Постановка звука «Ш», «Щ» — артикуляционная гимнастика на шипящие. Артикуляционная гимнастика ш


Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч).

логопед скайп

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

 

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

 

3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

 

4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.

 

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

 

5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.

 

6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

 

Мы сегодня ели Вкусное варенье, А теперь по кругу Мы оближем губы.

 

7. «Чашечка»     (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

 

Мы чаек горячий Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче.

 

 

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.

 

sites.google.com

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков "Ш", "Ч", "Щ", "Ж"

Артикуляционная гимнастика для звука "ш"

Содержание:

  1. Шипящие звуки и их правильное произношение
  2. Неправильное произношение звуков
  3. Приступаем к выполнению упражнений

 

 

 

Шипящие звуки и их правильное произношение

 

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – упражнения, направленные на отработку звуков [ш], [ж], [щ] и [ч].

 

При произнесении звука [ш] в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;  воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

 

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание правильной артикуляции данного звука.

 

Артикуляция звука [ж] отличается от артикуляции звука [ш] наличием голоса.

 

Артикуляция звуков [щ] и [ч] отличается от артикуляции звука [ш] дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук [ч] является смычно-щелевым, т. е. при его произношении вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

 

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют нижестоящие упражнения.

 

 

 

Неправильное произношение звуков

 

1)      произношения: межзубное, щёчное, боковое

2)      «нижнее» произношение звуков «Ш», «Ж» ( щель образуется между передней частью спинки языка и с твёрдым нёбом, напоминает звук «Щ«)

3)      заднеязычное (щель образуется сближением задней  части спинки языка и с твёрдым нёбом)

4)      замены  на другие шипящие или свистящие звуки

артикуляционная гимнастика для звука ч

 

Приступаем к выполнению упражнений

 

Наказать непослушный язык («Лепешка»)

 

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы вы не задерживали при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: попросить кого-нибудь поднести ватку ко рту, если вы делаете упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

 

Сделать язык широким («Блинчик»)

 

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

 

Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

 

 

Приклей конфетку

 

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5–2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 

Грибок

 

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 

 

Кто дальше загонит мяч?

 

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить за произношением именно звука [ф], а не звука [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 

 

Вкусное варенье

 

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [м].Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх–она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 

 

Фокус

 

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

 

Гармошка

 

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.Методические указания:

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Вернуться к содержанию

Что еще почитать

vashgolos7.ru

Артикуляционная гимнастика

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков ш, ж, ч, щ

Наказать непослушный язык. Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Сделать язык широким ("Блинчик"). Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Приклей конфетку. Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).  Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

Кто дальше загонит мяч? ("Остудить блинчик"). Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка). Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье. Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш . Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка. Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

Фокус. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

В случае, если звук не вызывается по подражанию, следует перейти к его постановке.

Для этой цели необходимо научить широкий передний край языка подниматься за верхние зубы и принимать форму «чашечки» или «ковшика», когда боковые края прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов, а середина передней части языка образует щель с передней частью твердого неба. Добиться такого положения можно опять же по подражанию, показав ребенку правильное положение губ и языка. Если не удается закрепить соответствующее положение, обращаемся за помощью, например, к шпателю. В качестве помощника может подойти и ложка с широкой плоской ручкой: можно поднять широкий передний край языка к альвеолам и, удерживая в таком положении, попросить малыша «посвистеть», или произнести звук [С]. Произнесенный таким образом свистящий звук имитирует звучание [Ш]. Следует обратить внимание на это звучание и связать с новым звуком – [Ш]. После усвоения изолированного произнесения [Ш] проводится поэтапная автоматизация звука. Поскольку артикуляционные и акустические свойства свистящих и шипящих звуков очень близки, после этапа автоматизации звука необходимо провести их дифференциацию.

Можно порекомендовать еще один способ постановки звука [Ш] –  от звука [Р], произнесенного шепотом, при условии, что ребенок владеет произношением этого сонора. С этой целью следует попросить ребенка широко открыть рот и произнести длительно звук [Р] – без голоса. Вибрация, производимая кончиком языка, начинает постепенно «угасать», переходя в «шипение». Можно спровоцировать произнесение [Ш] с помощью шпателя или зонда, если во время произнесения [Р] легонько прикоснуться к кончику языка с нижней его стороны. Дальнейшие действия – как и при других способах постановки. Нарушение произношения звука [Ш] также называется сигматизмом и  имеет сходные с нарушением  свистящих виды.

Другие звуки, относящиеся к группе шипящих, могут опираться на сформированные в ходе работы над звуком [Ш] произносительные навыки, в особенности это касается звука [Ж], отличающегося от [Ш] только наличием голоса. Однако особенности произнесения звуков [Ч] и [Щ] определили наличие некоторых индивидуальных приемов постановки. Это – предмет отдельного разговора

studfiles.net

Памятка "Артикуляционная гимнастика для звуков ш,ж"

края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

« Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Желаю удачи!

«Заборчик»

hello_html_379bdb16.png

«Трубочка»

hello_html_m3eb21566.png

«Блинчик»

hello_html_m2e0637b9.png

«Маляр»

hello_html_m77b0a4e5.jpg

«Вкусное варенье»

hello_html_m7820cd27.jpg

«Чашечка»

hello_html_m2a47aaa5.jpg

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Артикуляционная гимнастика

Для звуков Ш,Ж»

hello_html_m43a42357.jpg

Подготовила учитель-логопед

Кулакова Татьяна Сергеевна

Цель артикуляционной гимнастики:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Правила выполнения:

  • Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.

  • Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.

  • Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным..

  • Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

  • Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.

  • Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.

  •  Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:

- губы округлены и выдвинуты вперед

- зубы сомкнуты, либо сближены

- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» - «Трубочка»

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые

infourok.ru

Постановка звука «Ш», «Щ»: артикуляционная гимнастика на шипящие

Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно поставлен свистящий звук «С». Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол.

Тренируем органы речевого аппарата

Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

«Широкий язычок»

Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.

«Спрячь конфетку»

Конфета на языкеПопросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.

Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.

«Гриб-невеличка»

Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.

Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.

«Фокус-покус»

Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».

Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.

Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».

Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.

Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.

По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания.

Учимся произносить «Ш»

Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом.

Отработка звуковШаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого.

Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол.

Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша».

Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш».

Результат:

В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука:

  • Губы говорящего чуть круглены и немного выдвинуты вперёд.
  • Между верхними и нижними зубами в момент произнесения звука сохраняется расстояние в 1 мм.
  • Широкий язык «лопаткой» поднят к альвеолам, но не касается нёба; между языком и нёбом сохраняется щель.
  • Боковые края языка плотно прилегают к основанию верхних коренных резцов.
  • Воздушная струя, выдыхаемая при произнесении «Ш» обильная и тёплая.

Учимся произносить «Щ»

Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».

Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?

Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.

Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?

Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»

Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.

Мама с ребёнком«Ш»

Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.

Мы давали Даше кашу,

Даша, Даша, кушай, кашу!

У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.

«Щ»

Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Что мы знаем о щеглах?

Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.

Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?

Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Постановка звука «Ч» и «Щ»

Постановка звука «Ш»

marypop.ru

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч).

  1. Улыбка – Трубочка»(развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

 Тянем губы мы к ушам,Улыбнемся малышам.

 А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

  1. «Футбол»(развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

  1. «Чистим зубки 2»(для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

  1. «Ириска»(для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.

 

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

 

  1. «Грибок»(вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.

 

  1. «Вкусное варенье»(вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

 

Мы сегодня ели Вкусное варенье, А теперь по кругу Мы оближем губы.

  1. «Чашечка»(вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

 

Мы чаек горячий Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче.

 

  1. «Лошадка»(укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.

 

rastorgueva-catya-ds51kar.educhel.ru

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Ш, Ж

Артикуляционная гимнастика.Комплекс упражнений для шипящих звуков "Ш", "Ж"

Работа логопеда будет наиболее результативной в том случае, если активную помощь в обучении ребенка будут оказывать его родители. Семейная атмосфера позволит малышу не только подготовиться к обучению, но и достигнуть успехов в максимально короткие сроки.

Так, логопед, помимо индивидуальных занятий, подготовит для вас домашние задания, выполнение которых также поспособствует закреплению полученных и обретению новых навыков произношения. Желательно превратить обучение в некоторую игру. Так можно заинтересовать ребенка и выработать у него собственную инициативу в выполнении упражнений на развитие артикуляционного аппарата.

Чтобы обучение проходило без серьезных проблем, следует придерживаться следующих советов:

➢ длительность ежедневного упражнения должна составлять около 10-20 минут;

➢ уделяйте внимание повторению задания для его закрепления;

➢ необходимо, чтобы ребенок видел, как работают его губы и язык во время речи в зеркале;

➢ если он устал, устройте небольшой перерыв;

➢ держите логопеда в курсе уровня выполнения ваших домашних заданий.

Чтобы курс обучения на развитие речи усваивался ребенком наилучшим образом, обратите внимание на несколько советов:

1. Освоение упражнений должно происходить от простых техник к более сложным.

2. Те задания, которые делает ребенок впервые, нужно выполнять неспешно, желательно в отражении.

3. Необходимость повторений должна соответствовать правильности выполнения упражнения. Диапазон повторений от 2 до 15 раз.

4. Когда ребенок освоит то или иное задание, в зеркале не будет необходимости.

5. Выполнять задания необходимо ежедневно.

6. Если ребенку сложно за один раз осваивать целый комплекс упражнений, разбейте их на части и растяните их в течение дня.

7. В случае необходимости поддержки при фиксации языка рекомендуется пользоваться стерильной ручкой чайной ложечки или чистым пальцем.

Для того, чтобы научить ребенка произносить звуки "Ш" и "Ж", необходимо соблюсти следующие моменты:

1. Зубы должны быть сближены, а губы иметь округлую форму и быть слегка поданы вперед.

2. Передняя часть языка занимает положение ближе к небу, а его края должны примкнуть к верхним рядам коренных зубов.

3. Струя воздуха при выдохе проходит по центральной части языка.

4. "Ш" - это глухой звук, не нуждающийся в голосе, а "Ж" - звонкий и произносится с участием голоса.

Упражнение 1: "Заборчик"

Во-первых, ребенок должен улыбнуться и показать оба ряда зубов сверху и снизу, разместив их стык в стык. После этого ему необходимо "про себя" произнести звук "И" на протяжении 10 секунд.

Упражнение 2: "Трубочка"

Сначала делаем уже знакомый "Заборчик", а после, придаем губам вид "трубочки", вытянув их вперед и зафиксировав так на 10 секунд.

Для закрепления комбинируем и повторяем упражнения "Заборчик-Трубочка".

Упражнение 3: "Открыть/закрыть заборчик"

Необходимо открыть рот с улыбкой, не задействовав язык (оставив его внизу). После этого упираем его кончик в нижние зубы и закрываем рот. Число повторение 5-10 раз.

Упражнение 4: "Блинчик"

Здесь требуется расслабить язык, разместив его на нижней губе, без дрожания. Края должны примыкать к уголкам рта. При этом должно быть видно верхние зубы. Фиксация положения в течение 10 секунд.

Упражнение 5: "Маляр"

Ребенок должен "погладить" кончиком язычка небо при открытом рте.

Упражнение 6: "Вкусное варенье"

Первым делом просим ребенка разместить язык на нижней губе. После этого ему необходимо облизать верхнюю сверху вниз, а после спрятать язык за верхним рядом зубов. Следите за тем, чтобы челюсть была статична.

Упражнение 7: "Чашечка"

Первым этапом является выполнение уже знакомого "Блинчика". После этого язык должен принять форму "чашечки" с сохранением поднятых краев и кончика в течение 10 секунд. В завершении "чашечку" помещаем в рот и вновь держим положение около 5 секунд.

Упражнение 8: "Фокус"

Вновь улыбка с открытым ртом. Теперь вам необходимо проследить, чтобы передняя зона языка разместилась на верхней губе с образованием желоба посередине (края прижаты). Сдуваем ватку с кончика носа.

Упражнение 9: "Парус"

Повторяем упражнение "Чашечка", а после заводим ее за верхний ряд передних зубов и дуем (практически на зубы).

aababy.ru


Смотрите также