Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика заборчик


Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи называется артикуляционной.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом  в постановке и автоматизации звуков. Непосредственной постановкой звуков должен заниматься логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированные звуки и лишь потом закреплять их в словах, в речи.

 При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

            3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого произношения всех звуков.

«Заборчик». Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

 «Трубочка». Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать «Заборчик» - «Трубочка».

"Лопатка". Рот широко открыть. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт от 1 до 10. Рот не закрывать.

"Иголка". Рот широко открыть. Узкий напряжённый язык тянуть вперёд. Удерживать под счёт от 1 до 10. Рот не закрывать.

Чередовать "Лопатка" - "Иголка".

«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)». Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны.

«Помидорчик». Одновременно надуть обе щеки.

«Огурчик». Одновременно втянуть обе щечки.

«Орешек», "Конфетка". Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.

«Покатай орешек». Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».

«Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

                                      

«Часики». Приоткрыть рот, кончиком языка тянуться то к правому, то к левому уху. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

«Крестик». Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта.

«Качели». Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

                    

«Кошечка лакает молоко». Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

 

                       

Как весело, необычно и интересно развивать артикуляционную моторику ребенка

    Как часто родители сталкиваются с тем, что дети отказываются выполнять артикуляционную зарядку в домашних условиях или не стараются сделать задание точно, быстро устают и отвлекаются. Возникает вопрос: «А как же можно изменить домашние занятия так, чтобы они были не в тягость, а в радость ребенку, доступны и понятны ему?». Есть такие способы и ниже Вы можете познакомиться с ними.

 Игры для развития подвижности челюсти, языка, губ и щек.

  • «Кусачки». Ребенку дают мягкий кусок хлеба или твердое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.
  • «Бусинки». Кладем на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их (собираем рассыпавшиеся бусинки). В качестве усложнения можно переносить «бусинки» губами из одной тарелки в другую.
  • «Тьфу». На тарелке лежат крупные крошки. Ребенок губами берет с тарелки крошку, удерживает ее  между губ и сплевывает обратно –тьфу!
  • «Воздушный поцелуй!». Ребенок прикладывает ладошку к губам, пытается ее поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т.д. Для того, чтобы губы лучше складывались в трубочку, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперед.
  • «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать воды в рот и гонять ее из одной щеки в другую.
  • «Толстые щеки». Ребенок открывает рот, взрослый сладкой палочкой рисует на внутренней стороне щек ребенка линии, кружочки и т.п.
  • «Полоскание горла, рта». Ребенок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплевывает воду.
  • «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язычок и щеки с внутренней стороны (без сильного надавливания).
  • «Облизывание тарелок». Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, медом, сгущенным молоком или другим не противопоказанным ребенку продуктом. Берем тарелку двумя руками и начинаем ее облизывать широким высунутым языком, приговаривая при этом: «Ааах!», «Ааа!».
  • «Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба или печенья, сухарей, сахара или леденцов. Затем облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая при этом медленно приговаривать: «Аах!», «Ах, как вкусно!».
  • «Рыбалка». Посыпаем липкую поверхность тарелки более крупными крошками. Широко открываем рот, высовывая узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к языку. Таким образом ребенок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение надо быстро, четко и резко, проговаривая а-а-а (язычок-это удочка, а крошки – это рыбки, которых надо поймать).
  • «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо же намазываем вареньем только верхнюю, или только нижнюю губу. Если с этими упражнениям ребенок справляется с трудом, просим просто высунуть кончик язычка между губами, тем самым слизывая варенье.
  • «Стрелочки». Взрослый намазывает ребенку губы вареньем в четырех направлениях (вверх, вниз, правый и левый уголки рта). Ребенок слизывает варенье язычком по часовой стрелке.
  • «Жевательная резинка». Даем ребенку (если это не противопоказано) мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать очень сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюну и т.д., тем самым активизировать подвижные органы артикуляции.
  • «Жевательная конфета». Ребенок разжевывает жевательную конфету, приклеивает ее языком к твердому небу а затем кончиком языка пытается ее отодрать. Таким образом малыш отработает непроизвольно подъем языка вверх.
  • «Яблочко». Ребенку в рот кладут кусочек яблочка за щеку и просят язычком вытащить его оттуда. Тоже самое производится с другой щекой.
  • «Чашечка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой  и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто в чашечку. В качестве игровой ситуации говорим: «Сейчас я налью тебе чаю (молока, сока, компота…) в чашечку: ш-ш-ш». Можно из пипетки капать воду в «чашечку» и проглатывать ее.
  • «Трубочка». Просим ребенка высунуть широкий язык. Кладем сладкую палочку по желобку языка (средняя линия языка) от середины до кончика делаем небольшой нажим ею так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем ее изо рта (как бы разделяем язычок пополам).

 Вот так интересно можно играть  с губками, язычком дома. Конечно же, все вышеперечисленные игры и упражнения должны выполняться под четким руководством взрослого и его присмотром.

Скачать

kudryavtceva-ppds5.edumsko.ru

Артикуляционная гимнастика - запись пользователя Ленуся (HelenaT) в дневнике

Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

«Заборчик» – зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до 5 секунд.

 

«Трубочка» – зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до 5 секунд.

 

«Заборчик – трубочка» -  чередовать первое и второе упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.

 

«Накажи непослушный язычок» - выполняется  только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя-пя-пя». После этого  оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.

 

«Лопатка» - Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив  его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение 5 секунд.

 

«Иголка» - округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами. Сохранять положение  до 5 секунд.

 

«Лопатка - иголка» - немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения описанные выше. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое из положений одну секунду.

 

«Часики» - попеременно  прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

 

«Качели» - попеременно прикасаясь кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних  резцов. Рот приоткрыт, как при произношении звука (э). Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

 

«Вкусное варенье» - рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движений. Нижняя челюсть неподвижна.

 

«Ванька - встанька» - рот приоткрыт. Максимально широкий язык, загибая вниз  кончик, сначала прислонять к основанию верхних резцов затем, загибая вниз кончик  - к основанию нижних  резцов. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

«Барабанщик» - ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить звук Д. Выстукивать, т.о., различные мелодии. Как на барабане. Упражнение выполнять с голосом. Как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук Р.

 

«Пулемет» - произносить звук Д, так же, как в предыдущем упражнении, изображая, как строчит пулемет: (д-д-д-д-д). Произносить с силой на одном выдохе.

 

 

«Варенье» - рот приоткрыт. Широким языком облизывать верхнюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье.

 

«Чашечка» - рот приоткрыт, несильно высунуть широкий язык и  придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. Такую форму язык принимает при  произнесении звука (ш).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Автор: Примак Татьяна Геннадьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МДОУ "Детский сад N82 "Журавлик" компенсирующего вида, Кемеровская область, город Прокопьевск.

 

Артикуляционная гимнастика является одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой и автоматизацией звуков. Артикуляционной гимнастикой называют систему повторяющихся упражнений, направленных на тренировку артикуляторного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей.         Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6 – 8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Для каждого конкретного звука требуется свой комплекс специальных упражнений.Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.Нельзя укорять ребенка при неудачах. Только похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.Для преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое полезно использовать артикуляторные сказки, в которых освоение артикуляторных поз осуществляется в игре. Идея артикуляторной сказки заключается в выполнении серии движений, что является по сравнению с артикуляционной гимнастикой более сложным заданием. Роль этих сказок в работе над звуком очень велика. Во – первых, ребенок вовлекается в игру, что само по себе чрезвычайно важно. Во – вторых, в ходе сказки педагог вместе с ним выполняет простейшие упражнения для языка и губ, т.е. частично – подготовительную артикуляционную гимнастику. В – третьих, нехитрый сюжет сказки подводит ребенка к нужному звуку.Комплекс артикуляторной сказки приведен ниже.ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик,                                  Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с          Черепичной красной крышей и                                   большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губывперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких                                           Круглых окошка со ставнями                             

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный  ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языкаПогладить щеки

Стали они шататься вправо – влево,                                 Вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике  вперед -      назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила  в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от                расстройства. Прискакала лягушка-                 Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой                  домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась                                И побежала за лягушкой.

Улыбка

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Овчинникова Т.С Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Санкт-Петербург, 2009. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Санкт-Петербург,2008. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. М.,2005. Артикуляционная гимнастика            Исправление дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения часто являются причиной отклонений в развитии памяти, воображения, мышления, а также могут привести к трудностям общения. Дети, имеющие дефекты речи, как правило, испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма.            Артикуляционная гимнастика – одна из составляющих занятий по преодолению недостатков произношения. Гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.                Эффективность упражнений зависит от соблюдения следующих требований:Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом. Главным требованием является выработка умения удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени (под счёт от одного до пяти – десяти). Нужно точно выполнять движения. Стараться следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений. Звук «Л»Специальные артикуляционные упражненияУпражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.

названиецельОписание«Почистить верхние зубы»Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз. «Парус»Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать»,  ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.«Борцы»Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубамиРот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. «С язычком случилось            что-тоОн толкает зубы,Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы». Затем толкаем изнутри нижние зубки 

 Звук «Р»Специальные артикуляционные упражнения            Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.

названиецельОписание«Почистить верхние зубы»Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.«Парус»Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.«Борцы»Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубамиРот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. «С язычком случилось            что-тоОн толкает зубы,Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы». Затем толкаем изнутри нижние зубкиЛошадка»Учить детей прижимать спинку языка к нёбу и , отпуская его, цокатьРот приоткрыт, губы растянуты в улыбку.Громко, то быстро, то медленно «цокаем» язычком, как лошади цокают копытами по мостовой.«Грибок»Учить детей прижимать спинку языка к нёбу, некоторое время удерживать его в этом  полож енииРот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Громко «цокаем» язычком всё медленнее и медленнее. Затем просим оставить язык наверху, крепко прижав его к нёбу. Обращаем внимание на то, как распластана спинка языка и как натянута подъязычная связка.«Дятел»Вырабатывать умение удерживать язычок на бугорках за верхними зубами.Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами:ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ…«Гармошка» Учить детей прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку.Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Просим ребёнка крепко прижать язычок к нёбу («Грибок»). Затем просим открывать и закрывать рот. Видим, как натягивается подъязычная связка.«Комарик»Учить детей выдыхать на поднятый язы чокРот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. Пытаемся произносит «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком за бугорки энергично.«Заведи мотор»Вырабатывать умение удерживать язычок на бугорках за верхними  зубамиРот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Язык поднять вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее)

 Звук «Ш»Специальные артикуляционные упражненияУпражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом. 

названиецельОписание«Блинчик»Учим удерживать язык распластаннымРаспластайте язык, сделав его широким. Не получается? Попросите ребёнка пошлёпать по нему губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Широкий язык лежит на нижней губе под счёт до пяти.«Вкусное варенье»Учить детей «заворачивать» широкий передний край языка на верхнюю губуНужно распластать язычок и выдвинуть его вперёд. Широким краем языка облизываем сразу всю верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Повторяем упражнение несколько раз, представляя при этом, что испачкали язычок сладким вареньем.«Чашечка»Учить детей удерживать язык с загнутым вверх передним и боковыми краями некоторое времяРот приоткрыт. Выдвигаем широкий язык вперёд и загибаем передний и боковые края вверх. Удерживаем язычок в таком положении как можно дольше.«Снежинка»Учить детей дуть на язык, края которого загнуты вверх.Язык принимает положение «чашечки». Ребёнку на кончик носа кладётся лёгкая ватка – «снежинка». Дуем на язычок – «чашечку» и добиваемся, чтобы ватка летела вверх.«Парус»Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.«Почисти верхние зубы»Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.«Маляр»Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.Рот открыт. Язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно.

 Звук «С»Специальные артикуляционные упражненияУпражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.

названиецельОписание«Лягушка»Вырабатывать умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубки плотно сжатыУлыбнуться и показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» («десять») «Слоник»Вырабатывать умение вытягивать губы трубочкой вперёдСомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять») «Лягушка» - «Слоник»Учить чередовать положения губ, растянутых в улыбке и вытянутых в трубочкуПод ритмичный счёт взрослого: «Раз – два, раз – два» ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки сомкнуты.«Кошечка сердится»Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубкамиРот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончик языка упирается изнутри в нижние зубки. Спинка языка вытягивается вперёд и округляется.«Катушка»Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубкамиРот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончик языка упирается изнутри в нижние зубки. Спинка языка вытягивается вперёд и округляется. Делаем движения языком вперёд и назад, имитируя движения катушки.«Трубочка»Учить сворачивать язык в трубочкуСделать язычок широким и затем свернуть его в «трубочку» (загнуть края языка). Если не получается, положить по центру язычка спичку и предложить ребёнку втянуть в себя воздух.«Почисти нижние зубки»Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубамиРот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по нижним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.«Тянём ниточку»Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубамиУлыбнуться и длительно произнести звук: И-И-И… - «тянем ниточку».

и вот еще ссылка

 http://happy-heart.ru/article/23-2010-11-21-13-12-47.html слова на кирпичном языке

www.babyblog.ru

«Улыбка» («Заборчик»)

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны —

От краёв и до десны.

Цель:

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

2. «Хоботок» («Трубочка»)

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: У – у – у…

Цель:

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание:

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло­жении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь­нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.

3. «Домик открывается»

Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.

Цель:

Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер­живать губы и язык в заданном положении.

Описание:

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Обратите внимание!

1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы­ка у передних зубов.

2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.

4. Чередование «Хоботок» — «Улыбка» - «Домик открывается»

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель:

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание:

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по­втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы­полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание!

1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

studfiles.net


Смотрите также