Логопед и Я. Артикуляционная гимнастика желобок


АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Птенчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас будете его кормить.

Попросите ребенка широко открыть рот (покажите) и подержать его в таком положении несколько секунд. При этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А.

Поднесите щепоть правой руки к открытому рту ребенка, изображая, как будто что-то туда кладете или насыпаете. При этом можете прочитать рифмовку:

Ротик шире открывай – Кушай, птенчик, не зевай!

Затем уберите руку, а ребенок пусть закроет рот. Повторите упражнение не менее 3 раз.

...

? Игра учит ребенка управлять движениями нижней челюсти, готовит его к произнесению звука А.

Трубочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали трубочку. Попросите малыша самого повторить упражнение и держать губы в таком положении 3–5 секунд. При этом можете прочитать рифмовку:

Губки в трубочку сложи Хоботок всем покажи.

...

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звука «У».

Улыбка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Широко улыбайтесь, обнажив сомкнутые зубы. Положение губ, как при произнесении звука И. Прикус естественный. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Попросите ребенка улыбнуться в ответ и держать губы в улыбке 3–5 секунд. Можете прочитать малышу рифмовку:

Улыбнись мне поскорей, Тяни губки до ушей!

...

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков И, С, З.

Колечко – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что умеете делать колечко вот так: открываете рот, округлив губы рупором, вытягиваете их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.

Спросите малыша, сумеет ли он сделать такое же колечко. Пусть малыш удержит губы в таком положении 3–5 секунд. Можете прочитать ребенку рифмовку:

Губки круглые сложи И колечко покажи.

...

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков О, Н, Ш, Ж.

Малыш – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «Уа-уа!» При этом младенец сначала вытягивает губки трубочкой, а потом широко открывает рот. Произносите звукоподражание «Уа», но беззвучно, только шевеля губами. (Таким образом вы выполните одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик».)

Попросите ребенка повторить эти движения губами.

Сменить положение губ нужно 2–5 раз подряд.

...

? Игра вырабатывает у ребенка навык переключаемости – умение быстро переходить с одного положения губ на другое.

Веселый-грустный – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Изобразите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.

Сменить положение губ надо 2–5 раз.

...

? Игра вырабатывает навык быстрого переключения одного положения губ на другое.

Шарик – статическое и динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как можно надуть щеки воздухом и удерживать их в таком положении 3–5 секунд.

Если у ребенка не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами. В результате воздух изнутри надует щеки. Удерживать щеки надутыми надо в течение 2–5 секунд.

Покажите, как можно поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Во время выполнения упражнения произносите команды: «Шарик надувай!», «Воздух выпускай!»

...

? Игра учит ребенка управлять движениями щек, плотно смыкать губы, готовит ребенка к произнесению звуков М, П, Б.

Поцелуй – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. (При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты.) Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув.

Если у ребенка не получается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторить упражнение надо 2–5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Последите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже.

При выполнении артикуляционного упражнения прочитайте малышу рифмовку:

Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую.

...

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

Рыбка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает, Что сказать, не знает!

Покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого то широко открывайте рот, то резко закрывайте его, плотно смыкая губы. В результате будет слышен звук. Постепенно наращивайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, прочитайте ему рифмовку:

Рыбка ротик открывает – Пузыри она пускает.

...

? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

Тигр – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте оскал – отводите губы в стороны и обнажаете зубы, говоря, что тигр, когда сердится, всегда показывает зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить «когти».

Для этого ему нужно поднять кисти рук на уровень лица и напряженно согнуть пальцы.

Можете прочитать малышу рифмовку:

Злого тигра всякий знает – Тигр всех вокруг пугает.

...

? Игра, развивая подвижность губ, подготовит их к произнесению звуков О, Н, Ы.

Заборчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью зубов заборчик. Для этого надо закрыть рот, сжать зубы, а губы раздвинуть, обнажив при этом зубы. Удерживать губы в таком положении нужно в течение 3–5 секунд.

Попросите малыша повторить упражнение не менее 3 раз. Удивитесь тому, какой крепкий получился заборчик, – ведь в нем нет ни одной щелочки!

...

? Игра развивает подвижность губ.

Лопатка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать свою лопатку. Пока ребенок удерживает в течение 3–5 секунд артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

Вот она, лопатка, – Широка да гладка.

У Игра учит ребенка расслаблять язык, готовит артикуляционный аппарат малыша к произнесению звуков С, З, Ш, Ж, Л.

Прятки – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы – «язычок спрятался».

Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.

Можно заинтересовать ребенка еще одним игровым приемом. Скажите, что будете ловить язычок малыша. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите «Цап!» и покажите хватательное движение около губ ребенка, как будто хотите поймать высунутый язык малыша. В этот момент ребенок спрячет язык в рот.

Мы играем в прятки. Где ж твоя лопатка?

...

? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, С, З.

Горка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка упритесь в нижние зубы, как в упражнении «Прятки». Затем, не отрывая кончика, приподнимите среднюю часть языка и выгните ее горкой вверх. Предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенокудерживает артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

Вот она какая,

Горочка крутая!

...

? Игра подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, Ы, С, З.

Кошечка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык.

Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и совершить для этого 3–5 движений языком.

Покажите ребенку, как можно сложить ладони чашечкой, изображая блюдце или плошку, и «лакать» из нее молочко:

Полакай, как кошка, Молоко из плошки.

...

? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

Иголочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавайте языку форму длинного и тонкого жала и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд.

Попросите малыша повторить упражнение и скажите ребенку, что его язык похож на длинную и острую иголочку. Изобразите, что хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донося руки до рта малыша, отдерните ее со словами: «Ой, какая острая!» Можете прочитать рифмовку:

Вот она, иголка, – И остра, и колка.

...

? Игра учит малыша напрягать кончик языка. Подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

Часики – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Высуньте изо рта длинный и тонкий, как жало, язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов.

Попросите ребенка показать свои часики. Пусть он сделает 4–8 движений языком из стороны в сторону. Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

При выполнении ребенком упражнения произносите звукоподражания: «Тик-так, тик-так…», задавая темп движений.

...

? Игра учит малыша напрягать кончик языка и управлять его движениями.

Качели – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Высуньте язык изо рта. Совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях.

Предложите ребенку, покачать на качелях свой язычок. Пусть он сделает 4–8 движений.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз.», задавая темп движений.

...

? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков: К, Г, С, З, Ш, Ж.

Чистим нижние зубки – динамическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно языком почистить нижние зубы. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны.

Движения языком следует совершать вверх-вниз под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз.

Попросите ребенка повторить упражнение и похвалите за то, что он хорошо почистил зубы.

...

? Игра учит ребенка удерживать язык за нижними зубами, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

Бантик – статическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.

В тот момент, когда средняя часть языка «выгнется» изо рта наружу, нужно слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что посередине языка окажется желобок.

Удерживать язык в таком положении, под счет, нужно 5-10 секунд. Повторить упражнение 3–5 раз.

...

? Игра учит малыша удерживать кончик языка за нижними зубами, делать желобок посередине языка, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

Смешные обезьянки – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что это обезьянка-мама.

Попросите малыша самого изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3–5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу повторить. Прочитайте ребенку рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке – язычок

Спать улегся на бочок.

...

? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков С, З, Ш, Ж.

Обезьянка и банан – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы: «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку». Кончиком языка оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

Покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой. Для этого изнутри оттопырьте языком левую щеку. Затем попросите ребенка спрятать «банан» то за одну, то за другую щеку. Скажите, что сейчас будете отгадывать, за какой щекой у него банан. При этом дотрагивайтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем, говоря: «Здесь банан!» Можете прочитать ребенку рифмовку:

Прячут обезьяны За щекой бананы.

...

? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

Лошадка динамическое артикуляционное упражнение (с 2–3 лет)

Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, затем постепенно увеличивайте темп.

Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

Можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи.

Прочитайте рифмовку:

Скачем на лошадке По дорожке гладкой!

...

? Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

Стой, лошадка! – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

Скажите малышу, что пора остановить лошадку. Покажите ребенку, как конюх останавливает лошадь: закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать. Надо на одном дыхании дуть через губы как можно дольше. В результате получится звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку. Прочитайте рифмовку:

Стой, моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

(Остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»)

...

? Игра развивает подвижность губ, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука «Р».

Вкусное варенье – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Предложите ребенку представить себе, что он сейчас кушал варенье и измазал в нем верхнюю губу.

Покажите малышу, как можно губу облизать. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Движение нужно выполнить 3–6 раз.

...

? Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

Чашечка – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно высунуть изо рта язык и придать ему форму чашечки. Для этого надо поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть книзу.

Предложите малышу самому сделать чашечку и удерживать язык в таком положении как можно дольше (до 10 секунд).

Сложите пальцы щепотью и поднесите их ко рту ребенка. Скажите, что это вы из чайника наливаете ему в чашечку сладкий чай.

...

? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

Маляр – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Предложите малышу сделать ремонт в домике-ротике. Для этого надо открыть рот и языком-кисточкой погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Пусть ребенок сделает 4–8 движений.

...

? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

Лопатка-иголочка – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

Попросите ребенка по очереди показывать упражнения «Лопатка» и «Иголочка», удерживая язык в каждом положении в течение 3–5 секунд.

Сначала язык надо расслабить и положить на нижнюю губу (см. упражнение «Лопатка»), а затем, наоборот, напрячь и, выдвинув вперед, придать ему заостренную форму (см. упражнение «Иголочка»).

Во время выполнения ребенком артикуляционного упражнения давайте ему команды: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка.»

...

? Игра развивает подвижность языка, учит ребенка то расслаблять, то напрягать кончик языка и подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению твердого звука Л.

Грибок – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно как можно дольше (до 10 секунд). Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Попросите малыша повторить упражнение 2–3 раза.

? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука Р.

Фокус – дыхательно-артикуляционное упражнение (с 4–5 лет)

Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх).

Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, то воздушная струя изменит направление. В результате ватка останется лежать на носу.

Повторите упражнение 3–5 раз.

Посоревнуйтесь, чья ватка подлетит выше.

...

? Игра учит малыша удерживать язык в положении «чашечка», готовит к произнесению звуков Ш, Ж, Р.

Индюк – динамическое артикуляционно-голосовое упражнение (с 3 лет)

Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь.

Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее им поглаживать.

Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…»

Попросите ребенка тоже изобразить индюка. Упражнение выполнять следует как можно дольше.

? Игра учит малыша плотно прижимать широкий язык к верхней губе, готовит ребенка к произнесению твердого звука Л и звука Р.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Логопед и Я: Артикуляционная гимнастика

УлыбкаХоботок «Улыбочка-хоботок»«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,Потом губы – вперёд!И так делаем раз шесть.Всё! Хвалю! Начало есть!

Заборчик

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.Подъезжает шофёр,Ну, а впереди – забор.Тормозит и назад.И так восемь раз подряд.
Лопаточка

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.Язык широкий покажиИ лопатку подержи.
Часики

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.Маятник туда, сюдаДелает вот так: «Раз – два»
Качели

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.А сейчас качели вверхТянем, тянем до небес.Вниз теперь их полётИ никто не отстаёт.
Змейка

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:Змея в пещере живёт.Кто её не хвалит,Того она ужалит.

Чашечка

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.И с конфетами попить.

Вкусное варенье

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).Губка верхняя в вареньеАх, неаккуратно ел.Вот облизывать придётсяБудто нету других дел.
Трубочка-желобок

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок.Щёки ты не надувай, Губками прижимай!Плавно воздух выпускаетсяЖелобок не разрушается.
Горка

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.Санки привезли ребяткиГорка есть и – всё в порядке!
Маляр

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.
Лошадка

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,А ребятам всем – привет!
Грибок

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок!
Гармошка

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.Непослушный язычокДелает вот так – молчок!Челюсть нижняя внизЭто вовсе не каприз.Гармошку делать продолжаем!Рот закрываем, открываем.
Пароход

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).Отплывает пароходЫ-Ы-Ы-ЫНабирает он свой ход.Ы-Ы-Ы-ЫОн в гудок гудит, гудитЫ-Ы-Ы-Ы«Путь счастливый говорит»Ы-Ы-Ы-Ы
Болтушка – индюк

«Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась. По двору индюк ходилБл-Бл-БлХвост, как веер, распустил.Бл-Бл-БлВот какой красивый я,Бл-Бл-БлПолюбуйтесь на меня!
Барабанщики - дятел

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.Д-Д-Д-Д
Цель: помочь родителям и детям в выполнении артикуляционной гимнастики в домашних условиях для закрепления правильной артикуляции звуков.Задачи: - включение ребенка и родителя в целенаправленный логопедический процесс. - совершенствование правильного артикуляционного уклада. - произвести коррекцию звукопроизношения. - сформировать навыки правильного произношения звуков в повседневной речи, дифференцировать звуки. - формировать звуковую культуру речи. Предполагаемый результат: правильное звуковое воспроизведение, формирование правильной речи.http://logoped18.ru/logopedist/prezentatsiya-artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.php Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика необходима при коррекции речевых нарушений любой этиологии и патогенеза. Презентация «Артикуляционная гимнастика» содержит базовый эффективный комплекс артикуляционных упражнений, который необходим при постановке основных групп звуков: свистящих, шипящих, соноров, аффрикат. При минимальных затратах, направленных на развитие мышц артикуляционного аппарата, Вы получите максимальный результат. Презентация может быть использована логопедами поликлиник, ДОУ, развивающих центров, родителями детей, имеющих речевые нарушения.http://logoped18.ru/logopedist/prezentatsiya-artikulyatsionnaya-gimnastika-2.php

logoped10.blogspot.com

Азбука логопеда - Комплекс артикуляционной гимнастики на каждый звук.

Комплекс артикуляционной гимнастики на каждый звук.

Артикуляционная гимнастика. Звук С.

 

“Улыбка” -     Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик” -  Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок” -   Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и  воздух.

“Красим нижний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево - вправо.

“Непослушный язычок”  -  Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок” - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”-  Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Артикуляционная гимнастика. Звук З.

 

“Улыбка” - Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”  - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок” - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок” -  Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка” - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

 

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш

 

“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево - вправо.

“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади - вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.

 

“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

 

Артикуляционная гимнастика. Звук Л.

 

“Окошко” - Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка” - Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

 

azbukalogopeda.ucoz.ru


Смотрите также