Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика дудочка


Артикуляционная гимнастика - Логопедия - Прочее

Упражнение «Маятник» или «Часики»

Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

Методические указания:

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной; 2) движения языка должны быть симметричными;

3) язык не загибается и не касается губ.

Упражнение «Почистим зубы»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания:

1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по верхнему краю зубов; 3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Упражнение «Блинчик»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично .Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение «Футбол» или «Хомяк»

Ход выполнения упражнения: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, так как будто там мячик или хомячок сделал припасы. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд.

Методические указания: рот при этом закрыт.

Упражнение «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания:

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Присосу язык на нёбо,А теперь смотрите в оба:Ходит челюсть вверх и вниз –У неё такой круиз.

Упражнение «Качели»

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть за нижние зубы на счет «раз». На счет «два» загнуть язык за верхние зубы.

Методические указания:

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными;

2) язык должен оставаться широким; 3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.

На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качеляхЯ качаюсьВверх – вниз,Вверх – вниз,И все выше поднимаюсь,А потом лечу я  вниз.

Упражнение «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Упражнение «Маляр»

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Ход выполнения: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,И ею нёбо крашу я.

Упражнение «Дудочка» или «Хоботок»

Цель: выработать движение губ вперед.

Ход выполнения упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

На дудочку губы положим, И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.

Упражнение  «Парус»

Ц е л ь: Растягивать подъязычную связку; развивать уме­ние расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Ход выполнения упражнения: Рот  широко  раскрыт.   Широкий  кон­чик языка поставить за верхние зубы на бугорки,  спинку языка немного прогнуть вперед.  Боковые края языка прижать к верхним   коренным   зубам.    Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

Упражнение «Окошко»

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш».

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, то Как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.

Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.

Упражнение «Заборчик»

Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ.

Ход выполнения упражнения: Губы растянуты в виде улыбки, обна­жая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

 Методические указания: следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны.

Упражнение «Расческа»

Ц е л ь: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Ход выполнения упражнения: «причесывать» зубами язык.

Губы в положении улыбки. Зубы плот­но сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его впе­ред до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.

multiurok.ru

Артикуляционная гимнастика для детей

logoped-riga.narod.ru

Советы родителям

Недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребёнку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

По общему мнению, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
  • Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
  • С ребёнком нужно заниматься ежедневно по 5-7 минут.
  • На одном занятии не следует давать больше 2 – 3 упражнений.
  • Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами и т. д.
  • Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Родители! Перед самостоятельными занятиями с ребёнком посмотрите (получите консультацию), как выполняет упражнения логопед.

Ниже приводится комплекс упражнений для различных звуков:

Звуки С, С', З, З', Ц.
«Заборчик». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [и]) Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти – десяти. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Свои губы прямо к ушкамРастяну я, как лягушка.

«Дудочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ, и взять её губами.

Губы сложим в трубочку – На дудочку похоже.Подудеть на дудочкеБез дудочки мы можем:Ду, ду, ду-ду-ду!

«Накажем непослушный язычок». Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. 1. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 3. Боковые края языка касаются углов рта.

«Блинчики на тарелочке». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (тарелочку) и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения «Накажем непослушный язычок», т. к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок становится широким. При выполнении упражнения «Блинчик на тарелочке» необходимо следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа, язычок не высовывался далеко. Он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка касаются углов рта. Первоначально можно помочь язычку удержать нужное положение с помощью ложки (ребёнок может делать это сам).

«Качели». Рот открыт. Язычок тянется к верхним/нижним резцам (к верхней/нижней губе; к носу, а потом к подбородку – это разные «уровни сложности» и сможет ли ребёнок выполнить варианты этого упражнения зависит от тренированности речевого аппарата). Во время выполнения этого упражнения необходимо обращать внимание ребёнка на то, что, когда язычок тянется к носу, хорошо видны нижние зубы, а к подбородку – верхние зубы. Это упражнение полезно тем, что одновременно с работой язычка и подъязычной связки в работу активно включаются губы.

«Почистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Звуки Ш, Ж.
«Заборчик». «Дудочка». «Окошко». Приоткрыть рот. Губы вытянуть окошечком вперёд. Хорошо видны нижние и верхние зубы. Зубы сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

«Накажем непослушный язычок». «Блинчики на тарелочке».

«Чашечка», «Ковшик». Улыбнуться, приоткрыть рот, загнуть края широкого языка. Язык образует «чашечку». В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5 – 10. Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения «Блинчики на тарелочке».

«Качели».

«Вкусное варенье». Рот приоткрыт, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно).

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощёлкать кончиком языка, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Грибочек». Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать нижнюю челюсть. Хороших результатов при выполнении этого упражнения можно добиться, если предложить его сразу, после упражнения «Лошадка». Следить, чтобы средняя часть языка не провисала, а хорошо присасывалась к нёбу, чтобы верхние и нижние зубы были видны.

«Фокус». Рот приоткрыт, язык «чашечкой» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. Выполняя это упражнение, важно следить, чтобы дети не дули на нижнюю губу.

Звуки Л, Л'.
«Накажем непослушный язычок». «Блинчики на тарелочке». «Качели». «Вкусное варенье». «Лошадка».

«Индюк». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала в медленном темпе, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Звуки Р, Р'.
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы. Если ребёнку трудно – можно предложить дотянуться до конфетки.

«Качели». «Вкусное варенье».

«Чистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движения языком снизу вверх. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней зубов. Чисти зубы, чисти зубыИ снаружиИ внутри,Не болели чтоб они.

«Маляр». «Лошадка». «Грибочек».

«Гармошка». Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Следить, чтобы верхние и нижние зубы были хорошо видны.

«Молоточек». Рот открыть. Хорошо видны и верхние и нижние зубы. Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать не отрываясь по бугоркам (альвеолам): д-д-д. Добившись чёткости и точности выполнения этого упражнения и выработав длинную воздушную струю, легко можно поставить звук Р. Чтобы нижняя челюсть не двигалась, ребёнок может поместить свой пальчик в уголок рта (не кусает его, а лишь слегка зажимает; а в уголок рта – потому что нужно оставить место для движений языка).

«Фокус».

Артикуляционная гимнастика для малышей

uch.znate.ru

Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед - специалист, исправляющий нарушения речи. При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма "По семейным обстоятельствам". Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка. Что же делать тогда? Не оттягивайте с визитом к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. От Вас потребуется много усилий: надо выполнять различные упражнения, задания, следить за произношением ребенка. 

 

Артикуляционная гимнастика для малышей

 

  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

  Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

^

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"

^ удерживание губ в улыбке, зубы не видны
"Заборчик"улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
"Дудочка" или трубочкас напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
"Слоник пьёт" или хоботоквытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника""набирать водичку", слегка при этом причмокивая
«Бублик», «Уточка», «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты впкред, верхние и нижние резцы видны
«Кролик» - зубы сомкнуты, между ними зажата нижняя губа, а верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы
«Обезьянка обиделась» - зубы сомкнуты, между ними зажата верхняя губа, а нижняя губа опущена вниз и обнажает нижние зубы
^
Артикуляционные упражнения для языка
"Часики"улыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
"Качели"улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы
"Орешки" или «Футбол»рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
"Чистим, зубки"улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
"Киска" или «Горка»губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
"Лошадка"вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать языком (как цокают копытами лошадки)
"Грибочек"улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, прикососать широкий язык к нёбу
"Гармошка"улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
"Маляр"губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
«Иголочка», «Жало», «Змея» - рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед изо рта и убрать в глубь рта
«Блинчик» - открыть рот, широкий, распластанный язык лежит за нижними зубами
"Лопаточка"улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье"улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
"Чашечка"улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
"Месим тесто"улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя...", покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Пароход гудит"губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
"Барабанщик"улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
"Поймаем мышку"губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
"Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
"Шарик"надуть щёки, сдуть щёки
"Парашютик"на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота""вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков

Звуки Упражнения для губ Упражнения для языка

С – СЬ З - ЗЬ

Чередование положений губ:

«Заборчик» - «Уточка»,

«Улыбка» - «Дудочка»

(упражнения выполнять под счет: 1-2)

«Кролик», «Обезьянка обиделась»

"Чистим, зубки""Киска" или «Горка»«Блинчик»

"Лопаточка""Месим тесто"

Ш Ж Щ Ч

"Окошко"

Чередование положений губ:

«Заборчик» - «Уточка»,

«Кролик», «Обезьянка обиделась»

«Блинчик»

"Лопаточка""Месим тесто"

"Вкусное варенье""Чашечка""Барабанщик""Парашютик"

К Г Х

"Окошко"

Чередование положений губ:

«Заборчик» - «Уточка»,

«Улыбка» - «Дудочка»

"Киска" или «Горка»"Чистим, зубки""Качели"«Блинчик»

"Лопаточка"«Иголочка»

Л ЛЬ

Чередование положений губ:

«Улыбка» - «Дудочка»

(упражнения выполнять под счет: 1-2)

"Окошко"

"Часики"

"Качели"

"Маляр"

"Чистим, зубки""Пароход гудит""Барабанщик"

"Поймаем мышку"

"Индюки болтают"

Р РЬ

Чередование положений губ:

«Заборчик» - «Уточка»,

«Улыбка» - «Дудочка»

(упражнения выполнять под счет: 1-2)

«Кролик», «Обезьянка обиделась»

"Качели"

"Маляр"

"Барабанщик"

"Лошадка"

"Грибочек"

"Гармошка""Индюки болтают"

"Шарик"

"Парашютик"

"Загнать мяч в ворота"

Дотянись до носа

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка под­нять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Комарик» - улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук 3ЗЗЗ (если ребенок умеет его пра­вильно произносить).


Смотрите также