Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика необычная


НЕОБЫЧНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА / Статьи — Родители детей

НЕОБЫЧНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок

Забыв про лень.

Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.)

Расстелил половичок

На крылечке язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)

Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,

Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра –

В гости к тетушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».)

Тетушка Щечка племянничка ждет,

Блинчики с маком к обеду печет.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»)

На лошадке, по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок.

А с горы стрелой несется:

Цок, цок, цок, цок, цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.)

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объеденье –

Ням-ням-ням-ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.)

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься язычку

«Блл, бллл!» - предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.)

Ну-ка, детки, с язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)

Дайте язычку дуду

И еще пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

(Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.)

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог!

(Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.)

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Брррр – брррр – бррррр….

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя-пя…

Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

(Е.С. Анищенкова)

roditelidetei.ru

Артикуляционная гимнастика - Страничка для родителей - Каталог статей

Артикуляционная гимнастика

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

 

bokalenkoa.my1.ru

Артикуляционная гимнастика | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ Подготовила учитель-логопед ДОУ №907 Мургина Е.Е.

Слайд 2

УЛЫБКА Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

Слайд 3

ЗАБОРЧИК Губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны. Удерживать на счет. Широка Нева-река, и улыбка широка. Зубки все мои видны — от краёв и до десны

Слайд 4

ОКОШКО (БЕГЕМОТ) Губы в улыбке, рот открыт, зубы видны. Удерживать на счет. Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.

Слайд 5

ТРУБОЧКА (ХОБОТОК) Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Удерживать на счет. Я слегка прикрою рот, губы – «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, к ак при долгом звуке: У – у – у …

Слайд 6

БУБЛИК Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать на счет .

Слайд 7

ЧЕРЕДОВАНИЕ (улыбка, трубочка, окно) Улыбается ребёнок, Хобот вытянул слонёнок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот

Слайд 8

БЛИНЧИК (ЛОПАТКА) Немного приоткрыть рот, в улыбке. Спокойно положить язык на нижнюю губу. Удержать на счет. Поперёк улыбки лёг Отдыхает язычок.

Слайд 9

ЛОПАТКА КАПАЕТ Немного приоткрыть рот, в улыбке. Спокойно положить язык на нижнюю губу. Кончик языка то поднимать вверх, то опускать вниз.

Слайд 10

ВЕТЕРОК ДУЕТ С ЛОПАТКИ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой

Слайд 11

МЕСИМ ТЕСТО Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя …

Слайд 12

НАКАЖЕМ ЯЗЫЧОК Положить широкий язык на нижнюю губу, продвигая его вперед и назад, прикусывать зубами. Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до корня я кусаю всё проворней.

Слайд 13

РАСЧЕСКА Улыбнуться Закусить язык зубами «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его. С волосами я дружу, их порядок привожу. Благодарна мне прическа, а зовут меня расческа.

Слайд 14

ЁЖИК (КАТУШКА) Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной - Ёжик добрый, а не злой.

Слайд 15

ЧАСИКИ Рот приоткрыт в улыбке. Кончиком языка дотрагиваться то до одного уголка рта, то до другого. Тик-так, тик-так. Все часы идут вот так!

Слайд 16

КАЧЕЛИ / качели за зубами 1.Рот открыт. Языком тянуться к верхним и нижним резцам. 2. Рот открыт. Языком тянуться к носу и подбородку.

Слайд 17

ЧИСТИМ ЗУБЫ (нижние и верхние) Рот открыт в улыбке. Провести кончиком языка по внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

Слайд 18

ПАРУС Широкий язык поднять вверх на альвеолы верхних зубов. Удерживать на счет.

Слайд 19

МОЛЯР Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Язык — как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.

Слайд 20

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Как будто варенье лежит на губе — Слижу побыстрее в ротик к себе.

Слайд 21

ГОРКА ( киска сердится) Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении на счет. Улыбаюсь, рот открыт — там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, горку нам изобразит.

Слайд 22

ВЕТЕР ДУЕТ С ГОРКИ С горки дует ветерок, И несёт он холодок.

Слайд 23

ЧАШЕЧКА Улыбнуться, открыть рот, немного выдвинуть язык вперед и приподнять кончик и края языка в виде чашечки. Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит. К зубкам подняты края — вот и «чашечка» моя

Слайд 24

ЛОШАДКА Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна. ЦОКАЙ ГРОМЧЕ ЯЗЫЧОК, ЧТОБ НИКТО ДОГНАТЬ НЕ МОГ.

Слайд 25

ГРИБОК Рот открыт верхнюю поверхность языка присосать к небу. Удерживать на счет.

Слайд 26

ГАРМОШКА Рот открыт. Язык присосать к небу. Удерживая язык в таком положении открывать и закрывать рот. Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз — У неё такой круиз.

Слайд 27

КУЧЕР Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.

nsportal.ru


Смотрите также