Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии.Методика Архиповой. Артикуляционная гимнастика архипова


Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии.Методика Архиповой - запись пользователя Рыжая Белка (Lisenok-Belk) в дневнике

Очень хорошая при гипотонусе. Но сложная для дизартрика(из-за физиологической нагрузки). Упражнения делаются максимально утрированно.

Перед гимнастикой автор рекомендует проводить 3-минутный логомассаж (которому предварительно обучают маму). Гимнастика выполняется каждый день и состоит из 20 упражнений:

Гимнастика с картинками представлена в книге Архиповой "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии". Там есть все комплексы на все звуки.

Язык на губе.

гимнастика на каждый день

www.babyblog.ru

Дифференцированная артикуляционная гимнастика Основные положения

Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Эта гимнастика создает условия для формирования любой группы звуков. Суть дифференцированной артикуляционной гимнастики заключается в том, что сначала с использованием различных видов массажа нормализуют тонус и движения группы мышц, после чего ребенку предлагают выполнить целенаправленные артикуляционные движения, которые закрепляют воздействие массажа.

Как правило, на практике логопеды используют комплексы артикуляционных упражнений, чтобы выработать у ребенка определенную статическую позу артикуляционного аппарата, необходимую для постановки отдельного звука или группы звуков. Рациональнее же использовать дифференцированную артикуляционную гимнастику (особенно после массажа), упражнения которой направлены на закрепление работы определенных групп мышц. Здесь активные гимнастические упражнения еще в большей степени, чем пассивные (массаж), влияют на закрепление у ребенка элементов движения отдельных мышц, а также целостных двигательных навыков.

При выполнении дифференцированной артикуляционной гимнастики ребенок должен находиться в положении сидя. Логопеду необходимо следить за осанкой ребенка и за тем, чтобы в каких-либо мышцах его тела не возникало напряжения и выполнение артикуляционных упражнений не сопровождалось мышечными синергиями.

Сначала логопеду нужно объяснить ребенку, как делать упражнение, и продемонстрировать его. Затем они вместе выполняют упражнение перед зеркалом. И только после того, как ребенок научится делать упражнение самостоятельно, зеркало следует убрать (для детей с дизартрией упражнения с зеркалом должны быть кратковременными или выполняться вообще без зеркала). Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в активные, самостоятельные. Функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.

Если заданное движение у ребенка не получается, то возможна механическая помощь логопеда (он использует для этого палец, шпатель, зонд).

Сначала логопед должен добиться, чтобы ребенок понял суть предложенного упражнения, научился выполнять общие варианты движений. А по мере их усвоения ребенком следует перейти к более тонким дифференцированным движениям.

Комплекс упражнений составляется для каждого ребенка индивидуально, с учетом выявленного у него нарушения иннервации и связанной с этим недостаточной работы отдельных групп мышц. Логопед должен помнить, что важно не количество выбранных упражнений, а качество их выполнения.

В итоге нужно научить ребенка правильно выполнять предложенные движения, отработать их точность, темп, плавность перехода от одного к другому. Движения должны выполняться без напряжения, подергиваний, мышечных синкинезий.

Темп движения надо отрабатывать постепенно, поэтапно. На начальных этапах разучиваемое движение выполняют в замедленном темпе, затем его увеличивают. Регуляция темпа производится логопедом при помощи счета вслух.

Переключение от одного движения к другому должно совершаться плавно и достаточно быстро. Выполненный артикуляционный уклад в итоге ребенок должен удерживать примерно на медленный счет до 20.

При отборе материала для дифференцированной артикуляционной гимнастики необходимо учесть, что на начальных этапах работы с ребенком следует использовать более простые упражнения, постепенно их усложняя.

Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки. Закрепляются эти навыки систематическими ежедневными повторениями (не менее 2-3 раз в день). В результате многократных повторений массажа и гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.

Количество повторений заданного упражнения для каждого ребенка и каждого периода работы с ним должно быть индивидуальным. Начиная с ограниченного количества выполнений упражнения, можно в процессе работы довести их повторение до 15—20 раз. Каждое новое упражнение вводится и отрабатывается постепенно, на фоне уже хорошо выполняемых. Если ребенок на первом занятии не может сделать предложенного упражнения, то логопед вообще не вводит его, а продолжает отрабатывать старый материал, для закрепления которого использует новые игровые приемы.

studfiles.net

Специальная артикуляционная гимнастика Выполнил студент Архипова Екатерина

Специальная артикуляционная гимнастика Выполнил студент : Архипова Екатерина; Группа: ПС 205 -12. Специальная артикуляционная гимнастика Выполнил студент : Архипова Екатерина; Группа: ПС 205 -12.

СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ. Упр. для губ. 1) «Улыбка» -зубы обнажены. СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ. Упр. для губ. 1) «Улыбка» -зубы обнажены. 2) «Трубочка» - губы вытянуть вперед. 3) Чередование «улыбка – трубочка» Повторять 5 -6 раз, артик. поза удерживается 5 -6 сек. зафиксировать.

Упр. для языка. 1. На распластывание языка. 1. 1 Просунуть язык му губами, помять Упр. для языка. 1. На распластывание языка. 1. 1 Просунуть язык му губами, помять его губами 5 -6 раз, произнося слог «па» . Затем рот открыть, положение языка зафиксировать. 1. 2 Просунуть язык му зубами, помять его зубами, произнося слог «та» . Рот открыть, положение языка зафиксировать. 1. 3 При произнесении «и» жевать боковые края языка.

Упр. для языка. 2. На кончик языка. 2. 1 Язык на верхнюю губу, на Упр. для языка. 2. На кончик языка. 2. 1 Язык на верхнюю губу, на нижнюю. Выполнять попеременно, положение языка фиксировать. 2. 2 Аналогично 2. 1, но язык за верхней губой, за нижней. 2. 3 Аналогично 2. 1, но язык за верхние зубы, за нижние. 2. 4 «Горка» . Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 12 сек. 2. 5 Сделать «горку» , сломать ее.

3. Упр. на выработку центральной воздушной струи. 1. Подуть на высунутый кончик языка в 3. Упр. на выработку центральной воздушной струи. 1. Подуть на высунутый кончик языка в пузырек или в бутылочку. 2. Высунуть язык и подуть на кончик языка. 3. Выдыхание по свернутому трубочкой языку.

СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ. Для губ. См. свистящие. Для языка. На распластывание СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ. Для губ. См. свистящие. Для языка. На распластывание языка – см. свистящие. На кончик языка – см. свистящие. 2. 1 Слизывание с верхней губы внутрь рот. полости. Слизывание с верхней губы, затем с нижней по кругу. Локание. Посчитать кончиком языка зубы. « Чашечка» . Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 15 сек. «Чашечка» вне ротовой полости. На выработку центральной возд. струи. См. свистящие. + «чашечка» и сдуваем ватку.

СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ «Л» - «ЛЬ» . 1. Упр. для губ. См. СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ «Л» - «ЛЬ» . 1. Упр. для губ. См. свистящие. 2. Для языка. 1. «Иголочка» . Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положение 15 сек.

 2. «Лопаточка» . Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы 2. «Лопаточка» . Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 -15 сек. 3. Чередовать «лопаточку» - «иголочку» 4. Рот широко открыть. Кончик языка на верхнюю губу, на нижнюю. 5. -. . - за верхнюю губу, за нижнюю. 6. -. . - за верхнии резцы, за нижнии. 7. Слизывание с верхней губы.

СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДРОЖАЩИХ ЗВУКОВ. 1 Упр. для губ. См. свистящие. 2 СПЕЦ. АРТИК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДРОЖАЩИХ ЗВУКОВ. 1 Упр. для губ. См. свистящие. 2 Упр. для языка. На распластывание языка – см. свистящие. На кончик языка – см. свистящие и шипящие. На установку кончика языка и на подготовку его к вибрации.

На установку кончика языка и на подготовку его к вибрации. 3 На установку кончика На установку кончика языка и на подготовку его к вибрации. 3 На установку кончика языка и на подготовку его к вибрации. «Орешек» . Рот закрыт, язык перемещается во рту от одной щеки к другой.

 «Маляры» . Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по «Маляры» . Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

 «Грибок» . Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, «Грибок» . Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличии от упр. «лошадка» язык не должен отрываться от неба.

present5.com

Артикуляционная гимнастика | Социальная сеть работников образования

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ

УКЛАДОВ ЗВУКОВ Р, Р'

  • «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Варианты:

а)        Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б)        Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

в)        Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам , затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

г)        Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой , а затем между нижними зубами и губой . Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

д)        Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

е) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

  •         Достать языком нос.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

  •         Достать языком подбородок.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

  • «Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а)        широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б)        широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

  • «Чьи зубы чище?»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

  • «Маляр» Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность. умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

 Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

 Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

  • Пощелкать кончиком языка.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

  • «Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

  • «Болтушка», «Индюк»

 Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

  • .        «Автомат».

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.        .

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала

упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

nsportal.ru


Смотрите также