Красиво говорить не запретишь! Польза артикуляционной гимнастики. Артикуляционной гимнастики


Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Артикуляционные упражнения для детей

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Упражнение Бегемот

Щенок

Упражнение Слоненок

Артикуляционная гимнастика в картинках

Веселая артикуляционная гимнастика в картинках (скачать)

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Стишок про язычок

Сказка про язычок (скачать)

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» — упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнение Блинчик

Упражнение трубочка

Упражнение Грибок

 

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Упражнение часики

Упражнение Качели

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Упражнение Ковшик

Упражнение Иголочка

Упражнение Чистим зубы

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Гимнастика для языка с соломкой

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Занятие с логопедом

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

orechi.ru

Артикуляционная гимнастика | Skarletta.ru

Артикуляционная-гимнастика-1

Чем полезна артикуляционная гимнастика и как ее проводить

Существует такая разновидность гимнастики, как артикуляционная. И нужду в ней испытывают не только дети. Многим взрослым артикуляционная гимнастика тоже может оказаться полезной.

 

В особенности это относится к тем из людей, чья работа или деятельность связана с выступлениями перед многочисленной аудиторией. Практика артикуляционной гимнастики дает возможность развитию органов речевого аппарата. Благодаря приемам в рамках этой гимнастики человек может обучиться наиболее верному произношению звуков.

 

По мнению специалистов, если вы будете ежедневно трать по пять-пятнадцать минут на то, чтобы развивать свой речевой аппарат, то ваше произношение неизбежно станет очень ровным и четким.

 

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться в форме игры. Это поможет избежать чрезмерной перегрузки. От детей не нужно требоватьАртикуляционная-гимнастика-2 точного исполнения всей последовательности упражнений, однако к такой цели, безусловно, следует стремиться. Первые неудачи возможно расстроят ребенка. А если он не будет получать удовольствия от гимнастики, то и относиться к ней станет несерьезно.

 

Немалую пользу артикуляционная гимнастика принесет и женщинам в зрелом возрасте. Благодаря ее приемам они могут устранить у себя так называемый второй подбородок, а также глубокие морщины.

 

Многие не вполне понимают, зачем вообще заниматься артикуляционной гимнастикой. Однако четко и правильно произносить слова способны далеко не все взрослые. У детей в этом отношении трудностей еще больше. Чтобы в речи четкостью обладал каждый из звуков, нужно иметь максимально подготовленный к этому артикуляционный аппарат. «Расстройство» такого аппарата может быть вызвано различными видами причин. Есть даже версия, что дефекты в речи и разные нарушения в ней могут быть спровоцированы тяжелыми родами. Чем более трудно проходили роды, тем больше вероятность того, что в нервной системе есть отклонения. Следствием этого нередко выступает заторможенность в речевых навыках.

 

Артикуляционная-гимнастика-3Есть и иная теория на этот счет. Согласно ей, речевые дефекты могут являться следствием осложнений после сделанных человеку прививок. Сторонники еще одной теории убеждены, что навыки речи в последствии могут быть осложнены из-за того, что родители давали ребенку сосать пустышку. Не смотря на существование разных теорий, факт остается неизменным. У достаточно большого количества людей артикуляционный аппарат подвижен не в достаточной мере.

 

Конкретно это означает то, что человеку для четкого и правильного произношения весьма непросто принять нужную позу. Свой речевой аппарат совершенно необходимо постоянно развивать. На это и направлена артикуляционная гимнастика. И начинать следует с ряда повторений одного из упражнений. Постепенно частота повторений и количество занятий должны также возрастать.

 

Занимаясь такой своеобразной гимнастикой, старайтесь все из упражнений делать чисто и с приемлемым качеством. Ваши движения должны отличаться плавностью или же, где это необходимо, особой резкостью. Нежелательно при этом демонстрировать напряжение мышц лица или, напротив, их явную вялость. Артикуляционная гимнастика требует систематических занятий. Ведь за один-два раза практически невозможно вызвать какие-либо изменения в произношении. Намного легче вести работу со взрослыми. И большие трудности в занятиях будут возникать, если гимнастику проводить с детьми.

 

Проведение артикуляционной гимнастики

Перед тем, как показывать непосредственные упражнения ребенку, постарайтесь предельно подробно объяснить суть техники. Желательно с самогоАртикуляционная-гимнастика-4 начала максимально заинтересовать ребенка. Обычно к артикуляционной гимнастике дети проявляют немалый интерес и любопытство. Лучшим вариантом станет сценарий игры. Определившись с ним, пригласите поиграть и ребенка. К примеру, можете сказать, что рот будет в игре домиком для языка, зубы станут «заборчиком», а губки выполнят роль дверей. Довольно большое количество упражнений в артикуляционной гимнастике связано с подвижностью языка. Ребенку нужно объяснить, что язык может превращаться в различные предметы. Наглядно покажите ребенку, как язык превращается в «лодочку», становится «трубочкой», «горкой» или «чашечкой». Любые упражнения в рамках артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом. Ребенок обязательно должен наблюдать за своим лицом. Так ему быстрее удастся понять, что именно он делает не так. Все дети нуждаются в похвале во время обучения.

 

Похвала дает возможность закрепить положительные результаты. Воздержитесь от ругани, если у ребенка не получается выполнение упражнений, как нужно. В противном случае можно отбить всю охоту к продолжению занятий. Артикуляционная гимнастика включает в себя серию базовых упражнений. Первое из них призвано развить активность губ. По очереди нужно несколько раз выполнять такие движения.

 

Примеры упражнений артикуляционной гимнастики

 

1. Первое из них сводится к обыкновенной улыбке. Но улыбаться следует таким образом, чтобы видны были нижние и верхние зубы. После этого протяжноАртикуляционная-гимнастика-5 произносится звук «И». В последствии в таком состоянии нужно удерживать рот не менее десяти секунд. Еще одно упражнение на активность губ называется «Трубочка». Губы максимально вытягиваются вперед будучи сложенными трубочкой. Вслух после этого произносится звук «У». Первые из таких упражнений по длительности должны быть равны пяти секундам. В последствии желательно время увеличить до пятнадцати секунд.

 

2. Второй комплекс упражнений артикуляционной гимнастки приводит в активность нижнюю челюсть. Проделайте упражнение «Ворота». Его исходным элементом является «Улыбка». Но затем нижняя челюсть опускается как можно ниже, а рот держится открытым секунд пять. В дальнейшем упражнение можно несколько дополнить тем, что отведя челюсть вниз, вы должны ею подвигать в стороны. Другое упражнение «Заборчик» предполагает то, что зубы верхнего ряда ставятся на нижние.

 

3. Обнажив зубы, растяните рот в широкой улыбке. Время постепенно доводите до пятнадцати секунд. Комплекс упражнений на развитие языка является наиболее многочисленным. Для него характерно то, что исходным положением является раскрытый рот и растянутые в улыбке губы. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Такие упражнения могут стать отличным вариантом подготовки к длительной речи на публике или иному выступлению.

 

 

 Артикуляционная гимнастика для языка

Артикуляционная-гимнастика-6

1. Первое упражнение выражается в том, что из исходного положения язык просто двигается влево- вправо, осуществляя касание уголков губ. Затем язык должен двигаться вверх-вниз, затрагивая нижнюю и верхнюю губу. В упражнении «Болтушка» языком нужно двигать вперед-назад. Далее начинайте выполнять упражнение «Лопатка». Язык должен оставаться максимально расслабленным и широки. Его просто положите на нижнюю губу и в описанном положении задержитесь на какое-то время. После язык максимально напрягите, вытянув вперед. Он должен стать очень узким и тонким. Еще одно из упражнений предполагает сомкнутость губ. Язык должен упираться поочередно то в правую, то в левую щеку. В упражнении «Чашечка» рот остается открытым.

 

2. Расслабленным языком коснитесь верхних зубов, затем нижних. Специальные приемы артикуляционной гимнастики могут оказать ощутимую помощьАртикуляционная-гимнастика-7 тем из женщин, которым важна их внешность. Благодаря несложным приемам данной гимнастики можно даже вернуть гладкость и былую ровность кожному покрову. Гимнастика неизбежно будет укреплять лицевые мышцы рта, лба, щек и носа. Для лба есть такое упражнение. Сомкните пальцы на руках и положите их на лоб. Прижав их максимально плотно, поднимите кверху брови. Далее вам следует протяжно произносить букву «А». Для щек упражнение выполняется так. Придавите с помощью указательных пальцев складки, идущие от носа к уголкам губ. На распев начинайте произносить букву «И». Чтобы сделать линию скул более отчетливой, вдохните воздух глубоко. Рот держите закрытым. Выдыхайте воздух словно толчками, сначала посредством левого уголка возле рта, а потом с помощью правого.

[bws_related_posts]

 

Похожие статьи

skarletta.ru

Артикуляционная гимнастика – фундамент чистой речи

Девочка делает артикуляционную гимнастику для языкаОсваивая родную речь, дети частенько испытывают трудности с лексикой и артикуляцией. Расширить словарный запас относительно легко, ведь детская психика мгновенно усваивает новые слова и речевые конструкции. Намного сложнее добиться чёткой дикции – речевой аппарат большинства малышей нуждается в регулярных упражнениях. Артикуляционная гимнастика помогает малышам 3-4 лет заговорить правильно и красиво, не прибегая к услугам логопедов.

Что такое артикуляционная гимнастика?

В логопедической практике артикуляцией называют способность произносить звуки раздельно. Чёткость звучания напрямую зависит от развития артикуляционного аппарата. Наибольшее влияние на произношение оказывает постановка губ, языка и щёк. Детям необходимо развивать речевой аппарат, выполняя набор специальных упражнений.

Гимнастика для развития речи выполняется в игровой форме. Ребёнка располагают перед зеркалом и обучают простым и забавным упражнениями, помогающим лучше контролировать движения языка, щёк и губ. Взрослый на собственном примере показывает правильный вариант выполнения каждого упражнения, а ребёнок их старательно повторяет. Занятия с малышами в возрасте 2-3 лет длятся 7-10 минут, а с детьми 3-4 лет – около 20 минут в день.

Логопедическая гимнастика не требует особых условий. Через несколько месяцев работы от зеркала можно будет отказаться и выполнять упражнения «на ходу», с пользой коротая время в пробках, длинных очередях, на детской площадке.

Детские психологи считают, что артикуляционная гимнастика помогает не только в исправлении дикции, но и в укреплении семейных отношений. Родители становятся для ребёнка прямым примером для подражания и обучают навыку, крайне важному для адаптации в социуме. Научить малыша правильно говорить, значит заложить фундамент для успешного будущего.

Как стать логопедом для своего ребёнка?

Девочка выполняет зарядку для губ, щек и языка Артикуляционный аппарат развивается постепенно и нуждается в тренировках. Ни один ребёнок не рождается с правильным произношением – чистому говорению необходимо учиться! Наш язык во время речи выполняет более 30-ти движений (кончиком и краями, спинкой и корнем), дающих разные акустические эффекты. Однако недостаточно делать только гимнастику для языка – огромное значение на артикуляцию оказывают движения губ и щёк!

Распространённые проблемы произношения

В возрасте 3-4 лет у 90% детей наблюдаются небольшие дефекты речи, которые легко преодолеть, укрепив мышцы языка, щёк и губ ребёнка. Допустимыми считаются следующие искажения:

  • Отсутствие/замена звука «р» («ломашка» вместо «ромашка»), а также ряда шипящих «ш», «щ», «ж» и «ч» («круська» вместо «кружка»).
  • Замена схожих звуков «г» на «к» («криб» вместо «гриб») или «д» на «т» («терево» вместо «дерево»).
  • Замена глухих на звонкие («папайка» вместо «бабайка»).
  • Смягчение речи («льошка» вместо «ложка», «лямпа» вместо «лампа»).
  • Сокращение сложных слов («компутер» вместо «компьютер, «лодильник» вместо «холодильник»).
  • Перестановка слогов («лесопед» вместо «велосипед», «кашепон» вместо «капешон»).
  • Пропуск «неудобных» звуков («люста» вместо «люстра», «пачик» вместо «пальчик»).

К 4,5 лет большинство дефектов устраняются автоматически при достаточной физической активности, отсутствии физиологических проблем. Укрепить речевой аппарат помогают: дыхательная гимнастика, бег и плаванье, комплекс упражнений для развития дикции.

Подготовка ребёнка к занятиям

Артикуляционная гимнастика для детей может стать одним из счастливейших воспоминаний детства. Не обязательно усаживать ребёнка в «школьную позу» или заставлять стоять «по стойке смирно». Играйте! Артикуляционный аппарат невозможно развить за один месяц даже при интенсивных ежедневных занятиях. Желательно преподносить упражнения, как игру – корчите рожицы перед зеркалом, просите повторять за вами движения.

Малыши от 6 месяцев до 1,5 лет

Тренируем артикуляционный аппарат - раздувание щек хорошо укрепляет мышцыРебятишки этого возраста охотно подражают взрослым. Во время прогулки можно подражать голосам животных – учите ребёнка «кукарекать», «мяукать», «мычать» тихо и громко. Для развития щёк и губ, хорошо подражать птичкам и земноводным. Спрашивайте у ребёнка: «Как делает жабка, когда дышит?», - раздувание щёк хорошо укрепляет мышцы. «Как дует ветер? Тихо? Сильно?», - малыш старательно будет выдувать воздух, напрягая мышцы губ. Старайтесь быть находчивым – логопедическая гимнастика может сопровождать изучение книжек и просмотр мультиков.

Дети 1,5 – 3 лет

Ребёнка заинтересуют более сложные упражнения. Достаточно повторять каждое упражнение 6-8 раз, чтобы получить пользу для дикции. Время для занятий зависит от настроения малыша – не применяйте силу. Если малыш раздражён или устал, лучше перенести тренировку на другое время. В этом возрасте крайне полезно давать малышу надувать мыльные пузыри – дети в восторге от радужных шариков! При этом хорошо прорабатываются мышцы губ и щёк. Делать артикуляционные упражнения можно во время прогулки или обеда, долгих ожиданий в очереди или сидя перед зеркалом, принимая водные процедуры или укладываясь спать. К примеру, можно попросить ребёнка: «Дотянуться языком до носа, подбородка или щёк», «Облизать губки кончиком или серединкой язычка», «Отправить воздушный поцелуй, укрепляющий мышцы губ».

Дети 3-4 лет

Длительность занятий увеличивается до 5-7 минут, упражнения становятся сложнее. Артикуляционный аппарат достаточно развит, чтобы выполнять классическую логопедическую гимнастику. Ребёнка можно усаживать перед зеркалом, параллельно приучая сидеть с ровной спиной. Малышу необходимо хорошо видеть лицо взрослого – садитесь рядом с ним и сначала показывайте упражнения на своём примере, а затем предлагайте повторить их перед зеркалом. Некоторые задания сложно выполнить, поэтому стоит подбадривать малыша: «Смотри, у меня тоже не вышло с первого раза – давай пробовать ещё!». Со временем у ребёнка появятся любимые упражнения, поэтому можно будет меняться ролями: «А теперь твоя очередь показывать задания» - малышу будет приятно почувствовать себя в роли учителя.

Полезные игры, упражнения

Мальчик работает над дикциейКакие упражнения выбрать, чтоб развивать артикуляционный аппарат? Используйте классические примеры из логопедической литературы, а также изобретайте собственные упражнения. Для дикции полезно выполнять как можно больше разнообразных движений мышцами губ и щёк, языком.

Занятия стоит проводить 2 раза в день по 5-7 минут, выполняя по два-три упражнения. Динамические задания повторяют 5-10 раз, в зависимости от возможностей и настроения малыша. А статические («замирание», удерживание одной позы) длятся около 10-15 секунд. Полезно подбирать упражнения по назначению - в один день делать гимнастику для губ, во второй для щёк, в третий для языка.

Развиваем губы

Улыбаемся!

Улыбаться полезно не только для настроения, но и для дикции! Попросите малыша широко улыбнуться, не показывая зубы, а затем замрите на несколько секунд с улыбкой!

Дудочка-трубочка

Вытягивание губ трубочкой – простое, но эффективное задание. Усложнить его можно выдувая и вдувая воздух, издавая звуки, либо надувая или втягивая щёки.

Оскал (рупор)

Показываем сомкнутые зубы – приоткройте и чуть выставите вперёд губы.

Полезно для дикции чередовать простые упражнения на скорость. Можно поспорить с малышом: «Кто быстрее улыбнётся, подудит в дудочку и покажет зубки».

Гимнастика для детского языка

В течение одного занятия полезно выполнять комплекс статических и динамических упражнений.

Чистим зубки/красим забор

Динамическое упражнение любят многие детки. Язык выступает в роли зубной щётки или кисточки – ребёнку нужно обработать кончиком языка все зубки (снаружи и изнутри), а также щёки и нёбо.

Сердитая кошка

Язык имитирует рассерженную кошку, выгибающую спину. Кончик языка упирается в нижние зубы, а середину нужно приподнять и зафиксировать. Можно попросить малыша пошипеть, чтобы поднять ему настроение.

Часики

Артикуляционное упражнение - язык работает как часикиПредлагаем ребёнку поиграть в часы. Язык становится часовой стрелкой. Взрослый говорит на какое время должна быть направлена стрелка, а ребёнок выполняет. Потом роли могут меняться. Упражнение полезно не только для дикции, но и для обучения распознаванию времени.

Грибок

Одно из полезнейших статических упражнений. Чтобы правильно выполнить «грибок», нужно приоткрыть ротик, а спинку языка максимально плотно присоединить к нёбу. Детям часто нравится подолгу разглядывать, как напрягается нижняя часть языка. «Грибок» сложное упражнение, поэтому лучше делать его в конце занятия.

Существует множество прекрасных упражнений для развития дикции. Облегчить занятия для детей 3-4 лет помогают яркие книжки с подробными инструкциями – малышей увлекают иллюстрации, поэтому логопедические упражнения часто становятся любимой игрой. Взрослые заняты? А ребёнок уже развлекается перед зеркалом, повторяя забавные задания на развитие губ, языка и щёк!

Логопедические упражнения:

 

myintelligentkids.com


Смотрите также