Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей.. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика методические рекоменда. Тема Осень Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью. Артикуляционная гимнастика пожиленко


Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика

dic.academic.ru

Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастикаБез артикуляционной гимнастики не проходит ни одна встреча с логопедом После каждого занятия логопед обязательно просит родителей позаниматься с малышом дома Забавные стихи помогут тем, кто лучше… — Литера, (формат: 70x90/16, 92 стр.) Моя мама-логопед Подробнее...2016331бумажная книга
Крупенчук О.И.Артикуляционная гимнастикаБез артикуляционной гимнастики не проходит ни одна встреча с логопедом. После каждого занятия логопед обязательно просит родителей позаниматься с малышом дома. Забавные стихи помогут тем, кто лучше… — Литера, (формат: 70x90/16, 92 стр.) Моя мама - логопед! Подробнее...2016353бумажная книга
Воробьева И., Крупенчук О.Артикуляционная гимнастикаДорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Его речь малопонятна для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает? Ошибочно… — Литера ИД, (формат: Мягкая бумажная, стр.) Подробнее...2016355бумажная книга
Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастикаБез артикуляционной гимнастики не проходит ни одна встреча с логопедом. После каждого занятия логопед обязательно просит родителей позаниматься с малышом дома. Забавные стихи помогут тем, кто лучше… — ЛИТЕРА, (формат: Мягкая бумажная, стр.) Моя мама - логопед! Подробнее... 2016296бумажная книга
Е. А. ПожиленкоАртикуляционная гимнастикаВ настоящей книге вниманию педагогов и родителей в рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционноймоторики, тонких движений пальцев… — КАРО, (формат: 70x90/16, 92 стр.) Популярная логопедия Подробнее...2009231бумажная книга
Воробьева, Татьяна Анатольевна, Крупенчук, Ольга ИгоревнаАртикуляционная гимнастикаС артикуляционной гимнастики начинается работа по улучшению звукопроизношения у ребенка. Прежде чем поставить звук, нужно подготовить артикуляционные органы. Какправило, знакомит с такой «зарядкой… — Литера, (формат: 108.00mm x 200.00mm x 8.00mm, 96 стр.) моя мама-логопед Подробнее...2016337бумажная книга
Бушлякова Р.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнениеАртикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и… — Детство-Пресс, (формат: Твердая глянцевая, 240 стр.) Подробнее...2011359бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителейАртикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. В пособии предложены эффективные упражнения для укрепления мышц артикуляционного… — Гном, (формат: Мягкая бумажная, стр.) В помощь логопеду Подробнее... 201464бумажная книга
И. А. ВолошинаАртикуляционная гимнастика для девочекНаглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Для того чтобы повысить интерес девочек к… — Детство-Пресс, (формат: 70x100/16, 32 стр.) Подробнее...2011166бумажная книга
Т. А. КуликовскаяАртикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителейВ пособии предложены эффективные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Упражнения сопровождаются иллюстрациями и стихотворным текстом. Адресовано логопедам, воспитателям… — ГНОМ, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Подробнее...201456бумажная книга
Пожиленко Е.А.Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возрастаВ настоящей книге вниманию педагогов и родителей в рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционноймоторики, тонких движений пальцев… — Каро, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Популярная логопедия Подробнее...2009277бумажная книга
Волошина И.А.Артикуляционная гимнастика для мальчиковНаглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Для того, чтобы повысить интерес мальчиков к… — Детство-Пресс, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Советы специалистов родителям. Коротко и доступно Подробнее...2017209бумажная книга
Волошина И.А.Артикуляционная гимнастика для девочекНаглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Для того чтобы повысить интерес девочек к… — Детство-Пресс, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Коррекционная педагогика Подробнее... 2018224бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном и Д, (формат: 60x90/16, 64 стр.) Практическая логопедия Подробнее...201773бумажная книга
Куликовская Татьяна АнатольевнаАртикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Пособие для логопедов, воспитателей и родителейЭто пособие познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять несколько комплексов… — Гном, (формат: 60x90/16, 64 стр.) В помощь логопеду Подробнее...201687бумажная книга

Тема «Части тела» - Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика методические рекомендации по развитию моторики, дыхания...

С этим файлом связано 40752 файл(ов). Среди них: и ещё 40742 файл(а).Показать все связанные файлыТема «Части тела»

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается

Братец, принеси дрова!

Заболела голова!

Средний, ты наколешь дров?

Я сегодня не здоров!

Ну, а ты натопишь печку?

Ох, болит мое сердечко!

Ты, меньшой, свари обед!

У меня силенок нет!

Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

— Мы уже здоровы!

И. ЛопухинаПравая и левая

Водят поезда,

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать.

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь.

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле. О. Дриз

* * *

Ну-ка, братцы,

За работу!

Покажи свою охоту!

Тебе, большой, дрова рубить.

Тебе, указательный, печку топить.

Среднему — воду носить.

Безымянному — кашу варить.

Ты, мизинчик-малышок,

Вымой глиняный горшок.2. Мимические упражнения

Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.

Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.

Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.

Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.

Закрывать по очереди глаза: «Спи, глазок, спи, другой. Засыпай, правый глаз. Засыпай, левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!»

3. Упражнения для мышц шеи Огорченная мама. «Может, в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?»

Прижать ладони к ушам и наклонять голову в разные стороны, преодолевая сопротивление рук и произнося «Ай-ай-ай!»

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Жуем ириски. Жевательная резинка. Имитация жевания.5. Упражнения для щек и губ

Малыш, сосет соску. Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение

Толстячки — худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки. Надуваем шар или мыльный пузырь. Вытягивать губы узкой воронкой. Веселый Буратино. Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение. Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.6. Упражнения для языка

Пробуем вкусное варенье. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу.

Чистим зубы. Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.

Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.

Язык отдыхает на кровати. Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости.7. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции

Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а».

Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)

Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»8. Речевая зарядка

Нос, умойся!

Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь, смывайся!

Э. Мошковская

9. Психогимнастика. Пластические этюдыОсторожные дети. Показать, какими осторожными вы бываете в лесу, боясь напугать лесных обитателей.

Вдруг услышали медвежьи шаги, испугались. Оказалось — это зайчик пробежал. Показать: вы смелые, бесстрашные, никого не боитесь

Вы долго ходили по лесу, устали, измучились, проголодались. Поели земляники — стали бодрыми, радостными.

Образные перевоплощения

Изобразить человека, который несет тяжелый груз.

Показать: великан ходит среди лилипутов, лилипут среди великанов.

Изобразить охоту первобытных людей на мамонта.

Тема «Семья»

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста стихотворения и потешки.

Дружная семья

Кто-то делает вот так — Рубит дерево вот так: Тук-тики, Тук-тики, Так!

Кто-то делает вот так —

Молотком стучит вот так:

Дзинь-тики,

Дзинь-тики,

Так!

Кто-то делает вот так —

Тесто шлепает вот так:

Шлеп-тики,

Шлеп-тики,

Так!Кто-то делает вот так:

Топ-тики,

Топ-тики.

Лбом о столик:

Тук-тики.Чашку на пол: Дзинь-тики. Возле стенки: Шлеп-тики. Так! В. ОрловЭтот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

2. Мимические упражнения

Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).

Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.

«Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.

Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.

Жуем орехи. Имитация жевания.

5. Упражнения для щек и губ

Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.

Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».6. Упражнения для языка

Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».Игра «Я — не я». Улыбнуться, опустить кончик языка на нижние зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье», «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. Дети отвечают: «Я!» или «Не я!».

Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.

Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.7. Развитие речевого дыхания и голоса

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».

8. Речевая зарядка

Произносить предложение «Мама, папа (брат) и я (вдох) – вот и вся моя семья!Футбол

Сказала тетя:

  • Фи, футбол! Сказала мама:
  • Фу, футбол! Сестра сказала
  • Ну, футбол! А я ответил:
  • Во, футбол!
Г. Сапгир

9. Психогимнастика. Пластические этюды

Изобразить: мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.

Показать: мама, папа, бабушка, дедушка и сестра выполняют какую-либо домашнюю работу.

  1. Развитие мелкой моторики
Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком. Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом — для Саши, Этот дом — для Даши, Этот — для Наташи.Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

Пальчики-строители

вы — строители,

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,

Этот воду туда добавляет,

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит, получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур.

Он выровнял стенку.

Маляр постарался — покрасил панели.

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ —

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!2. Мимические упражнения

Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.

Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.

Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»

3. Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Работающий экскаватор. Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать ее назад.

Работающий бульдозер. Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед.

5. Упражнения для губ и щекКотлован. Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.

Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал. «Оскал» с закрыванием и раскрыванием рта.

Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.

Чередование позиций: «оскал» — «трубочка» — «воронка».

6. Упражнение для языка

Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Красим потолок. Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.

Ковш экскаватора.

Укладываем полы. Распластать язык на дне ротовой полости.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

8. Речевая гимнастика

Прочитать чистоговорку «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» от лица Мишки, Зайчика, Лисы и других зверушек.9. Психогимнастика. Пластические этюды

Образно-пластическое творчество детей

Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.

Угадайте, что я делаю. Один ребенок показывает действия строителей, а другие — угадывают.

Образные перевоплощения и оживление предметов

Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты. Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.

Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

Тема «Домашние птицы»

  1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения. Ритмично соединять сначала большой и сложенные вместе средний и указательный пальцы, а затем большой и указательный, соединять и разъединять все пальцы, изображая хвост индюка.Сколько было утят в стае?

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться.

Порезвиться, поплескаться.

Первый среди них — вожак.

Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»

У трех других утят

Спинки желтые блестят.

А последний поотстал.Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Еще двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Г. Утробин

Гусь

(Кумыкская народная песенка) Где ладошка? Тут? Тут.

На ладошке пруд? Пруд.

Палец большой —

Это гусь молодой.

Указательный — поймал.

Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда — в живот!

Вот!

Перевод Н. Гребнева

Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда: «Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора:

«Бал-бал-бал! Балды-балды!»

Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

  1. Мимические упражнения
Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать.

Петух готовится петь. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.3. Упражнения для мышц шеи

Цыплята пьют водичку. Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.

Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали. Вытягивать вперед шею, а затем возвращать в исходную позицию.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.5. Упражнения для губ и щек

Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.Упражнения для языка

Клювы домашних птиц. Показать, какой острый клюв у петуха, сой широкий клюв у селезня и гуся.

Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке.

Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л.

Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить:л-бл-бл-бл-бл».Развитие речевого дыхания и голоса

Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на юм выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыпля-«Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка:«Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»Речевая зарядка

Цыпленок

Не хочу один клеваться! Пусть скорей приходят братья!

  • Где ж они?
  • Под старой липой!
  • Как зовут их?
  • Цыпа-цыпа!
Т. ВиеруПсихогимнастика. Пластические этюды

Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.

Уточка пропускает водичку через клюв. Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.

Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы.Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.

перейти в каталог файлов

metodich.ru

Тема «Транспорт» - Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика методические рекомендации по развитию моторики, дыхания...

С этим файлом связано 40752 файл(ов). Среди них: и ещё 40742 файл(а).Показать все связанные файлыТема «Транспорт»
  1. Развитие мелкой моторики
По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики

***

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим — поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим — сядем мы в такси.

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец с топырены — это крылья.

Самолет

Летит самолет высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг...

Ему самолет и товарищ, и друг!

На взлетную полосу сел самолет,

Вперед побежал — и закончен полет.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

Перевод с немецкого О. Асписовой

  1. Мимические упражнения
Представить: вы едете в переполненном автобусе. Выразить свое состояние: вам неприятно, тяжело. Показать: вы чувствуете неловкость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира.

Изобразить внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и сосредоточенного пилота воздушного судна.

  1. Упражнения для мышц шеи

Игровое упражнение. Шофер делает гимнастику для шеи.

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.
  1. Упражнения для щек и губ
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.6. Упражнения для языка

Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Гудит пароход. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттяну назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

Вагон на рельсах. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

  1. Речевая зарядка
Чтение загадки от лица грустного, веселого и озабоченного пассажиров.

Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (Троллейбус)

Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.

* * *

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет.

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: У-у-у! И. ТокмаковаИмитация езды на самокате.

Самокат, самокат,

Самокату очень рад.

Сам качу, сам качу

Самокат куда хочу.

  1. Психогимнастика. Пластические этюды
Обыгрывание ситуации

Рыбаки.Изобразить действия моряков. Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребет к берегу.

Имитация езды на велосипеде и мотоцикле. Представить и показать: вы едете на велосипеде или мотоцикле.Угадайте, что я делаю. Один ребенок показывает какое-либо действие, например: заливает в бак бензин, прикручивает колесо, заводит машину, крутит руль и т. д. Другие угадывают, что он делает, а затем повторяют его действия.Образные перевоплощения

Изобразить автобус, переполненный людьми; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет.

Тема «Бытовая техника и инструменты»

  1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем.

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

  1. Мимические упражнения
Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы радуетесь покупке компьютера или видеоприставки, огорчились из-за неисправности телевизора.

Изобразить яблоко и апельсин в соковыжималке, кофе в кофемолке.

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)

Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».

4. Упражнения для щек и губ

Гибкий шланг пылесоса. Опустить уголки рта. Возвратить в исходную позицию. Поднять уголки рта вверх.

Работающий пылесос. Вращать губы «хоботком» вверх, влево, вниз, вправо.

Фотограф смотрит в объектив. Поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаз.

5. Упражнения для языка

Гладим белье. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба.

Производить движения кончиком языка по твердому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.

Язычок- массажер. Производить круговые движения языком между зубами и губами сначала в правую, а затем в левую сторону.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».

  1. Речевая зарядка
Произносить чистоговорку от лица персонажей сказки «Теремок Мышки (тоненьким голоском), Медведя (низким голосом) и др.

Фон-фон-фон, зазвонил наш телефон.

Чтение стихотворения по ролям.

Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу! А. Масленникова

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Образные перевоплощения

Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.

Действия с воображаемыми предметами

Представить и изобразить: вы чистите ковер пылесосом, взбиваете яичные белки для торта миксером, ходите по комнате в наушниках и слушаете приятную музыку.

Тема «Весна»

  1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают. Т.Ткаченко

  1. Мимические упражнения
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

Медведь в берлоге. Пригрело солнышко, снег растаял, и в попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

  1. Упражнения для мышц шеи
Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую гласных: «А-э-и-о-у».

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

  • Весна, где ты зимой была?
  • Я в речке зиму провела,
  • Мы с речкою проснулись И к вам в село вернулись.
Гляди, набухли почки,

Проклюнулись листочки, Пичуги прилетели И на ветвях запели.

И долгожданное тепло К тебе, к нему, ко всем пришло. Ю.Саакян

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить звер

встречающих весну: из норки вылез ежик, просыпается барсук и медведь, радуются зайчик и белочка. Представить себя говорливым ручьем, печальным с снеговиком, плачущей сосулькой, пробивающимся из-под снега подснежником.Действия с воображаемыми предметами

Изобразите, как вы готовитесь к прилету скворцов: распиливаете доски, сколачиваете скворечник, прикрепляете его к дереву. Покажите: вы радуетесь прилету птиц.

***

Предложенные комплексы артикуляционной гимнастики да как образцы. Каждый логопед на их основе может составить свои которые соответствуют уровню развития детей.Тема «Одежда»

  1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.В понедельник я кроила,

А во вторник — платье шила.

В среду — фартук вышивала,

А в четверг — белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.В огороде уйма дел. И спешат четыре шляпы Лук полоть, картошку тяпать. Вот пришли, передохнули. Разом тяпками взмахнули. Вскоре каждая из шляп Стала тяпать: Тяп-тяп-тяп!

В. Кудрявцева

Три Катюшки

В деревушке

Три Катюшки

Ляпы-тяпы

По дороге в Тяпы-Ляпы Шли гуськом четыре шляпы. Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром. Шляпу с кисточкою синей Звали бабушкой Аксиньей. Шляпу с красной ленточкой Звали внучкой Леночкой. Ну а шляпу с козырьком Звали внуком Игорьком. Тяпы-Ляпы — это дача. Есть у шляп одна задача: Дождик ночью прошумел,Взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет.

Сшили дедушке жилет.

А девчонкам и мальчишкам —

Всем Андрюшкам и Наташкам —

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.

А. Стройло

2. Мимические упражнения

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.

3. Упражнения для мышц шеи

Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

5. Упражнения для губ

Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-

Зольшие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

6. Упражнения для языка

Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо эта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положе-1ия «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

7. Развитие дыхания и голоса.

Развитие переключаемости органов артикуляции

Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

8. Речевая зарядка.Развитие интонационной выразительности речи

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

  • Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,
  • В свой домишко не попал! Маша варежку сняла
  • Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь.
  • Здравствуй, пальчик, Как живешь?
Н. Саконская

9. Психогимнастика

Оживление предметов

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка — мышонок. Каковы будут ваши действия?

Тема «Посуда, пища»1. Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.

* * *

К Жене гости прибежали.

Все друг другу руки жали.

  • Здравствуй, Жора!
  • Здравствуй, Жанна!
  • Рад, Сережа!
  • Рад, Снежана!
—Не хотите ль пирожок?

—Может коржика кусок?

Иль рожок?

Вот драже вам на ладошку,

Все берите понемножку.

С ручек все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки.

Е. КарельскаяМышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

И.Лопухина

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали.

Н. Нищева

2. Мимические упражнения

Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.

Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К.Чуковского.

Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.3. Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

5. Упражнения для щек и губ

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

5. Упражнения для языка

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка» глубже?

Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Чашка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».

Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть нижнюю десну.

Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» зык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Пьем коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой воронкой ». (Выдох.)

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»8. Речевая зарядка

Проговаривание загадки и чистоговорки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. —

Пейте чай, вода вскипела! (Самовар)

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

  1. Психогимнастика. Пластические этюды
Имитация действий

Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Пластический этюд

Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.

Пельмени

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко.

Размешаю тесто ложкой.

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье —

Вылеплю я сто пельменей!

И. Лопухина

перейти в каталог файлов

metodich.ru


Смотрите также