Артикуляционная гимнастика избавит детей от проблем с речью. Артикуляционная гимнастика лошадка


Артикуляционное упражнение лошадка поможет растянуть подъязычную связку

Здравствуйте уважаемые читатели!Сегодня речь пойдет про лошадку, о том, как она скачет и как ее остановить. Вы можете спросить: “А зачем нам это, у нас нет лошади?”. А вот и нет, эта лошадка есть у каждого и живет она, смешно сказать, во рту. Я расскажу, в каком случае может пригодиться артикуляционное упражнение лошадка и как его делать. Лошадка (Л) на самом деле очень полезное и многофункциональное занятие.Прежде всего оно используется как тестовое задание. При обследовании ребенка логопед, проверяя как работает язычок, просит пощелкать им. И если внимательно понаблюдать, то можно отметить, как работают органы артикуляции. Выскакивают сразу все недостатки в их работе, нарушения тонуса, прикуса, асимметрия и синкинезии.

Диагностика органов артикуляции

Если в процессе щелканья брызжется слюна, нижняя челюсть уходит назад, а язык плохо присасывается либо не присасывается совсем или вообще не достает до неба, то возникает подозрение, что в данном случае может идти речь о неправильном прикусе, дизартрии или укороченной уздечке, а то и сочетании всех этих факторов.

В этом случае уже становится понятнее, что и как надо посмотреть у ребенка, чтобы понять степень нарушения подвижности языка, уровень дистонии для того, чтобы обсудить с родителями дальнейшую работу по коррекции дефекта и необходимости привлечения помощи и консультации других специалистов: невролога, ортодонта, отоларинголога.

Помощь при постановке звуков

Упражнение Л хорошо само по себе, так оно развивает те мышцы, которые могут поднять и удержать язык в верхнем положении, когда его кончик упирается в верхние зубы, что бывает необходимо для постановки “верхних” звуков — шипящих и соноров. Кроме того при присасывании языка происходит его распластывание, что помогает сделать его шире. Широкий язык необходим для постановки шипящих.

Исходя из этого можно сделать вывод, что логопедическое упражнение Л должно быть включено во все подготовительные постановочные комплексы. Иногда малышу достаточно научиться хорошо и правильно щелкать языком, и таким образом можно вызвать Р и другие звуки. Самое главное, чтоб это занятие было для него интересно. Порой дети так увлекаются, что начинают щелкать сами во время игры.

Научиться делать «грибок»

Часто Л используется, чтобы научиться делать упражнение “грибок”. Нужно щелкать языком и стараться зафиксировать тот момент, когда он присасывается к небу и постараться его удержать. Вспомогательным приемом служит щелканье и присасывание кончика языка к альвеолам и верхним зубам. Помогаем ребенку ручкой ложки, логопедическим зондом, можно съедобной палочкой, чтобы язычок удержался параллельно небу, а его кончик должен упираться строго в передние зубы.

Укрепить и растянуть «уздечку» под языком

И самое главное, это очень хороший способ растянуть и укрепить подъязычную связку. Часто она бывает слишком короткая и язык не достает до неба. Щелкая, мы ее растягиваем. Процесс этот не слишком быстрый, но не травматичный. Конечно, если переусердствовать, то можно сильно напрячь мышцы под подбородком. Но сделать на ней разрыв, как если просто тянуть за кончик языка практически невозможно. Лучше всего растянуть связку пройдя такой путь — “лошадка — грибок — гармошка”. То есть щелкая языком, научиться его присасывать и удерживать у неба, в этом положении растягивать связку. Игры “грибок растет”, “гармошка играет”, “насос качает”.

Как правильно делать

Самое главное при выполнении Л следить, чтобы не скакала нижняя челюсть, а работал только язык. Чтобы контролировать этот, нужно придерживать ребенка за подбородок, а его просить следить в зеркало, чтобы челюсть не плясала. Если контроль не получается, положить что-то между коренных зубов не травмирующее, зонд, ручку от зубной щетки или ложки. Иногда дети увлекаются, начинают мотать в такт головой и двигаться всем телом. Надо постепенно отучать их от этого.

«Лошадка остановилась»

Хорошее дополнение к упражнению Л — “лошадка остановилась”. Рассказать ребенку, что она скакала-скакала и устала, решила попить водички, покушать. Для этого надо сомкнуть губы и произнести звук “тпррру”, как извозчики останавливали запряженных лошадей. Это очень хорошее упражнение, оно помогает снять напряжение, уменьшить тонус лицевых мышц и языка.

Бывает, что малыши не могут его сделать, губы не смыкаются, надо показать им как вытянуть их вперед уточкой. Если и это не получается, то попробовать рукой поднять углы рта вверх и вперед, расслабить мышцы подбородка и верхней губы. Не всегда это получается сразу, особенно при дизартрии. Не надо расстраиваться, просто заниматься дальше и верить в успех.

Игры и наглядный материал

Если ребенок достаточно хорошо скачет языком, можно разнообразить это задание. Например, поскакать то быстрей то медленней, то тихо то громко. Щелкать с широко открытым ртом, а затем губы делать рупором, обращать внимание малыша, как при этом меняется звук. При выполнении хорошо использовать различный наглядный материал, в зависимости от интересов и возраста детей. Это могут быть картинки, мягкие или заводные игрушки, песенки про лошадей или записи со звуком стука копыт, видео с изображением скачущих животных.

На этом заканчиваю, если остались вопросы или есть замечания и дополнения, то пишите в комментариях к этой статье. Подписывайтесь на обновления блога, делитесь впечатлениями в соцсетях с родными и знакомыми.

marilina.ru

Артикуляционная гимнастика для старших дошкольников

Артикуляционная гимнастика

(Железняк Екатерина Юрьевна, воспитатель МБДОУ №1, г.Карпинск)

Цель: артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

            Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

«Буратино» 

зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

«Большой калач»

 рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

 «лопаточка» 

широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

«наказать непослушный язычок» 

постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так! Влево тик,

Вправо так. Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок

На лесной опушке, Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

«Качели»

На качелях Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Индюк»

Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

infourok.ru

Артикуляционная Гимнастика.суханова Ж.Ю

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.           

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

 

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика «Качели»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»  (расслабление мышц я зыка)

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

 

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

«Посчитаем нижние зубки»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

 

 

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

Артикуляционная гимнастика

«Почистим за нижними зубами»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

 

Артикуляционная гимнастика «Парашютик»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Орешки»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

 

Документы для скачивания:

3551_Artikulyatsionnaya gimnastika.doc Формат: .doc

a2b2.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах

Комплексы артикуляционной гимнастикиУважаемые коллеги, не секрет, что артикуляционная гимнастика очень важна и значима для постановки звуков. Но, если она сопровождается занимательными стихами, то ребенку интереснее выполнять упражнения, тем самым повышается уровень эффективности выполнения этих упражнений.

Хочу предложить свою версию артикуляционной гимнастики, с которой, с большим удовольствием поделюсь. Так как, я работаю с детьми с нарушением зрения, то картинки к каждому упражнению использую формата А-4. Эта серия артикуляционной гимнастики, предназначена для логопедов, воспитателей, а также родителей.

Не устанет наш язык,К упражнениям привык.То, что сами мы не сможем,Логопед нам всем поможет.

В кабинет к нему идем,Верно, звук произнесем.Постараемся и сможем,Ведь гимнастика поможет.

Ведь она для языка,Очень важна и нужна.Раз, два, три, четыре, пять -Начинаем мы играть!

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Раз, два, три –Язычок вверх подними.Четыре, пять -Опустили вниз опять.Ты, язык не обижай,На качелях покачай.Подними его скорей,Ему станет веселей.Снова вниз опусти,И немного отдохни.

«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Будет наш язык маляр,Он нисколько не устал.Красим небо, облака,Маляра жизнь не легка.Постарайся ты дружок,И покрась весь потолок.

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Тик-так, тик-так,Ходят часики вот так.В одну сторону, в другуюПоиграй в игру такую.

«Чистим зубки»

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Утром зубы каждый день,Чистить нам совсем не лень.И вверху, и внизуЩеткой, я своей пройду.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Любишь ты дружок варенье -Сделай это упражнение.Каждый, хоть совсем немножко,Любит, есть варенье ложкой.

«Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Поднимаем язычок,Будет он во рту грибок.Досчитаем до пяти,А потом вниз опусти.

«Заведем мотор»

Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося Д-Д-Д.

У машины есть мотор,Не заводится вот он,Зубы ты свои сомкни,И мотор ты заведи.

«Иголочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Как в лесу у елочки,Острые иголочки.Досчитаем до шести,Язычок свой покажи.

«Футбол»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Любим с мячиком играть,Им в ворота попадать.Влево вправо, будет гол,Удивительный футбол.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Тянуть подъязычную связку.

Мы ни сколько не устали,Язычком мы цокать стали.Цокать медленно и сильно,Ты дружок не торопись -Делай медленно — трудись.Слышно звонко, как лошадка,Бьёт копытом по брусчатке.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На гармошке мы играем,Ротик плавно открываем.Будем вверх язык держать,Будто к небу прижимать.

«Змейка»

Змейка под кустом шипит, Рот широко открыт. Узкий язык сильноОна высунет язык. выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.Раз, два, три, четыре, пять -Уберет язык опять.

«Пароход гудит»

Губы растянуты, при длительном произнесении звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этомположении.

Пароход по морю ходит,Громко песенку заводит.Язычок вверх подними,С пароходом погуди.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

По крутой высокой горки,Съехал вниз малыш Егорка.Горка очень высока,Покатает нас она!

«Автомат»

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т. Убыстрять темп.

Автоматчик будешь ты,Д-д-д – произнеси.Быстро пули выпускай,Метко в цели попадай.

«Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося Д-Д-Д.

Барабанщиков отряд,Барабанят дружно в ряд.Язычок ты подними,Барабан изобрази.

«Индюк»

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ.

Индюк – очень важная птица,И очень этим гордится.Бл-бл-бл – крчит индюк,И пугает всех вокруг.Ты не бойся, подойди,Индюка изобрази.

Я буду очень рада, если мои стихи кому-то пригодятся и помогут в работе с детьми!

Алесенкова А.В.,учитель-логопед

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Артикуляционная гимнастика для детей

Родители прикладывают немало усилий, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким. Каждое утро — зарядка, закаливание холодной водой. Физические упражнения укрепляют мышцы рук, ног, спины и живота.

Но есть особая группа мышц, которая не бросается в глаза, но тем не менее, для полноценного развития она очень важна. Речь идет о группе артикуляционных органов.

Если не уделять должного внимания тренировкам языка, губ и неба, в будущем у малыша могут возникнуть проблемы с речевым аппаратом. Поэтому развитие артикуляционной моторики должно стоять на втором месте после общеукрепляющей гимнастики для тела.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей? Совсем крохам, до 2 лет, она поможет осознать, что основное предназначение их ротика и языка — это речь.

Деткам от 2 до 4 лет упражнения помогут подготовить органы речи к правильному звукопроизношению. Ну а ученикам младших классов такая тренировка поможет преодолеть уже имеющиеся проблемы.

Вспомните, наверняка среди ваших знакомых есть детки, которые уже учась в школе не очень хорошо выговаривают ряд звуков (как правило, проблемы возникают со звуками [р], [л], [с], [ш]).

Чем раньше — тем лучше

Артикуляционная гимнастика для малышей может иметь место уже тогда, когда ваш кроха начинает интересоваться окружающим миром.

Для совсем маленьких человечков, которым еще и годика-то нет, тренировки должны носить игровой характер. Заниматься с ребенком можно в любое время: купая его, переодевая, во время прогулки, перед сном.

Задача мамы или папы — показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать.

Игру “кто как говорит” любят все годовалые карапузы. Покажите ребенку, как мяукает кошка, кукарекает петух, цокает копытами лошадка или мычит корова.

При этом воспроизводите звуки разной тональности и с выразительной интонацией, широко открывайте рот, чтобы малыш увидел, в каком положении находится язык в случае речи каждого животного. Четко выговаривайте все эти “кукареку” и “бе-е”, желательно сделать упор на тягучие слоги.

Для детей старше 2 лет развитие артикуляционной моторики должно включать более сложные, но не менее занимательные упражнения.

Занимаемся с ребенком дошкольного возраста

Хоть малыш подрос и окреп, тем не менее тренировки артикуляции должны по прежнему происходить в игровой форме. Главная задача родителей — заинтересовать свое чадо, и впоследствии всячески поддерживать в нем этот интерес.

Не стоит говорить “А теперь — время зарядки для языка” (любые обязательные занятия вызывают только скуку), лучше предложить: “Давай поиграем”!

А чтобы гимнастика и в самом деле напоминала игру, можно подготовить интересные картинки, которые будут сопровождать упражнения. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с тем, какими могут быть рисунки. Впрочем, вы можете подготовить любые другие картинки, главное — чтобы они были красочными.

Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения

  • Улыбка — малыш должен широко улыбнуться, удержать это положение на некоторое время. Губы сомкнуты.
  • Забор — напоминает предыдущее упражнение, только губы раздвинуты, видно два ряда зубок (верхний и нижний).

заборчик

  • Слоник — карапузу предлагается вытянуть губы трубочкой, как слоник тянет хобот. Зубки при этом стиснуты.

трубочка

  • Тесто — повторяя “пя-пя-пя”, ребенок шлепает губами, между которым находится вытянутый язычок.

тесто

  • Лошадка — это упражнение любят все детки, ведь нужно всего лишь цокать язычком, издавая звуки стука лошадиных подков о мостовую.

лошадка

  • Горка — ротик карапуза широко открыт, точка опора для языка — нижние зубки. Язычок нужно выгнуть дугой, чтобы он напоминал округлую горку.

горка

  • Варенье было очень вкусное — представьте, что на верхней губе находятся остатки сгущенки или варенья, которые нужно слизнуть. Быстрым движением ребенок слизывает кончиком языка вкуснятину с верхней губы сверху вниз. Мама следит, чтобы нижние зубки не прикусывали язык.

вкусное варенье

  • Блинчик — кончик языка покоится на нижней губе, как блинчик на тарелке, рот приоткрыт.

блинчик

  • Грибок — начальное положение — как при упражнении “Лошадка”. Малышу нужно цокать, но гораздо медленнее. При этом язык распластывается по небу (это плоская шляпка грибка), а уздечка превращается в тонкую перегородку (ножка грибка). Это положение нужно зафиксировать.

грибок

  • Качели — ротик приоткрыт, язык поочередно нужно поднимать вверх, за верхние зубки, и опускать вниз — за нижний ряд зубов. Чтобы упростить задачу, мама или папа может при этом приговаривать “вверх-вниз”.

качели

  • Маляр — “красим” верхнее небо, работая языком, как малярной кистью (“красящие” движения должны быть вертикальными).

маляр

  • Чашечка — пусть карапуз попробуют высунуть язык, приподняв его кончик и края. Положение нужно зафиксировать на несколько секунд.

чашечка

  • Именинный торт — предложите ребенку задуть свечку на воображаемом торте. Губы сложены трубочкой, но щеки не надуваются, воздух выходит не рывками, а ровной струей.
  • Чистые зубки — ребенок по очереди “чистит” язычком изнутри верхние и нижние зубки.
  • Сдуй муху — вытянув язык (как в задании “Варенье”), нужно попытаться достать им кончик носа. Зафиксировав язык в максимально возможном вытянутом положении, малыш дует вверх. Воздух, проходя по такому желобу, должен попасть на кончик носа.
  • Ловим мышку — ротик слегка приоткрыт, наружу высунут только кончик языка — это мышиный хвостик. В таком положении ребенок говорит “а-а-а”. На третьем “а” зубками нужно легонько прикусить язычок — поймать мышонка за торчащий хвостик.
  • Работящий дятел — широко улыбаясь, малыш воспроизводит дробь “д-д-д”. Языком он касается основания верхних зубов. В этом упражнении нижняя челюсть не задействована, поэтому маме нужно следить, чтобы она не двигалась.

Все эти упражнения помогут малышу подготовить речевой аппарат к такой тонкой работе, как произношение “вредных” звуков [р], [л], [ж], [ш], [с], [з], [ц].

Рекомендации и советы

Маленькие детки 3-5 лет не отличаются усидчивостью и сосредоточенностью. Чтобы тренировки не превращались в пытку для обеих сторон, нужно учитывать некоторые нюансы:

  • заинтересовать малыша можно только личным примером. Занимайтесь вместе в удобное время. Дети любят соревноваться, предложите своему чаду игру “У кого лучше получится”;
  • показывайте ребенку, как нужно правильно делать упражнения. Чтобы карапуз мог оценить свой результат, заниматься лучше, сев вдвоем у настенного зеркала. Если такой возможности нет, дайте ребенку в руки небольшое зеркальце. Вам в этом случае придется сесть напротив него;
  • не переусердствуйте. Малыши не могут долго сидеть на одном месте, поэтому выполняйте за один подход 2-3 упражнения. В целом у вас должно уйти на это 5-10 минут, больше непоседа просто не высидит;
  • статические упражнения (те задания, где требуется удержать язык в оговоренном положении) нужно выполнять в течении 5-10 секунд;
  • на каждое задание выделяйте 5-6 повторов;
  • если малыш испытывает затруднение с каким-либо упражнением, посвятите сегодняшнее занятие только проблемному заданию.

Обязательно хвалите ребенка, отмечайте его достижения. Если что-то не получается с первого раза (или даже со второго), постарайтесь спокойно объяснить карапузу, что именно он делает неправильно. Утешьте кроху: “Посмотри, у меня тоже так не получается. Давай еще раз попробуем вместе”!

Не оттягивайте начало тренировок. Ребенку с невнятной речью тяжело общаться со сверстниками, находить общий язык. В результате он может избегать игр, сторониться общения.

Разве такого желают родители для своего ребенка? Напротив, малыш с правильной речью с малых лет будет активно принимать участие в детских забавах и легко адаптироваться в коллективе.

razvitie-vospitanie.ru


Смотрите также