Артикуляционная гимнастика новиковой


Артикуляционная гимнастика для постановки соноров

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-Ль

1. Лягушка — хоботок На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». («Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. «Хоботок» - Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти

2. ЛопаточкаУлыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

3. Накажем непослушный язычокПоложить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

4. Вкусное вареньеУлыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

5. КачелиУлыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

6. ПароходПриоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необ­ходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

7. ИндюкПриоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

8. МалярУлыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. Чистим верхние зубыУлыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. Посчитай зубкиУлыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

11. Поймаем звук ЛУлыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-Рь

1. КачелиУлыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

2. МалярУлыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

3. Чистим верхние зубыУлыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.4. Посчитай зубкиУлыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

5. ЛошадкаУлыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6. Грибок Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

7. ГармошкаПоложение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

8. БарабанУлыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

9. КомарикУлыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук 3 (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

10. МоторчикОсновное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

polyanskaya-swetlana1.blogspot.com

Артикуляционная гимнастика - 20 Июня 2013

Деткам 2-3 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. 

Дети 4-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Занятия должны быть:

  •  регулярными. Как минимум, ежедневными, желательно проводиться 2-3 раза в день.
  •  недолгими. От 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем.
  •  проводиться перед зеркалом. На первых этапах работы, чтобы кроме тактильных ощущений был ещё и зрительный контроль.
  •  на 1 занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Иногда есть смысл провести несколько занятий без введения новых упражнений, для закрепления уже знакомых, но ещё сложных для ребенка действий.
  •  каждое упражнение повторять 5-7 раз. Но стоит внимательно следить за реакцией ребенка. Главное, чтобы сохранялся интерес к занятию.
  •  статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время задерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3 секунд.
  •  динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно. Темп постепенно можно увеличивать, но следить, чтобы правильность выполнения соблюдалась.
  •  все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
  •  если какое – то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, пальцем, ручкой чайной ложки.
  • сначала взрослый показывает упражнение-ребенок повторяет, делает синхронно с показывающим. 

logopeddoma.ru

Советы логопеда заботливым родителям. Артикуляционная гимнастика.

Уважаемые родители! Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: 1)     Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным. 2)     На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.3) 3)     Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. 4)     Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения. 5)     Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. 6)     Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня. 7)     Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10. Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать «Заборчик» - « Трубочка».

«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)» Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны. Одновременно надуть обе щеки. Одновременно втянуть обе щечки. Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой. «Покатай орешек» Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек». «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта.

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Кошечка лакает молоко»

Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

«Почистим верхние и нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи, и внутри). Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Я уверена, что наше сотрудничество окажется результативным!

lira156.blogspot.com