Планирование работы по артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 4-7 лет. Артикуляционная гимнастика планирование


Перспективный плоан по развитию артикуляционной гимнастики

hello_html_63c07b30.gif

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 1О

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет (сентябрь – май).

Учитель-логопед Зверева Л.А.

.

Комплекс/

Месяц

Название

Цель

Описание

Комплекс №1

(сентябрь)

«Жуём блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык

10-15 раз.

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от

1 до 5-10.

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

«Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Комплекс №2

(октябрь)

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

«Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

  • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

  • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Комплекс №3

(ноябрь)

«Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

цокает копытами»).

«Грибок»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

(уздечку).

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если

она укорочена.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

«Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Комплекс №4

(декабрь)

«Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы

вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка

будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

«Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

«Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

«Кружок»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по

5-6 кругов в одну и другую сторону.

Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Комплекс №5

(январь)

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт

от 1 до 5-10.

«Маятник»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

«Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

укреплять мускулатуру губ и щек.

Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

«Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;

  • пошлёпать губами середину языка;

  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

«Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

чашечки.

Комплекс №6

(февраль)

«Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

(«жало змейки»).

«Индюк»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

«Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

не разрушая «чашечку».

«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней

губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»

вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на

верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние

зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

«Фокус» («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

Комплекс №7

(март)

«Качели»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5

секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

«Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Белый-белый пароход.

отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»

( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук

«ы-ы-ы» («пароход гудит»).

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри

развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя

положения языка, покусать его края боковыми зубами

10 – 15 раз.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Комплекс №8

(апрель)

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это

очень нравится детям.

«Лопаточка»

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дуем на лопаточку»

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно

лежащего на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на

нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

«Горка» («мостик»)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт

от 1 до 5-10.

Комплекс №9

(май)

«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

«Мостик построим – мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны)

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

«Катушка»

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

infourok.ru

Планирование работы по артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 4-7 лет

Артикуляционная гимнастика.

  Качели.Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики

Игра "Капитаны".

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Качели»

 ЛягушкаУлыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Акулы.На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Лягушка»

  ХоботокГубы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

Игра "Водичка".

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Артикуляционная гимнастика.

 Лягушка – хоботокНа счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок». ОкошкоНа счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1.Трусливый птенчик.Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

www.prodlenka.org

Планирование на тему: "Артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика

1. Учимся правильно выполнять артикуляционные упражнения 

Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти), ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков.

Выполнять артикуляционные упражнения следует перед зеркалом: ребёнок должен визуально контролировать работу своих речевых органов.

Не бросайте работу даже если не всё будет получаться правильно. В каждом деле важны умения и навыки. А они приобретаются не сразу . На одно занятие с ребёнком в домашних условиях берите 2-3 упражнения . Продолжительность тренировки – до 15-20 минут. Начните с 5 минут и постепенно увеличивайте продолжительность занятий.

2. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-кисточка» 

Ребёнок должен войти в роль маляра. Его язык превращается в кисточку: во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя!

Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны.

Это упражнение динамическое

 3. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-барабанщик» 

Ребёнок знает, что барабан не зазвучит, пока по нему не ударить специальной барабанной палочкой? Теперь языку предстоит выполнять её роль: кончик языка стучит за верхними резцами по бугоркам-альвеолам: ды-ды-ды-ды-ды-…. (как можно дольше!). Очень часто сразу же после первого «ды» рот ребёнка закрывается… Этого не должно быть! Тем не менее, если это происходит, поставьте сбоку во рту, между коренными зубами, чисто вымытый палец ребёнка. Почему не палец родителя или педагога? Свой палец ребёнок точно не будет кусать, а вот чужой может изрядно пострадать…

 Это тоже динамическое упражнение.

 4. Упражнение для языка «Болтун-болботун» 

Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться.

Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широком-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его , произнося при этом: «пя-пя-пя-пя…». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна-болботуна! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «бл-бл-бл-бл- …».

У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

 5. Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»

Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!

Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.

infourok.ru

Планирование на тему: "Артикуляционная гимнастика" страница 3

В каждую сторону делается не менее пять круговых движений.

Упражнение динамиеское.

 13.Упражнение для языка и нижней челюсти «Грибок» 

А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго.

ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута.

Это упражнение всегда предваряет постановку звука [Р]. Пока оно не будет получаться идеально, - звука [р] – не будет!!!

 14. Упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик» 

Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны.

Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд).

Упражнение статическое.

  15. Упражнение для губ «Хоботок»

До этого мы изображали всё больше неодушевлённые предметы. А теперь предстоит изобразить слона, вернее, его хобот. Для этого надо   крепко сжать зубы, а губы вытянуть как можно дальше вперёд. Если у ребёнка это не будет получаться, подержите перед его губами конфету или чупа-чупс. Вот уж тогда его губы вытянутся по максимуму!

Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд).

Упражнение статическое. Но на растяжку.

Очень хорошо чередовать его с упражнением «Заборчик». Под счёт «раз-два». Упражнение тогда приобретает динамизм!

 16. Упражнение для губ  «Бутончик»

Зубы сжаты, губы вытянуты и сложены в виде бутончика цветка. Упражнение похоже на предыдущее ("Хоботок"), но губы более сжаты.

Удерживать это положение под счёт (не менее 10 секунд).

17. Упражнение для щёк и губ «Шарик» 

Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться».

Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы.

Упражнение как на артикуляцию, так и на дыхание.

 18. Упражнение для нижней челюсти и для губ «Расчёска» 

Двигаем нижней челюстью вперёд-назад, и как бы «причёсываем» верхнюю губку нижними резцами.

Делаем не менее 10 движений.

Упражнение динамическое, очень помогает при исправлении неправильного прикуса (прогении и прогнатии).

 19. Упражнение для губ и языка «Дудочка»

Язык сначала лежит на нижней губе (как в упражнении «Блинчик», затем – сворачивается в «трубочку». Губы при этом округляются и помогают языку свернуться. Проделать не менее 5 раз.

Не факт, что упражнение получится с первого раза. Но с сотой попытки точно должно получиться!

Упражнение динамическое и статическое одновременно: трубочку надо удерживать какое-то время. Высший пилотаж, - когда в эту трубочку ребёнок сможет ещё и подуть. Тогда это упражнение будет ещё и на дыхание.

 20. Упражнение для губ и нижней челюсти «Хомячок»

infourok.ru

Планирование на тему: "Артикуляционная гимнастика" страница 2

Это упражнение – статическое.

 6. Упражнение для языка «Вкусно!!!» 

Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.

Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.

Это упражнение ещё называется «Вкусное варенье», оно – динамическое.

 7. Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна»

Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него.

Вот сейчас – волна как раз «накатила». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении , убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Это упражнение - динамическое.

Если выполнить только первую часть упражнения, название его можно изменить на «Горочку», «Катушечку». В отличие от «Волны», эти упражнения - статические.

 8. Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль» 

Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое-то время спокойным язык ребёнка?

Рот открыт. Язык укладывается на дно ротовой полости и становится абсолютно неподвижным.

При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»!

Упражнение статическое.

 9.  Упражнение для языка  «Доберёмся до вершины!»

Для постановки звуков очень важна «растяжка» языка. Как её добиться? Постоянными тренировками!

Ребёнок растёт? Вот и язык должен «расти», вытягиваясь вверх, к носу. Трудно? Очень трудно! Губы каменеют, язык синеет… Но только так можно добраться до «вершины» (носа), пусть и не с первого, и даже не с сотого раза.

 Упражнение на «растяжку».

 10.Упражнение для языка «Маятник»

Язык-маятник отклонять то в одну, то в другую сторону (как показано на фотографиях слева и справа). Вот так и чередовать: «тик-так, тик-так, …». Тикают ходики на стене, движется узкий, длинный язычок им в такт: из стороны в сторону, дотрагиваясь кончиком то до правой, то до левой щёчки… Тренируется. Становится сильным и ловким.

Это упражнение ещё называется «Часики».

Упражнение динамическое, делается под счёт «раз-два, раз-два…»

 11. Упражнение для языка и нижней челюсти «Лиана» («Корешок») 

Тоже упражнение на растяжку.

Лиана (корешок) растёт, растёт, опускаясь всё ниже и ниже (до самого края подбородка!).

Вот как вытянулась (вытянулся)!!!

 12. Упражнение для языка и нижней челюсти «Карусель»

Что такое карусель, знает любой ребёнок! Кто ж на ней не катался!? Вот и язычок сейчас приобщится к этому интереснейшему занятию.

Кончик языка ставится на самый последний нижний коренной зуб и совершает во рту широкие круговые движения по верхушкам всех нижних зубов сначала в одну, а затем в другую сторону. Не правда ли, увлекательно?

infourok.ru

Планирование работы по артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 2-4 лет

Артикуляционная гимнастика.

  Качели.Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

Упражнения дыхательной гимнастики

Игра "Капитаны".

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Качели»

 ЛягушкаУлыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

«Ветер и листья»

Вдох, задержка, на выдохе продолжительно произносить звук Ф, раскачивая поднятыми руками.. Затем на одном выдохе произносить звук П (ступенчатый выдох), постепенно опуская руки вниз.

Артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнения «Лягушка»

  ХоботокГубы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

Упражнения дыхательной гимнастики

Игра "Водичка".

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Артикуляционная гимнастика.

 Лягушка – хоботокНа счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок». ОкошкоНа счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1.Трусливый птенчик.Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

www.prodlenka.org

Перспективное планирование и. картотека артикуляционной гимнастики. для детей второй. младшей группы

Транскрипт

1 Перспективное планирование и картотека артикуляционной гимнастики для детей второй младшей группы

2 Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Задачами артикуляционной гимнастики: учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения; формировать правильное произношение звуков; воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой. Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики: при выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным; на начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе; проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными; предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений необходимо показать, как правильно выполняется данное упражнение; Статистические упражнения выполняются под счёт. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка; артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

3 месяц содержание артикуляционные упражнения Сентябрь (1-2 неделя) Сентябрь (3-4 неделя) Октябрь (1-2 неделя) Октябрь (3-4 неделя) Ноябрь (1-2 неделя) комплекс «Овощи» 1 (приложение 1) комплекс «Овощи» 2 (приложение 2) Комплекс «Фрукты» 1 (приложение 3) Комплекс «Фрукты» 2 (приложение 4) Комплекс «Ягоды» 1 (приложение 5) «Улыбочка» «Трубочка» «Лопатка» «Широко открытый рот» «Втягивание щек» «Улыбочка» «Качели» «Широко открытый рот»» «Надувание щек» «Широко открытый рот» «Вдох открытым ртом» «Бублик» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Качели» «Улыбочка» «Часики» «Улыбочка» «Иголочка» «Движения языком в разные стороны»» дозировка

4 Ноябрь (3-4 неделя) Комплекс «Ягоды» 2 (приложение 6) «Чашечка» «Дятел» «Блинчик» «Конфетка» Декабрь (1-2 неделя) Комплекс «Зима» 1 (приложение 7) «Улыбочка» «Качели» «Окошко» «Пение гласного звука у» Декабрь (3-4 неделя) Комплекс «Зима» 1 (приложение 8) «Чашечка» «Вкусное варенье» «Лопатка» «Втягивание щек» Январь (2-4 неделю) Комплекс «Домашние птицы» (приложение 9) «Улыбочка» «Трубочка» «Надувание щек» «Индюк» «Качели» «Змейка» «Произнесение слога пи на выдохе» Февраль (1-4 неделю) Комплекс «Зимующие птицы» (приложение 10) «Качели»

5 «Стук зубами» «Трубочка» «Язык за верхние зубы» от 1до 5 «Лопатка» «Дятел» «Змейка» Март (1-2 неделя) Комплекс «Приключения зайки» 1 (приложение 11) «Улыбочка» «Чищу зубы» «Широко открытый рот» «Конфетка» «Качели» Март (3-4 неделя) Комплекс «Приключения зайки» 2 (приложение 12) «Улыбочка» «Хомяк» «Лошадка» «Чищу зубы» Апрель (1-2 неделя) Повторение комплекса «Ягоды» 1 (см приложения 5) «Часики» «Улыбочка» «Иголочка»

6 «Движения языком в разные стороны» Апрель (3-4 неделя) Повторение комплекса «Фрукты» 2 (см. приложения 4) «Чашечка» «Вкусное варенье» «Качели» «Улыбочка» Май (1-4неделя) Повторение комплекса «Домашние птицы» (см. приложения 9) «Улыбочка» «Трубочка» «Надувание щек» «Индюк» «Качели» «Змейка» «Произнесение слога пи на выдохе»

7 Приложение 1 Комплекс «Овощи» 1 Жил на свете бегемот, Широко открывши рот, Он ходил в свой огород, Улыбался во весь рот. Брал лопатку в руки И копал без скуки. Вот зелёный удалец Это вкусный огурец, Здесь не рыжая плутовка, Это тонкая морковка. «широко открытый рот» «улыбочка» «лопаточка» «трубочка» «втягивание щек» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Трубочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время. 3. Лопатка Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении. 4. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении.

8 5. Втягивание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед (). Комплекс «Овощи» 2 Приложение 2 Жил на свете бегемот, Широко открывши рот, Он ходил в свой огород, Улыбался во весь рот. Вверх вниз, вверх- вниз Наклонялся наш малыш. Здесь пузатый кабачок Солнцу показал бочок. Надо овощи сажать, Чтоб здоровым, сильным стать. «широко открытый рот» «улыбочка» «качели» «надувание щек» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Качели. Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам (3-4 раза). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными 3. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении.

9 4. Надувание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Надувание обеих щек одновременно (). Приложение 3 Комплекс «Фрукты» 1 На лесной опушке Жил енот в избушке. Утром рано он вставал Окна, двери открывал, Свежий воздух запускал. «широко открытый рот» «выдох открытым ртом» Отправлялся в сад он, ух ты, Собирал себе он фрукты. Вот на ветке висит груша, «бублик» Съест её мышонок Луша. Сливы много мы нарвём, В чашку все мы их кладем. Дома сварим мы варенье «чашечка» «вкусное варенье» Завтра ждёт всех веселье. 1. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении. 2. Выдох открытым ртом Цель: выработать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха. Сделать глубокий вдох через нос, а выдох через рот (медленно) ().

10 3. Бублик Цель: укреплять круговую мышцу рта. Рот открыт. Губы принимают положение, как при произнесении звука о. В таком положении язык удержать. 4.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 5.Вкусное варенье Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (). Приложение 4 Комплекс «Фрукты» 2 На лесной опушке Жил енот в избушке. Часто он ходил в свой сад. Сливы там нарвал он много В чашку их он положил. Дома варенье сварил. «чашечка» «вкусное варенье» Завтра ждёт всех веселье. Будем чай с вареньем пить, На качелях все качаться Урожаю улыбаться! «качели» «улыбочка»

11 1.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 2. Вкусное варенье Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (). 3. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 4. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении.

12 Приложение 5 Комплекс «Ягоды» 1 Наш весёлый язычок, Повернулся на бочок, «часики» На другой он повернулся, Рано с солнышком проснулся. Широко он улыбнулся, Вверх сильнее потянулся. «улыбочка» «иголочка» В лес гулять скорей пошёл И на ягоду набрёл. Здесь малина и клубника, «движение языка в разные стороны» Здесь калина, ежевика, Здесь рябина и морошка, И брусники есть немножко. 1.Часики Цель: развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна. Язык высунут. Делать хаотичные движения языком вправо-влево (). 2. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении.

13 3. Иголочка Цель: выработать умение делать язык узким и удерживать его в определенном положении. Рот открыт. Узкий, напряженный язык высунут вперед, и удерживать в таком положении подсчет. 4. Движение языка в разные стороны Цель: развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна. Язык высунут. Делать хаотичные движения языком вправо-влево (). Приложение 6 Комплекс «Ягоды» 2 Наш весёлый язычок, В лес гулять скорей пошёл И на ягоду набрёл. Язычок набрал в лукошко «чашечка» И малины, и морошки. В гости дятла он позвал «дятел» И лягушку приглашал Язычок блинов нажарил «блинчик» И варенья наварил Как поели, домой отправил И конфеткой угостил. «конфетка»

14 1.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 2. Дятел Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук д (). 3. Блинчик Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении от 1до Конфетка Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Рот закрыт. Язык напряжен. Кончиком языка ударять поочередно в обе щеки (3-4 раза).

15 Приложение 7 Комплекс «Зима» 1 Утром заинька проснулся, Потянулся, улыбнулся Про зарядку не забыл, Окна широко открыл. «улыбка» «качели» «окошко» Посмотрел он за окно На земле белым-бело Вьюга воет и метёт Ёлкам песенки поёт. «пение гласного звука у» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 3. Окошко Цель: развивать подвижность нижней челюсти. Рот открыт. Губы в улыбке. Открывать и закрывать рот в определенном темпе ().

16 4. Пение гласного звука у Цель: вырабатывать умение управлять языком. Рот открыт. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, добавить голос (произнесение гласного звука у) (3-4раза). Утром заинька проснулся, Комплекс «Зима» 2 Приложение 8 чашечку достал. Чай с вареньем выпивал. «чашечка» «вкусное варенье» И во двор собрался быстро Всё лопаткой чистил чисто. «лопаточка» А потом он шёл гулять, Всех животных навещать. Там в берлоге много храпу, Мишка спит, сосёт он лапу «втягивание щек» Навестил своих друзей И домой бежит скорей.

17 1.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 2.Вкусное варенье Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (). 3. Лопаточка Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении от 1до Втягивание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед ().

18 Приложение 9 Комплекс «Домашние птицы» Утром солнышко проснулось, Широко нам улыбнулось. «улыбочка» «Птичий двор, пора вставать, Надо зёрна поклевать». Вот идёт надутый гусь, «трубочка» «надувание щек» Он драчливый, я боюсь. Он щипает клювом пятки Убегайте без оглядки. Это наш большой индюк «индюк» Клюв его похож на крюк, Громко песни он поёт, Утром спать мне не даёт. На качель взлетел цыплёнок, «качели» Он хорошенький с пелёнок, Громко песенки поёт, Червячка от мамы ждёт. «произнесение слога пи на выдохе» «змейка» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении.

19 2. Трубочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время. 3. Надувание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Надувание обеих щек одновременно (). 4. Индюк Цель: выработать подъем языка и подвижность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл (). 5. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 6. Произнесение слога на выдохе Цель: вырабатывать плавную воздушную струю. Сделать глубокий вдох через нос, а выдох через рот, довить голос ( пение слога пи, медленно) (). 7. Змейка Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность. Рот приоткрыт. Язык лежит на нижней губе. Движения языком вперёд - изо рта, затем обратно в рот ().

20 Приложение 10 Комплекс «Зимующие птицы» Вот синичка прилетела, «качели» И на веточку присела. Чистит пёрышки с утра «стук зубами» Не страшны ей холода. Это что за птица К нам в окно стучится. И на крышу дома Медленно садится. Вдалеке стучится дятел «трубочка» «язык за верхние зубы» «лопаточка» «дятел» Д-д-д по дереву. Он сегодня весел Червячки нашлись ему. «змейка» 1. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 2. Стук зубами Цель: укрепить круговую мышцу рта. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать верхними и нижними зубами одновременно ().

21 3. Трубочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время. 4. Язык за верхние зубы Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднять кончик языка к удерживать в таком положении от 1до 5. верхним зубам, 5. Лопатка Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении от 1до Дятел Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук д (). 7. Змейка Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность. Рот приоткрыт. Язык лежит на нижней губе. Движения языком вперёд - изо рта, затем обратно в рот ().

22 Приложение 11 Жил на свете серый зайка Всем кричал: «Со мной играй-ка» Комплекс «Приключения зайки» 1 Утром рано просыпался, Чисто - чисто умывался. Открывал на окнах шторку, Делал влажную уборку. Про зарядку не забыл. «улыбочка» «чищу зубы» «широко открытый рот» «конфетка» «качели» Грызть морковку приступил. 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Чищу зубы Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз (). 3. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении.

23 4. Конфетка Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Рот закрыт. Язык напряжен. Кончиком языка ударять поочередно в обе щеки (3-4 раза). 5. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). Жил на свете серый зайка Всем кричал: «Со мной играй-ка». Комплекс «Приключения зайки» 2 Приложение 12 Утром рано просыпался, Чисто - чисто умывался.. «улыбочка» «чищу зубы» В лес отправился скорей. Встретил много там друзей. У пруда сидит лягушка Села на язык ей мушка. Вот хомяк спешит домой «хомяк» Набил щёки он едой. Вот олень с рогами, Цок, цок, цок ногами. «лошадка» Он спешит, бежит рысцой. И скорей, скорей домой.

24 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Чищу зубы Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз (). 3. Хомяк Цель: развитие речедвигательного аппарата. Рот закрыт. Надувание обеих щек одновременно, изображая жевательные действия (). 4. Лошадка Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать ().

docplayer.ru