Артикул.гимнастика 0. Артикул гимнастика


эффективные логопедические упражнения, как хвалить ребенка

Как правильно выполнять артикуляционную гимнастикуРечь является одним из результатов деятельности коры головного мозга. Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс, который требует постоянной практики. Для правильного произношения звуков родного языка (обычно самым проблемным становится звук «р») нужен особый комплекс движений. И учиться им нужно так же, как учатся кушать или ходить.

Подвижность речевого аппарата зависит от двух критериев:

  1. Владеет ли ребёнок базовыми движениями, необходимыми для произношения звуков (например, «р»).
  2. Может ли он быстро, плавно и легко переходить от одного движения к другому.

Содержание материала

Цели речевой гимнастики

Для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста дифференцированных движений для чёткого произношения и созданы упражнения артикуляционной гимнастики. Она помогает:

  • отработать правильные положения языка для чёткости речи;
  • развить подвижность речевых мышц (языка) для точных и целенаправленных движений;
  • малышам 3-4 лет — научиться правильному звукопроизношению;
  • справиться с имеющимися нарушениями речи детям 6-7 лет.

Правила использования упражнений

Для артикуляционной гимнастики необходимо зеркалоГимнастику для речи можно сравнить с физическими упражнениями. Если вторые помогают укрепить мышцы рук, ног, спины и шеи, вырабатывают правильную осанку и красивую фигуру, то артикуляционные упражнения нужны для ловкости, точности и красоты речи. Чем раньше начать упражняться, тем быстрее проявится эффект. Заинтересуйте ребёнка — проводите упражнения в игровой форме, тренируйтесь вместе с ним и не переусердствуйте: 5-7 минут в день вполне достаточно.

Где проводить занятия

Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо. Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.

Когда и сколько заниматься

Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняться следует каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.

Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.

Также рекомендуем прочитать:

Работа над речью кропотлива, но результат того стоит!

Возрастные особенности детей

Основное правило проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов — это игровая форма занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет. Начинать нужно со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию. На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное — запомнить и повторить. Ближе к 4-летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.

Выполнение артикуляционной гимнастики с группой детейАртикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет). Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого.

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет. Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).

Скорость наступления эффекта

Самое главное — не ждать мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале ещё никто не вышел оттуда с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикуляционного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые. Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, чего удалось достичь. Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем можно заметить, как движения малыша становятся все более координированными, симметричными, плавными и лёгкими.

Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо, отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.

Комплекс занятий для ребенка

Логопедических упражнений немного. Зачастую одни и те же задания именуются по-разному. Составив свою картотеку артикуляционных упражнений и повторяя их с ребёнком ежедневно, можно достичь отличных результатов. Вот примеры артикуляционных упражнений в картинках:

«Язычок — мой дружок!»

Это комплекс упражнений для самых маленьких. Упражнения сопровождаются стихами. Ребёнок, играя, знакомится с органами речи. Узнаёт, что рот — это домик языка с двумя дверцами: губами и зубами.

№1. Где дружок-язычок? Покажи его чуток!

(Малыш должен сделать острый язычок и высунуть его, немного приоткрывая губы).

№2. На крылечке он сидит

(Язычок расслабленный, лежит на нижней губе).

Во все стороны глядит.

(Язычок двигается вправо-влево, сохраняем улыбку).

№3. Кто порхает в вышине,

Любопытно стало мне.

Потянулись высоко?

Не поймали никого!

(Язычок поднимаем, стараемся дотянуться до кончика носа, резко отпускаем вниз).

«Язычок и зверёк»

Подойдёт для выполнения с детками постарше (5 лет), знакомыми с артикуляционной зарядкой.

№1. В море чёрном кит живёт,

В море чёрном кит плывёт,

У него огромный рот!

(Ребенок задерживает рот в полуулыбке с приоткрытыми губами и зубами).

№2. Гляди-ка умный кот шагает,

По сторонам хвостом виляет,

Подразни его немножко,

Твой язык — как хвост у кошки!

(Губы растянуты в улыбке, язычок ходит из стороны в сторону).

№3. Под пеньком зайчик живёт,

И морковку он грызёт,

Корчит мордочку смешно.

Теперь ты — как у него!

(Сморщить нос, выставляем сомкнутые зубы, приподняв верхнюю губу).

«Утро язычка»

Будет интересно для детей младшего школьного возраста.

Как научить ребенка выговаривать все звуки№1. Язычок, приятель, здравствуй!

Ты у нас такой прекрасный!

Выгляни скорей в окошко,

И проснёшься понемножку!

(Округлить рот, как окошко, и произнести тихо звук «ООООООО»).

№2. Вместе по порядку.

Делаем зарядку,

Ну-ка, ну-ка не ленися,

Наклонися, потянися,

Повертись по сторонам,

И спроси: где завтрак, мам?

«Зубки не смыкаем, фиксируем на губах улыбку. Стараемся языком достать до носика, до подбородка, а затем до правой и левой щёчки. Повторять 15-20 секунд».

№3. Мы работали, устали,

Нам тут завтрак обещали,

Торопись скорей за стол,

И весёлый пир пошёл.

(В быстром темпе, язычок наружу-внутрь. Губы присомкнуты).

№4. На столе у нас блины,

А во рту полно слюны.

(Язычок полностью расслаблен, как лопата лежит на нижней губе. Рот широко открыт. Удерживать до 10 секунд).

Обмакни блины в варенье,

Этот завтрак — объеденье!

(Язычок по кругу облизывает губы: сначала верхнюю, затем нижнюю).

«Хозяин-язычок»

№1. Делай все и не ленись,

Будет выступление,

Ротик — дверь откроем,

(Открываем рот, как будто произносим звук «ООООО»)

Зубки чисто все помоем.

(Язычок проходится по каждому зубу в верхнем и нижнем ряду).

Вокруг все чисто заметём,

(Язык двигается по нижней губе слева направо, потом обратно).

Смело отдохнём потом.

(Ротик круглый, приоткрыт, язычок расслабленно лежит на нижней губе).

В доме слышен стук часов:

Тук-тук-тук и тук-тук-тук,

Язычок наш, повтори:

Тук-тук-тук и тук-тук-тук.

(Губы растянуть в улыбке, язычок ходит из стороны в сторону).

А потом за стол все сели,

Вкусное варенье ели,

Посмотри, испачкал ротик,

Ты протри его, мой котик!

(Язычок по кругу облизывает верхнюю и нижнюю губу).

Уже вечер. Солнце село.

Ротик-дверь наша закрылась.

Язычок ложится спать,

Значит, нам пора молчать.

(Закрываем плотно рот).

Артикуляционная гимнастика в картинках — простой и эффективный метод. Он помогает справиться со многими речевыми проблемами, например, невыговариванием «р». Для удобства занятий можно сделать карточки с описанием движений, стихами и картинками.

Оценка работы над артикуляцией

Этот этап работы над произношением — один из главных. Если пустить все на самотёк, можно долго удивляться, почему соседский малыш уже говорит «р», а собственный никак не справится даже с шипящими. Ведь упражнения — одни и те же. Итак, обращаем внимание на:

  • Плавность и лёгкость. Отсутсвуют подёргивания, толчки и перерывы. Движения мягкие.
  • Дифференцированность. Двигается язычок при неподвижности челюсти, губ и т. д.
  • Симметричность. Равномерное движение в обе стороны.
  • Четкость. Движения выполняются ребёнком точно и в полном объёме.
  • Устойчивость. Умение задержаться в заданном положении до 10 секунд.
  • Переключаемость. Способность быстро переходить от одного задания к другому.

Не забывайте хвалить ребёнка! Вместе радуйтесь успехам!

Сделайте ваши ежедневные занятия с малышом интересными. Придумывайте новые сюжеты, меняйте игры и сказки, придумывайте свои описания движений язычка. И эта работа не пройдёт даром. 

Внимание, только СЕГОДНЯ!

rodinkam.com

Артикул гимнастика | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

HYPERLINK "http://xn----6-5cdbf3b1af3ab0ax3k8b.xn--p1ai/index.php/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0/39-%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%E2%80%93-%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html"Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения. . Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений. Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы: - постепенность - доступность - систематичность Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. 4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.  Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.                                    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.     Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.  В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.  Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка.   Артикуляционная гимнастика. 1. «Построить забор» - Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10. 2. «Трубочка» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5 – 10. 3. «Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. 4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до  10. 5. «Лопатка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. 6. «Кто дальше загонит мяч?» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола. 7. «Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор»; так же верхние. 8.  «Приклей конфетку» -  Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. 9.  «Грибок» -  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 10. «Вкусное варенье» -  Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону. 11. «Гармошка» -  Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. 12. «Фокус» -  Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 13. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 14. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл(как индюк болбочет). 15. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет  до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 16. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 17. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. 18. «Барабанщик» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук  д произносить медленно, постепенно убыстрять темп. ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

educontest.net

Артикул гимнастика | Школьные файлы SchoolFiles.net

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №377 городского округа Самара Комплекс артикуляционной гимнастики

Подготовил учитель – логопед: Махмудова Гульфия АббясовнаСамара, 2014 год Артикуляционная (речевая) гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течении 3-5 минут. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Педагог следит за качеством выполняемых движений. В начале работы может быть напряженность движений речевых органов языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет. Упражнения могут быть статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6-10 сек. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз, координации, хорошей переключаемости. Перед каждым упр-ем ребенку дается инструкция: - улыбнись – (1) - покажи зубы – (2) - приоткрой рот – (3) - после этого вып-ся упр-еОписание артикуляционных упражнений: «Улыбка» - улыбнуться, показать зубы, удержать под счет до 10 (улыбка естественная, максимально широкая, прикус естественный, зубы сомкнуты, уголки рта направлены вверх, верхние и нижние зубы видны.«Хоботок» - улыбнуться, показать зубы, вытянуть губы в трубочку, удержать под счет до 10 (зубы сомкнуты). « Улыбка – Хоботок» - динамическое упр-е. Выполняется под счет 1- 2- 3. «Рупор» - верхняя губа поднимается вверх, нижняя вниз = квадрат между губами. Уголки рта прижаты к зубам. «Зайчик грызет что – то» - верхняя губа вверх, а нижняя в нейтральном положении. «Обиделся»- нижняя губа вниз. « Пошевели пятачком» - круговые движения губами. «Уколи уголком рта щеку» - поочередное подтягивание уголков рта то в левую, то в правую стороны.«Качели» - 1, 2, 3. Работать языком то вверх, то вниз. 2 варианта выполнения: язык на нижней губе, на верхней губе; за нижними губами, за верхними губами (губа не подворачивается !) « Часики» - 1, 2, 3. Язык работает из стороны в сторону. Счет сохраняется 1-2-3. «Змейка» - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и как змейка движется. Затем убрать язык вглубь рта. «Иголка» - 1, 2, 3. Высунуть узкий язык, удержать под счет до 10. Язык не касается зубов, зубы обнажены, кончик языка не заворачивается, губы не работают, не подворачиваются. «Лопатка» - 1, 2, 3. Положить широкий край языка на нижнюю губу и удержать. Язык касается уголков рта, верхние зубы видны, губа не подворачивается. «Лопатка – Иголка» - динамическое упражнение. 2 варианта: а) «Иголочка» - рот закрыть, «Лопаточка» - рот закрыть; б) «Иголочка», «Лопаточка» - рот не закрывать. Счет 1, 2, 3. «Маляр» - 1, 2, 3. Движения языком от верхних зубов к мягкому небу. Движения плавные (на растяжение связки и кончика языка). «Наказать непослушный язык» - а) пошлепать губами по языку на выдохе: пя – пя…; б) язык между зубами: та – та… «Чашечка» - 1, 2, 3. Высунуть широкий язык в форме чашечки, т. е. рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. зубы, широким краем языка облизать нижнюю губу. Нижние зубы видны, челюсть не работает. Движения сверху – вниз, «Чистим зубки» - 1, 2, 3. Почистить нижние зубы снизу вверх. Варианты выполнения: а) можно чистить верхние зубы б) нижние в) сверху вниз, г) снизу вверх, д) из стороны в сторону, е) с внутренней стороны, ж) с наружн. стороны.(Челюсть не работает!) «Горка» - 1, 2, 3. Кончик языка за нижними резцами. Спинка выгнута (к, г, х и все мягкие звуки). «Желобок» - положить на нижнюю губу широкий язык, свернуть его желобком, губы помогают. «Индюк» - 1, 2, 3. Широким краем языка облизывать верхнюю губу, выполняя движения сверху вниз и снизу вверх. Упр-е звучит: бл – бл…Темп ускоряется. «Пароход гудит» - 1, 2, 3. Кончиком языка упереться в верхние резцы и произнести звук (Ы), иммитируя гудок парохода. Кончик языка упирается в резцы с силой и старается их вытолкнуть (от (ы) к (л) для звука (л). Вариант: кончик языка прикусывается резцами, произносится звук (л). «Дятел» - ребенок произносит (д)…на сильном выдохе, язык отскакивает от альвеол как мяч от стенки. «Кто сильнее?» - когда язык и палец борются. «Кошка сердится» - «Кошка добрая» - опускание и поднимание спинки языка. «Покусать кончик и боковые края языка». «Прокатимся по рельсам» - 1, 2, 3. Боковые края языка приклеили к верхним коренным зубам. Выполняем движения , напоминающие езду поезда по рельсам. Движения вперед – назад, вперед – назад. «Грибок» - 1, 2, 3. Присосать широкий край языка за верхними зубами, удержать под счет до 10. Темп ускоряется. «Гармошка» - 1, 2, 3. Широкий край языка присосать за верхними зубами. Открывать и закрывать рот. «Лошадка» - 1, 2, 3. Присосать широкий край языка за верхними зубами, щелкнуть языком. Присасывается вся поверхность языка сразу же за зубами, язык не провисает, щелчок звонкий, челюсть не движется. «Грибок – Гармошка –Лошадка» - динамическое упр-е. «Вкусное варенье» - улыбнуться, показать губа не помогает. «Фокус» - цель: учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть. Широким языком обнять верхнюю губу, выдвинуть вперед, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челку. «Загони мяч в ворота» - выработать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками Артикуляционная гимнастика для свистящих: (С, З, Ц) Улыбка, Улыбка – Хоботок, Рупор, Уколоть уголком рта щеку, Зайчик грызет что-то, Обиделся, Пошевели пятачком, Змейка развивается – длинные тонкие полоски приклеиваем на язык и дуем на язык, Лопаточка, Наказать непослушный язык, Желобок, Горка, Покусать кончик языка, боковые края языка, почистим зубы( нижние зубы снизу вверх, начинать от подъязычной связки). Артикуляционная гимнастика для шипящих: (Ш, Ж, Ч, Щ) Хоботок, упр-я для губ, Улыбка-Хоботок, Лопатка, Лопатка-Иголка, Наказать непослушный язык, Чашечка, Фокус, Грибок, Гармошка, Покусать боковые края языка, Почистим зубки за альвеолами, Качели, Маляр.Артикуляционная гимнастика для звука: (р) Улыбка-Хоботок, Лопатка, Лопатка-Иголка, Чистим зубы (сверху-вниз), Прокатимся по рельсам, Качели, Лошадка, Грибок, Гармошка, Маляр, Дятел, Фокус, Вкусное варенье.Артикуляционная гимнастика для: (л) Улыбка, Хоботок-Улыбка, Иголка-Лопатка, Чистим зубки (сверху-вниз), Качели, Пароход гудит, Маляр, Грибок, Гармошка, Грибок-Гармошка-Лошадка.Артикуляционная гимнастика для: (й) Улыбка, Улыбка-Хоботок, Почистим зубки (сверху-вниз), Горка, Упр-я на возд. струю, Покусать кончик и боковые края языка. Артикуляционная гимнастика для заднеязычных (К, Г, Х) и для всех мягких: Улыбка, Улыбка-Хоботок, Лопаточка, Чищу нижние зубки, Горка, Кто сильнее(когда язык и палец борятся, Сдуть снежинки сгорки, Покусать кончик и боковые края языка. Упражнения для твердых и мягких звуков: Улыбка, Горка, Кто сильнее, Кошка сердится-Кошка добрая (опускание и поднимание спинки языка).

schoolfiles.net

Артикул.гимнастика 0 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.  Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.  Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.Cистема упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.  Упражнения для губ 1. Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик.Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.Чередование положений губ.6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.  Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка.Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок.Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 7. Уточка.Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 8. Недовольная лошадка.Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.  Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок.Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок.Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.  Статические упражнения для языка1. Птенчики.Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка.Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. Трубочка.Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.  Динамические упражнения для языка. 1. Часики (Маятник).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Змейка.Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта. 3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 5. Чистка зубов.Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 6. Катушка.Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта. 7. Лошадка.Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 8. Гармошка.Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 9. Маляр.Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 10. Вкусное варенье.Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 11. Оближем губки.Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 

educontest.net


Смотрите также