Болтушка артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое.  А вот зачем тренировать язык? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Недостатки произношения отягощают эмоциональное состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Сначала, артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Артикуляционная гимнастика. Звук С.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху

Артикуляционная гимнастика. Звук З.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

 Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

 Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным

 Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.

Название упражнения,

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

 Артикуляционная гимнастика. Звук Л.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

 

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

Название упражнения

Описание упражнения

“Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка”

Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек”

Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет”

Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик”

Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

 

 

 

   

loggg.ru

Нетрадиционные способы постановки звука [Р] - Сайт учителя

Съёмщикова Татьяна Алексеевна

учитель-логопед высшей категории

МАДОУ комбинированного вида

«Детский сад № 8 Динского района»

ст. Динская, Краснодарского края

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

            Упражнение «Веселый дождик»        Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.        Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д…         (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)        На цветок –т-д,т-д…                                                (левой рукой изобрази цветок)        И на дорожку т-д,т-д….                                         (из левой руки сделай дорожку)        Застучал по крыше он- -т-д,т-д….        И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д…          (дождик пошел сильнее).        

        Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

        Упражнение «Песня Крокодила Гены»        Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

        Способы постановки звука [Р]:

        1 способ постановки звука [Р]:

        Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

        Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] на вдохе.

        Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

4 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] из межзубного положения.

        Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.        • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».        • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.        • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)        • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

        Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

6 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р]от звука [З].

        Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.        Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].  Желаю успехов в его применении!

7 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] от звука [Ж].

        Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.        Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. 

        После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

sites.google.com

1. Артикуляционная гимнастика

ББК74.3 К 64

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха­тельно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольни­ков. 2-ое издание дополненное. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.

ISВN 5-296-00213-Х

В пособии изложен комплекс упражнений артикуляцион­ной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тет­радей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространен­ных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органич­но сочетающихся с артикуляционными.

Пособие предназначено для работы логопедов и родите­лей с детьми.

ББК 74.3

©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необхо­димо ежедневно по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж­нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняют­ся от 5 до 10-15 раз).

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

  1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько се­кунд.

  2. Жевательные движения с сом­кнутыми губами.

  3. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

  4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя че­люсть стоит на нижней, губы

в улыбке. рис

II. Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),

2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») -

вытягивание губ вперед, (рис. 2).

3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ­ БОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы­полняются также с сомкнутыми гу­бами).

  1. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

  2. Вытягивание нижней губы под верхнюю.

III. Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» - движения языком

вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево, (рис.4).

Рис.4

  1. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз, (рис. 3 а,6).

  1. Круговые движения языком.

  1. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелка­нье) языком.

Рис.

а)

б)

Рис.2

  1. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на ниж­ней губе, (рис. 5).

  2. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряжен­ный язык высунут вперед, (рис. 6).

  3. «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

  4. «ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7).

10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе, (рис. 8).

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спин­ки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК» - а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке; б) пошле­пывание широкого расслабленно­ го языка («ЛОПАТКА») расслаб­ ленными губами.

Рис. 8

Рис.5

Рис. 6

Рис.7

studfiles.net


Смотрите также