Тренажёр-раскраска «Кошачья семейка»: Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика раскраска


Упражнения «Артикуляционная раскраска для дошколят»

 

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАСКРАСКА

 

 

 

 

 

г. Краснодар 2016 г.

 

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаю Вашему вниманию артикуляционную раскраску. Данное логопедическое пособие позволит Вашему малышу овладеть артикуляционной гимнастикой в доступной для его возраста игровой форме.

Как работать с данным пособием?

Каждая страница содержит иллюстративный и стихотворный материал, а также инструкцию для взрослых по выполнению определённого артикуляционного упражнения.

На первом этапе работы с раскраской я рекомендую Вам внимательно рассмотреть с ребёнком соответствующую картинку, прочитать к ней стихотворение и предложить малышу вместе с Вами перед зеркалом выполнить артикуляционное упражнение для язычка. Не переусердствуйте: количество повторений на первых порах должно быть не более пяти – шести раз, движения выполняются в замедленном темпе. Возможно, маленький непоседа не сразу справится с этой задачей. Не огорчайтесь! Хвалите его за старания и постепенно он порадует Вас своими успехами.

На втором этапе предложите ребёнку раскрасить соответствующую картинку, а потом самостоятельно выполнить упражнение перед зеркалом ещё раз.

В конце артикуляционной раскраски размещены приложения, содержащие руководство по выполнению артикуляционных упражнений для родителей и педагогов, а также разрезной картинный материал для изготовления артикуляционных игровых кубиков.

Желаю Вам и малышу больших успехов в Ваших начинаниях!

С уважением Стаценко Лариса Викторовна.

 

 

 

«ЗАБОРЧИК»

 

Зубки выстроились в ряд,

Частоколом все стоят.

Улыбнёмся мы вдвоём,

И заборчик разомкнём.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться,

с напряжением

обнажив сомкнутые зубы.

 

 

«ТРУБОЧКА»

 

 

Я слегка прикрою рот.

Губы – «хоботом» вперёд.

Далеко я их тяну

И играю ду-ду-ду.

ИНСТРУКЦИЯ

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

 

 

 

«ЛОПАТОЧКА»

 

 

 

 

Язык лопаткой положу,

Немного его подержу.

Язык нужно расслаблять

И под счёт его держать.

ИНСТРУКЦИЯ

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

 

 

«ИГОЛОЧКА»

 

 

 

У иголки язычок,

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперёд.

Как же он не устаёт?

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Узкий язык высунуть изо рта.

 

 

«БЛИНЧИК»

 

 

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя —

Пя-пя-пя —

Язык — лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Губы в улыбке.

Широкий передний край языка

положить на нижнюю губу.

Боковые края языка касаются

уголков рта.

 

 

«ЧАСИКИ»

 

 

 

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик,

вправо — так,

Тик-так, тик-так.

ИНСТРУКЦИЯ

Растянуть губы в улыбку.

Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

 

 

«ФУТБОЛ»

 

 

Поиграем мы в футбол,

Забиваем в щёки гол.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот закрыт.

Кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки.

 

«ГОРКА»

 

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгнем язычка —

Горка получается.

ИНСТРУКЦИЯ

Губы в улыбке,

рот открыт,

кончик языка упирается в нижние зубы;выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

 

«КАЧЕЛИ»

 

 

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться,

открыть рот,

кончик языка за верхние зубы,

кончик языка за нижние зубы.

 

 

«ПОЧИСТИ ЗУБКИ»

 

 

 

 

 

Чищу зубы вправо-влево,

Чищу ловко и умело.

ИНСТРУКЦИЯ

«Почистить» кончиком языка зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

 

 

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

 

 

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой»

в ротик себе.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.

 

 

«ЧАШЕЧКА»

 

 

Язычка загнем края,

Делай так же,

как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться, широко открыть рот,

высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

 

 

«МАЛЯР»

 

 

 

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад -

Наш маляр работе рад.

ИНСТРУКЦИЯ

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

 

 

«ГРИБОЧЕК»

 

 

 

Догадаться кто бы мог.Язычок наш,

как грибок.

ИНСТРУКЦИЯ

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его.Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

 

 

«ГАРМОШКА»

 

 

 

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

ИНСТРУКЦИЯ

Раскрыть рот и улыбнуться.Присосать язык к нёбу,

как в упражнении "грибок".Язык от нёба не отрывать.Опускать и поднимать нижнюю челюсть,

растягивая подъязычную связку.

 

 

«ЛОШАДКА»

 

 

 

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот держать широко открытым.

Улыбнуться.Медленно щёлкать языком,

присасывая его к нёбу и отрывая от него.Тянуть подъязычную связку.

 

 

«ИНДЮКИ»

 

 

 

Язычок теперь индюк.

И блы-блыкать может, друг.

Повторяй за ним, как я –

Превратишься в индюка.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.

 

 

«БАРАБАНЩИК»

 

 

 

Барабанит барабан:

Бум-бом-бам.

Барабанит тут и там.

Я ему же подражаю, Дробь за зубки отбиваю.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться, открыть рот,

кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном состоянии.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребѐнку необходим зрительный контроль.

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счѐт. Но при этом следить за тем, чтобы движения были чѐткими и плавными, без подѐргиваний.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы у ребёнка вырабатываемые движения закрепились и стали более прочными.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 10-15 минут.

Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ КУБИКОВ

Для того, чтобы заинтересовать ребёнка при выполнении артикуляционной гимнастики, рекомендую родителям и педагогам распечатать представленные ниже предметные картинки, вырезать и наклеить их на деревянные или пластиковые кубики по картинке на каждую сторону кубика.

Далее приступаем непосредственно к игровому моменту. Ребёнок берёт в руки кубик, слегка подбрасывает его и смотрит какая картинка выпала, в зависимости от этого и выполняет определённое артикуляционное упражнение.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Авторское логопедическое пособие "Артикуляционная раскраска для дошкольников"

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАСКРАСКА

hello_html_74b1fde9.png

hello_html_m778d06b1.jpg

hello_html_291d63be.jpg

hello_html_20fbc6b6.pnghello_html_2f887f08.png

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаю Вашему вниманию артикуляционную раскраску. Данное логопедическое пособие позволит Вашему малышу овладеть артикуляционной гимнастикой в доступной для его возраста игровой форме.

Как работать с данным пособием?

Каждая страница содержит иллюстративный и стихотворный материал, а также инструкцию для взрослых по выполнению определённого артикуляционного упражнения.

На первом этапе работы с раскраской я рекомендую Вам внимательно рассмотреть с ребёнком соответствующую картинку, прочитать к ней стихотворение и предложить малышу вместе с Вами перед зеркалом выполнить артикуляционное упражнение для язычка. Не переусердствуйте: количество повторений на первых порах должно быть не более пяти – шести раз, движения выполняются в замедленном темпе. Возможно, маленький непоседа не сразу справится с этой задачей. Не огорчайтесь! Хвалите его за старания и постепенно он порадует Вас своими успехами.

На втором этапе предложите ребёнку раскрасить соответствующую картинку, а потом самостоятельно выполнить упражнение перед зеркалом ещё раз.

В конце артикуляционной раскраски размещены приложения, содержащие руководство по выполнению артикуляционных упражнений для родителей и педагогов, а также разрезной картинный материал для изготовления артикуляционных игровых кубиков.

Желаю Вам и малышу больших успехов в Ваших начинаниях!

С уважением Стаценко Лариса Викторовна.

«ЗАБОРЧИК»

hello_html_679896e5.jpg

Зубки выстроились в ряд,

Частоколом все стоят.

Улыбнёмся мы вдвоём,

И заборчик разомкнём.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться,

с напряжением

обнажив сомкнутые зубы.

«ТРУБОЧКА»

hello_html_4e6c15ca.png

Я слегка прикрою рот.

Губы – «хоботом» вперёд.

Далеко я их тяну

И играю ду-ду-ду.

ИНСТРУКЦИЯ

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«ЛОПАТОЧКА»

hello_html_m4c490820.jpg

Язык лопаткой положу,

Немного его подержу.

Язык нужно расслаблять

И под счёт его держать.

ИНСТРУКЦИЯ

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

«ИГОЛОЧКА»

hello_html_5e5259d.jpg

У иголки язычок,

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперёд.

Как же он не устаёт?

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Узкий язык высунуть изо рта.

«БЛИНЧИК»

hello_html_m1c6ea5c0.png

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя —

Пя-пя-пя —

Язык — лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Губы в улыбке.

Широкий передний край языка

положить на нижнюю губу.

Боковые края языка касаются

уголков рта.

«ЧАСИКИ»

hello_html_98699d5.png

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик,

вправо — так,

Тик-так, тик-так.

ИНСТРУКЦИЯ

Растянуть губы в улыбку.

Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

«ФУТБОЛ»

hello_html_50b9b846.jpg

Поиграем мы в футбол,

Забиваем в щёки гол.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот закрыт.

Кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки.

«Горка»

hello_html_7e33b251.jpg

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгнем язычка —

Горка получается.

ИНСТРУКЦИЯ

Губы в улыбке,

рот открыт,

кончик языка упирается в нижние зубы;выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.

Просмотр содержимого документа «Тренажёр-раскраска «Кошачья семейка»: Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.»

Тренажёр-раскраска «Кошачья семейка»: Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков Составитель: учитель-логопед Брызгалова Н.А.

Тренажёр-раскраска

«Кошачья семейка»:

Артикуляционная гимнастика

для постановки шипящих звуков

Составитель: учитель-логопед

Брызгалова Н.А.

Правильная постановка шипящих звуков. Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена , задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято. 

Правильная постановка шипящих звуков.

Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена , задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к

верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято. 

«Вкусное варенье» Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

 «Хоботок» Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

«Хоботок»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

«Заборчик» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10. Чередование «Заборчик» - «Хоботок »

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» - «Хоботок »

«Чистим зубки »   Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Чистим зубки »  

Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Чашечка» Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.атем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.атем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Остудим чаек» или «Парус» Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

« Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

« Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 Конец! А ты - молодец!

Конец!

А ты - молодец!

multiurok.ru

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.

Просмотр содержимого документа «Тренажёр-раскраска «Кошачья семейка»: Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.»

Тренажёр-раскраска «Кошачья семейка»: Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков Составитель: учитель-логопед Брызгалова Н.А.

Тренажёр-раскраска

«Кошачья семейка»:

Артикуляционная гимнастика

для постановки шипящих звуков

Составитель: учитель-логопед

Брызгалова Н.А.

Правильная постановка шипящих звуков. Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена , задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято. 

Правильная постановка шипящих звуков.

Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена , задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к

верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято. 

«Вкусное варенье» Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

 «Хоботок» Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

«Хоботок»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

«Заборчик» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10. Чередование «Заборчик» - «Хоботок »

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» - «Хоботок »

«Чистим зубки »   Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Чистим зубки »  

Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Чашечка» Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.атем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.атем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Остудим чаек» или «Парус» Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

« Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

« Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 Конец! А ты - молодец!

Конец!

А ты - молодец!

multiurok.ru

Логопедические упражнения - артикуляционная гимнастика в картинках - запись пользователя Оксана (oksgolova) в дневнике

1. Артикуляционная гимнастика в картинках - здесь

2 .Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. -скачать здесь

3. Развитие речевого дыхания - http://www.boltun-spb.ru/art.html и здесь http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010413.shtml

4. Логопедические скороговорки и считалки - скачать здесь

5. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) - скачать здесь

6. Гимнастика для развития речи - скачать здесь

7. 1000 игр, скороговорок, загадок для развития речи - скачать здесь

8. Артикуляционная азбука. Гимнастика для губ и язычка. - скачать здесь

Дифференциация звуков в чистоговорках:

Артикуляционная гимнастика:

Логопедические упражнения:

www.babyblog.ru

Артикуляционная гимнастика

Ярош Татьяна Александровна

Чистая речь дошкольника желанна для многих родителей. Это и верно, ведь те дефекты звукопроизношения, которые у двух-трёхлетки естественны и милы, после 4-5 лет уже становятся логопедической проблемой.

Поясню. В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Это обусловлено, во-первых, недостаточной развитостью движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), и, во-вторых, находящимся ещё в процессе формирования фонематическим слухом (Фонематический слух — это способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи). К 4-5 годам в норме все эти несовершенства уходят сами собой, ребёнок осваивает произношение всех звуков и правильное использование их в словах.

Но нередко бывает и так, что дефекты звукопроизношения не исправляются естественно к этому возрасту и принимают форму устойчивого нарушения. В этом случае важно своевременно начать систематические занятия с логопедом, поскольку с каждым уходящим годом коррекция даётся всё сложнее, для неё требуется всё больше времени и всё больше усилий ребёнка. Четырёх-пятилетка имеет неоспоримое огромное преимущество перед семилеткой в решении своих произносительных проблем.

Давайте обсудим, что может помочь ребёнку эффективно овладеть звукопроизношением, как на этапе естественного освоения, так и в случае необходимости коррекционных занятий. Увлекательным и действенным методом будет артикуляционная гимнастика.

С помощью артикуляционной гимнастики тренируются правильные полноценные движения речевых органов, которые необходимы для правильного произношения звуков. Если попроще, то её можно назвать «зарядкой для язычка» и легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша.

Каждое из упражнений имеет своё образное название, в занятиях с ребёнком родители могут использовать его или придумать своё, более удачное. Названия позволяют превратить артикуляционную гимнастику в игру, заинтересовывают и увлекают ребёнка. Ещё лучше, если мама придумает целую сказку о весёлом выдумщике язычке, которому не сидится на месте.

Итак, упражнения:

«Лопата» широкий и расслабленный язычок ложится на нижнюю губу и отдыхает (10-15 секунд). Внимательно следить за тем, чтобы язычок был максимально расслаблен, не подрагивал
«Ямка» из широко раскрытого ротика высунулся широкий язычок. Его кончик и края поднимаются вверх, тянутся к зубкам, но не достают. Удерживается в таком положении 15 секунд
«Иголка» Язычок высунулся сильно из ротика, напрягся, стал узким и острым, как колючая иголка. Удерживается в таком положении 15 секунд
«Рулончик» широкий мягкий язычок сильно высунулся из ротика. Верхние зубы прижимают-удерживают его, а кончик язычка свернулся рулончиком и прижимается к нижним зубкам изнутри. Удерживается в таком положении 15 секунд
«Маятник» высовывается узкий плотный язычок и передвигается то вправо, то влево, смотрит на правую щёку, потом медленно скользит к левой, и обратно. Повторить медленно 15-20 раз
«Лошадка» язычок присасывается к нёбу, потом цокает, как лошадка копытцами. Цокаем сильно, медленно — тянется подъязычная связка. Повторить медленно 10-15 раз
«Резинка» язычок присасывается к нёбу и удерживается крепко. При этом нижняя челюсть опускается вниз, натягивая подъязычную связку как резинку. Повторить медленно 15-20 раз
«Качели» узкий плотный язычок поочерёдно тянется то к носу, то к подбородку. Повторить медленно 10-15 раз
«Вкуснятина» высовывается широкий мягкий язычок, смачно облизывает верхнюю губу и прячется обратно в рот. Повторить медленно 15-20 раз
«Змея» острый узкий язычок сильно высовывается, а потом убирается вглубь рта. Повторить медленно 15-20 раз
«Колесо» облизывать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу — несколько раз по часовой стрелке, потом несколько раз против часовой стрелки. Повторить медленно 10 раз
«Катушка» исходное положение — упражнение «Рулончик». Кончик языка постоянно упирается в нижние зубы изнутри, а широкий язычок «выкатывается» изо рта и прячется. Повторить 15 раз

Не обязательно делать все упражнения за один раз. Хорошо уделять гимнастике 3-5 минут несколько раз в течение дня, если ребёнок хочет больше — на здоровье! Уделите много внимания увлекательной организации гимнастики, постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение.

Успехов!

Источник

Поддержите нас! Нажмите:

Загрузка...

www.podelkidetkam.ru

Логопедические картинки при проведении артикуляционной гимнастики

Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Работая с детьми – дизартриками мы сталкиваемся с тем, что период подготовки к постановке звуков зачастую увеличивается, поэтому дошкольники и младшие школьники быстро утомляются от однообразных упражнений. И учителю – логопеду приходится проявлять фантазию, чтобы разнообразить занятия с ребенком тем самым повысив их эффективность.

Предлагаемая мной методическая разработка «Артикуляционная гимнастика в картинках-схемах» разработана на основе традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с использованием картинок в исполнении автора. Картинки-схемы достаточно просты в применении и любимы детьми, поскольку у них есть возможность раскрасить картинки по своему желанию и, самое важное, – видеть объем работы на занятии. И другой немаловажный плюс данной методической разработки – это подробное описание выполнения упражнений для родителей с целью закрепления полученных ребенком навыков в домашних условиях. Описание дается родителям только после того как ребенок научится правильно выполнять упражнения с логопедом.

Следует отметить важное правило, о котором нужно помнить всегда: практически все упражнения выполняются при так называемом оскале, который должен удерживается ребенком постоянно. Это позволит сократить время подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Об этом должны знать и родители.

Описание выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

«Заборчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке. Описание: сжать зубы, губы максимально растянуть в улыбке обнажая зубы. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе.
  2. Не расслаблять губы, не закрывать ими зубы.
«Окно»

Цель: вырабатывать умение удерживать широко открытый рот, выполнять круговые движения языка. Описание: открыть широко рот. Губы не должны закрывать зубы. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не расслаблялись в процессе выполнения упражнения.
  2. Я зык лежит в полости рта спокойно, не поднимаясь наверх.
«Качели»

Цель: вырабатывать умение двигать широким языком вверх-вниз. Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) на счет «раз», затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) на счет «два». Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  2. Зубы видны.
«Часики»

Цель: вырабатывать умение двигать узким языком из стороны в сторону. Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы, узким языком выполнять движения влево-вправо. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Язык при движении не должен задевать зубы.
  3. Нижняя челюсть неподвижна.
«Дудочка»

Цель: вырабатывать умение вытягивать губы вперед. Описание: вытянуть вперед как можно дальше округленные губы. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.
«Обезьянка балуется»

Цель: вырабатывать умение двигать широким языком вверх-вниз. Описание: сомкнуть губы. Не размыкая губ, просунуть широкий язык в пространство между нижней губой и нижними зубами. Затем аналогично поднять его наверх. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Не размыкать губы.
«Чашечка»

Цель: вырабатывать умение удерживать широкий язык в форме чашечки. Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть широкий язык. Поднять передний и боковые края языка наверх. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Не касаться языком зубов.
«Бублик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в заданном положении. Описание: открыть рот, обнажить зубы. Губы округлить не напрягая их. Выполнять под счет от одного до пяти. Затем, удерживая позу. Облизать губы языком по кругу по три раза в одну, затем в другую сторону. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Не опускать губы, зубы обнажать.
  2. Облизывая губы не «ломать» бублик.
«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть и пощелкать языком («лошадка цокает копытцами»). Выполнять под счет от одного до двадцати. Лучше поставить песочные часы на 30 секунд. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Растягивать подъязычную уздечку максимально.
  3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
«Футбол», «Орешки для белочки»

Цель: вырабатывать умение двигать напряженным языком в полости рта. Описание: губы сомкнуть. Выполнять узким напряженным языком выталкивающие движения в щеки слева – направо. При этом щеки поочередно натягиваются на язык. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
  2. Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.
  3. Нижняя челюсть неподвижна.
«Балалайка»

Цель: вырабатывать вибрацию кончика языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук "д" в быстром темпе. Одновременно ватной палочкой взрослый выполняет быстрые движения слева направо задевая подъязычную уздечку. Появляется вибрация кончика языка со звуком «р». При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
  3. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
  4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
  5. Ребенок не должен прекращать выполнять движения языком при прикосновении ватной палочки.
«Вертолет»

Цель: вырабатывать вибрацию кончика языка. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Набрать через нос воздух и напряженно выдыхать его на кончик языка со звуком «т». При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
  3. Не отрывать язык от нёба до начала выдоха.
«Молоточек»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо поочередно произнося звуки "т-д". Сначала звуки произносить медленно, затем постепенно увеличивать темп. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
  3. Звуки "т-д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Горка»

Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: открыть рот, улыбнуться. Кончик языка упереть в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть горкой. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, зубы видны.
  2. Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.
«Зайчик»

Цель: вырабатывать умение двигать только верхней губой вверх-вниз. Описание: закусить передними верхними резцами нижнюю губу, двигать верхней губой вверх-вниз. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Двигать только верхней губой. Остальные части лица находятся в покое.
«Лягушка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке. Описание: неплотно сомкнуть зубы, оставив небольшую щель, губы максимально растянуть в улыбке обнажая зубы протяжно произносить звук «и». Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе.
  2. Не расслаблять губы, не закрывать ими зубы.
«Резиночка»

Цель: вырабатывать умение быстро менять позу губ. Описание: сомкнуть зубы, губы максимально растянуть в улыбке. Затем вытянуть вперед как можно дальше округленные губы, не разжимая зубы. Таким образом чередовать многократно заданные позы. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе, рот чрезмерно не открывался при смене позиции губ.
  2. Движения губ выполнять с максимальным усилием.
«Слоник»

Цель: вырабатывать умение вытягивать губы вперед. Описание: вытянуть вперед как можно дальше округленные губы, протяжно произносить звук «у». Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед. Мышцы подбородка не должны перенапрягаться.
«Лодочка»

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка наверх, образуя желобок. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Поднять боковые края языка наверх, образуя желобок. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
«Хомячок»

Цель: вырабатывать умение надувать щёки и втягивать их в рот. Описание: надуть щеки - «хомячок набрал полные щечки зернышек». Удержать позу под счет от одного до пяти. Затем втянуть щеки в рот – «хомячок высыпал зернышки и снова стал худеньким». Удержать позу под счет от одного до пяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Надув максимально щеки не выпускать воздух преждевременно.
  2. Втянув щеки в рот держать губы «восьмёрочкой»: нижняя губа не втягивается в рот.
«Расческа»

Цель: вырабатывать умение выполнять движения широким языком вперед-назад. Описание: улыбнуться, немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Слегка прикусить язык передними резцами и выполнять движения широким языком вперед-назад, не разжимая зубы. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, зубы обнажены, язык при движении не сужается, держит распластанную форму.
«Змейка»

Цель: вырабатывать умение выполнять движения узким языком вперёд-назад. Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть узкий, напряженный язык выполнять движения вперёд-назад. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Узкий кончик языка направлен вперед, а не вниз.
  3. Нижняя челюсть неподвижна.
«Иголочка»

Цель: вырабатывать умение удерживать узкий и длинный язык. Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть узкий, напряженный язык вперед. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Узкий кончик языка направлен вперед, а не вниз.
«Почистим зубы»

Цель: вырабатывать движения языка вверх – вниз за нижними зубами. Описание: открыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх – вниз. Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, а находился за нижними зубами.
  3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Пылесос»

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот выполнять движения кончиком языка вперед-назад по твёрдому нёбу одновременно произносить длительно звук «А». Выполнять под счет от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  3. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Выполнять под счет от одного до десяти. Можно использовать густое варенье, небольшим количеством которого смазывать участок кожи над верхней губой.



При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем), нижняя губа обнажает нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, его боковые края касаются углов рта.
«Индюк»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Выполнять под счет от одного до двадцати. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
  4. Нижняя губа опущена вниз, обнажая нижние зубы.
«Барабан»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
  3. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
  4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до десяти. Если не получается удержать широкий язык, то следует пошлёпать его верхней губой, произнося звуки «пя-пя-пя», затем попытаться беззвучно удержать его в заданной позе. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
«Приклей конфетку»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Выполнять 5-7 раз. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
  3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
«Грибок»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Удерживать позу под счёт от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
  3. Широкий кончик языка слегка виден за верхними зубами.
  4. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
«Гармошечка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Удерживать позу под счёт от одного до десяти. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
  3. Удерживать кончик языка за верхними зубами (он немного виден), не утягивать его вглубь рта.

Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках-схемах

Также по теме:

logoped18.ru