Артикуляционная гимнастика перед пением. Артикуляционная гимнастика свеча


Начальные классы ГБОУ СОШ № 5

При обучении чтению важным элементом работы является артикуляционная гимнастика, с помощью которой ребенок учится регулировать громкость речи, чётко и правильно произносить звуки, сохранять плавность речи, соблюдать паузы. Особенно важна артикуляционная гимнастика для детей с логопедическими проблемами и для детей-инофонов. 

Общие рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики следующие:

  • Артикуляционная гимнастика проводится регулярно. В период обучения грамоте целесообразно выполнять 2-3 артикуляционных упражнения перед началом чтения.
  • Каждое из упражнений повторяется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы) выполняются по 10-15 секунд.
  • Артикуляционные упражнения следует осваивать постепенно, от простых к сложным.
  • В каждом комплексе из 2-3 упражнений новым для ребенка должно быть только одно, остальные упражнения должны быть уже знакомы. Если какое-то упражнение не получается сразу выполнить правильно, не надо требовать от ребенка его многократного повторения в пределах одной разминки. Включайте это упражнение в ежедневный комплекс, постепенно ребенок научится выполнять его правильно.
  • Желательно использовать игровые приёмы, чтобы упражнения выполнялись с позитивным эмоциональным настроем.
  • Оптимальная поза для выполнения артикуляционной гимнастики - сидя, тело, руки и ноги не должны быть напряжены. Можно проводить гимнастику перед зеркалом.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Упражнение «Свеча - 1». Встать, принять и. п. (спина прямая, руки опущены вниз вдоль туловища), сделать глубокий вдох носом задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Свеча - 2». Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха.

Упражнение «Свеча - 3». Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями: 1 – короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло; 2 – длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.

Упражнение «Именинный пирог». Сделать глубокий вдох носом и постарайться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха ребёнок не добирал  воздух.

Упражнение «Ароматный цветок». Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержитн дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

Упражнение «Зимний ненастный вечер». Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе произносить звук [у] с последующим усилением и ослаблением звука.

Упражнение «Спущенная шина». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом.  На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда. 

Упражнение «Пятёрочка». При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта. 

Упражнение «Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через  рот и не дышать в течение 5-7 секунд секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос. 

Упражнение «Злая собака». Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем   ослабить звук: р-р-р… .

Упражнение «Ветер». Сделать глубокий вдох носом.  На одном выдохе усиливать и ослаблять звук: в-в-в… .

Упражнение «Пилим дрова». И. п. «сидя».  Дети поворачиваются лицом друг  к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитируя пилку дров. При этом движение руки от себя выполняется на выдохе, движение руки на себя – на вдохе. Следить, чтобы вдох производился носом, а выдох – ртом. 

Упражнение «Самовар». Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приёмов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» - «пых» - «пых»… 

Упражнение «Коровка». Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му-у-у-у. 

Упражнение «Писк комара». И. п. «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким  бесшумным вдохом  через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з». На выдохе  со звуком «з-з-з» медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара. 

Упражнение «33 Егорки». Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку: Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки. Вновь сделать глубокий вдох и продолжить: раз - Егорка, два – Егорка, три – Егорка и так далее пока хватит набранного воздуха. Следите за тем, чтобы дети не добирали воздух.

Упражнение «Рубка дров». И. п. «стоя». Пальцы рук сцеплены в замок. На вдохе поднимаем руки вверх над головой, на выдохе наклоняемся вперёд и опускаем руки, имитируя рубку дров.

Упражнение «Озябшие ручки». И. п. «сидя». Пальцы одной руки сжать к кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок  и поднести к губам. Сделать глубокий вдох  и дуть на «озябшие»  ручки, выдыхая воздух медленно и до конца.

Упражнение «Тишина». И. п. «сидя». Указательный палец приложите к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук [ч –ч – ч…].

Упражнение «Раздуть угасающий костёр». И. п. «сидя». Сделать глубокий вдох через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щёки.

Упражнение «Пузырь». И. п. «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу учителя дети делают вдох носом в несколько приёмов, одновременно поднимая руки так же в несколько приёмов, до положения «руки в стороны». После слов учителя «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один приём со звуком [ш]..

Упражнение «Жужжание пчелы». И. п. «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким  бесшумным вдохом  через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «ж – ж – ж - ж». На выдохе  со звуком «ж – ж – ж » медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара.

Упражнение «Пожмём плечами». И. п. «сидя». Руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимаем плечи, на выдохе – опускаем.

Упражнение «Группировка». И. п. «сидя». Голова и плечи опущены вниз. Плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову. Плечи поднимаем и максимально разворачиваем. На выдохе группируемся в и. п.

Упражнение «Слоники». Вытянуть губы хоботком при сжатых челюстях. В этом положении втянуть воздух. При выдохе пропустить воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды.

Упражнение «Тихий смех». И. п. «сидя». Сделать глубокий вдох носом. При выдохе беззвучно засмеяться. Положение губ соответствует произнесению звука [э]. Необходимо, чтобы дети смеялись без звука и напряжения, то есть не морщили лоб, не растягивали сильно губы, не открывали широко рот.

Упражнение «Сердитая кошка». И. п. «сидя». Глубокий вдох носом. На выдохе при сомкнутых зубах произнесите фырканье в несколько приёмов.

Упражнение «Чей мяч улетит дальше?». Положить на стол вату. Улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щеки на надувать

«Вдох носом, выдох через рот». Вдох - задержка дыхания на 5-7 секунд - выдох.

 

mono5.ucoz.com

Артикуляционная гимнастика перед пением

Поиск Лекций

Артикуляционная гимнастика перед пением

В подготовительной к школе группе

  СЕНТЯБРЬ   Заборчик-улыбка-трубочка Из зубов заборчик строй, Губы широко открой. А теперь смыкаем зубы И в улыбке тянем губы. Будем в трубы дуть стараться.     Губы в «улыбке», зубы смыкаются «трубочкой», «заборчик» - правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.
  ОКТЯБРЬ   Желобок Я послушный язычок Превращаю в желобок. Узкий, узкий желобок, По нему ручей течёт.     Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.
  НОЯБРЬ   Грибок Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять – Гриб мне надо удержать.     Язык присасывается к нёбу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак. Вторая лежит на кулаке (шляпка).
  ДЕКАБРЬ   Иголочка Я иголку острую Для шитья готовлю. Крепко я её держу, Никого не уколю.     Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка, ладонь одной руки сжата в кулак, пальцы другой собраны в «пучок» и «воткнуты» в другую руку.
  ЯНВАРЬ   Качели Эх, раз, ещё раз. Мы качаемся сейчас. Вверх-вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.     Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх-вниз, руки ладонями вниз.
  ФЕВРАЛЬ   Гармошка На гармошке мы играем, Рот пошире открываем. Челюсть вверх, челюсть вниз, Ты смотри, не ошибись.     Язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка. Руки сжаты в «замок». Кисти отводятся в стороны, разжимая «замок» и возвращаются в исходное положение.
  МАРТ   Барабан В барабан мы бьём Нашим язычком. Громкий, громкий звук, Слышен звонкий стук.     Язык ударяет по верхней стороне д-д-д. пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.  
  АПРЕЛЬ   Часики Мой весёлый язычок, Словно маятник часов. Вправо-влево, вправо-влево, Он всегда ходить готов.     Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта. Руки ладонями вниз, качаются вправо-влево.
  МАЙ   Непослушный язычок Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлёпаем.     Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.  
  ИЮНЬ   Чашечка Мы чаёк горячий Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче.     Язык удерживает «чашечку», локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая лежит на кулаке (чашечка).  
  ИЮЛЬ   Лошадка Скачем, скачем на лошадке, Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.     Языком «присосаться» к нёбу и щёлкать им под хлопки ладоней.

 

 

Артикуляционная гимнастика перед пением

В старшей группе

  СЕНТЯБРЬ   Улыбка-трубочка Тянем губы мы к ушам, Улыбнёмся малышам. А теперь сужаем губы, Словно дуем, дуем в трубы.     Губы то в улыбке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены. Локти отведены в стороны (улыбка). Кисти рук соединяются, образуя из ладоней круг (трубочка).
  ОКТЯБРЬ   Лопатка Язычок наш, как лопатка, Очень ровный, очень гладкий. А такой лопаткой И копать приятно.     Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью вверх.
  НОЯБРЬ   Горка Горка длинная у нас, Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись.     Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена. Ладонь одной руки сжата в кулак, кисть второй лежит на первой, а пальцами касается стола (горка).
  ДЕКАБРЬ   Вкусное варенье Мы сегодня ели Вкусное варенье. А теперь по кругу Мы оближем губы.     Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.
  ЯНВАРЬ   Грибок Язычком грибок держу, Ни за что не положу. А руками соберу грибочков Много я в лесу.     Языком выполнять движение «грибок». Руки попеременно строят «грибок», язык присасывается к нёбу.
  ФЕВРАЛЬ   Часики-качели Вправо, влево язычок, Словно маятник часов. Вверх-вниз, вверх-вниз, На качелях удержись.     Язык влево-вправо, вверх-вниз. Также ладонями.
  МАРТ   Иголочка Я иголкой острой шью, Никого не уколю. Я иголочку втыкаю, Ей руками помогаю.     Языком выполнять движение «иголочка». У левой руки пальцы растопырены, правая сжата в кулак. Одним пальцем тыкать между пальцами левой руки.  
  АПРЕЛЬ   Блюдечко Крепче блюдечко держи, язычок не урони. А руками помоги, Есть всё время подноси.     Языком выполнять движение «блюдечко». Ладони в форме блюдечка попеременно подносятся ко рту.
  МАЙ   Желобок Я послушный язычок Превращаю в желобок. Узкий, узкий желобок, По нему ручей течёт.     Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.
  ИЮНЬ   Непослушный язычок Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлёпаем.     Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.  
  ИЮЛЬ   Чищу зубы Чищу зубы чисто, чисто И снаружи, и внутри. Я хочу, чтоб всегда были Белые они.     Языком проводят сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней. Ладонью правой руки проводим по внешней стороне руки, затем по внутренней.

 

 

Артикуляционная гимнастика перед пением

В средней группе

  СЕНТЯБРЬ   Змеиный язычок     Рот открыт, язык вытянут, как можно дальше вперёд. Медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз.  
  ОКТЯБРЬ   Уколы     Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить.  
  НОЯБРЬ   Чей длиннее язычок?   Вытянуть язык, как можно дальше. Попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны щёк.  
  ДЕКАБРЬ   Лошадка   Фыркать, как лошадка, губы дрожат.
  ЯНВАРЬ   Едем на машине   Заводим мотор машины: р-р-р. крутой поворот – звук усиливается, наскочили на кочку, проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе.  
  ФЕВРАЛЬ   Трубочка-улыбочка   Вытянуть губы вперёд «трубочкой». Растянуть их в улыбке, не показывая зубы.  
  МАРТ   Весёлая дудочка   Вытягивать вперёд сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо-влево.  
  АПРЕЛЬ   Послушные губки     Обиделись (нижняя губа вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке и на место вернулась. Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу и на место вернулась.  
  МАЙ   Потерялся котёнок Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову влево-вправо.
  ИЮНЬ   Непослушная свечка   Сделать бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечу. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.  

 



poisk-ru.ru

Персональный сайт - Артикуляционная гимнастика

 

Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено звукопроизношение, невнятная речь, проблемы с дикцией. Язычок научится выполнять точные, целенаправленные движения, необходимые для произношения конкретных звуков.

Делайте зарядку перед зеркалом - так ребёнку будет легче контролировать свои движения. Начинать надо с 1 - 2 упражнений, занимайтесь по 5 - 7 минут ежедневно. Упражнения лучше проводить в форме игры, используя стихи, картинки, весёлые истории и сказки про язычок.

 

 Посмотрите мой видеоролик. Он поможет Вам и вашему малышу правильно и весело провести упражнения.

 

Комплекс упражнений для звуков [С],[З],[Ц]

 «Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

«Трубочка (слоник)» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.

 Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз

 «Месим тесто»» — широ­кий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 - 5 раз.

 «Блинчик » — рот приоткрыт, широкий плоский кончик языка положить на ниж­нюю губу. Язык не должен двигаться. Удерживать такое положение 3-10 сек. Повторить 2-3 раза.

 «Задуй свечку!» — сквозь слегка сжатые губы подуть на свечку (можно на вертушку). Щеки не надуваются.  Повторить 3-4 раза. Воздух должен проходить свободно (не толчками), но струя воздуха должна быть направленной (мы не просто дышим, мы дуем!).

 «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка – но не зажимают его – иначе воздуху негде проходить) и подуть на палец. Воздух должен идти по языку через маленькую щель между языком и верхней губой. Сделать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза.

 «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончикомязыка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

 «Подуть на горку» - делаем «Горку», чуть-чуть прижимаем ее верхними зубами и выдыхаем потихоньку воздух – получится что-то похожее на «с-с-с-с».

 «Горка закрывается-открыва­ется» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы — в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Повторить движение 5-6 раз.

 

Комплекс упражнений для звуков [Ш],[Ж]

 «Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. 

 «Трубочка (слоник)» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.

 Чередовать «заборчик» и «слоник». Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз

 «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать вер­хнюю губу сверху вниз (язык слизывает «варенье» одним движением внутрь рта). При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа от­тянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

 «Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка кладем на верхнюю губу, опускаем на нижнюю (под счет 1-2), затем ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них) (под сечт 1-2).

 «Подуй на нос» — высунуть ши­рокий кончик языка, поднять к верхней губе (как в упражнении «Вкусное варенье») и подуть вверх («Представь, что на нос села муха – надо ее сдуть!»). Воздух идет по середи­не языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

 «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боко­вые края, образуя «чашечку» (как в упражнениях «Вкусное варенье», «Подуть на нос» - только рот при этом открыт шире, видны зубы)) . Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.

 «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на­ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.

 

Комплекс упражнений для звуков [Л], [Л’]

 «Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 – 7 сек.

 «Месим тесто»» — широ­кий плоский кончик языка пошлепатьг убами, произнося «пя-пя-пя», затем «та-та-та». Повторить 3 - 5 раз.

 «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на­ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.

«Часики» — приоткрыть рот, вы­сунуть язык и двигать им влево-вправо, от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.

 «Орешки»  — упереться кон­чиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «за щекой орешек», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажа­тию) — «орешек твердый» Повторить 2-4 раза с каждой щекой.

 «Поймай мышку» - губы в улыбке, рот приоткрыт, произнести «а-а-а-а» и прикусить кончик языка  - получится «а-а-ал» (поймали мышку за хвостик!).

 «Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед – назад по нёбу («красим кисточкой»).

  

Комплекс упражнений для звуков [Р], [Р’]

 «Качели» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них).

 «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен на­ходиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.

 «Маляр» - рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед – назад по нёбу («красим кисточкой»). Повторить по 5-6 раз.

 «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать язы­ком с короткими паузами для отдыха. Ста­раться не двигать нижней челюстью.

 «Грибок» - рот приоткрыт, губы в улыбке, медленно цокаем языком (как упражнение «Лошадка», только медленнее), присасываем язык к небу (язык распластывается по небу – это «шляпка гриба», уздечка языка натянута – это «ножка»). Удерживаем 3 – 4 сек. Повторить 5-6 раз.

 «Дятел» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Быстро произносим «д-д-д-д». При этом кончик языка стучит за верхними зубами, нижняя челюсть неподвижна!!!.

 «Комарик» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Произносим что-то среднее между «Ж-ж-ж» и «З-з-з». Произносим с силой (чтобы защекотало язык).

 «Гармошка» - делаем «Грибок» - присасываем язычок, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть (растягиваем уздечку).

 

 

elena-chumakova-logo.narod.ru