Бодрящая гимнастика харченко


Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста (по Т.Х. Харченко)

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

  • Лепим Буратино (с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа)

       Проводится в постели. Звучит медленная спокойная музыка.       Воспитатель. Дети, у каждого из вас есть любимая иг­рушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выпол­няйте все предложенные мной задания.(Все упражнения выполняются из и. п. лежа на спине.)  

       «Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить четыре раза; темп уме­ренный.

        «Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с на­жимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

        «Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. По­вторить три раза; темп умеренный.

        «Лепим нос». Указательными пальцами энергично провес­ти по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп бы­стрый. В конце упражнения показать длинный нос Бура­тино и слегка его подергать.

       Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Повторить четыре рази.

        «Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подергать за уши.

       «Лепим руки». И. п. — лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз.  Погладить правую руку. То же повторить левой рукой. Повторить еще раз; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

       «Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начи­нают выполнять задание с левой руки, девочки — с правой. Каждый ребенок выполняет в индивидуаль­ном темпе.

       «Лепим ноги». И. п. — лежа на спине. Похлопать обеи­ми руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и также погладить ее. Повторить пять раз; темп умеренный.

       «Веселый Буратино». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить пять раз; темп уме­ренный.

Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 — вдох. 2—4 —выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». По­вторить три раза; темп медленный.

 

  • Веселые ребята (с элементами дыхательной гимнастики)

Проводится в постели.

       «Проснулись». И. п. — лежа на спине. Потянуться в по­стели всем телом, руки над головой тянутся вверх, но­сочки — вниз. Потянуться — вдох, расслабиться — вы­дох. Повторить пять раз; темп медленный.

        «Красные ушки». И. п. — лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30—60 с). Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

       «Смешной живот». И. п. — лежа на спине, руки на животе. Вдох — напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох — втянуть живот. Вернуться в и. п. Повто­рить пять—семь раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.

       «Растягиваем позвоночник». И. п. — лежа на спине, руки   вдоль   туловища.   Колени   подтянуть   к  животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счет до десяти. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

        «Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начи­нают выполнять задание с левой руки, девочки — с правой.

       «Давай подышим». И. п. — лежа на спине, руки на грудной клетке.   Вдох   носом   —   грудная   клетка   расширяется. Выдох — шумно, через нос. Повторить пять—семь раз; темп умеренный.

       «Прогнулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуть тело — вдох. Вернуться в и. п. — выдох.Повто­рить пять раз; темп умеренный.

       «Играем». И. п. — сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покрасне­ния и ощущения тепла. Вернуться в и. п. То же проделать с левой стопой. Каждый ребенок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

       «Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произ­несением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочередно постукивать по крыльям носа.

(Дети встают с кроватей и выполняют закаливающие про­цедуры.)

 

  • Забавные художники (с элементами самомассажа)

   Проводится в постели.

       Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень люби­те рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела.

           «Готовимся рисовать». И. п. — лежа на спине. Зажмурить­ся, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повто­рить пять раз.

     «Рисуем головой». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз.Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.Указание', не делать резких движений головой.

      «Рисуем глазами». И. п. — лежа на спине, руки вдоль ту­ловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

      «Рисуем руками». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой,затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.

   «Устали руки». И. п. — лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и. п. Повторить четыре раза; темп умеренный.

   «Рисуем локтями». И. п. — лежа на спине, руки к пле­чам. 1—4 — круговые движения локтями вперед. 5—8 — круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.

   «Рисуем ногами». И. п. — лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выпол­нить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание: тянуть носочки.

    «Художники отдыхают». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и. п. Поворот туловища налево. Вернуться в и. п. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.

   «Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).

    Воспитатель. Вот мы и закончили работу с крас­ками. Мы хорошо потрудились, но испачкались. Нам необходимо вымыть руки и ноги.

(Дети встают с кроватей. Проводятся закаливающие про­цедуры.)

 

  • Добрый день! (с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики).

Проводится в постели

Воспитатель.Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.Глазки вверх мы поднимали, глазки вниз мы опускалиИ моргали, и моргали.Глазки, глазки, добрый день!Просыпаться нам не лень!Ушко правое ладошкой,Ушко левое ладошкой      Все погладили, ребятки,И подергали немножко?    Ушки, ушки, добрый день!Просыпаться нам не лень! Щечку правую ладошкой,Щечку левую ладошкой  все погладили, ребятки,И похлопали немножко? Щечки, щечки, добрый день!Просыпаться нам не лень! С ручкой правой поиграем,С ручкой левой поиграем — пальчики соединяем,         

А потом разъединяем.Ручки, ручки, добрый день! Бить в ладоши нам не лень! Ножку правую ладошкой,Ножку левую ладошкой все погладили, ребятки,И потопали немножко? Ножки, ножки, добрый день!                                                    

Дружно топать нам не лень!Значит, будем просыпаться,          

Умываться, одеваться!

        (Дети встают с кроватей. Воспитатель предлагает детям поиграть в какую-либо игру по их желанию. Затем проводятся закаливающие процедуры.)

     

 

 

 

 

 

       Источники.

Харченко Т.Е.  Бодрящая    гимнастика    для    дошкольников. —  СПб.:()()() «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96 с.

 

 

 

nsportal.ru

Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна | Современные педагогические технологии

Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Широкова Наталия Владимировна

Организация: МАДОУ «Детский сад №8»

Населенный пункт: Пермский край, г. Кунгур

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам  здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Одна из форм оздоровительной работы – гимнастика после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Общие задачи  гимнастики:

  1. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
  2. Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
  3. Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур. Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года.

Во время проведения гимнастики после сна целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них положительное настроение, вселяет бодрость. Радость, помогает ритму движений. Облегчает их выполнение. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека.  Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием.

Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или хорошо проветренном помещении), в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

  • разминка в постели и самомассаж;
  • гимнастика игрового характера;
  • гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
  • пробежки по массажным дорожкам;
  • самостоятельная;
  • лечебно-восстановительная;
  • музыкально-ритмическая.

Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенные задания. Пробуждение детей должно происходить под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

«Весёлый зоопарк»

(Гимнастика игрового характера).

Проводится в постели.

Воспитатель: Дети отгадайте загадку.

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышатами поживиться

Любит рыжая…

1.«Хитрая лисичка». Улыбнуться как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.

2.«Филин». И.п. – лёжа на спите, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторять четыре раза; темп медленный.

3.«Ловкие зайчата». И.п. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги. Пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и.п. Повторять пять раз; темп умеренный.

4.«Сильный слон». И.п. – лёжа на спине; ноги согнуты в коленях. 1 – 3 – имитация ходьбы. 4 – вернуться в исходное положение.(30 сек.). Темп умеренный.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышают иммунитет.

«Лепим Буратино»

(С элементами точечного массажа).

Проводится в постели, по спокойную, медленную музыку.

(Все упражнения выполняются из и.п. лёжа на спине).

«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу с середины к вискам. Повторить три раза, темп умеренный.

«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.

«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторять четыре раза; темп быстрый.

Продолжаем «Лепим уши», «Лепим руки», «Лепим руки», «Лепим ноги» и т.д.

В конце упражнения дыхательное упражнение «Молодцы». 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо - лод - цы». Повторить три раза; темп медленный.

В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую гимнастику, и, конечно же, дыхательную гимнастику.

«Весёлые ребята».

Проводятся в постели.

«Проснулись». И.п. – лёжа на спине. Потянуться в постели всем телом. Руки над головой тянутся вверх,  носочки – вниз. Потянуться – вдох, расслабиться – выдох. Повторять пять раз; темп медленный.

«Красные ушки». И.п. –лёжа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30 – 60 с.). Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«Смешной живот». И.п.- лёжа на спине, руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Вдох – втянуть живот. Вернуться в и.п. Повторять пять – семь раз; темп медленный. Вдох через нос, выдох через рот.

«Играем». И.п. – сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и.п. То же проделать с левой стопой. Каждый ребёнок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.

«Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочерёдно постукивать по крыльям носа.

(Дети встают с кровати и выполняют закаливающие процедуры).

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.

Далее дети переходят опять в «Теплую» комнату, где выполняют, например, несколько физкультминуток или комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они тоже выполняются в течение 2-3 минут.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.

 Литература:

1. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012

 2. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, учебное пособие под редакцией С. А. Козловой, Москва Academia, 2002.

Опубликовано: 28.09.2016

www.pedm.ru

Коспект бодрящей гимнастики после сна

Данные об авторе

Автор(ы): 

Сироткина Оксана Анатольевна

Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №14"

Регион: 

Ленинградская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

дошкольное образование

Целевая аудитория: 

Воспитатель

Предмет(ы): 

Валеология (здоровый образ жизни)

Цель урока: 

Цель: показать значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемая методическая литература: 

"Бодрящая гимнастика для дошкольников" Т.Е. Харченко

Используемое оборудование: 

Ребристая поверхность, кегли, коврики с разной поверхностью.

Краткое описание: 

Охрана и укрепление здоровья.

Конспект открытого занятия по теме: «Чтобы быть здоровыми»

 

Цель: показать значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил.

Задачи:

1 Охрана и укрепление здоровья.

2. Полноценное физическое развитие.

3.Своевременое формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствовать всех функциональных систем организма.

 

Проводится в групповой комнате.

Воспитатель:   Кто, кто в этой спальне живет?

                         Кто, кто вместе с солнышком встает?

                         Это Сони, Саши, Вани- все проснулись,

                         С боку на бок дружно повернулись,

                         Вдруг откинув одеяло, улыбнулись

                         И сказали дружно-дружно:

                        « Мы проснулись»

 

(Звучит музыка. Дети встают потихоньку с кроватей и проходят в группу.)Задания выполняются на «Дорожке здоровья»

  • «Дорожка здоровья»: ходьба по ребристой поверхности, ходьба « змейкой между кеглей ; ходьба по коврикам с шипами; прыжки на двух ногах из обруча в обруч; бег друг за другом по кругу. ( после выполнения заданий на «Дорожке здоровья» дети садятся на пол в круг и выполняют самомассаж ступней ног ( по показу воспитателя)
  • Массаж ступней. Основными приемами массажа ступней является поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру  нужно с трех поглаживаний. Затем можно перейти к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам. После поглаживания и растирания- поколачивание ступней. Для выполнения этого упражнения необходимо 8-10раз слегка ударить по ступне тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием проводится по направлению от пятки к пальцам и обратно. Заканчивается массаж поглаживанием каждой ступни.
  • Дыхательное упражнение: «летят самолеты» через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произносят звук (у). Выдох удлинен.

Указание: учить детей дышать в темпе 3-6с, короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох.

Воспитатель:   Наши ножки сил полны,

                          И теперь нам не страшны

                          Лесенки и горки.

                          Заниматься спортом.

                        Очень любит детвора.

                        На прогулку нам пора.

(Дети одеваются)

www.openclass.ru


Смотрите также