Весёлый зоопарк (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста). Артикуляционная гимнастика зоопарк


Артикуляционная гимнастика «Весёлый зоопарк».

Артикуляционная гимнастика «Весёлый зоопарк».Артикуляционная гимнастика «Весёлый зоопарк».

Учитель – логопед: Хайруллина Г.Ф. МАДОУ № 252, г.Казань, Кировский район.

На вопрос, заданный детям: «Что такое артикуляционная гимнастика?», обычно отвечают: «Это зарядка для язычка. Ее надо делать каждый день, чтобы правильно говорить звуки». Ребенок ходит в логопедическую группу детского сада, и для того чтобы работа была эффективной, артикуляционную гимнастику необходимо делать несколько раз в день по 5-7 минут – в кабинете учителя-логопеда перед зеркалом, в группе – с воспитателем в вечернее время, дома с родителями. Такую совместную работу можно сравнить с тройкой запряженных лошадей, скачущих вперед в одном направлении, и она непременно даст хорошие результаты.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

 

Скачать презентацию

Главными целями артикуляционной гимнастики являются:

  • выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
  • объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков.

Ко всему хочется добавить, артикуляционная гимнастика – это всестороннее развитие фантазии и творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей речи, воображения, памяти, внимания усидчивости. В ДОУ эти цели успешно достигаются различными способами – проводят артикуляционную гимнастику с картинками, игрушками; используют ИКТ; придумывают стихи, сказки и рассказы про «Язычок»; используют сказочные персонажи; зоопарк, где животное – это название упражнения артикуляционной гимнастики.

Предлагаю один из своих вариантов проведения артикуляционной гимнастики под названием «Веселый зоопарк», для детей 5-7лет.

Ход артикуляционной гимнастики

I. Организационный момент.

Игра «Хорошее настроение».

Доброе утро! (руки в стороны).Улыбнитесь скорее (поворот туловища влево — вправо, руки на поясе, губы в улыбке)И тогда весь день будет веселее.Мы погладим лобик, носик, щечки (поглаживают)

Мы все красивые, как в саду цветочки (поворот головы влево — вправо).Разотрем ладошки сильно! сильно! (трут),А потом похлопаем дружно! дружно! (хлопают).Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем (трут ушки).

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы. (Руки вперед).

- Ребята, Вы знаете, что такое экскурсия?

- Вы, любите ходить на экскурсии?

- Ребята, Вы хотите сегодня отправиться на экскурсию? Отгадайте загадку:

Ты иди сюда скорей,Посмотри-ка на зверей,На заморских, очень редких,Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)

- Ребятки, на каком транспорте Вы хотите отправиться на экскурсию? (самолет, поезд, автомобиль, автобус, «ковер-самолет» на выбор детей).

- Ребята, какие животные живут в зоопарке?

- Предлагаю с собой взять нашего «Веселого язычка», он никогда не был в зоопарке, и всем вместе сделать артикуляционную гимнастику.

- Мы прибыли в зоопарк.

Использование ИКТ с изображением животных.

II. Основная часть.

2 слайд – Лягушка – упражнение «Улыбка».

Лягушка – квакушкаУлыбка до ушей!Веселая подружкаУлиток, рыбок и гусей.

Прыгает по суше,Плавает в воде,Веселая лягушкаУлыбка до ушей!

3 слайд — Волк – упражнение «Заборчик».

На прогулку вышел волк,Ничего он не поймет.Скалит зубы и рычит.Скажем дружно мы ему:

* Мы друзья, а не врагиВ гости мы к тебе пришли.

4 слайд — Слон – упражнение «Дудочка».

Рядом слон стоитИ на нас глядит.Хобот свой поднял и вдруг,Раздался громкий звук – ду — ду — ду.

5 слайд — Бегемот – упражнение «Бегемот».

Открыл рот бегемот.Ого — го — го, какой роток!Больше, чем сам бегемот!Булку просит толстячокОн проголодался – вот!

6 слайд — Щенок – упражнение «Блинчик».

Щенок резвился целый день,Устал и лег в тенечке.Он высунул свой язычок.Очень жарко ему.

Он немножко отдохнет,И опять играть пойдет.

7 слайд — Змейка – упражнение «Иголка».

Что там шелестит в траве?Вьется тонкой змейкой?Это ужик по росе ползет,Он вылез из лазейки.Чтоб на солнышке погреться!

8 слайд — Попугай – упражнение «Маятник».

Попугай на жердочке сиделИ по сторонам глядел.Вправо, влево, туда, сюда,Веселая игра!

9 слайд — Жираф – упражнение «Маляр».

Узнать жирафа просто,Узнать его легко:Высокого он ростаИ видит далеко.

Достает он с верхней веткиСочную, зеленую листву.Повезло жирафу с шеейВсе завидуют ему.

10 слайд — Лиса – упражнение «Маляр».

Лисичка стройна, красива, хитра,Следы свои — пушистым хвостом заметает она.

11 слайд — Зайчики – упражнение «Качели».

Веселые зайчики – прыгают как мячики,Прыг — скок, прыг — скок,Приходи ты к нам дружок.

12 слайд — Лягушка – упражнение «Качели».

Лягушка скачет – прыг, прыг, прыг.Вверх – вниз, вверх – вниз!

13 слайд — Кошка, котенок – упражнение «Горка», «Катушка».

Кошка весело играетИ спинку выгибает.А рядом котенок резвилсяОн кубарем вниз покатился.

14 слайд — Лошадка, зебра – упражнение «Лошадка».

Лошадка с зеброй подружки,Вместе скачут.Что же это значит?В догонялки играют!

15 слайд — Тигр – упражнение «Фокусник».

Тигр – самый главный в зоопарке у нас,Он встречает гостей, и рычит каждый раз.На барабане играет – д – д – д, д – д – д,Гостям мы рады каждый день!

16 слайд — Белка – упражнение «Грибок».

Белка прыгала по веткам,Вдруг спустилась быстро вниз,Она заметила грибок,Он сегодня вырос – вот!

17 слайд — Обезьяна – упражнение «Гармошка».

Обезьянке – озорницеГармошку подарили.Она весело играет.Детишек развлекает.

18 слайд — Панда – упражнение «Чашка».

Панда любит очень чай,Приходи и наливай.Мишка в гости приходилПанду медом угостил.

19 слайд — Мишка – упражнение «Вкусное варенье».

Мишка сладкоежка,Очень любит мед.Меда очень многоПриходи, угощайся народ.

20 слайд — Индюк – упражнение «Индюк».

Распускает хвост павлином,Ходит важным господином.Он кричит: бл – бл, бл – бл.По земле ногами – стук,А зовут его – индюк!

21 слайд — Ежик – упражнение «Футбол».

А у ежа иголки -Ох, какие колкие!Ох, какие колкие!

Физминутка:

- Подвижная игра «Звериная зарядка» — показать, как ходит слон, вытягивает свой хобот. Жираф тянет свою тонкую шею. Лягушка прыгает и т.д.

IY. Итог.

- Похвалить детей за правильное выполнение артикуляционной гимнастики.

- Ребята, Вам понравилась наша экскурсия?

- Где бы Вы еще хотели побывать? (Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки и дедушки»).

- Детям предлагается в группе сделать выставку рисунков «Веселая прогулка».

Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка, губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Дети от 3 до 7 лет с большим удовольствием ждут новых стихотворений, сказок, рисунков. Немного творчества и фантазии при подготовке к занятиям, и они всегда проходят интересно, весело, разнообразно. При таком подходе педагога и воспитанники, и их родители, начинают принимать активное участие – придумывают свои стихи, приносят рисунки и игрушки. Благодаря разнообразной организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении и отличного настроения!

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Сказка про то, как Язычок в зоопарк ходил

 Артикуляционная гимнастика, Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил

Артикуляционная гимнастика, Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил

Для чего нужна артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированости движений органов, участвующих в речевом процессе. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированости движений органов, участвующих в речевом процессе. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.

 Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка .

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка .

Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений .

Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений .

Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил Язык в ротике живет Никогда не устает, Чтоб он ловким был умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай, Перед зеркалом шутя! В зоопарк пойдем сейчас Покажем всех, кто встретит нас.

Сказка про то,

как язычок в зоопарк ходил

Язык в ротике живет

Никогда не устает,

Чтоб он ловким был умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай,

Перед зеркалом шутя!

В зоопарк пойдем сейчас

Покажем всех, кто встретит нас.

 «Чистим зубки» Язычок утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается

«Чистим зубки» Язычок утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается

«Вдыхаем аромат цветов» Цель: формирование углубленного вдоха, тренировка правильного носового дыхания. У входа в зоопарк язычок увидел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые,что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул «Ах,как пахнет!». Понюхал другой и опять воскликнул «Ах,как пахнет» Здравствуй , милый мой цветок Улыбнулся язычок. Я с тобою поиграю, Аромат твой повдыхаю!!! Описание: Вдох через нос- нюхать цветок, на выдохе произнести «Ах, как пахнет»

«Вдыхаем аромат цветов» Цель: формирование углубленного вдоха, тренировка правильного носового дыхания. У входа в зоопарк язычок увидел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые,что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул «Ах,как пахнет!». Понюхал другой и опять воскликнул «Ах,как пахнет»

Здравствуй , милый мой цветок

Улыбнулся язычок.

Я с тобою поиграю,

Аромат твой повдыхаю!!!

Описание: Вдох через нос- нюхать цветок, на выдохе произнести «Ах, как пахнет»

 «Улыбка – Лягушка» Цель: развивать круговые мышцы губ. А за воротами зоопарка – пруд. И оттуда слышится «Ква-а-а-а, ква-а-а-а» Это были….правильно - лягушки. Улыбнулась нам подружка Большеротая лягушка Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам Вы сейчас тяните губки –я увижу ваши зубки Мы потянем – перестанем И не сколько не устанем. Описание: губы растянуть (улыбка) видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует до счета «пять»( впоследствии до десяти) Повторять 3-4 раза

«Улыбка – Лягушка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

А за воротами зоопарка – пруд.

И оттуда слышится

«Ква-а-а-а, ква-а-а-а»

Это были….правильно - лягушки.

Улыбнулась нам подружка

Большеротая лягушка

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки –я увижу ваши зубки

Мы потянем – перестанем

И не сколько не устанем.

Описание: губы растянуть (улыбка) видны сомкнутые зубы.

Удерживать губы в таком положении следует до счета «пять»( впоследствии до десяти)

Повторять 3-4 раза

«Хоботок» Цель: развивать подвижность губ. Идет Язычок дальше, ой кто это такой с длинным носом???Да это же слон!!! Идет навстречу добрый слон Длинный хобот тянет он, Я – водичку набираю (вдох) И ребяток поливаю! (выдох) Подражаю я слону Губы хоботом тяну. Описание: губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед, как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

«Хоботок» Цель: развивать подвижность губ. Идет Язычок дальше, ой кто это такой с длинным носом???Да это же слон!!!

Идет навстречу добрый слон

Длинный хобот тянет он,

Я – водичку набираю (вдох)

И ребяток поливаю! (выдох)

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

Описание: губы плотно сомкнуты и

с напряжением

вытянуты вперед, как можно дальше.

Удерживать губы в таком положении

следует 10 секунд.

«Превращение» Цель: вырабатывать подвижность губ. Язычку очень понравились и слоник и лягушка. И он стал играть в превращения – то в лягушку, то в слоника. Раз – лягушка с толстым брюшком, Два – большой и добрый слон Ежедневно на опушке, Посадив ее в кадушку, как под душем ту лягушку Поливал из шланга он. Описание: На «раз»-губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» -губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5-7 раз.

«Превращение» Цель: вырабатывать подвижность губ. Язычку очень понравились и слоник и лягушка. И он стал играть в превращения – то в лягушку, то в слоника.

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

как под душем ту лягушку

Поливал из шланга он.

Описание: На «раз»-губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком.

На счет «два» -губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении.

Выполнять 5-7 раз.

«Бегемотик» Цель: развивает подвижность нижней челюсти. Вдруг из пруда показался кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…..бегемот. Широко разинув рот, Кушать просит бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот Описание: открыть рот, как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять»,потом закрыть рот. Выполнять упражнение 5-7 раз.

«Бегемотик» Цель: развивает подвижность нижней челюсти. Вдруг из пруда показался кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…..бегемот.

Широко разинув рот,

Кушать просит бегемот.

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот

Описание: открыть рот, как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять»,потом закрыть рот.

Выполнять упражнение 5-7 раз.

 «Язычок загорает» Цель: развивает умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. Расстелил половичок У водички Язычок. На нем лежит и отдыхает И слегка позагорает. Давай покажем, как Язычок загорал. Описание: Улыбнуться, открыть рот, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 5-10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

«Язычок загорает» Цель: развивает умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. Расстелил половичок У водички Язычок. На нем лежит и отдыхает И слегка позагорает. Давай покажем, как Язычок загорал.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 5-10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

«Шланг» Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении. Неподалеку лежал свернутый шланг. «И зачем он нужен?»-подумал Язычок. А потом понял : Жарко станет – шланг возьмем И водой себя польем. Покажи,какой бывает шланг – тонкий и прочный. Описание: узкий кончик языка высунут изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

«Шланг» Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении. Неподалеку лежал свернутый шланг. «И зачем он нужен?»-подумал Язычок. А потом понял :

Жарко станет – шланг возьмем

И водой себя польем.

Покажи,какой бывает шланг – тонкий и прочный.

Описание: узкий кончик языка высунут изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет

от 1 до 10.

«Змейка» Цель: развивать боковые мышцы языка Вдруг шланг, который лежал рядом с язычком, зашевелился. Тут язычок увидел, что это была….змея! Давай изобразим змею. Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Описание: рот открыт, язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения произносятся в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз.

«Змейка» Цель: развивать боковые мышцы языка Вдруг шланг, который лежал рядом с язычком, зашевелился. Тут язычок увидел, что это была….змея! Давай изобразим змею.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Описание: рот открыт, язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения произносятся в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз.

«ИНДЮК» Вдруг язычок увидел грозного и сердитого индюка. Индюк страшно ругался. Давай покажем как ругался индюк. Я – индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была

«ИНДЮК»

Вдруг язычок увидел

грозного и сердитого

индюка.

Индюк страшно ругался.

Давай покажем

как ругался индюк.

Я – индюк

«балды-балда». Разбегайтесь кто куда.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была

«Парус» Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Тут Язычок увидел лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. Лодочка под парусом по реке плывет На прогулку лодочка Язычок зовет. Описание: улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

«Парус» Цель: развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Тут Язычок увидел лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом.

Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по реке плывет

На прогулку лодочка Язычок зовет.

Описание: улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

Выполнять 2-3 раза.

«Качели» Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка, отрабатывать координацию движений языка (вверх, вниз). Покатался язычок на лодочке и увидел на берегу качели: На качелях оказался, вверх взлетел И вниз спускался Весело качаться на качелях!!!! Описание: улыбнуться, рот широко открыт. На счет «раз»-опустить кончик языка за нижние зубы, «два» - поднять язык за верхние зубы. Выполнить 4-6 раз.

«Качели» Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка, отрабатывать координацию движений языка (вверх, вниз).

Покатался язычок на лодочке и увидел на берегу качели:

На качелях оказался, вверх взлетел

И вниз спускался

Весело качаться

на качелях!!!!

Описание: улыбнуться, рот широко открыт.

На счет «раз»-опустить кончик языка

за нижние зубы,

«два» - поднять язык за верхние зубы.

Выполнить 4-6 раз.

 «РАСЧЁСКА» Покатался Язычок на качелях, увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска А зовут меня … (расчёска). Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

«РАСЧЁСКА» Покатался Язычок на качелях, увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал

С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска А зовут меня … (расчёска).

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

«Прятки» Цель: артикуляция корня языка. Не успел язычок покачаться , как друзья позвали его в прятки играть. Язычок играет в прятки- Поиграйте с ним ребятки! Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, при опущенном кончике отодвигать язык как можно дальше вглубь рта, затем приближать к передним нижним резцам. Повторять 5-6 раз в медленном темпе.

«Прятки»

Цель: артикуляция корня языка.

Не успел язычок покачаться , как друзья позвали его в прятки играть.

Язычок играет в прятки-

Поиграйте с ним ребятки!

Описание: улыбнуться,

приоткрыть рот, при опущенном кончике отодвигать язык как можно дальше вглубь рта, затем приближать к передним нижним резцам.

Повторять 5-6 раз в медленном темпе.

«КИСКА СЕРДИТСЯ» У язычка была любимая кошечка. Она ждала его около дома. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Выгляни в окошечко-там увидешь кошечку, Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула… Рассердилась киска-не подходите близко!! Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз .

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

У язычка была любимая кошечка. Она ждала его около дома. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Выгляни в окошечко-там увидешь кошечку,

Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска-не подходите близко!!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз .

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Так проходит час другой Язычку пора домой. Пришел Язычок и решил чай с варением попить. Очень любит Язычок вкусное варение, Приготовил он друзьям это угощение. Варение приятное, вкусное ароматное. Язычок подними, варенье с губки оближи. Описание : улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Так проходит час другой Язычку пора домой. Пришел Язычок и решил чай с варением попить.

Очень любит Язычок вкусное варение,

Приготовил он друзьям это угощение.

Варение приятное, вкусное ароматное.

Язычок подними, варенье с губки оближи.

Описание : улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

«ЧАШКА» Поел Язычок варение и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. Вкусное варение поели Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем . Описание : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

«ЧАШКА»

Поел Язычок варение и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Вкусное варение поели Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем .

Описание : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

 Каждый ребёнок всем на диво- Должен говорить красиво И тогда язык его родной Должен понимать любой!

Каждый ребёнок всем на диво- Должен говорить красиво И тогда язык его родной Должен понимать любой!

multiurok.ru

Весёлый зоопарк (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК

(артикуляционная гимнастика и особенности ее проведенияс детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств ее решения является артикуляционная гимнастика.Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже детьми ясельной группы?Посадим ребятишек в удобном месте. Приготовим для каждого упражнения яркую мягкую игрушку. Уточним с детьми, где находится язычок, и его кончик, где губки, зубки, щечки. Познакомим малышей с некоторыми упражнениями органов артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты трубочкой, язычок поднят вверх, опущенвниз, двигается в стороны, щелкает и т. д. Затем начнем интересную игру..Игра «Веселый зоопарк».

РЫБКА

Рыбка ротик открывает, Дети широко открывают и закрывают рот.Говорить она желает.

ДОБРЫЙ ТИГРЕНОК

Наш тигренок не кусается, Дети растягивают губы в широкой улыбке, Нам тигренок улыбается. обнажая сомкнутые зубы.

СЛОНИК

Тянет слоник хоботок, Дети вытягивают губы трубочкой.Так он воду достает.

КИСКА

Тише, киске нелегко – Дети, открыв рот, выполняют движения Она лакает молоко. языком вперед-назад.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ГУСЬ

Шейку вытянул гусак. Дети вытягивают вперед узкий кончик языка.Вот так, вот так!

ЛОШАДКА

К нам лошадка скачет! Дети щелкают языком, широко открыв рот.Что же это значит?

ОБЕЗЬЯНКА

Обезьянка – озорница Дети, улыбаясь, произносят «пя-пя-пя», Может целый день дразниться! зажимая широкий кончик языка.

МИШКА - СЛАДКОЕЖКА

Мишка очень любит мед, Дети, открыв рот, облизывают верхнюю и Он его сейчас слизнет. нижнюю губу.

ЛЯГУШКА

На обед себе лягушка Дети кончиком языка, стараясь поднять его Ловит комара и мушку. как можно выше, касаются верхней губы.

ПОПУГАЙ

Попугай волнистый мой Дети, открыв рот, выполняют движения Вечно крутит головой! языком вправо-влево.

ПАНДА

Эта пандочка-толстушка Дети, открыв рот, выполняют вибрирующие Настоящая болтушка! движения языком, касаясь верхней губы.

ЖИРАФ

У жирафа голова Дети, широко открыв рот, достают кончиком Достает до потолка. языка до верхнего нёба.

ОЗОРНОЙ ЩЕНОК

А щенок по кличке Шарик Дети надувают и сдувают щеки.Все гонял воздушный шарик.Толстой лапой шарик топнул,И воздушный шарик лопнул.

ЁЖИК

А у ёжика иголки Дети дотрагиваются кончиком языка доОх, как колки! Ох, как колки! внутренних сторон правой и левой щеки.

УСТАЛЫЙ ЛОСЁНОК

Лосёнок высунул язык, Дети, открыв рот, улыбаясь, показывают Он долго бегать не привык. широкий расслабленный язык.

При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением занимающихся. Выбирая игрушки, дети сами определяют последовательность заданий и поэтому чувствуют себя самостоятельными и свободными. Благодаря такой организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении.15

profhelp.net

Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»

Данная артикуляционная гимнастика рассчитана для детей 3-4 лет, у которых выявлены речевые нарушения. Она служит как подготовительный этап перед основной коррекционной работой, которая должна проводиться с логопедом!

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.

Как делать упражнения: взрослый показывает упражнение, ребёнок повторяет перед зеркалом, а взрослый контролирует. С каждым следующим занятием пройденные упражнения закрепляются и добавляются новые (не более 2-х на одном занятии).

Этот маленький дружок —Твой весёлый Язычок.Чтоб он ловким был, умелым,Чтобы слушался тебя,Каждый день зарядку делайПеред зеркалом, шутя!Наша сказка — вам подсказка,Ведь зарядку каждый деньДолжен делать непослушный Язычок,Забыв про лень.Наш весёлый язычок очень любит животных и поэтому он отправился в зоопарк. Первого он увидел слона. Упражнение «Хоботок» — вытягивание губ вперёд. При выполнении необходимо следить, чтобы движение губ вперёд не заменялось втягиванием щёк!

Подражаю я слону:Губы хоботком тяну.А теперь их отпускаюИ на место возвращаю.Рядом со слоном прыгала лягушка. Упражнение «Улыбка» — равномерное растягивание углов губ с оскалом верхних и нижних резцов.

Чтоб понравится лягушкам,Тянем губы прямо к ушкам.Потяну, перестануИ нисколько не устану.В зоопарке жила очень добрая и красивая змейка. Упражнение «Иголочка» — тянем тонкий язык.

Подражаем мы змее:Будем с нею наравне.А ещё Язычок повстречал в зоопарке хомячка. Он куда-то спешил с раздутыми щеками. Ты же знаешь, что за щёки хомяки складывают еду про запас? Упражнение «Шарик» — надуваем щёки: вместе, попеременно правую и левую.

У Тимошки-хомякаЗа щеками два мешка:В левом — завтрак,В правом — ужин.Мишка косолапый — сосед хомячка. Он очень любит есть мёд. Съест весь бочонок меда и облизывается: ну очень было вкусно! Упражнение «Вкусное варенье» — круговыми движениями облизываем губы.

Мишка очень любит мёд:Свежий, из пчелиных сот!Очень понравилось Язычку в зоопарке. Добрая лошадка отвезла его домой. Упражнение «Лошадка» — присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка.

Я лошадка — серый бок.Я копытцем постучу,Если хочешь, прокачу!___________________________________Дома Язычка ждали кошка и собака. Упражнение «Кошка» — широко открыть рот, сделать 3-4 движения широким языком, как бы лакая молоко. Убрать язык, закрыть рот, отдохнуть.

Котёнок любит молоко:Нальешь — и нет ни капли вмиг.Лакает быстро и легко,«Лопаткой» высунув язык.Упражнение «Собачка» — широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и задержать в таком положени на 5 секунд. Отдохнуть.

Устала собачка и дышит устало,И даже за кошкою бегать не стала.Широкий язык отдохнет, полежит,И снова собачка за кошкой бежит.

kvitka.kak-zarabotat.org

Презентация «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста. Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил» ⋆ Планета Детства

prezentaciya-artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-skazka-pro-to-kak-yazychok-v-zoopark-xodilВажную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных  движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных  на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений  органов, участвующих в речевом процессе.Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных  показателей готовности ребёнка к  школьному  обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их  устранением нужно с раннего детства.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Рекомендации по проведению артикуляционных упражненийС начала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Вывод: артикуляция способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаю специальные логопедические упражнения в форме сказочного путешествия язычка по зоопарку.

Желаем успеха!

Автор: Атонен Маргарита Николаевна,

воспитатель МБДОУ №7 «Василек»,

г.Осинники Кемеровская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net


Смотрите также