Дар детям артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика дар


Артикуляционная гимнастика для детей с 2 до 7 лет

артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей — тема на сегодня нашего разговора о развитии речи ребенка. Какого родителя не волнует, как понимают его малыша…

Нужность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Первые слова ребенка для родителей, близких людей всегда являются большой радостью, пронимая и умиляя своим бессвязным лепетом. Но рано или поздно у родителей появляется желание научить ребенка говорить красиво и правильно.

Дело в том, что многие дети уже с раннего возраста страдают рядом комплексов из-за нарушений речевого аппарата, так как ловят на себе насмешки сверстников, понимая, что их особенность речи не является нормой. Если этот процесс запустить, не исключено развитие логоневроза.

Гимнастика по усовершенствованию правильности произношения звуков полезна даже тем детям, у которых нет явных признаков отхождения от нормы в процессе выговаривания, а лишь присутствует некая вялость произношения.

Специально для этого существует отдельная область профессиональных знаний, направленных на изучение причин нарушения правильности речи и ее непосредственную корректировку.

Именно специалисты этой области знания, а в частности логопеды, способны быстро и качественно сделать речевой аппарат ребенка послушным, укрепив мышцы артикуляции и выработав правильный поток воздуха, благодаря которому образуются звуки.

Причины нарушений артикуляции у детей

Причины появления нарушений в речи ребенка могут быть абсолютно разными.

К ним относят наследственные факторы, нарушение слуха у ребенка, подражание неправильному произношению звуков в близком окружении, педагогическая неразвитость или запущенность ребенка, практикование нескольких языков в семье.

Процесс разрабатывания речевого аппарата и искоренения нарушений в речи называется артикуляционной гимнастикой.

По словам специалистов, чем раньше начать данную работу с ребенком, имеющим дефекты в речи, тем лучше и качественнее будет конечный результат.

Правила проведения артикуляционной гимнастики с ребенком

Изначально, только приступая к процессу коррекции речи ребенка, стоит обратить внимание на соблюдение некоторых правил построения работы:

  • на начальных этапах ребенок повторяет исключительно действия взрослого, поэтому второй должен выполнять их как можно медленней и четче;
  • занимаясь, ребенок часто должен проговаривать упражнения перед зеркалом для зрительного запоминания, что даст двойной эффект;
  • чтобы вызвать интерес ребенка к занятиям и мотивацию говорить правильно стоит проводить занятия в игровой форме;
  • между процедурами корректирования речи не должно быть больших перерывов, занятия следует проводить ежедневно;
  • не следует наказывать ребенка за отсутствие прогресса в исправлении звуков.

Одним из подвидов артикуляционной гимнастики, которую можно выполнять даже с мамой, являются мимические и языковые упражнения.

Они направленны на тренировку губ, щек, челюстей, языка. Как показывает практика, именно эти упражнения дают значительный результат в борьбе с шепелявостью, свистом, картавостью.

Часто бывает так, что лицевые и языковые мышцы ребенка недостаточно подвижны, или, наоборот, чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел правильного произношения не добиться.

Стоит понимать, что существует ряд упражнений, который усваивается легко, и есть упражнения, требующие неоднократной отработки, то есть тяжело поддающиеся произношению ребенка.  Всё это указывает на то, что перед непосредственной коррекцией неправильного произношения следует размять мышцы и сделать пару мимических упражнений, которые облегчат процесс коррекции.

Артикуляционная разминка

К разминке перед комплексом гимнастики для развития артикуляции можно отнести:

  • широкую улыбку;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • сжимание и разжимание челюстей и губ;
  • вдыхание и выдыхание воздуха;
  • надувание и растягивание щек;
  • челюстное движение.

Мимическую и языковую гимнастику условно можно разделить на активную и пассивную.

Активная представляет собой самостоятельное выполнение упражнений ребенком, пассивная же производится при помощи взрослого.

комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс артикуляционной гимнастики

Всю коррекционную работу артикуляционного аппарата можно подразделить на несколько блоков: отработка свистящих, шипящих и звуков «р», «л».

Тренировка свистящих

Становление произношения свистящих в норме должно произойти к 4 – 4,5 годам.

Однако практика показывает, что большое количество дошкольников не имеет навыков правильного произношения ряда этих звуков. Для этого целесообразно использовать комплекс действий, улучшающих и регулирующих постановку звуков.

Упражнение направленны на правильное произношение звуков «з», «с», «ц».

Все упражнения выполняются не более 7 секунд, с повторением в 5-7 раз.

  • Упражнение «Улыбка».

Держа голову прямо, ребенок улыбается, не прикрывая губами зубы. Челюсти при этом сжаты.

  • Упражнение «Слоник».

Выдвинув вперед подбородок, губы сжаты в трубочку. Челюсти сжаты.

  • Упражнение «Часики».

Широко раскрыв рот, оголив зубы, по часовой стрелке двигаться языком по зубам с внутренней стороны. Повторить действия против часовой стрелки.

  • Упражнение «Лопатка».

Рот широко открыт. Язык в расслабленном состоянии лежит на нижней губе.

  • Упражнение « Силач».

Рот широко открыт. Язык упирается во внутреннюю часть нижних зубов.

Целью данных тренировок является вырабатывание умений держать язык в напряженном и расслабленном состояниях, разработать языковую мышцу, удерживать язык и челюсть в определенном положении.

Тренировка шипящих

При построении шипящих звуков губы слегка вытягиваются вперед, конец языка вытянут к нёбу, не касаясь его.

Отступление от этого алгоритма действий приводит к нарушениям звукопроизношения.

В отработку шипящих можно включить упражнения по тренировке свистящих. Целесообразно сделать упор на звуки «ш», «ж», «щ». Упражнения выполняются от 5 до 10 секунд, повторяется 3 -4 раза.

  • Упражнение «Чашечка».

Рот широко открыт, не прикрывая губами зубы. Язык максимально высовывается перед ртом, его края приподняты, напоминая ложку.

  • Упражнение «Грибочек».

Рот широко открыт, зубы не прикрыты губами. Язык прижат к небу, напоминая шляпку гриба.

  • Упражнение «Ковер самолет».

Рот слегка приоткрыт. С помощью верхних и нижних зубов нужно попытаться перевернуть язык нижней стороной вверх. Повторить упражнение в другую сторону.

  • Упражнение «Шипение кота».

Рот максимально открыт как бы в стороны. Произносится звук «р» без голоса, как бы шёпотом.

Упражнение «Лепешка».

Рот слегка приоткрыт. Края языка касаются уголков рта. Рот открывается, закрывается. Упражнение выполняется с нарастающим темпом.

Целью тренировок является укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной уздечки, вырабатывание подъёма и переворачивания языка.

Тренировка, направленная на устранение картавости

Одной из самых сложных работ в артикуляционной гимнастике является устранение дефекта картавости.

Упражнения этой категории должны быть направлены на коррекцию и усовершенствование произношения звуков «р», «л».

  • Упражнение «Маляр».

Рот широко раскрыт в улыбке, кончик языка движется от верхних зубов в горловую сторону. Движение происходит вперед, назад.

  • Упражнение «Конек».

Рот слегка приоткрыт, цоканье языком происходит то в ускоряющемся, то в замедляющемся темпе.

*****

Артикуляционная гимнастика для детей представляет собой не постоянное повторение однотипных упражнений, а широкий комплекс занятий, направленных на звуковую коррекцию и стабилизацию произношения.

Уже с двухгодовалого возраста малыша можно заниматься этой полезной и крайне обязательной гимнастикой.

japsix.ru

Дар детям артикуляционная гимнастика

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое — артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1. пассивная , при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2. активная , при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

• в течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

• продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

• одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

• если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

• начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

• на каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1. развить подвижность языка;

2. развить подвижность губ;

3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

• статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

• динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1. Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2. «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3. Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4. Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5. «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6. Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7. Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8. «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9. «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10. «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11. «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12. Свернуть язычок в трубочку.

13. «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14. Показать «бублик», округлив губы.

15. Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1. «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2. «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3. Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4. «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5. Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6. «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7. Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8. Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1. «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2. «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3. «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1. «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2. «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3. «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

© 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта: [email protected]

Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

Источник: http://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/artikuliatsionnaia-gimnastika-dlia-detei-opisanie-samye-prostye-i-effektivnye-uprazhneniia-kak-delat-artikuliatsionnuiu-gimnastiku-pravilno/

Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

Общие рекомендации

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.

Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.

Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.

Комплекс упражнений для развития артикуляции

Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/fizicheskoe/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej.html

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Артикуляционная гимнастика для детей — дошкольников

Артикуляционная гимнастика для детей — тема на сегодня нашего разговора о развитии речи ребенка. Какого родителя не волнует, как понимают его малыша…

Нужность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Первые слова ребенка для родителей, близких людей всегда являются большой радостью, пронимая и умиляя своим бессвязным лепетом. Но рано или поздно у родителей появляется желание научить ребенка говорить красиво и правильно.

Дело в том, что многие дети уже с раннего возраста страдают рядом комплексов из-за нарушений речевого аппарата, так как ловят на себе насмешки сверстников, понимая, что их особенность речи не является нормой. Если этот процесс запустить, не исключено развитие логоневроза.

Гимнастика по усовершенствованию правильности произношения звуков полезна даже тем детям, у которых нет явных признаков отхождения от нормы в процессе выговаривания, а лишь присутствует некая вялость произношения.

Специально для этого существует отдельная область профессиональных знаний, направленных на изучение причин нарушения правильности речи и ее непосредственную корректировку.

Именно специалисты этой области знания, а в частности логопеды, способны быстро и качественно сделать речевой аппарат ребенка послушным, укрепив мышцы артикуляции и выработав правильный поток воздуха, благодаря которому образуются звуки.

Причины нарушений артикуляции у детей

Причины появления нарушений в речи ребенка могут быть абсолютно разными.

К ним относят наследственные факторы, нарушение слуха у ребенка, подражание неправильному произношению звуков в близком окружении, педагогическая неразвитость или запущенность ребенка, практикование нескольких языков в семье.

Процесс разрабатывания речевого аппарата и искоренения нарушений в речи называется артикуляционной гимнастикой.

По словам специалистов, чем раньше начать данную работу с ребенком, имеющим дефекты в речи, тем лучше и качественнее будет конечный результат.

Правила проведения артикуляционной гимнастики с ребенком

Изначально, только приступая к процессу коррекции речи ребенка, стоит обратить внимание на соблюдение некоторых правил построения работы:

  • на начальных этапах ребенок повторяет исключительно действия взрослого, поэтому второй должен выполнять их как можно медленней и четче;
  • занимаясь, ребенок часто должен проговаривать упражнения перед зеркалом для зрительного запоминания, что даст двойной эффект;
  • чтобы вызвать интерес ребенка к занятиям и мотивацию говорить правильно стоит проводить занятия в игровой форме;
  • между процедурами корректирования речи не должно быть больших перерывов, занятия следует проводить ежедневно;
  • не следует наказывать ребенка за отсутствие прогресса в исправлении звуков.

Одним из подвидов артикуляционной гимнастики, которую можно выполнять даже с мамой, являются мимические и языковые упражнения.

Они направленны на тренировку губ, щек, челюстей, языка. Как показывает практика, именно эти упражнения дают значительный результат в борьбе с шепелявостью, свистом, картавостью.

Часто бывает так, что лицевые и языковые мышцы ребенка недостаточно подвижны, или, наоборот, чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел правильного произношения не добиться.

Стоит понимать, что существует ряд упражнений, который усваивается легко, и есть упражнения, требующие неоднократной отработки, то есть тяжело поддающиеся произношению ребенка. Всё это указывает на то, что перед непосредственной коррекцией неправильного произношения следует размять мышцы и сделать пару мимических упражнений, которые облегчат процесс коррекции.

Артикуляционная разминка

К разминке перед комплексом гимнастики для развития артикуляции можно отнести:

  • широкую улыбку;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • сжимание и разжимание челюстей и губ;
  • вдыхание и выдыхание воздуха;
  • надувание и растягивание щек;
  • челюстное движение.

Мимическую и языковую гимнастику условно можно разделить на активную и пассивную.

Активная представляет собой самостоятельное выполнение упражнений ребенком, пассивная же производится при помощи взрослого.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Всю коррекционную работу артикуляционного аппарата можно подразделить на несколько блоков: отработка свистящих, шипящих и звуков «р», «л».

Тренировка свистящих

Становление произношения свистящих в норме должно произойти к 4 – 4,5 годам.

Однако практика показывает, что большое количество дошкольников не имеет навыков правильного произношения ряда этих звуков. Для этого целесообразно использовать комплекс действий, улучшающих и регулирующих постановку звуков.

Упражнение направленны на правильное произношение звуков «з», «с», «ц».

Все упражнения выполняются не более 7 секунд, с повторением в 5-7 раз.

Держа голову прямо, ребенок улыбается, не прикрывая губами зубы. Челюсти при этом сжаты.

Выдвинув вперед подбородок, губы сжаты в трубочку. Челюсти сжаты.

Широко раскрыв рот, оголив зубы, по часовой стрелке двигаться языком по зубам с внутренней стороны. Повторить действия против часовой стрелки.

Рот широко открыт. Язык в расслабленном состоянии лежит на нижней губе.

Рот широко открыт. Язык упирается во внутреннюю часть нижних зубов.

Целью данных тренировок является вырабатывание умений держать язык в напряженном и расслабленном состояниях, разработать языковую мышцу, удерживать язык и челюсть в определенном положении.

Тренировка шипящих

При построении шипящих звуков губы слегка вытягиваются вперед, конец языка вытянут к нёбу, не касаясь его.

Отступление от этого алгоритма действий приводит к нарушениям звукопроизношения.

В отработку шипящих можно включить упражнения по тренировке свистящих. Целесообразно сделать упор на звуки «ш», «ж», «щ». Упражнения выполняются от 5 до 10 секунд, повторяется 3 -4 раза.

Рот широко открыт, не прикрывая губами зубы. Язык максимально высовывается перед ртом, его края приподняты, напоминая ложку.

Рот широко открыт, зубы не прикрыты губами. Язык прижат к небу, напоминая шляпку гриба.

Рот слегка приоткрыт. С помощью верхних и нижних зубов нужно попытаться перевернуть язык нижней стороной вверх. Повторить упражнение в другую сторону.

Рот максимально открыт как бы в стороны. Произносится звук «р» без голоса, как бы шёпотом.

Рот слегка приоткрыт. Края языка касаются уголков рта. Рот открывается, закрывается. Упражнение выполняется с нарастающим темпом.

Целью тренировок является укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной уздечки, вырабатывание подъёма и переворачивания языка.

Тренировка, направленная на устранение картавости

Одной из самых сложных работ в артикуляционной гимнастике является устранение дефекта картавости.

Упражнения этой категории должны быть направлены на коррекцию и усовершенствование произношения звуков «р», «л».

Рот широко раскрыт в улыбке, кончик языка движется от верхних зубов в горловую сторону. Движение происходит вперед, назад.

Рот слегка приоткрыт, цоканье языком происходит то в ускоряющемся, то в замедляющемся темпе.

Артикуляционная гимнастика для детей представляет собой не постоянное повторение однотипных упражнений, а широкий комплекс занятий, направленных на звуковую коррекцию и стабилизацию произношения.

Уже с двухгодовалого возраста малыша можно заниматься этой полезной и крайне обязательной гимнастикой.

Источник: http://japsix.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detej/

kakvospityvatdetei.ru

ДАР РЕЧИ : Съедобная артикуляционная гимнастика

Безусловно, использование артикуляционной гимнастики в процессе логопедической коррекции - естественная необходимость. Существует масса вариантов ее проведения. Данный вариант рассчитан на деток, которые уже усвоили основные, базовые упражнения, привыкли работать перед зеркалом и хорошо контролируют движения органов речевого аппарата. В качестве "подобытной" в этой Зарядке выступает моя дочь, ей недавно исполнилось пять лет. Практика этого учебного года показала, что детям приятно и весело выполнять такую Зарядку, бонус - в конце соломка, естественно, съедается) + выполнять движения намного сложнее, если приходится удерживать предмет во рту (что и требуется). Попробуйте сами!))

logodar.blogspot.com