МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида № 208 "Солнышко". Артикуляционная гимнастика жукова


Артикуляционная гимнастика для детей в детском саду

О ЗНАЧЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ И КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

    Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1.     Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

2.     Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3.     Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

·        «Заборчик»,

·        «Окошечко»,

·        «Трубочка»,

·        «Чашечка»,

·        «Блинчик»,

·        «Иголочка»,

·        «Мостик»,

·        «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения– это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

·        «Часики»;

·        «Качели»;

·        «Лошадка»;

·        «Чистим зубки»;

·        «Вкусное варенье»;

·        «Барабанщик»;

·        «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду, возможно понадобится специальный массаж.

Рекомендую книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

 

Инструкция по выполнению артикуляционных упражнений в картинках

 

  

  

  

  

  

  

ds208.centerstart.ru

Артикуляционная гимнастика.

Поиск Лекций

«Одновременно поднять верхнюю губу и опустить ниж­нюю губу».

«Вкусное варенье».

«Чашечка».

3. Знакомство со звуком [ж].

Загадка.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу —

Я на ветке сижу,

Все жужжу и жужжу.

— С каким звуком дружит жук?

4. Анализ артикуляции звука [ж].

— Как жужжит жук? Произнесите звук [ж], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука [ж].

— Скажите, какой звук [ж]?

Упражнение в произношении.

а) Произношение изолированного звука [ж].

— Жук жужжит: громко; тихо; протяжно; отрывисто.

б) Произношение слогов.

— Жу-жу-жу,

Я по-разному жужжу.

— Произнесите и вы слоги по-разному:

жа—жо́ — жу же —жи — жа́

жи́— жу —жо жо — жу́ — жи

в) Произношение скороговорки.

Скороговорку повторите,

На звук [ж] сильней нажмите:

Жутко жуку жить на суку.

— Произнесите скороговорку: с грустью, с сожалением.

6. Закрепление звука [ж] (с. 42).

а) Повторение характеристики звука [ж].

—Посмотрите на жука. Какой он? Как жук жужжит?

—Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал зеленую фишку?

б) Игра «Будь внимательным».

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Дети присели, изображая жука.

— Если услышите в слове звук [ж], встаньте и помашите «крылышками», как жуки.

жук кружит

крылышки глазки

усики жужжит

важный ползетлужок

в) Выделение звука [ж] из состава слова.

— Рассмотрите картинку «На лужайке».

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

— Кто (что) находится на лужайке со звуком [ж] в назва­нии? Назовите предметы со звуком [ж] в начале слова (в се­редине слова).

г) «Ответь на вопросы».

— На лужайке, над ромашкой

Летает жук в цветной рубашке.

— Рассмотрите ряд картинок и скажите, кто еще летает? Кто ползает? Кто плавает? Чем режут? Что едят? Что наде­вают?

Звуковой анализ.

— Составьте схему слова пижама (Приложение 1).

После прочтения составленной схемы логопед дает задания:

—Уберите из схемы звук [а].

—Уберите звук [пь].

—Уберите звук [м].

—Уберите звук [и].

—Какой звук остался? (Ж.)

Физминутка.

— Посадили звук [ж] на язычок, зажужжали, как жу­ки, иполетели по групповой комнате.

 

Высоко летает жук, Низко опускается. Опять быстро он летит И жужжит, жужжит, жужжит. Замедляет свой полет И садится на цветок. Дети «летают» по групповой комнате и выполняют соответствующие движения.

Формирование грамматического строя речи (с. 43).

Жук-жучок, жук-жучок,

Отвечай-ка свой урок.

— Измени слова так, чтобы в них появился звук [ж]:

сапог — сапожок флаг — ...пирог — ... утюг — ...

круг — ...

Итог занятия.

Как жуки, мы пожужжали. Что о звуке [ж] узнали?

 

ЗАНЯТИЕ № 85

Тема: буквы Ж, ж»

Цель: закрепить звук [ж]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное вос­приятие.

Оборудование: листья деревьев, игрушки: жук, жаба; книжки-раскраски «Жуки»; кассы, мяч, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Ласка» (с мячом).

— Скажите слово ласково, чтобы в нем появился звук [ж]:

круг берег флаг друг

луг пирог утюг стог

творог сапог снег шаг

2. Повторение характеристики звука [ж].

— Что вы знаете о звуке [ж]?

Знакомство с буквами Ж, ж (с. 44).

У детей на столах по одному листочку. У логопеда игрушка — жук. По мере выполнения заданий жук «перелетает» с одного лис­та на другой, от одного ребенка к другому.

— На листочке я сижу

Буквой Жна вас гляжу.

— Посмотрите на буквы Ж, ж в голубой рамочке. Эти бу­квы похожи? Сколько элементов у буквы Ж? Какие это эле­менты? Чем буква Ж похожа на жука?

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук: Ж.

— Прочитайте буквы в голубой рамочке.Жук «садится» на листок.

— Посмотрите, как пальцами рук изобразили букву Ж. Постройте ее также.

Жук «перелетает » на другой листок.

— Покажите самую интересную букву Ж.Жук «перелетает» на третий листок.

Звуко-буквенный анализ.

На листочке жук сидит,

В ваши кассы он глядит.

—Кто я? — спрашивает жук.

—Составьте в кассах слово жук.

Жук «садится» на четвертый листок.

—Что делаю я на листочке?

— Составьте в кассах слово сижу. «Превратите» слово си­жу в слово вижу.

Жук «перелетает » на пятый листок. Ставится игрушка — жаба.

— Кого видит жук? (Жук видит жабу.) Составьте это предложение в кассе.

Жук «перелетает» на шестой листок.

Физминутка.

а) Выполнение движений по инструкции логопеда.

Встаньте прямо.

Потянитесь.

Пошагайте, наклонитесь.

Руки вправо. Руки влево.

Встаньте. Снова потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

б) Пальчиковая гимнастика.

Жук летит, жук жужжит И усами шевелит. Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Чтение.

а) Чтение слогов.

Считает жук нам: раз-два-три!

Жар-птицу в книге ты найди.

Вот Жар-птица на странице

С буквой Ж на голове

И с гласными на хвосте.

Гласные огнем горят —

Подружиться с Ж хотят.

— Подружите букву Ж с гласными буквами. Помните, буква Ж, как и Ш, обозначает твердый согласный звук и всегда читается твердо, даже с гласной И.

Жук «перелетает» на седьмой листок.

б) Чтение слов.

Слушает жук внимательно,

Как вы слова читаете старательно.

— Прочитайте шепотом слова первого столбика. Найдите и прочитайте в первом столбике слова, отвечающие на воп­рос: кто это? (что это?)

Жук «перелетает» на восьмой листок.

— Прочитайте слова второго столбика. Чем похожи эти слова? Что они называют?

Жук «перелетает» на девятый листок.

в) Чтение текста.

— А сейчас жук послушает рассказ о жуках.

Дети по предложению читают рассказ и объясняют смысл каж­дого предложения. После чтения отвечают на вопросы: Где жили жуки? Что они делали? Что увидела Жанна у жука?

Жук «перелетает» на десятый листок.

poisk-ru.ru

Методическое пособие для детей дошкольного возраста "Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики"

Автор: Красильникова Виктория Андреевна,

Должность: учитель-логопед

МБДОУ детский сад №9 «Березка»

Введение

В настоящее время важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из главных задач дошкольных учреждений является повышение эффективности коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью коррекционно-логопедической работы, она способствует развитию и укреплению мышц речевого аппарата, что в свою очередь помогает длительному удержанию заданных артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Для более эффективного результата в коррекционной работе я использую метод биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» - это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.

Выполнение артикуляционной гимнастики одновременно с движениями кистей рук приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что положительно влияет на развитие всей речевой системы.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.

Дидактическое пособие «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» предназначена для коррекции звукопроизношения и автоматизации поставленных звуков. Для каждой группы звуков представлен свой комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, который можно выполнять с помощью перчаток, играющих роль «живого язычка» (прилагаются к пособию).

Цель – Повышение эффективности коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики;

- Развитие фонематических процессов;

- Развитие и совершенствование высших психических функций;

- Повышение мотивационной готовности детей к занятиям;

- Формирование умений действовать по словесной инструкции.

Данное пособие будет эффективно в работе учителя-логопеда и воспитателя с детьми по коррекции звукопроизношения. А так же благодаря готовому комплексу артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики на все группы звуков: свистящих, шипящих, сонорных, будет главным помощником родителей и детей в выполнении домашних заданий на закрепление логопедических занятий.

Дидактическое пособие ««Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики» предназначено для детей 5-7 лет, с речевым заключением: ОНР, ФНР, ФФНР.

Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:

  • Учитывать индивидуальные особенности детей;

  • Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;

  • Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;

  • Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Этапы работы артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.

2.     Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается.

3.     Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.

4.     Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.

6.     Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.

7.     Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами

биоэнергопластики для свистящих звуков С, З, Ц

hello_html_m13bc535e.jpg

«Заборчик »

Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «ииии» скажи,Свой заборчик покажи!

Инструкция:

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И», включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 10.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10.

hello_html_m37bf84c5.jpg

hello_html_7c731642.jpg

«Хоботок»Подражаю я слону — губы хоботом тяну.А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Инструкция:

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.

hello_html_m2aeceb6c.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_2584d21.jpg

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

После скалку мы возьмем.

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не пора ли вынимать?

Инструкция:

Немножко приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять по 5-10 секунд.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять 5-10 секунд.

hello_html_2320f46b.jpg

hello_html_f9776f9.jpg

hello_html_71946dcd.jpg

«Блинчик»

Мы испечь блины решили.

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей.

Инструкция: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

hello_html_m563a0508.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_m377a2eb1.png

«Почистим нижние

зубки»

Каждый день, как и ребята,

Зубки чистят все зверята.

Вправо-влево щётка ходит,

Белизну зубам наводит.

Инструкция:

Сделать улыбку, приоткрыть рот,

двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается, включая движения руки. Выполнять 5-10 секунд.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы сжаты в кулачок. Выпрямить указательный пальчик и выполнять движения вправо влево вслед за язычком. Выполнять 5 -10 секунд.

hello_html_m27407664.jpg

hello_html_m7b470124.jpg

«Горка»Спинка язычка сейчасСтанет горочкой у нас.Ну-ка, горка, поднимись!Мы помчимся с горки вниз!

Инструкция:

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам, включая движения руки. Удержать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.

hello_html_m3eb15f82.jpg

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч

«Заборчик »

Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «ииии» скажи,Свой заборчик покажи!

Инструкция:

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И», включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.

hello_html_m37bf84c5.jpg

hello_html_7c731642.jpg

«Хоботок»В гости к нам пришел слоненок –Удивительный ребенок.На слоненка посмотри –Губы хоботом тяни!

Инструкция:

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5-10.

hello_html_m2aeceb6c.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_2584d21.jpg

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

После скалку мы возьмем.

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не пора ли вынимать?

Инструкция:

Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

hello_html_2320f46b.jpg

hello_html_f9776f9.jpg

hello_html_m5ad6d0c7.jpg

«Грибок»

На полянке у ручья

Выросла грибов семья.

Таня с Машей в лес пойдут,

Все грибочки соберут.

Инструкция: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, подключая движение руки. Имитация «грибка». Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» кисть руки опустить в горизонтальное положение, ладонью вниз. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

hello_html_58b9b276.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_m1c8cb34c.png

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.И с конфетами попить.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу с подключением движения руки. Удержать от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг. Удерживать ладонь в форме чашечки под счет от 1 до 5-10.

hello_html_594906d6.jpg

hello_html_4344d927.jpg

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье,Ах, неаккуратно ел.Вот облизывать придётся,Будто нету других дел.

Инструкция:

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Выполнять от 1 до5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони, вслед за движением язычка. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

hello_html_m429aa028.jpg

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для постановки звука Л

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

После скалку мы возьмем.

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не пора ли вынимать?

Инструкция:

Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

hello_html_2320f46b.jpg

hello_html_f9776f9.jpg

hello_html_755bd1f4.jpg

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье,Ах, неаккуратно ел.Вот облизывать придётся,Будто нету других дел.

Инструкция: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Имитация «облизывания варенья». Выполнять 5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони. Вслед за движением язычка. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

hello_html_m429aa028.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_6c2043f9.jpg

«Пароход гудит»Отплывает пароходЫ-Ы-Ы-ЫНабирает он свой ход.Ы-Ы-Ы-ЫОн в гудок гудит, гудитЫ-Ы-Ы-Ы«Путь счастливый говорит»Ы-Ы-Ы-Ы

Инструкция: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит). Включая движение руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Выполнять 5-6 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты, На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

hello_html_mb40348.jpg

hello_html_3cf7e3f2.jpg

«Индюк»

Рассердился наш индюк,

Не пустил играть на луг.

Он прогнал всех со двора,

Разбегайся детвора.

Инструкция: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышится бл-бл. Подключая движения руки. Выполнять 5-10 сек.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика вверх, вслед за движением язычка. Выполнять от 5-10 секунд.

hello_html_2675b8a8.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_m1c36a767.jpg

«Качели»

На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.

Инструкция: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка, подключая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз. 

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты. По команде поднимать пальчики вверх и опускать вниз «вверх-вниз». Выполнять от 1 до 5-10 раз.

hello_html_m985231a.jpg

hello_html_mffb97a6.jpg

hello_html_m1534def2.png

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник,Узким-узким стал язык.Меж зубами, как сучок,Вылез длинный язычок.

Инструкция:

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подключая движения руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Выполнять под счет от 1 до 10.

hello_html_m27407664.jpg

Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для постановки звука P

hello_html_m6040a0bf.png

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.Сделано немало, кисточка устала.

Инструкция: Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая движения языком вперед-назад. Подключая движение руки. Выполнять 5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать пальцы по направлению к плечу и от него, вслед за движением язычка. Выполнять 5-10 раз.

hello_html_m1f8e6cf6.jpg

hello_html_4344d927.jpg

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье,Ах, неаккуратно ел.Вот облизывать придётся,Будто нету других дел.

Инструкция: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону, включая движение руки. Имитация «облизывания варенья». Выполнять 5-10 раз.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика по направлению к ладони. Вслед за движением язычка. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

hello_html_m429aa028.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_m3587f7cd.png

«Барабанщик – дятел»

Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.Д-Д-Д-Д

Инструкция: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Подключая движение руки. Выполнять 5-10 секунд.

Исходное положение — кисти руки находится параллельно друг другу, пальцы левой руки выпрямлены и сомкнуты. Пальцы правой руки сжаты в кулачок. Стучать кулачком по ладони левой руки. Выполнять 5-10 секунд.

hello_html_m7f7a0c4a.jpg

hello_html_m5ad6d0c7.jpg

«Грибок»

На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок!

Инструкция: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Подключая руку, имитировать «грибок». Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» опустить руку в горизонтальное положение. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

hello_html_58b9b276.jpg

Артикуляционная гимнастика

Описание движение кистей и пальцев руки

hello_html_155f9a35.png

«Лошадка»

Скачет белая лошадка

По дорожке ровной, гладкой.

Цок да цок - стучат копытца,

Далеко лошадка мчится.

Инструкция: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами), подключая движения руки. Выполнять 5-10 секунд.

Исходное положение — кисть руки лежит ладонью на столе, при щелчке язычка стучать ладонью по столу. Выполнять 5-10 секунд.

hello_html_m5e22f2ce.jpg

hello_html_2f662b17.jpg

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,А теперь смотрите в оба:Ходит челюсть вверх и вниз –У неё такой круиз.

Инструкция: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении, подключая движения руки. Выполнять под счет от 1 до 5-10.

Исходное положение — кисти руки находится параллельно друг другу, пальцы левой и правой руки выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» ладони приближаются друг к другу и отдаляются. Выполнять под счет от 1 до 5-10.

hello_html_m4ae28860.jpg

Литература

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

  2. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

infourok.ru