Игровое пособие «Артикуляционная гимнастика в картинках». Артикуляционная гимнастика игровая


Игровое пособие «Артикуляционная гимнастика со Звукознайкой»

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики – формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика со Звукознайкой».

Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

  • статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;
  • динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимыедля произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживатьсяследующих рекомендаций: перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов.

Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей. Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнееовладеть артикуляционной гимнастикой.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционныхгимнастик. Это и «Сказки о Веселом Язычке» Е. Карельской, и «Артикуляционнаягимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.Нищевой, и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой, и много других.

Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику всопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работупо формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки иобыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика соЗвукознайкой».

Пособие изготовлено на основе содержания книги З.А. Репиной иВ.И. Буйко «Уроки логопедии». Оно состоит из стенда размером 120*40 см икартинок символов для всех артикуляционных упражнений. Имеется картотека сописанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.

Приложение № 2: Презентация.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Автор: Шушкова Галина Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №24 «Золушка», с. Ряженое, Ростовская область, I квалификационная категория, стаж педагогической работы - 19 лет.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

www.o-detstve.ru

Игровое пособие «Артикуляционная гимнастика в картинках»

Игровые пособия «Артикуляционная гимнастика в картинках»

Автор: учитель-логопед Губина Ольга Николаевна

Данные игровые пособия предназначены для самостоятельной и совместной работы взрослого (логопеда, воспитателя или родителей) с детьми дошкольного возраста. Они позволяют в игровой форме разучивать комплексы артикуляционных упражнений. В дальнейшем, когда с ребенком будут отработаны все упражнения, он самостоятельно, опираясь на зрительный образ, сможет выполнять артикуляционную гимнастику для заданного звука.

Заниматься по этим пособиям можно как индивидуально, так и в подгруппе.

Пособие № 1 «Желания волшебника»

Цель: Выполнение артикуляционной гимнастики для постановки звука [Л].

Дидактическая задача: С помощью упражнений артикуляционной гимнастики выработать правильный артикуляционный уклад, необходимый для постановки звука [Л].

Игровая задача: Помоги доброму волшебнику выполнить шесть заветных желаний и тогда самолет сможет взлететь в небо.

Упражнение «Улыбочка». Удерживать губы в положении улыбки под счет от 1 до 5 (количество повторений - от 3 до 5 раз).

Упражнение «Лесенка». Губы в улыбке, язык поочередно прикасается к верхней губе, к верхним зубам, за верхние зубы (количество повторений - от 3 до 5 раз).

Упражнение «Маляр». Язык поднимается вверх и кончик языка выполняет «красящие» движения по верхнему небу от зубов к горлу и обратно.

Упражнение «Лошадка». Поцокать языком.

Упражнение «Парус». Кончик языка упирается в верхние зубы и удерживается под счет от 1 до 5 (количество повторений - от 3 до 5 раз).

Упражнение «Леденец». Поцокать кончиком языка.

Упражнение «Самолет». Прикусить кончик языка (либо язык в положении «Парус») и длительно пропеть звук ЫЫЫЫ.

 

Пособие № 2.  «Щенок учится рычать»

Цель: Выполнение артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р].

Дидактическая задача: С помощью упражнений артикуляционной гимнастики выработать правильный артикуляционный уклад, необходимый для постановки звука [Р].

Игровая задача: Помоги маленькому щенку научиться рычать. Ему нужно пройти по стрелкам и выполнить все задания.

Упражнение «Лесенка». Губы в улыбке, язык поочередно прикасается к верхней губе, к верхним зубам, за верхние зубы (количество повторений - от 3 до 5 раз).

Упражнение «Лошадка». Поцокать языком.

Упражнение «Грибок». Присосать язык к верхнему небу и удерживать в таком положении под счет.

Упражнение «Индюк». Губы в улыбке, рот открыт, язык делает быстрые движения «бл-бл-бл» по верхней губе.

Упражнение «Пулемет». Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка ритмично «стучит» за верхними зубами «тд-тд-тд» сначала медленно, а затем ускоряя темп.

Упражнение «Барабан». Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка «отстукивает» за верхними зубами «д-д-д» определенный ритм.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Артикуляционная гимнастика « МАДОУ детский сад №39

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы,     ловкости и дифференцированности движений данного органа.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка

Указания к проведению артикуляционной гимнастики                    

     Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

     При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

     Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение.

Артикуляционная гимнастика в картинках  АГ в картинкахАртикуляционная гимнастика 3АГ4 

 Комплексы упражнений

     Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование губ в улыбке и трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование широкого и узкого языка.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх и вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.

     После отработки упражнений первого комплекса логопед в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

II. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.

III. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука л.

V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука р.

     Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

Начиная с трех лет у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти. С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

     Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

     В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования и к выполнению артикуляционной гимнастики.

     Уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким. 

     В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, или  л, р) логопед может включить в артикуляционную гимнастику  звукоподражания на этот звук. (Нельзя использовать потешки, скороговорки, так как работа по уточнению произношения звука в речи будет осуществляться на занятиях по звукопроизношению согласно их планированию по группам.)

         Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

       В подготовительной к школе группе (да и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

а) гласных: и – у, э – о, и – о, э – у, и – э, у – о;

б) длительных и взрывных согласных: м – б, н – г;

в) носовых и сонорных: м – л, н – л;

г) губных и язычных: б – д, ф – х;

д) взрывных и щелевых: б – в, к – х;

е) переднеязычных и заднеязычных: с – х, д – г.

    Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов.

     Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: “Губы умеют улыбаться, когда мы произносим и, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим у”, и т.д.

    Комплекс АГ для свистящих звуков          Комплекс АГ для шипящих звуков         Комплекс АГ для звука л       Комплекс АГ для звука р

 

ds-39.dou.tomsk.ru