Занятия в школе художественной гимнастики для начинающих. Азы художественной гимнастики


Художественная гимнастика для взрослых: занятия и упражнения

Художественная гимнастика — это профессиональный вид спорта, который заключает в себе выполнение различных упражнений с элементами гимнастики и танцев, под музыкальное сопровождение. Для выполнения упражнений в художественной гимнастике могут применяться такие предметы, как: скакалки, обручи, мячи, булавы и разноцветные ленты. По обычаю его считают женским видом спорта.

Выступление художественных гимнасток всегда напоминает постановочное шоу. Во-первых, под выполнение упражнений подбирается соответствующая музыкальная композиция. Во-вторых, все упражнения выполняются под ритм музыки, что собой напоминает танцевальное выступление. В- третьих, гибкость, ловкость и грация, с которой гимнастки парят на сцене, захватывают и увлекают до последней секунды представления.

Как правило, в секцию художественной гимнастики отдают девочек. Профессиональные школы принимают детей с пятилетнего возраста. У маленьких девочек хорошая растяжка и гибкость, но с возрастом, к сожалению, она постепенно ухудшается. Хорошая новость заключается в том, что и во взрослом возрасте можно легко вернуть былую растяжку мышц, с помощью постоянных тренировок.

Гимнастка с лентой

За всей красотой и шармом номеров гимнасток, скрывается ежедневная и многочасовая работа в зале.

Занятия художественной гимнастикой для взрослых направлены на развитие гибкости, пластичности и координации у женщин. Они помогают развивать максимально возможную растяжку мышц, придают грацию и стройность телу. Вспомните, как величественно выходят девочки на ковер, с каким изяществом и кокетством выполняют сложные элементы программы. Всем этим первоочередным азам выступления, тренера  учат девушек на секции художественной гимнастики для взрослых. Ведь, главное в спорте — « умение преподнести себя».

Что предполагают тренировки по художественной гимнастике.

Но за всей красотой и шармом номеров гимнасток, скрывается ежедневная и многочасовая работа в зале. Занятия гимнастикой профессионально, предполагают длительные двигательные тренировки и активную нагрузку на мышцы. Многократное повторение движений в комплексе со строгой дисциплинированностью — это основные требования на пути к успеху в этой задаче. Представить, как проходят занятия художественной гимнастикой для взрослых, помогут базовые тренировки. Ниже мы привели семь основных упражнений, которые позволяют заниматься гимнастикой и параллельно улучшать физическое состояние всего организма.

Как проходят тренировки по художественной гимнастике

Прокручивание со скакалкой

Для выполнения вам потребуется обычная скакалка для прыжков. Сложите скакалку втрое, длину скакалки необходимо оставить, больше ширины плеч. Заранее проверьте, хватит ли длины, чтобы прокрутить ее за спиной. Встаньте ровно, стопы соедините вместе, плавно поднимитесь на носки и начинайте выполнять упражнение. Возьмите за оба конца скакалку, поднимите руки вверх, затем плавно опустите за спину, проворачивая руки в плечевом суставе. Далее опустите руки к пояснице. Отпустите один конец скакалки и верните руки в исходное положение. Упражнение необходимо выполнять плавно.

Растяжка стоп

Упражнение выполняется на спортивном коврике. Встаньте на колени, согните правую ногу, должен быть угол 90 градусов. Согните пальцы стопы к пятке, опираясь на наружную часть носка. Корпус необходимо подвинуть вперед. Обхватите право рукой пятку и старайтесь медленно выталкивать стопу вперед в течение 15 секунд. Далее разогните пальцы. Упритесь подушечками в коврик, и продолжайте правой рукой выталкивать стопу вперед, продолжайте растяжку в течение следующих 15 секунд. Проделаете это же упражнение на другой ноге.

Поперечный шпагат

Выполнять упражнение лучше на нескользящей поверхности, так вам будет удобнее фиксировать положение шпагата.

Примите ровную стойку. Разведите стопы на ширину плеч. Носки направлены в противоположные стороны. Наклоните корпус вперед с опорой на руки. Важно в этот момент больше половины массы тела перенести на руки. Медленно опускайте таз к полу и зафиксируйте максимально возможное положение на 15-20 секунд для начинающих. Со временем длительность выполнения упражнения доводите до 4 минут.

Продольный шпагат

Для начинающих важно соблюдать технику выполнения шпагата, чтобы после занятие не чувствовать болезненные ощущения в мышцах ног.

Встаньте на колени. Правую ногу вытяните вперед и постепенно разгибайте коленный сустав, толкая стопу в направлении от себя. Зафиксируйте максимально терпимое положение. Резкой боли ощущаться не должно, только напряжение мышц. Движение нужно делать плавно, нельзя допускать резких рывков. Упражнение повторить на следующей ноге. Продольный шпагат для начинающих гимнасток нужно выполнять в течение 15-20 секунд. Далее время выполнения доводите до 4 минут.

Наклон к прямым ногам

Сядьте на ковер. Вытяните прямые ноги, носки тяните от себя. Наклоняйте корпус вперед, колени не сгибайте, спину держите ровно. Зафиксируйте максимально возможный наклон на 15 секунд. Далее выдержите пауза в минуту, и повторите упражнения. При выполнении наклонов, обязательно соблюдайте интервал между нагрузкой и отдыхом.

Мост

Выполнять упражнение необходимо на коврике. Лежа на спине, согните ноги в коленях и упритесь на стопы. Согнутые руки за головой. Ладони направлены пальчиками к плечам. Опираясь на ноги и на руки, поднимите таз, прогибая спину до максимально терпимого прогиба. Зафиксируйте положение на 10 секунд. Если позволяет гибкость, можете сделать шаг к голове. Со временем увеличивайте интервал выполнения. С каждым разом делайте прогиб сильнее.

Прогиб из положения лежа

Выполняйте упражнение на коврике. Лежа на животе, вытяните руки вдоль туловища, затем согните в локтях и, упираясь в ладони, прогибайте корпус. Таз не отрывайте от пола. Прогиб делайте за счет поднятия и раскрытия грудной клетки. Во время выполнения упражнения, постарайтесь расслаблять мышцы бедер, напрягая мышцы живота. Задержите положение на 10 секунд.

Плюсы и минусы художественной гимнастики для взрослых.

Как любые другие физические нагрузки, занятия художественной гимнастикой для взрослых оказывают и положительное, и отрицательное воздействие.

Плюсами занятий, несомненно, являются то, что:

  • укрепляются все мышцы организма
  • улучшается координация движений
  • формируется волевой характер
  • повышается тонус организма
  • формируется красивая осанка
  • развивается чувство темпа и ритма
  • улучшается общее настроение и самочувствие

 

Минусы занятий художественной гимнастикой для взрослых и возможный вред:

  • заболевания спины
  • постоянная работа мышцами, требующая совершенствовать растяжку, порой провоцирует боли в мышцах и суставах
  • соблюдение строгой диеты
  • на занятие художественной гимнастикой профессионально, уходит большая часть времени.

Те девушки, которых не останавливают никакие запреты и трудности, связанные с занятием этим видом спорта. В чьих глазах, блистают красивые костюмы, яркие ленты и громкие овации зрительных залов, могут осуществить свои мечты и стать художественными гимнастками, записавшись в одну из спортивных секций.

Секции для взрослых:

La Lune (Киевская)

Pro Гимнастика (Щёлковская)

Центр художественной гимнастики «Королева»

Европейский Гимнастический Центр Сетунь

Гимнастический центр «Олимпионик»

Студия акробатики и гимнастики AcroPeople

Love Dance

Секция художественной гимнастики для молодежи и взрослых

Художественная гимнастика в Бутово

Европейский Гимнастический Центр Локомотив

Студия «Люис» (Дубровка)

Студия художественной гимнастики «Ритмика» (Коптево)

Европейский Гимнастический Центр Киевское шоссе

Европейский Гимнастический Центр Лужники

«Спорт в Бутово»

ogimnastike.com

Школа художественной гимнастики - спортивные и олимпийские соревнования

спортивная школа по художественной гимнастикеСоревнования в художественной школе Загрузка...

Краткое содержание статьи:

  • Олимпийская школа художественной гимнастики
  • Выбор тренера для художественной гимнастики

В наше время детская художественная гимнастика стала одним из популярных видов спорта. Какая мама девочки не мечтает, чтобы ее дочурка изящно и гибко двигалась по ковру под красивую музыку? Оно и понятно столько всего красивого и яркого: блестящие купальники, прекрасная музыка, и гимнастки легкие и изящные.

Занятия в школе художественной гимнастики для начинающих

Но мало кто знает сколько труда, терпения и выносливости скрывается за этой мишурой.  Художественную гимнастику толком и спортом не назовешь, так как она гармонично сочетает в себе грациозность, легкость и силу. За короткое выступление гимнастки своими ловкими и гибкими движениями успевают влюбить в себя зал, заставляя оживать в своих руках ленты, шары и булавы.

Художественная гимнастика имеет элементы хореографии и балета, поэтому требует от гимнасток чувство ритма, вырабатывая координацию и четкость движений. Поэтому выбор родителей падает именно на школу художественной гимнастики.

Отбор на олимпийские соревнования по художественной гимнастике

Олимпийская школа художественной гимнастики

Тренировки данным видом спорта начинают с 5 — ти лет. Некоторые считают, что чем раньше отдать ребенка на занятия, тем лучше, но это не так. Если вы решили определить вашу юную лэди на занятия гимнастикой, надо сразу определиться: это будут занятия для общего развития или вы хотите, чтоб ваш ребенок радовал вас победами и наградами.

Олимпийская школа художественной гимнастики

От вашего выбора зависит и выбор школы художественной гимнастики. Если вы решили тренироваться для себя – это хороший выбор, ведь художественная гимнастика тренирует у девочек силу воли, помогает правильному развитию фигуры и укрепляет здоровье.

Так же она учит как правильно показать себя. Девочки которые занимаются данным видом спорта чувствуют себе намного лучше своих ровесниц в коллективе. Но будьте готовы к тому, что художественная гимнастики это колоссальный труд и посещать занятия придется регулярно. Так же выкладываться, желательно на все 100% и хороший результат не заставит себя ждать.

Соревнования в художественной школе

Если же вы хотите, чтобы ваша девочка показала хорошие результаты в данном спорте, то советуем подойти к выбору школы с большей ответственностью.  Это должна быть профессиональная олимпийская школа художественной гимнастики.  Прежде чем выбрать школу вам необходимо посетить школу лично. Посмотреть своими глазами, где и как занимаются дети. Есть некоторые требования, которые должны соблюдаться в школе:

  1. до потолка не меньше 10 м;
  2. пол имеет ровный покрыв ковром;
  3. присутствие страхующих элементов;
  4. наличие зеркал;
  5. наличие гимнастической лестницы.

Выбор тренера для художественной гимнастики

К сожалению не все школы имеют достойное оборудование, это за счет не достаточного финансирования.  Лучше, если есть возможность отдать ребенка в специализированную спортивную школу. Конечно если такой возможности нет обратите большее внимание на тренера.

Выбор тренера для художественной гимнастики

В идеале если это будет человек, который сам имеет статус и победы в данном виде спорта. Выбор хорошего тренера это большая часть достижения победы. При выборе тренера надо пользоваться такими критериями:

  • опыт тренера;
  • время работы в данной школе;
  • какие достижения у предыдущих учениц;
  • чуткость и в то же время строгость;
  • понимание между ученицей и наставником.

Для принятия окончательного решения проведите время с тренером на его тренировке, прислушайтесь к мнению предыдущих учениц и к мнению своего ребенка, а это очень важный критерий.

Школа олимпийского резерва по художественной гимнастике – это место, где воспитывают настоящих медалистов и спортсменов с большой буквы. И если что-то пойдет не так, девочка всегда свободно после таких занятий сможет перейти к занятиям хореографией. К тому же гордая осанка, грациозные движения помогут поднять самооценку и найти правильное место в жизни!

Так что спортивная школа по художественной гимнастике ждет вас!

Рекомендуем прочитать:

vtrenirovke.ru

Техника - основа основ! | Художественная гимнастика

Как известно, чтобы покорить вершины в большом спорте нужны три фактора: талант (20 %), трудолюбие (40%) и попасть в хорошие руки (40%), т. е. к профессионалу. Ни для кого не секрет, что последний фактор зачастую очень и очень проблематичен. Хороший тренер-профессионал - очень большая редкость. Зачастую даже хорошие в прошлом гимнастки (мастера спорта) становятся весьма посредственными тренерами, отсюда и проблемы. Вроде бы и ребёнок  старается, а результаты очень и очень низкие. В то же время часто мы (родители) наблюдаем на соревнованиях просто самородков, которые уже в своём юном возрасте вытворяют (на наш взгляд) просто чудеса на ковре. И мы с огорчением констатируем, что, мол, да, это просто талант, а нашему чаду не хватает как раз его родимого. А в самом ли деле всё так категорично?

С полной ответственностью могу заявить, что нет. Очень многое зависит от тренера, от того, как он сможет донести до юной спортсменки тот или иной изучаемый элемент. Ведь как часто бывает: тренер показал элемент (или попросил показать его старшую гимнастку) и сказал: "Выполняйте!" И девочки начинают вкалывать, сотни раз повторяя одно и то же, а элемент не получается и не получается. Тренер говорит: "Плохо!" А ребёнок же у нас трудоголик, поэтому продолжает крутиться, как белка в колесе -  и всё без толку. А нужно одно единственное - правильно и очень подробно показать, как выполняется элемент. Как должна идти рука, нога, кисть, спина и т. п., т. е. полностью расписать гимнастке движения. Одним словом сначала она чётко должна понимать теорию. Понимая её, она сама видит, из-за чего не получается то или иное. Часто изучаемые элементы уже содержат в себе те элементы, которые юная спортсменка уже выполнять умеет или похожи на них. Это, несомненно, нужно объяснить, т. к. сама гимнастка этого видеть скорей всего не может. Тренер должен чётко понимать и уметь объяснить подробнейшим образом выполнение упражнения. А от количества неправильно выполняемых повторений толку не будет никакого.

В помощь тренерам и юным дарованиям мы будем в этом блоге (раздел "Блоги") по мере возможностей выкладывать технику исполнения различных элементов художественной гимнастики. А вы, уважаемые родители, и читатели нашего блога, пожалуйста, подключайтесь, помогайте его наполнять. Дело нужное, поверьте.

Сегодня предлагаем вашему вниманию два видеоурока:

Вертушка с обручем

Перекаты мяча

r-gymnastics.com

Обучение художественной гимнастике для начинающих

Время для художественной гимнастики

Три года: пора отдать ребенка в художественную гимнастику

Родители многих девочек с удовольствием и трепетом отдают своих малышек в художественную гимнастику. 14488258Это не удивительно: гибкость и грация, красивые костюмы, музыка, ловкость в обращении с предметом – все это делает занятие этим видом спорта волшебным и завораживающим процессом. Кроме того, обучение художественной гимнастике обещает Вашему чаду выносливый характер и красивое телосложение в будущем.

Начало пути 

Заниматься в школе гимнастики стоит начинать с самого раннего возраста – 3 лет, так как мышцы и связки у девочек очень пластичны и легко растягиваются. Важно помнить, что обучение – это не столько выступления на соревнованиях и победы, а упорный и регулярный труд.

Тренировки, во время обучения, проходят по 3 раза в неделю по 1,5 часа под руководством опытных тренеров, мастеров спорта по художественной гимнастике и требуют от ребенка большой выносливости, упорства и желания, не смотря на возможные неудачи, двигаться вперед. Поэтому очень важен правильный настрой малыша, умение в нужный момент его утешить, приободрить, настроить на победу.

Выбор тренера 

Тренер – один из главных участников процесса вовлечения ребенка в спорт. Школа художественной гимнастики может быть разной: от кружка в районном доме культуры и спорта до школы олимпийского резерва, но если отношения ребенка с педагогом не достигают доверительного уровня, то больших результатов не стоит ждать нигде.

Обратите внимание на то, как педагог общается с ребенком:

  • Удается ли ему договориться с малышом?
  • Является ли тренер авторитетом, примером для подражания?
  • Как педагог подходит к процессу обучения художественной гимнастике: жестко или лояльно?
  • С удовольствием ли Ваш ребенок рассказывает Вам о своем наставнике или избегает упоминаний о нем?

Собираем ребенка на гимнастику

На первых порах, пока ребенок только знакомится с этим видом спорта, рекомендуем приобрести обтягивающую черную форму и белые носочки. С первых занятий малышки привыкают выглядеть аккуратно и ухоженно.

На начальном этапе обучения торопиться с приобретением предметов не стоит. 3-летние гимнастки сначала узнают азы: занимаются общефизической подготовкой, постепенно добавляя подъемы и растяжку стоп, коленей и мышц, а также отработку элементов без предмета.

Важно помнить, что выбор заниматься художественной гимнастикой или нет должен принадлежать Вашему малышу, даже если ему всего 3 года. Только занятия по собственному желанию и с огоньком в глазах принесут достойные результаты в виде радости Вашего чада и, побед на соревнованиях.

sk-talant.ru

Медико-биологические основы художественной гимнастики | Спортивные статьи

В настоящее время общепризнанно, что средства и Методика спортивной тренировки и физического воспитания должны быть различными. Так же должны различаться средства и методика занятий физическими упражнениями мужчин и женщин, что объясняется особенностями строения и развития их организмов, сложившиеся в процессе филогенетического становления человечества. Студенческий возраст в основном совпадает со зрелым периодом онтогенеза женского организма. Поэтому при организации физического воспитания учет особенностей развития женского организма в этом периоде становится особенно важным. С половым созреванием начинают отличаться как телосложение мужчины и женщины, так и функциональная деятельность многих внутренних органов. Тело женщины шире всего в тазовой области, мужчины — в плечевом поясе. Объясняется это особенностями строения скелета, прежде всего костей таза, которые тоньше и подвижнее у женщин, а сам таз шире мужского, что в сочетании с относительно короткими ногами обусловливает более низкое расположение центра тяжести тела у женщины. Последнее не способствует достижению высоких спортивных результатов в прыжках, в скоростном беге, опорных и висовых упражнениях. Вместе с тем большая подвижность в соединениях костей скелета, особенно позвонков, благодаря более толстым дискам между ними, большим суставным щелям и большей эластичности связок позволяет у женщин успешно развивать гибкость. Те же особенности телосложения женщины обусловливает необходимость специального укрепления мышечного корсета вокруг позвоночника. Сравнительно большая длина поясничного отдела позвоночника и брюшной полости требуют особого укрепления мышц живота. От развития мышц брюшного пресса, таза и тазового дна зависит правильное положение внутренних органов, в том числе и половых, обладающих известной подвижностью. Под влиянием резкого повышения внутрибрюшного давления и резких сотрясений тела они могут изменить свое положение в малом тазу и привести к определенным гинекологическим заболеваниям. Поэтому спортивные упражнения для женщин должны быть пластичными, без натуживания и резкого или продолжительного применения максимальной силы. Упругость и сила передней брюшной стенки очень важны для нормального течения беременности и родов. Все это обусловливает в физическом воспитании студенток (женщин зрелого возраста) большой удельный вес упражнений для мышц туловища и ног.

Как известно, развитие подкожного жирового слоя и соотношение между мышечной массой и жировой тканью в организмах мужчины и женщины различны. Жировая ткань составляет от общего веса в теле женщины в среднем 28%, мужчины — лишь 18%, а мышцы соответственно 35 и 40 — 50%. Жировая ткань в женском организме наслаивается в области живота, ягодиц, бедер и груди, т. е. на наименее подвижных частях тела. Когда-то она служила энергетическим резервом и источником постоянства температуры для плода независимо от условий жизни матери. В настоящее время в этом нет уже биологической необходимости. В большинстве случаев жировая ткань является причиной избыточного веса, который может быть уменьшен благодаря определенным физическим воздействиям, сочетающимся с правильным питанием.

У женщины меньше по сравнению с мужчиной функциональные возможности дыхательно-циркуляторного аппарата: меньшие размеры и вес сердца, его систолический и минутный объем, меньше общее количество крови и гемоглобина в ней, т. е. меньшая кислородная емкость крови; меньшая жизненная емкость легких и ниже способность к предельному поглощению кислорода: у женщины сердце сокращается чаще чем у мужчи ны н дает более резкую реакцию на физическую нагрузку. Недостаточная легочная вентиляция компенсируется учащением дыхания; при продолжительной или интенсивной работе у женщин возникает больший кислородный голод. Следовательно, одинаковая физическая работа выполняется женщинами с более значительным функциональным напряжением внутренних орга-е:з и при большем расходовании резервных возможностей организма, чем мужчинами.

Столь характерные особенности женского организма связаны с деятельностью внутренних половых органов и, в частности, яичников. Гормоны, вырабатываемые ими, оказывают на организм феминизирующее действие. а также влияют на процессы обмена веществ в организме; в комплексе с другими факторами они оказывают влияние и на формирование женской психики, а также на становление особенностей моторики. Женской натуре, как правило, присуща эмоциональность, большая подвижность психических процессов. Поэтому они труднее переносят длительную монотонную и интенсивную физическую нагрузку, у них более быстро утомляется центральная нервная система. А в работе умеренной интенсивности или с ритмическими паузами для отдыха они проявляют большую выносливость.

В профессиональной деятельности и в быту от женщины, как правило, требуется способность рационально распределять свои силы, экономно двигаться, быстро реагировать, переключаться. Словом, успешная деятельность предполагает высокий уровень координации движений.

Следовательно, женщинам особенно нужны такие виды физической активности, в которых проявляется гибкость, координированность, пластичность, красота и танцевальность движений. Им легче переносить физическую нагрузку, которая характеризуется ритмичным и довольно частым чередованием напряжения и расслабления мышц, частой переменой положения тела.

Основой женской гимнастики является принцип биологической целесообразности. Этому принципу соответствуют умеренные нагрузки при соблюдении целостности и динамичности, некоторой танцевальности выполнения упражнений. Опираясь на многолетний практический опыт работы с женскими группами в наше университете, можно утверждать, что именно такой ха рактер учебного материала для физического развития девушек наиболее полно соответствует особенностям их моторики и благоприятно воздействует на их эмоциональное состояние.

Целостный характер любого упражнения достигается одновременным включением в действие многих суставов и мышц, даже самых мелких: одни выполняю основное действие, другие — дополнительное. Например, мах или взмах руками и туловищем сопровождается пружинящим движением ног; наклон выполняется спружиниванием или взмахом; приседания соединяются со сгибанием и выпрямлением позвоночника (круглый присед) и волнообразными или маховыми движениями рук. К целостным элементам упражнений относятся взмахи, «волны», пружинные движения, а также некоторые варианты расслаблений, в которых движение последовательно и слитно передается от одной части тела к другой.

Целостный характер выражается еще и в плавных переходах от одного двигательного акта к другому, и в умении постепенно включать в работу весь организм, которое особенно ярко проявляется при выполнении связок и комбинации упражнений, даже тех, основное содержание в которых составляют общеразвивающие упражнения на силу и растягивания.

Установлено, что плавные, округлые, волнообразные, пружинящие движения на занятиях физического воспитания студентки выполняют с большим удовольствием не только потому, что такие движения свойственны моторике женского организма, но и потому, что они вызывают определенные благоприятные сдвиги в физиологических функциях. Такие движения не ведут к резким изменениям сердечно-сосудистой системы (учащению сокращения сердца, повышению кровяного давления), у занимающихся не возникает субъективного чувства тяжести, утомления. Особенно ценно то, что по энергетическим затратам эти упражнения не уступают движениям противоположного характера  прямолинейным, выполняемым сокращением только больших групп мышц. Это позволяет хорошо развить опорнодвигательный аппарат и у тех занимающихся, у которых функциональные возможности организма скромны.

По тем же причинам динамические упражнения переносятся женским организмом легче, чем статические напряжения. Динамика занятий женской гимнастикой достигается не только перемещением гимнасток по площадке (ходьба, бег, танцевальные шаги, подпрыгивания, прыжки) и движениями рук, ног, туловища в пространстве (обычная структура упражнений основной гимнастики), но и последовательным «текучим» изменением степени напряжения мышц, амплитуды, скорости, направления и характера движений (разные варианты расслаблений, махи, взмахи, волны, так называемые отстающие движения, отталкивания, нажимы, наклоны свертываясь-развертываясь). Такой усиленной работой мышц туловища достигается определенная нагрузка на организм и при упражнениях на месте, что очень важно при проведении занятий в небольшом помещении. Но статические упражнения нельзя совсем исключать из программы: они нужны как составная часть всего комплекса тренирующих средств.

Танцевальный характер выполнения упражнений в системе женской гимнастики является отличительной чертой по сравнению с другими видами оздоровительного спорта. Он складывается из целостности, динамичности и ритмичности выполнения упражнений и дополняется включением в них элементов и связок из различных народных и других танцев.

Чувство удовлетворенности занятиями, вызванное у студенток благоприятным физиологическим воздействием на организм упражнениями описанного характера и выполняемыми под музыкальное сопровождение, углубляется еще применением предметов художественной гимнастики и импровизацией в выполнении упражнений. Обильный приток импульсов от многих мышц и суставов в коре головного мозга, ощущение ритма, индивидуальная активность при выполнении движений ведет к образованию доминанты движения, что позволяет отдыхать другим центрам больших полушарий головного мозга. Этим и выполнением большого количества упражнений на расслабление объясняется психо-терапевтический и коррегирующий эффект занятий женской гимнастикой. Таким образом в условиях вуза они помогают сглаживанию высокопсихической напряженности теоретического обучения.

Программа женской гимнастики предусматривает наряду с общим укреплением всего организма занимающихся специальное укрепление морфо-функциональ-ных систем, особенно тех, которые более слабы от природы или более ранимы микротравмами и перегрузками в быту. Известно, что у людей с сидячим образом жизни, а студентки большую часть времени проводят за чтением и писанием, расслаблены мышцы брюшного пресса, согнута спина, возникают явления застоя крови в нижних конечностях и в брюшной полости, замедляется кровоток к сердечной мышце и к головному мозгу. Для устранения этих явлений необходимо постоянно работать над развитием подвижности позвоночника, особенно его шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов и укреплять мышцы брюшного пресса и тазового дна, связочно-суставного аппарата нижних конечностей, плечевого пояса и кистей рук. Это достигается систематическим выполнением специальных упражнений для туловища, бедер и ног из самых различных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях, лежа и т. д.). Эти исходные положения, а также перемена положений тела способствуют еще и разгрузке позвоночника, мышц тазового дна и тазовых органов, лучшему кровоснабжению мозга. Для улучшения гемодинамики целесообразно, кроме специальных упражнений, выполнять кувырки, перекаты, стойки на плечах.

В быту от перегрузки страдают больше всего стопы ног. Поэтому у многих женщин нарушается нормальная функция ног, образуется плоскостопие, которое в свою очередь ведет к нарушению осанки. Этим обусловлено большое внимание, которое в женской гимнастике уделяется укреплению мышц и связок ног.

Красивая и гигиенически целесообразная осанка зависит от правильного тонуса мышц, для регулирования которого предназначены упражнения на расслабление. Осанка студенток должна быть под постоянным контролем преподавателя по физическому воспитанию еще и потому, что только в возрасте 20—25 лет происходит окончательное окостенение таза. Специальными упражнениями можно локально увеличить мышечную массу и уменьшить жировую ткань и таким образом сглаживать недостатки телосложения занимающихся. Проведенное авторами анкетирование показало, что студентки и этом видят одну из привлекательных сторон заня-

тий женской гимнастикой.

Важное значение для полноценной двигательной деятельности человека имеет функция равновесия, кото-рая непосредственно зависит от состояния ног и вестибулярного аппарата. Малоподвижный образ жизни не поддерживает функцию равновесия и вестибулярную устойчивость на нужном уровне. С возрастом нарушается взаимодействие двигательного и кожного ана лизаторов, вестибулярного аппарата и зрения. Поэтому в студенческом возрасте необходимо оптимально разминать функциональные возможности организма, чтобы предупредить их преждевременное нарушение. Усо-мершенствование навыков равновесия и тренировка вестибулярного аппарата обеспечиваются всей совокупностью динамической работы на занятиях женской гимнастикой, а также специальными упражнениями на равновесие.

Практический материал женской гимнастики направлен на воспитание у студенток умения в нужный момент мобилизовать свои силы, а определенные стандартные движения выполнять с минимальным усилием, напрягая только нужные мышцы, т. е. экономично и свободно двигаться и работать. Воспитанию умения рационально расходовать свои силовые резервы способствуют упражнения на расслабление и взмахи, упражнения с изменением степени напряжения мышц, упражнения с предметами, а также любые упражнения повышенной координационной сложности. В результате систематического выполнения этих упражнений у студенток уравнивается тонус мышц, повышается экономичность движений, уменьшаются усилия при выполнении работы. Эти приобретенные на занятиях навыки экономно работать и двигаться студентки переносят в свою ежедневную деятельность: они меньше устают, сохраняют бодрость и жизнерадостность на весь день.

Так как выполнение мягких волнообразных и пружинящих движений не вызывает резких сдвигов в вегетативных функциях, необходимо в занятия включать упражнения, влияющие эффективно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Это — махи, амплитудные круговые движения, подъем и наклоны туловища, бег, прыжки и упражнения со скакалкой. В структуре занятия такие упражнения должны чередоваться с менее нагрузочными и применяться в конце основной его части. Особого внимания требует применение прыжков на двух ногах, так как их выполнение связано с изменением давления в брюшной полости и перегрузки мышц. Поэтому, если недостаточно развиты сила и эластичность мышц и связок суставов ног, эти упражнения могут привести к опусканию органов таза.

Для эффективного развития функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем полезны дополнительные занятия на открытом воздухе: бег, плавание, лыжные походы и др.

Особенностью методики женской гимнастики являются требования технически точного выполнения упражнений. Если же допускать выполнение упражнений «вообще» без четкого различения силовых и маховых движений, расслаблений и растягиваний и т. д., то нельзя добиться желаемого результата: не

удастся целенаправленно расширить функциональные возможности внутренних органов занимающихся, воспитать нужные двигательные навыки, добиться изящества и выразительности движений, красивой осанки и стройности фигуры. Все вышеизложенное требует от преподавателя женской гимнастики, кроме глубоких знаний о воздействии упражнений на организм человека, большой творческой активности и находчивости.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai