Book: Косинова Елена Михайловна «Артикуляционная гимнастика». Артикуляционная гимнастика косинова


Косинова Гимнастика для развития речи

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Вы держите в руках необычную книгу, она поможет вашему ребёнку научиться говорить правильно и чётко. Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести

кплохой успеваемости в школе. Необычность этой книги состоит в том, что представленный в ней ма­ териал раньше был доступен только специалистам-логопедам,это артикуляционная гимнастика - уп­ ражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для пра­ вильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и уп­ ражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо­ щи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них "каша во рту".

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ ном этапе.

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться гово­ рить правильно,чётко и красиво.

Как заниматься по этой книге?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки (с.49-61)и рисунки книги не менее5-6раз. Карточки следует акку­ ратно (по линиям) вырезать с указанных страниц, наклеить на плотный картон и заклеить лицевую сто­ рону клейкой лентой, чтобы края не истрепались. Карточки помогут быстрее освоить все упражнения,

ктому же по ним можно заниматься, не имея под рукой книги.

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение (с. 41-44)помогут отработать определённые положения органов арти­ куляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.

Рекомендации к проведению упражнений:

•Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно за­ давать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находит­ ся (вверху или внизу)?

•Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

•Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7минут, в зависимости от возра­ ста и усидчивости ребёнка.

•Занимаясь с детьми 3-4-летнеговозраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

•К детям 4-5лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

•В 6-7-летнемвозрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­ жение языка некоторое время без изменений.

•Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону

ималыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь

клогопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопедаи специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически вер­ ной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка

кшкольному обучению.

studfiles.net

Артикуляционная гимнастика. Косинова Е. М.

                                                        Сказка ЗООПАРК

 

БЕГЕМОТИКИ

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был... бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

 

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот,

 

О. Хинн

Дополнительное задание: сосчитай и покажи всех рыбок, которые плывут налево.

 

ЛЯГУШКИ

 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

 

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

Дополнительное задание: найди стрекозу, которая не похожа на остальных.

 

СЛОН

 

1. Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же... слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

 

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

 

2. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.

 

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

 

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Дополнительное задание: посмотри на вёдра и скажи, чем они различаются.

 

ЗМЕЯ

 

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язы-чокувидел, что это... змея. Давай изобразим змею!

 

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

 

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 

Дополнительное задание: посмотри внимательно на змей и найди 5 различий.

 

ЛОШАДКА

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

 

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

 

 

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

 

 

РАСЧЁСКА

 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

 

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

 

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня... (расчёска).

 

ЧАСИКИ

 

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

 

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

 

 

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

 

Дополнительное задание: знаешь ли ты, что за часы нарисованы на маленьких картинках? Назови все, которые знаешь.

 

ШАРИКИ

 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

    Описание упражнения: надуть одну щёку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Я надул воздушный шарик

Укусил его комарик.

Лопнул шарик.

Не беда Новый шар надую я.

 

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой.

 

Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычокувидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика? На рисунке есть животные и предметы, которых Язычок не видел. Покажи их.

 

А теперь попробуй рассказать и изобразить, кого видел и что делал Язычок в зоопарке.

 

Указание для взрослых: вы должны следить, чтобы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, вначале - подсчёт взрослого.

sites.google.com

Страница не найдена | МБДОУ "Детский сад "Ягодка" с. Александровское" Томская область

17-18 марта 2018 года в МБДОУ «Детский сад «Ягодка» успешно прошёл трудовой десант в рамках акции «Наши добрые дела».  Трудовой десант состоял из числа родителей, педагогов, воспитанников детского сада и родственников педагогов. Целью акции была расчистка и уборка снега с территории детских игровых площадок. Все знают, что прививать любовь к труду нужно с самого детства, поэтому взрослые, показав личный пример, взяли себе в помощники своих детей и, работа, на зависть всем закипела!  Взрослые вооружились лопатами, санями, коробами для вывоза снега и быстро расчистили все площадки. А дошкольники с большим удовольствием помогли им в этом.

      Администрация и коллектив детского сада выражают признательность и благодарность всем неравнодушным, принявшим участие в наведении порядка на детских игровых площадках.

    Нам помогали:

Группа «Радуга» — Александрова А.Н., Дьякон А.О, Засухин М.Л., Засухина Л.А., Колмаков С.С., Околелов В.В., Околелова О.П.

Группа «Земляничка» — Байрамбеков Р.А., Байрамбекова Н.В., Ханнанов И.Г., Ханнанова М.А., Ильичев Д.И.

Группа «Божья коровка» — Жданов С.В., Кинцель Е.А., Кошель А.С., Михайлова У.П., Ржанова Т.М.,, Смирнова В.А., Смирнова Е.В., Тюлюкина Ю.М., Шемелев А.В.

Группа «Берёзка» — Околелов В.В., Околелова О.П., Понамарёв В.А., Понамарёва А.В., Рославцева Н.А., Степанов С.С., Ткаченко Е.В., Хохрякова Е.В.

Группа «Лебёдушка» — Андреев Д.В., Андреева М.С., Ефтени Т.В., Мальцев П.А., Мальцева Л.В., Медведев А.В., Медведева Д.О., Тюлюкина Ю.Н.  Дети: Ефтени Данил, Мальцева Мария, Тюлюкин Дима, Медведева Анна.

Педагоги – Горелкина А.Ф., Костарева С.А., Мауль Л.В., Фомягина М.В. и другие неравнодушные люди – Горбов А.Д., Магилевский М., Мауль А., Хагаев Х.

     Уважаемые родители и все те, кто не остался равнодушным! Хочется сказать Вам огромное СПАСИБО за то, что, не смотря на занятость и нехватку времени, Вы проявляете сердечное участие в жизни нашего сада! Вы помогаете в создании атмосферы тепла и на наших участках и на территории. Спасибо, дорогие родители, что вы с нами! Без вас мы бы не справились!!!

     Надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание. Искренне желаем реализации всех Ваших добрых замыслов, крепкого здоровья, благополучия, счастья Вам, Вашим близким и родным.

Спасибо вам за помощь многократно,

Спасибо Вам за добрые дела

Нам Вам сказать без памяти приятно

Большущей БЛАГОДАРНОСТИ слова!!!

aleks-yagodka.dou.tomsk.ru

Косинова Гимнастика для развития речи

КАЧЕЛИ

После футбола захотелось Язычку на качелях покачать­ ся: вверх-вниз!Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зу­ бы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повто­ рить4-5раз.

Сели дети на качели И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

Дополнительные задания:

1) посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке, и найди таких же бабочек;

2)покажи бабочек, которые летят направо;

3)покажи бабочек, которые летят налево.

индюк

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного серди­ того индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ру­ гался. Давай покажем, как ругался индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губевперёд-назад,произнося:была-была-была...

Я - индюк «балды-балда».Разбегайтесь кто куда.

Дополнительное задание: найди всех гусениц.

МЕСИМ ТЕСТО

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-товкусным: это мама готовила тесто для бли­ нов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, по­ кусать язык зубами -та-та-та...;пошлёпать язык губами -пя-пя-пя...;закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Дополнительное задание: посмотри на рисунки в квадратиках и скажи, что сде­ лано из муки.

БЛИНЧИКИ

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, по­ ложить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

О. Хинн

Дополнительное задание: найди на маленьких картинках все блинчики, похожие на большой блин (в центре страницы).

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

1.Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной

иароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кру­ гу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повто­ рить4-5раз.

2.Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это ва­ ренье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить4-5раз.

Блин мы ели с наслажденьем Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

Дополнительное задание: посмотри внимательно на рисунки и скажи, из чего обычно не варят варенье.

ЧАШКА

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю вы­ пить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, вы­ сунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не про­ лился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, по­ том до десяти. Повторить3-4раза.

Дополнительное задание: назови, что нарисовано на маленьких рисунках.

ЧИСТИМ ЗУБКИ

1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и... правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кон­ чиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (вле­во-вправо)под счёт взрослого(7-8раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить8-10раз.

2. После того как Язычок почистил зубки, он принял­ ся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.

Дополнительное задание: найди все одинаковые тюбики с пастой.

1. Посмотри внимательно на рисунок и опиши всю прогулку Язычка: что Язычок делал сначала, что потом (можешь рассказать сначала словами, а потом проде­ лать все упражнения).

2.Вспомни, что было раньше: Язычок качался на качелях или играл в футбол?

3.На рисунке есть то, что Язычок не встречал во время своей прогулки. Найди эти «лишние» предметы.

4.Покажи с помощью упражнений всю прогулку Язычка.

КОЛОБОК

(игра для развития высоты и тембра голоса)

1.Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови ска­ зочных героев.

2.Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами.)

3.А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.

studfiles.net

Косинова Елена Михайловна. Артикуляционная гимнастика

books.academic.ru

Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастикаБез артикуляционной гимнастики не проходит ни одна встреча с логопедом После каждого занятия логопед обязательно просит родителей позаниматься с малышом дома Забавные стихи помогут тем, кто лучше… — Литера, (формат: 70x90/16, 92 стр.) Моя мама-логопед Подробнее...2016333бумажная книга
Крупенчук О.И.Артикуляционная гимнастикаБез артикуляционной гимнастики не проходит ни одна встреча с логопедом. После каждого занятия логопед обязательно просит родителей позаниматься с малышом дома. Забавные стихи помогут тем, кто лучше… — Литера, (формат: 70x90/16, 92 стр.) Моя мама - логопед! Подробнее...2016353бумажная книга
Воробьева И., Крупенчук О.Артикуляционная гимнастикаДорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Его речь малопонятна для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает? Ошибочно… — Литера ИД, (формат: Мягкая бумажная, стр.) Подробнее...2016355бумажная книга
Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастикаБез артикуляционной гимнастики не проходит ни одна встреча с логопедом. После каждого занятия логопед обязательно просит родителей позаниматься с малышом дома. Забавные стихи помогут тем, кто лучше… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, стр.) Моя мама - логопед! Подробнее...2016296бумажная книга
Е. А. ПожиленкоАртикуляционная гимнастикаВ настоящей книге вниманию педагогов и родителей в рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционноймоторики, тонких движений пальцев… — КАРО, (формат: 70x90/16, 92 стр.) Популярная логопедия Подробнее...2009231бумажная книга
Воробьева, Татьяна Анатольевна, Крупенчук, Ольга ИгоревнаАртикуляционная гимнастикаС артикуляционной гимнастики начинается работа по улучшению звукопроизношения у ребенка. Прежде чем поставить звук, нужно подготовить артикуляционные органы. Какправило, знакомит с такой «зарядкой… — Литера, (формат: 108.00mm x 200.00mm x 8.00mm, 96 стр.) моя мама-логопед Подробнее...2016337бумажная книга
Бушлякова Р.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнениеАртикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и… — Детство-Пресс, (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подробнее...2011359бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителейАртикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. В пособии предложены эффективные упражнения для укрепления мышц артикуляционного… — Гном, (формат: Мягкая бумажная, стр.) В помощь логопеду Подробнее...201464бумажная книга
И. А. ВолошинаАртикуляционная гимнастика для девочекНаглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Для того чтобы повысить интерес девочек к… — Детство-Пресс, (формат: 70x100/16, 32 стр.) Подробнее...2011166бумажная книга
Т. А. КуликовскаяАртикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителейВ пособии предложены эффективные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Упражнения сопровождаются иллюстрациями и стихотворным текстом. Адресовано логопедам, воспитателям… — ГНОМ, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Подробнее...201456бумажная книга
Пожиленко Е.А.Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возрастаВ настоящей книге вниманию педагогов и родителей в рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционноймоторики, тонких движений пальцев… — Каро, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Популярная логопедия Подробнее...2009277бумажная книга
Волошина И.А.Артикуляционная гимнастика для мальчиковНаглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Для того, чтобы повысить интерес мальчиков к… — Детство-Пресс, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Советы специалистов родителям. Коротко и доступно Подробнее...2017209бумажная книга
Волошина И.А.Артикуляционная гимнастика для девочекНаглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Для того чтобы повысить интерес девочек к… — Детство-Пресс, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Коррекционная педагогика Подробнее...2018224бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном и Д, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Практическая логопедия Подробнее...201773бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном, (формат: 60x90/16, 64 стр.) В помощь логопеду Подробнее...201678бумажная книга

Смотрите также