Артикуляционная гимнастика для малышей. Артикуляционная гимнастика самолет


Ваш логопед - Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц

1) Загони мяч в ворота

  • Вытянуть губы вперед трубочкой.
  • Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

2) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Удерживать под счет от 5 до 10.

4)  Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

5) Чистим зубки

  • Улыбнуться.
  • Показать зубы, приоткрыть рот.
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы.

Комплекс упражнений для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч

1) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

2) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Удерживать от 5 до 10.

4)  Грибочек

  • Улыбнуться.
  • Показать зубы, приоткрыть рот.
  • Поцокать языком, будто едешь на лошадке.
  • Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

5)  Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

6)  Гармошка

  • Улыбнуться, приоткрыть рот.
  • Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу).
  • Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать).

7) Фокус

  • Улыбнуться, приоткрыть рот.
  • На кончик носа положить ватку.
  • Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

1) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

2) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

3) Самолет

  • Губы в улыбке.
  • Рот приоткрыт.
  • Длительно произнести звук «ы-ы-ы».

4) Индюк

  • Приоткрыть рот.
  • Положить язык на верхнюю губу.
  • Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

5) Качели

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот, показать зубы.
  • Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).
  • Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь

1) Чистим зубки

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

2) Маляр

  • Губы в улыбке.
  • Приоткрыть рот.
  • Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад.

3) Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

4) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

5) Индюк

  • Приоткрыть рот.
  • Положить язык на верхнюю губу.
  • Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл». 

6) Дятел

  • Улыбнуться.
  • Открыть рот.
  • Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна.

Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.       

Стрелочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять -

Стрелку будем выполнять.

Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть язы­ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с  нами.

Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж­нюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу -

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

kokarevala.narod.ru

Артикуляционная гимнастика для подготовки речевого аппарата к звуку «Р». | Говорика

«Улыбка» 

Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд.

 

«Трубочка» Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

 

«Блинчик»

Широкий, не напряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «пя-пя-пя ». После достижения успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

 

«Чьи зубы чище?»

Приоткрыть рот и кончиком языка водить по верхним резцам  с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Качели»

(внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его вглубь рта.

Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д..

 

«Лошадка»

Пощелкать передней и средней частью спинки языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

 

«Грибочек» 

Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

 

«Дятел» 

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

 

 «Самолет гудит»

 Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

 

Упражнение «Фокус»

Положить ватку на кончик носа. Вдох глубокий носом, выдох ртом.  Язык должен быть широким и «обнимать» верхнюю губу. Упражнение считается выполнено правильным тогда- когда ватка при выдохе взлетает вверх.

Внимательно! Выдох должен быть глубокий и ровный.

 

 

КОМУ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЛОГОПЕД ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ?

ДЕТЯМОТ 2 ДО 5 ЛЕТ

ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМОТ 4 ДО 18 ЛЕТ

ВЗРОСЛЫМОТ 18 ДО 90 ЛЕТ

Дистанционным способом возможно решить достаточно много речевых нарушений. Начиная от самых простых — постановки и коррекции звуков у детей и взрослых до более сложных нарушений речи, при которых иногда требуется пользоваться помощью дополнительного специалиста — невролога или психолога (это ДЦП или при логоневрозе). На первой консультации специалист оценивает серьезность нарушения и сообщает о возможности дистанционной коррекции. Так же мы имеем возможность помогать людям восстановить речь после инсульта.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВО ВСЕМ МИРЕВЫБИРАЮТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УРОКИПО SKYPE в GOVORIKA?

Экономия времени

Увлекательные развивающие упражнения для детей

Конфиденциальность работы

Квалифицированные специалисты со стажем в логопедической практике не менее 6 лет!

Контроль качества и гарантия результата!

www.govorika.com

Варианты артикулярных (речевых) гимнастик. - Артикуляционная гимнастика - Кабинет логопеда - Каталог статей

Варианты артикулярных(речевых) гимнастик.На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой, или перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Речевую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить её надо эмоционально, в игровой форме.

Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

  • рассказ о предстоящем упражнении;
  • показ упражнения;
  • выполнение упражнения детьми перед зеркалом:
  • проверка правильности выполнения, указания на ошибки;
  • выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

I. Упражнения для языка:

«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт .Передний и боковые края широкого языка подняты, но не каса-ются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперёд, и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

II.. Упражнения для губ

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажаются. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и ниж-ние резцы видны.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК» - «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» – «ХОБОТОК».

III. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «С», «С,.», «З», «З,», «Ц»:«Загнать мяч в ворота».Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч».Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно «Ф», сдуть ватку на противоположный края стола.

«Почистим зубы».Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «прочистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«ФОКУС». Рот приоткрыть, язык «чашечкой», выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

IV. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Ш», «Ж»

«Наказать непослушный язык».Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.

«Приклей конфетку».Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

V. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Р», «Р,»

«Автомат».Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо, произнеся «т-т-т». Убыстрять тем.

«Пулемёт».Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д».

«Барабанщики».Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо, произнося «д-д-д».

«Шмель».Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине  языка идёт воздушная струя, подключается голос.

«Индюк».Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится : « бя-бя».

VI. Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Л», «Л,»

«Индюк».«Пароход гудит».Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».

«Самолет гудит».Губы растянуты, при длительном произнесении звука «Ы», проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится «Л».

«Вкусное варенье», «Лошадка», «Качели», «Стрелочка», «Приклей конфетку».

Материал подготовлен администратором сайта

А.М. Мельниковой.

defectus.ru

Артикуляционная гимнастика для малышей | Развитие ребёнка и воспитание детей 1-3 лет и старше

Артикуляционная гимнастика для малышейКонечно, это не совсем гимнастика в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот термин. Это не физические нагрузки, а упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, помогающие ребенку правильно воспроизводить речь взрослых. Занимаясь с ребенком этими нехитрыми упражнениями, Вы получите удовольствие от такого веселого времяпрепровождения, а ребенок будет просто в восторге. Вскоре он сам будет начинать упражнения и призывать Вас повторить, проконтролировать, поиграть вместе.

Этот вид гимнастики лучше выполнять перед зеркалом. Кроме безудержного веселья, гримасничание перед зеркалом дает возможность малышу осознать свои действия и выполнить движения правильно. Упражнения можно придумывать бесконечно. Начав заниматься, Вы соберете целую коллекцию действий и повторений, здесь мы приведем лишь базовые артикуляционные фигуры, на основании которых можно развивать новые и новые.

Забор – нужно крепко сомкнуть зубы и широко улыбнуться.Артикуляционная гимнастка: упражнение Забор

 

 

 

 

Следующим упражнением красим нёбо – продолжая улыбаться, приоткрываем рот и кончиком языка проводим по нёбу. Пусть ребенок представит, что язык – это кисточка, проводить им по нёбу нужно легко, едва касаясь.Артикуляционная гимнастика: упражнение Красим нёбо

 

 

 

 

Попросите ребенка показать «часы» — продолжая улыбаться, высунуть кончик языка и водить им из стороны в сторону.Артикуляционная гимнастика: упражнение Часики

 

 

 

 

Горн (дудочка) – губы вытягиваем в трубочку и дудим в воображаемый горн, вспоминая пионерское детство. Можно воспроизводить разные мелодии.Артикуляционная гимнастика: упражнение Дудочка

 

 

 

 

Считаем зубы (Чистим зубы). Кончиком языка проводим по каждому зубу с внутренней стороны, как бы чистя их. Если ребенок не умеет считать, предлагаем ему поздороваться с каждым зубиком.Артикуляционная гимнастика: упражнение Чистим зубы

 

 

 

 

Взлет самолета (Пароход гудит) – рот приоткрыт в улыбке, произносим «ы-ы-ы-ы» в нарастающей тональности.Артикуляционная гимнастика: упражнение Пароход гудит

 

 

 

 

«Где спрятан орешек?» — поочередно надуваем то одну, то другую щеку, предлагая ребенку угадать, где спрятан орешек. В конце надуваем две щеки. Потом меняемся ролями с ребенком.Артикуляционная гимнастика: упражнение Орешки

 

 

 

 

Язычок скачет как мячик – открываем рот и двигаем языком вверх – вниз.Артикуляционная гимнастика: упражнение Качели

 

 

 

 

Карусель (Вкусное варенье) – высунув язык, облизываемся.Артикуляционная гимнастика: упражнение Вкусное варенье

 

 

 

 

Зоопарк. Предлагаем ребенку показывать разных животных:

Улитка (Чашечка) – широко раскрыть рот в улыбке, высунуть язык и завернуть его кончик вверх.Артикуляционная гимнастика: упражнение Чашечка

 

 

 

 

 

Рыбка (Окошко) – широко раскрываем и закрываем рот.Артикуляционная гимнастика: упражнение Окошко

 

 

 

 

Кошка – открыв рот и уперев кончик языка в нижние зубы, выгибаем язык не отрывая его кончик от зубов.Артикуляционная гимнастика: упражнение Кошка

 

 

 

 

Кошка ловит мышку – высовываем язык и тут же слегка прикусываем его зубами.Артикуляционная гимнастика: упражнение Кошка ловит мышку

 

 

 

 

Лошадка скачет – поцокать языком так, чтобы получился звук похожий на цоканье копыт лошади.Артикуляционная гимнастика: упражнение Лошадка скачет

 

 

 

 

Слон – вытягиваем губы в виде хобота. Стараемся вытянуть как можно сильнее.Артикуляционная гимнастика: упражнение Слоник пьёт

 

 

 

 

Повторяя эти упражнения с ребенком ежедневно по 5 – 10 минут, Вы заметите, как легко и быстро развивается его речь, а впоследствии не будете знать проблем с неправильным произношением звуков.

Понравилась статья? Поделись с друзьями! Просто нажми на значок своей социальной сети.

godovastik.ru

Персональный сайт - Артикуляционная гимнастика

Уважаемые родители!

 Решение логопедических проблем требует лишь Вашего желания, а также знания элементарных правил:

 1. Главное — превратить обучение в увлекательную игру.    Совсем не обязательно усаживать ребенка за стол, вы можете играть с ним где угодно — на полу в комнате, на кухне и даже в машине.

2. Проводя занятия, старайтесь создать эмоционально-насыщенную атмос­феру — используйте выразительные движения, мимику, улыбку, интонированную речь.

3. Период максимальной активности ребенка, а следовательно, наиболее удачный для занятий — утренние часы и время после дневного сна.

4. Наибольшая концентрация внимания в детском возрасте не превышает 15—20 ми­нут. Если малыш устал, прервите занятия и вернитесь к ним через некоторое время.

5. Не отступайте, если задания покажутся вам чересчур сложными  для ре­бенка. Они предполагают вашу активную помощь.

6. Поощряйте творческую фантазию и самостоятельность малыша  во вре­мя игры. Намеренно создавайте ситуации, в которых ребенок сможет достиг­нуть успеха.

7. Не забывайте хвалить и подбадривать юного ученика. Если у него что-то не получается, не заостряйте на этом внимание. Помните, что ребенок должен  получать положительные эмоции от общения с вами.

 Последовательность, регулярность и разумная требовательность сделают ваши усилия плодотворными.

Успехов вам и вашему ребенку!

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

- взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

-показывает его выполнение.

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Комплекс упражнений для свистящих звуков [с]-[с']-[з]-[з']-[ц]

1. Загнать мяч в ворота. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.                                                                                       

2. Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

3. Почистим зубы. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»нижние резцы, делая сначала движения языком из сторо­ны в сторону, потом снизу вверх.

4. Фокус. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.                                                                    

 5. Наказать непослушный язык. Приоткрыть рот, положить язык на ниж­нюю губу и пошлепывая его губами, произносить звуки    ПЯ-ПЯ-ПЯ

 

Комплекс упражнений для шипящих звуков [ш]-[ж]-[ч]

1. Наказать непослушный язык. Приоткрыть рот, положить язык на ниж­нюю губу и пошлепывая его губами, произносить беззвучно   ПЯ-ПЯ-ПЯ...

2. Приклей конфетку. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

3. Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

4. Фокус. Рот приоткрыть; широкий край языка выдвинуть вперед и приподнять к верхней губе. Затем плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

5. Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

6. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

7. Грибок. Прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.      

8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от   неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

 

 

 

Комплекс упражнений для звуков [л]-[л']

1. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

2. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. Качели. Рот приоткрыт.губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

4. Стрелочка. Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

5. Приклей конфетку. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

6. Индюк. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вверх-вниз, стараясь не отрывать язык от губы. Добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

7. Пароход гудит. Приоткрыть рот и длительно произносить [ы]. 

 8. Самолет гудит. Рот приоткрыт, при длительном произнесении [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении (слышится Л-Л-Л).

Комплекс упражнений для звуков [р]-[р']

1. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

2. Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

3. Грибок. Прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.      

4. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от   неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

5. Маляр. Улыбнуться, открыть рот и за зубами «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения вперед-назад.

6. Барабанщик. Открыть рот и  постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д на длительном сильном выдохе (Д-Д-Д),

 

murmanskdp4.narod.ru