Артикуляционные упражнения для звука Л. Артикуляционная гимнастика результат


Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной гимнастикой полезно заниматься не только детям, но и взрослым. Особенно людям, которые в силу своей профессии должны общаться с большим количеством людей, либо выступать перед публикой.

Артикуляционная гимнастика развивает подвижность органов речевого аппарата и вырабатывает правильные движения артикуляционных органов

С помощью нее человек сможет научиться правильно произносить все звуки. По мнению докторов достаточно заниматься всего 5-15 минут в день этой гимнастикой и тогда произношение станет ровное и четкое. Очень важно заниматься разминкой речевого аппарата с детьми, но делать это нужно в форме игры, чтобы им было интересно. Всегда нужно стремиться к правильному выполнению всех упражнений, хотя наказывать ребенка за неверно выполненное упражнение нельзя. Иначе малыш будет бояться наказания, и стараться всячески избегать занятий. Эти занятия должны быть увлекательными для ребенка и приносить пользу. Кроме того, существует специальная артикуляционная гимнастика для женщин, которая способна помочь избавиться от морщин и второго подбородка.

Зачем нужно заниматься артикуляционной гимнастикой

Далеко не все взрослые могут четко и правильно проговаривать слова, а уж тем более дети. Для того чтобы четко проговаривать каждый звук, артикуляционный аппарат должен быть к этому готов. Существует несколько основных версий, почему возникают сложности с правильным проговариванием звуков. По одной из версий дефекты при произношении звуков и букв являются осложнениями после родов. И чем труднее проходили роды, тем больше возможность, нарушения центральной нервной системы и, следовательно, речевые навыки могут быть заторможены. Существует теория, что дефекты речи связаны с осложнениями после прививок. По третьей версии это является следствием сосания пустышки. Теории по этому поводу разные, но результат один – у многих детей присутствуют дефекты речи из-за недостаточной подвижности артикуляционного аппарата.

Для того чтобы развить речевой аппарат нужно регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой. Начинать упражнения для артикуляционной гимнастики надо с нескольких повторений, плавно переходя к увеличению числа повторений и количеству занятий.

Для достижения хорошего результата необходимо качественно выполнять упражнения, при этом движения должны быть резкими, либо плавными в зависимости от упражнения. Важно не допускать вялости или излишнего напряжения мышц.

Чтобы убрать речевые дефекты необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой систематически. После нескольких занятий результатов может быть не видно, но при прохождении целого курса можно добиться чистого и правильного произношения звуков и слов.

Артикуляционная гимнастика для детей: как начать заниматься артикуляционной гимнастикой

Взрослый человек может своим волевым решением начать заниматься самостоятельно, а вот с ребенком это сделать гораздо тяжелее. Сначала ребенку нужно понятно и доступно объяснить, как правильно выполнять каждое упражнение. И обязательно нужно следить за техникой их выполнения. Если заинтересовать ребенка гимнастикой в форме игры, то он будет с удовольствием и интересом ей заниматься. Например, можно предложить такие правила игры: ротик - это домик, губки - это дверцы, зубки – это заборчик. Многие упражнения артикуляционной гимнастики помогают развитию подвижности языка. Можно показать ребенку как его язычок умеет изображать различные предметы: лодочку, чашечку, горку, трубочку или играть в прятки.

Обязательно нужно выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо во время выполнения упражнения. Тогда он быстрее сможет понять, что он делает не правильно и исправить свои недочеты.

Даже если ребенок выполняет упражнения неправильно, его все равно нужно хвалить, только так у него будет стремление добиться положительных результатов. В противном же случае, очень легко отбить у него желание заниматься гимнастикой

Основные упражнения

1. Губы. Эти упражнения для пробуждения артикуляционного аппарата. Выполнять их нужно поочередно несколько раз:

• «Улыбка». Нужно широко улыбнуться, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнести вслух звук «И» и удерживать губы в таком положении 5 секунд. В последствие можно будет произносить «И» про себя, плавно увеличивая время до 10 секунд;

• «Трубочка». Сложить губы «трубочкой» и вытянуть их вперед. Произнести вслух «У», а потом можно его говорить про себя. Начинать делать упражнение по 5 секунд, а потом по 10 секунд.

2. Нижняя челюсть.

• «Заборчик». Поставить верхние зубы на нижние и растянуть губы в улыбке, показав зубы. Выполнять упражнение 5 секунд, потом увеличить время до 10 секунд.

• «Ворота». Сделать упражнение «Улыбка» и опустить нижнюю челюсть. В таком положении держать рот открытым в течение 5 секунд. Со временем увеличить продолжительность упражнения до 10 секунд.

3. Язык. Исходной позой для упражнений на язык является следующее положение: рот раскрыт, губы растянуты в улыбку, а нижняя челюсть неподвижна. Очень полезно выполнять упражнения для разминки языка до начала выступления перед публикой.

• «Часики». Из исходного положения двигаем языком вправо-влево, задевая уголки губ.

• «Качельки». Из исходного положения двигаем языком вверх-вниз, задевая нижнюю и верхнюю губу.

• «Болтушка». Из исходного положения двигаем языком вперед-назад.

• «Лопатка». Принимаем исходное положение. Расслабляем язык, сделав его широким, и кладем на нижнюю губу.

• «Иголка». Принимаем исходное положение. Напрягаем язык, вытягиваем его вперед так, чтобы он стал узким и тонким.

• «Футбол». Рот закрыть и упирать язык то в правую, то в левую щеку.

• «Чашечка». Открываем рот, расслабляем язык и поднимаем его к зубам, не касаясь их. Выдерживаем в этой позе 5 секунд, а потом увеличиваем времядо 10 секунд.

• «Грибок». Открываем рот, а язык приставляем к небу, стараясь оттянуть нижнюю челюсть как можно ниже. Выполнять упражнение 10 секунд.

• «Горка». Принимаем исходное положение. Язык поднимаем вверх и прижимаем к коренным зубам, а кончиком языка стараемся прикоснуться к нижним зубам. Выполнять упражнение 15 секунд.

• «Варенье». Принимаем исходное положение. Расслабляем язык, вытаскиваем и облизываем верхнюю губу. После этого прячем его назад в рот. Выполняем это упражнение 15 раз.

Артикуляционная гимнастика для женщин

Всем женщинам очень важно оставаться как можно дольше молодыми и красивыми. Специальная артикуляционная гимнастика поможет убрать второй подбородок, разгладить кожу и укрепить мышцы рта, щек, лба и носа.

1. Упражнения для рта. Надавить пальцами на уголки рта и вытянуть губы, как будто дуя на кипяток.

2. Упражнения для щек. Придавить указательными пальцами носогубные складки и начать петь «И-и-и».

3. Упражнения для скул. Нужно вдохнуть воздух и закрыть рот. После этого выдыхать его толчками поочередно - через левый угол, через правый угол рта.

4. Упражнения для лба. Сомкнуть пальцы рук и положить их на лоб. Пальцы плотно прижать, а брови стараться поднять как можно выше. При этом нужно произносить «А».

5. Упражнения для носа. Большими пальцами рук зажать крылья носа, а затем раздуть их.

6. Упражнения для улучшения кровообращения. Поворачивать голову влево-вправо несколько раз, а затем опустить на грудь. Повторить упражнение несколько раз.

viva-woman.ru

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Артикуляционная гимнастика

как основа правильного произношения

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Правила артикуляционной гимнастики

   Чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:

·       ежедневно выполнять логопедические упражнения;

·  заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;

·      проводить упражнения в игровой форме;

·      выполнять гимнастику перед зеркалом;

·      проводить не более 5 упражнений за одно занятие;

·      применять счет для четкого выполнения артикуляционных

упражнений;

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Если какое то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, пальцем, ручкой чайной ложки. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Необходимо следить за тем, насколько точно и плавно малыш выполняет упражнения, соблюдает ли необходимую скорость движения, и симметрично ли двигаются правая и левая сторона лица во время упражнений. Если эти условия не будут соблюдаться, вряд ли артикуляционная гимнастика для детей принесет ожидаемый эффект. При выполнении упражнений на развитие речи приветствуется любой творческий подход, например чтобы малыш правильно делал движения языком, губы можно намазать джемом, медом или вареньем. Первое время при выполнении упражнений возможно некоторое напряжение органов речи, но по истечении нескольких занятий упражнения уже будут выполняться непринужденно, и дойдут до автоматизма.

Бегемот

• широко открыть рот - "жарко"

• закрыть рот - "холодно Чистим зубки

• улыбнуться, открыть рот

• кончиком языка с внутренней стороны

"почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто
  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки"

(т. е. слегка приподнять кончик язык

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Дудочка

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Киска
  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень. Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё три шарика

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя".

Если начинать «играть» в артикуляционную гимнастику с ребенком, начиная  с 2-3-х лет, это серьезная профилактика речевых нарушений. Вы заметите, что ребенок уже четче и правильно произносит многие слова. Наблюдения показали, что такие ранние занятия дают превосходный результат   и даже у детей с серьезными речевыми нарушениями, после ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, помощь логопеда в дальнейшем не требовалась.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интересными и весёлыми

  1. А. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» 2010г.
  2. Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в считалках» 2012 г.
  3. Е. И. Косинова «Артикуляционная гимнастика» 2007г.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной гимнастикой полезно заниматься не только детям, но и взрослым. Особенно людям, которые в силу своей профессии должны общаться с большим количеством людей, либо выступать перед публикой.

Артикуляционная гимнастика развивает подвижность органов речевого аппарата и вырабатывает правильные движения артикуляционных органов

С помощью нее человек сможет научиться правильно произносить все звуки. По мнению докторов достаточно заниматься всего 5-15 минут в день этой гимнастикой и тогда произношение станет ровное и четкое. Очень важно заниматься разминкой речевого аппарата с детьми, но делать это нужно в форме игры, чтобы им было интересно. Всегда нужно стремиться к правильному выполнению всех упражнений, хотя наказывать ребенка за неверно выполненное упражнение нельзя. Иначе малыш будет бояться наказания, и стараться всячески избегать занятий. Эти занятия должны быть увлекательными для ребенка и приносить пользу. Кроме того, существует специальная артикуляционная гимнастика для женщин, которая способна помочь избавиться от морщин и второго подбородка.

Зачем нужно заниматься артикуляционной гимнастикой

Далеко не все взрослые могут четко и правильно проговаривать слова, а уж тем более дети. Для того чтобы четко проговаривать каждый звук, артикуляционный аппарат должен быть к этому готов. Существует несколько основных версий, почему возникают сложности с правильным проговариванием звуков. По одной из версий дефекты при произношении звуков и букв являются осложнениями после родов. И чем труднее проходили роды, тем больше возможность, нарушения центральной нервной системы и, следовательно, речевые навыки могут быть заторможены. Существует теория, что дефекты речи связаны с осложнениями после прививок. По третьей версии это является следствием сосания пустышки. Теории по этому поводу разные, но результат один – у многих детей присутствуют дефекты речи из-за недостаточной подвижности артикуляционного аппарата.

Для того чтобы развить речевой аппарат нужно регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой. Начинать упражнения для артикуляционной гимнастики надо с нескольких повторений, плавно переходя к увеличению числа повторений и количеству занятий.

Для достижения хорошего результата необходимо качественно выполнять упражнения, при этом движения должны быть резкими, либо плавными в зависимости от упражнения. Важно не допускать вялости или излишнего напряжения мышц.

Чтобы убрать речевые дефекты необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой систематически. После нескольких занятий результатов может быть не видно, но при прохождении целого курса можно добиться чистого и правильного произношения звуков и слов.

Артикуляционная гимнастика для детей: как начать заниматься артикуляционной гимнастикой

Взрослый человек может своим волевым решением начать заниматься самостоятельно, а вот с ребенком это сделать гораздо тяжелее. Сначала ребенку нужно понятно и доступно объяснить, как правильно выполнять каждое упражнение. И обязательно нужно следить за техникой их выполнения. Если заинтересовать ребенка гимнастикой в форме игры, то он будет с удовольствием и интересом ей заниматься. Например, можно предложить такие правила игры: ротик - это домик, губки - это дверцы, зубки – это заборчик. Многие упражнения артикуляционной гимнастики помогают развитию подвижности языка. Можно показать ребенку как его язычок умеет изображать различные предметы: лодочку, чашечку, горку, трубочку или играть в прятки.

Обязательно нужно выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо во время выполнения упражнения. Тогда он быстрее сможет понять, что он делает не правильно и исправить свои недочеты.

Даже если ребенок выполняет упражнения неправильно, его все равно нужно хвалить, только так у него будет стремление добиться положительных результатов. В противном же случае, очень легко отбить у него желание заниматься гимнастикой

Основные упражнения

1. Губы. Эти упражнения для пробуждения артикуляционного аппарата. Выполнять их нужно поочередно несколько раз:

  •  «Улыбка». Нужно широко улыбнуться, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнести вслух звук «И» и удерживать губы в таком положении 5 секунд. В последствие можно будет произносить «И» про себя, плавно увеличивая время до 10 секунд;
  • «Трубочка». Сложить губы «трубочкой» и вытянуть их вперед. Произнести вслух «У», а потом можно его говорить про себя. Начинать делать упражнение по 5 секунд, а потом по 10 секунд.

2. Нижняя челюсть.

  • «Заборчик». Поставить верхние зубы на нижние и растянуть губы в улыбке, показав зубы. Выполнять упражнение 5 секунд, потом увеличить время до 10 секунд.
  •  «Ворота». Сделать упражнение «Улыбка» и опустить нижнюю челюсть. В таком положении держать рот открытым в течение 5 секунд. Со временем увеличить продолжительность упражнения до 10 секунд.

3. Язык. Исходной позой для упражнений на язык является следующее положение: рот раскрыт, губы растянуты в улыбку, а нижняя челюсть неподвижна. Очень полезно выполнять упражнения для разминки языка до начала выступления перед публикой.

  • «Часики». Из исходного положения двигаем языком вправо-влево, задевая уголки губ.
  • «Качельки». Из исходного положения двигаем языком вверх-вниз, задевая нижнюю и верхнюю губу.
  •  «Болтушка». Из исходного положения двигаем языком вперед-назад.
  •  «Лопатка». Принимаем исходное положение. Расслабляем язык, сделав его широким, и кладем на нижнюю губу.
  •  «Иголка». Принимаем исходное положение. Напрягаем язык, вытягиваем его вперед так, чтобы он стал узким и тонким.
  •  «Футбол». Рот закрыть и упирать язык то в правую, то в левую щеку.
  •  «Чашечка». Открываем рот, расслабляем язык и поднимаем его к зубам, не касаясь их. Выдерживаем в этой позе 5 секунд, а потом увеличиваем времядо 10 секунд.
  •  «Грибок». Открываем рот, а язык приставляем к небу, стараясь оттянуть нижнюю челюсть как можно ниже. Выполнять упражнение 10 секунд.
  •  «Горка». Принимаем исходное положение. Язык поднимаем вверх и прижимаем к коренным зубам, а кончиком языка стараемся прикоснуться к нижним зубам. Выполнять упражнение 15 секунд.
  •  «Варенье». Принимаем исходное положение. Расслабляем язык, вытаскиваем и облизываем верхнюю губу. После этого прячем его назад в рот. Выполняем это упражнение 15 раз.

Артикуляционная гимнастика для женщин

Всем женщинам очень важно оставаться как можно дольше молодыми и красивыми. Специальная артикуляционная гимнастика поможет убрать второй подбородок, разгладить кожу и укрепить мышцы рта, щек, лба и носа.

1. Упражнения для рта. Надавить пальцами на уголки рта и вытянуть губы, как будто дуя на кипяток.

2. Упражнения для щек. Придавить указательными пальцами носогубные складки и начать петь «И-и-и».

3. Упражнения для скул. Нужно вдохнуть воздух и закрыть рот. После этого выдыхать его толчками поочередно - через левый угол, через правый угол рта.

4. Упражнения для лба. Сомкнуть пальцы рук и положить их на лоб. Пальцы плотно прижать, а брови стараться поднять как можно выше. При этом нужно произносить «А».

5. Упражнения для носа. Большими пальцами рук зажать крылья носа, а затем раздуть их.

6. Упражнения для улучшения кровообращения. Поворачивать голову влево-вправо несколько раз, а затем опустить на грудь. Повторить упражнение несколько раз.

Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!

rb7.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Для устранения различных дефектов речи на протяжении десятилетий успешно применяется методика, получившая название артикуляционная гимнастика. В детском саду она входит в обычную программу групповых занятий с логопедом. Упражнения артикуляционной гимнастики полезны не только маленьким детям — метод нередко используется при обучении актерскому мастерству, подготовке дикторов для радио и телевидения.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Комплекс артикуляционной гимнастики представляет собой набор специально подобранных упражнений для тренировки мышц речевого аппарата. При использовании этой методики:

  • увеличивается дифференцированность движений губ и языка в процессе речи;
  • движения органов артикуляционного аппарата становятся более ловкими и уверенными;
  • укрепляются мышцы челюсти.

Занятия показаны как детям, так и взрослым, у которых:

  • вялое звукопроизношение — в целом все звуки произносятся правильно, но недостаточно отчётливо и громко;
  • слабо развит речевой слух — человек не способен придавать своему голосу нужные интонации;
  • имеются дефекты звукопроизношения — связная речь отсутствует, ряд звуков не проговаривается и т.д.

Многие люди учатся правильному звукопроизношению самостоятельно в процессе воспитания. В раннем возрасте дети быстро перенимают от взрослых манеру речи. Однако иногда при отсутствии должного воспитания, в результате пережитого стресса или из-за осложнений болезней ребёнку не удаётся научиться нормально говорить. Легче всего устранить такие дефекты в раннем возрасте. Взрослые также могут избавиться от дефектов речи, но это процесс потребует больше сил и времени, поскольку будет нелегко избавиться от выработанных в течение многих лет привычек.

Дефекты звукопроизношения нередко возникают по двум причинам:

  • некоторые мышцы артикуляционного аппарата недостаточно развиты, поэтому процесс устного общения требует значительных усилий. Как вариант, человек начинает неосознанно выбирать такие положения языка, губ, нижней челюсти, которые ему даются с наименьшим трудом. Тем не менее результат остаётся прежним — ряд звуков произносится неправильно;
  • в процессе речи человек производит движения органами артикуляционного аппарата, не соответствующими правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения артикуляционной гимнастики стимулируют определённые группы мышц или повторяют движения органов речевого аппарата при правильном звукопроизношении. После некоторого количества занятий устное общение потребует от человека меньше физических усилий, а губы и язык будут самопроизвольно занимать верное положение.

Как проводятся занятия?

Движения органов речевого аппарата для каждого языка уникальны. Здесь можно вспомнить хорошо известный пример — английское слово «cheese», произнося которое нужно «улыбаться». В связи с этим упражнения артикуляционной гимнастики всегда разрабатываются с учётом языковых особенностей, и нельзя без предварительной адаптации использовать хорошо зарекомендовавшую себя иностранную методику.

Поскольку человек не может самостоятельно определить, какие именно нарушения артикуляции у него имеются, занятия всегда проводятся вместе с логопедом. По достижении некоторых положительных результатов взрослые могут выполнять упражнения самостоятельно в домашних условиях. Возможны как индивидуальные, так и групповые занятия.

Упражнения выполняются перед зеркалом — так легче контролировать движения губ, нижней челюсти и языка. На первых сеансах отрабатываются базовые принципы методики и выявляются индивидуальные нарушения звукопроизношения. В дальнейшем выполняется основной набор упражнений.

В зависимости от характера нарушений звукопроизношения подбирается индивидуальный комплекс упражнений. Также можно сформировать группу участников, у которых наблюдаются сходные нарушения.

Артикуляционная гимнастика для детей

При занятиях с детьми используется специальная картотека артикуляционной гимнастики — набор карточек, раздающихся в случайном порядке участникам сеанса. Каждая табличка содержит упражнение на проработку произношения одного определённого звука. Ребёнок должен зачитать четверостишие (двустишие), сделав акцент на определённом слове или производя определённые движения губами и языком.

Крайне важно должным образом мотивировать малышей на выполнение упражнений. Маленькие дети, в отличие от взрослых, не могут понять значение правильного звукопроизношения. По этой причине занятия проводят в игровой форме, активно используют абстракции и отсылки к образам из животного мира, персонажам мультфильмов, хорошо известным предметам повседневного обихода. Если ребёнок капризничает, не хочет заниматься или не может правильно выполнить какое-либо упражнение, его ни в коем случае нельзя ругать, пугать или пытаться пристыдить. При работе с детьми очень легко утратить тесный психоэмоциональный контакт, тогда вернуть доверие не всегда возможно.

При организации занятий в обязательном порядке учитываются возрастные особенности детей:

  • артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет. В этом возрасте речевые способности находятся на раннем этапе своего формирования, поэтому возможные дефекты звукопроизношения только начинают проявляться и их достаточно легко исправить. Большинство детей в 3-4 года ещё не умеют читать, из-за чего на занятиях картотека использоваться не может. Вместо этого проводится артикуляционная гимнастика в картинках — малышам последовательно показываются яркие изображения. Дети, в свою очередь, должны при помощи движений губ и языка изобразить отдельные элементы увиденного, например, изогнуть язык в форме паруса на лодке. Все упражнения выполняются в медленном темпе;
  • артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет. У малышей этого возраста в значительной степени сформированы речевые навыки, из-за чего дефекты звукопроизношения в большинстве случаев отчётливо заметны. Однако, чтобы исправить нарушения, требуется больше времени и затраченных усилий. Также в 5-6 лет у детей, как правило, имеются минимальные навыки чтения, что позволяет использовать на занятиях карточки с упражнениями. Темп занятий увеличивают по сравнению с младшей возрастной группой.

Артикуляционная гимнастика

На начальных этапах занятий с детьми часто используются различные предметы. Следует помнить, что они должны быть стерильными, поскольку их придётся периодически класть в рот. Чтобы решить эту проблему, можно использовать кондитерские изделия подходящего размера и формы.

Так, ребёнок должен на протяжении некоторого времени удерживать палочку между носом и верхней губой или тянуть язык в разные стороны за леденцом.

Детские упражнения артикуляционной гимнастики

Для устранения дефектов произношения свистящих звуков подходят следующие упражнения:

  • «Слоник». Сжимают зубы, губы вытягивают вперёд трубочкой и удерживают в таком положении в течение примерно 7 секунд;
  • «Больной пальчик». Кончик языка кладут между зубами и слегка придерживают губами, а затем дуют на палец, не надувая щёки. При этом воздух нужно выдыхать через небольшую щель посередине языка и верхней губы.

Для какуминальных звуков — [Р], [Р'], [Л], [Л']:

  • «Маляр». Полностью открывают рот, улыбаются и при этом обнажают зубы. Кончиком языка водят по твёрдому нёбу по направлению от зубов к горлу и обратно. Нижнюю челюсть оставляют неподвижной. Язык не должен перемещаться влево-вправо, отрываться от нёба и выходить за пределы зубов;
  • «Грибок». Слегка приоткрывают рот и показывают зубы. Цокают языком, а затем прижимают широкую часть языка к нёбу и удерживают в течение примерно 10 секунд;
  • «Вкусное варенье». Широкой частью языка облизывают верхнюю губу, одновременно с этим оттягивают нижнюю губу и показывают зубы.

Для шипящих звуков:

  • «Непослушный язычок». Широкую часть языка вытягивают наружу из ротовой полости, затем ритмично прижимают губами и при этом произносят «ля-ля-ля»;
  • «Чашечка». Стараются как можно шире открыть рот, улыбаются и показывают зубы. Вытягивают язык и изгибают, приподнимая передний и боковые края;
  • «Индюк». Слегка приоткрывают рот. Вытягивают широкую часть языка и быстро водят ею по верхней губе, при этом произносят в течение примерно 7 секунд «бл-бл-бл».

Гимнастика для глаз

Гимнастика для офисных работников

ЛФК при расстройстве и отсутствии менструации

Ортопедический матрас

Ортопедическая обувь 

  • < Назад
  • Вперёд >

lfk-gimnastika.com

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках

Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу хорошую дикцию и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для тренировки мышц языка и щек, с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.

Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»

Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.

Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.

Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.

При правильной артикуляции звук «Л» произносится:

  • открытыми губами;
  • открытыми зубами;
  • кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
  • с умеренной воздушной струей.

При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.

Упражнения для постановки

Упражнения для постановки звука «Л» у детей

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.

«Индюшонок»

При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

Важно при этом не двигать нижней челюстью.

После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.

«Пароходик»

Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».

Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.

особенности артикуляционной гимнастики

Статические упражнения

«Заборчик»

Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.

«Чашечка»

Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.

«Иголочка»

Малыш широко открывает рот и как можно дальше высовывает узенький язычок.

Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.

Стихи для развития произношения звука «Л»

Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.

  1. Летний ливень льет с небес,По утру умылся лес.
  2. Лаком лавочку покрыли,Вся на солнышке блестит.И на лавочке бабуляС удовольствием сидит.
  3. Ленту алую ЛарисеМама в косу заплела,Чтобы маленькая ЛараКраше всех в саду была.

Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.

Стихи для развития произношения

Как закрепить полученный результат

Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».

Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.

Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.

Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:

  • Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
  • Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
  • Бокал, стол, стул, пенал.

Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.

Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.

Общие рекомендации по занятиям

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Артикуляционная гимнастика

Основным методом формирования артикуляционной базы традиционно считается артикуляционная гимнастика. 

Под артикуляционной базой понимают систему привычных движений и положений произносительных органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответствующих мышц. В результате регулярных занятий артикуляционной гимнастикой формируется правильная артикуляция звуков. Благодаря воспитанию правильной артикуляции у ребенка в будущем вырабатывается и безупречная дикция. (А.М.Горчакова).

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц

1) Загони мяч в ворота

·         Вытянуть губы вперед трубочкой.

·         Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

2) Месим тесто

·         Улыбнуться.

·         Немного приоткрыть рот.

·         Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».

·         Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

·         Улыбнуться.

·         Приоткрыть рот.

·         Положить широкий язык на нижнюю губу.

·         Удерживать под счет от 5 до 10.

4)  Кто дальше загонит мяч?

·         Улыбнуться.

·         Положить широкий язык на нижнюю губу.

·         Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

5) Чистим зубки

·         Улыбнуться.

·         Показать зубы, приоткрыть рот.

·         Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы.

Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч

1) Вкусное варенье

·         Слегка приоткрыть рот.

·         Улыбнуться.

·         Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

2) Месим тесто

·         Улыбнуться.

·         Немного приоткрыть рот.

·         Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».

·         Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

·         Улыбнуться.

·         Приоткрыть рот.

·         Положить широкий язык на нижнюю губу.

·         Удерживать от 5 до 10.

4)  Грибочек

·         Улыбнуться.

·         Показать зубы, приоткрыть рот.

·         Поцокать языком, будто едешь на лошадке.

·         Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

5)  Кто дальше загонит мяч?

·         Улыбнуться.

·         Положить широкий язык на нижнюю губу.

·         Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

6)  Гармошка

·         Улыбнуться, приоткрыть рот.

·         Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).

·         Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать).

7) Фокус

·         Улыбнуться, приоткрыть рот.

·         На кончик носа положить ватку.

·         Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

1) Месим тесто

·         Улыбнуться.

·         Немного приоткрыть рот.

·         Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».

·         Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

2) Вкусное варенье

·         Слегка приоткрыть рот.

·         Улыбнуться.

·         Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

3) Самолет

·         Губы в улыбке.

·         Рот приоткрыт.

·         Длительно произнести звук «ы-ы-ы».

4) Индюк

·         Приоткрыть рот.

·         Положить язык на верхнюю губу.

·         Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

5) Качели

·         Улыбнуться.

·         Приоткрыть рот, показать зубы.

·         Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).

·         Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь

1) Чистим зубки

·         Улыбнуться.

·         Приоткрыть рот.

·         Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

2) Маляр

·         Губы в улыбке.

·         Приоткрыть рот.

·         Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад.

3) Кто дальше загонит мяч?

·         Улыбнуться.

·         Положить широкий язык на нижнюю губу.

·         Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

4) Вкусное варенье

·         Слегка приоткрыть рот.

·         Улыбнуться.

·         Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

5) Индюк

·         Приоткрыть рот.

·         Положить язык на верхнюю губу.

·         Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл». 

6) Дятел

·         Улыбнуться.

·         Открыть рот.

·         Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

 Раз-два-три-четыре-пять,

 Мы идем, идем гулять,

 Все лопаточки возьмем

 И в песочницу пойдем.

Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.

 Ты любишь пить чай?

 Тогда не зевай!

 Рот открывай,

 Чашку доставай.       

Стрелочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 Раскрывай пошире рот

 И тяни язык вперед.

 Раз, два, три, четыре, пять -

 Стрелку будем выполнять.

Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть язы­ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 Цок-цок-цок!

 Мы все сказали,

 Как лошадки поскакали.

 Вот лошадки поскакали,

 Язычок, поцокай с  нами.

Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж­нюю челюсть.

 У Антошки есть гармошка.

 Поиграй-ка нам немножко.

Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

 Старательно красим: назад и вперед,

 Давайте покрасим скорей потолок!

 Маляр торопился

 И кисть уволок.

Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 Ох, какое объеденье!

 Очень вкусное варенье!

 Язык широкий положи

 И края приподними.

 Оближем верхнюю губу -

 Варенье очень я люблю.

 Всем на удивление

 Вкусное варенье.

 

www.logoped-fokinovasv.ru