Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика задачи


Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Все мы умеем говорить, но далеко не каждый понимает, как именно происходит воспроизведение необходимых звуков. А ведь каждое слово – это результат сложного механизма работы многих органов и мышц. Правильная артикуляция, то есть движения органов речи в процессе произношения звуков, является залогом четкости и ясности произношения, поэтому развитие речевого аппарата дошкольника должно стать одной из главных задач родителей. Чем раньше начнутся занятия артикуляционной гимнастикой, тем меньше проблем будет испытывать ребенок во время учебного процесса и общения со сверстниками, и тем меньше вероятность попадания в очередь под кабинетом логопеда.

Задачи артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор комплексных упражнений для тренировки органов речи и постановки правильного произношения звуков. Такие занятия очень полезны даже при отсутствии явных дефектов речи, потому как они:

  • способствуют слаженной работе всех органов речевого аппарата;
  • являются профилактикой нарушений звукопроизношения;
  • приучают губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению;
  • помогают в процессе обучения чтению и письму;
  • исправляют имеющиеся дефекты речи, вялое произношение;
  • тренируют мышцы лица, развивают мимику, улучшает кровообращение;
  • готовят ребенка к работе со специалистом-логопедом.

Зачастую дети, не имеющие проблем со слухом, самостоятельно усваивают последовательность произношения звуков и слов, подражая взрослым. Но для правильного развития ребенка и ради его благополучного обучения в школе родителям стоит выделять немного времени на занятия артикуляционной гимнастикой с ребенком. К тому же, такие занятия полезны и для взрослых, которые хотят усовершенствовать дикцию и красоту речи.

Рекомендации специалистов

Занятия речевой гимнастикой с дошкольниками требуют специального подхода и отличаются от взрослой программы. Для успеха стоит придерживаться некоторых рекомендаций:

  • начинать тренировки уже в раннем возрасте, как только речь ребенка начинает развиваться;
  • выполняются упражнения в сидячем положении;
  • перед занятиями следует выполнить разминку для губ;
  • заниматься ежедневно, но короткими комплексами, по 3-5 минут;
  • выполнять упражнения под счет, постепенно увеличивая темп;
  • в статистических упражнениях удерживать артикуляционную позу не менее 10 секунд;
  • если ребенку не дается выполнение какого-либо движения, можно помочь ему чистой рукой или ложкой;
  • каждый день начинать с повторения пройденных упражнений, а затем добавлять к ним одно новое;
  • набраться терпения и ни в коем случае не ругать ребенка, если не сразу все получается.

Известно, что детей нелегко удержать на месте во время выполнения монотонных упражнений. Но, пользуясь хитростями детских логопедов, можно заинтересовать ребенка и превратить занятия артикуляционной гимнастикой в веселую игру. Для этого можно сопровождать упражнения тематическими стихами, картинками, придумать забавные названия и ассоциации для каждого. Стихотворная форма не только разнообразит занятия, но и задаст темп движений.

Примеры основных упражнений

Важно соблюдать комплексность тренировок и не забывать прорабатывать все мышцы, выполняя упражнения для губ, языка и щек. При этом комплекс должен включать и статические, и динамические упражнения, выполняя их с разной скоростью. Каждое следует повторять по 3-5 раз, после чего дать ребенку минутку отдыха. Добиться большей эффективности помогает использование зеркала для самостоятельного контроля выполнения. Можно помогать ребенку, задавая вопросы: «А где сейчас язычок?», «Что сейчас делают губки?». Тематические названия упражнений сделают занятия увлекательной игрой для ребенка. Можно придумать свои, а можно взять для примера предложенные ниже:

  1. «Часики» — двигаем языком из стороны в сторону, словно стрелкой часов: «тик-так, тик-так»;
  2. «Чашечка» — с широко открытым ртом пробуем загнуть вверх края языка и поднять его в таком положении к небу;
  3. «Полный хомячок» — надуваем щеки и задерживаем на несколько секунд, сначала вместе, а потом – поочередно;
  4. «Улыбочка» — растягиваем губы в форме улыбки, показывая зубки, а затем расслабляем;
  5. «Поцелуй» — вытягиваем губы, как для поцелуя, и задерживаем так на несколько секунд;
  6. «Котенок пьет молоко» — широко открываем рот и несколько раз, будто лакаем молоко, как это делает котенок.

Упражнений для занятий артикуляционной гимнастикой с дошкольниками существует немало, легко подобрать наиболее подходящие. Можно поинтересоваться у ребенка, какие движения ему нравятся, и из них составить комплекс тренировок. Упорство родителей и детская заинтересованность – залог успеха и правильного развития речи.

ladyslimfit.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика для малышей представляет собой подборку определенных упражнений, направленных на развитие гибкости языка ребенка. Именно от того насколько умело малыш может управлять своим языком будет зависеть чистота и правильность произносимых звуков. Гимнастические упражнения учат его ставить язык в правильную позу при произношении звуков.

Формирование навыков речи у ребенка может продолжаться достаточно долго. Вплоть до достижения шестилетнего возраста, но в некоторых случаях занятия могут продолжаться и дольше. Задача родителей заключается в контроле над процессом обучения. Именно такой подход исключит в дальнейшем проблемы задержки речи, и ребенок сможет без каких-либо проблем общаться со своими сверстниками.

Задача артикуляционной гимнастики заключается в развитии хорошо поставленной речи. Но помимо этого занятия благотворно сказываются на развитии мышц лица, способствуя их укреплению. Дополнительно во время выполнения упражнений происходит усиление кровообращения, а также тренируются и другие органы, участвующие в процессе речи.

Когда назначается выполнение артикуляционной гимнастики?

Артикуляционная гимнастика для малышей будет полезна всем деткам, но особую актуальность занятия приобретают в следующих случаях:

  • В процессе подготовительных занятий предшествующих работу логопеда. Артикуляционные упражнения помогают в дальнейшем ставить ребенку такие сложные в произношении звуки как «р», «ш», «с».
  • У малышей, которые научились говорить, но звуки у них получаются не четкими. Создается ощущение, что ребенок говорит с наполненным пищей ртом.

Правила артикуляционной гимнастики

Начинать занятия артикуляционной гимнастикой можно уже с момента исполнения ребенку двух лет, но и в четыре года время упущено не будет. При желании в игровой форме можно заниматься и с совсем еще маленьким ребенком.

До исполнения малышу пяти лет артикуляционные упражнения являются вспомогательной гимнастикой, способствующей становлению детской речи. Но в более позднем возрасте – 5…6 лет – занятия помогают решить проблемы в произношении многих звуков.

Но получить ожидаемый от занятий эффект можно лишь в случае регулярной практики. Именно поэтому гимнастику для языка нужно проводить ежедневно, уделяя процессу не меньше шести минут. Начинают работу с двух – трех минут в день, постепенно увеличивая продолжительность. В идеале желательно довести длительность одного занятия до десяти минут в день.

Выполнять упражнения желательно в игровой форме, тогда малыш будет расслаблен и занятия для него не станут неприятной обязанностью. Основная часть упражнений из артикуляционного комплекса представляют собой интересные стишки. Во время многих упражнений ребенку предстоит строить веселые гримасы, что также облегчает проведение занятий.

Поскольку навыков постановки языка в правильное положение при произношении разных звуков у малыша нет, то занятия нужно проводить перед зеркалом. Вначале мама должна показать ребенку, как нужно расположить язык, а потом ребенок должен повторить движение, глядя на себя в зеркало. Только в этом случае малыш сможет изначально размещать язык в правильном положении, либо оставив его за зубами, либо подняв к небу, либо высунув его кончик.

Подборка лучших артикуляционных упражнений

В таблице представлены упражнения, которые, по мнению логопедов, являются лучшими в процессе получения навыка произношения звуков.

Название упражнения Как выполнять
Окошко Пусть ребенок представит, что его рот – это окно. Когда мама произносит слово жарко – рот открывается, когда холодно – закрывается.
Лопата Ребенок должен полностью расслабить язык и разместить его в таком состоянии на нижней губе.
Чистим зубки Пусть ребенок улыбнется и откроет рот. Теперь начинаем чистить зубы, проводя языком и по внешней, и по внутренней стороне зубов.
Дудочка Малыш должен вытягивать губы вперед, складывая их дудочкой.
Стрелки часов Пусть ребенок улыбнется и разъединит зубы. Теперь говорим, что язык – стрелка часов. Пусть ребенок раскачивает стрелку, перемещая язык по дуге от одного уголка рта к другому.
Маляр Теперь кончик языка – это кисточка. Начинаем красить нёбо, водя по нему языком.
Кушаем орешки Рот у ребенка закрыт. Языком он должен изнутри упираться в щеку, чтобы она округлялась снаружи.
Какое сладкое варенье Пусть ребенок сложит губы в виде чашечки и откроет рот. Теперь языком нужно облизывать верхнюю губу, как бы слизывая варенье.
Цоканье лошадки Ребенок должен воспроизводить цоканье копыт лошади. Для этого малыш открывает рот и начинает присасываться языком к поверхности нёба.

Полезно просто учить с ребенком различные стихи, а когда малыш произноси текс вслух контролировать произношение сложных для него звуков.

wunderkind.su

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная мускулатура губ, языка, подъязычной области, шейно-гортанного отдела нуждаются в ежедневной поддержке... Без тренировки наша техника речи может давать сбои. Артикуляционная гимнастика создана для лёгкого и удобного поддержания речевой отчётливости на профессиональном уровне. Небольшой цикл упражнений займёт не более 15 минут Вашего времени. Эффективно укрепит мышцы, обеспечит приток крови к речевым органам. И обеспечит Вам идеальную технику речи. 

Ход тренировки

Упражнения подобраны в определённой последовательности: губы, язык, челюсть. И хотя её нарушение не грозит никакими бедами, всё же оптимальным считается режим соблюдения очерёдности.

Выполнять гимнастику лучше сидя перед зеркалом или с зеркалом в руках. Так вы сможете лучше обеспечить контроль качества движений.

Внимание! Между упражнениями расслабляем артикуляционный аппарат губным «лошадиным» фырканьем: «пр-р-р-р-р-р». 

1. «Поцелуй-улыбочка»

Вытягиваем губы в трубочку, к поцелую. Тянемся губами изо всех сил. Удерживаем это положение около пятнадцати секунд.

Теперь разводим сомкнутые губы в улыбку – максимально, стремясь дотянуться уголками губ до ушей. Тоже около пятнадцати секунд.

И вот начинаем ритмично чередовать движения, примерно, по одному в секунду: поцелуй, улыбочка, поцелуй, улыбочка, раз, два, раз, два… Тридцать два раза. Постепенно ускоряем темп от начала к концу. Доводим до скорости, при которой ещё удаётся обеспечивать высокое качество. Для каждого человека этот рубеж индивидуален и непостоянен: регулярными тренировками он отодвигается всё дальше. 

Опять вытягиваем губы в поцелуй. Поднимаем трубочку к носу. И начинаем вращать «хоботком» по кругу. Шестнадцать кругов в одну сторону и столько же – в другую.

ВНИМАНИЕ! Челюсть не движется. Вращаются одни губы. 

Губы потрудились, настал черёд языка.

Подводим язык под верхнюю губу и вращаем языком по шестнадцать раз в каждую сторону, облизывая зубы, с качественным надавливанием на ободок окружности (тянем язык как можно сильнее), ведь упражнением «Оближи зубы» мы тренируем мышцы и растягиваем уздечку. 

«Ну, подумаешь, укол – укололся и пошёл», как поётся в старой детской песне.

Приоткрываем расслабленную челюсть. И энергично колем острым кончиком языка: щёку, челюсть, другую щёку, нёбо, щёку, челюсть, другую щёку, нёбо, раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре… Шестьдесят четыре раза (шестнадцать кругов по четыре укола). 

Ещё одна тренировка-растяжка для языка.

Вытягиваем длинный язык вперёд острым-преострым шилом. Удерживаем положение около пятнадцати секунд (как в первом упражнении).

Потом забрасываем язык в глубину ротовой полости, тянемся кончиком в глотку – «проглатываем» язык. (Проглотили язык?.. На этом наши занятия завершаются. Тренировать нам больше нечего…) Снова удерживаем около пятнадцати секунд.

И опять как в первом упражнении начинаем ритмично чередовать движения, примерно, по одному в секунду: шило, проглотили, шило, проглотили, раз, два, раз, два… С ускорением темпа доводим до тридцати двух. 

Помните пушкинское стихотворение о Ване, который со страху принял пса, грызущего кость на могиле за красногубого нечистого вурдалака? Давайте и мы с вами хорошенько попугаем Ваню.

Для этого выдвинем вперёд челюсть до лёгкой боли в желваках. И будем удерживать её, сохраняя положение около минуты.

ВНИМАНИЕ! Упражнение «Вурдалак» эффективно устраняет челюстной зажим. Поэтому его можно делать ещё два-три раза в день, отдельно от основного комплекса, с постепенным удлинением до трёх-пяти минут. 

Ещё одна детская песенка сообщает нам, что «далеко-далеко на лугу пасутся ко…» А что делают «ко»? Верно! Жуют траву. Попробуем, как это у них получается…

Жуём, широко раскрывая челюсть, круговыми вращательными движениями. По шестнадцать раз в каждую сторону. 

В известной театральной пьесе Ксанф просит Эзопа принести ему блюда, олицетворяющие самую прекрасную и самую ужасную вещи на свете. И всякий раз гениальный баснописец приносит язык.

Вкусим же и мы от прелестей языка. Собственного. Хорошенько пожевав его.

I. Вначале жуём язык левыми и правыми боковыми зубами, по двадцать секунд на одной и на другой стороне. Усердно жуём, до лёгких болевых ощущений.

II. Затем прожёвываем передними зубами от кончика до корня – по всей длине, высовывая язык как можно дальше.

ВНИМАНИЕ! Упражнением «Вкусный язык» можно предварять любое общение, выступления и домашние речевые занятия. Разминая челюсть и массируя мышцы языка, оно усиливает кровообращение в них, чем заметно повышает чёткость дикции. 

      • На первом этапе я настоятельно советую тренироваться каждый день. Только так можно добиться стабильного результата.
      • Конечно, лучше всего позаниматься утром, вступая в новый хлопотливый день всесторонне подготовленными. Но и развивая мышечную форму в вечерние часы, вы будете в течение всего следующего дня ощущать результат занятия. Как при походе в тренажёрный зал: мышцы не ослабнут утром, из-за того что вы нагружали их работой лишь вечером. Наоборот - они будут более упругими. Тренированность мышц имеет свойство накапливаться. 

Артикуляционная гимнастика:

  1. ежедневно тренирует речевые мышцы;
  2. устраняет зажимы;
  3. используется как разминка перед выступлением.

ritoris.ru