Портфолио Матыкиной Ирины Анатольевны. Барабан артикуляционная гимнастика


Как помочь ребенку избавиться от дефектов речи

Формирование правильного произношения у детей обычно заканчивается к 4–5 годам. Но иногда этот процесс затягивается.

   Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки.

Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему  или предполагают, что ребенок ее «перерастет».  На деле же запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.

Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.
  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.
  • сонорные: р, рь, л, ль.

Правила артикуляционной гимнастики

Замечено, что ребенок, испытывающий проблемы с произношением, иногда сознательно пропускает звуки в своей речи. Это может негативно отразиться на его учебе и общении с другими детьми.

  • Для исправления дикции необходимо применять артикуляционную гимнастику. А чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:
  • ежедневно выполнять логопедические упражнения;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;
  • проводить упражнения в игровой форме;
  • выполнять гимнастику перед зеркалом;
  • проводить не более 5 упражнений за одно занятие;
  • применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений;

использовать ручку чайной ложки, если у ребенка не получается самостоятельное артикуляционное движение.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой

  • возможность исправить дефекты на начальной стадии без помощи логопеда;
  • более быстрое преодоление дефектов речи во время занятий с логопедом благодаря уже подготовленным мышцам;
  • устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
  • возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво.

Если родители уверены, что сумели услышать, какой звук с дефектом произносит их ребенок, они могут самостоятельно использовать некоторые упражнения речевой гимнастики, однако предварительная консультация специалиста необходима: логопед подберет индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем ребенка.

Правильное произношение звуков «с», «сь», «з», «зь»

Часто малыши произносят согласные свистящие звуки «с», «сь», «з», «зь» межзубно или издавая щечные «шумы», которые слышатся, когда язык пропускает воздух через боковые края, а иногда эти звуки и вовсе опускаются из речи ребенка.

Чтобы правильно произнести эти звуки, губы нужно слегка растянуть в улыбке, чтобы были видны передние зубы, а кончик языка упирался в нижние резцы. Боковые его края должны быть прижаты к коренным зубам. Тогда вдоль языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Ее можно ощутить рукой, если преподнести руку ко рту.

Артикуляционное упражнение «Сдуваем вату с ладошки»

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу.

Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки.

Важно сформировать воздушную струю посередине языка.

Артикуляционное упражнение «Свистушки»

Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.

Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).

Артикуляционное упражнение «Усыпляем язык»

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.

Правильное произношение звуков «ч», «щ»

При произнесении звука «ч» губы выдвинуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «ть». Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.

При произнесении звука «щ» губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед. Струя выдыхаемого воздуха сильная.

«Щ» произносится более мягко и удлиненно, чем «ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.

К работе над звуками «ч» и «щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «ш» и «ж». 

Артикуляционное упражнение «Птенец зовет маму»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Выполняя упражнение, нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык сделать широкий, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Во время упражнения нельзя задерживать выдыхаемый воздух.

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

Артикуляционное упражнение «Маляр»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.

Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит»

Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».

Правильное произношение звука «р»

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

Артикуляционное упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.

Правильное произношение – важный критерий развития

Бытует мнение, что легкие дефекты речи придают особый шарм, но не стоит идти у стереотипа на поводу. Задача родителей – помочь детям произносить звуки правильно и четко во избежание проблем с учебой и перспективной самореализацией в будущем.

 

Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону

и малыш не может удержать нужное положение языка даже на короткое время, необходимо

обращаться к логопеду. Не исключено, что понадобится и специальный массаж.

 

Елена Сидорова, врач-логопед: «Часто в детскую поликлинику обращаются родители детей с нарушением звукопроизношения, замечая, что некоторые звуки в речи у ребенка отсутствуют или заменяются другими звуками. Сложнее всего малышам выговаривать верхнеязычные звуки “ш”, “ж”, “л”, “р” и “р”. Часто дети до 4–4,5 лет заменяют звуки “ш” на “с”, “ж” на “з”, а “р” на “ль”. Это возрастное, родителям не стоит из-за этого беспокоиться: проблемы с произношением могут носить временный характер, так как в этот период речь только формируется, фонематический слух еще не развит. А если к 4–5 годам малыш не научился произносить эти звуки, проблема, скорее всего, в недостаточной подвижности языка.

Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно. Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.

Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много ошибок на письме, и логопед вынужден заниматься еще и проблемой дисграфии».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

babyeph.ru

Портфолио Матыкиной Ирины Анатольевны: Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике

Прежде чем приступить к показу артикуляционных упражнений, следует рассмотреть, какие органы вовлекаются в процесс произнесения звуков. Какое положение они принимают в процессе работы. Давайте сделаем это на примере наиболее часто нарушаемых в произношении звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ (Приложение 1).Как видно из примеров для произнесения каждого звука требуется слаженная, согласованная, тщательно координированная работа различных органов (диафрагмы, легких, гортани, мягкого неба, губ, щек, языка и др.)Теперь можно познакомиться с артикуляционными упражнениями. Наиболее часто используются следующие: «Лягушечка-хоботок», «Заборчик»,  «Лопаточка (Блинчик)», «Иголочка (Змейка)», «Качели», «Футбол (Орешки)», «Часики», «Чистим зубки», «Киска злится (Горка)», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан (Дятел)», «Маляр» (Приложение 2). Описанные упражнения (следует предложить попробовать выполнить каждое упражнение) традиционные, их названия стойко закрепились в специальной литературе, хотя в различных источниках могут быть некоторые расхождения.Помимо традиционных, хорошие результаты в работе с детьми, страдающих сложными речевыми нарушениями (например, дизартрией), дают упражнения с элементами самомассажа: «Расческа», «Кусаем язычок», «Наказать непослушный язычок», «Месим тесто», «Почеши щечку о зубки».Познакомившись с правильной артикуляционными укладами, становится понятным, какие упражнения необходимы для постановки того или иного звука, на что следует обратить внимание. Можно попросить педагогов назвать упражнения, которые помогут ребенку научиться произносить звук Р или любой другой.Необходимо выработать у ребенка сильную, направленную воздушную струю. Это важно не только для постановки звука, но и для профилактики простудных заболеваний.  Здесь помогут разнообразные пособия: вертушки, мыльные пузыри. Кроме того, дуть можно на листочки, снежинки, перышки, карандаш и многое другое (Приложение 3). При выполнении упражнений на дыхание следят, чтобы ребенок не поднимал плечи, не надувал щеки, помещение предварительно следует проветрить. Дыхательные упражнения достаточно выполнять 2-3 минуты.После того как ребенок научился хорошо и правильно выполнять артикуляционные упражнения, сильно дуть, можно приступать к постановке звука. Смысл этого этапа в том, что ребенок должен научиться одновременно удерживать необходимую позицию языка, губ, выдыхая при этом воздух и добавляя голос при необходимости. Большинство звуков можно поставить по подражанию. Трудности обычно возникают со звуком Р. Здесь используется шариковый зонд (или палец ребенка, который предварительно следует тщательно вымыть). Ребенка просят быстро произносить звук Д-Д-Д, при этом зондом производят движения вправо-влево. Постепенно необходимость в данном приспособлении отпадает.Поскольку этап подготовительных упражнений может быть достаточно длительным, то рекомендуются различные игры и упражнения. Можно совместно с ребенком изготовить картинки-символы к упражнениям, которые помогут в организации и проведении игр. Интересно проводить гимнастику, имитируя при этом движения языка с помощью рук. К упражнения можно подобрать стихи, загадки, придумать для них новые названия (Приложение 4).Помните, что новое упражнение можно вводить только тогда, когда хорошо усвоены предыдущие, занятие не должно превышать 15-20 минут, проводиться на фоне положительных эмоций. Придумывайте, фантазируйте, сочиняйте и успех не заставит себя долго ждать!Правильные артикуляционные уклады свистящих, шипящих и сонорных звуковПри произнесении звука [с]:а) губы в улыбке, зубы видны;б) зубы сближены, но не сомкнуты;в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зу­бами или альвеолами;д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зу­бам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;е) посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хо­рошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется.Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу. Звук [з].При произнесении звука [з]:а) губы в улыбке, зубы видны;б) зубы сближены, но не сомкнуты;в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зу­бами или альвеолами;д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зу­бам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закры­вает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;з) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.Положение органов артикуляционного аппарата при произне­сении мягкого звука [з'] такое же, как и при произнесении [з] твер­дого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.При произнесении звука [ц]:а) губы в улыбке, зубы видны;б) зубы сближены, но не сомкнуты;в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает про­ход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;ж) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется.Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характе­ризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сбли­жаются с гласными, но отличаются от последних наличием пре­грады в ротовой полости.Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произно­сится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.При произнесении [j]:а) губы приближены к зубам;б) зубы сближены;в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закры­вает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.При произнесении звука [ш]:а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;б) зубы сближены;в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к перед­нему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зу­бам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается на­зад;г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется.При произнесении звука [ж]:а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;б) зубы сближены;в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к перед­нему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая лег­ко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;е) голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос. Звук [ч].При произнесении звука [ч]:а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;б) зубы не смыкаются;в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воз­духа;д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется.При произнесении звука [щ]:а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;б) зубы сближены;в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ни-ми щель;г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется.При произнесении звука [л]:а) губы в легкой улыбке, зубы видны;б) зубы сближены;в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опус­каются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и ще­кой, отчего звук [л] и называется боковым;д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, за­крывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.Положение органов артикуляционного аппарата при произне­сении звука [л'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [л] (твердого), только добавляется подъем средней части спинки язы­ка к нёбу.При произнесении звука [р]:а) губы находятся в положении следующего гласного;б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закры­вает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.Положение органов артикуляционного аппарата при произне­сении [р'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твер­дого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Приложение 2

Артикуляционные упражнения1.«Лягушечка-хоботок»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И, затем губы округлить и вытянуть вперед, как при звуке У.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3.«Лопаточка (Блинчик)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высо­вывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Бо­ковые края языка должны касаться углов рта.

4.«Иголочка (Змейка)»

Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а)  широкий язык поднимается к носу и опускается к подбо­родку;

б)  широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус­кается к нижней губе;

6.«Футбол (Орешки)»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,чтобы под щекой надувались "мячики".

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, ток правому. Повторить 5-10 раз.

8.«Чистим зубки»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, ниж­няя челюсть не двигалась.

9.«Киска злится (Горка)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем вы­равнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

10.«Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз затем втянуть язык в рот. к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подса­живала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасши­ритель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при­жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закры­вать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

15.«Барабан (Дятел)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту­чать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо про­износя звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, посте­пенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу И обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внут­ренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

18.«Кусаем язычок»

Губы в улыбке. Покусывать зубами кончик языка, или от кончика до средней части спинки языка.

19.«Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натяги­ваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

20.«Месим тесто»

Губы в улыбке. Покусать боковые края языка. Сначала с одной стороны, затем с другой.

21.«Почеши щечку о зубки»

Покусывать зубами то одну, то другую щеку.

Приложение 3

Дыхательные упражнения«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями.

 «Кто дальше загонит мяч»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края ло­патообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

«Сдуть снежинку»

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон­чик языка опушен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натя­гивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогиба­ется книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была непо­движной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх. «Покатай карандаш»

Вдохнуть через нос и, выды­хая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Мыльные пузыри»

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

«Новогодние трубочки-шутки»

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумаж­ный язычок.

«Одуванчик»

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдох­нуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Приложение 4

Стихи к артикуляционным упражнениям

logorina.blogspot.ru

Артикуляционная гимнастика

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАОбщие правила выполнения упражнений:
  • Комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день, а в дни, когда ребенок не посещает занятия, - не реже 2-х раз в день.
  • Артикуляционные упражнения следует повторять 3 – 4 раза (а иногда 5 – 6 раз).
  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать указанную логопедом последовательность.
  • Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и др.).
  • Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи (что бывает довольно часто).
  • Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания.
  • Сопроводительный текст произносит взрослый.
Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить ее.

Упражнение «ЛОШАДКА»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Язычок трудился и устал,

На лошадке поскакал:

«Цок, цок, цок».Упражнение «КОМАРИК»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» (см. ниже).

Язычок я подниму,

За зубки спрячу, удержу

И комариком звенеть начну:

«Дз-з-з-з».Упражнение «БАРАБАН»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. язык при произнесении звука [д] упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами шпатель шириной 1 см.

Язычок мы укрепляем –

В барабан играем:

«Д-д-д-д!»Упражнение «МОТОРЧИК» (основное упражнение)

Во время длительного произнесения звука д или з (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения деревянным шпателем (на шпатель надета обычная соска).

Волшебный ключик я возьму,

Язычок вверх подниму,

Ему немножко помогу

И моторчик заведу:

«Д-д-д, др-р-р-р!»Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

В щеточку язык преврати.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.Упражнение «СЧИТАЕМ НИЖИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Язычок лопаткой побывал

И ямку выкопать мечтал.

Каждый зубик посчитал.Упражнение «ЛЯГУШКА»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам –

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану,

И нисколько не устану.Упражнение «ХОБОТОК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.Упражнения «ЛЯГУШКА» - «ХОБОТОК»

На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».

Улыбнусь я как лягушка –

Растяну свои губки к ушкам.

А теперь слоненок у меня –

Хоботком губки тяну я.Упражнение «ЛОПАТКА»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язычок лопаткой положу.

И под счет его я так держу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язычок мы будем расслаблять!Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно его высовывая и втягивая.

Непослушный язычок

На губу ты положи,

«Пя-пя-пя» произнеси.

Хорошенько накажи.Упражнение «КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «один» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Кошка на скамейке спала,

Шерстку на солнышке грела она.

Вдруг мышка прошла.

Кошка проснулась, спинку прогнула

И за мышкой пошла.Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК»

Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Ослик встретился в пути,

Предложил нас подвезти.

Язычок наш согласился,

Широко всем улыбался,

Песню он в пути запел:

«Ие! Ие! Ие!»Упражнение «ТРУБОЧКА»

Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».

Язычок сложили в «трубочку» -

Стали похожи на дудочку.

Сильно подули,

Даже пушинки все сдули.Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.Упражнение «БУБЛИК»

Выполнять упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.Упражнение «ФОКУС»

Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа.

На носик – ватку,

Язычок – наверх.

Подуй хорошенько,

Развесели всех.Упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.Упражнение «ПАРОХОД»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел?!Упражнение «ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался – он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет:

«Ты – индюк!»Упражнение «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»

Улыбнуться. Произносить звук [а], одновременно прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [л].

Кошка пошла на охоту:

Возле норки лежит –

Мышку в норке сторожит.

Вылезет мышка из норки,

А кошка ее хвать –

И поймает. Вот так.Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.Упражнение «ОКОШКО»

На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто), на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто).

Кто в домике сидит

И в окошечко глядит?

Это язычок сидит

И в окошечко глядит.Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

Зубки в расческу вдруг превратились

И язычок хорошо причесали,

И тщательно его размяли.Упражнение «ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Смотрит влево, смотрит вправо:

Все ли там в порядке?Упражнение «ТОЛСТЯЧОК»

Надувание обеих щек одновременно. Затем надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

Воздух в ротик набираем,

Щечки сильно надуваем –

Толстячка изображаем.

Воздух держим, не отпускаем.Упражнение «ХУДЫШКИ»

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

Толстыми щечки были.

Воздух вышел – ой, ой, ой!

Щечки быстро похудели

И худышку получили.Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Язычок лопаточкой вверх потянем

И до носика достанем.Упражнение «КАТУШКА»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться.

Наш веселый язычок –

Он совсем не новичок.

В зубки упирается

И в катушку превращается.

Ты за ним понаблюдай

И все так же выполняй.Упражнение «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите.

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.Упражнение «ГРИБОК»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Язык – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка гриба. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.Упражнение «ГАРМОШКА»

Положение языка как в упражнении «ГРИБОК», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю –

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.Упражнение «МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем –

Маляру мы помогаем.Упражнение «КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Рот пошире открываю –

Я зарядку выполняю.

Язычок вверх – вниз поднимаю,

Будто качели я качаю.Упражнение «Посчитаем верхние зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Название артикуляционного упражнения Техника выполнения артикуляционного упражнения

«УЛЫБКА»

Улыбайся широко.

Это делать так легко!

Растянуть губы в улыбке, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«ЗАБОРЧИК»

Если выйдешь ты во двор,

То увидишь там забор.

Растянуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубки, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Мы с утра не шутим шутки –

Аккуратно чистим зубки.

Рот открыть и растянуть губы в улыбке, «чистить» языком сначала верхние, а затем нижние зубки с внешней и внутренней строны.

«ГОРКА»

Видно нам издалека:

Эта горка высока.

Широко открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«КАТУШКА»

Язычок мы вниз опустим

И катушку там закрутим.

Рот открыть, спрятать кончик языка за нижние зубки, выгнуть спинку языка и прижать закрученный язык зубами. Удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«ЛОПАТКА»

Мы лопатою копаем,

А устанем – отдыхаем.

Рот открыть. Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Мышцы языка расслабить.

«ВЕТЕРОК»

Ветерок был на лугу,

Дуть я тоже так могу.

Спрятать кончик языка за нижние зубки, улыбнуться, подуть на язычок.

Повторить 5 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков

Название артикуляционного упражнения Техника выполнения артикуляционного упражнения

«РУПОР»

Словно рупор губки стали.

Подержали, не устали.

Сложить губы в форме рупора, зубы разжать, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

psiholik.ru


Смотрите также