Артикуляционная гимнастика для детей Рыбка ротик открывает. Артикуляционная гимнастика рыбка


Артикуляционная гимнастика для детей Рыбка ротик открывает

Артикуляционная гимнастика для детей

Рыбка ротик открывает, говорить она желает (широко открываем, затем закрываем рот)

Наш тигренок не кусается, наш тигренок улыбается (губы растянуть в улыбке и удерживать)

Тянет слоник хоботок – так он воду достает (вытянуть губы трубочкой)

Тише – киске нелегко. Она лакает молоко (рот открыть, выполнять движения языком вперед-назад)

Язык вытянул гусак – вот так, вот так. (вытянуть узкий кончик языка)

К нам лошадка скачет – что же это значит? (открыть рот и щелкать языком)

Обезьянка-озорница может целый день дразниться (шлепать губами по широкому кончику языка)

На обед себе лягушка ловит комара и мушку (открыть рот и достать кончиком языка верхнюю губу)

Мишка очень любит мед – он сейчас его слизнет (открыть рот, облизать верхнюю, затем нижнюю губу)

Попугай волнистый мой вечно крутит головой (открыть рот, кончиком языка поочередно касаться уголков рта)

Эта пандочка -толстушка настоящая болтушка (открыть рот и быстро водить широким языком по верхней губе: бл-бл-бл)

У жирафа голова достает до потолка (открыть рот и кончиком языка достать нёбо)

А у ёжика иголки ох, как колки! Ох, как колки! (открыть рот и касаться языком внутренней поверхности щёк)

А щенок по кличке Шарик всё гонял воздушный шарик. Толстой лапой пёсик топнул и воздушный шарик лопнул (надувать и сдувать щёки)

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был в своем домике Веселый Язычок В домике этом красные двери, Рядом с дверями белые звери Любят зверюшки конфеты и плюшки. Догадались? Это домик-рот. Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо – налево)

Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх). Вниз посмотрел : нет ли луж? (движение языка вниз). Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Во такой. (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы).

Посмотрел он вокруг. Увидел Язычок, как кошка (губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой) ловит мышку за хвостик (губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка). Потом увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. И он так же покачался. (движение языка вверх - вниз)

Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать» , подумал Язычок.

present5.com

Артикуляционная гимнастика

Поиск Лекций

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» (расслабление мышц я зыка)

 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

 

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

 

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

poisk-ru.ru

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика

для малышей

Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой речи? Вполне. И сделать это в состоянии не только логопеды, но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств ее решения является артикуляционная гимнастика.

Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.

Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже детьми ясельной группы?

Посадите ребенка в удобном месте. Можно приготовить для каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу. Уточните с детьми, где находиться язычок и его кончик, где губки, зубки, щечки. Познакомьте малыша с некоторыми упражнениями артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты в трубочку, язычок поднят вверх, опущен вниз, двигается в стороны, щелкает и т.д.

Затем начинайте интересную игру «Веселый зоопарк».

Ребенок выбирает понравившуюся игрушку и выполняет задание под речевое сопровождение взрослого.

При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением занимающегося.

Выбирая игрушки, ребенок сам определяет последовательность заданий и поэтому чувствует себя самостоятельным и свободным.

Благодаря такой организации можно добиться хороших результатов в обучении!

Уважаемые родители, предлагаем Вам методичку-раскраску. В ней Вы найдете полезную информацию и практические рекомендации, а малыша заинтересуют картинки, которые можно раскрасить. Все изображения в раскраске крупные, без мелких деталей, а широкая контурная линия скроет естественные погрешности неумелой руки малыша. Картинки легко узнаваемы, симпатичные, добрые, интересные, каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему желанию.

Игра « ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»

«Рыбка»

Рыбка ротик открывает,

Говорить она желает.

Ребенок широко открывает

и закрывает рот.

«Добрый тигренок»

Наш тигренок не кусается,

Наш тигренок улыбается.

Ребенок растягивает губы

в широкой улыбке,

обнажая сомкнутые зубы.

«Слоник»

Тянет слоник хоботок,

Так он воду достает.

Ребенок вытягивает

губы трубочкой.

«Киска»

Тише, киске не легко,

Она лакает молоко.

Ребенок, открыв рот,

выполняет движения

языком вперед-назад.

«Любопытный гусь»

Шейку вытянул гусак,

Вот так, вот так.

Ребенок вытягивает вперед

узкий кончик языка.

«Обезьянка»

Обезьянка-озорница

Может целый день дразнится.

Ребенок, улыбаясь,

произносит «пя-пя-пя»,

зажимая губами широкий

кончик языка. «Лошадка»

К нам лошадка скачет!

Что же это значит.

Ребенок щелкает языком,

широко открыв рот.

«Попугай»

Попугай волнистый мой

Вечно крутит головой.

Ребенок, открыв рот,

выполняет движения

языком вправо-влево

«Мишка-сладкоежка»

Мишка очень любит мед,

Он его сейчас слизнет.

Ребенок, открыв рот,

облизывает верхнюю

и нижнюю губу.

«Жираф»

У жирафа голова

Достает до потолка.

Ребенок, широко открыв

рот, достает кончиком

языка до верхнего неба.

«Лягушка»

На обед себе лягушка

Ловит комара и мушку.

Ребенок кончиком языка,

стараясь поднять его

как можно выше, касается

верхней губы.

«Озорной щенок»

А щенок по кличке Шарик

Все гонял воздушный шарик.

Толстой лапой Шарик топнул,

И воздушный шарик лопнул.

Ребенок надувает и сдувает щеки.

«Панда»

Эта пандочка-толстушка

Настоящая болтушка. Ребенок, открыв рот, выполняет вибрирующие движения языком, касаясь верхней губы.

«Ежик»

А у ежика иголки

Ох, как колки!

Ох, как колки!

Ребенок дотрагивается

кончиком языка до

внутренних сторон

правой и левой щеки.

«Усталый лосенок»

Лосенок высунул язык,

Он долго бегать не привык.

Ребенок, открыв рот,

улыбаясь, показывает широкий, расслабленный язык.

Детский сад № 94

г. Краснодар Артикуляционная гимнастика

для малышей Игра « ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»

Памятка для родителей.

Материал подготовила: Учитель-логопед

Куниченко О.А.

Материал подготовил:

Психолог

Н. А. Цирульникова

\

flatik.ru

Артикуляционная гимнастика — МегаЛекции

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.

Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.

Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

• мимические упражнения;

• упражнения для губ;

• упражнения для языка;

• фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладывание языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.

Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удерживание его в таком положении - трудное задание, которое требует многократных повторений. Это упражнение можно назвать по-разному: «Рыбка открывает рот и ловит корм», «Крокодил широко открыл рот», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» (С. Маршак), «Язычок отдыхает на диване», «Поздороваемся с маленьким язычком» и т. д.

Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков, так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кроме того, они способствуют выработке речевого дыхания и развитию голосовых возможностей ребенка.

Использование в качестве опоры гласных и согласных звуков, основанных на непроизвольных движениях, достигается в игровых ситуациях: «На приеме у доктора Айболита» (покажем Айболиту горлышко и скажем: «А-а-а-а»), «Плачет малыш» (а-а-а-а-а), «Хочется спать» (зевание), «Малыш просит у мамы кушать» (произносится ам - рот широко открыт), «Малыш кашляет», «Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса). Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]). Далее используются звуки [и], [т], звукосочетания йа, йо, йу, йэ; звукоподражания: «Ослик кричит: иа, иа», «Веселые дети смеются: хи-хи-хи», «Разговор зверят: ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те», игра «Я - не я». Например, логопед говорит: «Я люблю читать книжки. Я люблю рвать книжки». В ответ дети произносят «И я» или «Не я».

«Песенки» птиц, «разговоры» зверей и игрушек, в которых дети произносят звуки [и], [й], [т], служат базой для формирования артикуляционной позиции звука [с]: кончик языка опущен и лежит за нижними зубами, посередине языка проходит узкая щель.

Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. С этой целью можно применить следующие задания и игровые приемы:

— произнесение гласных звуков и слогов в сочетании с ходьбой на месте, наклонами в стороны, подниманием и опусканием рук, головы и т. д.;

— произнесение звуков и слогов с выражением эмоций: сердимся, ругаемся - миримся, печалимся - радуемся и др.;

— произнесение гласных звуков и слоговых сочетаний с движением указательного пальца по волнистым и ломаным линиям, по кругу и спирали, нарисованным на листе бумаги.

Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний - развитию подвижности и переключаемое™ органов артикуляции.

Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.

Движения языка слева направо («маятник») можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка плывет и шевелит хвостиком», «дверь или форточка открывается и закрывается», «волны бьются о берег», «качаются ветви деревьев» и др.

Для формирования артикуляционных позиций - широкая и узкая «трубочка» - используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки или обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми - колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка или свинки» и др.

Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки - подосиновики, сыроежки, моховики, маслята и др. - собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. В другом случае грибы собираются для мамы, для бабушки или для грибного супа.

Упражнение «Надувание обеих щек» преподносится по-разному: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толстощекий малыш», «толстомордый медвежонок», «колобок», «спрячем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.

С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следующие игровые упражнения: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт), «машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята), «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо), «машина подъехала к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам), «машина объезжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней губами), «машина подъехала к яме» (язычок «чашечкой»), «заглох мотор» (произношение звука т-т-т-т-т), «заведем мотор» (произнесение звука д-д-д-д и звукосочетаний дж-дж-дж-дж), «прокололась камера» (произношение звука ш-ш-ш-ш-ш), «заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе), «накачаем насосом камеру» (произносится звук с-с-с-с-с-с).

Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-птица». Дети вытягивают губы вперед узкой трубочкой, показывая, какое маленькое яйцо снесла сойка. Ворона снесла большое яйцо (вытягивают губы широкой трубочкой). Птенчик пробивает клювом скорлупу (стучат языком по бугоркам, произнося звуки т-т-т-т-т, д-д-д-д-д). Птенчики широко открывают рты-клювики (просят пищу), делают языки «чашечкой» (приготовились получить пищу) и др. После этого учатся петь (используются простые звукосочетания - подражание пению разных птиц).

Любую пластмассовую коробочку можно превратить в соковыжималку. Поставив в коробочку картинку с изображением фруктов или ягод, ребенок нажимает на «кнопку», произнося звуки т-т-т-т, д-д-д-д, т-д-т-д-т-д, джжжжж. Предложив ребенку сделать язык «чашечкой», логопед имитирует действие - наливает в нее сок. Эта игровая ситуация способствует отработке язычно-альвеолярной схемы (удерживанию языка у альвеолярного отростка) и помогает детям практически использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, сливовый, виноградный). В «чашечку» «наливается» чай, морс, компот, кофе, «Фанта», какао и другие напитки, употребление этих слов-названий способствует развитию пассивного словаря. Вместо слова чашечка можно использовать слово плошка. В «плошку» наливаем молоко для котенка, суп для щенка. Та же позиция языка может носить названия «ковш экскаватора», «лепесток розы», «цветок кувшинки», «вагончик на рельсах». Упражнение «чашечка» многократно обыгрывается в различных ситуациях. Например, на первых занятиях дети «лепят чашечку из глины». Глиняная чашечка неглубокая, с утолщенными краями, что характерно для положения языка на первом этапе работы над этим упражнением. Затем можно «лепить фаянсовую и фарфоровую чашечку», у таких чашек края тонкие.

Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой. На примере двух занятий показан принцип их построения.

Конспект занятия. Тема «Весна»

Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

А. Толбанова

Мимические упражнения

Педагог предлагает детям выразить радость от встречи с весной. Дети показывают, как им тепло и приятно греться на солнышке.

Малыши представляют себя доброй и ласковой Весной, они дарят деревьям листву, лугам - траву и цветы.

«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Дети показывают, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

Упражнения для мышц шеи

Игровые упражнения

«Ветерок качает подснежник». Наклонять голову влево-вправо (шея расслаблена).

«Дети радуются солнышку и посылают ему песенку гласных звуков: а-э-и-о-у». Поднимать и опускать голову.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Игровые упражнения

«Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким ротовым вдохом. (Имитация зевания.)

«На реке трескается лед, плывут льдины». Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Упражнения для щек и губ

Игровые упражнения

«Пускаем кораблики». «Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.

Упражнения для языка

Игровые упражнения

«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широкого языка.

«Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: тдд-тдд-тдд.

«Лопаются почки на деревьях». Подвести широкий язык под верхнюю губу и пощелкать.

Развитие речевого дыхания и голоса

Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

- Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу,

Я ступила на карниз

И боюсь свалиться вниз!

Кап! Кап! Кап!

Н. Полякова

Диалог Зимы и Весны

Говорит Весна:

— Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода?

— Да! Да! Да! Да!

— Тают горки во дворах?

— Ах! Ах! Ах! Ах!

— А на речке, речке треснул лед?

- Вот так! Так вот!

А. Лопко

megalektsii.ru

Логопедические игры (артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет.

Упражнения для губ и щек

1. Массаж щек.Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

2. Сытый хомячок.Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

3. Голодный хомячок.Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

4. Шарик лопнул.Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

Упражнения для губ

1. Улыбка.Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции). Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.  Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами.Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

2. Пятачок.Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3. Рыбки разговаривают.Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).

4. Еще Рыбки разговаривают.Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.

5. Снова Рыбки разговаривают.Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь.

6. Уточка.Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

7. Недовольная лошадка.Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

8. Спрятать губки.Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

Еще несколько упражнений для маленьких.- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.- пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.Описание:  Рот приоткрыт,  На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" -  челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Силач.Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

babyeph.ru

артикуляционная гимнастика - Консультации специалистов - Для вас, родители - Каталог статей

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимое для правильного звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки – с- з – ш – ж – л – р, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха,  некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов.

2. дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений.

1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходимо зрительный контроль. После того как малыш освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы.

Например: Что делают губы?

                   Что делает язычок?

                    Где он находится? (вверху или внизу).

2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут. 

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

 Артикуляционная гимнастика.

Упражнения выполнять 5-10 раз или считать до 5-10.

Упражнения для нижней челюсти.

1. «Домик».

Открыть рот на три пальца и закрыть.

2. «Сердитка».

Рот приоткрыть, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.

3. «Пила».

Рот приоткрыть, выполнить движения влево – вправо, принять исходное положение.

4. «Мельница».

Рот приоткрыт, выполнять круговые движения нижней челюстью.

5. «Расчёска».

Рот открыт. Обнять верхними зубами нижнюю губу: "причесать”  губу зубами, как расчёской. Обнять нижними зубами верхнюю губу: "причесать” губу зубами, как расчёской.

6. «Щипцы».

Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти, расслабить их и открыть рот.

7. «Жвачка».

Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.

Упражнения для губ.

8. «Улыбка».

Удержание губ в улыбке, зубы не видны.

9. «Заборчик».

Верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке.

10. «Трубочка».

Вытягивание губ вперед длиной трубочкой, губы разомкнуты.

11. «Хоботок».

Вытягивание сомкнутых губ вперед.

12. «Бублик».

Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть втянуты вперед. Видны верхние и нижние резцы.

13. «Кролик».

Зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и видны верхние резцы.

14. «Рыбка».

Чередование «Трубочки» и «Хоботка».

15. «Гармошка».

Чередование «Трубочки» и «Улыбки».

16. Вращение «Хоботком».

17. «Кучер».

Вытянуть губы вперед трубочкой и произносить: ПР- Р – Р.

Упражнение для мышц глотки и мягкого нёба.

18. Позёвывать с открытым и закрытым ртом.

19. Произвольно покашливать.

20. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

21. Надувать щёки при зажатом носе.

22. Произносить звуки с позёвыванием: И, Е, Я, Ю.

23. Делать активный выдох с «выкашливанием» гласных: Э, А, О, У.

24. Произносить сочетания: КП, ГБ, ПТК, БДГ.

25. Медленно произносить звуки: К, Г, Т, Д.

26. Проглатывать маленькие порции воды.

27. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием или усилением силы голоса.

28. При открытом рте несколько раз сказать А- А –А.

Упражнения для мышц языка.

29. «Гнёздышко». Рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости.

30. «Лопаточка».

Рот открыт. Широкий, распластанный язык лежит на нижней губе.

31. «Чашечка». Рот широко открыт, передние и боковые края языка подняты к верхним зубам, но не касаются их.                                                             Учитель – логопед: Михеева В.П.

ribkastrj.ucoz.ru

МБДОУ детский сад "Золотая рыбка" г. Цимлянска

 

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

       Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.                     Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.                                       Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.                                                                                              Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.                                     Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.

Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы:

- постепенность

- доступность

- систематичность

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.                                    
  2. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

 

  1.  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  2.  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  3.  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
  4. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  5.  В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  6.  Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка.  

 Артикуляционная гимнастика.

1. «Построить забор» - Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

2. «Трубочка» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5 – 10.

3. «Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до  10.

5. «Лопатка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

6. «Кто дальше загонит мяч?» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола.

7. «Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор»; так же верхние.

8.  «Приклей конфетку» -  Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

9.  «Грибок» -  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

10. «Вкусное варенье» -  Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

11. «Гармошка» -  Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

12. «Фокус» -  Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

13. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

14. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл(как индюк болбочет).

15. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет  до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

16. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

17. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

18. «Барабанщик» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук  д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

 

 

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

 

 

xn----6-5cdbf3b1af3ab0ax3k8b.xn--p1ai