Артикуляционная гимнастика для малышей. Артикуляционная гимнастика окошко


Артикуляционная гимнастика для малышей.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Окошко "Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"
Чистим зубки "Чистим, зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто "Месим тесто"улыбнутьсяпошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка "Чашечка"улыбнутьсяшироко открыть ротвысунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка "Дудочка"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик "Заборчик"улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр "Маляр"губы в улыбкеприоткрыть роткончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
Грибочек "Грибочек"улыбнутьсяпоцокать языком, будто едешь на лошадкеприкососать широкий язык к нёбу
Киска "Киска"губы в улыбке, рот открыткончик языка упирается в нижние зубывыгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку "Поймаем мышку"губы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка "Лошадка"вытянуть губыприоткрыть ротпроцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит "Пароход гудит"губы в улыбкеоткрыть ротс напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Слоник пьёт "Слоник пьёт"вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника""набирать водичку", слегка при этом причмокивая
Индюки болтают "Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
Орешки "Орешки"рот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щекина щеках образуются твердые шарики - "орешки"
Качели "Качели"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхние зубыкончик языка за нижние зубы
Часики "Часики"улыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик "Блинчик"улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье "Вкусное варенье"улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Шарик "Шарик"надуть щёкисдуть щёки
Гармошка "Гармошка"улыбнутьсясделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабанщик "Барабанщик"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
"Парашютик"на кончик носа положить ваткушироким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
"Загнать мяч в ворота""вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Автор В.Н. Костыгина, канд. пед. наук

klubkom.net

Артикуляционные упражнения для развития правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика

как основа правильного произношения

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тре-нировать мышцы рук, ног, спины и т. д., зна­чит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляцион-ной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика помо­жет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого зву­копроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятель­ности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспи­тать у ребенка правильное произношения, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, поста-новкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Для занятий дома с родителями предлагается только артикуляцион­ная гимнастика, тем более что в раннем и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правиль­ного звукопроизношения.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего, если это сделает для вас логопед. Для неговорящих детей и детей с большим количест-вом дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуля­ционной гимнастики.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последователь-ность - идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выпол-няются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным вы­полнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качествен­но. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало мож­но убрать.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все уп­ражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научить­ся выполнять артикуля-ционную гимнастику.

Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выпол­нения необходим определен-ный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день: утром и во второй половине дня после прогулки. Будь­те терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается ка­кое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым(!) пальцем помогите поднять ре­бенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, напри­мер облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная де­ятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай пока­жем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хоро­шо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Лягушка

hello_html_m6dabb4b4.jpg

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану, и нисколько не устану.

hello_html_688e3cac.jpg

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком по­ложении па счет до пяти.

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

3. Лягушка - хоботок

hello_html_m69c1c17f.jpg

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

4. Окошко

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто

hello_html_2e5f042c.jpg

5. Лопаточка

hello_html_m6940599c.jpg

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

hello_html_m2dc7c1b4.jpg

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

7. Лопаточка - иголочка

На счет «раз-два» чередовать упражне­ния «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык иголочкой потом потянем тонким острием.

hello_html_m22305c6a.jpg

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка перево­дить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо..,

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

hello_html_m6a8de310.jpg

На качелях я качаюсь вверх — вниз, вверх — вниз. Я все

выше поднимаюсь, А потом — вниз.

10. Лошадка

hello_html_1ff873b1.jpg

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной,

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду, а соседки дома нет

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

(к основному комплексу артикуляционной гимнастики)

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик, Это рот. Чтобы Весе­лый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

hello_html_m424f41a7.jpg

Первая дверь - это губы. Давай откроем ее {упраж­нение «Лягушки»),

Вторая дверь - зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»).

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа (упражнение «Лопаточка»).

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удержи­вать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, высунулся на улицу (уп­ражнение «Иголочка»).

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода хоро­шая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошад­ку и захотелось ему на ней покатать­ся. Весело ему было скакать на ло­шадке (упражнение «Лошадка»).

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем и первую - губы (сом­кнуть губы).

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика

xn--c1accwpbh.od.ua

Окошко

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"

Окошко

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Чистим зубки

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Месим тесто

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Чашечка

Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Дудочка

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Заборчик

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Маляр

Грибочек

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

Грибочек

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Киска

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Поймаем мышку

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Лошадка

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Пароход гудит

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

 

пндюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

пндюки болтают

Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Орешки

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

Качели

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Часики

Блинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

Блинчик

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Вкусное варенье

Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

Шарик

Гармошка

  • улыбнуться
  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Гармошка

Барабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

Барабанщик

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Парашютик

Загнать мяч в ворота

  • "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Загнать мяч в ворота


Смотрите также