Артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Артикуляционная гимнастика фотографии


ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ - Будем говорить правильно - Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. - Статьи

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закреплялись вырабатываемые у детей навыки.2.Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.3.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.4.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).5.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.6.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.7.Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.8.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.2.Показывает его выполнение.3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.4.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.5.Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

     Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.      Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 

(нажмите на картинку мышкой чтобы увидеть в полном объеме)

 

 

detsad114rzd.ru

Артикуляционная гимнастика с картинками

Физическое развитие — основа основ

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, сильными, ловкими и, конечно, интеллектуально развитыми. Формирование этих качеств напрямую зависит от самих родителей: ведь малыш учится им прежде всего в семье, а также перенимает у других окружающих его взрослых и детей.

Для развития подвижности органов артикуляционного аппарата разучите и выполняйте комплекс артикуляционной гимнастики:

Упражнение "Улыбка"1.  «Улыбка»

Широко улыбнуться, зубы не показывать.

Удерживать в таком положении под счет до 5.

Упражнение "Заборчик"2. «Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки.

Удерживать в таком положении под счет до 5.

Упражнение "Бегемотики"3. «Бегемотики»

Широко раскрыть рот.

Удерживать в таком положении под счет до 5.

Повторить упражнение несколько раз.

Упражнение "Иголочка"4. «Иголочка»

Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше.

Удерживать в таком положении под счет до 5.

Упражнение "Змейка"5. «Змейка»

Рот широко открыть. Узкий, напряженный язык

высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот.

Повторить несколько раз.

Упражнение "Месим тесто"6. «Месим тесто»

Высунуть широкий язык между губами и пошлепать

его: «пя-пя-пя».

Повторить несколько раз.

Упражнение "Блинчик"7. «Блинчик»

Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

Повторить несколько раз.

Упражнение "Расческа"8. «Расческа»

Губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами.

Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов.

Повторить 5-10 раз.

Упражнение "Часики"9. «Часики»

Рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого

угла рта в левый.

Повторить 5-10  раз.

Упражнение "Качели"10. «Качели»

Открыть рот. Попеременно поднимать и опускать

кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу.

Повторить 5-10  раз.

Упражнение "Киска"11. «Киска»

Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние  зубы,

а спинка языка касается верхних зубов.

Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

Упражнение "Киска сердится"12. «Киска сердится»

Покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска»

Повторить несколько раз.

Упражнение "Чистим зубки"13. «Чистим зубки»

Открыть рот. Кончиком языка «чистим»

сначала верхние зубы, затем нижние.

Повторить несколько раз.

Упражнение "Парус"14. «Парус»

Открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам

(альвеолам) за верхними зубами.

Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

Упражнение "Маляр"15. «Маляр»

Открыть рот. Кончиком  языка проводим по небу

от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться.

Повторить несколько раз.

Упражнение "Индюки"16. «Индюки»

Открыть рот. Быстро двигать кончиком языка

по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…»

Повторить несколько раз.

Упражнение "Вкусное варенье"17. «Вкусное варенье»

Открыть рот. Широким языком «слизывать»

варенье  с верхней губы.

Повторить несколько раз.

Упражнение "Чашка"18. «Чашка»

Открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями

и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. 

Язык в форме «чашечки».

Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

Упражнение "Окошко"19. «Окошко»

Рот приоткрыть. Губы округлить  и немного вытянуть

вперед, без напряжения.

Нижняя челюсть неподвижна.

Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

Упражнение "Лошадка"20. «Лошадка»

Открыть рот. Пощелкать кончиком языка.

Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть

оставалась неподвижной.

Повторить несколько раз.

Упражнение "Грибок"21. «Грибок»

Открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу.

Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка –  ножку гриба.

Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

Упражнение "Гармошка"22. «Гармошка»

Сделать «Грибок».

Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот.

Повторить несколько раз.

Упражнение "Дятел"23. «Дятел»

Рот открыть, показать зубы. Кончиком языка

энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. 

Рот не прикрывать.

Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

Упражнение "Мотор"24. «Мотор»

Губы в улыбке. Рот открыт.

Язык стучит кончиком  в верхние зубы со звуком д-д-д. 

Темп очень быстрый. 

В это время соской или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.

dar-baby.ru

Артикуляционная гимнастика и массаж рук

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

№1 Лодочка Улыбнуться, показать нижние и верхние зубы, произнести и-и-и. Чередовать с упражнением №2. Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням.
№2 Дудочка Вытянуть губы вперед, произнести у-у-у... Чередовать с упражнением №1 Пальцы собраны в щепотку
№3 Лопата Приоткрыть рот, положить спокойный, широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в этом положении на счёт 1-5. Следить за губой, не подворачивать её. Пошлёпать язык губами пя-пя-пя, покусать зубами тя-тя-тя... Подуть на язык, прижав его верхней губой. Выдох плавный, долгий. Щёки не надувать. Пальцы рук врозь, веером
№4 Солнышко Поднять широкий язык вверх, положить на верхнюю губу, обнажив нижние зубы, удержать (раз, два), опустить широкий язык на нижнюю губу (три, четыре) Кисти рук вверх на момент поднятия языка на верхнюю губу, согнуть пальцы на угол 90 градусов к ладони на момент опускания языка на нижнюю губу.
№5 Заборчик Губы в улыбке, зубы сближены, обнажены. Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально
№6 Иголочка Приоткрыть рот, высунуть узкий, длинный язык далеко вперёд. Пальцы собраны в щёпоть
№7 Чашечка Приоткрыть рот, положить широкий, спокойный язык на нижнюю губу, края языка медленно поднять кверху. Удержать чашечку на счёт 1-5. Соединить кисти рук ребрами, ладони вверх - «лепешка». Соединяя одноимённые пальцы рук, приподнять прижатые к ладоням большие пальцы.
№8 Бублик Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное примерно 1-3 мм. Соединять поочерёдно с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала одной рукой, потом двумя одновременно.
№9 Качели Приоткрыть рот, улыбнуться, спрятать широкий язык за нижние зубы (раз, два), затем за верхние (три, четыре). Темп медленный. Движения кистью руки вверх вниз, сгибая в лучезапястном суставе.
№10 Вкусное варенье Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! Кисть руки горизонтально, сгибать пальцы в ритм движению языка по губе в рот.
№11 Орешки Кончиком языка упираться в щёки изнутри поочерёдно. Губы сомкнуты. Рука стоит на столе ребром. Сгибать кисть в лучезапястном суставе вправо - влево. Обязательное условие: кисть руки сгибается в ту же сторону, в которую двигается язык.
№12 Пароход Приоткрыть рот, прикусить широкий край языка зубами. Включить голос: ы-ы-ы. Выключить, язык не убирать, повторить упражнение. Обе ладони поставлены на рёбра, кончики одноимённых пальцев соединены, а большие пальцы вытянуты вверх.
№13 Чистим зубки Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом снизу вверх. Кончик языка широкий, челюсть неподвижна. Пальцы рук согнуты на 90 градусов к ладони, двигаются вправо - влево, синхронное языком.
№14 Индюк Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. «Поглаживать» губу языком движением вперёд-назад. Добавить голос (б-б-б). Выполнить в быстром темпе, медленном темпе, темп чередовать. Руки ладонями вверх горизонтально, двигая языком по губе в рот, сгибать пальцы. Ритм движений рук соответствует ритму движения языка.
№15 Часики Рот приоткрыть, улыбнуться, выполнять движения языком вправо- плево. Указательный палец выпрямлен, а все остальные согнуты и прижаты к ладони, двигать указательным пальнем в том же направлении, куда и язык (вправо-влево)
телефонный справочник учреждений Рязани
№16 Лошадка Цоканье (щёлканье) языком. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху па неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху (уши).
№17 Грибок Губы в улыбке, показать зубы, приоткрыть рот, «приклеить» широкий язык к нёбу, и, не отпуская языка, широко открыть рот, удерживая язык на раз, два. Указательный палец - ножка гриба - приставляем к ладони другой руки - шляпке, под медленный счет меняем положение рук.
№19 Барабан Приоткрыть рот, улыбнуться. Завести кончик языка за верхние зубы и произнести д-д-д многократно. Выполнить медленно, затем быстро. Челюсть неподвижна. Пальчики «маршируют» в ритм с ударами языка. Указательный и средний пальцы (ноги) имитируют ходьбу, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони.
№20 Забей мяч в ворота Положить широкий язык на нижнюю губу и подуть на поролоновый мячик плавной струей воздуха или резкой, отрывистой воздушной струей. Щёлкать по мячику (из поролона или ваты) поочерёдно указательным и другими пальцами от большого. Выполнять шелбаны сначала одной рукой, потом другой.
№21 Лягушка Опустить челюсть на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), кончик языка у нижних резцов, губы округлены, зафиксировать открытое положение и закрыть рот. 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палеп прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.
№ 22 Горка Широко открыть рот; широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам Кисти рук приподняты над столом, соединены поименные пальцы (подушечки одной руки на ногтях другой). Мы пальцы согнули. Соединили - Высокую горку Из пальцев сложили
№23 Маляр Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к бугорочкам; водить кончиком языка, как кистью, по нёбу вперёд-назад; следить, чтоб кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались. Движениями от кончиков пальцев до лучезапястного сустава и обратно «красить» потолок-ладонь одной руки кончиками пальцев другой, в одинаковом направлении с движением языка. Продолжить другой рукой.
№24 Змейка Двигать узким языком из стороны в сторону, изо рта и обратно в рот. Пальцы плотно прижаты друг к другу, движения кистью из стороны в сторону, вперед-назад (при движении назад - со сгибанием пальцев под углом 90 градусов к ладони)
№ 25 Язычок - счетовод Прикасаться кончиком языка поочередно к каждому зубу верхнего ряда, потом - нижнего. Загибать поочередно пальцы, молча считая-дотрагиваясь языком до каждого зуба. Загибать пальцы на одной, а затем и на другой руке.
№26 Дождик Стучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами: Д-Д-Д... Контролировать толчки воздуха от каждого удара, не опускать кончик языка, стараясь достать до тучи-неба. Ударять указательным и поочередно последующими пальцами одной руки, как капельками дождя, по ладони другой. Затем сменить положение рук. Движения выполнять в такт ударам языком.
№27 Пила Приоткрыть рот, ударить кончиком языка за верхними резцами и, удерживая так язык, с силой подуть на него: Джж-Джж... Самомассаж рук (растирание): одна рука лежит на столе, ребро другой - на ней перпендикулярно, рука двигается ребром (пилой) от ногтей к запястью.
№28 Кошка лакает молоко Язык - чашечка, занести чашечку в рот, делать движения не спеша, не опуская кончик и боковые края языка. «Кошка»: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и округлены.
№29 Гармошка Медленно щелкнуть языком и присосать его к нёбу; но опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки). Положить руки на стол ладонями вниз, пальцы сомкнуты. Раздвигать и соединять пальцы в ритм закрыванию и открыванию рта. Мои ладошки, Как гармошки.
№30 Три ступеньки Сделать чашечку языком, дотрагиваться до верхней губы - 1 ступень, до верхних резцов - 2, до верхних бугорков - 3 ступень Большой палец одной руки ложиться на большой палец другой, на него указательный одной и другой рук, кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга - лесенка.

logoped18.ru

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках.

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 38 Матосьян М.А.

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:

1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин.

2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-10 раз.

3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

4. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть ненапрягаемыми.

5. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

6. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

7. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление.

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Методические рекомендации:

- Рот полуоткрыт.

- Не высовывать язык далеко,

- Не заворачивать нижнюю губу внутрь.

- Боковые края должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя»

- Повторить упражнение сначала

«Чашечка»

Широко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот широко открыт.

- Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

- Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки.

- Края языка должны быть у верхних зубов.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.

«Иголочка»

Рот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым.

Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше.

- Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким.

- Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

«Горка»

Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка.

Методические рекомендации:

- Рот полуоткрыт, улыбнуться.

- Кончик языка за нижними зубами.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

- Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и".

«Трубочка»

Вытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед.

Методические указания:

- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.

- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

- Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ.

- Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.

«Часы»

Выдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз.

Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше.

- Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому.

- Нижняя челюсть не подвижна,

- Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз.

Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки.

Методические указания:

- Следить, чтобы работал только язык.

- Язык широкий в форме «чашки».

- Челюсти неподвижны.

- Делать движения широким языком сверху вниз.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами.

«Лошадка»

Прислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку.

Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком.

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Челюсти неподвижные, работает только язык.

- Выполнить 10-15 раз.

«Грибок»

Раскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба.

Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу.

- Подъязычная уздечка должна быть натянута.

- Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка».

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Выполнить 10-15 раз.

«Гармошка»

Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку).

Методические указания:

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти.

- Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.

«Качели»

Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны).

- Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны).

- Поочередно менять положение языка.

- Менять положение языка 5-6 раз.

- Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны.

mirdoshkolnikov.ru