Артикуляционная гимнастика Игры с язычком Улыбочка. Артикуляционная гимнастика улыбочка


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Улыбочка Улыбка Тянем губы

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Улыбочка «Улыбка» . Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. Тянем губы прямо к ушкам, И сердиться нам не нужно. Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

Трубочка Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «у» . Указания: Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упр-я ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

чередование «Улыбочка-Трубочка»

Заборчик «Заборчик» . Из зубов заборчик строй - Ровный, белый, не косой. Губки широко открой, Чтоб заборчик видеть свой. Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, шик чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

чередование «Заборчик-Трубочка»

Рупор Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о» . Верхние и нижние резцы видны. Указания: Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

чередование «Заборчик - Рупор»

«Лопатка» Язычок наш, как лопатка: Закругленный, плоский, гладкий. Описание: Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 -15 секунд.

«Месим тесто» (или Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя» . Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Часики Тик-так, тик-так, Ходит маятник вот так! Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево. Чередовать движения под счет.

Горка Выше, горка, поднимись, Мы помчимся с горки вниз! Описание: Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.

Катушка Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Трубочка» языком Трубочка, гуди сильней Созовем мы всех друзей! Описание: Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 -15 раз.

Чистим зубки Чистить зубки часто надо, Мама наша будет рада. Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно изнутри облизывать то верхние, то нижние зубы.

Вкусное варенье «Вкусное варенье» . Мы сегодня ели Вкусное варенье, А теперь по кругу Мы оближем губы. Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем левую.

Маляр Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Все, до дальнего угла! Описание: Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

«Индюк» Приоткрыть рот. Положить язык на верхнюю губу. Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл» .

Парус Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. «С язычком случилось что-то Он толкает зубы, Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы» .

Качели 1 Вот веселые качели – Выше крыши подлетели. На качелях вверх и вниз Ты качаться не ленись! Описание: Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10 -15 раз.

«Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Описание: Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 -15 секунд.

Лошадка «Лошадка» . Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

Грибок Язычок у нас грибок, Подставляйте кузовок! Описание: Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«Дятел» (или «Барабанщик» ) Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.

«Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот. На кончик носа положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» , прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

present5.com

Артикуляционная гимнастика Игры с язычком Улыбочка

Артикуляционная гимнастика «Игры с язычком»

«Улыбочка – хоботок» «Улыбка» -удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть! «Хоботок» -вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Заборчик» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи И лопатку подержи.

«Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз – два»

«Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5 -10. Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.

«Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел

«Горка» Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!

«Грибок» Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!

Упражнение для щек и губ «Шарик» Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться» . Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы. Упражнение как на артикуляцию, так и на дыхание. Синий шарик надувной Не хотел играть со мной. Он сегодня почему-то На меня смотрел надуто.

Упражнение для нижней челюсти и для губ «Расчёска» Двигаем нижней челюстью вперёд-назад, и как бы «причёсываем» верхнюю губку нижними резцами. Делаем не менее 10 движений. Упражнение динамическое, очень помогает при исправлении неправильного прикуса (прогении и прогнатии). Очень много в ней зубов, Но характер не суров. Зубы, чтобы не кусать, А красиво расчесать. Эта с зубьями полоска, Называется …(Расческа)

Упражнение для языка и нижней челюсти «Лиана» ( «Корешок» ) Тоже упражнение на растяжку. Лиана (корешок) растёт, опускаясь всё ниже и ниже (до самого края подбородка!). Вот как вытянулась (вытянулся)!!! Этот маленький дружок – Твой весёлый Язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя!

present5.com

Одуванчики: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика имеет огромное значение для формирования правильного произношения, но только в том случае, если выполняется правильно и систематически.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ:

• Комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день, а в дни, когда ребёнок не посещает занятия не реже 2 раз в день.• При выполнении упражнений необходимо соблюдать указанную логопедом последовательность.• Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и т.д.).• Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребёнок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.• Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания к нему. Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить её. 

1. ТОЛСТЯЧОКВыполнение. Надувать одновременно обе щеки и удерживать под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 разМетодические указания. 1. Вдох делать через нос. 2. Следить, чтобы при надутых щеках изо рта не выходил воздух.

2. ХУДЫШКАВыполнение. При сомкнутых губах и опущенной нижней челюсти втягивать щёки в ротовую полость. Удерживать под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания. 1. Вдох делать через нос. 2.Следить за удержанием заданного положения, чтобы ребёнок не расслаблял щёки раньше времени.

3. УЛЫБОЧКА Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания.1. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

4. ХОБОТОКВыполнение. Губы и зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания. 1. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

5. УЛЫБОЧКА - ХОБОТОКВыполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Хоботок» (8 - 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» - «Хоботок» - «Улыбочка» - «Хоботок» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.Методические указания. См. выше.

6. ЗАЙЧИКВыполнение. Зубы сомкнуты. Поднимать верхнюю губу вверх, чтобы были видны верхние зубы (5 раз). Затем опускать нижнюю губу вниз, чтобы были видны нижние зубы (5 раз). Выполнять 3 – 4 раза.Методические указания. 1. При поднимании верхней губы следить, чтобы нижняя была расслаблена, не поднималась вверх. 2. При опускании нижней губы верхняя должна оставаться в обычном положении, не опускаться за нижней губой.

7. ПТЕНЧИКВыполнение. Широко открыть рот («птенчик просит есть»), язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживать заданное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания. 1. Следить, чтобы во время выполнения упражнения рот был широко открыт, не закрывался. 2. Язык не должен втягиваться вглубь ротовой полости, он должен быть расслаблен, лежать спокойно, не двигаться.

8. НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОКВыполнение. Приоткрыть рот, широкий язык спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Затем остановиться и, не убирая язык в ротовую полость, удерживать его широким в спокойном состоянии при открытом рте под счёт до 5-10. Выполнять 4-5 раз.Методические указания. 1. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, при этом важно следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух (чтобы это проверить, надо поднести ватку ко рту; при правильном выполнении она будет отклоняться).

9. ЛОПАТОЧКАВыполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания. 1. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

10.ИГОЛОЧКАВыполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

11. ЛОПАТОЧКА - ИГОЛОЧКАВыполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» - «Иголочка» - «Лопаточка» - «Иголочка» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.Методические указания. См. выше.

12. ЧАСИКИВыполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой, тянуть его то к правому, то к левому уху. Методические указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

13. КАЧЕЛИВыполнение. Приоткрыть рот, высунуть язык. По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» - ... и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку.Методические указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

14. ПОЧИСТИ ЗУБКИВыполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.

15. ПОСЧИТАЙ ЗУБКИВыполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться в каждый зуб с внутренней стороны сначала нижней челюсти, затем верхней. Выполнять 2 разаМетодические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Следить, чтобы рот был приоткрыт, не закрывался во время выполнения упражнения.

16. КИСКА СЕРДИТСЯВыполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» - выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

17. ЧАШЕЧКАВыполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.Методические указания. 1. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

18. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕВыполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.Методические указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево - вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

19. ТРУБОЧКАВыполнение. Открыть рот. Поднять боковые края языка вверх, свернув язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.Методические указания. 1. Выдох должен быть плавным, длительным, непрерывным. Можно положить на стол ватку и дуть на неё. 2. Щёки не должны надуваться. 3. Следить, чтобы ребёнок не делал слишком глубокий вдох и резкий выдох. 

20. МАЛЯРВыполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз.Методические указания. 1. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

21. ИНДЮКИВыполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюки болбочут»). Выполнять 6 – 8 раз.Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.

22. ЛОШАДКАВыполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.Методические указания. 1. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал. 

23. ГРИБОКВыполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза.Методические указания. 1. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

24. ГАРМОШКАВыполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.Методические указания. 1. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

25. ДЯТЕЛВыполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.Методические указания. 1. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться. 

26. МОТОРЧИКВыполнение. Длительно произносить звук «д-д-д» (если ребёнок правильно произносит звук «з», лучше длительно произносить «з-з-з», подняв язык за верхние зубы; при этом будет слышаться звук, близкий к «ж»). Во время произнесения плоской ручкой чайной ложки, соской или прямым указательным пальцем самого ребёнка производить быстрые движения по подъязычной уздечке из стороны в сторону («заводить моторчик»). Постепенно пробовать «заводить моторчик» и убирать механическую помощь (соску, палец).Методические указания. 1. При выполнении этого упражнения дети часто закрывают рот. Чтобы этого не происходило, ребёнок может зажать зубами палочку шириной 1 см. или ручку зубной щётки. 2. Движения нужно производить быстро; при правильном выполнении послышится звук «р-р-р».

oduvanchiki44.blogspot.com