Артикуляционная гимнастика для звука [Л]. Артикуляционная гимнастика болтушка


Артикуляционная гимнастика. ПРАКТИКА ежедневных занятий для дислексика.

Внятная разборчивая речь - залог успешной КОММУНИКАЦИИ.

В основе грамотного письма лежит твоя способность к проговариванию слов и предложений. Для чёткого проговаривания звуков, из которых состоит слово, необходимо, чтобы твой артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение - артикуляционную позу.

Для  развития  и  совершенствования  работы артикуляционного аппарата необходимо ежедневно заниматься артикуляционной гимнастикой.

Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Базовые упражнения для эффективного развития мышц артикуляционного аппарата: "Трубочка", "Улыбка",  "Ворота", "Лопатка", "Иголочка", "Часики", "Качели".

Упражнения для губ

Улыбка. Улыбнись без напряжения, так чтобы обнажились передние верхние и нижние зубы, про себя произнеси звук "И". Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение - продлить счет до десяти.

Трубочка. Сомкнутые губы тебе надо вытянуть вперед трубочкой, про себя произнеси звук "У". Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение - продлить счет до десяти.

Чередование поз Улыбка - Трубочка. Данное упражнение позволит тебе разбудить свой артикуляционный аппарат!

Упражнения для нижней челюсти

Ворота. 1. Улыбнись без напряжения, так чтобы обнажились передние верхние и нижние зубы, про себя произнеси звук "И". 2. Опусти нижнюю челюсть и держи рот раскрытым на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение - продлить счет до десяти.

Заборчик. Верхняя челюсть стоит на нижней, губы растянуты в улыбке. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5. Усложнить упражнение - продлить счет до десяти.

Упражнения для языка

Рот раскрыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть НЕПОДВИЖНА.Часики: движения языком вправо - влево.

Качели: движения языком вверх - вниз.

Болтушка: движения языком вперед - назад.

Лопатка: широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Иголочка: язык узкий, напряженный вытянут вперед.

Чередование поз Лопатка - Иголочка. Данное упражнение позволит тебе разбудить твой язык!

    Постоянная тренировка мышц артикуляционного аппарата сделает твою речь чёткой, быстрой, красивой и приятной для окружающих. 

dyslexia.ru

Гимнастика для языка или артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – неотъемлемый этап логопедической работы при исправлении недостатков звукопроизношения. Но зачастую родителям приходится сталкиваться с нежеланием ребенка выполнять необходимые артикуляционные упражнения, быстрой утомляемостью, потерей интереса из-за однотипности выполняемых заданий. В помощь логопедам и родителям предлагается игровой вариант гимнастики – сказка в стихах, которая не оставит равнодушной ни детей, ни взрослых.

Автор: учитель-логопед 1 квалификационной категорииГайдук Татьяна Николаевна

Жил на свете язычок

В домике просторном.

Улыбался язычок

Весело, задорно.

Открыть рот, показать кончик языка.“Заборчик”: с напряжением оскалить сближенные зубы.«Улыбка -Трубочка»: несколько раз сначала растянуть губы в улыбке, а затем с напряжением вытянуть их вперед трубочкой.

Никогда он не был худ -

Кушал много разных блюд.

«Шарик лопнул»: втянуть щеки.

«Футбол»: рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Каждый вечер толстячок

Расстилал свою кровать.

Повернувшись на бочок,

До утра ложился спать.

«Шарик»: надуть щеки.

 «Парус»: рот открыт. Язык поочередно поворачивается на ребро влево и вправо. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости за нижними зубами. Закрыть рот.

Утром раз язык проснулся,

Зевнул, сладко потянулся.

«Окошко»: открыть широко рот.

«Иголочка»: высунуть наружу напряженный заостренный язык.

На часы он посмотрел,

Переделал много дел:

Красил стены, потолок,

Брал тяжелый молоток,

«Часики»: рот широко открыт. Высунутый язык, как стрелку, переводить из одного угла рта в другой«Маляр»: при открытом рте движения поднятого языка по щекам вверх-вниз и нёбу вперёд–назад. «Дятел»: Открыть рот, быстро ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося: “Д-д-д-д”.

Громко молотком стучал,

Гвозди в доску забивал.

Мастерил он долго -

Получилась полка.

«Грибок»: широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

«Желобок»: высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Убрал вещи, подмел пол,

Тряпкой влажной вымыл стол.

А потом испек блины,

Ароматны и вкусны!

 

«Метелочка»: кончик языка опущен за нижние зубы, спинка выгнута к небу. Кончик совершает выметающие движения из-за нижних зубов.

«Расческа»: губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий распластанный язык с напряжением протолкнуть между зубами вперед и втянуть назад.

«Вкусное варенье»: облизывание губ острым кончиком языка по кругу, затем верхней губы широким языком движением сверху-вниз(внутрь).

 

Блины были горячи:

Язычок их пек в печи.

На блины позвал друзей:

«Приходите все скорей!»

«Лопатка»: рот приоткрыт, широкий, плоский язык спокойно лежит ни нижней губе. Подуть на язык.

«Фокус»: широким распластанным языком совершать покачивающие движения вверх-вниз, поочередно полностью обнимая верхнюю и нижнюю губу.

Дал он блинчик обезьяне,

 

А второй – индюшке-маме,

 

Третий на тарелке

Блин для длинной змейки.

«Обезьянка»: рот немного приоткрыт. Язык расположить между нижними зубками и оттянутой нижней губой.

«Болтушка»: широкий язык резко выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «Бл-бл-бл-бл- …».

«Змейка»: рот открыт. Узким напряженным язычком двигать вперед-назад, не касаясь зубов и губ.

Гости ели, улыбались,

Угощеньем восхищались.

Вытянуть губы вперед трубочкой, двигать ими по часовой стрелке.

Чай из чашек выпивали,

 

Дружно в прятки поиграли.

 

«Чашечка»: открыть широко рот, высунуть широкий язык. Кончик и боковые края языка приподнять кверху и удерживать в таком положении.

«Прятки»: рот широко открыт. Широкий кончик языка то высовывается, то прячется за нижние зубы

 

На качелях покатались

Вниз-вверх, вниз-вверх,

Вместе к небу поднимались

И летали выше всех.

 

«Качели»: открыть широко рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку несколько раз.

 

Оседлав лошадку,

Катались по порядку.

 

 

«Лошадка»: Рот широко открыт. Улыбка. Медленно цокать широким язычком. Присасывать язык к небу и отрывать от него. Тянуть подъязычную связку.

 

Первым съехал с горки

Язычок наш ловкий.

 

«Горка»: открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка выгнуть вверх-опустить вниз несколько раз.

 

Славно поиграли,

Только все устали.

Час настал прощанья:

«До встречи! До свиданья!»

«Непослушный язычок»: широкий язык положить между губами. Губы похлопывают по языку, слышится: «Пя-пя-пя».

«Колокольчик»: губы округлены. Острым кончиком высунутого языка быстро двигать влево-вправо по верхней губе. Слышится: «лллллл».

logoped-tut.by

Персональный сайт - Упражнения артикуляционной гимнастики

Главная → Занятия → Речевая гимнастика →Артикуляционная гимнастика →Упражнения артикуляционной гимнастики

Упражнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап "зеркала" прошел, а удержание статестических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статистических и динамических поз происходит в процессе равития сюжета вполне естественно. Сказка вводится постепенно. Взрослый произносит текст сказки, а ребенок делает упражнения.

1."Улыбка" ("Заборчик")

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10 /edit/zanyatiya/rechevaya_gimnastika/artikulyatsionnaya_gimnastika/uprazhneniya_artikulyatsionnoi_gimnastiki/секунд.

Следите, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук "и", и губы растянутся в улыбке.

2."Хоботок" ("Трубочка")

Вытянуть сомкнутые губы вперед "трубочкой". Удерживать их в таком положении под счет от 1до 5-10. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами. Можно вместе с ребенком пропеть звук "у", и губы примут положение "трубочка".

3."Домик открывается"

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука "а"), подержать рот открытым в течение 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттгягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов.

4."Любопытный язычок"

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед назад. Широкий язык кладем на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

5."Язык здоровыется с подбородком"

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5-10 раз.

6."Язык здоровается с верхней губой"

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу ( при укорочении уздечки- дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3- 5 секунд, убрать в рот.

7."Обезьянка"

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 5 секунд.

8."Бульдог"

Чуть приоткрыть рот и поместить  язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.

9."Хомяк"

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левующеки, задерживаясь в каждом положении в течение 3- 5 секунд. Можно контролировать движение, приложив пальчики снаружи щек.

10."Кружок"

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

11."Чередование" ("Толстячки- худышки")

Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их  в каждом положении по 3- 5 секунд.

12."Шарики" ( поочередное надувание щек)

Рот закрыт. Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

13."Самовар" ("Паровозик")

Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух в течение 2- 3 секунд и выпустить через губы, произнося : "Пых". Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: " Пых- пых- пых" ("самовор кипит").

14."Накажем непослушный язык" (шлепаем губами по языку)

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: "па- па- па". Произношение слогов ("Па- па- па") облегчает ребенку выполнение данного задания. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1- пошлепывать губами кончик языка; 2- пошлепывать губами середину языка; 3- пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.

15."Чистим зубы снаружи"

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов , имитируя чистящие движения. Также "чистим" наружную сторону нижних зубов.

16."Покусываем язык"

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианы: 1- покусывать кончик языка; 2- покусывать середину языка; 3- покусывать язык, продвигая его постепенно вперед- назад. Во время выполнения упражнения произносить:" Та- та- та" (это даже помогает ребенку в выполнении упражнения).

17."Лопаточка"

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.

18."Дуем на лопаточку"

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики.

19."Горка" ("Мостик")

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить "горкой". Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук "и- и- и", и язык нужное для "горки" положение.

20."Ветерок дует с горки"

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык "горкой", а затем спокойно и плавно подумать по середине языка.Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться  звук "с- с- с".

21."Чистим нижние зубы" (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих звуков, когда в процессе речи язык ребенка находится между зубами.

22."Катушка"

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8- 10 раз в спокойном темпе.

23."Жуем блинчик"

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы ( как в упражнении "Горка"), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10- 15 раз.

24."Чашечка"

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если "чашечка" не получается, то необходимо вернуться к упражнению "Шлепаем губами по языку", распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5- 10 секунд.

25."Вкусное варенье"

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрешая "чашечка". Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижнюю челюсть не "подсаживала" язык вверх- она должна быть неподвижной.

26."Ступеньки" (чередование: "чашечка" на верхней губе, "чашечка" на верхних зубах, "чашечка" вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести "чашечку" на верхние зубы, а затем- за верхние зубы. Сохраняем "чашечку", плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3- 5 секунд.

27."Фокус"

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно на кончик носа прикрепить кусочек кальки 1х1 см и сдуть его- он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно ее слегка увлажнить (провести кусочком кальки по кончику языка ребенка).

28."Не разбей чашечку"

Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3- 5 секунд, не разрушая "чашечки".

29."Чистим верхние зубы" (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом необходимо следить за тем, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол.

30."Маляр"

Улыбнуться, открыть рот и "покрасить" кончиком языка твердое небо ("потолок"), делая движения языком вперед-назад, поглаживая небо. Следить за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

31."Барабанщик"

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и монгократно повторяя: "Д-д-д". Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: "Дын-дын-дын" ("звоночек") или "Т-д, т-д" ("скачет лошадка").

32."Лошадка"

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

33."Грибок"

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута ("ножка гриба"), и удерживать в таком положении в течение 5- 10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к  упражнению "Лошадка". Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к небу.

34."Гармошка"

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот(как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

35."Кучер"

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук "тпру- у- у".

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами ("едет на мотоцикле").

36."Иголочка"

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.

37."Маятник"

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10- 15 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.

38."Змейка"

Открыть рот и производить узким языком движения вперед- назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.

39."Индюк"

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится "бл- бл" (так "болбочет" индюк).

40."Качели"

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно менять положение языка 5-6 раз.

41."Пароход"

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук"ы": "Ы-ы-ы" ("пароход гудит"). Теплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании зука "ы" вы слышите не твердый зук "л", а мягкий "ль", то попросите ребенка еще  высунуть язык и зажать зубами не кончик, среднюю часть языка.

 

Другие публикации по теме данной статьи:

boltushka-log2011.narod.ru

Артикуляционная гимнастика для звука [Л]

Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет по 5-6 раз.

Артикуляционная гимнастика

ЗаборчикГубы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать "заборчиком".ОкошкоРот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.ЛопаточкаРот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. КачелиУлыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. ЛенточкаПросунуть широкий язык между сомкнутыми зубами и улыбнуться.ЗарядкаОскалить зубы попеременно смыкать и размыкать губы.ИндюкРот открыть, широким языком совершать движения по верхней губе вперед-назад: БЛ-БЛ-БЛ.Пароход гудитУлыбнуться, закусить кончик языка зубами и длительно произносить звук "Ы".

Подготовительные упражнения

Упражнения для губ и челюстейОткрыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение. Упражнение для языка
  1. Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась "чашечка" ("ковшик"). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
  2. Болтушка. Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
  3. Как в упражнении "болтушка", сделать язык "чашечкой". Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.
  4. Произнесение длительного звука [Л] (cм. артикуляцию звука [Л]). Сделать язык "чашечкой" и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

www.logopeda.net