Пробуем выполнять артикуляционную гимнастику в стихах. Артикуляционная гимнастика стихи


СТИХИ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ | Развитие ребенка

СТИХИ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ?

EJ1uSUqD_ts?Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу.

1. Открываем сумочку —В сумке видим трубочку.

?Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

2. Если губки я кусаю,Значит, я переживаю.Если губки я чешу,Значит, сладкого прошу.

3. Как часы, заладим в такт:— Тик-так! Тик-так!Разговариваем так:— Тик-так! Тик-так!Мы не просто так болтаем,А секундочки считаем,Отставать нельзя никак:— Тик-так! Тик-так!

?Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».

4. Рыбка рыбке говорила:— Я сегодня борщ сварилаИз ракушек и из ила,Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:— Ты, кума, не то сказала:Это был не борщ, а щи —Для борща траву ищи!

?Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.

? Упражнения:1. “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;2. “котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;3. «вкусное варенье»: облизать по кругу губы, затем — в другую сторону;4. «котенок моется»: имитируем вылизывание котенком шерстки.

Налью в чашечку котенку /упражнение 1Молочко, молочко.Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2Молочко язычком.Служит ложечкой котенку /упражнение 1Язычок, язычок.И дрожит хвостик тонкий,И вздыхает бочок.А когда закончит ужинНаш усатый чудак,Зная, что быть чистым нужно,Умывается так:Он оближет свои губки, /упражнение 3А потом – еще раз,Чисто вымоет шубку /упражнение4Язычком, а подчасЛапой мордочку моет –Как мочалкой скоблит.“Мурр!” – мне скажет с любовью:“Все, спасибо: я сыт! ”

? Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

Наливаю медвежонкуВ эту чашечку — сгущенку,В эту чашечку — варенье,В эту — положу печенье,В эту — пирожок с капустой,В эту — морс брусничный вкусный,В эту — в сахаре орешки.Ешь, мой милый сладкоежка!

7. Упражнения:

1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;3)»едим кашу»: широко открываем и закрываем рот.

Наварила Катя кашки:Подставляйте, куклы, чашки!Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1Эта чашечка – НаташеИ пол-чашки – Валеньке,Кукле самой маленькой.Эта – зайке, эта – мишке,Буратино-шалунишке.Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2Кушай ложкой, а не носом!Кто все быстро сможет скушать,Тот пирог получит с грушей.Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3Быстро съели все до крошки!

8. Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

Еле маленький грибокЧерез мох пробиться смог.Целый день он подрастал,К вечеру огромным стал.Нас увидев, удивился,И, подумав, поклонился:Шляпку снял и выгнул спинку:-Не возьмете ли в корзинку?!

9. Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

А теперь – смотри, смотри —Мы с тобой – богатыри:Рухнул старый-старый дом –Мы поднимем крышу в нем.

10. Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Ветер в трубочку свернулЛистик, в дудочку подул:Песенка – дыханье Ветра –Зазвенела… где-то, где-то,Там, за синими лесамиОбернулась парусами.Морской Ветер – старший брат –Этой песенке так рад! —Щеки надувает,Парус наполняет:Облака-кораблики –Белые журавлики –Снова за леса плывут –С моря дождики везут.

? Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Дую я в свою дуду —Дудочка поет: «Ду-ду!»

? Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

— Эй, зайчонок, серый зайка,Мне сыграй на балалайке!Подыграй, а я споюПесню лучшую мою!Зайка серый разыгрался,Зайка очень постарался,Балалаечка звенела,Белка рыженькая пела.— Ты устал? Ну, отдохниИ опять играть начни.Молодчина, зайка!Вот так балалайка!

? Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.

— Кто в лесу стучит, стучит?— Дятел дерево долбит:— Д-д-д-д-д-д-ды,Нелегки мои труды:Я не просто так стучу –Это дерево лечу:Под корой – жучков ходы,Д-д-д-д-д-д-ды.

? Упражнения:1)“гусь”: «шипим» — дуем на широкий язык, подняв его к небу;2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.

Гусь поспорил с индюком:Птичник: чей же это дом?Гусь шипит: “Да ты малыш!Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”А индюк: “Бл-бл-бл-бла!У тебя нет ни кола!Всем понятно: птичник — мой!Я иду к себе домой!”Воробьи взлетают с крыш,Испугавшись “Ш-ш-ш!”И бегут на край селаУточки от “Бл-бл-бла!”.…Ты пугать умеешь, друг,И как гусь, и как индюк?Нас немного посмеши:Двух задир нам покажи!

? Учимся “рычать”: тренируемся произносить звук “Р”

Львенок учится рычать,Очень хочет “Рррр!” сказать.Мордочку свою задрав,Хочет — “Рррр!”, выходит: “Мяв!”Как он стать львом грозным сможет?Мы с тобой ему поможем!Трактор – синий богатырь –Как мотор заводит?— Тррр!Молния сверкает! Гром!Мы его не пустим в дом —Крыша прочная! Нет дыр!Пусть себе ворчит:— Гррр! Грррр!Берег речки. Гладь воды.Слышно катер: “Ды-ды-ды”.Вот подходит пассажир –Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”Львенок маленький старался,Львенок долго упражнялся.Он, как папа, на весь мирСкажет громко, звонко: “Ррррр!”

? Упражнения:1. “белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;2.“чистим зубы”: языком «чистим зубы» изнутри влево-вправо;3.»половичок»: широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).

Как-то раз решил свой домикПривести в порядок гномик:Краску, кисточку нашел –Потолок белить пошел.Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1Еще краску гном берет,Красит вновь: вперед – назад.Как красиво! Гномик рад.Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубахВыметает паутинуИ в углу, и на комоде:— Пауки пусть в сад уходят!Сверху – все. Спускаюсь вниз.Ну, грязюка, берегись!Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах— Влево-вправо! – моет стенку:— Вправо-влево! – вновь и снова.Дом сияет, словно новый!Положил половичок /упражнение 3На забор наш старичок:— Пыль стряхну с него раз пять –На пол постелю опять.Вымыт пол. Приятно в доме.И решил усталый гномик:— Заслужил я угощенье –Чай малиновый. С вареньем!

Читайте также

xn--b1afr.name

"Артикуляционная гимнастика в стихах" - логопедия, прочее

Артикуляционная гимнастика в стихах. Выполнил: Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна МКДОУ № 18

Артикуляционная гимнастика

в стихах.

Выполнил:

Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна

МКДОУ № 18

«Грибок» А в лесу растут грибы Очень вкусные они. Язычок поставили, Как грибок достали мы В лес пошли мы погулять, И грибов по собирать. * * * Нам не надо за грибами в лес идти, Широко открыты двери - заходи! Что за гриб из язычка! Ножка – тонка, шляпка – широка!!!

«Грибок»

А в лесу растут грибы

Очень вкусные они.

Язычок поставили,

Как грибок достали мы

В лес пошли мы погулять,

И грибов по собирать.

* * *

Нам не надо за грибами в лес идти,

Широко открыты двери - заходи!

Что за гриб из язычка!

Ножка – тонка, шляпка – широка!!!

 «Горка». «Киска сердится» Превратился в кошку Ловкий язычок Выгнул круто спинку – И в постельку лёг. * * * Спинка языка у нас Будет горкою сейчас: Кончик в зубы упирается – Мышцы сильно напрягаются Язык твой сильно напряжён – Так смягчает звуки он. *** Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются.

«Горка». «Киска сердится»

Превратился в кошку

Ловкий язычок

Выгнул круто спинку –

И в постельку лёг.

* * *

Спинка языка у нас

Будет горкою сейчас:

Кончик в зубы упирается –

Мышцы сильно напрягаются

Язык твой сильно напряжён –

Так смягчает звуки он.

***

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются.

 «Лошадка» Цок, цок, цок!!! Мы все сказали, Как лошадки поскакали, язычок поцокай с нами. Эй, а где ж улыбка? Зубки и прилипка. *** Как лошадка пробегает, язычок наш тоже знает. Цок, цок, цок да цок – Скачет, скачет язычок.

«Лошадка»

Цок, цок, цок!!!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали,

язычок поцокай с нами.

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и прилипка.

***

Как лошадка пробегает,

язычок наш тоже знает.

Цок, цок, цок да цок –

Скачет, скачет язычок.

«Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем, И заборчик получаем….. А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы. *** За заборчик, язычок Быстро спрячься, мой дружок. Тихо дома посиди, никуда не уходи. *** Улыбнись и ты, Покажи зубки крепкие твои Шире рот открыли мы, зубы показали, губы растянули, в улыбке утонули.

«Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем, И заборчик получаем…..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

***

За заборчик, язычок

Быстро спрячься, мой дружок.

Тихо дома посиди, никуда не уходи.

***

Улыбнись и ты, Покажи зубки крепкие твои

Шире рот открыли мы, зубы показали,

губы растянули, в улыбке утонули.

«Часики» Язычок шалил, шалил И часами стать решил. В право, влево он гулял И, как маятник, шагал. Тик – так, тик да так – ходят часики вот так. *** Влево – вправо, влево – вправо Мой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, Показаться он готов.

«Часики»

Язычок шалил, шалил

И часами стать решил.

В право, влево он гулял

И, как маятник, шагал.

Тик – так, тик да так – ходят часики вот так.

***

Влево – вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов,

Показаться он готов.

«Гармошка» На гармошке я играю, Рот по шире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. *** К нёбу язычок прижми, Челюсть ниже опусти, Рот открой, потом прикрой, Гармонист ты не плохой.  

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот по шире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

***

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти,

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты не плохой.

 

«Чашечка» Язык широкий положи, А края приподними, Получилась чашечка, Кругленькая чашечка, Чашку в рот мы занесём, Её бока к зубам прижмём. *** Шире двери открывай , язычок, Чашку чаю наливай, язычок, Чашечку глубокую, тонкую, высокую, Наливай , не проливай, ароматный, сладкий чай.

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка,

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.

***

Шире двери открывай , язычок,

Чашку чаю наливай, язычок,

Чашечку глубокую, тонкую, высокую,

Наливай , не проливай, ароматный, сладкий чай.

«Барабан» Учись играть на барабане, Твой язык послушным станет, Язык к верху поднимайся, Смотри с ритма не сбивайся.

«Барабан»

Учись играть на барабане,

Твой язык послушным станет,

Язык к верху поднимайся,

Смотри с ритма не сбивайся.

«Маляр» Старательно красим : назад и вперёд, Я улыбаюсь, а язык не поймёт, Как твёрдое нёбо он выкрасит в срок? Давайте покрасим скорей потолок! Маляр торопился И кисть уволок. *** Красить потолок пора Пригласили маляра Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад, Наш маляр работе рад.

«Маляр»

Старательно красим : назад и вперёд,

Я улыбаюсь, а язык не поймёт,

Как твёрдое нёбо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

***

Красить потолок пора

Пригласили маляра

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад,

Наш маляр работе рад.

«Иголочка» Раскрывай пошире рот М тяни язык вперёд. Раз, два, три , четыре, пять- Стрелку будем выполнять. *** Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый пончик потяну, До пяти считать начну, Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.

«Иголочка»

Раскрывай пошире рот

М тяни язык вперёд.

Раз, два, три , четыре, пять-

Стрелку будем выполнять.

***

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый пончик потяну,

До пяти считать начну,

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

«Чистим зубки» Чищу зубы, Чищу зубы, И снаружи….. И внутри….. Не болели, Не желтели, Не темнели чтоб они.

«Чистим зубки»

Чищу зубы,

Чищу зубы,

И снаружи…..

И внутри…..

Не болели,

Не желтели,

Не темнели чтоб они.

«Футбол» Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём в футбол играть.  

«Футбол»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём в футбол играть.

 

«Вкусное варенье» Ох, и вкусное варенье! Жаль осталось на губе Язычок я подниму И остатки оближу. *** У тебя, язычок, Снова день рожденье, Оближи, язычок, Сладкое варенье.

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

***

У тебя, язычок,

Снова день рожденье,

Оближи, язычок,

Сладкое варенье.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Артикуляционная гимнастика в стихах

«Часики»

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики

Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — лопатка

Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

Артикуляционная гимнастика в стихах — окошко

Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

«Варенье»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Варенье

Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок),Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заборчик

Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Дудочка

На дудочку губы положим, И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок

На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки

Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

«Качели»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Качели

На качеляхЯ качаюсьВверх – вниз,Вверх – вниз,И все выше поднимаюсь,А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

 

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Гармошка

Присосу язык на нёбо,А теперь смотрите в оба:Ходит челюсть вверх и вниз –У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Иголочка

Улыбаюсь: вот шутник –Узким-узким стал язык.Меж зубами, как сучок,Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Пароход

Вывожу язык вперёд,Закушу его – и вот:«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Маляр

Язык – как кисточка моя,И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

«Бульдог»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Бульдог

За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печём блинчики»

 

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

«Заводим мотор»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заводим мотор

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

2gruppa-roshds1.edumsko.ru

Артикуляционная гимнастика для малышей. Артикуляционная гимнастика в стихах :: SYL.ru

Несмотря на свое сложное название, артикуляционная гимнастика для малышей представляет собой всего-навсего тренировку органов речи и развитие координации движений. Однако, несмотря на простоту, эта гимнастика может значительно повлиять не только на «чистоту» произношения звуков, но и на понимание ребенком речи, и на будущее умение правильно записывать слова, и на чтение, и, как следствие, на его интеллектуальное развитие. Артикуляционная гимнастика в стихах, помимо этого, еще и развивает чувство ритма.

Произношение и речевой слух

Наше понимание звучащей речи зависит от умения различать звуки языка. Различать – значит отделять один звук от другого, не путать похожие, понимать различия между ними. Так, например, вьетнамцу, скорее всего, будет сложно определить, в чем разница между словами «шина» и «сына», так как его речевой слух «не настроен» определять звуки «с» и «ш» как разные, они сливаются для него в один шипяще-свистящий. Научиться слышать два разных звука для него может оказаться довольно трудной задачей.

То же самое на самых ранних стадиях происходит с самыми маленькими носителями русского языка. Из слышимого потока родной речи ребенку только предстоит научиться «вылавливать» звуки, и многие из них на первых порах будут для него абсолютно неразличимыми.

артикуляционная гимнастика для 3 лет

Ма-ла, чи-щи, ци-си, ди-ти, ку-ху, ша-са – вот только краткий список пар слогов, которые малыш может слышать как абсолютно одинаковые. Артикуляционные упражнения помогут ребенку быстрее «присмотреться» к звукам, понять и почувствовать между ними разницу, так как различать их малыш одновременно учится и слушая, и артикулируя.

Произношение и письмо

Как известно, у детей часто возникают проблемы с правильным написанием слов. Ребятишки могут постоянно путать буквы, менять одну букву на другую, казалось бы, совершенно не похожую, делая это с завидным упорством, несмотря на порицание со стороны взрослых. Опытные учителя и наставники, видя регулярные подмены букв на письме, посоветуют родителям обратить внимание не на прилежание ребенка, а на его логопедические проблемы. Ребенок может не до конца различать звуки на слух, и именно поэтому в его тетрадках появляется «мяцо» вместо «мясо», «герево» вместо «дерево», «курма» вместо «хурма» и даже «коска» вместо «кошка».

артикуляционный комплекс

При произношении эти логопедические проблемы могут быть скрыты. Во-первых, речь дошкольников и младших школьников может быть недостаточно четко артикулирована, а во-вторых, например, «ку» и «ху» могут восприниматься ребенком как варианты одного и того же.

Почувствовать разницу звуков и таким образом избавиться от проблем с путаницей и подменой букв также помогут артикуляционные упражнения, которые направлены именно на то, чтобы сформировать устойчивый артикуляционный комплекс.

Произношение и чтение

Во многих случаях артикуляционная гимнастика для дошкольников может способствовать динамичному развитию беглого чтения – по той же причине, по которой она влияет на коррекцию письма. Как известно, при «взрослом» – беглом – чтении лишь некоторые слова читаются линейно, по слогам, от первого к последнему. Это касается необычных имен, названий городов, лекарств, а также незнакомых терминов. Именно в этих случаях взрослый, как ребенок, может запинаться, путаться и ошибаться. В стандартных же ситуациях лексема узнается в целом, а ее форма уточняется. Именно поэтому дети с большим запасом слов читают быстрее, а дети с бедным лексиконом читают, постоянно запинаясь.

артикуляционные упражнения

Однако причиной проблемного чтения может быть и недостаточная сформированность речевого слуха. Ребенку трудно соотносить то, что он видит, с тем, что он слышит, так как звуковой состав слова для него не совсем ясен. Чтение для него наполнено неожиданностями и удивлением, так как он постоянно наталкивается на несовпадения внутреннего речевого слуха с написанным словом. Дети с устойчивыми серьезными недостатками произношения постепенно учатся соотносить написанное и произносимое, у них формируются свои, индивидуальные артикуляционно-графические комплексы. Но речь сейчас не о них, а о тех детях, у которых к моменту попыток чтения речевой слух и артикуляция развиты недостаточно. Предупредить возникновение этих проблем также поможет артикуляционная гимнастика для малышей.

Обратная связь

Так как связь между слухом, произношением, письмом и чтением неразрывна, упражнения для развития речи могут быть не только артикуляционные. Звуки речи часто начинают правильно артикулироваться и после упражнений на умение различать их на слух, и после освоения грамоты, и тогда, когда ребенку часто читают вслух, оставляя ему возможность следить глазами за читаемым текстом. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников не сводится лишь к укреплению органов речи. Это более сложный и разносторонний процесс.

На что направлены упражнения

Итак, артикуляционная гимнастика для детей подразумевает несколько целей.

  • Первая – самая прозаическая и очевидная – это развитие органов речи: укрепление мышц языка, губ, нижней челюсти и щек.
  • Вторая цель – постановка речевого дыхания. Произносимый звук – это выдох. Не случайно нам сложно разговаривать во время бега, плавания, кашля. Не случайно, что о том, кто не может сказать ни слова от волнения, говорят: «У него перехватило дыхание». Основа произносимой речи – это чистый выдох, поэтому при говорении очень важно правильно вдыхать и выдыхать.
  • Третья цель – это формирование контроля над органами речи. Ребенку могут быть физически доступны движения языком, но этого мало: нужно, чтобы язык его «слушался». Это хорошо видно на примере многих полуторагодовалых детей, у которых некоторое время можно наблюдать так называемую эхолалическую речь. Малыш может совершенно чисто, «по-взрослому», говорить «газета», «собака», «вода», «упала», «мыло», однако эти «слова» представляют собой единые звукокомплексы. В норме такая эхолалия быстро проходит, и ребенок заново учится говорить эти слова, и часто они становятся доступными для артикуляции очень не скоро. Это очень любопытное явление, но, видимо, можно утверждать, что как таковые органы речи физически готовы произносить звуки и их сочетания очень рано. Произнесение слов недоступно ребенку по другой причине: из-за отсутствия контроля над органами. И именно в этом смысле артикуляционная гимнастика для детей влияет не только на чистоту дикции, но и на развитие речи в целом.

Когда делать упражнения

Для упражнений можно не выделять специального времени. Любая игра в конечном итоге направлена на обучение или формирование какого-либо навыка, в том числе игра может быть и артикуляционная. Речь ребенка развивается постоянно, и, как правило, он очень заинтересован в том, чтобы учиться говорить. Заниматься можно ненавязчиво и непрерывно. Помимо постоянной помощи ребенку в виде «ответной реакции» на его произношение, можно играть с малышом, целенаправленно развивая его органы речи и слух.

Например, артикуляционной зарядкой можно заполнять время одевания. Многие дети не любят одеваться, и такая игра будет не только отвлекать их от капризов, но и развивать. Подобных моментов, требующих активного общения с родителями, в расписании ребенка отнюдь не мало, и если многие из них заполнять развитием речи, это будет очень плодотворно.

Инструменты для занятий

Основной инструмент для артикуляционной гимнастики – это зеркало. Малышу чаще, чем взрослому, требуется смотреть на себя в зеркало, чтобы понять, правильно ли он что-то делает. Необязательно использовать зеркало постоянно. Достаточно обращаться к нему, когда что-то не получается или, напротив, когда что-то начало получаться.

Другим инструментом для домашних занятий артикуляцией может быть любая мягкая игрушка или кукла. Она может потребоваться на тот случай, если малыш будет по каким-то причинам отказываться заниматься. Ребенка нельзя заставлять делать упражнения – это может негативно сказаться на желании говорить вообще. Как и в других случаях, игрушка может помочь малышу, составив ему пару на занятии.

Особым инструментом, помогающим родителям, могут стать артикуляционные стихи, примеры которых будут приведены ниже.

Что представляют собой упражнения

Артикуляционная гимнастика для малышей представляет собой повторение за взрослым нехитрых движений органов речи. Если речь малыша развивается более или менее нормально и требует не консультации специалиста, и лишь родительской поддержки, совсем не обязательно следовать каким-то специальным рецептам, достаточно понять суть упражнений.

Выглядеть такие занятия могут по-разному, тут все зависит от родителей и их стереотипа общения с малышом. Например: «А давай вот так делать!.. Ух ты!.. Вон как у тебя получается! А вот так ты умеешь?» Обычно это доставляет детям удовольствие. Продолжительность занятий каждый родитель регулирует исходя из заинтересованности малыша, однако лучше делать эти занятия короткими, начиная с простых для малыша движений и заканчивая более сложными. Конечно же, если у ребенка что-то не получается, не нужно настаивать и «учить» ребенка: главные его учителя в данном случае – регулярность занятий, время и удовольствие.

Упражнения для языка

Гимнастика должна преследовать несколько целей.

  • Укрепление мышц языка. Это, прежде всего, движения высунутым языком из стороны в сторону, вверх-вниз. Удерживание языка в определенном положении в течение 3-5 секунд.
  • Развитие гибкости. Для этого можно поглаживать языком нёбо, губы и зубы, дотрагиваться языком до самой дальней части нёба, ну и, конечно, попытки дотронуться языком до кончика носа или подбородка – это прекрасная артикуляционная гимнастика. Для 3 лет, в общем-то, нет занятия более азартного, чем соревнование с родителями, и игра в «у кого язык длиннее» очень любима детьми, она не только развивает артикуляцию, но и сближает родителей и детей, позволяя весело проводить время.

Артикуляционная гимнастика для детей

  • Формирование навыка точных движений языком. В этом случае взрослый показывает, как он дотрагивается до угла губ, до зубов, до кончика пальца, находящегося чуть в стороне ото рта.
  • Умение напрягать и расслаблять язык. Это касается, прежде всего, умения высовывать язык «змейкой», когда он напряжен и вытянут, и «лопаткой», когда он расслаблен.

Упражнения для губ, нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для малышей, ориентированная на развитие мышц губ и нижней челюсти, строится на тех же принципах. Взрослый показывает ребенку всевозможные движения, касающиеся растягивания губ, вытягивания в трубочку, складывание их «кружочком» при закрытом или широко открытом рте, а также в сочетании с активными движениями нижней челюстью.

артикуляционная гимнастика для дошкольников

Упражнения для щек

Они представляют собой надувание и всасывание щек - поочередное то одной, то другой, имитацию полоскания рта, попытки вытянуть губы трубочкой при надутых щеках. Хорошее упражнение одновременно для мышц щек и языка, развивающее координацию движений, – растягивание щеки напряженным языком (когда кончик языка упирается в щеку изнутри и давит на нее).

Упражнения для развития речевого дыхания

В общем-то, сложно представить себе лучшее упражнение для развития речевого дыхания, чем пение. Совсем маленьким малышам трудно выпевать целые строки, поэтому их можно заменить на выпевание слов, повторение мелодичных вздохов, состоящих из разных звуков или их сочетаний.

артикуляционная гимнастика в стихах

Кроме того, нужно помнить, что развитию органов дыхания способствует выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, говорение шепотом, громкий крик, регулярные занятия физкультурой.

Артикуляционные стихи

А теперь рассмотрим упражнение, которое доставит удовольствие не только малышам, но и их родителям. Артикуляционная гимнастика в стихах позволяет организовать занятия, помогая ребенку действовать «на опережение», делая упражнения почти самостоятельно. Примеров таких стихов очень много, каждое из них рассчитано на выполнение определенного элемента гимнастики.

  • Язычок наш потянулся,Вправо, влево повернулся.Пригодится нам для делаИ сейчас, и на потом:Вправо-влево, вправо-влевоПоводили язычком.
  • Чтобы был язык слуга,А не забияка,Ты скажи, как гусь: «Га-га!» И еще погакай.
  • Вырос в ротике грибок,На минутку все – молчок.
  • Чтобы речь пошла вперед,Дома, не на улице,Открывай пошире рот,Пусть он тренируется.
  • Ну-ка, показать сумей-ка,Как язык дрожит, как змейка.
  • Чтобы был послушным рот,Губы трубочкой вперед.
  • Ну-ка, маме покажиЭто упражнение:Губы быстро оближи,Словно съел варение.
  • Чтоб ты умным стал, дружок,Был умелым чтобы,Подними-ка язычок,Пусть погладит нёбо.
  • Покажи-ка маме, какСделать вздох глубокий,Покажи-ка, как хомякНадувает щеки.
  • Не стесняйся, не стесняйся,Язычком потрогай зубки.Папе с мамой улыбайся,Растяни в улыбке губки.

артикуляционная гимнастика для малышей

Занятия с ребенком развитием его артикуляционных навыков помогут родителям не только повлиять на развитие речи, но и вовремя увидеть проблемы, которые требуют вмешательства специалиста.

www.syl.ru

рекомендации по проведению и комплекс необходимых упражнений

Пробуем выполнять артикуляционную гимнастику в стихах

Человек произносит звуки правильно и четко благодаря тому, что у него правильно работает речевой аппарат. Речь предполагает быструю смену положения органов артикуляции, поэтому следует поработать над тем, чтобы это происходило быстро и четко. Для того чтобы малыш смог правильно говорить слова, нужно уделять время упражнениям. Часто с этой целью применяется артикуляционная гимнастика в стихах. Ведь занятия в такой форме будут проводиться в виде игры, что несомненно понравится вашему ребенку.

Оценка правильности выполнения заданий

Артикуляционная гимнастика для окончательной постановки и закрепления произношения позволит достичь хороших результатов, если все упражнения будут выполняться правильно, точно, с соблюдением всех советов специалистов. В процессе гимнастики следует внимательно следить за этим, а не проводить занятия просто так — бесконтрольно. Техника выполнения заданий должна быть верной, иначе результата ждать не стоит.

'артикуляционная гимнастика в стихах

Что же необходимо оценивать в ходе гимнастики? Обращать внимание стоит на следующее:

  1. Плавность выполнения действий. Каждое движение делается плавно, не прерываясь, не передергивая, с легкостью.
  2. Дифференцированность занятий. Упражнение должно выполняться исключительно тем речевым органом, который указан в задании.
  3. Равномерность и симметричность движений. Выполнение делается точно так, как описано в задании, например, язык должен четко двигаться в стороны либо вверх и вниз.
  4. Четкость выполнения. Движения должны быть четкими, все органы расположены там, где они должны быть во время исполнения того или иного упражнения.
  5. Устойчивость. Нужно следить, чтобы ребенок мог фиксировать конкретное положение речевых органов и удерживать его несколько секунд.
  6. Умение переключаться. Произношение слов требует от людей быстрого перехода от одного положения органов речевого аппарата к другому. Поэтому необходимо уметь быстро и четко изменять эти положения.

Все указанные критерии должны выполняться, иначе смысла проведения гимнастики нет, желаемого результата не будет, останется только зря потраченное время. При этом важно периодически сравнивать, каких достижений добился малыш на том или ином этапе тренировок.

Комплекс стихотворений для гимнастики

Все родители хорошо знают, что если не заинтересовать ребенка, то его не заставишь что-то делать. Это же касается и логопедических упражнений. Эффект во многом зависит от того, как кроха будет относиться к занятиям. Поэтому для их проведения родителям рекомендуют применять не просто повторение, а использовать стихотворения, игры.

Артикуляционная гимнастика в стихах является отличным способом, помогающим сформировать у ребенка правильное произношение разных звуков – «З», «Р», «С» и прочих либо избавиться от дефектов речи, которые у него имеются. Как правило, детям нравятся такие занятия, и они с удовольствием выполняют их.

«Качели»

Для выполнения этого задания следует открыть ротик, затем напрячь язык и потянуть его сначала к носу, потом к подбородку. Также можно к верхней челюсти и к нижней.

Упражнение "Качели"

Раз, два, три –

Язычок вверх подними.

Четыре, пять –

Опусти вниз опять.

Ты с язычком поиграй,

На качельках покатай.

Подними его быстрей,

Сразу будет веселей.

Потом снова опусти,

И немножко отдохни.

«Лошадка»

Данное упражнение делается следующим образом: приложить язык к небу и цокать им, вытягивая связку, расположенную под язычком.

Упражнение "Лошадка"

Наша лошадь скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

Всем ребятушкам – привет!Копытом цок по мостовой —

Бежит лошадка к нам с тобой.

Щелкай языком скорей,

Чтоб пришла она быстрей.

«Завести мотор»

Напрячь язык, сомкнуть челюсти и кончиком язычка стучать в них. При этом необходимо произносить четко букву «Д».

У машины есть мотор,

Но не заводится он,

Зубки ты свои сомкни,

И моторчик заведи.

«Чашка»

Необходимо открыть ротик, губы растянуть в улыбке, язык высунуть. Затем приподнять боковые стороны и кончик языка, среднюю его область опустить, прогибая к нижней челюсти. В этом состоянии нужно зафиксировать положение речевых органов на 10 секунд.

Чашечка

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Давай чай в нее нальем.

И с песенками попьем.

«Забор»

Следует сомкнуть зубы и обнажить их, а губы растянуть в улыбке.

Приезжает к нам шофер,

А впереди него – забор!

Тормозит, сдает назад.

И так десять раз подряд.

«Пароход»

Необходимо прикусить кончик языка, при этом воспроизвести долгий звук «Ы», как будто гудит пароход.

Упражнение "Пароходик"

Отправляется пароход «Ы-Ы-Ы»

Набирает он свой ход «Ы-Ы-Ы»

Пароход нам весело гудит «Ы-Ы-Ы»

«Счастливого пути!» — он говорит «Ы-Ы-Ы».

«Гармошка»

Открыть ротик, язык приложить к небу, а потом с силой оттягивать его от неба, опуская нижнюю челюсть вниз.

Упражнение "Гармошка"

На гармошке мы играем,

Ротик плавно открываем.

Будем язычок вверху держать,

Будто к небу прижимать.

«Гол»

Закрыть рот, внутри двигать кончиком языка так, как будто очерчиваешь им круг. Делать по несколько кругов в каждую сторону.

Прекращаем мы безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Гол в ворота забивать.

Нос наш глубоко вдыхает,

Язычок на губе притихает,

«Ф-Ф-Ф» – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.

«Часы»

Немного открыть рот, а затем двигать язычком влево и вправо.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Индюк»

Немного открыть ротик, двигать языком по верхней губе сначала вперед, а потом назад. При этом важно не отрывать язык от губы и подключить голосовое сопровождение. Должен быть слышен звук «Бл».

Упражнение "Индюк"

Индюк – это важная птица,

Он этим сильно гордится.

«Бл-бл-бл» – орет индюк,

Все пугаются вокруг.

Ты не бойся, подходи,

Птицу важную изобрази.

«Автомат»

Рот должен быть закрыт, а кончик языка должен стучать по зубам, при этом произнося несколько раз четко букву «Т». Постепенно скорость необходимо увеличивать.

Автоматчиком будешь ты,

«Т-т-т» – произнеси.

Быстро пули выпускай,

Четко в цели попадай.

Такие стихотворные артикуляционные упражнения нравятся всем деткам. Поэтому заинтересовать ребенка в тренировках удается сразу. При этом малыш не чувствует, что его к этому принуждают.

Рекомендации для достижения эффекта

Артикуляционная гимнастика для звуков имеет главную задачу — отработку определенных движений и положений речевых органов, которые необходимы для того, чтобы правильно произносить звуки. Чтобы добиться такого эффекта, нужно соблюдать некоторые правила при выполнении заданий:

  1. Упражнения должны проводиться каждый день. Только так удастся закрепить навыки правильного произношения у детей. Желательно делать это даже не раз в день, а по 3-4 раза.
  2. За одно занятие необходимо давать не больше 2-3 заданий, но каждое из них должно выполняться не менее 5 раз.
  3. Удерживать одно положение речевых органов нужно не больше 15 секунд.
  4. Последовательность упражнений необходимо выстраивать таким образом, чтобы уровень сложности заданий увеличивался постепенно.
  5. Если малыш хорошо справляется со всеми предложенными упражнениями, то можно заменить его на новое. Если же ребенок недостаточно хорошо делает задание, то не стоит предлагать новые упражнения до тех пор, пока старые не будут полностью закреплены.
  6. Проводить занятия следует в сидячем положении, чтобы спина малыша была прямой, тело не напрягалось, руки и ноги находились в пассивном состоянии.
  7. Обязательно нужно зеркало, чтобы ребенок имел возможность лично контролировать выполнение занятия. Можно использовать большое зеркало, а можно применить маленькое, чтобы ребенок мог держать его в руках перед своим лицом.
  8. Лучше всего начинать гимнастику с упражнений для губ.
  9. Необходимо обязательно хвалить ребенка за каждое достижение и не ругаться, если что-то не получается. Если он заинтересован, то будет сам стараться добиваться успехов.

Родителям не стоит пренебрегать соблюдением вышеуказанных правил. Ведь именно они помогут сделать все так, как положено, и добиться хороших успехов в постановке и закреплении тех или иных звуков.

Артикуляционная гимнастика имеет большое значение для выработки правильного произношения звуков у детей. Она позволяет также нормализовать циркуляцию крови в органах речевого аппарата, укрепить их мышечные ткани, развить их гибкость. Такие упражнения помогут детям говорить правильно и четко, даже тем, у кого имеются дефекты речевого развития.

vseorechi.ru

"Артикуляционная гимнастика в стихах.Игры с язычком".

Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком

УлыбкаХоботок

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,Потом губы – вперёд!И так делаем раз шесть.Всё! Хвалю! Начало есть!

Заборчик

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,Ну, а впереди – забор.Тормозит и назад.И так восемь раз подряд.

Лопаточка

«Лопаточка»

- Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажиИ лопатку подержи.

Часики

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюдаДелает вот так: «Раз – два»

Качели

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверхТянем, тянем до небес.Вниз теперь их полётИ никто не отстаёт.

Змейка

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:Змея в пещере живёт.Кто её не хвалит,Того она ужалит.

Чашечка

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.И с конфетами попить.

Вкусное варенье

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.

Трубочка-желобок

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок.Щёки ты не надувай, Губками прижимай!Плавно воздух выпускаетсяЖелобок не разрушается.

Горка

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребяткиГорка есть и – всё в порядке!

Маляр

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.

Лошадка

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,А ребятам всем – привет!

Грибок

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок!

Гармошка

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычокДелает вот так – молчок!Челюсть нижняя внизЭто вовсе не каприз.Гармошку делать продолжаем!Рот закрываем, открываем.

Пароход

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароходЫ-Ы-Ы-ЫНабирает он свой ход.Ы-Ы-Ы-ЫОн в гудок гудит, гудитЫ-Ы-Ы-Ы«Путь счастливый говорит»Ы-Ы-Ы-Ы

Болтушка – индюк

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходилБл-Бл-БлХвост, как веер, распустил.Бл-Бл-БлВот какой красивый я,Бл-Бл-БлПолюбуйтесь на меня!

Барабанщики - дятел

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.Д-Д-Д-Д

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика для детей в стихах

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки : с, з, ш, ж, л, р, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому должна научить артикуляционная гимнастика.

Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастики и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста. Дети со сложными речевыми нарушениями смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовленными.

Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют научиться говорить правильно, четко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать. Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребенку задаются наводящие вопросы, например: «Где находится язычок?». Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение язычка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

Упражнения артикуляционной гимнастики рекомендуется проводить в игровой или стихотворной форме.

«У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости.С ними худые – лишь кожа, да кости.Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,Поцеловать их они потянулись.Утром проснулись, в улыбочку губы.Чистим мы верхние, нижние зубы.Блюдца поставим, положат блины нам.Блинчик жуем с вареньем малиновым.Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.Вкусный был завтрак, никто не обижен.Скажем спасибо и губки оближем.Дедушка сделал для внуков качели.Все мы на них покачаться успели.Вечером скачем на лошади ловко.Звонко звучат по дороге подковки.Вот замедляет лошадка шажочкиИ на опушке мы видим грибочки.

«Ярмарка»

Чтоб на ярмарку попасть, по дороге не упасть,Разомнем мы губки, язычок, снимем с ротика замок!Губы:Потяните губы к ушкам, получаются лягушки.Лягушки не кусаются, лягушки улыбаются.А слоненок, а слоненок, только что он встал с пеленок,Хоботок уже он тянет и быстрей расти он станет.Губы округляем, бублик получаем!Язык:Язычок, ты что сидишь? Ничего не говоришь! Мы накажем язычок, рот закроем на крючок.Нет, не хочет язычок в домике сидетьХочет он в окошко поглядеть,На качелях покататься и работою заняться.Зубки он почистит скоро, раз и два и все готово!

Зубы:Ой, попался нам орешек, нужно нам его разгрызть.Зубки крепче мы сожмем и орешек разгрызем.Воздушная струя:На ярмарку мы слабых не берем,Ну в ворота гол забьем!

«Веселый язычок»

Жил веселый язычок (улыбка),Запирался на крючок (язычок узкий, кончик поднимают вверх)Хоть один он проживал, никогда не унывал.Утром рано просыпался, за зарядку принимался.Руки вверх, руки вниз (языком двигают вверх-вниз за зубами),А потом ты наклонись (боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).А затем подскоки, бег (широкий язык как бы приклеивается к небу).Тут совсем не утех (узкий язык двигается вправо – влево).Притомился язычок, даже заколол бочок.(язычок как можно уже).Умывать он пошел, щетку в ванной он нашел (язык вверх-вниз).Зубы чистил, полоскал, а умылся – засверкал (кончик языка облизывает губки).А на завтрак язычок выпил тепленький чаек (широкий язык приподнимается, делает углубление в спинке языка).С вкусным вареньем (передней широкой частью языка облизать то верхнюю, то нижнюю губу),С большим наслажденьем (улыбка).

Взялся язычок за дело и работа закипела (широкий язычок «чистит» нижние зубки),Подметал, белил и мыл – ничего он не забыл (отрабатывают подъем языка и подвижность).Прогуляться он пошел, много он забав нашел: с горки весело спускался (боковые края зыка прижимают к верхним коренным зубам, переднюю часть спинки языка поднимают, кончик языка упирается в нижние резцы).На качелях покачался, на лошадке поскакал (щелкаем языком),И ни разу не упал.А потом домой вернулся, дверь закрыл и улыбнулся!Наш веселый язычок славно прожил свой денек:Потрудился, отдохнул, наигрался и уснул!

«Приключения Язычка»

Рот- домик, губы – двери. А кто в домике живет?В этом домике, дружок, живет веселый язычок.Ох и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка (Рот открыт, язык несколько раз показывается изо рта).

  1. Рано утром, как всегда, чистить зубки нам пора. (упражнение «Чистим зубки»)
  2. Делать не хотим зарядку, мы поскачем на лошадках (упражнение «Лошадка»)
  3. Чтоб понравиться слону, губки хоботком тяну (упражнение «Рупор»)
  4. Чтоб понравиться лягушкам, тянем губки прямо к ушкам (упражнение «Улыбка»)
  5. Надоели нам лягушки и мы сделаем болтушку (упражнение «Болтушка»)
  6. Облизнем мы губки язычком и получится как кошечка лакает молочко (Упражнение «Вкусное варенье»)
  7. Пьешь горячим молоко и язык обжечь легко!Ты подуй на язычок, все до свадьбы заживет!
  8. Кошки губки облизала, кошка зубки показала и сказала: «Мяу!» (упражнение «Облизать губки» и «Заборчик»).

Волохова Елена ЛьвовнаУчитель-логопед 1 квалификационной категории

ds21ship.ru


Смотрите также