Гимнастика. Артикуляционная гимнастика бегемот


Веселая артикуляционная гимнастика Бегемотик рот открыл Подержал

Веселая артикуляционная гимнастика

Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3— 5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3— 4 раза.

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка» . Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Учимся делать упражнение «Хоботок» . Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3 — 5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок» . Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3— 5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата» . Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3— 5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко» . Широко открываем рот, делаем 4— 5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка» . Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели» ?

Учимся делать упражнение «Качели» . Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.

Учимся делать упражнение «Иголочка» . Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3— 5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.

Учимся делать упражнение «Маятник» . Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.

Учимся делать упражнение «Вкусный мед» . Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6— 8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.

Учимся делать упражнение «Мостик» . Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3— 5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.

Учимся делать упражнение «Орешек» . При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6— 8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3— 4 раза.

Презентацию подготовила Лазарева Л. В учитель – логопед МДОУ № 312 г. Новосибирска по книге Н. В. Нищевой «Весёлая артикуляционная гимнастика»

present5.com

Артикуляционная гимнастика | Логопед | МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Первый звук, который произносит ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, - то радостно, то требовательно, то жалобно.

Подготовка к овладению языком начинается уже с 2-4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит звуки, напоминающие сочетания «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ». Следующая ступень в подготовке к овладению языком - период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.

Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л). Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки - П-Б, М и их мягкие пары, губно-зубные - Ф-В, переднеязычные - Т, Д, Н, С, 3, заднеязычные - К, Г, X. Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2-2,5 лет ребенок пропускает или заменяет.

В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Жевание, сосание, глотание не достаточно способствуют развитию мышц.

Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Прежде чем разучивать комплекс упражнений, нужно уточнить с ребёнком, где у него рот, язык, кончик языка, верхняя и нижняя губа, зубы, нёбо, щёки.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным образом, например, с предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – блинчик, узкий кончик языка – змейка и т.п.).Это, во-первых, повышает их интерес к занятиям, а во-вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнять то или иное упражнение, достаточно лишь его назвать.

Не стоит расстраиваться, если у малыша не будет получаться какое-то упражнение. Пусть пока выполняет те, которые может. Главное, чтобы занятия приносили ему радость и удовольствие. Выполнение доступных упражнений укрепит мышцы артикуляционного аппарата и приучит систематически выполнять зарядку.

Но сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых и поэтому их лучше всего проводить в форме сказок, занимательных игр, песенок и т.д.

При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.
  2. Каждое упражнение выполняется по 10 секунд. 
  3. Проводить упражнения лучше в игровой форме. 
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя (спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении). 
  5. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого, свое лицо, и мог контролировать правильность выполнения упражнений.

Основной комплекс артикуляционных упражнений

№ п/п

Упражнение

Символ

1

«Бегемот» - улыбнуться, открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2

«Лягушка» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3

 «Слоник» - зубы сомкнуты, губы вытянуты вперёд трубочкой.

4

«Змейка»  - рот открыт. Узкий напряженный язык высунуть вперёд и спрятать, 10 - 15 секунд.

5

«Воздушные шарики» - надуть щёки и удерживать в таком положении 7 - 10 секунд.

6

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

7

«Качели» - движение языка: нос - подбородок.

8

«Кошка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, язык выгнут горкой, удерживать в таком положении 10 -15 секунд.

9

«Песенка» - улыбнуться, ТЫ–ТУ, ТЫ–ТУ, ТЫ–ТУ, ТЫ–ТУ (чередование положений губ, как в упражнениях «Лягушка» - «Слоник»).

10

«Лошадка» -  губы в улыбке, щёлкать языком громко и энергично, нижняя челюсть неподвижна.

11

«Машина» - улыбнуться, набрать воздуха  и с силой выдувать его через сомкнутые губы, заставляя их вибрировать (получается  «брррррррр»)

12

«Месим тесто» - улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами «пя-пя-пя» 10 – 15 секунд.

13

«Блинчики»  -улыбнуться,  широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать  8 - 10  секунд.

14

«Варенье» - улыбнуться, открыть рот и, не закрывая, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой язык не поддерживать.

15

«Чистим зубки» - улыбнуться, сомкнуть зубки, кончиком языка чистим зубы изнутри из стороны в сторону  10 – 15 секунд.

Сказка о Язычке.

Рот – это домик, губы – двери.

А кто в домике живёт? (Ответ ребёнка)

В этом домике, дружок, Живёт весёлый Язычок.

Проснулся он утром, вышел на крылечко (высунуть язык). Смотрит по сторонам, какая же погода? Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Вверх посмотрел – светит ли солнышко? Побежал умываться и чистить зубки.(упр.)

Побежал завтракать. А на кухне мама месит тесто. (упр.)

Печёт блинчики (упр.)

Взял Язычок  малиновое варенье, поел блинчиков.  Да губы вымазал, и начал облизывать их (упр.)

Потом выпил молочка из красивой чашки.

И запел для мамы песенку: ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ, ТЫ-ТУ (упр.) Мама улыбнулась, похвалила  Язычка и подарила ему воздушные шарики. Стал Язычок с шариками играть: надувать и сдувать.

«Язычок в зоопарке»

Однажды пошёл Язычок в зоопарк. Сначала увидел Бегемота (упр.).  Дальше язычок пошёл и увидел Лягушку (упр.) А потом увидел Слона (упр.) И так интересно стало Язычку. Слон большой и хобот у него длинный, а лягушка маленькая и улыбка у неё весёлая. Стал Язычок смотреть на них по очереди слон-лягушка, слон-лягушка, слон-лягушка (упр.). Заметил Язычок, что за кустом змейка спряталась и дразнится: высунет язык и спрячет (упр.) Вдруг слышит Язычок какие-то звуки «цок-цок-цок». Да это же Лошадка! Сел Язычок на лошадку и поехал (упр.) Покатался Язычок и домой отправился. А дома маме рассказал, как было интересно в зоопарке.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989.
  2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.
  3. 3.Косинова Е.А. Логопедический учебник для самых маленьких. – М., 2006.
  4. Крупенчук  О.И. «Артикуляционная гимнастика» - М., 2005.

ulibka.net.ru

Артикуляционная гимнастика

БукваУ нас многонациональная страна, и поэтому в зависимости от принадлежности человека к какой — либо национальности произношение разных звуков может вызывать затруднение. Специфическое строение органов артикуляционного аппарата меняет силу и направление потока воздуха, выходящего из организма. Бывают случаи, когда разговаривая с кем-то, по акценту его речи понимаем, что он из другого региона, области или города. Но это не единственная причина, по которой плохо выговариваются буквы нашего алфавита. Данная статья, независимо от того где человек родился и где живёт, даст необходимый навык в правильном произношении звука, связанного с высоким подъёмом корня языка. Читать далее →

Запись опубликована Декабрь 23, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

УрокЗадачей артикуляционной гимнастики является подготовка органов речи для правильной постановки звуков, развитие речевого аппарата, профилактика речевых нарушений. Начинать заниматься с детьми рекомендуется как можно раньше. Но чтобы добиться хороших успехов, родителям следует помогать малышам при выполнении упражнений, следить за постоянством и качеством выполнения. Читать далее →

Запись опубликована Декабрь 14, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

Лесная птицаВсем нам известно, что буква «р» довольно сложно произносится. Многие люди в детстве не могут правильно выговаривать эту букву в словах, а у некоторых и с возрастом ничего не меняется. Папы и мамы для исправления дикции у ребёнка прибегают к услугам профессионалов. Но можно тренировать своё дитя и дома. Эта статья, как раз и послужит вам небольшим учебным пособием. Читать далее →

Запись опубликована Декабрь 10, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

На урокеПравильное произношение звуков достигается благодаря улучшению подвижности и координации артикуляционных органов: языка, губ, неба, челюсти. Специальные упражнения сориентируют малыша на быстрое овладение речью. Читать далее →

Запись опубликована Декабрь 8, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

ЗанятиеИспользование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

Читать далее →

Запись опубликована Декабрь 8, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

У логопедаАртикуляционная гимнастика применяется для развития речевого аппарата детей. Её можно проводить как для коррекции дефектов произношения, так и для их профилактики. Артикуляционная гимнастика бегемотик и другие виды гимнастики в игровой форме вовлекают ребёнка в процесс занятий. Зарядка может превратиться в прогулку по зоопарку или путешествие. Кроме того, воспроизведение визуальных образов помогает запоминать выполняемые действия. Читать далее →

Запись опубликована Ноябрь 28, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

Картинки

В среднем формирование произношения завершается к пяти годам, если в этом возрасте всё ещё есть проблемы, следует обратиться к врачу-логопеду. Это не значит, что до пяти лет за речью можно не следить. Важно контролировать и тренировать произношение, не умиляясь искажению слов. Чтобы научить ребёнка выговаривать звуки Т и ТЬ, следует регулярно проводить специальную гимнастику. Прежде чем приступить к занятиям, важно уметь объяснять и показывать как заниматься артикуляционной гимнастикой на звук Т на своём примере. Количество повторений лучше увеличивать постепенно.

Читать далее →

Запись опубликована Октябрь 29, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

В классеКогда ребенок приходит в новый коллектив, для него важно все: как он будет выглядеть внешне на фоне других, как он физически подготовлен, не умеют ли другие дети делать что-то лучше. В этот момент важно, чтобы ребенок умел правильно и четко говорить. Это позволит ему общаться с коллективом и занимать свое достойное место в нем. Конечно, не нужно преувеличивать значение четкой речи, но во ее значительная нечеткость может привести к его неуспеваемости по многим предметам, медленному чтению и затруднению выполнения различных заданий. Читать далее →

Запись опубликована Октябрь 15, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

ПитомецАртикуляционная гимнастика проводится с дошкольниками по возрастным группам. Целью занятий является развитие мышц, постановка полноценных движений для четкого произношения звуков и соединения их в поставленную речь. Занятие такого рода гимнастикой сопровождается общефизической и дыхательной гимнастикой. Первая подготавливает детей группы к восприятию сложных упражнений, какой является артикуляция для ребенка младшего возраста. Дыхательная гимнастика развивает глубину дыхания, стабильность цикла «вдох-выдох». С упражнением Ежик артикуляционная гимнастика сможет помочь ребятам развивать мышцы речевого аппарата для более четкого выговаривания звуков. Читать далее →

Запись опубликована Октябрь 12, 2017 автором admin в рубрике Артикуляционная гимнастика.

gimnastikasport.ru