Артикуляционная гимнастика в картинках "Поиграем с язычком". Артикуляционная гимнастика распечатать


Артикуляционная гимнастика | Логопед по Скайпу

Логопеду часто приходится объяснять родителям, как правильно делать артикуляционные упражнения. А еще записывать эти упражнения  в тетради, что занимает много времени. Представляю подборку артикуляционные упражнения по группам звуков. Эти упражнения в виде артикуляционной гимнастики удобно распечатывать и вклеивать в домашние тетради для выполнения домашнего задания.

 

Подборку артикуляционной гимнастики составила логопед детского сада № 89 г. Уфы  Епешкина Вероника Петровна  

Загони мяч в ворота. Дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы сложены трубочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями).

Трубочка-улыбочка. Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек. Движение повторить 5-10 раз.

Накажем непослушный язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени.

Блинчик. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.

Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.

Почистим зубки. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек.

Горка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз.

 

Накажем непослушный язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени.

Блинчик. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.

Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.

Маляр. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений.

Грибок. Рот открыт. Губя в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу, затем присосать его к небу и удерживать в таком положении 5-10 сек. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык. Закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

Вкусное варенье. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений.

Чашечка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут и ему придана форма ковша: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.

Фокус. Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз.

 

Накажем непослушный язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, и слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение того же времени.

Блинчик. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5-10 сек. Повторить упражнение 2-3 раза.

Блинчик-иголка. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем напрячь и выдвинув вперед, придать языку заостренную форму жала. Удерживать язык в таком положении5 сек, после чего вновь расслабить и положить на нижнюю губу. Попеременно выполнять упражнения «лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза.

Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.

Индюк. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек.

 

Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;  2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.

Почистим зубки. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит  верхние  резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек.

Маляр. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнить 5-10 движений.

Вкусное варенье. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений.

Лошадка.  Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Индюк. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышаться звуки «бл-бл» Упражнение выполнять в течение 10 сек.

Фокус. Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторить упражнение 3-5 раз.

Барабан. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо на одном дыхании произнося звуки «д-д-д». Сначала произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Выполнить упражнение 3-5 раз.

 

  1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево.
  2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить И-У, И-О (с голосом).
  3. Для языка:

Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;  2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.

Почистим зубки. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполнятся в течение 10 сек.

Горка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз.

  1. Для мягкого неба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Артикуляционная гимнастика в картинках "Поиграем с язычком"

hello_html_m1ca1e200.jpg

«Поиграем с язычком»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

      Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Разработала:

Педагог дополнительного образования Бекешева М. С.

hello_html_m4ccf0286.jpg

hello_html_54ddd110.jpg

hello_html_m791f1c1e.jpg

hello_html_m657df2c5.jpg

hello_html_6dded403.jpg

hello_html_m7149264.jpg

hello_html_270b7323.jpg

hello_html_m35c3559d.jpg

hello_html_b6e840.jpg

hello_html_519c06f.jpg

hello_html_13a6e17b.jpg

hello_html_dd4d19f.jpg

hello_html_m80cff97.jpg

hello_html_m1233d6c8.jpg

hello_html_7e316703.jpg

hello_html_d0433c2.jpg

hello_html_m2ef43842.jpg

hello_html_2f788f73.jpg

hello_html_16b78034.jpg

hello_html_532e49f4.jpg

hello_html_m4db3052d.jpg

hello_html_1e67d4bd.jpg

hello_html_675d9241.jpg

hello_html_m5745a0f9.jpg

hello_html_3c937582.jpg

hello_html_7e6e6e6e.jpg

hello_html_m739dc4d9.jpg

hello_html_m5ce2cc20.jpg

hello_html_m343a5eaf.jpg

hello_html_2c8a31e4.jpg

hello_html_5bf11a72.jpg

hello_html_m42b23766.jpg

hello_html_m632a3a5b.jpg

hello_html_m4944a0f5.jpg

hello_html_m38b01e10.jpg

hello_html_1aa276cc.jpg

hello_html_54d85e3e.jpg

hello_html_2542029e.jpg

hello_html_3d3e7e46.jpg

hello_html_m5b83397b.jpg

hello_html_m197c538a.jpg

hello_html_m6584ee7b.jpg

hello_html_m41404183.jpg

hello_html_5bf50aed.jpg

hello_html_2996aa01.jpg

hello_html_1087f4d9.jpg

hello_html_18145beb.jpg

hello_html_9577d26.jpg

hello_html_m511f0b36.jpg

hello_html_36a66ecd.jpg

infourok.ru

Каталог/картотека упражнений артикуляционной гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для этого существуют различные упражнения.

Каталог упражнений

Каталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастикиКаталог заданий для артикуляционной гимнастики

Картотека с упражнениями артикуляционной гимнастики

1.«Улыбка»Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны –От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние иверхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхниеи нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»Я слегка прикрою рот,Губы – «хоботом» вперед.Далеко я их тяну,Как при долгом звуке: у-у-у.Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, ихподвижность.Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их втаком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»Ротик широко открыт,Язычок спокойно спит.Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -«Домик открывается».Улыбается ребенок,Хобот вытянул слоненок.Вот зевает бегемот,Широко открыв свой рот.Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»Вот и вышел на порогЛюбопытный язычок.«Что он скачет взад-вперед?» -Удивляется народ.Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Ротостаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»Ниже нижнюю губуОпущу я, как смогу.Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развиватьподвижность и укреплять мышцы губ.Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращаетеё на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»Губку верхнюю подняв,Замер зайчик, зубки сжав.Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускаяеё обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»Рот прикрою я немножко,Губы сделаю «окошком».Зубки рядышком стоятИ в окошечко глядят.Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»Просыпается язык –Долго спать он не привык.И спросил у подбородка:- Эй, какая там погодка?Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»Улыбнись, не будь груба,Здравствуй, верхняя губа!Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развиватьего подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), еслиона укорочена.Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языкана верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»За нижнюю губку заложен язык –Из зеркала смотрит мартышкин двойник.Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой инижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»За верхнюю губку заложен язык –Бульдог уступать никому не привык.Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой иверхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)Обезьянка и бульдог –Всем покажет язычок.Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»Языком давить стараюсь,В щеку сильно упираюсь.Раздалась моя щека,Как мешок у хомяка.Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»Мой язык совсем не глуп –Ходит кругом возле губ.Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – поднижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»Вот толстяк – надуты щекиИ, наверно, руки в боки.Вот худышка – щеки впали:Видно, есть ему не дали.Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)Шарик слева, шарик справа,Есть у нас одна забава:В щеки дуем – чередуем,То в одну, а то в другую.Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левующёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»Щеки надую и выпущу пар,И запыхчу, как большой самовар.Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»А теперь уж не зубами –Я пошлепаю губами:«У быка губа тупа,Па-па-па, па-па-па».Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:пошлёпать губами кончик языка;пошлёпать губами середину языка;пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»Улыбаюсь, рот открыт:Там язык уже стоит.К зубкам подняты края –Вот и «чашечка» моя.Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в формечашечки.

21. «Вкусное варенье»Как будто варенье лежит на губе –Слижу его «чашечкой» в ротик себе.Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,не разрушая «чашечку».

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхнейгубе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»вверху за зубами)На верхнюю губку,На верхние зубки,За зубки скачок –Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки наверхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхниезубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)Я «чашку» выведу вперед,С нее подую вверх.И теплый воздух обдаетМой носик, например.Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний крайязыка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку»Широко открыт мой рот,Ходит «чашка» взад-вперед.Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)Зубы верхние – смотри:Чищу «чашкой» изнутри.Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатыватьподъем языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхниезубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «Покусаем язычок»Выдвигай свой язык,Чтоб лениться не привык.И от кончика до корняЯ кусаю все проворней.Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.«Кусаем боковые края языка»«Горкой» выгну язычок,Пожую ему бочок:Левый, правый, оба сразуЯ жую как по заказу.Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняяположения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.«Чистим зубы снаружи»Зубки верхние снаружиНам почистить очень нужно.Зубки нижние – не хуже,Тоже чистки просят дружно.Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«Загоним мяч в ворота»Щек своих не надуваю,Мяч в ворота загоняю.Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Этоочень нравится детям.

30.«Лопаточка»Поперек улыбки лег –Отдыхает язычок.Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний крайязыка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку»Дую, дую на «лопатку»,Чтоб была широкой, гладкой.Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойнолежащего на нижней губе.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка нанижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

32.«Горка» («мостик»)Улыбаюсь, рот открыт –Там язык лежит, свернувшись.В зубы нижние уткнувшись,Горку нам изобразит.Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«Ветерок дует с горки»С горки дует ветерок,И несет он холодок.Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим»Ставлю я язык «дугой»И кладу – даю покой.Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны)Ходит «горка» влево – вправо,Чистит зубки очень браво.Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

36.«Катушка»Широко раскрою рот,«Горку» выведу вперед.И, назад отодвигая,Я ее не разрушаю.Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнениеповторить 8-10 раз в спокойном темпе.

37.«Жуём блинчик»Вот опять язык свернулся,В зубы нижние уткнулся.Двину чуть его вперед,Разжую его вот-вот.Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«Гармошка»Присосу язык на нёбо,А теперь смотрите в оба:Ходит челюсть вверх и вниз –У нее такой круиз.Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатыватьподъем языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«Маляр»Язык – как кисточка моя,И ею нёбо крашу я.Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40. «Барабанщик»За зубами в бугорокБьёт широкий язычок.Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

41 .«Лошадка»Рот широко открываю,К нёбу язык прижимаю.Прыгает вниз язычок.И раздается щелчок.Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадкацокает копытами»).

42. «Грибок»Широко открою рот,Будто щелкну я вот-вот.Присосу язык на нёбо,Челюсть вниз – и вся учеба.Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку(уздечку).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43. «Кучер»Губы вместе я сведу,Через губы буду дуть.Поиграю я в игруИ скажу лошадке: «Тпру!».Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губывибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языкабудет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

44. «Парус»Улыбаюсь, рот открыт:«Парус» там уже стоит.Прислоню язык, смотрю,К зубкам верхним изнутри.Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45.«Иголочка»Улыбаюсь: вот шутник –Узким – узким стал язык.Меж зубами, как сучок,Вылез длинный язычок.Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделатьузким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46.«Маятник»Влево-вправо кончик ходит,Будто места не находит.Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

47.«Змейка»А у змейки язычокУзок, тонок, как сучок.Ходит-ходит взад-вперед:Как же он не устает?Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад(«жало змейки»).

48.«Индюк»Широко открыт мой рот,Язычок – назад – вперед.Лижет «чашечкой» губуИ «болбочет» на бегу.Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

49.«Качели»«Чашкой» вверхИ «горкой» внизГнется мой язык –Артист!Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий языкза нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

50.«Пароход»Вывожу язык вперед,Закушу его – и вот:«Ы» тяну – и к нам идетБелый-белый пароход.Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук«ы-ы-ы» («пароход гудит»).

www.7gy.ru


Смотрите также