АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Артикуляционная гимнастика бублик


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

       

        Артикуляционная гимнастика выполняется как на логопедических занятиях, так и дома, ежедневно в течение 15-20 минут под контролем родителей, которые следят за качеством выполняемых ребёнком движений: правильностью, точностью, плавностью и темпом выполнения.

Для занятий ребёнку нужны:

1) Зеркало на подставке.

Выполняя перед ним упражнения, ребёнок видит движения и положение органов артикуляции и может их контролировать. 

2) Салфетки или носовой платок.

При активном выполнении упражнений имеет место повышенная саливация ( слюноотделение).

3) Рекомендованные логопедом приспособления для развития речевого дыхания.

     Руки ребёнка во время занятий должны быть чистыми.

                      КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

1) "ТОЛСТЯЧКИ" - надуть щёки и удерживать их в таком положении на счёт 1...7 (10), то есть в течение 7-10 секунд. Считает при этом взрослый.

2) "ХУДЫШКИ" - втянуть щёки в себя и удержать на счёт 1...7 (10)

3) "ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ" - попеременно выполнять упражения №1 и №2.

4) "УЛЫБКА" - улыбнуться, растянув широко губы (зубы не выдны), удержать положение на счёт 1...7 (10). 

5) "БУБЛИК" - произнести беззвучно звук «О» и удержать положение на счёт 1...7 (10).

6) "ДУДОЧКА" - вытянуть вперёд губы (губы сомкнуты), и удержать на счёт 1...7 (10)

7) " ХОБОТОК "- вытянуть вперёд губы ( губы немного разомкнуты) и удержать на счёт 1...7 (10).

8) " ЗАБОРЧИК " - улыбнуться, растянуть широко губы ( зубы хорошо видны) иудержать на счёт 1...7 (10).

9) "ДУДОЧКА-ЗАБОРЧИК" - попеременно выполнять упражнения №6 и №8.

10) " ПОЦЕЛУЕМ МАМУ" - вытянуть губы ( см. упражнение №6) как можно дальше и с силой их разомкнуть 7 - 10 раз.

 11) " УТЁНОК " - вытянуть вперёд губы, положив на их уголки середины указатльных пальцев. Соединить пальцы, сжимая губы, и удержать положение на счёт 1...7 (10).

12) " ГУБЫ ТАНЦУЮТ "- положить один указательный палец на верхнюю губу, другой - на нижнюю ( концы пальцев смотрят друг на друга ). Сдвигать губы встречными движениями пальцев 7 (10) раз.

13) " РАСЧЁСКА " захватить нижними зубами верхнюю губу и "причесать" 7 (10) раз. Затем "причесать" верхними зубами нижнюю губу.

14) " ПТЕНЧИК " - широко раскрыть рот, удержать широкий расслабленный спокойный язык за нижними зубами на счёт 7... (10).

15) " МЕСИМ ТЕСТО " - раскрыть рот, положить язык на нижнюю губу и пошлёпать по нему губами с произнесением: "пя-пя-пя" 7 (10) раз.

16) " БЛИНЧИК " - раскрыть рот, положить широкий раслабленный язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались уголков губ. Удержать положение на счёт 7... (10).

17) " МАЛЕНЬКИЕ КАЧЕЛИ " - раскрыть рот, попеременно поднимать язык к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и опускать к бугоркам нижними 7 (10) раз.

18) " БОЛЬШИЕ КАЧЕЛИ " - раскрыть рот, попеременно поднимать язык вверх к верхней губе и опускать к нижней 7 (10) раз.

19) " ЧАСИКИ " - раскрыть рот, попеременно сдвигать язык то к правому уголку губ, то к левому 7 (10) раз.

20) " ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ " - облизывать языком то верхнюю, то нижньь губы по кругу 7 (10) раз.

21) " СТУПЕНЬКИ " :

1 ступенька - широкий язык положить на верхнюю губу и удержать на счёт  1...7 (10).2 ступенька - перевести широкий язык за верхние зубы под губу и удержать  на счёт 1...7 (10).3 ступенька - первести широкий язык за верхние зубы и удержать на счёт 1...7 (10).

22) " МАЛЯР " - раскрыть рот, поднять язык к нёбу и сильно прижать. Кончиком прижатого языка совершать движения, как кисточкой, от зубов к горлу 7 (10) раз.

23) " ГОРКА " - раскрыть рот, кончик языка заправить за нижние зубы. Середину языка выгнуть дугой между зубами и удержать на счёт 1...7 (10).

24) " ТРУБОЧКА" - раскрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка и удержать на счёт 1...7 (10).

25) " ЧАШЕЧКА " - раскрыть рот, поожить широкий язык на нижнюю губу. Приподнять вверх кончик и боковые края языка и удержать на счёт 1...7 (10).

26) " КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО " - положить широкий язык на верхнюю губу и быстро её поглаживать кончиком языка сверху вниз 7... (10) раз.

27) " ИНДЮКИ БОЛТАЮТ " - выполнять упражнение № 26 с одновременным произнесением:" бл-бл-бл" 7 (10) раз. Движение языка сверху вниз.

28) " ГРИБОК " - раскрыть рот, присовать кончик языка к нёбу и удержать его на счёт 7...(10).

29) " ЛОШАДКА" - раскрыть рот, присосать кончик языка к нёбу. Громко поцокать языком, с силой отрывая его от нёба 7 (10) раз.

30) " ГАРМОШКА " - раскрыть рот, присосать кончить языка к нёбу и, не отрывая его, поднимать и опускать нижнюю челюсть 7 (10) раз.

31) " ИГОЛОЧКА " - раскрыть рот, вытянуть как можно дальше узкий язык и удержать на счёт 1...7 (10).

32) " ЗМЕЙКА" - раскрыть рот, быстро вытягивать как можно дальше и убирать в рот узкий язык 7 (10) раз.

33) " ФУТБОЛ " - рот закрыт, кончиком языка сильно упираться то в одну щёку, то в другую 7 (10) раз.

34) " АВТОМАТ " - принять положение губ и языка как в упражнении № 8. С силой упираться кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами, произнося быстро и длительно: "д-д-д".

35) " ПУЛЕМЁТ " - упражнение выполняется аналогично упражнению № 34, но со звуком: "т-т-т".

36) " ПАРАШЮТ " - на кончик носа положить очень маленький и пушистый кусочек ваты. Широкий язык поднять к верхней губе ( к губе не прижимать!) и, направляя по середине языка вверх на нос воздушную струю, плавно сдуть ватку.

logos-kate.ru

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения.

Обычно артикуляционную гимнастику проводят логопеды в детском саду. Но если ребенок уже пошел в школу, это вовсе не означает, что такая гимнастика ему не нужна. Очень часто ученики 1-2 классов читают медленно именно из-за слабых мышц речевого аппарата. Именно поэтому рекомендуется выполнять  артикуляционную гимнастику и школьникам.

Понятно, что родители – не специалисты-логопеды, и абсолютно правильно проводить артикуляционную гимнастику не смогут. А это и не нужно. Выберите несколько упражнений из предложенных далее и хотя бы несколько минут в день потратьте на их выполнение.

Далеко не каждый ребенок с радостью согласится выполнять эти упражнения. Но, если Вы предложите ему соревнование, то отказаться он точно не сможет.

Предложите соревнование:

« Кто дольше проскачет на лошадке?» и цокайте языком вдвоем.

Кто больше лопнет шариков? (упр.17)

У кого красивее хоботок? (упр. 2)

Сразу все упражнения делать не нужно.  Выполняйте 1 новое упражнение и 1-2 повторяйте из выученных  ранее. Гораздо легче дети выполняют такие упражнения между делом, в виде игры.  Поэтому рекомендуется сначала родителям самостоятельно попробовать сделать какое-то упражнение, а потом предложить ребенку "поиграть  язычком".

 

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.

6. Кролик.  Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

Упражнения для развития подвижности губ

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

9. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

10. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

12. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

14.Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

 

Упражнения для губ и щек

15. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

16. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

17. Лопни шарик. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Динамические упражнения для языка.

18. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

19. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

20. Качели.  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

21. Футбол (Спрячь конфетку).  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

22. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

23. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

24. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

25. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Помните, что хорошее развитие артикуляционного аппарата  необходимо для  быстрого и выразительного чтения, для развития техники чтения.

chitalochka-ru.ru

Артикуляционная гимнастика для губ и щек: укрепляем подвижные мышцы лица

Артикуляционная гимнастика для губ

Артикуляционная гимнастика для губ и щек – упражнения для развития подвижности наиболее важных органов артикуляции.

 

Проводить ее  нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения  закреплялись и  становились более прочными.

 

 

 

Методика по выполнению для детей

1)     Вначале  упражнения нужно исполнять неторопливо, перед зеркалом, так как ребёнку нужна зрительная проверка. Затем надобности в зеркале не будет. Полезно задавать чаду наводящие вопросы. К примеру: Что делает язычок? Где он расположен (внизу или вверху)? что делают губы?

2)     Далее скорость заданий  можно ускорить и делать их под счёт. Однако наблюдать, чтобы упражнения исполнялись плавно и точно, в противном случае в занятиях нет смысла.

3)     Занимаясь с детками от 3 до 4 лет надо наблюдать, чтобы они выучили главные движения.

4)     А к детям четырех-пяти лет требования увеличиваются: движения должны быть плавными и чёткими, без содроганий.

5)     В возрасте от шести до семи лет ребята выполняют упражнения в ускоренном темпе и умеют держать положение языка, какой-то момент, не изменяя.

6)     В том случае если, занимаясь у ребенка, дрожит язычок, чересчур напряжён, или уклоняется в сторону, и малыш не в состоянии задержать необходимое положение даже короткий промежуток времени, нужно подобрать более простые упражнения чтобы расслабить мышечный тонус, сделать расслабляющий массаж.

 

Артикуляционная  гимнастика — это хороший метод  для достижения позитивного результата за короткий срок,  если вовремя обнаружить отклонения и приняться за работу с ребёнком. Правильное звукопроизношение совместно с разнообразным словарным запасом и грамматически точной, связной,  хорошо сформированной речью, являются главными показателями подготовленности ребёнка к школе!

 

Будьте ласковы,  терпеливы и спокойны, и все удастся. Проводите занятия с ребенком каждый день не более 7 минут. Артикуляционная гимнастика будет иметь лучший результат, если ее проводить в форме сказки.

 

Комплекс упражнений для губ

1. Улыбочка

Улыбаясь удерживать  губы, так  чтобы  зубов не было  видно.

 

2. Трубочка из губ

Вытяните губы,  вперед  имитируя трубочку.

 

3. Заборчик

Удержите губы в улыбке, сомкните  в естественном прикусе зубы, так чтобы они были видны.

 

4. Бублик

Сомкните  зубы. Округлите губы, едва вытянув их вперед.  Резцы  нижние и верхние  видны.

 

5. Чередование упражнений заборчик — бублик. Улыбочка — трубочка.

 

 

Упражнения, развивающие подвижность губ

 

1. Почесывание и  легкое покусывание зубами  вначале верхней, затем нижней губы.

 

 

2. Последовательно выполнить упражнения трубочка — улыбочка.

 

 

3. Пятачок.

 

Сделать упражнение трубочка и передвигать губы влево — вправо, крутить по кругу.

 

 

4. Разговор рыбок.

 

Хлопать друг о друга губами (получается глухой звук).

 

 

5.Лошадка недовольна.

Выдыхаемый поток  воздуха  активно и  легко направить к губам, пока они не начнут дрожать. Выходит звук, сходный с фырканьем лошади.

 

Если губы совершенно слабые:

— сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту,

— держать в  губах  карандаш, стараясь нарисовать круг,

— держать губами салфетку – а кто-нибудь из взрослых старается ее вырвать.

Возьмите карандаш губами и попробуйте что-нибудь нарисовать

Возьмите карандаш губами и попробуйте что-нибудь нарисовать

 

 

Комплекс упражнений для щек

1. Растирание,  похлопывание и покусывание щек.

 

 

2. Хомячок.

 

Надуть две щеки, затем надувать по очереди.

 

 

3. Хомячок голоден.

 

Щеки втянуть.

Что еще почитать

vashgolos7.ru


Смотрите также