Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика блинчик


Сценарий ТЗ „Блинчики“ (артикуляционная гимнастика) - запись пользователя Ольга (id1692091) в сообществе Раннее развитие в категории Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)

На этой неделе, наверное, почти все мамочки играют со своими детками в Масленицу. Мы - не исключение. Я подготовила для дочки занятие, в основу которого положила отрывок из пособия Е.Косиновой "Гимнастика для развития речи", дополнив заданиями на моторику, графомоторику, закрепление знаний о мире. Если у кого-то еще нет своего сценария на все масленичные дни, вам может пригодиться мой, тем более, большой подготовки от вас не потребуется.

В пособии Е.Косиновой в очень доступной форме сказок о язычке даны артикуляционные упражнения, которые используются логопедами и очень важны для развития речи. Долгоиграющая книжка, ведь сначала нужно освоить все упражнения, а потом можно обыгрывать их в различных ситуациях. Объективно эти упражнения подходят деткам от трех лет. Поэтому мы занимаемся только выборочно. Если вы никогда не делали с ребенком артикуляционных упражнений, выполняйте их в первый раз с зеркалом, чтобы малыш видел, как у него получается.

ТЗ "Блинчики"

1) Знакомство с язычком

Сначала познакомимся с язычком. Легко постучим по щечке малыша: "Тук-тук, кто дома?". Появляется язычок, кивает: "Привет-привет!". Мы с Настей проигрываем ситуацию несколько раз, ей нравится и стучать, и свой язычок показывать.

2) Упражнение "Месим тесто"

Язычок приглашает нас к себе в гости. А в доме пахнет чем-то вкусным… Конечно, ведь идет Масленица и каждй день мама готовит тесто для блинов и пирогов! Язычок помогает ей месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Мы сделали упражнение, а потом стишок использовали как логоритмический. У Насти уже хорошо получается повторять некоторые строчки, а особенно - считать. Руками показываем действия, при счете показываем соответствующее количество пальцев.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

О. Хинн

3) Упражнение "Блинчики"

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. О. Хинн

5) Подвижная игра

Мы взяли две сковородки и блинчики - кружочки из фетра. Нужно было, как заправский шеф-повар, перевернуть блинчик в воздухе. У Насти, конечно, не получалось, но играла она с удовольствием. Как вариант мама может кидать блинчик, а ребенок ловить. Или наоборот (Насте больше понравилось самой кидать). Если нет сковородок, и тарелки подойдут.

6) "Эмоциональные блинчики" (мимическая гимнастика)

Блинчики напекли, да не простые, а… вот какие!

Сначала я попросила Настю найти два одинаковых блинчика. А потом мы стали создавать разные личики и пытаться их повторить.

Заодно говорили, какую эмоцию испытывает этот блинчик.

Вместо "эмоциональных блинчиков" здесь можно предложить творческую деятельность: слепить блины из пластилина, раскрасить или украсить заготовки из картона и т.д.

7) Упражнение "Вкусное варенье"

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

8) Варим варенье

Что нам нужно, чтобы сварить варенье? Ягоды и фрукты. Тут можно предложить ребенку любое задание на классификацию: разделить ягоды, фрукты и овощи. Можно сделать задание на цветовосприятие. Или на мелкую моторику: собрать ягоды-фрукты.

Мы же для начала собрали такие парочки-пазлы. Потом отправились в лес к нашей яблоне и набрали корзинку яблок.

Вернулись домой, заглянули в шкаф на кухне. Да у нас же и здесь полно овощей и фруктов! Выбрали только фрукты и ягоды. Фрукты на липучках еще и разрезали. Потом я сказала Насте, что сейчас покажу ей волшебные яблоко и клубнику. Мы их разрежем без ножа и ножниц (задания из теради Kumon. Let´s fold!). И еще раз повторили, что к чему относится (на фото видно, откуда скачано задание).

9) Упражнение "Чашка"

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

10) Посуда

А что еще нам нужно, чтобы накрыть на стол? Мы с Настей отправились на детскую кухню, рассмотрели всю ее посуду и сказали, что как называется и для чего используется. Потом я попросила ее обвести разные виды посуды разными цветами. (Задание с замечательного сайта grow-clever.com).

Еще на этом этапе можно проиграть с ребенком процесс сервировки стола. Можно внести творческую нотку и, например, украсить одноразовые тарелки и стаканчики.

11) Чаепитие

Тут уж и мы заметели, что проголодались. Настя быстро замесила тесто и напекла куклам блинов, а я сходила на кухню и принесла блинчики и компот для Насти. Вкусно! - сказали и куклы, и Настя))

12) Альтернативно предыдущему пункту или как завершение занятия: упражнение "Чистим зубки"

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, поел блинчиков, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и... правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

После того как Язычок почистил зубки, он принял ся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Так как Настя у меня уже начала играть в ролевую игру с готовкой-угощением кукол, мы этот пункт опустили.

Девочки, это занятие мы проводили одним днем, так как включенные в него артикуляционные упражнения Настя уже знает и ей нетрудно было следить за "сюжетом", несмотря на обилие дополнительных заданий и игр между упражнениями. Если ваши детки таких упражнений еще не делали, советую разделить занятие на два дня. Например, в первый познакомиться с язычком, напечь блины и закончить 7-м пунктом. А во второй начать с повторения "сюжета", то есть сделать с самого начала все артикуляционные упражнения, и закончить второй частью занятия.

Еще хочу сказать, что пособие Косиновой выкладывал кто-то здесь на ББ, но я, к сожалению, не помню, кто. Если вы знаете, напишите мне, пожалуйста, я сделаю ссылку.

Всем веселых и полезных игр!

www.babyblog.ru

Персональный сайт - Артикуляционная гимнастика

 

Блинчик

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удер­живать его широким,распластанным.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывая язык губами, произносить звуки пя-пя-пя...(месим тесто). Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти.(жарим блинчик), Втягиваем распластанный язык за нижние зубы (убираем на тарелочку)Прикусываем язык (кушаем блинчик)

Указания.1. Губы не растягивать в сильную улыбку. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык дале­ко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Похлопы­вать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Вкусное варенье  

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части язы­ка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое оп принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания.  1.  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Индюк 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отры­вать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво­дить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить го­лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были впе­ред-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизы­вать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели 

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение язы­ка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутрен­ней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—б раз.

Указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвиж­ными.

Лошадка  

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем язы­ка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указания.1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя че­люсть не должна двигаться; работает только язык 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Грибок 

 Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъя­зычную связку  

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, ши­роко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриб­ка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно— ни одна половина не должна опу­скаться.3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 

Гармошка 

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, при­клеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъя­зычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При пов­торении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1 Следить, чтобы при от­крывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 5 до 10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли­тельно звук ф,  сдуть  ватку  на  противоположный  край   стола.

Методические указания.

1. Нижняя губа не долж­на натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Сле­дить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воз­душная струя была узкая, а не рассеянная.

Загнать мяч в ворота

Указания 1. Следить, чтобы не на­дувались щеки, для этого их можно слегка придерживать паль­цами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

 

 

 

Парус

Цель. Вырабатывать подъём языка

Указания . поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы , удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение прида­вать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по­середине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на верхнюю губу так, что­бы боковые края его были прижаты, а посередине языка был же­лобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Указания.

1. Следить, чтобы ниж­няя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в ко­торую идет воздушная струя. 3. Нижняя губа не должна подворачивать­ся и натягиваться на нижние зубы.

 

Чашка

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение прида­вать языку форму

 ковшика и направлять воздушную струю по­середине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимать и удерживать передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5-10

Указания 1. Следить, чтобы губы не помогали удерживать язык

2. Кончик языка должен оставаться широким   

 

 

saitdetsad72.narod.ru

Артикуляционная гимнастика - запись пользователя Оляля (ivanovskaiy) в сообществе Раннее развитие в категории Развитие от 6-9 месяцев

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

Окошко

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

Гармошка

  • улыбнуться
  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Барабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Загнать мяч в ворота

  • "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

22.11.2005 Костыгина В.,канд. пед. наук

прикусила губу образовался шарик

www.babyblog.ru


Смотрите также