Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука «С». Артикуляция гимнастика


комплекс упражнений и рекомендации по их выполнению

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука «С»

В основном при постановке согласного звука «С» у детей не возникает никаких сложностей. Однако, бывают случаи, когда у ребенка наблюдается дефект при воспроизведении данной буквы. В этой ситуации необходимо немедленно принимать меры. Если вовремя поставить правильное произношение «С», то в дальнейшем у деток не будет проблем с воспроизведением звука «З» и «Ц». Помочь могут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для звука «С».

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

 

Артикуляционная гимнастика для С

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Комплекс артикуляционных упражнений

Логопеды рекомендуют применять для постановки звука «С» два хороших упражнения. Но перед тем как их выполнять следует активизировать деятельность необходимых речевых органов. С этим отлично справляется артикуляционная гимнастика. Она нацелена на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения звуков.

артикуляционная гимнастика для звука с

«Трубочка»

Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.

«Лопата»

Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

Постановка звука "С"

Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.

«Непослушный язычок»

Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

Потом снова удержать широкий язычок в пассивном состоянии на 10 секунд. Похлопывание верхней губой должны производиться при однократном выдохе, нельзя тормозить выход воздуха.

«Гол»

С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.

«Чистим зубки»

Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

«Горка»

Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.

Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.

Два эффективных логопедических упражнения

Логопеды применяют два самых популярных упражнения для того, чтобы поставить правильное произношение. Их нужно делать после того, как выполнена артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, которая указана выше.

«Насос»

Первым является такое упражнение, которое помогает поставить произношение. Для этого необходимо вспомнить вместе с ребенком звук, который издает насос для надувания мячика или резинового матраса. Затем малышу нужно попытаться воспроизвести что-то похожее.

Насос

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

«Свисток»

Второе упражнение применяется, когда у детей наблюдаются выраженные дефекты при воспроизведении звука «Ц», «З», «С». Например, когда ребенок заменяет эту букву на другую либо слишком смягчает произношение в словах, где это не требуется. Это упражнение позволит подкорректировать потоки воздуха и правильно установить язык.

Свисток

Выполнять упражнение следует таким образом:

  • Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).
  • Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).
  • Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.
  • Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.
  • Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.

Дальнейшей тренировкой является отработка звука в составе слов, которые заканчиваются на «С». Со временем ребенку уже не понадобится применять пальчик, потому что верное положение органов речевого аппарата закрепится.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок. Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной.

vseorechi.ru

Артикуляционная гимнастика - тренировка речи, мышц и мышления

Что такое артикуляционная гимнастика? Чем она отличается от логопедических упражнений? Можно провести аналогию со спортом. Артикуляционная гимнастика – это обыкновенная зарядка для общего здоровья, а логопедические упражнения – это уже лечение, направленное на специальное развитие мышц какого-то органа.

Когда принимать меры

Если к 5 – 7 годам ребенок не выговаривает какие-то буквы – пора заниматься с логопедом, который поможет подобрать специальный комплекс артикуляционной гимнастики и заострит внимание на нужных упражнениях именно для правильного произношения определенного звука. И делать это нужно как можно быстрее. Плохая речь может привести к неприятным последствиям. Ребенок не будет успевать в школе (ведь устная речь влияет на формирование письма), его могут дразнить (что будет травмировать нежную психику ребенка, отрицательно повлияет на его характер). Но до этого можно не доводить, если вовремя обратить внимание на неполадки с речью у ребенка.

Первые шаги

А первые сигналы могут появиться еще в грудничковом возрасте. Например, ребенок не любит или долго пережевывает твердую пищу. Значит, у него ослаблены жевательные мышцы, которые принимают не последнее участие в речевом процессе. Даже если у ребенка проблемы с сосанием молока – это уже сигнал к тому, чтобы укреплять речевой аппарат. Конечно, в таком возрасте ребенку не объяснить, что такое артикуляционная гимнастика, но для начала давайте ему погрызть что-нибудь твердое: морковку, яблоко или вылизать ложку (это укрепляет мышцы языка).

С детьми 2 – 3 лет уже вполне можно проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Даже если ребенок не научится правильно произносить какие-то звуки, такая предварительная подготовка значительно увеличит эффективность занятий с логопедом впоследствии. Но скорее всего вы заметите значительные улучшения в произношении, потому что артикуляционная гимнастика – это отличная профилактика нарушений речи. Обратите также внимание на игры, укрепляющие мелкую моторику ребенка. Связь между речью и работой пальчиков научно доказана.

Как заниматься

Начинайте с самых простых упражнений (или игр). Станьте вместе перед зеркалом и «покривляйтесь»: надувайте щеки, улыбайтесь клоунской улыбкой во весь рот, стройте всякие рожицы. Даже показывайте друг другу язык – это тоже хорошая артикуляционная гимнастика для языка, как и любые мимические упражнения.

Играйте в ролевые игры. Это увеличит словарный запас ребенка, так как дети с нарушениями речевых функций, как правило, имеют трудности c выражением мысли. К тому же, это прекрасное развитие эмоциональной сферы малыша, его духовности. Занимайтесь между делом, по 3 минутки несколько раз в день. Чтобы малышу было интересно. Длительные занятия ребенку быстро наскучат. Придумывайте новые элементы, если видите, что занятия стали ребенку неинтересны.

С малышами постарше проводится полноценная артикуляционная гимнастика, но только в доброжелательной форме. Не нужно настаивать, если у малыша что-то не получается, все равно хвалите, и он будет стараться.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Подберите свой собственный комплекс упражнений, который нравится больше вашему ребенку и хорошо у него получается. Есть упражнения в стихотворной форме, где малыш сам отгадает рифму, произнося лишний раз нужные звуки.

Одно из простых и универсальных упражнений, например, способствует профилактике ОРЗ и легочных заболеваний и одновременно улучшает артикуляцию ребенка. Научите ребенка медленно выдыхать с разной формой губ. Для этого на выдохе нужно произносить непрерывно различные слоги с согласными «б» и «м». При этом, выдох получается прерывистым, что и укрепляет дыхательную систему и речевой аппарат.

В любом случае, приложите все усилия, чтобы к школе ребенок произносил все звуки правильно. Это ему очень поможет.

fb.ru

Артикуляционная гимнастика | Секретов нет

18.

Умение говорить четко, ясно, свободно выражать свои мысли – отличительное качество успешного оратора. Оратор без хорошей дикции похож на певца без голоса или художника без рук.

  • Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.   К.С. Станиславский.

АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.

В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.

К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.

Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.

Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.

Наш организм – это совершенная система, в которой  психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.

Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части.  Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:

Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
  • Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
  • Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
  • Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
  • Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось  ваше лицо полностью.  Далее зрительный контроль можно устранить.
  • Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
  • Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
  • Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
  • Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.

Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.

Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ? Нажмите на кнопки и поделитесь ею с друзьями.

31.10.2017Марина Корельская

sekretovnet.com

Артикуляционная гимнастика

 Artikulyacionnaya_gimnastika.jpg

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого неба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Основные требования к выполнению упражнений:

  • Упражнения должны быть целенаправленными;
  • Важно не их количество, а правильный выбор и качество выполнения;
  • Важно отработать чистоту и четкость выполнения движений;
  • Акцентировать внимание на плавность, силу, темп движений;
  • Развивать точность переключения движений при смене одного движения другим.

Начинать выполнение упражнений следует в несколько замедленном темпе обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля. На первых занятиях, в связи с повышенной утомляемостью мышц, приходится ограничиваться двукратным повторением упражнений. Упражнения перед зеркалом выполняются взрослым совместно с ребенком.

Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестетических ощущений ребенка (ощущения движения, положения органов речевого аппарата). Увеличивается количество повторений до 15-20ти.

Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется не достаточно качественно, то новое упражнение не вводится.

Каждому упражнению в соответствии  с выполняемым действием придумывается игровой образ.

Артикуляционная гимнастика всегда начинается с отработки основных движений и положений органов речевого аппарата, которые составляют комплекс общей артикуляционной гимнастики. Только после автоматизации основных движений приступают к работе над специальными движениями, характерными для произнесения отдельных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных). Специальные комплексы упражнений способствуют исправлению искаженного произношения различных групп звуков.

Комплекс общей артикуляционной гимнастики.

Упражнение на развитие дыхания.

Глубокий вдох носом (следить, чтобы не поднимались плечи), длительный выдох ртом, произнося одновременно звук [Ф-Ф-Ф]… Повторить 10 раз.

Упражнения для щек.

  1. Надуть щеки, удержать. Выпустить воздух, втянуть щеки в себя. (Хомячок наелся, набил щеки, а потом похудел) Попеременно то надувать, то сдувать щеки. Повторить 6-7 раз.
  2. «Покатать шарики». Надуть щеки, поворачивать губами, надувая то правую, то левую щеки.

Шарики надуем сами.

Держим воздух за щеками.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбочка» Растянуть губы в улыбке, обнажая сомкнутые зубы, удержать, вернуться в исходное положение.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

  1. «Трубочка» Губы вытянуть трубочкой вперед, произнося про себя [У], удержать.

На трубе мы все играем

И детишек забавляем:

«Ту-ту-ту, ту-ту-ту!»

  1. Попеременное выполнение положений губ в улыбочке

 – в трубочке. 2-3 раза по 7 повторений.

Упражнения для языка.

  1. «Иголочка» Приоткрыть рот, высунуть узкий язычок, как иголочка, удержать.

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

  1. «Часики». Приоткрыть рот, высунуть узкий язычок, повернуть его право, затем влево. 2 раза по 8 повторений.

Часики идут без ног.

Вправо – влево язычок

  1. «Блинчик». Губы растянуты в улыбке, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать.
  2. «Наказать непослушный язычок 1» Широкий язык кусать зубами начиная от спинки до кончика, произнося одновременно [ТА-ТА-ТА…]. 2-3 раза по 10 повторений.
  3. «Наказать непослушный язычок 2» Губы в улыбке, широкий язык положить на нижнюю губу. Сдавливать язык губами, одновременно произнося [ ПЯ-ПЯ-ПЯ…], следить, чтобы язык был высунут. 2-3 раза по 10 повторений.
  4. Широко раскрыть рот, кончиком языка достать до твердого неба (язычок дотянулся до потолка) и удержать, вернуться в нормальное положение. Повторить 3-5 раз.
  5. «Лошадка» Рот широко раскрыт, широкий язычок присосать к твердому небу и поцокать, будто едешь на лошадке. Следить чтобы упражнение выполнялось медленно, четко и громко. 2-3 раза по 10 повторений.

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела-

Снова за дело.

  1. «Маляр» Широко раскрыть рот, кончиком языка провести от мягкого неба к альвеолам. (Язычок красит потолок) Движения выполняются в одном направлении. 2 раза по 7-8 повторений.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем –

Маляру мы помогаем.  

Комплексы специальных артикуляционных упражнений.

IMG_2064-1.JPG

IMG_2065.JPG

Kompleks_dlya_R.jpg

 

Сказка про веселый язычок.

 

zuzina-klimovskds11.edumsko.ru

Артикуляционная гимнастика - Театр Коробка с карандашами

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

 

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

В последнее время практически у многих детей встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных,  полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, вспомним названиями артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7.  Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть  свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 (выполняются с закрытым ртом).

1.     Опускание головы вниз.

2.     Запрокидывание головы назад.

3.     Поворот головы вправо-влево.

4.     Наклоны головы вправо-влево.

5.     Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

6.     Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук. 

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

1.     Позевывание.

2.     Глотание капелек воды, слюны. 

3.     Полоскание горла.

4.     Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

5.     Покашливание. 

Упражнения для нижней челюсти.

1.     Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

2.     Жевательные движения.

3.     Движения нижней челюсти влево-вправо.

 

Упражнения для щек.

1.     Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

2.     Перегонка воды из одной щеки в другую.

3.     Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

 

Упражнения для губ и языка.

«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. 

«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.  

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармощка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку. 

«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

 «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

 «Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

 «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани, в русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный  аппарат к правильному произнесению нужных звуков.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Сказка о Веселом Язычке 

 Жил-был Веселый Язычок в своем домике.

 В домике этом красные двери,

 Рядом с дверями белые звери.

 Любят зверюшки   конфеты и плюшки.                    

Догадались? Это домик – рот.

         Проснулся Язычок рано утром.

         Открыл окошко.

         Посмотрел налево, направо.

        (движения языка направо – налево).

        Вниз посмотрел : нет ли луж?

        (движение языка вниз).

         Вверх посмотрел: светит ли солнышко?

         (движение языка вверх)

Вышел Язычок на крыльцо дома.

Вокруг дома длинный забор.

Вот такой.

 (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы).

Посмотрел он вокруг.

 Увидел Язычок, как кошка ловит мышку за хвостик

(губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается

в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка

в нижние зубы)

Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы,

они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы

в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до

 уголков рта).    

«Пора и мне спать» - подумал Язычок.

sites.google.com

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

  1. Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

  2. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

  3. Упражнения для артикуляционной гимнастики (АГ) подбираются с учетом тех движений и положений органов арт. аппарата, в результате которых образуются необходимые для ребенка звуки.

  4. Самым подвижным органом является язык. От его работы зависит качество произносимых звуков.

  5. Также в образовании звуков большую роль играет и верхняя и нижняя губа. Вытянули губы – образовалась трубочка для звука «у», округлились – бублик для звука «о», растянулись в улыбке – для звука «и». Меняя положения (открывание - закрывание) нижней челюсти мы увеличиваем объем полости рта, что особенно важно при произнесении гласных звуков.

  6. Мягкое небо провисая способствует тому, что в речи все звуки приобретают носовой оттенок (что недопустимо). В одних случаях мягкое небо должно подниматься, а в других опускаться. В связной речи звуки произносятся не изолированно, а друг за другом и органы артикуляции должны быстро менять свое положение.

  7. Целенаправленные упражнения помогают подготовить арт. аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.

  8. При образовании каждого звука органы артикуляции занимают определенное положение, поэтому при постановке звуков логопед отбирает необходимые упражняя, подбирая их в определенной последовательности.

  9. Проводить арт. гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатывались у детей определенные двигательные навыки, закрепились они и становились прочными.

  10. Выполняют арт. гимнастику от 3-7 минут, повторяя каждое данное упражнение несколько раз. Выполнять арт. гимнастику необходимо сидя, желательно перед зеркалом или сидя друг перед другом, чтобы ребенок мог видеть свою и вашу артикуляционную позу, мог контролировать свои движения.

  11. Нельзя говорить, что ребенок выполняет упражнение неверно – это может вызвать полное нежелание выполнять упражнения. Покажите, подбодрите ребенка, введите упражнение в игру: «язычок отправился в гости».

  12. Арт. гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

  13. Упражнение 1 «Улыбка» («Заборчик»)

  14. Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны- От краев и до десны.

  15. Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.Описание:Улыбнутся без напряжения так, чтобы были видны передние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении от 1 до 5-10.Обратите внимание!

  16. 1. Следует, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладем палец на нижнюю губу. Опускаем и поднимаем ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна. 3. Если у ребенка возникает затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» – и губы растянутся в улыбке.

  17. Упражнение 2 «Хоботок» («Трубочка»)

  18. Я слегка прикрою рот, Губы - хоботком вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.

  19. Цель: Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.Описание:Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.Обратите внимание!

  20. 1.Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянутся губами до конфеты и взять ее губами.. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребенок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. 3. Можно вместе с ребенком пропеть звук «у»: «у-у-у»-и губы примут положение трубочки.

  21. Шляхтенко Ю. Б. - логопед, олигофренопедагогЦентра интегрированного обучения РОСТ

Наша цель: воспитание здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребёнка с использованием современных программ и методик из области дошкольной педагогики.

Роль гимнастики 

в коррекционно- логопедической работе.

      Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки ,как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

     Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания ( гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

                                          Профиль артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и     определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять   простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 

studfiles.net

Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения. Как делать артикуляционную гимнастику?

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое – артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1.    пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2.    активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

Правила занятий:

•    в течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

•    продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

•    одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

•    если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

•    начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

•    на каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1.    развить подвижность языка;

2.    развить подвижность губ;

3.    закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

•    статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

•    динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1.    Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2.    «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3.    Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4.    Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5.    «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6.    Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7.    Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8.    «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9.    «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10.    «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11.    «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12.    Свернуть язычок в трубочку.

13.    «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14.    Показать «бублик», округлив губы.

15.    Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1.    «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2.    «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3.    Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4.    «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5.    Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6.    «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7.    Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8.    Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1.    «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2.    «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3.    «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1.    «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2.    «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3.    «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

Источник: zhenskoe-mnenie.ru

woman.master.plus


Смотрите также