл Вот какой красивый я, Бл-Бл-Бл Полюбуйтесь на меня!

Барабанщики - дятел

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук. Д-Д-Д-Д Ты чего стучишь, мой друг! Д-Д-Д-Д -Я не зря во рту стучу Д-Д-Д-Д Звукам правильным учу. Д-Д-Д-Д

logoped18.ru

значение арт.гимнастики в формир. правильного звукороизн.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно

Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя и конечно родители.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков. Слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

 

·         Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут

·         Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

·         Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

·         Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

·         Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

·         Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

·         Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

 

 

 

 

Артикуляционные упражнения

(практическая часть)

 

«Окошко» - На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто).

На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«Лягушка» - Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.

«Хоботок» - Губы и зубы с напряжением сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

«Лопаточка» - Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Трубочка» - Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Толстячок» - Надувание обеих щек одновременно.

- Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка

воздуха из одной щеки в другую).

«Худышка» - Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Причешем язычок» - Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

«Часики» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Бублик» - Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении до пяти.

«Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка» - Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

 

Советы родителям от логопеда.

·         Стараться, чтобы дома ребенок слышал правильную, грамотную речь.

·         Помнить, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков.

·         Во время совместных прогулок с детьми обращайте их внимание на значимые для человека объекты. Расскажите для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, у реки, привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых.

·         Не уходите от ответов на вопросы ребенка.

·         Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства(этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

·         Постоянно пополняйте домашнюю детскую библиотеку произведениями по возрасту. Читайте, беседуйте по прочитанному, рассматривайте иллюстрации.

·         Необходимо знакомить малышей с фольклором: рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребенка к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о  другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

·         Поддерживайте это стремление. Пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это будут первые шаги в овладении монологической речью.

И, конечно, играйте, играйте и играйте!

nsportal.ru

Арт.гимнастика в стихах и картинках

ВВЕДЕНИЕ Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки? Значит, у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Как же помочь ребенку выполнять полезные упражнения артикуляционной гимнастики? Данное пособие поможет Вам решить эти проблемы. Основная цель всех упражнений — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Рекомендуется проводить по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Описание как отдельных упражнений артикуляционной гимнастики, так и подобранных комплексов упражнений («логопедических сказок») сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. 1-ый комплекс (сказка первая «Домашняя») поможет закрепить у детей названия органов артикуляции, 3-ий (сказка третья «Учебная») — будет способствовать тренировке ориентирования в пространстве, 5-ый (сказка пятая «Зоологическая») — научит имитировать движения некоторых животных. Установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи. 3-ий комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д. Рука ( с варежкой или без нее) может помогать движению языка и в проведении других комплексов артикуляционной гимнастики. Итак, Вам предложены различные способы проведения артикуляционной гимнастики. Попробуйте применить их в работе с детьми. Желаю успехов! ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ

Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. Широко открывать рот. В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. Надувать и втягивать щеки.

Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная. Вращать нижней челюстью. Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет. ДОМАШНЯЯ Язык в ротике живет. Никогда не устает. Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта. Очень любит чистоту В домике своем - во рту. Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ. Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает. И пока он убирает Домик свой не запирает. Открывать и закрывать рот. 399478561595000-133985062611000 Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок. Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад. Время даром не теряет: Губы-двери вытирает. Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.

Моет двери он вторые -Наши зубы. Ротик шире. Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки. Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны. Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.

ПРОГУЛОЧНАЯ

Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал. Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта. Смотрит, как расческа-зубы Нам причесывает губы. Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними - по нижней, массируя ее.

36455355461000Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке. А теперь наоборот: Губки тянутся вперед. Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы. Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался. Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек. Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок. Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал. Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята. Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка»-язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата»-язык расслаблен и лежит на нижней губе. Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье. Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать. -231775000Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка. Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. УЧЕБНАЯ

Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим. Широко улыбаться, растягивая губы.

Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел. « Все, что нужно, увидал И налево зашагал. Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху. Тянуться языком к левому уху.

Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко. Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек. Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.

Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает. Язычок не устает: Тянется теперь вперед. Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку. Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.

В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад. Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке. Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта. Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.

СПОРТИВНАЯ

Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье. Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю. Язычок на спортплощадке Занимается зарядкой. Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко, Потянулся высоко. Наклонился низко, К подбородку близко. Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу. Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Ловко сделал мостик, Вниз запрятал хвостик. Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет. Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром, На лошадку сел верхом. Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. Язычок остановился. В гриб на ножке превратился. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас. А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся. Рот отпкрыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами. Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь. ЗООЛОГИЧЕСКАЯ

Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал. Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек. В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь. Открывать широко рот и закрывать его.

Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он. Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть. Тянуть губы вперед «хоботком». Враищть вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки -Большеротые лягушки. Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею. Широко улыбаться, растягивая губы. Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры - резвые лошадки -Бойко скачут по площадке. Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку. Потянула зебра ножку, Постояла так немножко. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской. Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад. Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он. Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами.

Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой. Спину выгнула дугой... Язычок, скорей домой! Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. Спрятать язык. Закрыть рот. Использованная литература. Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.

educontest.net

Арт гимнастика » Мир учителя

Россия

Байбарина Анна

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте для старшей группы. Звуковой анализ слова МАМА.

Цели: Образовательные:

- развитие способности проводить звуковой анализ слов и делить слова на слоги;

- освоить действия вычленения в слове ударного слога;

- развитие представлений о смыслоразличительной функции звука;

- проведение графических линий в пространстве рабочей строки.

           Коррекционные:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата с помощью логопедических упражнений;

- умение удерживать позы под счёт;

- развитие  фонематических процессов: фонематического слуха и восприятия.

          Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и  русской  речи.

Содержание занятия.

1.      Орг.момент.

Для того, чтобы нам хорошо заниматься, слышать, слушать и говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Гимнастику для лицевых мышц, губ, языка и щёк.

2.      Артикуляционная гимнастика и мимическая гимнастика.

Надуть щёчки: правую, левую, обе, выпустить воздух, из щёк похлопывая их ручками.

Упражнения для языка: Поперёк улыбки лёг

                                              Отдыхает язычок «лопаточка»

                                              «иголочка»,

                                              «лошадка»,

                                              «грибочек», 

                                              «часики»,

                                              «гармошка»,

                                             «потянуть язычок к подбородку»,

                                             «потянуть язычок к носу».

Показать весёлое лицо, грустное, сердитое, удивлённое. Мы с вами размяли лицевые мышцы, а сейчас разомнём губки:

                                                  Губы трубочкой тяну,

                                                  подражаю я слону (трубочка)

                                                  Широка Нева река,

                                                  И улыбка широка.

                                                  Зубы все мои видны

                                                  От краёв и до десны (улыбка).

 

3.      Объявление темы занятия.

Мы с вами сделали гимнастику для губ, языка, мимическую гимнастику. А сейчас, мы с помощью фишек выложим слово, а какое вы попробуйте догадаться. Я вам помогу, сделаю подсказку. А кто догадается, поднимет руку и скажет.                             

                                                    Кто вас любит больше всех,

                                                    Кто жалеет вас всегда, когда вам больно, плохо

                                                    Какое было у вас первое слово?

                                                    Кто самая любимая,

                                                    Кто самая красивая,

                                                    Кто самая родная,

                                                    Конечно – это ваша МАМА дорогая!

Давайте теперь с помощью фишек выложим слово МАМА. Давайте посмотрим на слово, и сосчитаем, сколько в нём звуков? Молодцы! А сейчас сосчитаем сколько гласных звуков в этом слове? Давайте попробуем их назвать (а, а). А теперь с помощью  ладошек и хлопков, сосчитаем сколько слогов в слове мама. Молодцы! Давайте определим в слове МАМА слоги одинаковые или разные? Послушайте и произнесём вместе. Первый слог МА и второй тоже МА, значит они одинаковые или разные? Конечно они одинаковые. Теперь нам нужно произнести слово мама по слогам, чтобы услышать и понять, какой слог протяжнее первый или второй? Произносим вместе МА-МА. Первый произносится протяжнее, чем второй слог. Запомните, если один слог произносится протяжнее другого и слово от этого не меняется, то это ударный слог. Запомнили молодцы.

4.      Физ. Минутка, на развитие фонематических процессов.

Давайте встанем, отдохнём. Сейчас я буду называть разные звуки, а когда вы услышите звук А, то вы подпрыгните. Понятно? Слушайте внимательно. К  М  А  С  Б  О  А. Молодцы, кто-то был внимательнее, чем другие, а в общем молодцы все. Отдохнули, давайте продолжим наше занятие и ещё немножко послушаем загадку, там что-то не правильно, в слове заблудился звук, нужно догадаться какой?    

                                               Забодал меня  КОТЁЛ (козёл)

                                               На него я очень зол.

Как вы думаете, какой звук потерялся, в каком слове? Конечно, котёл не может бодать, бодать может КОЗЁЛ. Молодцы!

5.      Разминка для пальцев рук и работа в тетрадях.

Разомнём наши пальчики, чтобы они крепко ручку держали и красиво писали.

 Мы на пальчиках считалиИ ужасно хохотали:Разве это пальчики?Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,Любит хвастать просто так.Как дела? — спроси его.Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет,Погрозит, укажет путь,А потом в носу застрянет:Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.Щелкнет по лбу – будет шишка,Щелк по шару – лопнет шар,Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утраВыбирает имена:Может Петя? Или Вова?Или Алла Пугачева?Мальчик-с-пальчик? Карабас?Все уж было тыщу раз!Надоело, спать пора,Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!Поведу его в зверинец,Эскимо ему куплю–Очень маленьких люблю!

***Мы капусту рубим рубим(проговаривать ритмично, это не песенка,ручками показываем как мы рубим капусту)Мы морковку трём, трем(ручками показываем как мы трем морковку))Мы капусту соооолим сооолим…(пальчики щепоткой — солим)Мы капусту мнем мнем… (ручками «мнем» капусту)

6.      Работа в тетрадях.

А теперь открываем тетради берём синюю ручку и красиво начинаем обводить в первой строчке линии.

7.      Итог.

Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии, что делали? Молодцы!

8.      Оценка детей.

Мне очень понравилось как на занятии работали все а особенно….. И гостям нашим тоже понравилось, как ребята отвечали на вопросы, старались выполняли задания. Да?!

скачать dle 12.1

worldteacher.ru


Смотрите также