Советы для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика"? Артикуляционная гимнастика способствует


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

При работе над правильным звукопроизношением воспи­тателю необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосо­вые связки.

Перед началом работы над каждым звуком пе­дагог анализирует положение всех органов артикуляционно­го аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.

После того как артикуляционный уклад звука усвоен (разобран), следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Упражне­ния к основным звукам. Эти упражнения помогут ребенку выработать правильный артикуляционный уклад.

Каждое упражнение имеет свое название. Обучая ребен­ка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с ка­ким-то образом, предметом, изображенным на картинке. Например: широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т. п.

В последующей работе при показе картинки ребенок бу­дет выполнять соответствующие упражнения без дополни­тельных объяснений со стороны воспитателя.

В детском учреждении должна проводиться артикуляци­онная гимнастика — система упражнений для речевых ор­ганов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.

Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) раз­виты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для про­цесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упраж­нений, направленная на развитие моторики органов артику­ляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возник­новения некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляци­онной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рож­дению правильных звуков, а позднее — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего до­школьного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз),

после занятий (второй раз)

и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога.

Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Продолжи­тельность гимнастики — до 5 мин.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артику­ляционные упражнения».

В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 ста­тических и 2—3 динамических.

Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постанов­ке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»;

«Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»;

«Дятел»;

«Лошадка».

Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»;

«Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»;

«Вкусное варенье»;

«Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется пе­дагогом на неделю. На следующей неделе комплекс частич­но видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, под­ходящим под артикуляцию изучаемого звука.

Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артику­ляционной гимнастике.

Знакомство с каждым новым артикуляционным упраж­нением желательно сопровождать небольшой сюжетной зари­совкой.

Например, упражнение «Вкусное варенье»:

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хороню считать. Карлсон предложил бабушке посчи­тать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с варе­ньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».

После показа воспитатель просит детей выполнить уп­ражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он вы­полняет упражнение.

Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по пока­зу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ ар­тикуляционных поз также происходят через зеркала. В та­ком положении дети видят, как они выполняют упражне­ние, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.

При планировании работы педагоги должны фиксировать комплексы артикуляционной гимнастики (как представлено выше).

27 артикуляционных упражнений.

Название упражнения

Цель

Как делать

Рисунок

1.

«Улыбочка» (статическое)

Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обна­жая сомкнутые зубы.

Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

2.

«Дудочка» (статическое)

Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

3.

«Хоботок» (статическое)

Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед до предела. Удер­живать губы в таком положении следует 10 с.

4.

Лопаточка» (статическое).

Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасает­ся к поверхности языка.

5.

«Иголочка» (статическое)

Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком поло­жении.

Узкий кончик языка высунуть из по­лости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

6.

«Сердитая кошечка» (статическое)

Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7.

«Желобок» (статическое)

Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выпол­нять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.

8.

«Парус» (статическое).

Растягивать подъязычную связку; развивать уме­ние расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кон­чик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

9.

«Чашечка» (статическое)

Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кон­чик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боко­вые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в та­ком положении под счет до 10. Упражне­ние выполнить 3—4 раза.

10.

«Заборчик» (статическое).

Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выпол­нить 5—6 раз, продолжительность каждо­го упражнения 10—15 с.

11.

«Утиный клювик» (динамическое)

Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

Губы находятся в положении трубоч­ки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

12.

«Шторки» (динамическое)

Вырабатывать подвижность губ.

Рот приоткрыт. Нижняя губа закрыва­ет нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа от­крывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение вы­полнить 5—6 раз.

13.

«Лошадка» (динамическое).

Растягивать подъязычную связку языка.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Уп­ражнение способствует растяжению уко­роченной подъязычной связки. Упражне­ние выполнить 10—15 раз.

14.

«Грибок» (динамическое)

Растягивать подъязычную связку языка

Широко раскрыть полость рта. Присо­сать поверхность языка к нёбу. Не отры­вая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.

15.

«Маляр» (динамическое)

Вырабатывать подвижность языка в верхнем по­ложении.

Широко раскрыть полость рта. Широ­ким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медлен­ном темпе 5—6 раз.

16.

«Дятел» (динамическое)

Вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх­ними зубами; ребенок при этом произно­сит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.

17.

«Утюжок» (динамическое).

Активизировать кончик языка на бугорках.

Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Уп­ражнение проводить 20—25 раз.

18.

«Прогони комарика» (динамическое).

Вызвать самостоятельное дрожание кончика язы­ка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон­чик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.

19.

«Покусывание кончика языка» (дина­мическое).

Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусыва­ние кончика языка производится 8—10 раз.

20.

«Качели» (динамическое).

Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.

Упражнение повторить 15—20 раз.

21.

Упражнение «Катание шарика» (динамическое).

Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движе­ния выполняются сначала в одном направ­лении (по часовой стрелке) — 5—6 кру­гов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

22.

«Часики» (динамическое).

Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождает­ся словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с.

23.

«Мясорубка» (динамическое

Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Губы в положении улыбки. Зубы плот­но сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его впе­ред до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.

24.

«Прятки» (динамическое).

Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкну­ты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячет­ся». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

25.

«Вкусное варенье» (динамическое)

Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верх­нюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз.

26.

«Змейка» (динамическое).

Развивать боковые мышцы языка.

Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед­ленном темпе и выполняются 5—6 раз.

27.

«Настроение» (динамическое).

Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуть в улыбке. Зубы забор­чиком. Эта часть упражнения представля­ет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем по­ложении. Мимика помогает ребенку при­нять рассерженный вид.

Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В артикуляционную гимнастику следует вводить упраж­нения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание су­щественно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыха­ния.

Работа над речевым дыханием ребенка способствует раз­витию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Для правильного произношения любого звука необходи­ма воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближен­ные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).

Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.

2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, на­пример карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на глад­кую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).

3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздуш­ная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).

4. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» — ч-ч-ч-ч).

5. Детей учат на одном выдохе произносить 3—4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).

6. Детей учат слитно произносить фразу из 2—3, 3—4, 4—5, 5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдо­хом.

7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом;

вдох ртом, выдох носом;

вдох носом, выдох ртом;

вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.

videouroki.net

Советы для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика"?

Советы для родителей.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.Основные правила гимнастики.

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;- никогда не принуждайте ребёнка, лучше превратите тренировки в игру;- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Виды упражнений.

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения:При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения.

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика.

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как научить ребенка красивому почерку?

Для малышей от 1 года до 3 лет.

- Упражнения с газетными шариками.

Прекрасный игровой материал для годовалого крохи! Оторвите пару полосок от ненужной газеты и на глазах малыша нарвите много маленьких кусочков. Если малышу уже есть 1,5 года, он с удовольствием будет рвать газету вместе с вами. Но! Рвем полосочки правильно. Обычно малыши тянут бумагу в разные стороны, но так она не всегда рвется. Покажем малышу, как нужно взяться пальчиками левой руки за верхнюю часть бумажки, а пальчиками правой также сверху будем тянуть к себе. Легко и просто! Ну а теперь учимся катать маленькие шарики из оторванных кусочков. Годовичок не накатает вам много, ну и пусть. Зато малыши от 2 до 3 лет делают прекрасные тугие газетные шарики, из которых потом можно сделать оригинальную поделку. Нарисуйте на листе бумаги овечку, а на туловище наклейте вместе с малышом готовые шарики. Вот и шерсть у овечки готова!

- Упражнения с пипеткой.

Любимейшее занятие большинства малышей! Налейте в маленькую емкость воды, можно подкрашенной, для особого интереса. Покажите крохе, как надо держать пипетку: двумя пальчиками, а при опускании в воду, пальчики надо медленно разжать, но не отпускать резиновый наконечник. Малыш своими глазами видит, как вода затягивается в пипетку. Затем переносим пипетку с водой в пустую емкость, нажимаем на резиновый кончик – перелили! Хорошо, если пипеток будет много: с более тугими наконечниками, большие и маленькие, разноцветные, например, от лекарств.

- Упражнения с пластилином и кнопками.

Очень напрасно многие мамочки избегают давать малышам пластилин. Аргумент «А он все перепачкает!» не проходит в доме, где есть маленький ребенок. Ведь это его обязанность – все пачкать вокруг! Как иначе познать мир, как обрести навык, если запрещается упражняться в нем? А при упражнении ошибки неизбежны. Вот вам и пролитая вода, и рассыпанная гречка и измазанные пластилином ручонки. Пластилин, тем не менее, очень полезный материал для малышей от 1 года. Если у вас несколько деток, и убирать квартиру действительно сложно, воспользуйтесь пластилином, от которого не остается следов. Обычно он более ярких цветов и легко мнется. Вместе с малышом расположитесь за столом, подстелите подкладку. Накатайте из пластилина несколько ярких маленьких шариков. «Смотри, будем блинчики делать». Положите шарик на листок бумаги и указательным пальцем надавите на него. Потом следующий шарик. Конечно, крохе тоже захочется попробовать – вот и отлично! Прекрасное упражнение для мелкой мускулатуры указательных пальчиков. Деткам постарше можно предложить украсить шариками новогоднюю елку. Вырежьте из зеленой бумаги елочку и наклейте на лист бумаги. Наши пластилиновые шарики (которые, кстати, может уже катать и сам малыш) прилепляем на «ветках» елочки и надавливаем пальчиком. Вот и украсили елку! Пластилин также можно размазывать по листу бумаги не только указательным пальчиком, но и остальными: получаются «дорожки», «заборчики», «медузы», «звезды» и просто красивые узоры, в которых смешались несколько цветов. Еще вариант: размазываем пластилин по небольшому кусочку бумаги (лучше вместе с малышом, а то он один быстро устанет и потеряет интерес к работе). Затем берем ручку с использованным стержнем или стек (пластмассовый ножичек для работы с пластилином) и рисуем на пластилиновом фоне все, что захотим. А если малыш уже знает буквы – то пишем известные буковки. Очень оригинальная работа получается – и исправлять ошибки легко. А для разнообразия можно дать малышу втыкать канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок пенопласта. Для годовалых – просто втыкать, а для 2-3 леток уже втыкать по заданному контуру, например, домика, машинки, солнышка. Малыши обожают работать с кнопками, что прекрасно, потому что таким образом мы обезопасим их от травм. Ведь когда ребенок знает назначение предмета, то есть, что с ним нужно делать, он почти никогда не использует его неадекватно. Конечно, с кнопками кроха должен работать под присмотром взрослых.

- Упражнения с карандашом.

Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Уже с года вы можете учить своего маленького карапуза катать карандаш, зажав его между ладоней. Просто? А вы попробуйте, когда ручки еще не слушаются вас, и все сыпется на пол! Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так-то просто. А если малыш уже запросто это делает, то пусть возьмется пальчиками обеих рук за кончики карандаша (горизонтально) и покрутит их пальцами. Знаете, как развивает координацию рук и глаз! А можно просто подержать карандаш за концы указательными пальцами. Посоревнуйтесь – кто сумеет это сделать быстро и удержать долго, например, на ходу?

- Упражнения с мячиками, мягкими и колючими.

Такие мячики желательно иметь в «развивающем арсенале» любой мамы. Купить их не составит труда, например, в магазинах «Корма и игрушки для животных». Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики – ежики ( с резиновыми выступающими «колючками») разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров. Во-первых, их можно просто мять в руках, катать между ладоней. Мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша, требует физических усилий. Пусть сожмет такой мячик большим и указательным пальцем. Получилось? Молодец! А теперь – большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для «тренированных» деток 3 лет и старше. С колючими мячиками можно играть и с годовалым крохой. Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра колючего мячика, чтобы он с трудом проталкивался. Предложите малышу затолкать «ежиков» в баночку, покажите ему. Увидите – это настолько увлекательное занятие для крохи (и, кстати, абсолютно безопасное!), что вы успеете переделать все домашние дела и отдохнуть в тишине. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальчиков рук. Только «ежиков» купите побольше, и сделайте так, чтобы крышка и банки легко снималась – тогда малыш сможет повторять всю операцию снова и снова без вашей помощи.

 Для ребят от 3 до 6 лет 

- Упражнения с канцелярской резинкой.

Очень интересно наблюдать, как ребята 5-6-ти лет с удовольствием делают все вышеперечисленные упражнения для 2-хлеток. Мало кто из ребят-дошкольников имеет возможность поиграть в такие игры, а ведь они очень полезны, при всей своей простоте. Что же говорить об играх, придуманных специально для их возраста! Загораются глаза, руки тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато – намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом – на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки по контуру, например, машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза – ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми.

- Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)

Если вы находитесь не дома, а например, в очереди в поликлинику или в долгой поездке, вам несложно будет занять своего малыша. Есть рядом ровная поверхность? Отлично! Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной рукой, а потом одновременно обеими. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными « трудными» звуками: СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. Если ваш малыш занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Именно сочетая движения пальчиков и движения артикуляционного аппарата, вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша. Также сидя за столом, можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведение вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение “кулак-ладонь-ребро”. Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.

- Упражнения в стакане с пшеном.

Устали занимать своего непоседу? Не прогоняйте его с кухни – усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?

- Упражнения с гречкой или чечевицей.

Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозится с этими крупами: ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления ( ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если подустал ваш малыш – насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушек и предметов. Пусть покопается, да поищет! Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

- Оригинальные штриховки.

Мы привыкли, к сожалению, к шаблонам в рисовании. А ведь это по определению творческий вид деятельности! Покажите своему крохе разные оригинальные штриховки. В раскрасках необязательно закрашивать изображение целиком, можно штриховать, что, конечно же, сложнее и необычнее.

kopilkaurokov.ru

Полезна ли артикуляционная гимнастика?

Всем известно, что формирование письма осуществляется на основе речи. Именно поэтому недостатки в речи зачастую приводят к плохой успеваемости в школьной учебе.

Артикуляционная гимнастика является одной из главных составляющих при развитии речи. Если говорить проще, артикуляционная гимнастика – это упражнения для развития органов артикуляции (языка, губ, а также нижней челюсти), которые отвечают за правильное звукопроизношение.

Для того чтобы ребенок научился хорошо произносить самые сложные звуки, должны быть гибкими и сильными язык и губы, а также долго удерживаться в одном положении и без труда делать многократные переходы от движения к движению. Все эти навыки ребенок может получить благодаря артикуляционной гимнастике.

Упражнениями для развития органов артикуляции необходимо заниматься по нескольким причинам. Во-первых, своевременные занятия данной гимнастикой позволят детям самостоятельно научиться правильно и чисто говорить. Во-вторых, дети, у которых наблюдаются нарушения звукопроизношения, быстрее преодолевают эти речевые дефекты благодаря данным упражнениям, и когда занятия будут проводиться уже с логопедом, мышцы уже будут подготовлены. Также артикуляционная гимнастика поможет и детям, у которых правильное, но вялое звукопроизношение. И, наконец, упражнения для развития органов артикуляции позволяют и детям, и взрослым правильно научиться говорить.

В начале занятий артикуляционной гимнастикой нужно познакомить ребенка с главными положениями языка и губ. Для этого можно применить истории о Язычке. Малыш должен повторять каждое упражнение два-три раза. К занятиям с тренировкой языка следует прибавить упражнения для развития голоса, речевого слуха и дыхания. Это важно для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки.

После таких тренировок в заключительной части занятия необходимо вкратце повторить «пройденный материал», чтобы выяснить, какие именно упражнения вызывают затруднения у ребенка, и в дальнейшем уделить им особое внимание.

Относительно проведения упражнений, специалисты дают некоторые рекомендации. Изначально упражнения выполняются медленно, лучше перед зеркалом. С таким зрительным контролем от упражнений будет больший эффект. После того как ребенок начнет более уверенно делать упражнения, зеркало можно убрать. Также рекомендуется концентрировать внимание ребенка на своих движениях, задавая вопросы типа «что делают губы?», «где находится язычок?», «что делает язычок?»- после того как темп упражнений увеличится, их нужно выполнять под счет. Здесь главное – следить, чтобы упражнения делались плавно и точно. В противном случае в занятиях нет смысла.

Занятия с ребенком лучше проводить два раза за день, то есть утром и вечером, минут по 5-7. Время проведения занятий зависит от усидчивости и возраста ребенка. Если занятия проводятся с ребенком трех-четырех лет, важно, чтобы он усвоил основные движения.

Для малышей в возрасте четырех и пяти лет требования выше – движения должны быть четче, без подергиваний и плавными. Дети в шесть-семь лет должны выполнять упражнения быстро и уметь удерживать язык в одном положении на протяжении некоторого времени без изменений.

Если при занятиях язык ребенка подрагивает, сильно напряжен, отклоняется от нужного положения, то есть малыш не может удержать его в нужном положении определенное время, здесь нужна помощь профессионала – логопеда.

Если ребенок будет правильно произносить все звуки, у него будет достаточный словарный запас (относительно возраста), а речь будет грамматически верной, связной, хорошо развитой, значит ребенок готов к школьному обучению. В противном случае необходимо усердно заниматься дома и с логопедом.

maminazk.ru

Артикуляционная гимнастика - Страничка логопеда - Консультации - Каталог статей

Для того чтобы Ваш ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.Артикуляционная гимнастика для ребенка просто необходима, по следующим причинам:

1. С помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети могут самостоятельно научиться говорить правильно и чисто, не прибегая к помощи специалиста.

2. Ребята с серьезными отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты, если с ними примется заниматься логопед: их мышечная система будет подготовлена.

3. Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков, это те о которых говорят, что «полный рот набили каши»

4. Уроки артикуляционной гимнастики дают возможность всем – от мала до велика - научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное звукопроизношение – это основа правописания на вступительном периоде.

Занятия артикуляционной гимнастикой. Как правильно это сделать?

Первоначально артикуляционная гимнастика выполняться перед зеркалом. Так как Ваш ребенок должен увидеть, что делает его язык. Взрослые, не задумываются, в каком положении находится язык в данный момент (за верхними или за нижними зубами). Артикуляция у нас - это механизированный навык, а ребенку нужно зрительно воспринимать, чтобы добиться этого механизма, и непрерывно упражняться.

Не расстраивайтесь, если данные упражнения не выйдут сразу, даже у вас. Пробуйте повторять их вместе с ребенком, сознаваясь ему: "Посмотри, у меня тоже не выходит, давай попробуем вместе ".

Вначале познакомим ребёнка с основными позами языка и губ при помощи Веселых приключений о Язычке. На данной стадии он должен повторить упражнения два или три раза. Далее повторим упражнения при помощи карточек. Нужно помнить, что следует делать задания, которые направлены на развитие дыхания, речевого слуха, голоса. Это крайне важно для верного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика упражнения: методика по выполнению

• Вначале упражнения нужно исполнять неторопливо, перед зеркалом, так как ребёнку нужна зрительная проверка. Затем надобности в зеркале не будет. Полезно задавать чаду наводящие вопросы. К примеру: Что делает язычок? Где он расположен (внизу или вверху)? что делают губы?

• далее скорость заданий можно ускорить и делать их под счёт. Однако наблюдать, чтобы упражнения исполнялись плавно и точно, в противном случае в занятиях нет смысла.

• Занимаясь с детками от 3 до 4 лет надо наблюдать, чтобы они выучили главные движения.

• А к детям четырех-пяти лет требования увеличиваются: движения должны быть плавными и чёткими, без содроганий.

• В возрасте от шести до семи лет ребята выполняют упражнения в ускоренном темпе и умеют держать положение языка, какой-то момент, не изменяя.

• В том случае если, занимаясь у ребенка, дрожит язычок, чересчур напряжён, или уклоняется в сторону, и малыш не в состоянии задержать необходимое положение даже короткий промежуток времени, нужно подобрать более простые упражнения чтобы расслабить мышечный тонус, сделать расслабляющий массаж.

Артикуляционная гимнастика это хороший метод для достижения позитивного результата за короткий срок, если вовремя обнаружить отклонения и приняться за работу с ребёнком. Правильное звукопроизношение совместно с разнообразным словарным запасом и грамматически точной, связной, хорошо сформированной речью, являются главными показателями подготовленности ребёнка к школе!

Будьте ласковы, терпеливы и спокойны, и все удастся. Проводите занятия с ребенком каждый день не более 7 минут. Артикуляционная гимнастика будет иметь лучший результат, если ее проводить в форме сказки.

Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ

1. Улыбочка. Улыбаясь удерживать губы, так чтобы зубов не было видно.

2. Трубочка из губ. Вытяните губы, вперед имитируя трубочку.

3. Заборчик. Удержите губы в улыбке, сомкните в естественном прикусе зубы, так чтобы они были видны.

4. Бублик. Сомкните зубы. Округлите губы, едва вытянув их вперед. Резцы нижние и верхние видны.

5. Чередование упражнений заборчик - бублик. Улыбочка - трубочка.

Упражнения, развивающие подвижность губ.

1. Почесывание и легкое кусание зубами вначале верхнюю, следом нижнюю губы.

2. Последовательно выполнить упражнения трубочка - улыбочка.

3. Пятачок. Сделать упражнение трубочка и передвигать губы влево - вправо, крутить по кругу.

4. Разговор рыбок. Хлопать друг о друга губами (получается глухой звук).

5.Лошадка недовольна. Выдыхаемый поток воздуха активно и легко направить к губам, пока они не начнут дрожать. Выходит звук, сходный с фырканьем лошади.

Если губы совершенно слабые:

- сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту,

- держать в губах карандаш, стараясь нарисовать круг,

- держать губами салфетку – а кто-нибудь из взрослых старается ее вырвать.

Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений для губ и щек

1. Растирание, похлопывание и покусывание щек.

2. Хомячок. Надуть две щеки, затем надувать по очереди.

3. Хомячок голоден. Щеки втянуть.

Артикуляционная гимнастика: динамичные упражнения для языка.

1. Часы. Приоткрыть рот. Губами сделать улыбку. Кончиком языка поочередно тянуться к уголкам рта, под счет преподавателя.

2. Качели. Открыть рот. Язык напряженный, стараться дотянуться к подбородку и носу.

3. Спрячь конфетку. Закрыть рот. Язык напряженный, упираться по очереди в щеки.

4. Чистим зубы. Закрыть рот. Языком выполнить круговые движения между зубами и губами.

5. Катушка. Открыть рот, уперевшись кончиком языка в нижние резцы, боковым краем языка прижаться к коренным верхним зубам. Выкатить широкий язык вперед и убирать в глубину рта.

6. Лошадка. Прикрепить язык к нёбу, так чтобы можно было щелкнуть языком. Цокнуть сильно и медленно, тянув подъязычную связку. Повторить несколько раз.

7. Варенье. Открыть рот. Верхнюю губу облизать широким языком, и убрать язык в глубину рта.

8. Облизываем губки. Приоткрыть рот. Облизывать по очереди верхнюю потом нижнюю губу по кругу.

Артикуляционная гимнастика: тренировочные упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

1. Зевать с закрытым и с открытым ртом. Зевать, широко открывая рот, шумно втягивая воздух.

2.Покашливать произвольно. Хорошо прокашляться, широко открыв рот, приложив силу сжать кулаки. Покашливать, нужно высунув язык.

3. Копировать полоскание горла с опрокинутой головой. Полоскание проделывать густой жидкостью (соком с мякотью, киселем, кефиром).

4. Выпивать воду небольшими порциями (до 30 глотков). Пить можно капельки воды или сока.

5. С зажатым носом надуть щеки.

источник http://www.best-mother.ru

mbdou59.ucoz.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, который применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения, укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе. К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Назначает и проводит артикуляционную гимнастику специалист логопед либо остеопат. Также заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.

Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению. Но не заменит комплексное лечение логопеда или остеопата!

Что же такое Артикуляционная гимнастика?

Зачем назначают эту гимнастику?

Нарушения в строении перечисленных органов у детей часто обнаруживаются при логопедическом обследовании в ходе выполнения тех или иных движений и обычного разговора. Отклонения могут заметить и родители, если ребенок в определенном возрасте не выговаривает те или иные звуки, глотает окончания, говорит неразборчиво или не говорит вовсе.

Тогда врач назначает курс остеопатических и логопедических занятий, а также рекомендует родителям проводить артикуляционную гимнастику (АГ) дома. Часто ее назначают при наличии симптомов задержки речевого развития ЗРР или задержки психоречевого развития ЗПРР.

Приведем два примера, когда и для каких целей АГ будет эффективна:

  1. Когда подъязычная связка имеет утолщение или укорочение — это затрудняет подъем языка вверх, поэтому ребенок с трудностью произносит звуки «Р», «РЬ», «Ж», «Ч», «Ш, Щ». Для коррекции данного дефекта достаточно подобрать правильный комплекс упражнений для растягивания подъязычной связки.
  2. При произнесении звука «С» ребенок не растягивает губы как-бы в улыбку, а складывает их «трубочкой». Из-за этого звук теряет естественную чистоту и получается шипение. В такой ситуации также помогут правильные упражнения, которые приведут губы в правильное положение при произношении звука.

Иногда и взрослым может понадобиться артикуляционная гимнастика. Например, при реабилитации в результате инсульта, когда больной утратил способность к воспроизведению привычных звуков.

Каким детям нужна антикуляционная гимнастика?

Первая категория — малыши с правильным, но вялым, невнятным произношением. Таким будет полезна тренировка для более четкой постановки звуков.

Вторая категория — это ребята, которые не точно, не достаточно четко выговаривают звуки, путают их.

Третья категория — дети со сложными речевыми дефектами, которым показаны регулярные занятия с логопедом и остеопатом.

Также родителям можно заниматься с 2-3-летними детками для профилактики речевых нарушений в будущем.

Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:

Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.

  • Улучшение кровоснабжения и иннервации в артикуляционных органах;
  • Улучшение подвижности и свобода произвольных движений;
  • Укрепление системы мышц языка, губ и щек;
  • Уменьшение напряженности (спастичности) артикуляционных органов;
  • Подготовка ребенка и постепенное обучение его правильному, нормальному произношению всех звуков;
  • Устранение внутренних зажимов и раскрепощение (можно использовать как разминку перед выступлением).

16 методических рекомендаций по проведению гимнастики у детей

  1. Ежедневно рекомендуется выделять не менее 3-5 минут на упражнения.
  2. Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков. В тяжелых случаях назначают АГ 2-3 раза в день.
  3. Правильно подобранное время — уже половина успеха. Не стоит упражняться перед сном или сразу после пробуждения.
  4. Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения.
  5. Первые упражнения необходимо делать медленно, не торопясь, размеренно. А по мере овладения ими темп можно немного увеличить. Главное, чтобы темп был не сумбурным, а упражнения выполнялись качественно и до конца.
  6. Каждое из упражнений выполняется 10-20 раз по рекомендации врача.
  7. АГ иногда можно выполнять под счет, под музыку или с хлопками в ладоши. Для этого есть учебные методички, книги со стихами, считалками.
  8. Перед занятиями лучше объяснять малышу, что это игра языком, а не специальные упражнения и уж тем более не лечение.
  9. Не удивляться, не сердится, когда какие-то вещи у ребенка не получаются с первого, со второго раза и даже с третьего раза. Ругать его при этом категорически нельзя.
  10. При малейших продвижениях и правильных движениях — хвалить. Говорить, что ребенок все делает правильно.
  11. Если даже с третьего раза не получается выполнить какое-либо движение — можно помочь малышу шпателем, ручкой чайной ложки или просто своим чистым пальцем.
  12. Чтобы помочь маленькому пациенту найти правильное положение языка, например, нужно облизать верхнюю губу, попробуйте смазать ее вареньем или шоколадом. Старайтесь подходить к занятиям творчески.
  13. Правильный подход к артикуляционной гимнастике — игровой и эмоциональный. Можно подключать игрушки, сказочных героев и художественную речь (стихи, считалки).
  14. Важно учитывать тип восприятия у ребенка. Если ему важен зрительный контакт — лучше сесть друг напротив друга, показывая все на личном примере или сначала показывать картинки с правильным выполнением. Если ребенок ориентирован на восприятие на слух — можно дать прослушать стихотворное описание или подробно объяснить, как правильно.
  15. За один подход не стоит предлагать более пяти упражнений. При этом новым может быть только одно-два. Остальные даются для усвоения и закрепления пройденного.
  16. Выполнять занятия рекомендуется в хорошо проветренном помещении, где ребенок чувствует себя уютно и не отвлекается на посторонние предметы и звуки.

Полная поэтапная организация артикуляционной гимнастики детям

Начать нужно с подготовки помещения: проветрить, убрать все лишнее, выключить телевизор, радио. Желательно быть наедине с ребенком. Ничто не должно отвлекать. Далее — рассказать ребенку о предстоящих упражнениях с помощью игровых приемов. В этом могут помочь различные пособия и книги с картинками. При необходимости (а чаще всего это необходимо) — показать, как правильно выполнять движения на личном примере.

Теперь осталось проследить насколько правильно это делает пациент. Взрослый, который проводит АГ, ответственен за контроль и правильность движений. Следить придется за точностью, плавностью, темпом и переходами от одного к другому. Обращать внимание нужно и на симметричность артикуляции. Например, чтобы язык двигался симметрично как в правую, так и в левую стороны. В противном случае, артикуляционная гимнастика может не дать ожидаемого эффекта. По окончанию нужно похвалить ребенка, сказать, что он хорошо со всем справился.

Примеры упражнений

Эти примеры были взяты из методических рекомендаций специалистов по артикуляционной гимнастике. Все упражнения достаточно простые и обычно не вызывают сложностей у детей любого возраста. Артикуляционная гимнастика для детей не должна подбираться произвольно. Необходимо предусматривать только те артикуляционные уклады, которые требуется сформировать.

Все действия должны быть целенаправленные. Здесь более важно не количество движений, а их качество. Комплекс подбирается с учетом конкретных нарушений у ребенка. Все существующие упражнения можно разделить условно на две группы: статические и динамические. Статические направлены на удержание артикуляционной позиции в течение нескольких секунд. Динамические требуют ритмичного повторения движений 5-10 раз.

Примеры статических упражнений:

  1. «Улыбка»

    Цель: научить удерживать губы в улыбке до счета 10. Зубы при этом не должны быть на виду. Улыбаемся с плотно закрытым ртом, по истечению счета «10» прекращаем улыбку.

  2. «Лопатка»

    Цель: проработать навык удерживания языка в спокойном состоянии (расслаблено). Для этого — улыбнуться и приоткрыть рот, язык расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении до счета 10. Важно не растягивать губы в сильную улыбку, не допуская напряжения. Следить, чтобы язык не высовывался слишком далеко. Боковые края языка при выполнении должны касаться уголков губ.

  3. «Непослушный язычок»

    Цель: учимся удерживать язык широким, распластанным, расслабив мышцы. Рот приоткрыт, язык расположить на нижней губе. Похлопывая его обеими губами произносить «пя-пя». Потом удерживать его в спокойном положении с открытым ртом на счет 1-5, 5-10.

  4. «Гармошка»

    Цель: укрепление мышц языка. Растягивание подъязычной уздечки. Открыв рот, улыбаемся. Приклеиваем язык к верхнему небу, закрываем/открываем рот не отрывая язык от «потолка». Губы улыбаются. В каждом положении нужно застывать под счет 3-5.

  5. «Чашечка»

    Цель: учимся держать язык в форме чашечки вверху, а также укрепляем мышцы языка. Улыбаемся с приоткрытым ртом, устанавливаем язык в форме чашечки у верхних зубов. Если не получается выполнить — пробуем расположить язык на нижней губе и немного надавить на середину пальцем или шпателем.

Примеры динамических упражнений:

  1. «Часы»

    Цель: выработка умения направлять язык к разным углам рта. Схема: широко раскрыт рот, язык медленно передвигается по горизонтали, тянется поочередно то к одному, то к другому уголку рта. Выполнять 4-6 раз в каждую из сторон.

  2. «Маляр»

    Цель: отработка движений языка вверх для растяжения подъязычной связки. Улыбнуться, открыть рот и движениями вперед-назад «погладить» твердое небо кончиком языка. Проделать 10 раз в каждое направление. Отслеживать, чтобы нижняя челюсть и губы были при этом неподвижными.

  3. «Лошадка»

    Цель: укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной связки плюс подъем языка вверх. Для этого улыбаемся, показываем зубы и слегка приоткрываем рот. Присасывать язык к «потолку» (верхнему небу) щелкаем кончиком языка, как будто лошадка цокает копытами. При этом работает лишь язык, нижняя челюсть остается без движения.

  4. «Тихая лошадка»

    Цель: определение места языка при говорении звука «л». Аналогичные движения, как в прошлом упражнении, только беззвучно.

  5. «Чьи зубки чище?»

    Цель: научить владеть языком, контролировать его. Открываем шире рот, кончиком языка как-бы «чистим» с внутренней стороны верхние зубы, выполняя движения вправо-влево. Губы слегка расплываются в улыбке, верхние и нижние зубы должны быть на виду.

  6. «Бочка»

    Цель: укрепление мышц языка. Улыбаемся приоткрыв рот, язык поочередно упирается во внутренние стороны щек. Делать под счет 10-15 раз.

Артикуляционная гимнастика по методу Кастилио Моралес

Это комплексная гимнастика, состоящая не только из артикуляционных упражнений, как в примерах выше. Данный подход сочетает в себе дополнительно точечный массаж лица и шеи, а также лечебную гимнастику. Первым делом проводится подготовительный массаж, после этого гимнастические упражнения, а в конце — точечное воздействие на отдельные точки на лице и шее для стимуляции речевых зон и для угнетения гиперсаливации (слюноотделения). С помощью такого ручного воздействия стимулируется тонус мускулатуры, улучшается микроциркуляция.

Комплекс по методу Кастилио Моралес проводит специалист остеопат. Курс состоит из 15-25 сеансов, которые назначают 2-3 раза в год.

Недостатки в произношении отягощают психическое и эмоциональное состояние ребенка, мешают ему полноценно развиваться, общаться со сверстниками. Если не уделять этой проблеме время — ребенок может так и не научиться говорить правильно. Именно для профилактики или для исправления уже существующих проблем с речью и важна артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом и остеопатом.

www.osteopolyclinic.ru