Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой. Артикуляционная гимнастика забор


Этап – артикуляционная гимнастика — МегаЛекции

Работа по развитию подвижности губ.

1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).

2. Намазать губы сладким («облизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).

3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд).

После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном, не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка,«хоботок», чередование их).

Работа по развитию подвижности языка.

Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.

а. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.

б. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.

в. Стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

г. Выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения.

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму. Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.

Артикуляционных упражнений,

выполняемых с функциональной нагрузкой.

 

Забор»

Методические рекомендации: перед зеркалом попросить ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос.

Окно»

Методические рекомендации: перед зеркалом из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.

Мост»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.

Парус»

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: « Забор»-«Окно»-«Мост».

Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.

Трубочка»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выдвинуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

Чередование «Забор»-«Трубочка»»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм.

Лопата»

Методические рекомендации: перед зеркалом последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.

Лопата копает»

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.

Вкусное варенье»

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза.

Теплый ветер»

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье»убрать язык за верхние зубы и образовать щель за альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.

Пароход»

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук «Ы».

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

Пароход гудит»

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук «А».

Холодный ветер»

Методические рекомендации: Из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха

Молоток»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук (д). Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.

Дятел»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук (д) в ускоренном темпе дд – ддд – дддд с паузами.

Пулемет»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю – ддд – ддд + воздушная струя. Возникает вибрация языка - дрр.

Цокает лошадка»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна.

Маляр»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» продвигать язык по небу в переднезаднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной.

Качели»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» перейти ук упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз

 

Фокус»

Методические рекомендации: Из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 на 1 см.) и сдуть ее.

Для свистящих

 

этап – артикуляционная гимнастика

megalektsii.ru

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа координирована. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

правила проведения артикуляционной гимнастики:

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2.Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 – 7 минут.

3.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

5. Каждое упражнение выполняется по 2-3 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении под медленный счёт взрослого до 10).

 

Упражнение 1. «Забор»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка просим ребенка максимально растянуть губы, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. При удержании позы губы должны быть напряжены, растянуты. Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 10.

 Во время удержания ребёнком артикуляционной позы можно не только считать,но и произносить весёлые стишки.

 Упражнение 2. «Трубочка»

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Удержать под счет до 10. При этом зубки внутри остаются сомкнутыми !!!

 Чередование: «Забор» - «Трубочка».

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5 – 6 раз в разном темпе. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка. Можно задействовать внимание малыша, переключаясь  из одного положения в другое только по команде взрослого. "Посмотим, насколько ты внимательный!"

Упражнение 3 «Окно»

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. При этом удерживаем губы в таком положении, чтобы зубы были видны. Я зычок лежит на дне рта, сразу за нижними зубками. Удержать под счет до 10.

 

Упражнение 8 «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

             

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка.Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.Методические рекомендации:

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, удерживаем ро "окошком" (упражнение №3), рот удерживается открытым на протяжении всего упражнения.2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта;

Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечк. Упранение выполняем не спеша!

Упражнение "Кошка лакает молоко"

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.Ход выполнения упражнения: рот полуоткрыт, губы улыбаются. На счет «раз» широкий язык вынуть "лопаткой", на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. На счет «три» — не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.Методические указания:

1) следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, работает только язык;2) следить, чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

При совместных движениях языка и нижней челюсти рекомендуется на первых этапах удержание подбородка рукой, а затем контроль рукой за отсутствием движений

 Упражнение "Грибок"

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Открыть рот "Окошком", присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Удерживать можно под стихотворные строчки : Вверх подняли язычок,

      Стал похож он на грибок.

            Мы подержим так немножко,

     А затем потянем ножку.

ВОЗВРАТ

 

semenova-ev-krgora-ds15.edumsko.ru

Активная артикуляционная гимнастика - Med24info.com

20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой Упражнение 1. «Забор».Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции. Упражнение 1. «Забор». Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5. Упражнение 2. «Окно». Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5. Упражнение 3. «Мост». Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный на ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Упражнение 4. «Парус». Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Упражнение 5. «Трубочка». Цель: выработать активность и подвижность губ. Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается  в  морщинки.

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка». Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

Упражнение 7. «Лопата». Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков. Методические рекомендации:последовательно выполнять уп-ражнения «Забор» — «Окно» —«Мост». Из положения языка              Рис. 7. «Лопата» «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Упражнение 8. «Лопата копает». Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: Рис. 8. «Лопата копает» выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

Упражнение 9. «Вкусное варенье». Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 10-а. «Теплый ветер». Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с аль

веолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

С-

Упражнение 10-6. «Жук». Цель: вызывание звука [ж] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 11. «Цокает лошадка». Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5—6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 12. «Молоток». Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т]. Упражнение 13. «Дятел». Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

Упражнение 14. «Пулемет». Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ддд». После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Упражнение 15-а.  «Холодный ветер». Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подра-

жанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха. Упражнение 15-6. «Комар»». Цель: вызывание звука [з] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 16-а. «Пароход». 1-й вариант: Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами. Рис. 16-а. «Пароход»

Архииоми V. Ф.

97

Упражнение 16-6. «Пароход». 2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

Рис. 16-6. «Пароход»

Упражнение 17. «Пароход гудит». Цель: вызвать звук [л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

Упражнение 18. «Маляр». Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Упражнение 19. «Качели». Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

Упражнение 20. «Фокус». Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа. Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для Коррекции конкретных звуков.

Комплексы упражнений 1              комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» —№1              №2              №3              №1 —              «Холодный ветер» №15

2              комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост »— «Лопата» —№1              №2              №3              №7 —              «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — №8              №9 —              «Фокус» — «Теплый ветер» №20              №10 3              комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» —№1              №2              №3              №4 —              «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» — №11              №12              №13 —              «Пулемет» №14

4              комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» —№1              №2              №3              №7 —              «Пароход» — «Пароход гудит» №16              №17 Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.

www.med24info.com

Выполнение артикуляционных упражнений

5

Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

Упражнение 1. «Забор».

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Упражнение 2. «Окно».

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост».

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро.

Упражнение 4. «Парус».

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5.

Упражнение 5. «Трубочка».

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. При необходимости неподвижность подбородкаможно контролировать рукой.

Упражнение 7. «Лопата».

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна открывать зубы. Удержать под счет до 5.

Упражнение 8. «Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх и загнуть.Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3-4 раза.

Упражнение 9. «Вкусное варенье».

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза в медленном темпе.

Упражнение 10-а. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Упражнение 10-б. «Жук».

Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».

Упражнение 11. «Цокает лошадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. Выполнить 5-6 раз. Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 12. «Молоток».

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Методические рекомендации: из положения «Парус» постучать кончиком язык по альвеолам со звуком [д] или [т] 5-6 раз.Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.

Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть.

Упражнение 13. «Дятел».

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] (или [т]) в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3- 5 таких серий.

Упражнение 14. «Пулемет».

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20.

Упражнение 15-а. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с].

Упражнение 15-б. «Комар».

Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».

Упражнение 16-а. «Пароход».

Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2-3 секунды.

Упражнение 16-б. «Пароход».

Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла-ла-ла. Повторить 5 раз.

Упражнение 17. «Пароход гудит».

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3-4 раза.

Упражнение 18. «Маляр».

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу вперед-назад 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой).

Упражнение 19. «Качели».

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз в различном темпе, начиная с медленного.

Упражнение 20. «Фокус».

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3×1 см) и сдуть ее. Выполнить 2-3 раза.

Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Комплексы упражнений:

1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер» №1 №2 №3 №1 №15

2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» №1 №2 №3 №7 №8 — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» №9 №20 №10

3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» — №1 №2 №3 №4 №11 — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» №12 №13 №14

4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» — №1 №2 №3 №7 №16 — «Пароход гудит» №17

Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.

Материал взят из книги Архиповой Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.

24.kropds.ru

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

1. Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

Т.А. Шистерова, учитель-логопед ЦПМПК

2. Упражнение 1 «Забор»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

3. Упражнение 2 «Окно»

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

4. Упражнение 3 «Мост»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

5. Упражнение 4 «Парус»

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

6. Упражнение 5«Трубочка»

Цель: выработать активность и подвижность губ. Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.

7. Упражнение 6 Чередование: «Забор» — «Трубочка»

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

8. Упражнение 7 «Лопата»

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков. Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

9. Упражнение 8 «Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

10. Упражнение 9 «Вкусное варенье»

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

11. Упражнение 10-а «Теплый ветер»

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

12. Упражнение 10-б «Жук»

Цель: вызывание звука [ж] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильновибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

13. Упражнение 11 «Цокает лошадка»

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

14. Упражнение 12 «Молоток»

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

15. Упражнение 13 «Дятел»

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

16. Упражнение 14 «Пулемет»

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ДДД». После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

17. Упражнение 15-а «Холодный ветер»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

18. Упражнение 15-б «Комар»

Цель: вызывание звука [з] по Методические рекомендации: подражанию. при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

19. Упражнение 16-а «Пароход» 1-й вариант

Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

20. Упражнение 16-б «Пароход» 2-й вариант

Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла— ла. Повторить 5 раз.

21. Упражнение 17 «Пароход гудит»

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

22. Упражнение 18 «Маляр»

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

23. Упражнение 19 «Качели»

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

24. Упражнение 20 «Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

25. Комплексы упражнений

1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — №1 №2 №3 №1 — «Холодный ветер» №15 2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост»— «Лопата» — №1 №2 №3 №7 — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» —№8 №9 — «Фокус» — «Теплый ветер» №20 №10 3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — №1 №2 №3 №4 — «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» —№11 №12 №13 — «Пулемет» №14 4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — №1 №2 №3 №7 — «Пароход» — «Пароход гудит» №16 №17

en.ppt-online.org

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

1. Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой

Т.А. Шистерова, учитель-логопед ЦПМПК

2. Упражнение 1 «Забор»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

3. Упражнение 2 «Окно»

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

4. Упражнение 3 «Мост»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

5. Упражнение 4 «Парус»

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

6. Упражнение 5«Трубочка»

Цель: выработать активность и подвижность губ. Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.

7. Упражнение 6 Чередование: «Забор» — «Трубочка»

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

8. Упражнение 7 «Лопата»

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков. Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

9. Упражнение 8 «Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

10. Упражнение 9 «Вкусное варенье»

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

11. Упражнение 10-а «Теплый ветер»

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

12. Упражнение 10-б «Жук»

Цель: вызывание звука [ж] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильновибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

13. Упражнение 11 «Цокает лошадка»

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

14. Упражнение 12 «Молоток»

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

15. Упражнение 13 «Дятел»

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

16. Упражнение 14 «Пулемет»

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ДДД». После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

17. Упражнение 15-а «Холодный ветер»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

18. Упражнение 15-б «Комар»

Цель: вызывание звука [з] по Методические рекомендации: подражанию. при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

19. Упражнение 16-а «Пароход» 1-й вариант

Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

20. Упражнение 16-б «Пароход» 2-й вариант

Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла— ла. Повторить 5 раз.

21. Упражнение 17 «Пароход гудит»

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

22. Упражнение 18 «Маляр»

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

23. Упражнение 19 «Качели»

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

24. Упражнение 20 «Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

25. Комплексы упражнений

1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — №1 №2 №3 №1 — «Холодный ветер» №15 2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост»— «Лопата» — №1 №2 №3 №7 — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» —№8 №9 — «Фокус» — «Теплый ветер» №20 №10 3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — №1 №2 №3 №4 — «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» —№11 №12 №13 — «Пулемет» №14 4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — №1 №2 №3 №7 — «Пароход» — «Пароход гудит» №16 №17

ppt-online.org

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Для выработки чистого и правильного звукопроизношения необходимо повысить подвижность и гибкость артикуляционных органов. Все органы речи состоят из мышечной ткани, а значит, поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика представляет собой совокупность тренировочных упражнений, которые направлены на коррекцию произношения и отработку правильного положения языка и губ во время речи.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

— укрепление мышц щек, языка и губ;

— уменьшение напряжённости органов артикуляции;

— формирование правильной речевой позы;

— увеличение амплитуды движений;

— улучшение кровоснабжения органов речи.

Артикуляционные стишкиАртикуляционные стишки

Все речевые тренировочные упражнения можно разделить на две группы:

  • Общие упражнения, функция которых заключается в повышении подвижности органов речи и выработке центрального выдоха. Эти упражнения рекомендуется выполнять деткам с любыми дефектами произношения.
  • Постановочные упражнения – это упражнения, которые направлены на выработку произношения определенных звуков («р» «ш», «с» и других).

Артикуляционные упражнения

Общие правила выполнения артикуляционных упражнений:

— воздух нужно набирать только через нос;

— выдох продолжительный и плавный;

— плечи должны быть неподвижны;

— нужно следить, чтобы во время упражнения щеки не надувались.

Детские стишки для артикуляцииАртикуляционная гимнастика  будет эффективной, если делать упражнения каждый день в течение 5 минут. Выбор упражнений должен основываться на принципе «от простого к сложному». Сначала упражнения нужно выполнять, стоя перед зеркалом, так ребенок сможет сравнить свои движения с движениями взрослого.

Артикуляционные стихи по буквамЕсли малыш посещает детский сад, то родители могут воспользоваться профессиональной помощью логопеда, в противном случае занятия для выработки правильного произношения можно проводить в домашних условиях. Рассмотрим примеры артикуляционных упражнений.

Алфавитные стихи для артикуляции

Детские стихи для постановки артикуляции

10+«Окошко»

В комнате жарко – открываем «окошко» (ребенок должен открыть рот). Стало холодно – закрываем «окошко» (ребенок закрывает ротик).

«Лопатка»

Язык нужно расслабить, расширить и положить на нижнюю губу. В таком положении удерживать до 15 секунд.

«Иголка»

Ребенок открывает рот и как можно дальше высовывает язык, делая его узким.

Основные задачи артикуляционной гимнастикиОсновные задачи артикуляционной гимнастики

«Чистые зубки»

Нужно улыбнуться, приоткрыв зубки, а затем языком провести по зубам с внутренней и внешней стороны.

«Маляр»

Растягиваем губы в улыбке, немного приоткрыв рот. В таком положении кончиком языка нужно «покрасить» небо.

«Забор»

Широко улыбаемся, приоткрывая сомкнутые зубки.

«Горка»

Открываем рот, боковые стороны языка прижимаем к верхним коренным зубам, а кончиком притрагиваемся к нижним передним зубкам.

Общие правила выполнения артикуляционных упражнений«Дудочка»

Высовываем язычок, боковые края заворачиваем и дуем в полученную трубочку.

«Гудок парохода»

Улыбаемся, приоткрыв рот, и выговариваем долгое «ыыыыы».

«Слон пьёт водичку»

Вытягиваем губы в трубочку, образуя «хобот слона», и слегка причмокиваем ими.

«Чашка»

Широко открываем ротик, язык расслаблен. Кончик широкого языка поднимаем к верхним зубам, но не притрагиваемся к ним.

«Парашют»

Малыш должен языком в форме чашки сдуть кусочек ваты с кончика носа.

«Ловим мышку»

Растягиваем губы в улыбке, приоткрыв рот, произносим «ааа» и прикусываем кончик языка (поймали мышь за хвост).

Чтобы заинтересовать ребенка, артикуляционные упражнения нужно превратить в занимательные развивающие игры. Такие игры могут быть индивидуальными и коллективными, а могут принимать форму соревнований.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

sadikru.ru


Смотрите также