Лексико-грамматические упражнения по теме «Транспорт». Артикуляционная гимнастика транспорт


Транспорт. Артикуляционная гимнастика. - Страничка логопеда - Консультации - Каталог статей

Занятие 1

Какой  бывает транспорт?

Для занятия понадобятся «живые» картинки «Лошадка», «Са­молет», «Мотоцикл», маленькие кусочки ваты.

Взрослый начинает рассказ:

Раньше не было ни машин, ни са­молетов. Люди отправлялись в дальнюю дорогу на лошадях. Ся­дет человек на лошадь верхом и скачет долго-долго.

Взрослый показывает детям  картинку «Лошадка», а затем артикуляционное упражнение. Дети повторяют это упражнение.

Динамическое упражнение «Лошадка»

Цокать языком в разном темпе — то быстрее, то медленнее. При этом согнутые в локтях руки держать перед собой, изобра­жая поводья.

Взрослый говорит:

А по воде люди плавали на лодках (показ рисунка «Лодка»)

Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Лодочка», а дети повторяют.

Статическое упражнение «Лодочка»

Высунуть широкий язык, придав ему форму чаши .

Взрослый продолжает:

Но время шло. Люди изобрели машины. Появились поезда, автомобили, мотоци­клы. В небо полетели самолеты и раке­ты. По морям и рекам поплыли большие корабли.

Взрослый показывает картинку «Самолет».

Посмотрите, самолет

Отправляется в полет.

 Самолет летит, гудит —

Смелый летчик в нем сидит.

Затем взрослый демонстрирует голосовое упражнение «Самолёт, дети его повторяют.

Голосовое упражнение «Самолет»

Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произ­носить звук «Л-л-л». При этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями.

Взрослый показывает рисунок «Па­рашют» и говорит:

Если нужно, парашют.

Вниз нас спустит

В пять минут.

Затем взрослый показывает дыха­тельное упражнение «Парашют», а дети его повторяют.

Дыхательное упражнение «Парашют»

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подле­теть вверх.

Взрослый продолжает рассказ:

По, шоссе спешат машины:

«Би-би!» Мотоциклы.

Взрослый показывает картинку «Мотоцикл» и дует на губы, вызывая их вибрацию. Получается звук, напоми­нающим работающий двигатель.

А по железной дороге мчатся поезда:

 «Чух-чух-чух. Ту-ту-у-у!»

Даже под землей едет поезд. В самом деле?

В самом деле!

Выезжает из туннеля. Вот так...

Взрослый демонстрирует артикуляционное упражнение «Ме­тро», а дети его повторяют.

Динамическое упражнение «Метро»

Высунуть вперед длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.

Взрослый продолжает рассказ:

Спешат поезда от одной станции до другой.

Туда-сюда. Туда-сюда.

 Вот это да!

Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Туда-сюда», а дети его повторяют.

Динамическое упражнение «Туда-сюда»

Приоткрыть рот и водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого. Упражнение повторить несколько раз в умеренном темпе.

Взрослый продолжает рассказ:

Остановился поезд на станции. Двери открываются.

Взрослый демонстрирует детям артикуляционно-дыхательное упражнение «Двери открываются», а дети его повторяют.

Дыхательное упражнение «Двери открываются» с произнесением звука «Ш»

Вытянуть губы вперед рупором, язык в виде ковша поднять за верхние зубы и длительно произнести: «Ш-ш-ш...». При этом руками изобразить открывающиеся и закрывающиеся двери по­езда. Для этого прижать друг к другу ладони и, держа их перед грудью, сначала развести в стороны со звуком «Ш», а затем после слов «Двери закрываются» соединить ладони вместе, вновь по­вторив звукоподражание.

В процессе выполнения упражнения взрослый может произне­сти фразу: «Станция... (такая-то). Осторожно: двери закрывают­ся. Следующая станция... (такая-то)». Лучше называть станции метро, которые детям знакомы.

Взрослый заканчивает рассказ:

Путь проделали большой

И приехали домой.

Занятие 2

Мишина.  Велосипед

Взрослый начинает рассказ:

Папа подарил Мите на день рождения вело­сипед.

Новенький, блестящий, Самый настоящий.

У велосипеда было три колеса —

одно большое.

Вот такое...

Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Большое колесо», а дети его повторяют.

Упражнение с элементами самомассажа губ «Большое колесо»

Широко открыть рот и указательным пальцем обвести его и линии губ.

Взрослый продолжает:

И два маленьких.

 Вот таких...

Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Маленькое колесо», а дети его повторяют.

Упражнение с элементами самомассажа губ «Маленькое колесо»

Вытянуть губы трубочкой, как при произнесении звука «У», и  указательным пальцем обвести «маленький ротик» по линии губ.

Взрослый продолжает рассказ:

У велосипеда был блестящий металлический руль. Вот такой…

(Широко улыбнуться. При этом взяться руками за воображаемый руль и «ехать» на велосипеде, поворачивая «руль» в разные стороны.)

На руле был звонок.

Он звенел вот так...

Взрослый показывает детям артикуляционно-голосовое упражнение «Звонок», а дети его повторяют.

Голосовое упражнение «Звонок»

Широко улыбнуться и произнести звукоподражание «Дзынь-  дзинь».

Взрослый продолжает повествование:

Стал Митя кататься на велосипеде вокруг дома. То в одну сторону поедет, то в другую.

Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «По кругу», а дети его повторяют.

Динамическое упражнение «По кругу»

Широко открыть рот и облизать губы по кругу. Сначала по часовой стрелке, а потом против.

Взрослый продолжает:

Когда Мите на дороге встречались кошка или собака, он звонил в блестящий металлический звоночек и животные убегали. Иногда Митя звонил вот так (взрослый просит одного из детей воспроизвести данный ритмический рисунок):

«Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь» (П П).

А в другой раз — вот так: «Дзи-и-инь, дзинь-дзинь» (I П).

(Взрослый просит другого ребенка воспроизвести этот ритмический рисунок.)

Или вот так: «Дзинь-дзинь, дзи-и-инь» (П I).

(Задание дается следующему ребенку.)

И наконец, так: «Дзинь-дзинь-дзинь».

(Задание предлагается очередному ребенку.)

Взрослый продолжает рассказ: Но вдруг Митя наехал на гвоздь. Гвоздь был вот такой острый.

Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Гвоздь», а дети его повторяют.

Статическое упражнение «Гвоздь»

Высунуть вперед заостренный кончик языка .

Взрослый продолжает:

Митя проколол колесо. Воздух вышел из шины: «Пш-ш-ш...» (Дети повторяют звукоподражание.)

Очень расстроился Митя и чуть не заплакал. Но папа сказал: «Не расстраивайся, Митя, мы починим колесо.

Возьмем заплатку, намажем ее клеем — вот так (ладонью правой руки погладить левую ладонь).

Потом подуем на нее (дети вместе со взрослым выполняют ды­хательное упражнение — дуют на ладони).

Крепко прижмем заплатку к шине (с усилием прижать одна к дру­гой ладони и подержать их так в течение нескольких секунд).

Готово!

Заплатка приклеилась.

Теперь возьмем насос и накачаем колесо воздухом. Взрослый показывает детям артикуляционно-дыхательное упражнение «Насос», а дети его повторяют.

Дыхательное упражнение «Насос»

Улыбнуться и несколько раз подряд кратко произнести звук «С». При этом синхронно двигать руками, сжатыми в кулаки, держа воображаемую рукоятку насоса.

Взрослый продолжает рассказ: Вот и починили велосипед. Митя опять и поедет кататься.

Упражнение для развития фонетического слуха

Взрослый предлагает детям отгадать на слух, что сейчас прои­зойдет с велосипедом.

Лопнула шина, и из колеса выходит воздух (взрослый длительно произносит звук «Ш-ш-ш...»).

Колесо накачивают насосом (взрослый длительно произносит звук «С-с-с...»).

Затем взрослый произносит несколько звукоподражаний, делая паузы между ними. Например: «Ш-ш-ш, с-с-с ,ш-ш-ш, ш-ш-ш, с-с-с». А дети слушают и комментируют каждое из них.

Литература:

О.А. Новиковская «Весёлая зарядка для язычка»

mbdou59.ucoz.ru

Тематические 1,5 недели на тему "Транспорт" - запись пользователя Инна (id2346631) в сообществе Тематические недели в категории Транспорт

Мы совершенно пропали зи эфира, потому что все были увлечены неделей транспорта. Тема настолько обширна, что все не обхватить, да и для первого ознакомления, наверно, это и не нужно. Параллельно еще с горшком начинаем дружбу налаживать, поэтому времени практически ни на что нет))) если мы не на горшке, значит мы играем, и наоборот)))

Итак, неделя разделилась на 6 тем, они иногда выходили за пределы одного дня. Честно скажу) по-другому никак))

1 день. Личный транспорт (машины, мотоциклы, велосипеды)

2 день. Наземный пассажирский транспорт (автобусы, троллейбусы, поезда, трамваи, метро)

3 день. Машины-спасатели (пожарная, скорая, полиция)

4 день. Водный транспорт (лодки, катера, теплоходы)

5 день. Строительный транспорт (каток, самосвал, погрузчик, кран, бетономешалка)

6 день. Воздушный транспорт (самолеты, ракеты, дирижабли, вертолеты)

За подробностями под кат

Это то, что мы делали на протяжении всех дней:Пальчиковая гимнастикаАвтобус, троллейбус, машина, трамвай -О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)В морях - корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)Они очень редко заходят сюда.- Игра "Летаем, плаваем, ездим».(Имитация движений.)Самолеты загудели. (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.)Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо.)На полянку тихо если (Присесть, руки к коленям.)Да и снова полетели.Артикуляционная гимнастикаПыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без помощи.Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («же­лобком»), держать непод­вижно. Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.Насос. Произнесение звука с-с-с-с.Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».Гудит поезд. Произнесение слога ту на од­ном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»,Сигналит машина. Произнесение сло­га на одном выдохе: «Би-би-би~би"

Пальчиковая гимнастика "Транспорт" - ссылкаМногое стал делать сам и произносить)))

Дальше описывать особо нечего, поэтому в основном фото наших дел) сами понимаете, транспорт, это мужская тема, что лишний раз говорить, делом нужно заниматься))) вот мы и занимались)

1 день. Личный транспорт

В первый день сыночка , как всегда встретил мольберт с разными подвидами личных автомобилей, мы их все посмотрели, разобрались, где у них колеса)) гоночная машина оказалась вне конкуренции, другие мы не замечали)

Итак, что мы делали в этот день:

1) собирали деревянный планшет, графа "Траснпорт":

2) читали много разных книжек про машины и слышали в музыкальных звуки машин:

3) собирали из моего конструктора детства машину, получилось что-то непонятное, но Олежке понравилось)

4) собирали машину из нашей детской мозайки:

5) играли на ковре в заправку, автосервис, пешеходный переход. Все декорации маленькие, чтобы было где развернуться с катанием машинок. Заняло у нас это увлекательное дело уйму времени. Мы катали машинки, чинили, покупали, продавали, заправляли))

6) потом по всему дому катали нашу гоночку (бабушка подарила):

7)собирали пазл из фетра:

8) собирали рамку-вкладыш "Транспорт":

9) еще книжки про машины и поклеили наклейки:

10) позанимались по книжке с машинками артикулляционной гимнастикой:

11) посадила за руль своей машины, сидел довольный, что-то изображал пока я ее чистила)))

12) пришли и нарисовали не мамину машину, а папину!!! сходство сто процентное)))

13) поклеили аппликацию на дорогу разные машины:

14) поклеили наклейки:

15) нариосвали светофор для нашей аппликации с машинами:

2. день. Наземный пассажирский транспорт

Снова нас встречал мольберт теперь с пассажирским транспортом, а это автобус, трамвай, метро, троллейбус, поезд)

Сразу же решили позаниматься теорией, про всех все посмотреть и все узнать:

Поиграли в домино, искали только автобусы и поезда на фишках:

Собрали поезд из кубиков:

Поиграли с поездом, про который писала ранее, сделала сама, там животных можно отклеивать, развязывать веревочки, открывать кнопочки, в-общем позанимались с удовольствием. Все разобрал, я потом собрала))

немного подвигались под "Автобус" всеми любимый Железновых и песенку про поезд, а потом и покатали поезд по квартире. Сажали в него человечков и катали)

Клеили наклейки:

Играли в икеевскую железную дорогу, сначала поезд по ней ездил, потом автобус взобрался)))

Лепили из пластилина сначала автобус, потом добавили рога, стал троллейбус, потом добавили вагоны, стала электричка))

3 день. Машины "спасатели"

В этот день у нас было много чтения и творчества. Пока не обзавелись мы машинами-спасателями, чтобы в них поиграть.

Сначала клеили наклейки:

Потом делали аппликацию скорой помощи и посадили в нее всяких чудиков, которых нужно срочно вылечить, чтобы они стали нормальными))

Нарисовали полицейского, очень доброго. Рисовали пальчиками и ватными палочками:

Я нарисовала в доме пожар красной краской, а Олежка синей закрашивал, тушил))

Делали аппликацию спасательных машин из квадратиков и прочих форм:

4 день. Водный транспорт

Тут карточек не было и мы сделали свою аппликацию лодки, фотки, как делали будут позже)

Сначала в аквагрунте искали камушки. Разбирались, как кораблики на мель могут сесть и как им помочь. Выбрали все камни)

Слепили парусник из пластилина:

Трафаретом сделали кораблик:

А вот и аппликация:

Половили шарики-кораблики из тазика:

Половили маленькие лодочки из желудей ситечком из кастрюльки:

Почитали книжки:

Покупались в ванной с нашими лодками и катерами))

5 день. Строительный транспорт

О, тут карточек было очень много, да и техники было много. День в основном состоял из игры))

Сделала для сыночка стройплощадку и он сразу занялся деом, грузил, возил, таскал, выгружал.

Потом поклеили строительные наклейки:

Поиграли в сенсорную коробку "Стройка":

6 день. Воздушный транспорт

И в завершающий день мы изучали воздушный транспорт: самолеты, вертолеты))

Как и раньше клеили наклейки:

Читали книжки:

С папой лепили и надували шарик))

Рисовали и клеяли кабины из ватных дисков самолету, вертолету и воздушному шарику и напоследок посыпали крупой самолет:

Вот так мы узнали какой бывает транспорт и чудесно провели эти дни))

как нарисовать мостовую улицу

www.babyblog.ru

Лексико-грамматические упражнения по теме «Транспорт».

• Упражнение «Ехать, лететь, плыть»

Логопед: Сядет тот, кто скажет, на чем можно ехать, лететь, плыть.

Дети называют, логопед выставляет на доску картинки.

Логопед: Назовите эти предметы одним словом. (Транспорт.) Какие виды транспорта вы знаете? (Грузовой, пассажирский; наземный, подземный, водный, воздушный.) Как называется транспорт, перевозящий грузы? Людей? (Грузовой, пассажирский.)

• Игра «Кто я?»

Логопед: Угадайте, кто я, если...

...я управляю автомобилем. (Водитель, шофер.)

...я управляю самолетом. (Пилот, летчик.)

...я управляю поездом. (Машинист.)

...я управляю пароходом. (Капитан.)

Пальчиковая гимнастика.

• Упражнение «Пальцы — дружная семья» (см. занятие 1)

• Упражнение «Транспорт»

 

Читает логопед Выполняют дети
Автобус, троллейбус, машина, трамвай. О них ты на улице не забывай. Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного на каждый ударный слог.
В морях — корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. Смена рук.

 

Знакомство с мягкими и твердыми

Согласными звуками.

Повторение гласных и согласных звуков, их характеристика.

Логопед: Какие звуки называют согласными? Что они любят делать? (Рычать, звенеть, свистеть, шипеть, шуметь.) Молодцы! Согласные действительно любят шуметь, а вот петь не любят.

Рассказать детям о твердых и мягких согласных звуках, сопровождая рассказ показом символов, обозначающих твердые и мягкие звуки.

Логопед (произносит звуки парами: З — Зь, Л — Ль и т.д.): Давайте сравним песенки большого комара и маленького, большого пароходика и маленького. Песенки твердых звуков звучат твердо, строго, а у мягких звуков песенки нежные, ласковые.

Давайте поиграем в игру «Камень и вата».

Послушайте слова. Если последний звук в слове твердый — покажите кулачок, если мягкий — покажите ладонь. Мел — мель, брат — брать, кров — кровь, кон — конь, хор — хорь, пыл — пыль, был — быль.

Динамическая пауза.

• Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)

• Упражнение «Тарарам» (см. занятие 4)

Артикуляционная гимнастика.

Фрагмент 3[23]: Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: болтливого индюка и упрямого ослика (ИА-ИА-ИА). Друзья покатались на автомобильчиках: ДР-ДР-ДР... Съели мороженое. Надували воздушные шарики и пускали парашютики. Потом друзья увидели слоника. Ему было жарко. Слоник опускал свой длинный хобот в фонтан, набирал воду (ПЬ-ПЬ-ПЬ…) и поливал себя водой. Быстро день пробежал. Стемнело. Язычок посмотрел на свои часики, попрощался с друзьями, сел на лошадку и поскакал домой.

Массаж пальцев и мимических мышц лица.

Комплекс упражнений «Времена года. Осень».[24]

Читает логопед Выполняют дети
Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят... Осень любит листопад! Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид. Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг. Вам пора лететь на юг!» Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.
Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай. Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

 

Работа над слоговой и ритмической

структурой слова[25].

На наборное полотно выставляются картинки.

Логопед: Посмотрите на картинки (автобус, трамвай, электропоезд, велосипед). Угадайте, на чем я поеду? Я буду отхлопывать это слово, вы выберите соответствующую картинку.

Молодцы! А теперь угадайте, на чем я поплыву? (Пароход, лодка.)

Далее логопед предлагает детям произнести названия видов транспорта с вопросительной, восклицательной интонацией (с опорой на картинки) и вручает детям наклейки с изображением транспорта.

Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятия 6—7. Тема: «Язычок в гостяху Свистящей семейки»[26]

Цели: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков; продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики пальцев, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений; познакомить с артикуляционным укладом свистящих звуков; продолжить работу над лексической темой «Транспорт»; упражнять детей в образовании глаголов с помощью приставок; развивать слуховую память и внимание, мышление.

Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, картинки с транспортом, карандаши с гранями для массажа, плакатики с комплексом мимического массажа «Времена года», массажные валики, баночки для мыльных пузырей, символы звуков свистящей семейки или буквы на синем и зеленом фоне.

Ход занятия

1. Приветствие(см. занятие 5).

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматическое упражнение по теме «Транспорт». Игра «Кто управляет этим транспортом?»

Дети достают из «чудесного мешочка» картинки с изображениями ви-

дов транспорта, называют изображенный предмет и человека, который им управляет. Затем садятся на свои стульчики. Если ребенок не может ответить, логопед просит детей ему помочь.

Дыхательная гимнастика «Надувные игрушки».

Дети изображают процесс надувания игрушек по ходу рассказывания логопеда.

Логопед: В одном детском саду жили надувные игрушки. Но их никто никогда не надувал — про них забыли! А игрушкам так хотелось, чтобы в них играли!

Однажды дети обнаружили надувные игрушки. Они принесли большой, блестящий насос и стали накачивать игрушки воздухом. (Упражнение «Насос». Произнесение звука С.) Игрушки почувствовали, как они заполняются прохладным, легким воздухом. Но вдруг шланг соскочил и весь воздух снова вышел. (Произнесение звука Ш.) Дети снова подключили шланг, надули игрушки и начали играть.

Массаж пальцев и мимических мышц лица.

• Упражнение «Велосипедист» (используется карандаш с гранями, который дети прокатывают между ладонями)

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперед —

Я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

• Упражнение «Капуста» (выполнение движений по тексту)

Что за шум? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

• Упражнение «Ягодки» (выполнение движений по тексту)

С ветки ягодки снимаю

И в корзинку собираю.

Будет на зиму варенье.

Всем друзьям на угощенье.

• Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки».

Динамическая пауза.

• Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)

• Упражнение «Веселая кисточка»

Под любую ритмическую музыку дети выполняют движения, имитирующие рисование, раскрашивание.

• Упражнение «Летчики — пилоты»

Логопед выступает как инструктор полетов. Дети выполняют «тренировочные полеты на тренажере» — сложенными вместе ладошками показывают движение своего самолета.

Упражнения на формирование правильного

Звукопроизношения.

• Упражнение «В гостях у свистящей семейки»

Логопед: Давайте заглянем вместе с Язычком в «Домик звуков». Нас приглашает к себе в гости семейка Свистящих звуков. (Логопед знакомит детей с артикуляционным укладом свистящих звуков и их фонетической характеристикой.)

• Упражнение «Поймай звук С»[27] (с использованием пособия «светофор»).

Логопед называет слова и просит детей показать красный сигнал светофора, если в слове нет звука С, и зеленый сигнал — если звук С есть.

Например: свет, окно, лампа, нос, рот, краска, волосы, кот, рука, собака, ласка...

• Упражнение «Самовар».

Логопед: Свистящие звуки решили напоить нас чаем из самовара.

Произнесение звука «С» длительно, отрывисто. Аналогично проводятся игры «Комар», «Тишина» (для отработки правильного произнесения звуков З, Ц).



infopedia.su

Одуванчики: ТРАНСПОРТ

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Паровоз и вагоны)

Плывёт белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное.

(Парусник)

Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на гору всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу.

(Санки)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Корабль – великан не по морю идёт.

Корабль – великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт.

(Комбайн)

Едет он, усатый,

Полный и пузатый.

Люди в нём сидят,

Смотрят и стоят.

(Троллейбус)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём!

(Велосипед)

Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом!

Это я бегу верхом!

Я и сидя бегу,

И сижу на бегу,

И машину качу,

И качусь куда хочу!

(Велосипед)

Ходит город – великан

На работу в океан.

(Корабль)

На прогулке бегуны

Одинаковой длины.

Через луг бегут к берёзке,

Тянут две полоски.

(Лыжи)

Я великан: вон ту громаду,

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколаду,

Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою,

Слона или верблюда сцапаю,

Я их обоих буду рад

Поднять, как маленьких котят.

(Подъёмный кран)

Начинает он копать,

Заменяет сто лопат.

(Экскаватор)

Есть чудесный дворник,

Удалец – проворник!

С ним не справится сама

Даже Зимушка – Зима!

Сыплет, сыплет снег из тучи,

Нарастут горами кучи;

Только дворник

Наш проворник

Не ругается,

Он с охотой

За работу

Принимается.

Тащат снег в грузовики

Две громадные руки,

А зима всё хмурится:

- Снова чисты улицы!

Кто же этот дворник,

Удалец – проворник?

(Снегоочистительная машина)

Вообще дома – без ног,

Не нужны им ноги!

Дом чудесный – бегунок

На своей восьмёрке ног

День – деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двери змейкам.

Начинаются с утра

У него заботы:

В школу хочет детвора,

Малышам в детсад пора,

Взрослым - на работу.

Он со службы пап и мам

Возвращает по домам,

Из конца в любой конец,

Привезёт всех, молодец!

Все мы в нём бываем.

Звать его…….

(Трамвай)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

(Бульдозер)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

За дымком, за свистком

Братья бегают гуськом.

(Поезд)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.

(Паровоз)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка.

По дорожке той ползёт,

Весь обоз одна везёт.

(Поезд)

Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

И называюсь….

(Паровоз)

Железные избушки

Держатся друг за дружку.

Один большой

Тянет всех за собой.

(Поезд)

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От неё осталась?

(Самолёт)

Вот загадка, словно птица,

Мчится в небе голубом.

Города, моря, границы

У загадки под крылом…

“Снова в путь!” – мотор ревёт,

Рвётся в небо…

(Самолёт)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое?...

(Самолёт)

В этом доме тишина.

Много окон, дверь одна.

Дом лежит под небеса.

Мы уселись у окна.

За окошком – вся страна.

Дом отправился в полёт,

Значит, это…

(Самолёт)

Не птица, а летит,

Не жук, а жужжит.

(Самолёт)

Сам умчался, звук остался.

(Самолёт)

Что за птица –

Песен не поёт,

Гнезда не вьёт,

Людей и груз везёт?

(Самолёт)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся – под лучами

Отливает серебром.

(Самолёт)

Он гудит и чертит мелом

На бумаге голубой.

Он рисует белым – белым.

сам рисует, сам поёт.

Что же это?

(Самолёт)

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?...

(Пароход)

Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл.

(Пароход)

Идёт утюжок

С прокопчённой трубой,

Морщины и складки

Ведёт за собой.

(Пароход)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей;

Ты знаком, конечно, с ней!

Обувь носит из резины,

И зовут её…

(Машина)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек в школу везут.

(Машины)

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…

(Автомобиль)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Машина)

Ходит по небу рука,

Задевает облака,

А под него гам и гром –

Вырастает новый дом.

(Подъёмный кран)

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут – положу,

Человеку послужу.

(Подъёмный кран)

Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный.

Кто, скажите, я такой?

(Подъёмный кран)

Зачерпнуло ветра

Белое крыло.

И катать мальчишек

В море унесло!

(Парусник)

Мой парус ветер ловит,

А волны режет киль,

Меня не остановит

Ни ураган, ни штиль.

(Парусная яхта)

В лесу родилась,

В воде живёт.

(Лодка)

Крыльев нету, но она

Для полётов рождена.

Выпускает яркий хвост –

Поднимается до звёзд.

(Ракета)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд.

(Ракета)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную…

(Ракету)

Что нас в космос, на планеты

Быстро мчит, друзья?

(Ракеты)

 

oduvanchiki44.blogspot.com

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.

Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.

Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:

· мимические упражнения;

· упражнения для губ;

· упражнения для языка;

· фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладывание языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.

Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удерживание его в таком положении — трудное задание, которое требует многократных повторений. Это упражнение можно назвать по-разному: «Рыбка открывает рот и ловит корм», «Крокодил широко открыл рот», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» (С. Маршак), «Язычок отдыхает на диване», «Поздороваемся с маленьким язычком» и т. д.

Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков, так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кроме того, они способствуют выработке речевого дыхания и развитию голосовых возможностей ребенка.

Использование в качестве опоры гласных и согласных звуков, основанных на непроизвольных движениях, достигается в игровых ситуациях: «На приеме у доктора Айболита» (покажем Айболиту горлышко и скажем: «А-а-а-а»), «Плачет малыш» (а-а-а-а-а), «Хочется спать» (зевание), «Малыш просит у мамы кушать» (произносится ам — рот широко открыт), «Малыш кашляет», «Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса).

Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]).

Далее используются звуки [и], [т], звукосочетания йа, йо, йу, йэ; звукоподражания: «Ослик кричит: иа, иа», «Веселые дети смеются: хи-хи-хи», «Разговор зверят: ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те», игра «Я— не я». Например, логопед говорит: «Я люблю читать книжки. Я люблю рвать книжки». В ответ дети произносят «И я» или «Не я».

«Песенки» птиц, «разговоры» зверей и игрушек, в которых дети произносят звуки [и], [й], [т], служат базой для формирования артикуляционной позиции звука [с]: кончик языка опущен и лежит за нижними зубами, посередине языка проходит узкая щель.

Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. С этой целью можно применить следующие задания и игровые приемы:

— произнесение гласных звуков и слогов в сочетании с ходьбой на месте, наклонами в стороны, подниманием и опусканием рук, головы и т. д.;

— произнесение звуков и слогов с выражением эмоций: сердимся, ругаемся — миримся, печалимся — радуемся и др.;

— произнесение гласных звуков и слоговых сочетаний с движением указательного пальца по волнистым и ломаным линиям, по кругу и спирали, нарисованным на листе бумаги.

Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний — развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.

Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.

Движения языка слева направо («маятник») можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка плывет и шевелит хвостиком», «дверь или форточка открывается и закрывается», «волны бьются о берег», «качаются ветви деревьев» и др.

Для формирования артикуляционных позиций — широкая и узкая «трубочка» — используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки или обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми — колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка или свинки» и др.

Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки — подосиновики, сыроежки, моховики, маслята и др. — собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. В другом случае грибы собираются для мамы, для бабушки или для грибного супа.

Упражнение «Надувание обеих щек» преподносится по-разному: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толстощекий малыш», «толстомордый медвежонок», «колобок», «спрячем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.

С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следующие игровые упражнения: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт), «машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята), «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо), «машина подъехала к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам), «машина объезжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней губами), «машина подъехала к яме» (язычок «чашечкой»), «заглох мотор» (произношение звука т-т-т-т-т), «заведем мотор» (произнесение звука д-д-д-д и звукосочетаний дж-дж-дж-дж), «прокололась камера» (произношение звука ш-ш-ш-ш-ш), «заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе), «накачаем насосом камеру» (произносится звук с-с-с-с-с-с).

Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-птица». Дети вытягивают губы вперед узкой трубочкой, показывая, какое маленькое яйцо снесла сойка. Ворона снесла большое яйцо (вытягивают губы широкой трубочкой). Птенчик пробивает клювом скорлупу (стучат языком по бугоркам, произнося звуки т-т-т-т-т, д-д-д-д-д). Птенчики широко открывают рты-клювики (просят пищу), делают языки «чашечкой» (приготовились получить пищу) и др. После этого учатся петь (используются простые звукосочетания — подражание пению разных птиц).

Любую пластмассовую коробочку можно превратить в соковыжималку. Поставив в коробочку картинку с изображением фруктов или ягод, ребенок нажимает на «кнопку», произнося звуки т-т-т-т, д-д-д-д, т-д-т-д-т-д, джжжжж. Предложив ребенку сделать язык «чашечкой», логопед имитирует действие — наливает в нее сок. Эта игровая ситуация способствует отработке язычно-альвеолярной схемы (удерживанию языка у альвеолярного отростка) и помогает детям практически использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, сливовый, виноградный). В «чашечку» «наливается» чай, морс, компот, кофе, «Фанта», какао и другие напитки, употребление этих слов-названий способствует развитию пассивного словаря. Вместо слова чашечка можно использовать слово плошка. В «плошку» наливаем молоко для котенка, суп для щенка. Та же позиция языка может носить названия «ковш экскаватора», «лепесток розы», «цветок кувшинки», «вагончик на рельсах». Упражнение «чашечка» многократно обыгрывается в различных ситуациях. Например, на первых занятиях дети «лепят чашечку из глины». Глиняная чашечка неглубокая, с утолщенными краями, что характерно для положения языка на первом этапе работы над этим упражнением. Затем можно «лепить фаянсовую и фарфоровую чашечку», у таких чашек края тонкие.

Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой. На примере двух занятий показан принцип их построения.

Конспект занятия

Тема «Весна»

Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения.

* *

*

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

А. Толбанова

Мимические упражнения

Педагог предлагает детям выразить радость от встречи с весной. Дети показывают, как им тепло и приятно греться на солнышке.

Малыши представляют себя доброй и ласковой Весной, они дарят деревьям листву, лугам — траву и цветы.

«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Дети показывают, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

Упражнения для мышц шеи

Игровые упражнения

«Ветерок качает подснежник». Наклонять голову влево-вправо (шея расслаблена).

«Дети радуются солнышку и посылают ему песенку гласных звуков: а-э-и-о-у». Поднимать и опускать голову.

stydopedia.ru

Артикуляционная гимнастика 

Артикуляционная гимнастикаАртикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедиче-ской работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возмож-ность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается по-стоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:• мимические упражнения;• упражнения для губ;• упражнения для языка;• фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладывание языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удерживание его в таком положении — трудное задание, которое требует многократных повторений. Это упражнение можно назвать по-разному: «Рыбка открывает рот и ловит корм», «Крокодил широко открыл рот», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» (С. Маршак), «Язычок отдыхает на диване», «Поздороваемся с маленьким язычком» и т. д.Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков, так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кроме того, они способствуют выработке речевого дыхания и развитию голосовых возможностей ребенка.Использование в качестве опоры гласных и согласных звуков, осно-ванных на непроизвольных движениях, достигается в игровых ситуациях: «На приеме у доктора Айболита» (покажем Айболиту горлышко и скажем: «А-а-а-а»), «Плачет малыш» (а-а-а-а-а), «Хочется спать» (зевание), «Малыш просит у мамы кушать» (произносится ам — рот широко открыт), «Малыш кашляет», «Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса).Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]).Далее используются звуки [и], [т], звукосочетания йа, йо, йу, йэ; звукоподражания: «Ослик кричит: иа, иа», «Веселые дети смеются: хи-хи-хи», «Разговор зверят: ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те», игра «Я — не я». Например, логопед говорит: «Я люблю читать книжки. Я люблю рвать книжки». В ответ дети произносят «И я» или «Не я».«Песенки» птиц, «разговоры» зверей и игрушек, в которых дети произносят звуки [и], [й], [т], служат базой для формирования артикуляционной позиции звука [с]: кончик языка опущен и лежит за нижними зубами, посередине языка проходит узкая щель.Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. С этой целью можно применить следующие задания и игровые приемы:— произнесение гласных звуков и слогов в сочетании с ходьбой на месте, наклонами в стороны, подниманием и опусканием рук, головы и т. д.;— произнесение звуков и слогов с выражением эмоций: сердимся, ругаемся — миримся, печалимся — радуемся и др.;— произнесение гласных звуков и слоговых сочетаний с движением указательного пальца по волнистым и ломаным линиям, по кругу и спирали, нарисованным на листе бумаги.Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний — развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.Движения языка слева направо («маятник») можно представить сле-дующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка плывет и шевелит хвостиком», «дверь или форточка открывается и закрывается», «волны бьются о берег», «качаются ветви де-ревьев» и др.Для формирования артикуляционных позиций — широкая и узкая «трубочка» — используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки или обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми — колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка или свинки» и др.Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки — подосиновики, сыроежки, моховики, маслята и др. — собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. В другом случае грибы собираются для мамы, для бабушки или для грибного супа.Упражнение «Надувание обеих щек» преподносится по-разному: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толстощекий малыш», «толстомордый медвежонок», «колобок», «спрячем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, свя-занная с темой «Транспорт». В ней используются следующие игровые уп-ражнения: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт), «машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята), «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо), «машина подъехала к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам), «машина объезжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней губами), «машина подъехала к яме» (язычок «чашечкой»), «заглох мотор» (произношение звука т-т-т-т-т), «заведем мотор» (произнесение звука д-д-д-д и звукосочетаний дж-дж-дж-дж), «прокололась камера» (произношение звука ш-ш-ш-ш-ш), «заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе), «накачаем насосом камеру» (произносится звук с-с-с-с-с-с).Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-птица». Дети вытягивают губы вперед узкой трубочкой, показывая, какое маленькое яйцо снесла сойка. Ворона снесла большое яйцо (вытягивают губы широкой трубочкой). Птенчик пробивает клювом скорлупу (стучат языком по бугоркам, произнося звуки т-т-т-т-т, д-д-д-д-д). Птенчики широко открывают рты-клювики (просят пищу), делают языки «чашечкой» (приготовились получить пищу) и др. После этого учатся петь (используются простые звукосочетания — подражание пению разных птиц).Любую пластмассовую коробочку можно превратить в соковыжималку. Поставив в коробочку картинку с изображением фруктов или ягод, ребенок нажимает на «кнопку», произнося звуки т-т-т-т, д-д-д-д, т-д-т-д-т-д, джжжжж. Предложив ребенку сделать язык «чашечкой», логопед имитирует действие — наливает в нее сок. Эта игровая ситуация способствует отработке язычно-альвеолярной схемы (удерживанию языка у альвеолярного отростка) и помогает детям практически использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, сливовый, виноградный). В «чашечку» «наливается» чай, морс, компот, кофе, «Фанта», какао и другие напитки, употребление этих слов-названий способствует развитию пассивного словаря. Вместо слова чашечка можно использовать слово плошка. В «плошку» наливаем молоко для котенка, суп для щенка. Та же позиция языка может носить названия «ковш экскаватора», «лепесток розы», «цветок кувшинки», «вагончик на рельсах». Упражнение «чашечка» многократно обыгрывается в различных ситуациях. Например, на первых занятиях дети «лепят чашеч-ку из глины». Глиняная чашечка неглубокая, с утолщенными краями, что характерно для положения языка на первом этапе работы над этим упражнением. Затем можно «лепить фаянсовую и фарфоровую чашечку», у таких чашек края тонкие.Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой. На примере двух занятий показан принцип их построения.

 Пожиленко Е.А.Методические рекомендации по постановке у детей зву-ков [с], [ш], [р], [л]Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006. 

www.centerfelicita.ru

Игры для развития речи у малышей. Артикуляционная гимнастика

Предлагаем вашему вниманию авторские игры и стихи для развития речи у малышей, а также логопедические зарядки для языка и артикуляционную гимнастику в стихах: 

 1. Что это? Кто это?  В эту несложную игру можна играть с самыми маленькими детками. Возможно также усложнить правила для более старших.

Суть игры в том, что один пытается объяснить загаданное слово характерными для него звуками. Другому необходимо как можно быстрее отгадать слово (или придумать как можно больше слов, подходящих к данному звуку).

Например:

тук-тук — молоток, дятел, каблучок,

вжик-вжик — пила,

ту-туууу — поезд,

муу-у — корова,

ж-ж-ж — жук, пчела, электробритва,

 

2. Логопедическое упражнение — разминка для язычка  «Язычок-бурундучок»

Считаете, что показывать язык – не прилично? А вот, с точки зрения логопедии, очень даже полезно!!! Чем более гибкий у нас язычок, тем лучше наша дикция, тем правильнее произношение! Так что, не сильно ругайте деток, если они вам показывают язык)))

Артикуляционная гимнастика в стихах (логопедические разминки) — отличный помощник для развития речи малыша в игровой форме.

детский стих - логопедическое упражнение для язычка

Выполняем вместе с малышом упражнения язычком (для начала желательно, чтобы один взрослый читал стихотворение, а другой показывал действия):

Язычок — бурундучок (показываем язычок)

В норку – скок, из норки – скок! (прячем, показываем)

Будет красить он забор (проводим языком по зубкам, будто чистим их),

Поднимаясь выше гор (стараемся достать до носа)

Краску только потерял (разочарованно прикусываем язык)

Ты ее здесь не видал? (ищем языком и глазками по сторонам)

Слева, справа он искал… (движем языком влево-вправо и следим глазами)

Долго прыгал, приседал (сгибаем-разгибаем язык)

Обошел вокруг весь рот  («облизываем губки» по кругу)

Быстро бегал: взад – вперед ( движения справа — налево)

Очень сильно он устал (язычок свисает как можно ниже)

Вот – и краски увидал!!! (улыбаемся во весь рот, хлопаем в ладоши)

 

3. Игра-потешка «Рыбка» на произношение звука [р].

Левая рука – рыбка, правая – рак (можно изготовить пальчиковые куклы или распечатать изображения для наглядности).

Рыбка в ручейке жила,

В речку к раку приплыла:

Расскажи, дружище рак,

Как в реке живешь ты так –

Утром рано просыпаясь,

Ты встаешь не умываясь?

Отвечает рыбке рак:

Я немытым жить мастак!!!

 

4. Игра потешка «Паровоз» на произношение звуков «т» и «ч» (по мотивам песенки Железновых)

Садимся на подушки, разложенные в ряд на полу или кровати, пропевая:

Едет-едет паровоз –

Три трубы и сто колес,

Три трубы и сто колес,

Он вагончики повез!!!

Ту-ту-ту-у-у-у!!!!

Паровоз кричит: «Ту-ту-у-у!

Я уеду в Алма-Ату!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я вас мигом прокачу!!!

Тук-тук-тук стучат колеса,

Будто капельки дождя,

Паровозик же, без спроса

Уезжает от меня…(малыш убегает, мама ловит – или наоборот)

Ту-ту-ту-у-у-у!!!!

5. Детский стих про осень и листики:

артикуляционная гимнастика, стихи для малышей о листьях и природе

Это стихотворение можно использовать и в качестве пальчиковой зарядки. А мы ведь знаем, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи ребенка. Поэтому любой пальчиковый массаж или разминка — это двойная польза для вашего малыша!

6. Детский стих про мыло и купание:

  детский стишок про режимные моменты - купание и мыло

Используйте стихи в режимных моментах малыша — при купании, одевании, зарядке и трапезе. И не бойтесь много говорить! Чем больше ребенок слышит родной речи, тем большим становится его словарный запас, который вскоре из пассивного преобразуется в активный!

7. Деткий стих про  кашу:

детский стих про режимные моменты - еда и кормление малыша

8. Ира "Чистоловля", с которой Вы можете ознакомиться в одноименной статье, также является игрой на развитие речи.

Как отдельный элемент этой игры, артикуляционную гимнастику, можно использовать и отдельно, в любое подходящее время. По-скольку, артикуляционная гимнастика не требует дополнительных материалов, ее можно делать в любом месте и при любых обстоятельствах. Артикуляционная гимнастика может увлечь ребенка как на прогулке, так и во время путешествия в транспорте, и даже тогда, когда вы стоите с ребенком в очереди. Это отличная возможность совместить полезное с приятным.

 

Надеемся, наши игры, логопедические разминки и артикуляционная гимнастика в стихах придутся Вам по душе.

Разговаривайте со своим малышом, играйте, занимайтесь и очень скоро услышите такие долгожданные первые слова!

www.detsko.com