Артикуляционная гимнастика (основные упражнения для язычка). Артикуляционная гимнастика пулемет


Артикуляционная гимнастика

1.«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

2.«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой произносить длительно звук [У] без участия голоса (зубы сомкнуты).

3.«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

4.«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

5.«Часики». Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.

6.«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

7.«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

8. «Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз.

9.«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх, к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

10.«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз.

11.«Шар лопнул». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звук [С] (должен получиться звук, напоминающий шипение выходящего воздуха).

12.«Иголочка». Губы в положении «Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.

13.«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).

14. «Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук [Ы], не смыкая зубов.

15. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

16.«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

17.«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

18.«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

19.«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).

20.«Накажем язычок». Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

21.«Ослик». Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произнести сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

22.«Чашечка». Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки.

23.«Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

 

Правила проведения гимнастики

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения строго индивидуальна как для каждого данного ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. В дальнейшем взрослый доводит количество повторений до 15-20. Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, ребенок должен видеть лицо взрослого и свое лицо. Лицо должно быть хорошо освещено.

 

Упражнения для выработки звуков С,З,Ц

№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 10, 20, 21

Упражнения для выработки звуков Ш,Ж,Щ,Ч

№ 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 16, 20, 22

Упражнения для выработки звука Л

№ 1, 2, 4, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 20, 23

Упражнения для выработки звука Р

№ 1, 2, 4, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 23

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией. Каждое упражнение нужно делать 8—16 раз. Артикуляционная гимнастика для губ 1. Упражнение Улыбка На счет раз — губы вытянуть как для поцелуя. На счет два — растянуть в улыбку, не обнажая зубов. 2. Упражнение Уголки Собрать губы в пятачок (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя). На счет раз — пятачок двигается вправо. На счет два — пятачок двигается влево, т.е. пятачок стремится то к правому, то к левому уголкам губ. 3. Упражнение Вертикаль На счет раз — пятачок двигается вверх, к носу. На счет два — пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. пятачок совершает движения по вертикали. 4. Упражнение Крест На счет раз — пятачок двигается вверх. На счет два — пятачок двигается вниз. На счет три — пятачок двигается влево. На счет четыре — пятачок двигается вправо. 5. Упражнение Круги Собрать губы в пятачок и делать пятачком круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы. 6. Упражнение Шторки На счет раз — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы. На счет два — губа возвращается на место. На счет три — нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счет четыре — губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе. 7. Упражнение Почесывание На счет раз — нижние зубы почесывают верхнюю губу. На счет два — верхние зубы почесывают нижнюю губу. Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ. 8. Упражнение Жвачка На счет раз — губы вытягиваются вперед. На счет два — растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание. 9. Упражнение Вибрация Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у. На каждый счет — выдох с вибрацией. Артикуляционная гимнастика для языка Упражнения помогут вам выработать полноценные движения языка, необходимые для правильного произношения звуков. 1. Упражнение Часовая стрелка Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти разомкнуты. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны. Вращать языком за губами против часовой стрелки. 2. Упражнение Жало Узкий язык высунуть как можно дальше изо рта. Кончик языка должен быть острым. На счет раз — острым языком ужалить противника. На счет два — язык убрать в глубь рта. 3. Упражнение Шпага Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка уколоть щеку с внутренней стороны. На счет раз — укол в правую Щеку. На счет два — укол в левую щеку. 4. Упражнение Чашечка Рот раскрыть. Широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать язык в таком положении 8-10 секунд и убрать в рот. На счет раз — высунуть язык, загнув кверху. На счет два — убрать, расслабив. 5. Упражнение Качели Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. На счет раз — язык тянется к носу. На счет два — язык тянется к подбородку. 6. Упражнение Горка Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык (или спинку языка) выкатывать вперед горкой и убирать в глубь рта. На счет раз — спинка языка выкатывается. На счет два — спинка языка убирается назад. Рот открыт и зафиксирован в одном положении. 7. Упражнение Цоканье Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку. Поцокать, убыстряя темп. 8. Упражнение Поглаживание Рот приоткрыт. Язык начинает поглаживающее движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому нёбу и, загибаясь вовнутрь, гладит мягкое нёбо. Возвращается по нёбу к зубам. На счет раз — язык двигается от зубов к мягкому нёбу. На счет два — язык двигается от мягкого нёба к зубам. Упражнение способствует хорошей растяжке подъязычной связки. 9. Упражнение Пулемет Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Строчить языком как из пулемета со звуками т-т-т-т-т-т, затем со звуками д-д-д-д-д-д. Освобождение челюстей от зажима Нижняя челюсть прикрепляется к верхней челюсти очень сильными мышцами. Эти мышцы находятся около ушей, и их движение можно проконтролировать с помощью указательных пальцев. Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе говорения. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, то человек говорит сквозь зубы, как будто цедит слова, и производит неприятное впечатление на собеседников. Чтобы освободить нижнюю челюсть от зажимов, полезно делать следующие упражнения: 1. Упражнение Ямки Мягко опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока указательные пальцы рук не ощутят околоушные впадины или ямки, которые образуются перед козелком (небольшим отростком, находящимся перед входом в ухо). При хорошем расслаблении мышц пальцы легко попадают в ямки. На счет раз — медленно опускать челюсть, погружая кончики указательных пальцев в образовавшиеся ямки. На счет два — поднять челюсть, убрав указательные пальцы из ямок. 2. Упражнение Ленивый алфавит Мягко, лениво опускать нижнюю челюсть, контролируя указательными пальцами появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в алфавитном порядке с добавлением гласного а. Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко. Ба-а-а Жа-а-а Ма-а-а Са-а-а Ца-а-а Ва-а-а За-а-а На-а-а Та-а-а Ча-а-а Га-а-а Ка-а-а Па-а-а Фа-а-а Ша-а-а Да-а-а Ла-а-а Ра-а-а Ха-а-а Ща-а-а 3. Упражнение Кивающая голова Мягко наклоняем голову вперед. Пальцы рук сплетены за головой, ладони обхватывают шею сзади. Медленно откидывая голову назад, расцепляем пальцы и поглаживающим движением задней и боковых частей шеи снимаем руки. Затем — кивок вперед. При каждом откидывании головы назад произносим звуки ленивого алфавита: Ба-о, Ва-о, Га-о, Да-о, Жа-о, За-о, Ка-о, Ла-о, Ма-о, На-о, Па-о, Ра-о, Са-о, Та-о, Фа-о, Ха-о, Ца-о, Ча-о, Ша-о, Ща-о Упражнение снимает зажимы с затылочных мышц и мышц, держащих нижнюю челюсть.

HYPER13 PAGE HYPER15 4

freedocs.xyz

Артикуляционная гимнастика - Логопеды Лучегорска

              Артикуляционные упражнения попробуйте сделать сами, а потом учите ребёнка. Все упражнения для тренировки мышц языка нужно выполнять вместе с ребёнком обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок видел не только вашу артикуляцию, но и свою. Некоторые упражнения (иголочка, блинчик, часики, качели) можно выполнять с зубочисткой или ватной палочкой. Если вы положите её на передний край языка, она будет играть роль гантели. Не нужно учиться выполнять все упражнения сразу: это очень тяжело. Отрабатывайте по одному упражнению из каждой группы, потом каждый день добавляйте новое для губ, потом для языка, потом для воздушной струи.

Упражнения для губ 

«Улыбка». Зубы сомкнуты. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение на счёт до 10.

«Трубочка». Зубы сомкнуты. Вытянуть губы трубочкой, мысленно произнося звук [У].

«Яблочко» - из положения «Улыбочка» оттянуть губы кпереди и развести вверх и вниз. Зубы не размыкаем.

Удерживая каждое из положений на счёт до 5 (отгибать пальцы), чередуем упражнения: «Улыбка»- «Трубочка», «Улыбка»- «Яблочко». Всё лицо свободно, напряжены только губы. Напряжение в губах угасает в момент перетекания из одного положения в другое. Не забываем ровно дышать в живот.

«Двери открываются». Упереться кулаком в низ челюсти, медленно открывать рот как можно шире (голову назад не закидывать), так же медленно беззвучно сомкнуть челюсти. (8-10 раз)

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. (8-10 раз)

«Гласные» - утрированно артикулируя (выполняя чересчур усердно) гласные, поём А, О, У, И, Э, Ы. Обращаем внимание на положение языка и напряжение, возникающее в нём и в гортани. Чередуем: А-У-И-О, Э-И-А-Ы. 

Упражнения для языка

«Блинчик». Просто открываем рот. Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следите, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Иголочка». Рот просто открыт, лицо не напряжено. Высовываем узкий язык как можно дальше вперёд, стараясь тянуть его горизонтально. Чередуем положения Блинчик-Иголочка 6 раз, удерживая каждое положение на счёт до 5.

Поочерёдно ритмично делать язык широким «Блинчик» и узким «Иголочка.

«Качели». Открыть рот и высунуть широкий язык. Ритмично под счет поднимать круглый кончик языка к верхней губе и опускать к нижней. Затем выполнять аналогичные движения к зубам, затем за зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз, убирая язык в рот. Следим, чтобы кончик языка не острился.

Открыть рот по шире и облизывать губы по кругу влево и вправо.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, приподнимать среднюю часть спинки языка вверх и опускать вниз ритмично под счет

«Катушка» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выкатывать среднюю часть спинки языка вперед изо рта.

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

Поочерёдно ритмично приподнимаем язык, растягиваем в стороны и прижимаем к верхним боковым зубам оба края одновременно, как при Д, но кончик языка не поднимать, и опускать на донышко, максимально расслабляя его.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть переднюю часть спинки и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Чашечка» - Рот открыт, губы слегка улыбаются, боковые края широкого языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка приподнимается вверх. Посередине языка образуется чашечка.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком к горлу и к зубам. Боковые края языка при этом должны скользить по верхним боковым зубам.

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к нёбу, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). С каждым разом открывать рот как можно шире и только после этого щёлкать.

«Грибочек» - Улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к нёбу, открыть рот как можно шире, удерживая положение на счёт до 10.

«Гармошка» - Улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к нёбу, ритмично открывать как можно шире и закрывать рот, не отрывая язык от нёба.

«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).

 «Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка и его передней частью за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

 «По кочкам» - поставить переднюю часть языка на бугорочки, ударяя по ним, произносить звукосочетание ТДДН, постепенно ускоряя темп

«Заведём моторчик» - открой рот на 1-1,5 см, подними широкий язык за верхние зубы и сильно, туго пожужжи, ватной палочкой дёргай язычок влево-вправо, пока он не заведётся (р-р-р-р), а потом убери палочку и продолжай рычать. 

Упражнения для выработки воздушной струи

«Ветерок нижний». 1) Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Фиксируем внимание на ощущении холода по середине языка. Щеки не надувать.

2) просунуть язык между губами и дуть в щель между серединой языка и верхней губой. Язык не кусать.

3) приподнять верхнюю губу (Зайчик улыбается) и дуть в щель между серединой языка и верхними зубами. Язык не кусать.

4) подтянуть кончик языка за нижнюю губу и дуть в щель между серединой языка и верхними зубами

5) подтянуть кончик языка за нижние зубы и дуть в щель между серединой языка и верхними зубами

«Ветерок верхний». 1) Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Фиксируем внимание на ощущении холода по середине языка. Щеки не надувать.

2) язык просунуть между губами, так, чтобы между серединкой языка и верхней губой образовалась щель. Дуть в эту щель, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Язык не кусать и щеки не надувать.

3) открыть рот, поднять кончик широкого языка к верхней губе, дуть с языка на верхнюю губу.

4) поднять кончик языка к верхним резцам, дуть с языка зубы

5) поднять язык за верхние резцы, дуть с языка на бугорочки

Чередовать движения языка в позиции 5).

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками. Щёки не надувать. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Аналогично проделать с просунутым между губами языком.

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широким просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта,  и опустить кончик языка вниз. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Взрыв». Произносим звуки т, д, т’, д’ на сильном резком выдохе.

 Нарисуйте на листке досточку и гвоздики на ней с расстоянием в 0,5 мм, положите перед собой вертикально и представьте, что эта доска – ваше нёбо, где первый сверху гвоздь приходится на зубы. И, выстукивая с силой кончиком и передней частью спинки языка, забивайте гвозди в нёбо, произнося звуки т’ и д’ (от зубов за бугорочки 7-8 ударов). Потом то же самое со слогами тя, тё, тю, ти, те, дя, дё, дю, ди, де)

logopedluchegorsk.jimdo.com

Учитель-логопед МБДОУ №26 - Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика помогает детям двух, трёх, четырёх лет укрепить мышцы языка и губ, позволяя тем самым быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Детям пяти, шести лет и старше гимнастика для язычка помогает устранить уже имеющиеся нарушения в произношении звуков.

Выполняйте артикуляционную гимнастику перед зеркалом, можно использовать зеркало на подставке.

Важно:

  • Следить за тем, чтобы движения органов артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, только при правильном выполнении будет достигаться результат.
  • Будьте готовы к тому, что с первого раза некоторые упражнения не будут получаться. Сохраняйте терпение, ласковый и спокойный тон на протяжении всего занятия.
  • Помогайте ребенку постепенно вырабатывать точность движения, следите за плавностью выполнения динамических упражнений, темпом выполнения, устойчивостью. Используйте при этом различные приемы. Например, если ребенок с трудом тянет язычок вверх, можно намазать вареньем верхнюю губку ребенка и предложить ребенку слизать варенье, придерживая пальчиками нижнюю губу, чтобы не мешала. Можно положить маленький кусочек ириски на кончик языка и предложить ребенку прижать ириску к нёбу и удерживать её, пока вы сосчитаете до 10.
  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой каждый день по 5-7 минут. Не следует брать много разных упражнений на одном занятии. Лучше взять не более 4-5, но хорошо их отработать. Сначала выполняйте одно-два упражнения для губ, а потом три-четыре упражнения для язычка.

Итак, начинаем артикуляционную гимнастику!

1. Упражнение «Улыбочка». Растягиваем губы в улыбочку, зубки не видны. Удерживаем улыбку в течение 5 секунд. Выполняем 5 раз.

2. Упражнение «Бублик». Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживаем «бублик» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз.

3. Упражнение «Хоботок». Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Удерживаем под счет до 10. Выполняем 5-6 раз.

4. Упражнение «Лопаточка». Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполняем 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняйте упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

5. Упражнение «Замесим тесто». Положить язычок между губами. Затем похлопать его губами со звуком: «пя-пя-пя». Потом слегка покусать язычок зубами: «та-та-та». Чередовать эти движения. Выполняем в течение 30-60 секунд.

6. Упражнение «Иголочка». Рот открываем, узкий напряженный язычок высовывается наружу. Удерживаем «иголочку» под счет до 5. Выполняем 5-6 раз.

7. Упражнение «Качели». Рот открываем, напряженным язычком тянемся то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняем под счет: «раз-два, раз-два». Выполняем в течение 30-60 секунд. 

8. Упражнение «Оближем губки». Рот открываем, облизываем язычком по кругу сначала верхнюю губу, потом нижнюю губу. Выполняем в течение 30-60 секунд.

9. Упражнение «Вкусное варенье». Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад. Выполняем 6-8 раз.

10. Упражнение «Чашечка». Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх. «Чашечка» не касается верхних зубов. Удерживаем «чашечку» под счет до 5. Выполняем 5-6 раз. Если у ребенка не получается это упражнение, тогда попросите его обхватить широким языком верхнюю губу (как в упражнении «вкусное варенье»), а потом не меняя положения языка, опустить язычок вниз.

11. Упражнение «Почистим зубки». Губы сомкнуты, скользим язычком по передней поверхности верхних и нижних зубов по кругу в течение 30 секунд.

12. Упражнение «Грибок». Предложите ребенку сначала поцокать, как лошадка. Потом «остановите лошадку», присосав язычок к нёбу. Затем, не отрывая языка от нёба, оттяните нижнюю челюсть вниз. Подъязычная связка должна натянуться — это ножка «гриба». Удерживаем «грибок» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз.

13. Упражнение «Гармошка». Язычок присосать к нёбу и, не меняя положения язычка, смыкаем и размыкаем челюсти. Выполняем в медленном темпе под счет: «раз-два, раз-два». Выполняем 6-8 раз.

14. Упражнение «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.

15. Упражнение «Пулемет». Упражнение похоже на предыдущее, только вместо звука -д- произносим -т-. Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам): -т-т-т-т-. Пулемет стреляет очень быстро. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.

16. Упражнение «Индюк».  Рот открываем, язычок делаем широким. Кончиком широкого языка «скользим» по верхней губе с работающими голосовыми связками. Получается как говорит индюк: «бл-бл-бл-бл». Повторяем в течение 30 секунд. 

17. Упражнение «Пароход гудит». Слегка приоткрываем рот и длительно произносим звук «ы-ы-ы-ы». Следим, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу. Выполняем в течение 60 секунд.

18. Упражнение «Птички поют». Рот открываем широко, так, чтобы тянулись уголки губ, потом закрываем. Выполняем 6-8 раз.

19. Упражнение «Фокус». Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и будем пытаться его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты  верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

logius.ucoz.ru

Артикуляционная гимнастика

Поиск Лекций

Технологическая карта

Индивидуального занятия № 7

Логопед: Останина А.В.

Целевая группа: дети 1-3 года

Время проведения: 15 мин.

Тема: Учиться слушать звуки, находить на картинке игрушки, называть их, проговаривать буквы и слоги со звуком [Р]

Цель: Формирование правильного произношения звука [Р] в слогах и словах.

Задачи:

1. Образовательная: обучить правильному произношению звука [Р], научиться узнавать на картинках игрушки.

2. Воспитательная: Воспитать интерес к занятиям.

3. Развивающая: развивать слуховое и фонематическое внимание, артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику.

Используемые дидактические материалы, инвентарь и оборудование:

Сухой «бассейн» с игрушками.

Структура и содержание занятия

Этапы Содержание Время (мин.)
Организационная часть 1. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика
Основная часть 1. Упражнения на развитие фонематического слуха.
2. Упражнения на развитие моторики
3.Упражнения на развитие артикуляционного аппарата 4.Развитие речи
Заключительная часть Подведение итога занятия

Ход занятия

Организационная часть

Сейчас мы будем учиться слушать звуки, находить на картинке предметы и называть их, а еще делать упражнения для язычка и проговаривать буквы и слоги со звуком [Р].

Отгадай загадку: С хозяином дружит,Дом сторожит,Живёт под крылечком,А хвост колечком. Это пёс Барбос

.

Основная часть

Развитие фонематического слуха

- Дифференциация звуков:

*Звучащих игрушек (погремушка, дудочка, гармошка, барабан)

* топот ног, хлопки в ладоши

- Определение направления источника звука.

* Ребенок закрывает глаза, а логопед перемещается в различных направлениях, звеня в колокольчик. Ребенок должен рукой указать место источника звука.

- Повторение звуков за логопедом: Тр -Тр -Тр. Ру-Ру-Ру. Ра-Ра-Ра.

Развитие моторики

Развитие ручной моторики . Собирание пирамидки, рисование фломастерами, мелками и карандашами.

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой) - Я здороваюсь везде- Дома и на улице, Даже «Здравствуй» говорю Я соседской курице (ребенок показывает «крылышки») Здравствуй, солнце золотое! (Показывает солнце) Здравствуй, небо голубое! (Показывает небо) Здравствуй, вольный ветерок! (Показывает «ветерок») Здравствуй, маленький дубок! (Показывает «дубок») Здравствуй, Утро! (Жест вправо) Здравствуй, День! (Жест влево) Нам здороваться не лень! (разводит обе руки в стороны)

 

2.Общая моторика ( прыжки, бег, ходьба). Переключение движений от одного к другому.

Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,Листья желтые летят, обеими руками,Под ногами шелестят приседают,И летят, летят, летят... бросают листья на пол.

3. Развитие артикуляционного аппарата

1. Развитие мимических движений: язык зубы, губы.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р`] проводятся под руководством педагога за индивидуальными зеркалами. - присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трррр..

ГрибокРот открыт. Язык присосать к нёбу.

Улыбнуться поспеши,

Вкусный гриб в лесу ищи.

Нашли грибочки на поляне,

Найдем еще – дадим их маме.

МалярРот открыт. Широким пальчиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

Красим в доме потолок,

Чтоб он в дождик не промок.

Вправо–влево, взад–вперед

Кисточка моя ведет.

 

ЛошадкаПрисосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Скачет резвая лошадка,

Машет своей гривой гладкой.

Быстрым цокает копытцем,

Скачет, чтоб испить водицы.

 

АвтоматРот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося “т-т-т”. Убыстрять темп.

ПулемётНапряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и многократно произнося “д-д-д”.

БарабанщикиУлыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося “д-д-д”.

“Шмель”.Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идёт воздушная струя, подключается голос

Упражнения для формирования движения губ: - вытягивание трубочкой: ууууууууу

-растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии -округление губ: оооооо

 

4.Речевое развитие.

Повторение за логопедом отдельных слогов и слов со звуком Р

Pa-pa-pa — высокая гора.

Po-po-po — новое перо.

Ры-ры-ры — летят комары.

Py-py-py — начинаем мы игру.

Ap-ap-ap — летит комар.

Op-op-op — у меня топор.

Ур-ур-ур — не гоняй кур.

Ир-ир-ир — мы за мир.

Арка-арка — у меня марка.

Орка-орка — крутая горка.

Ирка-ирка — у меня дырка.

Урка-урка — кошка Мурка

Найти игрушки со звуком [Р].В «бассейне» спрятаны игрушки (робот, жираф, рыбка, белка, лодка, ворона, чебурашка ), ребёнок отпускает руку в бассейн, достаёт игрушку и называет её: «я нашёл робота»

Составление предложений по сюжетным картинкам:

– Рома собирает ромашки.– Юра покупает розы.– Рая пишет ручкой.– Нюра ест арбуз.

Чтение:Потешки, прибаутки, стихи

Та-ра-ра! Та-ра-ра!

Ушли кони со двора!

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

га-га-га-га!

А индюк среди двора:

бал-бал, балда-балда!

Наши гуленьки вверху:

гру-гру!

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

 

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!

Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!

Пи-пи-пи! Воды попить!

Мур-мур-мур! Пугаю кур!

Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!

Му-у! Молока кому?

 

3.Заключительная часть занятия.

Что мы сегодня делали на занятии?

1.Научились правильно произносить звук [Р]

2.Узнали новые слова со звуком [Р]

3. Научились артикуляционным движениям для губ и языка

Домашнее задание: придумай слова со звуком [Р]

 

 

poisk-ru.ru

Персональный сайт - АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Загнать мяч в ворота.

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит перед ребенком на столе), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.  Наказать непослушный язык. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.… Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широкий, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый звук. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

Сделать язык широким.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4.Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».  Кто дальше загонит мяч? Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы. Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.  Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

Сделать язык широким.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».  Приклей конфетку.

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания.1.Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.2.Рот открыть не шире чем на 1,5-2см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок.

^ Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.3.При повторении упражнения надо открыть рот шире. Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

^ Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

^Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

^ Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из в стороны в сторону.

^ Методические указания.1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Гармошка. Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

^ Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус. ^ Цель вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

^ Методические указания. 1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине языка образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придерживать язык.3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.  Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя….удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методическое указание. 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из в стороны в сторону.

^ Методические указания.1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Сделать язык широким.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». 

Пароход гудит.

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

^ Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл. (как индюк болбочет).

Методические указания. 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели.

^ Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

^ Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Пощелкать кончиком языка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

^ Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка. Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

^ Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и беззвучно пощелкивать кончиком языка.

Методические указания. 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.  Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания. 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр. ^ Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

^ Методические указания. 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2.Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта. 

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощелкать кончиком языка. Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

^ Методические указания. 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье. Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из в стороны в сторону.

^ Методические указания.1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк. ^ Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл. (как индюк болбочет).

Методические указания. 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

^ Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания. 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен подворачиваться. 4.Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

^ Основные упражнения в отработке движений и положений губ, языка, необходимых для четкого произношения всех звуков.

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивание губ вперед трубочкой.

3.Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5.Язык широкий.

6. Язык узкий

7. Чередование положений языка: широкий – узкий.

8.Подъем языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх – вниз.

10.Чередование следующих движений языка (при опушенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам. 

Загнать мяч в ворота.

Цель. Выработка длительной, направленной воздушной струи.

Упражнение.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.  Кто дальше загонит мяч.

Цель. Выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Упражнение.

Улыбнуться, положить широкий передний язык на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола. 

Паровозик свистит.

Цель. Выработка плавной, непрерывной струи.

Упражнение.

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.  Парашютик (или фокус).

Цель. Выработка направления воздушной струи посередине языка.

Упражнение.

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. 

Охотник идет по болотам.

Цель. Распределение воздушной струи по бокам.

Упражнение.

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.  Фасолевые гонки.

Цель. Выработка сильной, непрерывной струи, идущей по середине языка.

Упражнение.

Коробка из под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша. 

Узнай, что это.

Цель. Развитие обоняния и глубокого вдоха.

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.  Чья фигурка дальше улетит?

Цель. Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ.

Упражнение.

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

Кораблик.

Цель. Чередование сильного и длительного плавного выдоха.

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. для имитации порывистого ветра губы складываются, как ля звука [п]: п-п-п. Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.  Горох против орехов.

Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» - трубочки для коктейля.

Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-3 горошины и 2-3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю. 

Мыльные пузыри.

Цель. Развитие меткости выдыхаемой струи.

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.  Новогодние трубочки – шутки.

Цель. Развитие длительного плавного и сильного выдоха.

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок. 

Надуй игрушку.

Цель. Развитие сильного плавного выдоха.

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

«Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Губы выдвинуты вперед длинной трубочкой. «Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Бублик», « Рупор».

Зубы сомкнуты. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

^ При этом «Заборчик» – «Бублик» – «Улыбочка» – «Хоботок». Чередовать положение губ. «Кролик».

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

«Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

«Автомат», «Пулемет».

Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп. «Барабанщик», «Дятел».

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

«Вкусное варенье». Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. «Веселая змейка».

Цель. Развитие подвижности языка.

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

«Гармошка». Рот закрыть. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «Горка», «Киска сердится».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

«Грибок».

Цель. Растягивание подъязычной связки.

Рот открыть. Язык присосать к небу. «Индюк».

Цель. Выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка.

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл…» (как индюк болбочет).

«Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед. «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Катушка». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта. «Ковшик».

Цель. Поднимание кончика и

приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка.

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

«Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. «Лошадка».

Цель. Укрепление мышц языка и подъема его вверх.

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

«Маляр».

Цель. Отработка подъема языка вверх и его подвижности.

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба. «Непослушный язычок».

Цель. Расслабление мышц языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»

«Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. «Почистим зубки».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Посчитаем нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.

«Почистим нижние зубки».

Удержание кончика языка за нижними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Приклей конфетку».

Удержание языка вверху.

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить ириску к небу за верхними резцами. «Самолет летит».

Вызывание звука близкого к [л].

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится звук [л].

«Ступеньки».

Цель. Выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений.

Приоткрыть рот, широким кончиком языка «обнять» верхнюю губу – это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы – это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам – третья. «Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

«Футбол», «Спрячь конфетку». Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку. «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов. «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дззззз», «джжжж».

«Язык-силач».

Цель. Отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы. «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять

» верхнюю губу.

«Язычок сушит хвостик». Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

drzv54.ucoz.ru

Артикуляционная гимнастика. Звук Р

Звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка” - Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок” - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка” - Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек” - Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет” Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик” - Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.

fs.nashaucheba.ru