Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах. Таблица. Артикуляционная гимнастика бегемотик


Материал для проведения артикуляционной гимнастики

hello_html_5a3b3177.jpg

Бегемотик рот открыл,

Подержал.Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

hello_html_m1327ae8a.jpg

«Бегемотик»

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m29557198.jpg

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

hello_html_mdfa96c4.jpg

«Улыбка».

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_1adc00fc.jpg

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

hello_html_m13c88abd.jpg

«Хоботок».

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m477d0b36.jpg

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

hello_html_3c9b88f8.jpg

«Хомячок».

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m1e4f7ca3.jpg

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

hello_html_m7e7b129a.jpg

«Лопата».

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m1a92880f.jpg

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

hello_html_678584.jpg

«Котенок лакает молоко».

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_450b1cc1.jpg

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

hello_html_m5e90a893.jpg

«Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_4dd3d5aa.jpg

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

hello_html_m6a9370c3.jpg

«Качели».

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m2a61055c.jpg

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

hello_html_668d7b49.jpg

«Иголочка».

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m3f2dccbc.jpg

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

hello_html_4021427f.jpg

«Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m5c92ff4.jpg

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

hello_html_m53d24bcd.jpg

«Вкусный мед».

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_2511eb7d.jpg

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

hello_html_321000ff.jpg

«Мостик».

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

hello_html_m7c074d23.jpg

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

hello_html_7b87e62e.jpg

«Орешек»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

infourok.ru

Артикуляционные упражнения - Я-МАМА

 

 

 

Статические упражнения

 

Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляционных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

 

Бегемотик

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик»,

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз (рис. 1, а).

На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх (рис. 1, б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

Лягушка 

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Превратили нас в лягушек – 

Дотянулись мы до ушек. 

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 2, а).

На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направлены вверх (рис. 2, б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 – 5. Повторить 4 – 5 раз.

Рекомендации.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

Хоботок

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вытянул слоненок хобот,

Поиграть нам предложил.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 3, а).

На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки (рис. 3, б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Рекомендации.

Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

 

Парус

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 4, а).

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть (рис. 4, б), удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 -6 раз.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык упирался в альвеолы за верхними зубами. Движения кистью и кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

 

 

Чашечка

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше.

Подержать вот этот ковшик.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах (рис. 5, а).

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх (рис. 5, б), удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

 

Грибок

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 6, а).

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг (рис. 6, б) и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Рекомендации.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения губы были в улыбке, язык располагался по всему небу, а кончик языка находился у верхних передних зубов. Рот необходимо держать широко открытым. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.

 

 

Динамические упражнения

 

 

Пятачок

Цель: учить выполнять точные движения губами под счет, тренировать мышцы губ.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

  1. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» влево, на счет «два» – повернуть вправо, на счет «три» – поднять в вверх, на счет «четыре» – опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.
  2. Под счет «одни», «два», «три», «четыре» вытянуть губы вперед «хоботком», выполнять круговые движения по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Подражаем поросенку,

Сложим губки пяточком,

Раз, два, три, четыре,

Пяточком мы покрутили.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем (рис. 7).

  1. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» – повернуть вправо, на счет «три» – поднять в вверх, на счет «четыре» – опустить вниз. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.
  2. Под счет «одни», «два», «три», «четыре» выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево – вверх – вправо – вниз. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

Рекомендации.

При выполнении артикуляционного упражнения необходимо следить, чтобы губы не размыкались. Голова не должна наклоняться или опускаться вниз. Движения кистью или кистями рук обязательно выполнять синхронно с движениями губ.

 

 

 

Кролик

 

Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Любит грызть пушистый кролик

 

И капусту, и морковь.

 

Кролику морковку дали

 И за ушком потрепали.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца (рис. 8).

Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4 – 5 раз.

Рекомендации.

Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить за синхронными движениями пальцев руки.

 

 

 

 

 

 

 

svetik126.mypage.ru

Артикуляционная гимнастика | Муниципальное образовательное учреждение Детский сад №121

xn--121-8cdu0f.xn--p1ai

Бегемотик рот открыл,

Подержал.Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

 

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри! Сейчас.

Учимся делать упражнение, которое называется «Улыбка».

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

 

Учимся делать упражнение «Хоботок».

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки,

Унего зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок».

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата».

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли в миг.

Локает быстро и легко

«Лопаткой» высунув язык.

 

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А, скажите, вы б сумели

Язычком качать «качели»?

Учимся делать упражнение «Качели».

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни ка ниже на страницу,

Мой язычок, как клюв у птицы.

Учимся делать упражнение «Иголочка».

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов,

качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Бегемотик рот

ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота

УЧИМСЯ ШИРОКО И СПОКОЙНО ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ РОТ. ПОВТОРЯЕМ УПРАЖНЕНИЕ 3— 5 РАЗ. УЧИМСЯ ШИРОКО И СПОКОЙНО ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ РОТ. ПОВТОРЯЕМ УПРАЖНЕНИЕ 3— 5 РАЗ.

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

УПРАЖНЕНИЕ « ЛЫБКА» . У ШИРОКО РАЗВОДИМ УГОЛКИ ГУБ, ОБНАЖИВ СЖАТЫЕ ЗУБЫ. УПРАЖНЕНИЕ « ЛЫБКА» . У ШИРОКО РАЗВОДИМ УГОЛКИ ГУБ, ОБНАЖИВ СЖАТЫЕ ЗУБЫ.

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

УПРАЖНЕНИЕ « ОБОТОК» . Х ВЫТЯГИВАЕМ ГУБЫ ВПЕРЕД, ДЕРЖИМ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 3— 5 УПРАЖНЕНИЕ « ОБОТОК» . Х ВЫТЯГИВАЕМ ГУБЫ ВПЕРЕД, ДЕРЖИМ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 3— 5 СЕКУНД. ВОЗВРАЩАЕМ ГУБЫ В СПОКОЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

УПРАЖНЕНИЕ « ОМЯЧОК» . Х НАДУТЬ ЩЕКИ ПРИ ЗАКРЫТОМ РТЕ И ПОДЕРЖАТЬ 3— 5 УПРАЖНЕНИЕ « ОМЯЧОК» . Х НАДУТЬ ЩЕКИ ПРИ ЗАКРЫТОМ РТЕ И ПОДЕРЖАТЬ 3— 5 СЕКУНД, ВЫДОХНУТЬ, РАССЛАБИТЬСЯ, СГЛОТНУТЬ СЛЮНУ.

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

УПРАЖНЕНИЕ « ОПАТА» . Л ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ. КЛАДЕМ МЯГКИЙ СПОКОЙНЫЙ ЯЗЫЧОК НА НИЖНЮЮ УПРАЖНЕНИЕ « ОПАТА» . Л ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ. КЛАДЕМ МЯГКИЙ СПОКОЙНЫЙ ЯЗЫЧОК НА НИЖНЮЮ ГУБУ. ЗАДЕРЖИВАЕМ НА 3— 5 СЕКУНД. БИРАЕМ ЯЗЫЧОК У

Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

УПРАЖНЕНИЕ « ОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО» . К ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, ДЕЛАЕМ 4— 5 ДВИЖЕНИЙ УПРАЖНЕНИЕ « ОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО» . К ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, ДЕЛАЕМ 4— 5 ДВИЖЕНИЙ ШИРОКИМ ЯЗЫКОМ, КАК БЫ ЛАКАЯ МОЛОКО. ЗАКРЫВАЕМ РОТ. УБИРАЕМ ЯЗЫЧОК.

Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

УПРАЖНЕНИЕ « АШЕЧКА» . Ч ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, КЛАДЕМ ШИРОКИЙ ЯЗЫК НА НИЖНЮЮ ГУБУ, УПРАЖНЕНИЕ « АШЕЧКА» . Ч ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, КЛАДЕМ ШИРОКИЙ ЯЗЫК НА НИЖНЮЮ ГУБУ, ЗАГИБАЕМ КРАЯ ЯЗЫКА «ЧАШЕЧКОЙ» И МЕДЛЕННО ПОДНИМАЕМ ЕЕ ЗА ВЕРХНИЕ ЗУБЫАТЕМ З. ПРЕДЛАГАЕМ РЕБЕНКУ ОПУСТИТЬ ЯЗЫЧОК, ЗАКРЫТЬ РОТ.

Выше дуба, выше ели. На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком Выше дуба, выше ели. На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели» ?

УРАЖНЕНИЕ « АЧЕЛИ» . К ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, КЛАДЕМ НА НИЖНЮЮ ГУБУ СПОКОЙНЫЙ РАССЛАБЛЕННЫЙ УРАЖНЕНИЕ « АЧЕЛИ» . К ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, КЛАДЕМ НА НИЖНЮЮ ГУБУ СПОКОЙНЫЙ РАССЛАБЛЕННЫЙ ЯЗЫК, ПЕРЕВОДИМ ЕГО НА ВЕРХНЮЮ ГУБУ, ВОЗВРАЩАЕМ НА НИЖНЮЮ, СНОВА ПОДНИМАЕМ НА ВЕРХНЮЮ. ВЫПОЛНЯЕМ 6— 8 РАЗ. БИРАЕМ ЯЗЫЧОК, ЗАКРЫВАЕМ РОТ. У

У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.

УПРАЖНЕНИЕ « ГОЛОЧКА» . И ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, ПРИПОДНИМАЕМ И ВЫТЯГИВАЕМ ВПЕРЕД ТОНКИЙ ЯЗЫЧОК. УПРАЖНЕНИЕ « ГОЛОЧКА» . И ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, ПРИПОДНИМАЕМ И ВЫТЯГИВАЕМ ВПЕРЕД ТОНКИЙ ЯЗЫЧОК. ФИКСИРУЕМ ПОЛОЖЕНИЕ НА 3— 5 СЕКУНД. БИРАЕМ ЯЗЫЧОК, У ЗАКРЫВАЕМ РОТ.

Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.

УПРАЖНЕНИЕ « АЯТНИК» . М ОТКРЫВАЕМ РОТ, РАСТЯГИВАЕМ ГУБЫ В УЛЫБКУ, ВЫТЯГИВАЕМ ЯЗЫК, НАПРЯГАЕМ УПРАЖНЕНИЕ « АЯТНИК» . М ОТКРЫВАЕМ РОТ, РАСТЯГИВАЕМ ГУБЫ В УЛЫБКУ, ВЫТЯГИВАЕМ ЯЗЫК, НАПРЯГАЕМ ЕГО, КАСАЕМСЯ ОСТРЫМ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ТО ЛЕВОГО, ТО ПРАВОГО УГОЛКОВ ГУБ. ЛЕДИМ, ЧТОБЫ ЯЗЫК ДВИГАЛСЯ С ПО ВОЗДУХУ, А НЕ ПО НИЖНЕЙ ГУБЕ, ЧТОБЫ НЕ КАЧАЛАСЬ НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ. ВЫПОЛНЯЕМ 6— 8 РАЗ. УБИРАЕМ ЯЗЫЧОК, ЗАКРЫВАЕМ РОТ.

Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.

УПРАЖНЕНИЕ « КУСНЫЙ МЕД» . В ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, ОСТРЫМ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ПРОВОДИМ ПО УПРАЖНЕНИЕ « КУСНЫЙ МЕД» . В ШИРОКО ОТКРЫВАЕМ РОТ, ОСТРЫМ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ПРОВОДИМ ПО ВЕРХНЕЙ ГУБЕ СЛЕВА НАПРАВО И ОБРАТНО. ЛЕДИМ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ НЕ ДВИГАЛАСЬ НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ. С ВЫПОЛНЯЕМ 6— 8 РАЗ. БИРАЕМ ЯЗЫЧОК, ЗАКРЫВАЕМ РОТ. У

Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.

УПРАЖНЕНИЕ « ОСТИК» . М ОТКРЫВАЕМ РОТ. ВЫГНУВ СПИНКУ ЯЗЫКА, УПИРАЕМ ЕГО КОНЧИК В УПРАЖНЕНИЕ « ОСТИК» . М ОТКРЫВАЕМ РОТ. ВЫГНУВ СПИНКУ ЯЗЫКА, УПИРАЕМ ЕГО КОНЧИК В НИЖНИЕ ЗУБЫ ИЗНУТРИ РТА. УДЕРЖИВАЕМ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 3— 5 СЕКУНД. ЕДЛЕННО М СБЛИЖАЕМ И СЖИМАЕМ ЗУБЫ, ЗАКРЫВАЕМ РОТ. МОСТИК» СТОИТ ЗА ЗАКРЫТЫМИ « ЗУБАМИ. ЗАТЕМ ПРЕДЛАГАЕМ РЕБЕНКУ ВЫПРЯМИТЬ ЯЗЫЧОК, РАССЛАБИТЬСЯ.

Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок. Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.

УПРАЖНЕНИЕ « РЕШЕК» . О ПРИ ЗАКРЫТОМ РТЕ УПИРАЕМ НАПРЯЖЕННЫЙ КОНЧИК ЯЗЫКА ТО В УПРАЖНЕНИЕ « РЕШЕК» . О ПРИ ЗАКРЫТОМ РТЕ УПИРАЕМ НАПРЯЖЕННЫЙ КОНЧИК ЯЗЫКА ТО В ЛЕВУЮ, ТО В ПРАВУЮ ЩЕКУ. ЫПОЛНЯЕМ 6— 8 РАЗ. АТЕМ ДАЕМ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ В З ДЛЯ ОТДЫХА И РАССЛАБЛЕНИЯ.

 Повторяем все упражнения 3— 4 раза. Повторяем все упражнения 3— 4 раза.

present5.com

Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах

hello_html_1ab1d641.pnghello_html_1ab1d641.png

Любопытная Варвара

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

А потом вперед,

Тут немножко отдохнет (расслабленный наклон головы)

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех и дальше всех

(наклон назад).

Возвращается обратно,

Расслабление приятно

Любопытная Варвара

Повороты головы:

влево-вправо-вперед-вниз-вверх.

hello_html_m740352b4.jpg

hello_html_4da210c5.jpg

Сова

Я— сова,

Большая голова.

Головой своей верчу,

Во все стороны гляжу.

Совушка

Совушка- сова

Большая голова

Головой вертела

Мышку проглядела

Сова

Повороты головы:

влево-вправо-вперед-вниз-вверх.

hello_html_m24dd56c7.jpg

hello_html_171f8cef.jpg

Любопытный жирафик

У жирафа во-от какая шея!Метра два!..А может, и длиннее!Думает жираф:" Я выше всех!"И на небо смотрит сверху вверх!

Любопытный жирафик

Тянем шею вверх

hello_html_1acb2f15.jpg

hello_html_m61c6de.jpg

Гуси

Вытянули шеи,

У кого длиннее.

Гуси

Тянем шею вверх

hello_html_1acb2f15.jpg

hello_html_7810a096.jpg

Коза-дереза

Идёт коза несёт рога,

Услышит плачь,

Пускается вскачь,

Капризуль бодает,

Кашу есть заставит!

Коза-дереза

Упираемся лбом в ладонь

hello_html_e56745a.jpg

hello_html_d019576.jpg

Хомячок-толстячок

Рыжий Хомка-хомячокНастоящий толстячок!За щекой зерно хранит,Пожуёт и снова спит.

Хомячок-толстячок

Надуть обе щеки, сдуть щеки.

hello_html_macc7e56.png

hello_html_m31dd5442.jpg

hello_html_m612f1a8f.jpghello_html_m293333b2.jpg

Шарик

Я надул волшебный шарик

Укусил его комарик

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Шарики

Шарики я надуваю,

Долго-долго я считаю.

Теперь щечки я сдуваю,

Шарик в небо отпускаю.

Шарик

Надуть обе щеки, сдуть щеки.

hello_html_macc7e56.png

hello_html_m31dd5442.jpg

hello_html_6fc84107.jpg

Пузыри

Надувайся, наш пузырь, надувайся,Надувайся, наш пузырь, надувайся,Да не лопни, смотри, да не лопни,Да не лопни…ой...хлоп!"

Пузыри

Надуть обе щеки, сдуть щеки.

hello_html_macc7e56.pnghello_html_m31dd5442.jpg

hello_html_52a185d3.jpg

Лягушка.

Лягушка-квакушкаУлыбка до ушей!Веселая подружкаРыбок и мышей.

ЛягушкаТянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются.

А глаза у них, как блюдца.

Квака

Квака любит улыбаться,Рот у Кваки до ушей,Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкамОчень нравится лягушкам.Улыбаются, смеются,А глаза у них, как блюдца.

Доброе утро и солнцу, и птицам,Доброе утро улыбчивым лицам!

Лягушка.

Удерживание губ в улыбке.

Зубы не видны.

hello_html_711b7209.jpg

hello_html_m118cb936.jpg

Бегемот

Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

Бегемотик

Бегемотик рот открыл. Подержал. Потом закрыл.

Мы подразним бегемота -

Пошутить над ним охото.

Бегемотик

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

Бегемотик

Рот широко открыт.

Язык лежит спокойно за зубами или на нижней губе.

Подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

hello_html_2eb5a060.jpg

hello_html_m6b696598.jpg

Бублик. Баранка.

Покажи, какие бублики, баранки Испекли для мишки обезьянки

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

«Бублик» надо удержать.

Бублик. Баранка.

Губы округлены и чуть выдвинуты вперед.

Зубы сомкнуты.

hello_html_m42fe5960.jpg

hello_html_1cc9810c.jpg

Рупор

Рупор мы изобразили—Плавно губы округлили,Их теперь нельзя смыкать:Рупор надо удержать.

Рупор

Вдоль по улице иду яИ в рупор дую:Ду-ду-ду да ду-ду-ду,Я по улице иду!

Рупор

Губы округлены и чуть выдвинуты вперед.

Зубы сомкнуты.

hello_html_m42fe5960.jpg

hello_html_m2ad6baa2.jpg

Горка

Язычок за зубки опускается,Его кончик  к зубкам прижимается.Спинка сильно-сильно выгибается-Вот какая горка получается!

Горка

Губы в улыбке, рот открыт,

кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

Ветерок дует с горкиПоставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

hello_html_18dc446a.jpg

hello_html_7b7eefb1.jpg

Силачи

Язычок у нас силач—В зубы упирается,Сильно напрягается,Горкой выгибается.Силачу пора на отдых.Чтобы смог он полежать,Мышцы будем расслаблять.

Силачи

Губы в улыбке, рот открыт,

кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

hello_html_18dc446a.jpg

hello_html_26d77b1c.jpg

Заборчик (Улыбка)

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «И-и-и» скажи,Свой заборчик покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

 

Заборчик (Улыбка)

Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

 

hello_html_7168026c.jpg

hello_html_16da63c4.png

Киска сердится

Рассердилась наша киска:

Ей забыли вымыть миску.Ты не подходи к ней близко-Поцарапать может киска!

Киска сердится

Губы в улыбке, рот открыт,

кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Ветерок дует по шерсткеПоставить язычок в положение «киска сердится» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

hello_html_18dc446a.jpg

hello_html_m63a158ca.jpg

Хоботок

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Слоненок

В гости к нам пришел слоненок,Удивительный ребенок.На слоненка посмотри,Губки хоботком тяни.

Слоненок (Хоботок)

Вытягивание сомкнутых губ вперед

Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно пропеть вместе с ребенком звук У.

hello_html_525648fd.jpg

hello_html_79d717ab.jpg

Дудочка

Трубочка, гуди сильнейСозовем мы всех друзей!

Дудочка

Мои губы – трубочка-

Превратились в дудочку,

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Дудочка

Вытягивание сомкнутых губ вперед

Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно пропеть вместе с ребенком звук У.

hello_html_525648fd.jpg

hello_html_m32f5ae43.jpg

Трубочка (Желобок)

Ну-ка делай, дружок!Язычок в желобок.Щёки ты не надувай,Губками прижимай!Плавно воздух выпускаетсяЖелобок не разрушается.

Трубочка (Желобок)

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Можно помогать удерживать язык руками.

hello_html_385bcb12.jpg

hello_html_m58075a1d.jpg

 Маятник

Ходит мятник в часах:Влево - тик, а вправо – так.Ты сумеешь сделать так:Тик и так, тик и так?

Маятник

Влево –вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Маятник

Попеременно касаемся кончиком языка уголков губ. Губы не задеваем языком. (10 касаний)

hello_html_9097784.gif

hello_html_m65c97623.jpg

Качели

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх  взлетели.Вместе с птицами, наверно,Улететь они  хотели.

Качели

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз!

Качели

Попеременно ставим кончик языка за верхние и нижние зубы (10 движений)

hello_html_m4493dc8.jpg

hello_html_2e29be01.jpg

Непослушный язычок

Язычок твой – озорник,Он не слушает тебя.Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

Любопытный язычок.

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Непослушный язычок

Любопытный язычок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад.

hello_html_34347f79.jpg

hello_html_m457c6f43.jpg

ОкошкоШироко открыть рот — «жарко», закрыть рот — «холодно» 

Окошко Широко открыть рот, закрыть рот

hello_html_2eb5a060.jpg

hello_html_6e529f53.jpg

Чистим зубки 

Мягкой щеткою с утраЧистит зубки детвора.Будут зубки сильные,Белые, красивые!

Чистим зубки 

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи и внутри

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Чистим зубки 

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних и нижних зубов.

Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

hello_html_m5eadb318.jpg

hello_html_m13f18b18.jpghello_html_74cb0204.jpg

Часики

Друг за другом, друг за другомХодят стрелочки по кругу. Ты две губки покажи,  Как стрелки ходят, укажи.

Влево –вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Часики

Попеременно касаемся кончиком языка уголков губ. Губы не задеваем. (10 касаний)

hello_html_9097784.gif

hello_html_m5d7b0cbd.jpg

Блинчик                                         

Утром рано мы встаем,Вкусные блины печем.Ручейком по сковородкеТесто растекается…Посмотри, какой красивыйБлинчик получается.

Блинчик   

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Дуем на блинчик

Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Модно «порисовать» зондом для постановки свистящих звуков желобок по центру языка.

hello_html_2eb5a060.jpg

hello_html_m18247bd5.jpg

Лопаточка

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

Полезно чередовать движения языка «лопаточка--иголочка»

Язык лопаткой уложиИ спокойно подержи.А потом—раз,два, три—Как иголку заостри.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. (длиннее блинчика)

С ветерком

Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Можно «порисовать» зондом для постановки свистящих звуков желобок по центру языка.

hello_html_2eb5a060.jpg

hello_html_614f7f45.jpg

Чашечка                                             

Будешь пить с друзьями чай

Ты из  чашки новой.Эту чашку показатьТы сейчас пробуй!

Чашечка    

Ободок у языка – тонкая полоска,

Вверх его мы загибаем-

Чашечку мы получаем.

ЧашечкаУлыбнуться, широко открыть рот , высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки"

(т. е. слегка приподнять кончик языка)

hello_html_m147ff785.jpg

hello_html_3976b76b.png

Вкусное варенье                                 

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот,широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

hello_html_6f94f8c7.jpg

hello_html_6734616d.jpg

           Месим тесто

Месим тесто, мнем, мнем,

Пирожки теперь печем.

Месим тесто мы опять,

Не забудем пожевать.

                               

Месим тесто

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.

hello_html_m4b129d93.jpg

hello_html_1336659c.jpg

Мышка

Мышку мы за хвост поймаем,

Её хвостик покусаем.

Мышка вырваться спешит,

Очень жалобно пищит.

Мышка

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка.

hello_html_m4b129d93.jpg

hello_html_7e857f57.png

Стрелочка

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять -

Стрелку будем выполнять.

Стрелочка

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

hello_html_729cb53f.jpg

hello_html_m35efeb58.jpg

Жало

Пчела голодная была,Накрыла стол себе пчела:Уселась, свесив ножки,А жало – вместо ложки!

Жало

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

hello_html_729cb53f.jpg

hello_html_m74489de4.gif

Змейка

Осторожно народ:Змея в пещере живёт.Кто её не хвалит,Того она ужалит.

Змейка

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

hello_html_729cb53f.jpg

hello_html_e86558a.jpg

Иголочка

Язык в иголку превращаю,Напрягаю и сужаю.Острый кончик потяну,До пяти считать начну.Раз, два, три, четыре, пять!Иголку я могу держать.

Иголочка

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

hello_html_729cb53f.jpg

hello_html_m7089bbbd.jpg

Маляр                                           Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:Вперед-назад, вперед-назад…Ремонту каждый будет рад.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад! 

Маляр     

Губы в улыбке, приоткрыть рот,кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

hello_html_m5bf21ccb.jpg

hello_html_m69f4ef92.jpg

Пароход                                         

Пароходик небольшой,Зато смелый какой:

Ему волны не страшны,Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!

Улыбнулись слегка. Высунули язычок. Зажали его кончик зубами, и поем: «ы-ы-ы-ы-ы» («гудит пароход»).

hello_html_43bd6339.jpg

hello_html_m47a14de8.jpg

Барабанщик                                    

В руки барабан возьмем И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

Барабанщик

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,Учись играть на барабане, д-д, д-д-Твой язык послушным станет, д-д,Язык, кверху поднимайся, д-д, д-д-Смотри — с ритма не сбивайся, д,.

Барабанщик

Улыбнуться , открыть рот,

кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

hello_html_m712eef32.jpg

hello_html_m218bc85a.jpg

Дятел

Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.Д-Д-Д-Д    

Дятел

Стучать кончиком языка об бугорки за верхними зубами д-д-д, д-д-Д)

hello_html_m24b20757.jpg

hello_html_m5ad6d0c7.jpg

Грибок                                                 Под высокою соснойМы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок.

Грибок   

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

Грибок  

Улыбнуться, поцокать языком,

присосать широкий язык к нёбу.

hello_html_28095a32.jpg

hello_html_m15de3b.png

Лошадка                                              Цок-цок-цок по мостовой-Идет лошадка к нам  с тобой.Щелкай язычком быстрее,Чтоб она пришла скорее.

Цок-цок-цок-цок.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с  нами.

                                       

Лошадка 

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

hello_html_m75f8e97e.jpg

hello_html_2dbc9795.jpg

Гармошка

К нёбу язычок прижми,Челюсть ниже опусти.Рот открой, потом прикрой,Гармонист ты неплохой.

Гармошка

улыбнуться

сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

hello_html_m40ceda61.jpg

hello_html_7108fcc9.jpg

Орешек

Мы орешки погрызем:

Аккуратно в рот кладем.

Справа орех, слева орех,

Вот так забава для всех.

Орешек

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

hello_html_m2b975ab.jpg

hello_html_m596b0e54.jpg

Футбол

Кончилось уже безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Мяч в ворота забивать.

Футбол

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

hello_html_m2b975ab.jpg

hello_html_m5f90fafe.jpg

Конфетка

Эти вкусные конфетки

Просто обожают детки:

Сунул за' щеку – соси

И с собой везде носи!

Конфетка

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

hello_html_m2b975ab.jpg

hello_html_6b589503.jpg

Парус

Пришел сегодня я к реке,Парус у меня в руке.Пускай в страну чудес плыветДрузьям привет передает

Парус

Держать язык за верхними зубами.

hello_html_6e14a36.jpg

hello_html_2baf5a6f.gif

Моторчик

По шоссе машина мчит,Во все стороны рычит.За рулем лихой шофер,«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

Моторчик

Держать язык за верхними зубами. (произносить- дын-дын-дын), при этом качать кончик языка чистым пальчиком малыша или круглым кончиком зубной щетки.

hello_html_6e14a36.jpg

hello_html_m3bcc6850.png

Бульдог

Что я знаю про бульдога?

Только общие места:

У него — курносый нос,

А зовут его Барбос!

БульдогИз положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд.

hello_html_m27257065.png

Обезьянка

Обезьянку покажиЯзык за губку заложи

Обезьянка

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

hello_html_m77538e26.jpg

hello_html_29dbdd6f.png

Карлсон

Сквозь воздушный коридорКарлсон влетел во двор.Там он целый час кружилПропеллер

Вот мотор включился,             

Пропеллер закрутился,           

Пропеллер (Карлосон)Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» - правая щека – «обезьянка» – левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

hello_html_3f05cec0.png

Индюк. Болтушка

Рот чуть-чуть приоткрываю,

Язычок приподнимаю,

На губу положу, по губе им повожу.

Потом голос подключу:

Бл-бл-бл – заболбочу.

Индюк. Болтушка

По двору индюк ходилБл-Бл-БлХвост, как веер, распустил.Бл-Бл-БлВот какой красивый я,Бл-Бл-БлПолюбуйтесь на меня!

Индюк. Болтушка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл-»

hello_html_m3edccfda.jpg

hello_html_m74aea146.jpg

Катушка

Вот катушки

И у меня и у подружки.

Катушка

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Рекомендуют при подготовке языка к постановке свистящих звуков. Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз. Полезно для подготовки языка к постановке С.

hello_html_77aeb30a.jpg

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Головами покиваем,Носиками помотаем,И зубами постучим,И немножко помолчим.Плечиками мы покрутим,И про ручки не забудем,Пальчиками потрясёмИ сначала всё начнём.

Ступеньки (лесенка)

И пошёл язык гулять,По ступенькам шагать:РАЗ—широким языкомОбними верхнюю губу,ДВА—широким языкомОбними верхние зубы,Три—язычок прыгнулЗа зубы к бугорочкамИ весело попрыгал по нимЧетыре раза: д-д-д-д.

Язычок погладим ласково губами,А затем постукаем бережно губами,Язычок погладим ласково зубами,Нежно покусаем мы его зубами,И опять погладим ласково зубами,А потом похлопаем бережно губами,И в конце погладим ласково губами.

Свои губы прямо к ушкамРастяну я, как лягушка.А теперь слонёнок я.Видишь—хобот у меня.А сейчас я дудочка,Дудочка—погудочка.Мне понравилось играть,Повторю-ка всё опять.

Веселая артикуляционная гимнастика

Дом Веселая артикуляционная гимнастика

просмотров - 144

Шарики

Часики

Расческа

Лошадка

Змея

Слон

Лягушки

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посœерединœе. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

(Н.В. Нищева)

Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.   Широко открывать и закрывать рот   Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»?   Качели
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.   Улыбка   У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.   Иголочка
Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.   Хоботок   Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.   Маятник (Часики)
Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.   Хомячок (надувание щек)   Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.   Вкусный мед
Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.   Лопата   Выгни язычок, как спинку Выгнул данный рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.   Мостик (Киска злится)
Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиᴦ. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.   Котенок лакает молоко   Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.   Орешки (Футбол)
Язычка загнем края, Делай аналогично тому, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.   Чашечка    

Читайте также

  • - Веселая артикуляционная гимнастика

    Шарики Часики Расческа Лошадка Змея Слон Лягушки Бегемотики Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, Да пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот. О.... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Артикуляционная гимнастика для дошкольников

    hello_html_mdfa2ca.jpg

    hello_html_5a3b3177.jpg

    Бегемотик рот открыл,

    Подержал.Потом закрыл.

    Подразним мы бегемота —

    Подшутить над ним охота.

    hello_html_m1327ae8a.jpg

    Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

    Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m29557198.jpg

    Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

    hello_html_mdfa96c4.jpg

    Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».

    Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_1adc00fc.jpg

    Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

    hello_html_m13c88abd.jpg

    Учимся делать упражнение «Хоботок».

    Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m477d0b36.jpg

    Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

    hello_html_3c9b88f8.jpg

    Учимся делать упражнение «Хомячок».

    Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m1e4f7ca3.jpg

    Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

    hello_html_m7e7b129a.jpg

    Учимся делать упражнение «Лопата».

    Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m1a92880f.jpg

    Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

    hello_html_678584.jpg

    j Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».

    Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_450b1cc1.jpg

    Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

    hello_html_m5e90a893.jpg

    Учимся делать упражнение «Чашечка».

    Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_4dd3d5aa.jpg

    Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»?

    hello_html_m6a9370c3.jpg

    Учимся делать упражнение «Качели».

    Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m2a61055c.jpg

    У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.

    hello_html_668d7b49.jpg

    Учимся делать упражнение «Иголочка».

    Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m3f2dccbc.jpg

    Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.

    hello_html_4021427f.jpg

    Учимся делать упражнение «Маятник».

    Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m5c92ff4.jpg

    Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.

    hello_html_m53d24bcd.jpg

    Учимся делать упражнение «Вкусный мед».

    Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_2511eb7d.jpg

    Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.

    hello_html_321000ff.jpg

    Учимся делать упражнение «Мостик».

    Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    hello_html_m7c074d23.jpg

    Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.

    hello_html_7b87e62e.jpg

    Учимся делать упражнение «Орешек».

    При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    Наглядно-дидактическое пособие

    Наталия Валентиновна Нищева

    Веселая артикуляционная гимнастика

    Главный редактор С. Д. Ермолаев

    Редактор Н. А. Муравьева

    Художник И. Седова

    Стихи В. М. Нищев

    Корректор А. В. Соколова

    Дизайнер Н. С. Сенченкова

    ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

    197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58, 294-70-52

    E-mail: [email protected]

    www.detstvo-press.ru

    Представительство в Москве: МОО «Разум»,

    127434 Москва, Ивановская ул., д. 34.

    Тел.: (495) 976-65-33

    Служба «Книга — почтой»:

    ООО «Фоликом»,

    199053 Санкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д. 13.

    Тел.: (812) 323-70-04. E-mail: [email protected]

    ООО «Арос»,

    192029 Санкт-Петербург, а/я 37

    Тел.:(812)973-35-09

    E-mail:[email protected]

    Подписано в печать 03.06.2009.

    Формат 70x100 '/is. Бумага офсетная. Печать офсетная.

    Гарнитура Тайме. Усл. печ. л.2,0. Тираж 3800 экз. Заказ № 2329 Отпечатано в типографии «Голанд»,

    Санкт-Петербург

    infourok.ru


    Смотрите также