ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА, БЕБИ-ЙОГА. Беби гимнастика


Динамическая гимнастика, baby gimnastika

Комплекс активных физических упражнений для грудных детей, сочетающий массаж и традиционную гимнастику с акробатическими элементами. Основные движения — висы, вращения, подбрасывания и качания ребенка, поддерживаемого за ручки или ножки, вверх или вниз головой. Сторонники динамической гимнастики считают, что эти упражнения способствуют общему укреплению организма малыша, позволяют скорректировать его мышечный тонус, развивают координацию и вестибулярный аппарат, а главное — усиливают его психологический контакт с родителями. Противники данной методики указывают на ее травмоопасность.

Когда можно начинать заниматься динамической гимнастикой?

Самый подходящий возраст для начала занятий — месяц-полтора. В это время ребенок, как правило, уже выходит из нормальной аутической фазы развития, и начинает активнее общаться с окружающими. Малышу, который до этого в основном только лежал и смотрел прямо перед собой, занятия динамической гимнастикой позволяют познакомиться с окружающим его трехмерным миром. Иногда этой гимнастикой с детьми начинают заниматься уже в роддоме. Это допустимо, однако, только при условии, что занятия будут проходить в самом щадящем режиме, и при этом будут выполняться лишь самые простые упражнения. С другой стороны, опытные инструкторы предостерегают родителей об опасности позднего начала занятий: к шести месяцам здоровый ребенок набирает такую массу тела, что резкое начало занятий динамической гимнастикой может уже представлять опасность для неподготовленных суставов и мышц. Впрочем, избежать травм позволяют осторожность и навык, а также плавное увеличение нагрузок.

Полезна ли динамическая гимнастика?

С точки зрения остеопатов, динамическая гимнастика и беби-йога неестественны и необоснованно переходят физиологические барьеры тканей, что способствует развитию гиперлабильности суставов. По их наблюдениям, у таких детей похрустывают суставы и угасают нормальные рефлексы, например, рефлекс реакции на опору (ребенок, «поставленный» на стол, разгибает ножки). Инструктор по динамической гимнастике может четко дозировать нагрузку на сустав во время полета ребенка, используя его массу и инерцию; остеопатические техники дают более мягкое, небольшое и всегда индивидуальное натяжение тканей. Более полезной может стать обычная гимнастика, основанная на нормальных младенческих рефлексах, тренировка которых способствует в дальнейшем развитию навыков сидения, ползанья, стояния, ходьбы. У родителей, занимавшихся с ребенком динамической гимнастикой, больше негативных оценок последствий занятий, чем положительных.

Всем детям можно заниматься динамической гимнастикой?

Существует целый ряд противопоказаний: дисплазия тазобедренного сустава ребенка, повышенный мышечный тонус, увеличенный объем движений в суставах, некоторые особенности соединительной ткани. Разумеется, перед тем как приступать к занятиям гимнастикой, необходимо проконсультироваться у специалиста, особенно на первых неделях жизни ребенка. Родителям следует знать, что этот вид физического воспитания весьма травмоопасен даже в случае полного отсутствия противопоказаний. Связки у детей раннего возраста очень эластичные и нежные, и любое неловкое движение может привести к повреждению сустава.

Как проходят занятия динамической гимнастикой?

Приступать к этим занятиям нужно постепенно. Обязательное условие для начала занятий: ребенок должен быть спокоен, предварительно разогрет массажем и легкой гимнастикой. Взрослые должны передать ему чувство уверенности и надежности. На первых порах упражнения лучше выполнять над кроватью или в бассейне, приподняв малыша над водой. Поначалу родителям необходима помощь ассистента. Силой навязывать ребенку упражнения нельзя — занятия должны проходить в виде увлекательной игры, и со временем малыш все охотнее будет играть в акробата. Ребенка не следует торопить: очень важно знать меру и не «перегружать» его. На каждом занятии нужно создавать предпосылки для более сложных упражнений, руководствуясь их умеренностью и последовательностью. От излишне сложных упражнений можно отказаться вовсе. Почему эта гимнастика рекомендуется для детей, родившихся путем кесарева сечения?

Такие дети появляются на свет на третьей-пятой минуте после начала операции, и вследствие этого лишаются адаптационного периода в несколько часов, неизбежного в случае естественного рождения. В каждого ребенка природой заложена потребность в физиологическом стрессе. Это необходимое условие развития, благодаря ему у детей развивается инстинкт выживания. Малыш, рожденный в результате кесарева сечения, не имеет никакого опыта преодоления нагрузок, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на его развитии. Восполнить этот недостаток помогает динамическая гимнастика, приучающая ребенка вырабатывать устойчивость к нагрузкам.

Можно ли заниматься динамической гимнастикой при пониженном тонусе?

Некоторые упражнения (например, «Качели») позволяют гармонизировать мышечный тонус конечностей малыша. В результате попеременного напряжения и расслабления вялые мышцы ручек и ножек стимулируются, и их тонус повышается до нормы.

Можно ли заниматься динамической гимнастикой при пониженном тонусе?

Некоторые упражнения (например, «Качели») позволяют гармонизировать мышечный тонус конечностей малыша. В результате попеременного напряжения и расслабления вялые мышцы ручек и ножек стимулируются, и их тонус повышается до нормы.

Правда ли, что дети, занимавшиеся динамической гимнастикой, не боятся высоты?

Мнение, что у подросшего ребенка отсутствует страх падений или появляется желание спрыгнуть с высоты, имеет под собой мало оснований. Такие явления – скорее результат нарушения у малыша фундаментального инстинкта самосохранения. Ситуация непростая, требует обязательной коррекции, но данная методика тут, похоже, ни при чем, причины стоит искать в состоянии здоровья родителей и ребенка, особенностях протекания беременности, условиях воспитания.

Правда ли, что у детей, которые занимались этой гимнастикой, потом «деревенеют» мышцы?

Неоправданно увеличенные нагрузки на костно-мышечную систему ребенка, которому еще не исполнилось года, приводят к утолщению связок и сухожилий. В итоге подвижность ребенка ограничивается, а кроме того, малоподвижным становится позвоночник.

www.baby.ru

Гимнастика для малышей | Бебинка

Любая мама хочет, чтобы ее ребенок был здоровым, физически развитым, активным и счастливым. Сейчас существует множество методик физического развития малыша:  беби-йога,  динамическая гимнастика, проныривания по Чарковскому и т.д. Что же выбрать? На чем остановиться? Самые простые и нейтральные занятия, которые подходят всем — это занятия гимнастикой. С какого возраста — решать вам, большинство мам предпочитает начинать гимнастику в 2-3 месяца. Главное — чувствовать своего ребенка.

Важно соблюдать несколько простых правил при выполнении гимнастики:

1) Занятия должны быть приятны и для вас, и для малыша. Это как поза при кормлении грудью – если вы выбрали неправильную позу, вы устаете и не получаете удовольствия от кормления, эмоциональный фон уже не тот. Так же и с гимнастикой. Разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему.2) Правильно выбирайте время. Нельзя заниматься гимнастикой сразу после еды, купания или ночного сна.3) Проветрите комнату к занятиям. Избегайте сквозняков.

Особое значение уделите потешкам. Мы даже не подозреваем, насколько важны для нас дошедшие через века эти простые стишки. Они несут в себе гармоничный ритм, настраивают на биоритмы Земли, на оздоровление. На Земле все подчинено определенным ритмам: дыханию, кровообращению, выработке гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. Так вы помогаете своему ребенку оздоровиться на глубинном уровне. К тому же, потешки и песенки не только создают волшебную атмосферу сказки, но и помогают вашему малышу накапливать словарный запас.

Итак, гимнастика. Сначала, глядя в глаза малышу, погладим все его тельце. Потягушки-потягунюшки, Поперек толстунюшки. Ноженьки — ходунюшки, Рученьки — хватунюшки. В роток — говорок, А в головку — разумок…   Сначала можно промассировать руки и ноги, разогревая мышцы, подготавливая их к гимнастике. На востоке считается, что через все наше тело течет энергия, как по венам кровь. Так вот, когда вы массируете ручки малыша, вы оздоравливаете легкие, толстый кишечник, сердце, тонкий кишечник. Когда массируете ноги, вы делаете очень приятно следующим органам малыша: желудок и селезенка, почки и мочевой пузырь, печень и желчный пузырь. Нажмите на центр ладоней и ступней. Так вы поможете малышу быть активным.

Малыш лежит на спине. Растяните ему ручки в стороны и подержите так секунд 10, потом скрестите на груди. Акцент сделайте на вытягивании. Это упражнение очень хорошо убирает повышенный тонус мышц. Повторите 5 раз. Потом так же потяните одну ручку вверх, а другую вниз. Упражнения на руки можно сопровождать следующей потешкой: Тоню тяну, Рыбу ловлю, в кошель кладу, Домой несу. Щучки в кучки, Плотвички в полички, Один ершок – Да и тот в горшок.

Очень полезно упражнение «бокс». Обхватите запястья малыша своими руками и попеременно сгибайте и разгибайте ручки, как будто боксируя. Затем переходим к ножкам. Конечно, круговые движения тазобедренных суставов. 3 раза наружу, 3 раза вовнутрь. Это важно – насколько мы «открыли» сустав, настолько же и «закрыли». Потом одну ножку, согнутую в колене, прижимаем к животу, другую вытягиваем и наоборот.

А сейчас пора и походить, как взрослые. Возьмите ребенка под мышками в вертикальном положении и опустите его стопы на твердую поверхность. Обратите внимание, чтобы малыш наступал на полную стопу, а не только на носочки. Для этого можно привлечь папу или другого взрослого. Вы держите его вертикально, а папа выставляет ножки на полную стопу. Приучаем малыша шагать правильно с самого начала. Большие ноги идут по дороге: Топ-топ-топ-топ-топ. Маленькие ножки бегут по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ.   В конце занятия можно покататься на большом мяче или фитболе. Постелите пеленочку на мяч и положите ребенка на животик, разведя широко ножки и взявшись за них. Медленно катайте ребенка вперед-назад, влево-вправо. Так вы тренируете мышцы спины. Амплитуда зависит от возраста малыша. Чем меньше малыш, тем меньше амплитуда. Потом то же самое проделайте, когда ребенок лежит на спине на мяче, тренируя мышцы живота. В конце покачайте малыша на мяче.

Валяй, валяй, каравай,Пришел к бабе пономарь.Дай, баба, теста,Нет в печи места.

Доставьте малышу удовольствие – возьмите за левую ногу и руку (голень и предплечье) и плавно покачайте из стороны в сторону. Потом правую руку и ногу. Поднимите его за обе ноги – моему ребенку это особенно нравится, он так заливисто смеется. После зарядки покушайте или попейте. 2 часа после гимнастики не гулять зимой, 20 минут – летом.   В течение дня чаще играйте с малышом в «ладушки». Быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатывается при прикосновении к круглой поверхности, к собственной ладошке, к голове или к маминой руке. - Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони. - Где были? У бабушки! - соедините его ручки - ладошку к ладошке. - Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши. - Пили простоквашку! — еще раз. - Чу, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Чаще играйте в «сороку-ворону». Помните, «этому дала, этому дала, а этому не дала? Ты дров не рубил, воды не носил, каши не варил»? Мой муж всегда удивлялся, чему учит эта игра – не дать поесть своему ребенку… где же безусловная любовь к детям? Оказывается, у этой игры есть глубокий смысл. Каждый пальчик слегка массируется, но особое внимание уделяется большому пальцу, который «ничего не делал». Он «отвечает» за легкие и, массируя его, вы проводите профилактику простудных заболеваний.

И еще погладьте все тело малыша, потяните его. «Тянемся – потянемся, малышами не останемся, вырастем-вырастем»… Так оно и будет, вырастет ваш малыш, поэтому ловите момент, наслаждайтесь сейчас тем, что вы можете дать своему карапузу. Ведь время так быстро проходит…. 

 Елена Нудгина

 

www.bebinka.ru

Беби-йога для малышей: упражнения и комплексы

Все мы наслышаны про йогу и ее положительное влияние на организм человека. Совсем недавно появилась новая практика – беби-йога для малышей, которая разработана специально для детей с первых дней жизни. Давайте подробнее разберемся, какую пользу для детей несут такие упражнения.

Польза йоги для малышей

Беби-йога при правильном исполнении приносит малышу огромный вклад в процесс его формирования. Ребенок с самых первых лет, месяцев и даже дней перенимает у родителей активный образ жизни, наполняется энергией и быстрее развивается. Планировать занятия лучше еще до рождения малыша, найти профессионального тренера, узнать все плюсы и возможные риски при занятиях.

Дети, с первых дней жизни получают необходимую нагрузку для тела и первые положительные впечатления от занятий, проводят время с мамой и учатся познавать мир.

Занятия беби-йогой благотворно влияют не только на малыша. Мама так же получает массу полезного: избавляется от послеродовой депрессии, стремительно приводит в порядок тело, избавляется от послеродовых травм. Замечено, что после занятий беби-йогой для малышей, дети не испытывают проблем с пищеварением и сном, развиваются быстрее своих сверстников, быстро осваивают необходимые рефлексы, учатся контактировать с окружающей средой.

Однако при непрофессиональном подходе тренера, малыш может пострадать. И желание родителей сделать ребеночка здоровее может перечеркнуть трудом неумелого тренера. Поэтому очень важно походить на занятия и посмотреть на тренировку, поспрашивать отзывы родителей. Ошибки в таком ювелирном деле, как гимнастика младенцев, недопустимы.

Ошибки тренера могут привести к:

  • Вывихам.
  • Растяжениям.
  • Снижению иммунитета.
  • Возникновению психологических травм.

Беби-йога положительно влияет на крохотный организм. На раннем этапе развития у новорожденных закладывается фундаментальная информация. Необходимо быть осторожным, чтобы не усугубить восприятие мира малыша и не нанести ему вред.

Беби-йога для новорожденных

Беби-йогу для новорожденных сложно назвать направлением йоги. Этой практикой может заниматься уже осознанный человек. Беби-йога для грудничков отдаленно напоминает асаны, отсюда и название.

Детскую практику принесла миру Франсуаза Фридман. Ее методика была сертифицирована и утверждена педиатрами. По мнению Франсуазы, беби-йогой лучше заниматься с возраста, когда младенец начал держать головку. Однако легкие упражнения можно выполнять и с первых дней после рождения. На занятиях младенца массируют, сгибают и разгибают крохотные суставчики, создавая эффективную нагрузку на формирующиеся мышцы.

Основные правила:

  • Перед занятиями обратитесь за консультацией к врачу-педиатру, чтобы исключить все риски.
  • Упражнения должны выполняться в спокойном состоянии. Если малыш плачет, напряжен или не настроен на занятие, лучше прекратить тренировку. Не допускайте стресса крошки. Он должен получать только положительные эмоции от нового занятия.
  • Асаны выполняются через 2 часа после кормления.
  • Упражнения проходят постепенно, не доставляя дискомфорта при смене нагрузок.
  • На занятии не допускаются резкие движения.

В интернете появился ролик, приводящий в ужас многих иностранцев. В нем представлена практика беби-йоги Елены Фокиной. Этот вид беби-йоги вызывает много споров. Кто-то считает, что он не только не приносит результата, а и может навредить. Однако по откликам родителей можно утверждать, что метод действует. Сама Елена Фокина называет дело своей жизни «динамической гимнастикой» и занимается с детьми, начиная с рождения.

Беби-йога с мамой

Беби-йога для мам с малышами представляет собой парные занятия мамы и ее чада. Этот вид беби-йоги является самым оптимальным вариантом. Занятие проводится для детей возрастом от 3-х месяцев.

Для малыша это прекрасный способ познать свое тело и провести время с мамочкой. Дети получают массу приятных впечатлений от такого необычного времяпрепровождения. Нагрузку получает как малютка, так и родитель.

Позы беби йогиПозы беби йоги

Позы беби-йоги

Для мамы это так же занимательно. После родов не так просто прийти в форму, а при занятиях с младенцем тело становится подтянутым, успокаивается нервная система. Проходят признаки послеродового стресса. Кроме того, это прекрасная возможность коммуникации с другими мамами, обмена опытом и разбавления бытовой рутины ухода за грудничком. Для мамочек дети на занятии так же усиливают весовую нагрузку, упражнения с ребенком на руках или в кенгурушке дополнительно увеличивают эффективность тренировки.

Беби-йога для дошкольного возраста

К 2-3 годам ребеночек становится любознательным и стремится к контакту с другими детьми. Беби-йога для детей дошкольного возраста является одной из самых интересных для юных спортсменов. Дети наблюдают за поведением других малышей разных возрастов и в форме игры выполняют упражнения, сочетающие в себе нагрузки и расслабление. Этот вид беби-йоги идеально подойдет для ослабленных детей, позволяя укрепить свои мышцы. Для активных деток – это способ борьбы с гиперактивностью, расслабляя не только тело, но и разум.

Столь ранние занятия беби-йогой прекрасно воздействуют на психику детей в таком возрасте. Они становятся более спокойными, прекрасно идут на контакт, прививается любовь к спорту и занятиям собой, развивается индивидуальность ребенка.

Игровая форма подачи упражнений прекрасно подходит для развития реакции ребенка. Ему интересно выполнять задания тренера с помощью цветных ленточек, мячиков, шишек и т.п. атрибутики.

Беби-йога – это прекрасная возможность сочетать физическую активность с проведением времени с Вашим чадом. Ведь ребенку, в первую очередь, нужна любовь и забота на любом из этапов его развития. Занимаясь спортом вместе, Вы подарите приятные впечатления себе и малышу, оздоровитесь и улучшите свою самооценку. Наслаждайтесь минутами материнства и проводите их с пользой! Занимайтесь спортом и будьте здоровы.

yoga24.info

Динамическая гимнастика и беби-йога: за и против

Детская гимнастикаХочу поделиться своими наблюдениями о последствиях применения у детей динамической гимнастики. Я думаю, что мой опыт окажется интересным для родителей, которые увлеченно предаются этому занятию, не думая о последствиях для своих детей, а точнее даже не подозревая о том, что такие упражнения могут принести другие последствия, кроме укрепления здоровья.

Говорят, что любая теория проверяется временем, а отдаленные последствия любых вмешательств видны не сразу, а через некоторое время. Думаю, что могу судить о динамической гимнастике именно с этой точки зрения, потому что мои дети уже выросли, и я сужу о последствиях проявившихся не в младенческом возрасте, а у более старших детей.

Немного о себе Старшую девочку я рожала в обычном московском роддоме, со всеми его «прелестями» — стимуляцией, обезболиванием, шитьем «на живую», послеродовой инфекцией, — в общем, все 33 удовольствия. Воспитывала ребенка в соответствии с мамиными и бабушкиными стандартами — кормление по режиму, на руки брать редко, дисциплина, режим… Все время ловила себя на мысли, что наверное можно как-то по-другому, не так, что мы все делаем неправильно. Когда дочке было 1.5 года, я узнала, что снова беременна и сразу решила, что буду искать альтернативу. Главное, я очень не хотела опять попасть в роддом. Мне казалось, что если я попаду туда снова, я просто умру. Я слышала, что есть клуб, где учат рожать дома в воду. Рожать в воду мне, честно говоря, не очень хотелось, но это было единственное место, где могли научить, как справиться с родами минуя официальную медицину. Так мы с мужем попали на занятия клуба «Здоровая семья».

С первого раза нас захватила атмосфера всеобщего братства и понимания. Вокруг были простые люди, с таким же образованием, как у нас, но сумевшие взять ответственность на себя, и родившие или собирающиеся рожать своих детей дома. Конечно, это было необычно, подкупало и многие моменты, которые поначалу казались странными, принимались просто на веру. Нам всячески внушали мысль о некой «продвинутости» всех, кто этим занимается, и любые сомнения объяснялись недостатком этой самой «продвинутости». Кому же захочется показать себя глупым и недалеким? Большая часть из вновь пришедших рано или поздно начинала верить, что они тоже «дошли» до такой степени понимания, что все принимают, и многозначительно хмыкать, если кто-то выражал сомнения в правильности, например, проныривания детей (он, мол, еще не дошел, не понял, бедняжка). Подкупало еще и то, что нам постоянно показывали фильмы, и приводили живые примеры, «вон посмотри, у этого ребенка был диатез, а после проныривания — исчез»; «у моих знакомых у ребенка был ДЦП, а теперь он крутит динамику, и двигается лучше всех — это потому, что его пронырял сам Чарковский». Если до кого-то доходили слухи, что все не так гладко, что в родах бывают осложнения, то нас уверяли, что это неправильно поданная информация, да проблемы были, но доблестные акушеры легко с ними справились, потому что в водных родах серьезных проблем не бывает. Если дети, которые нас окружали, начинали кашлять и чихать, нам говорили, что из них «выходят» болезни, в результате чего организм станет здоровее.

Нашей маленькой дочке очень понравилось смотреть, как родители крутят своих детей, и она стала просить папу, чтобы он ее покрутил так же. Нас предупредили, что динамической гимнастикой необходимо заниматься с рождения. Что у такого большого ребенка могут не выдержать связки, и чтобы мы все делали аккуратно. Но девочка на удивление воспринимала эти упражнения с удовольствием, весело смеялась и у нее ничего не болело. Наш папа потихоньку осваивал все «премудрости» этой гимнастики на нашей старшей, и поэтому, к рождению нашего малыша был полностью готов, чтобы начать с ним заниматься самому, не призывая на помощь инструкторов.

Наш малыш родился дома в ванной. Нельзя сказать, что роды были очень успешными — я опять довольно сильно порвалась, и мы еще полдня искали специалистов, которые помогли бы нас «зашить», однако по силе эмоциональных впечатлений, по степени легкости восприятия (через сутки я уже бегала по дому как заведенная), конечно не сравнить с роддомовскими. Нам очень хотелось, чтобы у нас все было, как у других «продвинутых» родителей, поэтому мы сразу же пригласили домой специалиста по беби-йоге, однако специалист был очень занят приехать не смог, а так как мы потихоньку начали заниматься с малышом сами, то впоследствии (через 3 недели) от его услуг отказались. Когда нашему малышу был месяц, мы первый раз пришли в бассейн, и с гордостью продемонстрировали свои «достижения». Действительно малыш не плакал при выполнении упражнений, папа все делал очень аккуратно, и наш герой даже улыбался, когда его переворачивали вниз головой. Нас ставили другим родителям в пример и показали более сложные упражнения.

Так и пошло. На протяжении всего первого года жизни мы занимались с нашим малышом динамической гимнастикой. Правда, после 7-ми месяцев он стал слишком тяжелым, и упражнения мы стали делать гораздо реже, чем раньше, хрупкой маме вертеть и бросать его было уже не под силу, однако папа ежедневно занимался с мальчиком по утрам перед уходом на работу и по вечерам, после прихода домой. В веселой возне всегда принимала участие наша старшая дочь, терпеливо ожидая своей очереди «полетать». Дети воспринимали эту гимнастику с радостным возбуждением, ждали ее и с удовольствием демонстрировали окружающим свои трюки. Как нам казалось, мы делаем все, чтобы наши дети были более крепкими, более гибкими и более смелыми, чем те, кто так не делает.

Первые сомнения у меня появились, когда ко мне в гости приехала подруга с 1.5-годовалым мальчиком. К этому моменту моему младшему было около 1-ого года, а старшей немного больше 3-ех лет. Посмотрев на наши упражнения, она удивленно спросила: «А зачем?» Я увлеченно стала ей рассказывать про гибкость, смелость, укрепление связок. Она пожала плечами и попросила мужа попытаться повторить часть упражнений со своим мальчиком. После непродолжительных уговоров ребенок согласился, и каково же было мое удивление, когда мальчик, с которым никогда ничего подобного не проделывали, оказался в состоянии исполнить почти все наши головокружительные трюки. Удовлетворенная подруга заявила — «Вот видишь! И стоило мучить ребенка столько времени, чтобы научить его делать то, что ему в жизни все равно не пригодиться! Он же не будет у Вас гимнастом. А гибкость зависит от чего-то другого, ведь мой мальчик не менее гибкий, чем твой, хотя мы и не тратили времени на ваши модные штучки!»

Конечно, один случай не мог поколебать нашей убежденности в своей правоте, но зародил кое-какие сомнения, которые заставили нас внимательнее присмотреться к своему окружению, и сделать выводы. Оказалось, что действительно, чем позже начинали заниматься с ребенком подобной гимнастикой, тем скорее он ее осваивал, и тем дольше она ему нравилась. После 1.5 лет, дети научившиеся говорить, занимавшиеся раньше с удовольствием (из тех, кто начинал с рождения), начинали находить более интересные занятия, чем вертеться у родителей на руках и находили удобные предлоги, чтобы этим не заниматься, (так же поступил и наш мальчик после 1-го года и 2 месяцев). Дети же, которые начинали заниматься такой гимнастикой после 10-ти месяцев, как правило, сохраняли к ней любовь до 2-3 лет (как наша старшая дочка).

Йога для младенцев

Все это выглядело несколько странным и не вязалось с тезисом, что динамическая гимнастика развивает в детях гибкость и выносливость. Однако сохранялась надежда на то, что мы все-таки заложили в детях запас гибкости, выносливости и смелости, которая пригодиться им в дальнейшей жизни.

Со смелостью мне пришлось столкнуться гораздо раньше, чем я начала сопоставлять происходящие события с динамической гимнастикой. Дело в том, что мой мальчик вырос совершенно не боящийся высоты. Так как у меня уже росла такая же смелая девочка, то я особо не волновалась, потому что дочка всегда чувствовала опасность, понимала, что такое высоко, и никогда не залезала туда, откуда не может спуститься сама, после первых неудачных опытов. Она училась на своих ошибках, и я ожидала такого же и от своего мальчика (тем более, что он же должен быть умнее — водное рождения, гимнастика и проныривание с первых недель жизни). Каково же было мое удивление, когда оказалось, что он не только не учиться, а наоборот, получает удовольствие от неудачных падений! Нам даже пришлось переставить мебель в квартире, потому что любимым развлечением сына стали прыжки со шкафа, на который он забирался с подоконника. (Напомню, что ему было в это время не больше года!). Он методично залезал и падал, залезал и падал, злился и снова залезал и это притом, что в доме была шведская стенка, кольца и турник, на которые можно было свободно залезать, и под которыми лежал мягкий мат, специально, чтобы дети не расшиблись!

Забегая вперед скажу, что повадки «парашютиста» не оставили сына до сих пор (ему уже 7), и летом мне приходится держать окна закрытыми, когда я ухожу из дома, потому что я неоднократно стаскивала его с подоконника (а живем мы на 9-ом этаже).

Таким образом «смелость» сына тоже оказалась под вопросом — нужна ли такая смелость ребенку. Дочка, по-моему, не менее смелая, однако повадок «парашютистки» за ней не замечено, она точно осознает меру опасности, хотя это не мешает ей лазить по деревьям.

Не менее обескураживающим для нас оказалось и такое поведение сына, которое знакомые мамы назвали «непробиваемостью». Где-то с 1.5 лет у нас появились большие трудности в управлении ребенком. Его никаким образом нельзя было остановить! Любые меры воздействия — строгий голос, окрик, даже легкий шлепок — вообще никак не действовали на ребенка, — он продолжал делать то, что делал и, как нам казалось, даже не осознавал, что на него сердятся. Его невозможно было никак наказать, потому что не было ничего, что бы могло на него подействовать. На него не действовали никакие эмоциональные стимулы «мама сердится», «мама расстраивается», «мама плачет» — что всегда срабатывало при общении со старшей девочкой в его возрасте. Он равнодушно занимался своими делами, если мама с ним не разговаривала — еще один бесспорный аргумент в отношениях с дочкой. Его не сердили легкие шлепки, — воспринимал как игру, его вообще невозможно было вывести из спокойного состояния, а когда он из него выходил, то и успокоить его не мог никто! И это мой любимый, заласканный мальчик, которого я продолжала еще кормить грудью, которого носила весь первый год на себе в кенгурушке, которому, как мне казалось я отдала всю себя, даже вывернувшись ради этого наизнанку!

Надо сказать, что тут наши амбиции быстро стали сдавать, и мы поняли, что если не обратимся к специалисту, то в дальнейшем нам будет все труднее и труднее. Подруги посоветовали хорошего детского психолога. Кропотливо, шаг за шагом, мы по крупицам восстанавливали доверие маленького человечка, у которого сами украли детство. Как сказала нам психолог, мы еще вовремя обратились (я еще не перестала кормить грудью), потому что чем старше ребенок, тем труднее справиться с последствиями неправильного обращения в младенческом возрасте. Просто наш сынок оказался слишком чутким, и стал «выдавать» нам изменения в поведении достаточно рано, а контраст с сестрой оказался слишком заметен.

С тех пор прошло уже 5 лет. Мы до сих пор иногда консультируемся у детского психолога, хотя давно уже научились общаться со своими детьми. Мой мальчик не остался «железобетонным» и непробиваемым, наоборот, он очень нежный и чуткий. Но кругом, я периодически вижу детей с теми самыми чертами «непробиваемости», которых нам удалось счастливо избежать. Как вы можете догадаться, это дети, которым в детстве крутили «динамику».

Если Вы сочтете, что мы счастливо отделались, то будете не правы, потому что специалисты помогли сгладить урон, нанесенный психике, а как исправить урон нанесенный телу? Те самые связки о гибкости и эластичности которых мы так заботились, сейчас, к 7-ми годам оказались окостеневшими! Наш мальчик не самый гибкий в классе, как мы надеялись, а, наоборот, с трудом гнется, особенно в области ног и рук. По наблюдениям учителя физкультуры, в классе четко выделяется группа детей, которым в детстве перенапрягли связки и суставы — это бывшие «динамисты». И самое обидное, что всего этого можно было бы избежать, если бы мы не спешили быть как все! С нашей старшей девочкой ничего подобного не происходит и мы за нее рады.

Хочу закончить призывом к родителям, которые еще только раздумывают, делать или не делать эту модную гимнастику. Подождите! Подумайте! Если это вам так нравится, научитесь этому позже, когда ребенок уже окрепнет (как случилось с нашей старшей дочкой) Ваш малыш всему научится за 1-2 дня и еще порадует родителей. Не спешите калечить своих детей!

Катерина Енютина,биолог, мать двоих детейИсточник стаьи: rojana.ru

kengurusha.ru

ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА, БЕБИ-ЙОГА

poisk-ru.ru

Поиск Лекций

Динамическую гимнастику проще и надежнее освоить с инструктором. При отсутствии такой возможности, вы можете обучиться динамической гимнастике у тех родителей, которые уже освоили ее и успешно занимаются со своим ребенком. Верный признак того, что они все делают правильно – это позитивное восприятие занятий ребенком. Привыкшие к динамической гимнастике, натренированные груднички смеются во время занятий, просят еще. Если же рядом с вами нет никого, кто освоил динамическую гимнастику, это тоже не препятствие для занятий. Начинайте ежедневно по несколько раз поднимать ребенка за ножки и за ручки, чтобы его связки и его психика привыкли к нагрузке, добавляйте все более сложные связки, усложняйте движения по мере того, как ребеночек привыкает к освоенному, и постепенно осваивая комплекс упражнений самостоятельно, наблюдайте за реакциями ребенка. Помните, что поначалу новорожденные реагируют на новые движения криком, но по мере адаптации, готовы делать больше и больше, к новому упражнению привыкая за несколько дней, а время, комфортное для каждого нового упражнения, дают увеличивать постепенно. Относитесь к этому как к игре, и не сомневайтесь в своих силах – я знаю много родителей, которые обучились этому просто по фотографиям, рисункам, инструкциям и видеоматериалам, и очень даже хорошо. Главное правильно освоить первоначальные захваты за кисти рук и голеностопные суставы, вы можете посмотреть их на фото. Бывает, я не имею возможности приехать на послеродовый период к родившей соло паре, и приезжаю к ним много позже, например, после трех месяцев от родов, и вижу, что мне даже особо нечему их учить, кроме корректировки захватов, которые зачастую при самостоятельном обучении упускаются.

Занятия динамической гимнастикой можно начинать с самых первых же дней после рождения. Чтобы не создавать чрезмерную психофизическую нагрузку на ребенка, лучше начинать постепенно. При постепенном подходе время полного освоения комплекса упражнений ребенком только сокращается. Если вы будете сразу заниматься подолгу, не обращая внимания на реакции ребенка, то ребенок не сможет воспринимать это как игру, и вы не разовьете взаимопонимание со своим ребенком. После того, как ребенок привыкнет к тому, что вы поднимаете его за ножки и за ручки, отпускайте одну ножку и держите его некоторое время за одну ножку и за одну ручку, а также увеличивайте время держания за обе ножки и обе ручки. Сразу осваивайте позу лягушечки, потому что она привычна для новорожденного с утробы и очень успокаивает его. Писать об этом подробно не вижу смысла, так как лучше обучаться наглядно.

Динамическая гимнастика делает тело ребенка симметричным, устраняет родовые зажимы, искривления, укрепляет мышцы и связки, развивает интеллект и взаимопонимание с родителями на невербальном уровне, то есть устанавливает фундамент отношений, создает связи, которые помогут впоследствии в воспитательном процессе. Она дает море положительных эмоций ребенку, дает ему почувствовать свободу движений, раскрепощенность тела до того, как он научиться ходить.

Маме динамическая гимнастика помогает восстановить тело после родов, укрепить мышцы, устранить ощущение внутреннего конфликта между тем, чтобы уделять внимание собственному развитию и развитию ребенка, гармонизирует отношения с ним, устраняет послеродовую депрессию, выстраивает крепкую основу для совместного ведения активного образа жизни.

СВОБОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Познание мира и самого себя ребенком поначалу очень крепко завязано с развитием тела, с органами движения и органами восприятия. Огромное море информации о себе и о мире новорожденные получает через свободу своих движений, зрительные образы, тактильные ощущения, разнообразие звуков и через оральное восприятие. Ребенок пробует ртом все предметы, получая огромный спектр информации о вкусе, структуре, форме, влажности, твердости, температуре, объеме предмета. Это развивает его интеллект, выстраивает устойчивые мозговые связи. У него развивается связь вкуса с запахом, и он понимает: то, что плохо пахнет, не вкусно, не пригодно в пищу. Если детям давать в первый год исследовать различные предметы через рот, то потом он не будет восполнять этот пробел на улице, поедая песок, окурки. Начиная с момента, как у ребенка прорежутся зубки, ему надо давать возможность грызть твердые фрукты и овощи, пробовать на вкус, испытывать новые вкусовые ощущения.

В первые 5-7 лет прорабатывается I базовая перинатальная матрица, и ребенку важно давать все возможности для творческого развития. На этом этапе надо поощрять инициативу во всем, что ребенок может сделать сам. Ближе к году жизни уже можно не делать все за ребенка по первому требованию, а давать ему возможность сделать самому. А если он не может сделать что-то сам, то тоже не торопитесь выполнять все, предотвращая его просьбы, стимулируя развитие речи. Ребенку надо учиться объяснить словами, что он хочет, а если его понимают без слов и у него все есть, то зачем же ему говорить? Ваша помощь должна быть гибкой и адекватной тому факту, помогает ли она развитию творческих и исследовательских способностей, либо ограничивает их посредством чрезмерной опеки и навязчивой помощи. Творческие способности развиваются в условиях определенной степени свободы. По-возможности не обуславливайте его познание какими-то рамками, в том числе логическими, социальными. От этой свободы восприятия на раннем этапе мышление у детей структурируется качественнее, и логика и социализация получат для своего развития более основательную базу. А пока он мало, давайте ему возможность исследовать мир во всех красках. Может быть, какие-то из этих красок уже не видите и вы. Какие-то способности у ребенка сворачиваются позже по причине того, что в мире они сейчас не известны, и у взрослых отсутствуют, а потому не поддерживаются у детей. Но если вы их еще и подавите слишком ранним и настойчивым описанием мира, жесткими требованиями, то вы подавите импульс для развития различных способностей.

Разработано много методик раннего развития, например, таблички Глена Домана для развития образного мышления, зрительной памяти и интеллектуальных способностей ребенка. Их можно применять с раннего детства, в первый год жизни. После методики Глена Домана хорошо применять методики Зайцева, Никитиных. Существует методика раннего развития Монтессори. Она предполагает наиболее мягкий и бережный подход к исследовательским способностям ребенка и при глубоком применении ее принципов очень хорошо раскрывает потенциал растущего человека. Эта методика разработана очень глубоко и подробно, есть много интересных обучающих пособий, игр, игрушек. Ее спектр внимания охватывает весь период развития ребенка. Детально разработаны пособия для детей, гибкие схемы для обучения школьников – по всем предметам, классам, и далеко выходя за рамки школьной программы. Поняв принципы этой методики, я обнаружила, что могу применять их не только для ребенка, она подходит как образ восприятия мира, и я стала применять эти принципы для себя самой, как подспорье по самообразованию и познанию мира. Хорошие – эффективные и глубоко разработанные методики развития детей – это методика Щетинина и Вальдорская школа.

Но уже сразу после родов вы можете помочь ребенку раскрыть его потенциал путем гармоничного воздействия на его тело – на органы восприятия и движения. Органы восприятия получают точек для развития с помощью музыки, поглаживаний, массажей, танца, визуальных впечатлений, разнообразия тактильной информации (даже информации о горячем и острых предметах), вкусов пищи, получаемых сначала с молоком матери, разнообразных запахах. Нервные связи у новорожденного хорошо стимулируются беби-йогой, динамической гимнастикой, плаванием, нырянием, закаливанием. Небольшие физиологические стрессы полезны для психики, они предусмотрены самой природой и стимулируют обменные процессы, активизируют различные функции организма, пробуждают его.

Расправление и мягкий массаж суставов и мышц новорожденного посредством беби-йоги и динамической гимнастики способствуют освобождению от мышечных зажимов, полученных ребенком во время родов. Небольшие родовые травмы младенец может получить и во время естественных и мягких родов, потому что рождение само по себе – это все-таки некий стресс, глубокое изменение внешнего и внутреннего состояния ребенка, его окружающей среды, происходящее в очень сжатые сроки. Поэтому остеопатическую правку, каковой является беби-йога при мягком и нежном исполнении, полезно делать и после домашних родов. Эти зажимы не так опасны, как родовые травмы, нанесенные чрезмерными врачебными манипуляциями, однако все родовые стрессы, даже физиологические, естественные, желательно убирать, помогая ребенку выровнять тело и освободить сознание от болезненных воспоминаний, «разотождествиться» с ними. Мало встречается женщин, настолько готовых к родам, чтобы родить ребенка совершенно мягко, без всяких зажимов, без передачи в родах страха смерти. Особенно важную роль в разотождествлении с полученным в родах страхом играет динамическая гимнастика, беби-йога и акватерапия после больничных родов, произведенных с применением окситоцина, анестезии, искусственных манипуляций, ускоряющих процесс родов. Важна правка новорожденного и после стремительных родов, если они сопровождались разрывами. Править важно и после кесарева, ведь, когда ничего не подозревающего ребенка вытаскивают из разреза, поворачивают для того, чтобы удобней было достать, он получает психологическую травму, а зачастую и физические вывихи. Мне приходилось править кривошею, проявившуюся у полугодовалого ребенка как раз после такого случая. В полгода это еще реально заметить и исправить, но лучше это делать в первые дни после рождения, когда память о родах свежа и сверху не наложились последующие искаженные переживания.

ПОЛЗАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС

Через час-два либо в течение суток после родов проверяются 6 основных рефлексов ребенка. Шаговый, сосательный, ползательный, хватательный, плавательный, нырятельный рефлексы. Эти рефлексы важно проверить, поддерживать и тренировать после родов. Поддержание этих рефлексов с рождения способствует физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка. Рефлексы эти присутствуют у здорового ребенка после рождения и сворачиваются, если им не уделять должное внимание. Если же их ежедневно стимулировать, то ребенок тренируется, и его физическое и интеллектуальное развитие получает мощный импульс и происходит в полной мере и поэтапно. На эту тему рекомендую почитать исследования нейрофизиолога Глена Домана о возможности стимулирования активности мозга детей от 0 лет.

Сразу после рождения ребенок может ползать. Если ребенка выкладывать спать на животик, то он может прекрасно тренировать ползательный рефлекс сам, когда проснется. С первых же дней ребенок хорошо ползет на животе, если подталкивать его немного под ступни. Лежа на животе, он отталкивается от ваших рук, выпрямляя ноги. Сначала – перемещая две руки и две ноги одновременно, далее, по мере развития, перемещая то правую, то левую руку, то правую, то левую ногу. Далее он начинает опираться на ладони, приподнимает верхнюю часть туловища. Потом он поднимается на колени и ползет, опираясь на ладошки и на колени. Хорошо, если после этого ребенок проходит стадию ползания на четвереньках, как животные, опора ногами на коленки заменяется опорой на всю ступню ног, коленки при этом освобождаются и поднимаются вверх. И если ребенка тренировать, то он проходит этот этап ползанья на ладошках и на ступнях. Для этого, начиная с рождения, нужно ежедневно ставить ребенка в позу, показанную на рисунке «Тренировка тазобедренных суставов новорожденного. Иллюстрация 1». Эта поза является профилактикой дисплазии, хорошо разрабатывает тазобедренные суставы, поэтому ребенку потом нетрудно опираться на ступни при ползании. И он с радостью это делает, ведь это позволяет ему легко маневрировать в переходе с ползанья на прямо хождение, беспрепятственно вставать и снова возвращаться на четвереньки. Защищая его от падений, это дает ему уверенность и устойчивость при переходе на ноги. Эта естественная стадия возможна и закономерна лишь при условии хорошей тренированности ребенка и гибкости тазобедренных суставов. Такое органичное перемещение с ползанья на хождение хорошо развивает у ребенка опорно-двигательный аппарат, нервные связи, отвечающие за координацию, мышцы ног, помогая ему крепко стоять на ногах и не падать все первые годы жизни. Проходя все стадии развития двигательного центра мозга, ребенок получает хорошую базу для развития интеллектуальных способностей. Для того чтобы ребенок прошел стадию ползанья на обеих ступнях, важно начинать развитие тазобедренных суставов именно с самого рождения. Если не лениться и ежедневно ставить его ножки на ступни, когда он лежит на животике, то он успеет подготовиться как раз к моменту, когда ему особенно потребуется гибкость в ногах. Для усиления эффекта при этом можно совершать мягкие покачивания из стороны в сторону, имитируя движения, сопровождающие ползание. Если ребенку больно так делать, значит, есть проблема с тазобедренными суставами. Тем важнее практиковать это ежедневно – мягко и понемногу, – столько, сколько позволяет ребенок.

Если ваш ребенок упал с кровати, не стоит поднимать панику. Его мозг находится в жидкой среде, и это защищает ребенка от сотрясений мозга. Чем младше ребенок, тем меньше шансов ему получить сотрясение мозга при падении. Череп же у ребенка состоит преимущественно из хрящевой ткани, что защищает кости ребенка при падении. Природа и в этом плане очень гармонично защищает детей от травм. Во избежание падений, вы можете спать с ребенком на полу, это безопасно для вашего ребенка на стадии, когда он начинает ползать и ходить, и это полезно для вашей и его спины. Очень удобная мебель – несколько ковров, лежащих один на другом. Они не слишком твердые и не слишком мягкие.

 

БЕБИ-ЙОГА

Если динамической гимнастике можно обучиться самостоятельно, и это не затребует много усилий, то беби-йоге обучается далеко не каждый, даже с постоянно находящимся рядом инструктором. Здесь важна интуиция, способность чувствовать ребенка, определенный дар править. Это ведь настоящая тонкая и интенсивная правка новорожденного, наподобие мануальной терапии. Делать это можно, только если вы и сами имеете большой опыт в занятиях хатха-йогой. У каждого ребенка своя гибкость. Она зависит от гибкости мамы, ее занятий хатха-йогой и пранаямой во время беременности, ее питания, отсутствия в ее рациона соли, мясной пищи, от мягкости родов и от генетических предпосылок. Особенно же гибкость зависит от психологического состояния родителей, от их душевной гибкости, наличия у них психических травм и внутреннего напряжения. Я не сторонница беби-йоги с усилиями, с преодолением сопротивления ребенка, ведь устранив зажим на физическом плане, вы можете нанести ему еще большую травму на уровне тонких тел посредством насилия. Делать беби-йогу следует лишь настолько, насколько она расслабляет малыша. Это вы можете оценить по облегченной серии вздохов (как бывает у детей постарше после слез) и по тому, что ребенок во время йоги засыпает, а если прекращаешь делать, то «просит дальше», начинает сам изгибаться, пытаясь принять ту или иную асану, плакать, проявлять беспокойство, которое тут же уходит, если мы возобновляем с ним занятия беби-йогой.

Беби-йога устраняет защемления нервов, сосудов, раскрепощает суставы, связки. Когда делаешь беби-йогу в первые разы, то может посинеть та часть тела, что подвергается растяжению. Ноги, ручки, и даже головка. При спокойной реакции ребенка это совершенно не страшное явление, и даже нормально. Но правильно выполненные упражнения, освобождая от напряжения, постепенно устраняют телесно-энергетические зажимы, и при последующих повторениях те же самые упражнения уже не приводят к посинению ребенка. Что свидетельствует о качественной проработке данной зоны.



Смотрите также