Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях". Артикуляционная гимнастика дома


Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика дома

https://pp.vk.me/c617424/v617424833/2fdc/cL3027UmQc4.jpg

 Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

  Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Окошечко»,

  • «Трубочка»,

  • «Чашечка»,

  • «Блинчик»,

  • «Иголочка»,

  • «Мостик»,

  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;

  • «Качели»;

  • «Лошадка»;

  • «Чистим зубки»;

  • «Вкусное варенье»;

  • «Барабанщик»;

  • «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

  1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

  2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

  3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

  4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

  5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

infourok.ru

Артикуляционный аппарат ребёнка, упражнение и гимнастика для язычка ребёнка

Ваш малыш растёт и развивается, а вместе с ним и его речь. Очень интересно наблюдать, как кроха произносит первые слова и фразы. Порой это даже смешно и очень мило. Такие моменты быстро забываются, поэтому в основном мы пытаемся записать все на видео. Но что же делать, если дефекты не исчезают?

Что такое артикуляционная гимнастика? Зачем она нужна?

Если вы обратили внимание на то, что ребёнок неправильно выговаривает звуки, необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата (мягкого и твёрдого нёба, губ, языка, мимических мышц). Чем раньше начать выполнять их, тем быстрее малыш выговорится. В дальнейшем дети с нормой речевого развития смогут с лёгкостью научиться читать и писать, запоминать и пересказывать тексты, быстрее адаптироваться в социуме. Часто дефекты произношения звуков являются поводом для насмешки окружающих, особенно сверстников, нарушается развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), ребёнок закрывается в себе.

Существуют различные виды упражнений. При пассивной гимнастике за процессом выполнения движений речевого аппарата следит взрослый. Он может помочь исправить неправильное положение языка с помощью специальных логопедических зондов, подручными домашними средствами (ложкой, трубочками, ватными палочками и другими) или чистыми руками. Такие упражнения вы сможете выполнять с малышом самостоятельно, следуя рекомендациям логопеда.

При активной гимнастике, ребёнок выполняет специальные движения органами артикуляционного аппарата без помощи взрослого.

Нет необходимости ждать, когда ребёнку исполнится определённое количество лет, чтобы приступить к занятиям. Ведь логопеды берут детей в основном с 4 лет. Уже с 3 месяцев общайтесь со своим малышом, привлекайте его внимание к своей мимике. Читайте сказки и интересные истории, произнося звуки чётко, подчёркивая звучание и движения мышц лица.

С детками 1 года жизни, можно играя, привлекать выполнять упражнения, имитируя лошадку, дудочку, жужжание насекомых. Учите малыша распознавать и выражать свои эмоции: девочка — испугалась, мальчик — обрадовался, волк — разозлился и другие. С помощью таких игр происходит физическая нагрузка, которая развивает мышцы речевого аппарата.

Правила выполнения артикуляционных упражнений

При выполнении следует придерживаться некоторых правил. Они помогут не только обеспечить специальные условия, но и сделает её качественнее, что в дальнейшем поможет быстрее достичь ожидаемого результата.

  1. Артикуляционная гимнастика для детей выполняется по 2–3 раза в день, желательно до еды или через 30-45 минут после еды.
  2. Продолжительность занятия не должна превышать больше 10 минут.
  3. Не начинайте выполнять артикуляционную гимнастику если ваш ребёнок без настроения или больной. Он может потерять интерес к занятиям.
  4. Следуйте принципу «от простого к сложному», выполняя сначала более простые упражнения, затем переходите к сложным.
  5. Не спешите научить ребёнка выполнять все и сразу. Главное — не количество, а качество выполненной гимнастики.
  6. Хвалите и поощряйте за правильно выполненные задания.
  7. Выполняйте артикуляционные упражнения перед зеркалом, чтобы ребёнок следил за движениями губ, языка, мышц своего лица.

Во время выполнения простых артикуляционных упражнений язык должен принимать нужную форму и положение: находится за зубами, тянуться к нёбу, становиться узким или широким. Такая гимнастика для детей, у которых речь невнятная, малопонятная для окружающих или отсутствует, должна начинаться со статических упражнений. Такие упражнения помогают научиться задерживать позу органов артикуляции (губ и языка) в течение 10 секунд. Например: положить язык на нижнюю губу и расслабить, «Улыбка», «Заборчик» и другие.

Динамические упражнения направлены на активное движение органов речевого аппарата в определённом ритме. Например: «Вкусное варенье», «Часики», «Качели».

Если же ребёнок не может выполнить артикуляционную гимнастику, следует обратиться к специалисту-логопеду. Скорее всего, вашему ребёнку нужна дополнительная помощь в виде массажа. Если есть необходимость, дефектолог направляет на обследование к другим специалистам, которые назначать медикаментозное лечение.

Артикуляционная гимнастика для детей 3–4 лет

Для детей этой возрастной категории не стоит выбирать сложные упражнения. Ребёнок ещё не сможет понять, что от него требуют. Поэтому целью занятий является знакомство с органами речи и выполнение элементарных упражнений:

  • «Улыбка». Попросите ребёнка широко улыбнуться, спрятав зубки за губами. Выполняйте это упражнение как можно дольше желательно в течение 10 секунд;
  • «Хоботок». Покажите ребёнку хобот слоника на картинке и попросите выдвинуть губки вперёд;
  • «Вкусное варенье». Попросите малыша облизать свои губки. Можно намазать их мёдом или вареньем, будет интересно и полезно.

Артикуляционная гимнастика для детей 4–5 лет

В этом возрасте необходимо закрепить старые навыки при выполнении гимнастики и включить новые. Обратите внимание, что ребёнок должен знать такие понятия, как «вверх-вниз», «широкий — узкий». Необходимо выполнять как статические, так и динамические артикуляционные упражнения.

  • «Улыбка».
  • «Хоботок».
  • Чередование «Улыбка-хоботок».
  • «Заборчик».
  • «Иголочка». Попросите ребёнка как можно сильнее вытянуть язычок вперёд. Он должен стать узкий, как иголочка.
  • «Парус». Необходимо удержать широкий расслабленный язык за верхними зубами.
  • «Чистим зубки». Выполнить поглаживание кончиком языка нижних и верхних зубов. Таким образом, запоминая понятия «вверх», «низ», ребёнок выполняет массаж.
  • «Непослушный язычок». Прикусывая губами язык необходимо произносить «пя-пя-пя». Выполнять упражнение необходимо 2–3 раза.
  • «Маляр». Язык направить к нёбу и кончиком язычка выполнять поглаживающие движения. Ребёнку можно задать вопрос о том, каким цветом он хочет покрасить потолок.
  • «Лошадка». Имитировать стуканье копыт кажется совсем несложным заданием. Необходимо следить чтобы во время выполнения этого упражнения губы были в улыбке.
  • «Часики».
  • «Качельки».
  • «Толстушки-худышки». Необходимо надуть и втянуть щёки.
  • «Футбол».
  • «Вкусное варенье».

Гимнастика детям от 5–7 лет

Дети этого возраста постепенно начинают осваивать элементы грамоты. Звуки поставлены, поэтому остаётся только автоматизировать их. Занятия направлены больше на развитие фонематического слуха.

  • Игра «Поймай звук». Взрослый называет различные звуки, если ребёнок услышит необходимый, нужно хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Замени звук другим». Необходимо заменить первый или последний звук так, чтобы получилось правильное слово. Занятие с этой игрой направлено на дифференциацию звуков.

Сказка «О весёлом язычке»

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять в игровой форме. Начиная занятие, ознакомьте ребёнка с органами артикуляции. Сочините вместе историю о путешествии язычка, используя дидактический материал.

«Сказка о весёлом язычке».

Проснувшись одним чудесным утром, язычок решил открыть все окна в своём домике. (Откройте и закройте рот. Упражнение «Бегемот»). Потом он захотел немножко убраться, навести везде идеальный порядок. Сначала взял веник и решил замести (Поставьте язык за нижние зубы и выполняйте движения влево и вправо). Затем решил покрасит потолок в своём домике. (Упражнение «Маляр»). После уборки решил немножко отдохнуть. («Блинчик»).

Захотелось нашему другу-язычку погулять на улице, но не знал он какая там погода, поэтому решил выглянуть с окошка («Иголочка», «Часики»). На дворе была солнечная погода и решил он покататься на горке («Горка»). Очень понравилось ему кататься и он решил теперь прокатиться на лошадке (Упражнение «Лошадка»). Долго он катался и прискакал на полянку где было много грибов. («Грибочек»). Собрав в корзинку грибов (Упражнение «Чашечка»), он отправился домой («Лошадка»). Устал и проголодался язычок поэтому, достав сладости, решил перекусить («Вкусное варенье»). А затем побежал играть в футбол («Футбол»).

Прошёл день и наступил вечер. Пора язычку идти домой. Он закрыл все окна и двери и лёг спать. (Упражнения «Окошко закрывается», «Спокойной ночи»). Вот такая сказка получилась у нас? Тебе понравилось? Завтра мы придумаем другую сказочку, договорились?

После выполнения упражнений похвалите ребёнка за правильно выполненные упражнения. Артикуляционная гимнастика с помощью фантазии превращается в интересную и полезную игру.

И полезно, и вкусно!

Игра - это непосредственная деятельность ребёнка. Как сделать занятия более интересными? Очень просто. Зачастую мы не можем представить, что сладости и различные предметы, которыми пользуемся в повседневной жизни, могут доставить не только наслаждение, но и пользу. Для выполнения «вкусных» упражнений используйте:

  • Чупа — чупс.
  • Орехи.
  • Крошки хлеба.
  • Печенье «Соломка».
  • Мёд или любое варенье.

Выполнять упражнения с данными составляющими без взрослого запрещено.

mama.guru

Артикуляционная гимнастика дома

Мастер – класс для родителей.

«Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»

Цели: в нетрадиционной форме познакомить родителей с артикуляционными упражнениями и дыхательной гимнастикой, научить выполнять специальные упражнения для артикуляционного аппарата.

Оборудование: индивидуальные зеркала, пособия для упражнений на дыхание, мультимедийная установка для презентации.

По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.

Очень важно вовремя научить ребенка правильно произносит все звуки родного языка. От четкой и внятной речи зависит полноценное общение со сверстниками и взрослыми и отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Так же плохая речь часто влияет на самооценку ребенка, формируются такие качества характера как застенчивость, необщительность.

Существует несколько причин нарушения звукопроизношения у детей. Вот некоторые из них:

особенности строения артикуляционного аппарата;

слабость мышц артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность;

нарушение слуховой дифференциации звуков;

речевое окружение ребенка;

Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно. Если даже ребенок не достигнет желаемого вами результата (формирование в речи правильного произношения звуков), то в дальнейшем работа логопеда с ребенком пойдет намного быстрее и эффективнее, т.к. органы артикуляционного аппарата будут уже сильными и подвижными.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить упражнения нужно систематически. Только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо выполнять упражнения на развитие дыхания.

Эти упражнения необходимы для правильной воздушной струи, которая нужна при образовании звуков (демонстрация игр и пособий на развитие правильного дыхания).

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные

движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

• Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

Анкета для родителей

1.Понравился Вам мастер – класс «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»?

Да___________________________________________________________

Нет__________________________________________________________

2.Какие темы на Ваш взгляд требуют рассмотрения на родительских собраниях, мастер-классах и т.д.

3.Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии речи?

Да ______________________________________________________________

Нет _____________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество. Терпения Вам и родительской мудрости.

Индивидуальные карточки для выполнения артикуляционных упражнений

sundekor.ru

Практикум для родителей: Артикуляционная гимнастика в домашних условиях.

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогдавзрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  1. Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Подбородок тянем вниз, 

Чтобы с челюстью отвис. 

Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

 Есть во рту у языка.

 А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка: 

Есть и кончик, есть и спинка, 

Боковые есть края — 

Всё про ротик знаю

 

 

Игра «Сказочка-указочка» Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

 

Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде. (Родители выполняют упражнения "Улыбочка", "Дудочка", «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». "Красим потолок", «Парус».

Не устала ты пока. 

Покажи, моя рука:

Это — правая щека, 

Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта — 

В них улыбка заперта: 

Вправо — правый угол рта,

 Влево — левый угол

 

 

 «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел». «Прогони комарика», "Красим верхний заборчик", "Улыбка-трубочка-квадратик»", «Утиный клювик», «Раскатай тесто», "Желобок", "Красим нижний заборчик", «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В.  Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
  5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
  6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
  7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
  8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой.

  1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
  5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
  6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
  7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Игры с ватными шариками и бутылочками,свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

  1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Свеча.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите

ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не

должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к

ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус» («Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной

воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

  1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
  2. Не сжимать язык зубами.
  3.   Выдох   плавный,   длительный.   Данное   упражнение   тренирует   вы-дох,   необходимый   для произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

  1. 1.   "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет" Издательство:

Карапуз Год издания: 2003

2 Костыгина В.  "Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз

Год издания: 2007

  1. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию

моторики, дыхания и голоса у детей... " Издательство: Каро Год издания:

dou24.ru

Играем дома: артикуляционная гимнастика

Подсказки для взрослых: Комплекс сказочной артикуляционной гимнастики составлен из упражнений: КОШЕЧКА, ПОЛОВИЧОК, ЗАБОРЧИК, МОЛОТОЧЕК, БЛИНЧИК, ЛОШАДКА, ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ, ИНДЮК, КАЧЕЛИ, ПАРОВОЗИК, УЛЫБОЧКА, НАДУВАЕМ ШАРИКИ,  ЛОПНУЛИ ШАРИКИ, ОТДЫХ. Сказку желательно сопровождать показом картинок, соответствующих названиям упражнений. Выполнение упражнений необходимо контролировать с помощью зеркала, наблюдая за положением органов артикуляционного аппарата.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

  • Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).

  • Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).

  • Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. 

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос. Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим. Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко. Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 г. Томска

hello_html_28ba2991.jpg

ИГРАЕМ ДОМА:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Подготовила учитель-логопед: Кузнецова И.Ю..

Адрес сайта : vashlogoped.ucoz.net

Этот маленький дружок – твой весёлый Язычок. Вот проснулся Язычок. Выглянул в окошечко. Видит: спинку выгнула Маленькая КОШЕЧКА: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5. На крылечке Язычок. Расстелил ПОЛОВИЧОК: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5с. Взял он клещи, взял топор. И пошел чинить ЗАБОР: поднять широкий язык к верхним зубам, погладить языком зубы внутри и снаружи. Т – т – т – т – т – т – забью гвоздок. Д – д – д – д – д – д – стучит МОЛОТОК: улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно произносить сочетание  "ттт"-"ддд" Светит солнышко с утра – В гости к бабушке пора! На лошадке по дороге скачет Язычок, И копытами ЛОШАДКА - цок, цок, цок, цок, цок. В горку медленно идёт: цок цок цок цок цок. А с горы быстро несётся: цок – цок – цок – цок – цок: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать языком медленно, затем быстро

Бабушка внучку (внука) ждёт, БЛИНЧИКИ с маком к обеду печёт. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла: немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя" Бабушкины блинчики просто объедение! Ах, какое сладкое, ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать губы, совершая движения языка слева направо и сверху вниз. Под окошком – блл, блл, блл – ИНДЮКИ болтают. Индюшачьей речи Никто не понимает: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание "Бл – бл – бл" На КАЧЕЛИ индюки весело кивают. Покачаться Язычку они предлагают: открыть рот, совершать широким передним краем языка движения вверх – вниз, контролируя в зеркале чёткость выполнения упражнения

Мы садимся в ПАРОВОЗИК, дружно УЛЫБАЕМСЯ! Давай вместе с Язычком сегодня покатаемся: "И – у! И – у! И – у!": раздвинуть губы в широкой улыбке,

затем. вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз Надуем много шариков, Чтоб катать комариков! НАДУВАЕМ ШАРИКИ: "Садитесь, комарики!" Сели комарики – ЛОПНУЛИ ШАРИКИ: губы вытянуть вперёд, изображая надувание шариков, щёки раздуваются. «Шарик лопается» -  длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая. Ох, устал наш Язычок, Лёг в кроватку на бочок; Ля – ля – ля – ля – ля – ля ОТДЫХАЕМ все, друзья: немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать 10 сек. Эта сказка - для взрослых подсказка. Надо вам забыть про лень, заниматься каждый день!

infourok.ru

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений.

  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном положении.

5.        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив

ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.  Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

infourok.ru

«Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Учитель-логопед: Латышева В.Н.

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

- активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;

-сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.

В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание.

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л) .

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома? Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические. Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

• «Заборчик»,

• «Окошечко»,

• «Трубочка»,

• «Чашечка»,

• «Блинчик»,

• «Иголочка»,

• «Мостик»,

• «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

• «Часики»;

• «Качели»;

• «Лошадка»;

• «Чистим зубки»;

• «Вкусное варенье»;

• «Барабанщик»;

• «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Покажите правильное выполнение упражнения.

Сейчас мы попробуем их выполнить. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде. (Родители выполняют упражнения "Улыбочка", "Дудочка", «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». "Красим потолок", «Парус». «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел». «Прогони комарика», "Красим верхний заборчик", "Улыбка-трубочка-квадратик»", «Утиный клювик», «Раскатай тесто», "Желобок", "Красим нижний заборчик", «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Крутить шарик лакательными движениями языка.

Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой.

1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу-вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Свеча.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус» («Снежинка на носу»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

Не сжимать язы зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастике:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

multiurok.ru